Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Земля как природный ресурс
Земля – это основной вид природного ресурса, который
является незаменимым средством производства в сельском и
лесном хозяйстве.
Свойства земли разделяют на две группы: воспроизводимые и
невоспроизводимые.
Воспроизводимыми считаются плодородие почв, водный
режим, геоботанические, гидрографические условия.
Невоспроизводимыми
являются
многие
ландшафтные
характеристики, показатели рельефа, растительности и ряд других.
Признание указанной зависимости предполагает решение
следующих принципиальных задач:
а) изучение и полный учет качественных способностей
земельных ресурсов, их объективную социально-экономическую
оценку;
б) соблюдение экологической безопасности использования
земельных и других природных ресурсов посредством сокращения
неблагоприятного производственного воздействия;
в) удовлетворение
материальных
и
социальных
потребностей общества исключительно на основе улучшения и
охраны земельных и других природных ресурсов, в пределах их
возобновляемости.
Таким образом, рациональное использование земельных
ресурсов неотделимо от их охраны при комплексном подходе к
развитию зональных природных систем.
Государственный земельный фонд
Вся территория Российской Федерации представляет собой
Государственный земельный фонд.
По состоянию на 2000 год земельный фонд Российской
Федерации составлял 1709,8 млн. га.
Земельный фонд как объект хозяйствования характеризуется
следующими показателями:
■ распределением
земель по целевому назначению (категориям);
■ распределением земель по видам и формам собственности;
■ распределением по землевладениям, землепользованиям и земельным
участкам;
■ классификацией земель по угодьям.
Важнейшей
формой
Государственного земельного
земель по категориям.
организации
использования
фонда является распределение
Весь земельный фонд РФ
составляет 1709,8 млн. га
(+ 2,6 млн.га - Крым)
Распределение земельного фонда Челябинской области по категориям
Земельным законодательством предусмотрены следующие
категории земель.
Земли сельскохозяйственного назначения, к которым
относятся все земли, предоставленные для нужд сельского
хозяйства или предназначенные для этих целей в соответствии с
территориальным планированием. Их общая площадь составляет
406,9 млн. га, или 23,8% государственного земельного фонда.
Земли сельскохозяйственного назначения могут быть
предоставлены колхозам, кооперативным хозяйствам, акционерным
обществам
и
товариществам;
государственным
сельскохозяйственным предприятиям, научным и учебным
сельскохозяйственным учреждениям; крестьянским (фермерским)
хозяйствам, а также для ведения подсобного сельского хозяйства,
садоводства и огородничества.
Земли поселений, к которым относятся территории,
предназначенные для размещения и строительства городов,
поселков и сельских поселений. Основным назначением данной
категории является удовлетворение всесторонних жилищных,
производственных, социальных и культурно-бытовых потребностей
местных жителей, а также градостроительных нужд в целом.
Поскольку функциональное предназначение земель поселений
различно, то в соответствии с генеральными планами или
проектами планировки в состав этих земель входят:
■ земли
застройки;
■ земли общего пользования;
■ земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;
■ земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историкокультурного назначения;
■ земли занятые лесами, а в городах – городскими лесами;
■ земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания и иного
назначения.
Землями поселений являются все земли в пределах городской
(поселковой) черты, то есть внешней границы, установленной в
порядке землеустройства. Их общая площадь составляет 18,8 млн.
га или 1,1% земельного фонда Российской Федерации.
Земли промышленности, транспорта, связи и иного
несельскохозяйственного назначения. В эту землю входят особые
земельные участки промышленных предприятий, организаций
связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и
обороны, а также линейные отводы транспортных магистралей.
Целевое назначение этих земель различно и соответствует целям и
задачам функционирования соответствующих предприятий и
организаций.
Общая площадь земель этой категории – 17,7 млн. га, что
составляет 1,0% территории страны.
Земли особо охраняемых территорий и объектов. К этой
категории относятся территории природоохранного, природнозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историкокультурного назначения с установленными особыми правовыми
режимами. В силу особого экологического предназначения эти
участки полностью или частично изъяты из хозяйственного или
гражданского оборота.
По данным государственного учета площадь земель
природоохранного назначения составляет 31,6 млн. га, или 1,9%
земельного фонда страны.
Земли лесного фонда. В эту категорию входят лесопокрытые
территории, а также территории, не покрытые лесом, но
предназначенные для ведения лесного хозяйства. Основным
целевым назначением этих земель является производство
древесины, сохранение и восстановление леса как важнейшего
элемента окружающей среды и жизнедеятельности человека.
Земли лесного фонда – самая обширная категория. Их
площадь составляет 1080,0 млн. га, или 64,1% Государственного
земельного фонда.
Лесной фонд состоит из лесов государственного назначения и
ведомственных лесов. Государственные леса находятся в ведении
государственных органов лесного хозяйства, а ведомственные леса
предоставляются лесохозяйственным, сельскохозяйственным и
иным негосударственным предприятиям в бессрочное пользование.
Земли водного фонда. К этой категории относятся территории,
занятые водоемами, ледниками, болотами (за исключением
тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими
водохозяйственными сооружениями, а также земли по полосам
отводов водоемов, магистральных каналов и коллекторов. К землям
водного фонда относятся также земли, используемые для
удовлетворения
питьевых,
бытовых
нужд
населения;
водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных,
промышленных,
энергетических
и
иных
общественных
потребностей.
Целевое назначение земель водного фонда может быть
различно, поскольку водоемы, береговые полосы и другие
земельные участки используются многими субъектами. С
землепользованием связано право водопользования, ловли рыбы,
транспортировки грузов, строительства и т. п.
Общая площадь земель водного фонда составляет 27,4 млн. га,
или 1,6% территории России.
Земли запаса. К землям запаса относятся все земли, не
предоставленные в собственность и постоянное пользование
юридическим и физическим лицам. Они служат резервом для
дальнейшего развития хозяйственных отраслей государства и могут
быть переданы юридическим лицам и гражданам по мере
надобности.
Общая площадь земель запаса составляет 127,4 млн. га, или
6,5% Госземфонда. Структура земель запаса постоянно меняется.
Распределение земель по категориям жестко регламентируется
государством. Даже при изменении формы собственности на
земельный участок (приобретении права частной собственности,
покупки, получения наследства и т. п.) владелец не вправе менять
целевое назначение и соответствующий перевод земельного
участка из одной категории в другую – прерогатива компетентных
государственных органов.
Распределение земель по видам и формам собственности
характерно только для последнего десятилетия. Известно, что до
1992 года в России господствовала государственная собственность
на землю. Конституция РФ (1993) законодательно закрепила
равноправие государственной, муниципальной, частной и других
форм собственности. В соответствии с ее правовыми нормами
произошло существенное перераспределение земель.
На начало 2000 года в государственной и муниципальной
собственности находилось 92,4% земельного фонда, в
собственности граждан – 5,9% и в собственности юридических лиц
– 1,7%. Характерно, что распределение земель по видам и формам
собственности также регулируется государством в рамках целевого
назначения, то есть в пределах установленных категорий.
Распределение земельного фонда РФ по формам собственности:
- в 2000 г.
- в 2010 г.
Распределение земельного фонда по земледелиям и
землепользованиям – наиболее динамичный процесс.
Наиболее сложно формирование системы землепользований
протекает в сельском хозяйстве. Технические характеристики
землепользования (общая площадь, структура угодий, количество
земельных участков, контурность и др.) должны здесь
соответствовать агроэкономическим показателям хозяйства:
специализации, составу и соотношению отраслей, объемам
производства по основным видам продукции. Государство прямо
заинтересовано в том, чтобы земля использовалась эффективно,
поэтому оно посредством правовых, экономических и технических
действий регулирует земельные отношения на местах, способствуя
установлению рациональных размеров землепользований.
Угодья подразделяются на сельскохозяйственные и
несельскохозяйственные. К сельскохозяйственным, то есть
угодьям,
систематически
используемым
для
получения
сельскохозяйственной продукции, относятся: пашня, залежь,
сенокосы,
пастбища,
многолетние
насаждения.
К
несельскохозяйственным угодьям относятся: лесные площади,
участки земель с древесно-кустарниковой растительностью, болота,
земли под водой, земли под дорогами и прогонами, застроенные
территории, другие угодья.
Классификация земель по угодьям – это процесс определения
местоположения, границ и площадей видов и подвидов угодий. На
основе проведенной топографической съемки и классификации
производится количественный учет земель.
По данным государственного учета земель, общая площадь
сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации составляет
197,6 млн. га, или 11,6% Государственного земельного фонда. Из
них пашня занимает 120,6 млн. га (57,3% площадей сельхозугодий),
залежь – 2,9 млн. га (1,2%), сенокосы и пастбища – 89,9 млн. га
(40,7%) и многолетние насаждения – 1,8 млн. га (0,8% площади
сельскохозяйственных угодий).
Наибольший удел в структуре земель страны приходится на
леса и кустарники, площадь которых составляет 898,3 млн. га
(52,5% территории). Значительные площади земель подтоплены и
заболочены (139,4 млн. га, или 8,2%).
Под реками, водохранилищами и озерами занято 71,4 млн. га
(4,2%). Под дорогами и застроенными территориями в
совокупности занято 13,2 млн. га – 0,8% Государственного
земельного фонда.
Распространение земель по угодьям не вполне согласуется с
разграничением по целевому назначению, то есть по категориям.
Так, в категориях земель сельскохозяйственного назначения
сосредоточено только 86,2% сельхозугодий. Значительные
площади продуктивных земель находятся в других категориях:
землях населенных пунктов – 11 млн. га, землях запаса – 13,9 млн.
га, а также на землях государственного лесного и земельного
фондов.
2 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Землеустройство как механизм перераспределения земель и организации
их использования
Организация рационального использования земли выражается
системой государственного отраслевого и хозяйственного
воздействия, которое может иметь организационный и техникоэкономический характер мероприятий.
К
организационной
системе
относится
следующие
мероприятия:
Комплекс мероприятий по учету и оценке земли. В него
входят: топографо-геодезические изыскания, аэрофото- и
космические съемки, обеспечение планово-картографическим
материалом всех отраслей народного хозяйства; проведение
специальных обследований территорий (инвентаризации земель,
почвенных, геоботанических, мелиоративных и других изысканий);
земельно-оценочные работы; ведение земельного, водного, лесного
и других видов кадастров.
Комплекс мероприятий по зонированию территории,
определению целей, задач и характера использования земли. Он
включает:
природно-сельскохозяйственное
районирование;
распределение земель по категориям; установление границ
административно-территориальных формирований; разграничение
по видам собственности; установление режимов землепользования
и основных направлений природоохранной деятельности; другие
мероприятия.
Комплекс мероприятий по организации территории
применительно к функциональному назначению землепользований.
Этот комплекс включает наиболее широкий круг мероприятий,
поскольку осуществляется на территории городов, поселков,
землепользований промышленных, сельскохозяйственных и других
предприятий.
Важнейшим рычагом организации использования земли
является также технико-экономическое воздействие. К этой
системе относится следующее:
Комплекс мероприятий по сельскохозяйственному и иному
народнохозяйственному освоению. В него входят мелиоративные,
культуртехнические и другие мероприятия, обеспечивающие как
собственно освоение новых земель, так и сопутствующие условия:
повышение плодородия почв, транспортную доступность,
улучшение
территориальных
условий,
рекультивацию,
природоохранные мероприятия и т. п.
Комплекс мероприятий по реорганизации системы расселения
и обеспечению трудового баланса. Хотя этот комплекс нельзя
рассматривать только в сфере земельных отношений, тем не менее
использование земли связано с постоянством места, поэтому
необходимо обеспечить доступность земельных участков для
людей и транспортных средств. Это достигается двумя способами:
рассредоточенным размещением населения, мелкопоселковой (или
хуторской) системой расселения, или же посредством
строительства разветвленной дорожной сети и развитием
транспортных средств. В комплекс входят: строительство жилых и
производственных объектов; строительство магистральной и
полевой дорожной сети; строительство объектов энергоснабжения;
развитие системы социально-бытового, культурного обслуживания
и других элементов инфраструктуры.
Комплекс мероприятий по внедрению системы ведения
сельского хозяйства. В него входят различные элементы системы
земледелия, животноводства, механизации и других отраслей
агропромышленного комплекса (АПК). Особое значение придается
ведению
севооборотов,
пастбищеи
сенокосооборотов,
рациональных систем обработки почв, внесению удобрений и
других элементов, обеспечивающих воспроизводство почвенного
плодородия.
Комплекс природоохранных мероприятий. Сюда относятся
технико-экономические
мероприятия
по
рекультивации
нарушенных земель, снятию и нанесению плодородного слоя почв
на малопродуктивные угодья, создание защитных лесополос,
облесение оврагов и балок, а также другие противоэрозионные и
природоохранные мероприятия.
Землеустройство – это система государственных мероприятий
по перераспределению земельных ресурсов, формированию
землевладений,
землепользований
и
территориальному
обустройству сельскохозяйственных предприятий в целях
организации рационального использования и охраны земли.
Понятие о земельном кадастре
Государственный земельный кадастр – (франц. – cadastre)
систематизированный
свод
документированных
сведений,
получаемых в процессе кадастрового учета земельных участков, о:
местоположении, целевом назначении и правовом положении
земель; территориальных зонах и наличии на земельном участке
прочно связанных с ним объектов (например, зданий, строений,
сооружений и др.)
Кадастровый учет земельных участков – описание и
индивидуализация земельных участков в Едином государственном
реестре земель (ЕГРЗ), позволяющих дать однозначную их
характеристику с качественной и экономической оценкой.
Кадастровый номер земельного участка – уникальный номер,
присваиваемый при учете земельных участков на весь период их
существования.
Цели создания земельного кадастра
Сведения
кадастра
являются
государственным
информационным
ресурсом.
Он
является
источником
информационного обмена сведениями при государственной
регистрации недвижимости и специальной регистрации или учете
отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов,
территориальных зон и иных объектов. Это основная цель его
создания. Кроме того, целью создания кадастра является
информационное обеспечение:
государственного
и
муниципального
управления
земельными ресурсами;
- госконтроля за использованием и охраной земель;
- мероприятий по сохранению и повышению плодородия
земель;
- госрегистрации прав на недвижимость и сделок с нею;
- экономической оценки земель и учета их стоимости;
- установления платы за землю;
- иной деятельности, связанной с владением, пользованием и
распоряжением земельными участками.
Формирование и использование сведений кадастра
Информация земельного кадастра имеет открытый характер,
кроме сведений ограниченного доступа.
Сведения можно использовать для создания производственной
информации для коммерческих целей.
Органы, ведущие кадастр, обязаны предоставлять сведения
земельного кадастра заинтересованным гражданам и юридическим
лицам по заявлению и представлению документов (выписки, копии
и др.)
Кадастровому учету подлежит земля как средство
производства
и
пространственный
базис
размещения
производственных сил, а также земельные участки на территории
РФ всех форм собственности, целевого назначения и разрешенного
использования.
Кадастровый учет земель, проведенный до июля 2000 года,
юридически действительный.
Бонитировка почв
Бонитировка
является
уточненным
агрономическим
группированием почв, где: учет качества по природному
плодородию выражается в баллах при сравнении их со средней
многолетней урожайностью основных с.-х. культур, а на
природных кормовых угодьях с выходом сена и зеленой массы
трав.
Корреляционная связь между естественными свойствами почв
и урожайностью с.-х. культур, а также продуктивностью сенокосов
и пастбищ, устанавливается методами математической статистики.
Бонитировка почв является логическим продолжением
комплексных обследований земель и предшествует ее
экономической оценке. Основная цель бонитировки почв состоит в
определении относительного достоинства почв по их плодородию,
т. е. установлении, во сколько раз одна почва лучше, или хуже по
своим естественным и устойчиво приобретенным свойствам.
Объект бонитировки — почва, выраженная определенными
таксонометрическими единицами, установленными по материалами
детального почвенного обследования.
В связи с этим бонитировку почв производят по почвенным
разновидностям
или
группам
почв,
равноценным
по
хозяйственному достоинству, залегающим на одних и тех же
элементах рельефа, сходным по условиям увлажнения и,
вследствие
этого,
близким
по
агрофизическим,
агрофизиологическим и другим естественным свойствам,
влияющим на урожайность с.-х. культур.
Согласно методическим рекомендациям по проведению
бонитировки почв, утвержденным у нас в 1993 г., общая и
частичная бонитировки почв должны проводиться по единой схеме,
которая базируется на подобных принципах, но с обязательным
учетом местных, региональных особенностей почв и природных
условий с.-х. производства.
В системе земельного кадастра бонитировка почв служит
научной
основой
рационального
и
высокоинтенсивного
использования земельных ресурсов, направленного на повышение
почвенного плодородия и урожайности с.-х. культур.
Критериями бонитировки почв являются их природные
диагностические признаки, приобретенные в процессе длительного
окультуривания, коррелирующие с урожайностью основных
зерновых, технических и других культур, а при бонитировке
кормовых угодий — коррелирующие с продуктивностью сенокосов
и пастбищ. Это обозначает, что критерием бонитировки почв могут
быть природные диагностические признаки, оказывающие
наибольшее влияние на урожайность с.-х. культур. Совокупное
влияние всех природных факторов на уровень плодородия почвы
отражается на урожайности с.-х. культур.
Однако урожайность культур зависит не только от качества
почвы, но и от экономических факторов ведения с.-х. производства,
в частности, обеспеченности основными и оборотными фондами,
количества вносимых удобрений, агротехники и т. д.
Бонитировка почв по фактической урожайности неприемлема
еще и потому, что при этом оценивается не только земля, но и
квалификация специалистов и руководителей хозяйств, их
организаторские способности.
Качество земли определяет урожайность только при условии,
что остальные факторы производства одинаковы. Поэтому при
бонитировке почв необходимо исходить из урожайности на разных
агропро-изводственных группах почв в пределах земельнооценочного района при сопоставимости уровня агротехники и
интенсивности земледелия.
Относительно
каждого
природно-сельскохозяйственного
района составляются списки агропроизводственных групп почв в
разрезе с.-х. угодий (пахота, многолетние насаждения, сенокосы,
пастбища). Эти списки будут служить основой для упорядоченного
сбора информации о свойствах и признаках почв, а также
сопоставления в дальнейшем шкал бонитировки и экспликации
почв.
Бонитировка почв применительно к отдельным культурам
проводится в границах наиболее оптимальных условий их
выращивании. Для этого с учетом климатических, почвенных и
других условий вместе с потребностью в них отдельных культур,
устанавливаются зоны экономического оптимума.
Экономическая сущность, правовые основы и техника землеустройства
Землеустройство, как и всякое действие, выражается
определенным
результатом.
Внешним
результатом
землеустроительного действия являются: а) правовое обоснование
землепользования; б) границы землепользования; в) режим
(характер и порядок) использования земельного участка.
Экономическая сущность землеустройства связана с
улучшением
использования
территории
в
целом
с
непосредственным
влиянием
на
социально-бытовые
и
экологические условия.
С решением экономических и социальных задач тесно связаны
экологические
проблемы,
также
решаемые
на
основе
землеустройства. Рассматривая землеустройство в едином
комплексе природоохранной системы, следует выделить два
аспекта: технологический и территориальный.
В технологическом отношении землеустройство, определяя
характер и порядок использования земель, способно предотвратить
экологические нарушения на данной территории. Нерациональное
использование земельного участка в технологическом отношении,
напротив, ведет к нарушению экологического равновесия и
нанесению ущерба земле и другим природным ресурсам.
Например, неправильное использование земли может привести к
снижению почвенного плодородия, эрозии почв, загрязнению
водоемов, уничтожению растительности и животного мира.
Территориальный аспект проблемы заключается в том, что в
процессе землеустройства размещаются и устанавливаются
границы территорий природоохранного и защитного назначения,
имеющие особый режим использования. То есть обосновывается
целесообразное размещение как предприятий, нарушающих
экологическое равновесие, так и объектов охраны окружающей
среды.
Правовой основой землеустройства является Конституция РФ,
земельный кодекс, федеральные законы, законы субъектов
Федерации, подзаконные нормативные акты, ведомственные
положения, инструкции, методические и технические указания.
Конституция декларирует общий характер земельных
отношений: виды и формы собственности на землю, права и
обязанности граждан, порядок распоряжения земельными
ресурсами и другие фундаментальные основы земельного строя.
Земельный кодекс – это систематизированный свод норм
земельного законодательства, регулирующий земельные отношения
в целом. Земельным кодексом определяется официальное понятие
землеустройства
и
его
содержание,
устанавливаются
землеустроительные действия, дается общая регламентация
землеустроительного процесса. Помимо земельного кодекса прямое
отношение к землеустройству имеют нормы гражданского, лесного
и ряда других кодексов РФ.
Среди
законов
–
нормативных
актов,
принятых
Законодательным Собранием, особое значение для осуществления
землеустроительных
мероприятий
имеют
законы
«О
землеустройстве» (2001) и «О земельном кадастре» (2000). Закон
«О землеустройстве» определяет основные понятия, задачи и
содержание мероприятий, обязательность и основания проведения
землеустройства, условия государственного регулирования,
контроля и экспертизы землеустроительной документации, а также
другие важнейшие положения. Закон «О земельном кадастре»,
регулируя систему регистрации землепользований, учета и оценки
земель, также непосредственно относится к землеустройству в той
его части, которая направлена на осуществление земельного
кадастра.
Техническое
обеспечение
процесса
землеустройства
составляет одну из важнейших его сторон и выражается в
следующем:
Изготовление планово-картографических материалов как
основы изучения земельных ресурсов, инвентаризации земель,
разработки проектов и схем землеустройства.
Проведение землеустроительных, почвенных, почвенноэрозионных, геоботанических, мелиоративных, водохозяйственных,
дорожных и других обследований и изысканий для целей
землеустройства.
Использование
технических
приемов
и
методов
землеустроительного проектирования и обоснования проектных
решений, включая экономико-математические модели и средства
автоматизации.
Топографо-геодезические методы и средства перенесения в
натуру
проектов
землеустройства,
установления
границ
землепользований и земельных участков на местности.
Технические средства изготовления землеустроительной
документации.
Землеустройство как техническое мероприятие требует
высокоточных действий, отображаемых на плакатах и на
местности. Оно не только формирует систему землепользования, но
и создает основу для ведения земельного кадастра, то есть
регистрации землевладений и землепользований, количественного
и качественного учета и оценки земель. Поэтому от технической
оснащенности землеустройства, его точности и оперативности
действий зависит достоверность государственного банка данных о
земле и землепользовании.