Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация государственного финансового контроля.Сущность государственного финансового контроля, особенности его функционирования в условиях рыночной экономики. Структура органов государственного финансового контроля. . Государственный финансовый мониторинг как инструмент противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

  • 👀 354 просмотра
  • 📌 280 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Организация государственного финансового контроля.Сущность государственного финансового контроля, особенности его функционирования в условиях рыночной экономики. Структура органов государственного финансового контроля. . Государственный финансовый мониторинг как инструмент противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация государственного финансового контроля.Сущность государственного финансового контроля, особенности его функционирования в условиях рыночной экономики. Структура органов государственного финансового контроля. . Государственный финансовый мониторинг как инструмент противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.» pdf
Тема 2. Организация государственного финансового контроля (часть 1) 1. Сущность государственного финансового контроля, особенности его функционирования в условиях рыночной экономики. 2. Структура органов государственного финансового контроля. 3. Государственный финансовый мониторинг как инструмент противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Вопрос 1. Сущность финансового контроля, особенности его функционирования в условиях рыночной экономики. Финансовый контроль является частью общей системы контроля, который функционирует в условиях любой современной экономической системы. Как было отмечено в предыдущей теме, базовым объектом финансового контроля являются финансовые ресурсы, их эффективное формирование и использования. Понятие финансового контроля исключительно обширно, поэтому с целью конкретизации рассматриваемой экономической категории остановимся исключительно на внешнем финансовом контроле. Внешний финансовый контроль осуществляется в 2 основных формах: 1. государственный (в том числе ведомственный); 2. аудиторский. Государственный контроль осуществляется государственными органами, объектом его являются так называемые государственные финансы. В связи с отсутствием однозначности определения существует 2 основных понимания государственных финансов. – узкое – это сфера государственного бюджета, его формирования и исполнения; – широкое – это не только бюджет, но и вся совокупность элементов государства, создающая национальное богатство: природные ресурсы, производственнохозяйственная деятельность, распределение благ. Широкая трактовка государственных финансов значительно расширяет объект государственного финансового контроля. Это означает, что объектом финансового контроля становится формирование и использование национального достояния. Указанные выше подходы к трактовке государственного финансового контроля определяются сложностью экономической интерпретации категории финансов. Не отходя принципиально от предмета исследования данной темы, отметим, что в отечественной и зарубежной экономической науке зачастую наблюдаются различия в трактовках фундаментальных экономических категорий, что требует обстоятельной интерпретации понятийного аппарата. Сформулировать определение категории финансов, наиболее точно отражающее ее экономический смысл, достаточно сложно. Вместе с тем обобщая определения финансов, которые приводятся в отечественной литературе, можно сделать вывод о том, что категория «финансы» преимущественно трактуется как экономические отношения, связанные с созданием, распределением и перераспределением ВВП в денеж- 2 ной стоимости. Очевидно, что в подобном контексте финансы преимущественно связаны с финансовыми ресурсами, сконцентрированными в составе централизованных денежных фондов (бюджетном звене) финансовой системы, что отвечает «узкой» трактовке государственных финансов. В зарубежной литературе можно увидеть более простые определения финансов. При этом часто не делается различия между терминами «управление финансами» и «финансы». Характерным примером является определение «финансы», приведенное в книге Р. Мертона: Финансы – это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на определенный период времени. Точнее перевод с англ. звучал бы как «редкий, недостаточный», что подчеркивает не столько нехватку финансовых ресурсов, сколько недоступность по стоимости в конкретной экономической ситуации, либо по объему привлекаемых средств (основным ограничением привлечения кредитных ресурсов является объем допустимой долговой нагрузки, рассчитываемый как кредитором, так и заемщиком). Отметим, что принцип «закредитованности» заемщика действует не только на микроуровне, но и в отношении национальных экономик при международном кредитовании. Вопрос к семинару: Докажите «работоспособность» определения Р. Мертона при его рассмотрении в контексте государственных финансов на уровне национального хозяйства. Основными задачами государственного финансового контроля, выделяемыми в ведущих учебно-методических источниках являются1: 1. контроль своевременности исполнения доходной и расходной статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; 2. оценка обоснованности доходных статей бюджета и определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования государственной собственности; 3. контроль правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Вопрос к семинару: почему правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности является объектом государственных интересов? Вместе с тем, значительный объем контрольных полномочий государства реализуется в рамках реализации денежно-кредитной политики, антимонопольного законодательства, регулирования финансовых рынков, банковского сектора экономики, что выходит за рамки традиционного («узкого») представления о государственных финансах. Ведомственный контроль проводится министерствами с целью наблюдения за деятельностью подведомственных предприятий. Структура органов ведомственного контроля регулируется внутренними ведомственными документами. Основными принципами построения такой структуры является централизованная форма организации, когда основной контролирующий аппарат Степашин С.В, Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль / -М:.Издательский дом «Питер», 2004, с. 90 1 3 сосредоточен в главном руководящем звене. Основными методами работы здесь являются проведение комплексных ревизий. Вопрос 2. Структура органов финансового контроля Конкретные функции государственного финансового контроля, реализуемые органами государственной власти, представленными на рис 1, следует рассмотреть САМОСТОЯТЕЛЬНО на основании содержания нормативных документов, определяющих их правовой статус и административные полномочия. Необходимые для изучения документы приведены в составе материалов дисциплины. В результате изучения указанных документов необходимо получить развернутое представление о направлениях государственного финансового контроля, субъектах и объектах государственного финансового контроля в сфере финансово-бюджетного надзора, банковского сектора экономики, финансовых рынков. Значительный объем содержания нормативных документов определяет необходимость конкретизации требований при подготовке к практическим занятиям, а также к сдаче экзамена. В этой связи отметим, что особый упор следует сделать на правовой статус, основные функции, полномочия, систему подчинения и порядок руководства органами государственного финансового контроля. Вопрос к семинару: Самостоятельно изучив содержание вопроса, выскажите собственные суждения относительно того, правомерно ли рассматривать действующую в настоящее время систему государственного финансового контроля в контексте широкой трактовки государственных финансов (формирования и использования национального достояния, создания условий для стабильности и экономического роста и т.д) либо узкая трактовка более правомерна? Можно ли привести примеры процедур финансового контроля, которые способствуют формированию и использованию национального достояния, однако не являются элементами задач, приведенными С.В. Степашиным в учебнике «Государственный финансовый контроль»? Государственный финансовый контроль Парламентский контроль Комитеты Государственной Думы ФС РФ: – по бюджету и налогам; – по финансовому рынку; – по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству – иные в рамках компетенций Комитеты Совета Федераций ФС РФ Счетная палата РФ и ее территориальные подразделения, контрольно-счетные палаты субъектов РФ Президентский контроль Контрольное управление Президента РФ Правительственный контроль Правительство РФ Высшие исполнительные органы субъектов РФ Министерство финансов РФ Министерство экономического развития Федеральная налоговая служба Федеральное казначейство Исполнительные органы местного самоуправления Федеральная антимонопольная служба Федеральная таможенная служба Федеральная служба по финансовому Мониторингу (Росфинмониторинг) Рис. 1. Структура органов государственного финансового контроля Судебный контроль Суды, прокуратура, следственные органы Центральный банк РФ Вопрос 3. Государственный финансовый мониторинг как инструмент противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Говоря об истоках понятия «отмывание денег» необходимо отметить, что целью совершения большинства экономических преступлений является получение экономической выгоды. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, позволяет скрыть незаконные источники прибыли и таким образом превращает противозаконную деятельность в высокодоходный вид предпринимательства. По оценкам экспертов, сумма ежегодно легализуемых денежных средств составляет от 1000 млрд долл. до 1750 млрд долл. (приблизительно 50% всех криминальных средств).2 С некоторой долей иронии можно утверждать что, отмывание денег – бизнес, занимающий по своим размерам третье место в мире (первое занимает нефтяной бизнес, второе – валютные операции). Участники процесса легализации денежных средств, полученных преступным путем, чаще всего являются изощренными преступниками, быстро меняющими способы совершения преступлений по мере ужесточения законодательства. Сегодня, в условиях глобализации и существования крупных международных преступных и террористических синдикатов, отмывание денег стало общемировой проблемой. Легализация преступных доходов затрагивает не только наличную денежную массу, но и деятельность кредитных институтов. Участники процесса отмывания денег диверсифицируют свою деятельность, осуществляя операции в различных секторах финансовых и нефинансовых услуг. Юридическое и законодательное определение понятия отмывания денег впервые появилось в США в 70-80-х годах XX века. В то время данный термин означал процесс преобразования нелегально полученных доходов, прежде всего от реализации наркотиков, в легальные доходы. С созданием в 1989 году Международной группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) словосочетание «отмывание денег» стало международным юридическим термином. С точки зрения ФАТФ под отмыванием понимается процесс сокрытия или маскировки существования, незаконного происхождения, движения, назначения или использования имущества или денежных средств, полученных незаконным путем. Первые схемы отмывания денег связаны с американской мафией 20-30-х годов прошлого века. Существует множество теорий о появлении термина «отмывание доходов», но наиболее распространенная версия связывает термин с преступной деятельностью Аль Капоне, который для придания правомерного характера денежным средствам, полученным от незаконного производства и продажи спиртного, смешивал их с наличным оборотом американских прачечных. Развитие темы связано с именем одного из лидеров американской организованной преступности, известным как «бухгалтер мафии» выходцем из России Мейером Лански (первоначальная фамилия Сухомлянский). После того как самый известный гангстер, Аль Капоне, был осужден на 11 лет за неуплату налогов, Лански задумался о том, как избежать преследования, и пришел к выводу, который Дж. Робинсон в своей книге «Всемирная прачечная» называет «силлогизмом Лански». «Силлогизм Лански» отражает суть процесса отмывания денег: «если государственные органы Ревенков, П. В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках: исследование / А. Б. Дудка, А. Н. Воронин, М. В. Каратаев, П. В. Ревенков. – М.: Центр Исследований Платежных Систем и Расчетов, 2012. – 360 с. 2 6 не смогут проследить движение денег, они не смогут их найти, если они не смогут их найти, их нельзя будет обложить налогом. Следовательно, если суметь замаскировать эти не облагаемые налогом деньги так, словно они подверглись налогообложению, федеральные органы контроля не смогут их узнать, когда вы их предъявите, и деньги можно будет вернуть домой». Отметим, что рассмотрение схем фальсификации финансовой информации и методов их экономической диагностики не являются предметом исследования в рамках данного вопроса и будут рассмотрены в самостоятельной теме курса. Хочу отметить, что сложность восприятия схем легализации объясняется множеством юридических аспектов оформления операций, понимание которых требует высокой компетентности в области прикладной экономики и финансового права, знания специфики функционирования финансовой системы, товарных рынков и т.д. Вместе с тем обзор специализированной литературы позволяет выделить следующие организационные схемы легализации теневых доходов: 1. Метод «примешивания». Одни из первых схем отмывания денег были связаны с деятельностью игорных заведений и были призваны замаскировать выручку, которую американская мафия получала от торговли наркотиками. Гангстеры добавляли к ежедневной выручке казино средства, полученные от реализации наркотиков, таким образом маскируя их под прибыль этих заведений. В литературе указанный метод получил название «примешивания», когда в законную выручку торговых предприятий, учреждений шоу-бизнеса, бытового обслуживания, зрелищных, спортивных, игровых и иных организаций с большим наличным оборотом включают крупные суммы «грязных денег». Необходимо отметить, что в настоящее время аналогичные механизмы достаточно активно используются при смешивании «теневых доходов» с выручкой розничных торговых сетей. Вопрос к семинару: Какие механизмы государственного финансового контроля реализуются в РФ в настоящее время для выявления указанных нарушений? Выгода от использования подобной схемы обусловлена еще и тем обстоятельством, что налоговые последствия подобной схемы для злоумышленников, в общем случае предполагающие увеличение налогооблагаемых доходов вполне приемлемы, поскольку многие используемые для реализации подобных схем торговые предприятия имеют благоприятные налоговые режимы, например ЕНВД (магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту торговли имеют возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). В качестве разновидности указанной схемы можно отметить создание фиктивных предприятий (фирм прикрытия) с тем, чтобы представлять преступные доходы как их законную выручку, а также приобретение контрольного пакета акций обанкротившихся или убыточных предприятий с тем, чтобы декларировать «грязные» деньги, как якобы полученные легальные доходы. 2. Создание фиктивных консалтинговых фирм и сервисных организаций. В этой ситуации суммы за мнимые консультационные услуги, поступают не от заказчиков, а вносятся в бизнес в виде теневых доходов под видом оплаты за выполнение фиктивных контрактов. Доказать нелегитимность отмываемых через консалтинговые фирмы, денежных сумм исключительно сложно. Это связано с запутанностью документации и субъективностью в определении гонораров. 7 3. «Реанимирование» убыточных компаний. Злоумышленники инвестируют преступные доходы в убыточную компанию. В результате благодаря вливанию «грязных денег» компания внезапно оживает. После этого компания открывает в банке документарный аккредитив по импортной сделке, посредством которого деньги переводятся в зарубежный банк для покупки импортного товара. Импортированный товар реализуется на территории России. Таким образом, первоначально преступные доходы, инвестированные в компанию, используются для приобретения товаров по импортным сделкам, а в дальнейшем злоумышленники получают легальные доходы от продажи импортированного товара. 4. Обменные операции без использования банковских счетов, которые состоят в трансформации «грязных» денег в купюры иного достоинства, другие виды валют, золото, драгоценности, антиквариат, произведения искусства и т.п. 5. Использование игорных заведений, тотализатора. В последнее время все более популярными становятся схемы отмывания денег через интернет-казино. Все больше интернет-сайтов, предлагающих пользователям виртуальные рулетку, блэк-джек и другие игры, открывается в офшорных зонах. Тем самым виртуальные казино уходят из-под юрисдикции государств с развитой законодательной системой. Простейшим способом отмывания денег через интернет-казино является открытие счета, зачисление на него денег и последующее их снятие. После этого можно утверждать, что эти деньги выиграны в онлайновом казино. Большинство виртуальных казино не задают много вопросов пользователю, открывающему счет, зачастую начать играть можно, лишь сообщив свое имя и электронный адрес. Помимо казино, в целях отмывания денег могут использоваться спортивные и иные тотализаторы, а также разнообразные лотереи. Классическим примером является использование злоумышленниками преступных доходов для скупки выигрышных билетов у их настоящих владельцев и затем предъявление этих билетов для оплаты выигрышей. 6. Структуринг – широко распространенный в криминальной практике прием легализации, связанный с дроблением незаконных доходов на более мелкие суммы, которые зачисляются на один счет. Этот прием позволяет обойти национальные и международные нормы и рекомендации о выявлении «подозрительных» банковских вкладов и перечислений, других финансовых операций и избежать дополнительной и более целенаправленной идентификационной проверки. 7. Комбинированный метод дробления крупных сумм «грязных» денег на более мелкие, не вызывающие подозрения суммы и последующие перечисления их, но не на один банковский счет, как при использовании уже рассмотренного приема «структуринга», а на несколько различных счетов, открываемых обычно на подставных лиц, и находящихся иногда в одном, но, чаще всего, в разных банках. 8. Смурфинг – целенаправленная покупка легко преобразуемых имущественных, иных ценностей и финансовых инструментов. При этом каждая отдельная покупка совершается на сумму ниже той, с которой возникают подозрения, требующие дополнительной проверки. 9. Один из новейших, наиболее латентных и трудно выявляемых методов отмывания «грязных» денег заключается в использовании производных финансовых инструментов-деривативов, действующих на основе обращающихся ценных бумаг. Метод особенно привлекателен, поскольку не требует фиктивной документации, а криминальному клиенту обеспечено надежное биржевое прикрытие. 8 На рынке ценных бумаг также известна следующая характерная схема отмывания преступных доходов: – владелец преступного дохода от имени посредника заключает договор на брокерское обслуживание с профессиональным участником рынка ценных бумаг; – от имени этого же посредника берется кредит в банке на сумму, равную преступному доходу в наличных денежных средствах; – в соответствии с договором о брокерском обслуживании клиент переводит через банк сумму полученного банковского кредита на специальный брокерский счет профессионального участника рынка ценных бумаг; – брокеру дается поручение о покупке пакета ликвидных ценных бумаг; – клиент обращается к брокеру за финансовой поддержкой для приобретения дополнительных пакетов акций на ту же сумму. Брокером такая финансовая поддержка клиенту оказывается в виде так называемого «плеча», то есть предоставления займа, сумма которого зачисляется на специальный брокерский счет; – клиентом брокеру дается второе поручение о покупке пакета ликвидных ценных бумаг; – через некоторое время клиент возвращает брокеру сумму финансовой поддержки наличными через кассу (единовременно или по частям); – клиентом брокеру дается поручение продать часть принадлежащих ему ценных бумаг; – следующее поручение брокеру содержит требование о выводе полученного дохода от продажи ценных бумаг на расчетный счет клиента; – с расчетного счета из средств полученных от продажи ценных бумаг осуществляется возврат банковского кредита; Таким образом, в результате указанной схемы владелец преступного дохода с помощью этой схемы перевел теневой доход в наличных денежных средствах в ценные бумаги, законным владельцем, пользователем и распорядителем которых он теперь является. 10. Легализация теневых доходов в страховом секторе экономики. Эксперты Росфинмониторинга рассматривают вывод страховой премии за рубеж не только как способ личного обогащения недобросовестного страховщика, но и как размещение преступных доходов для целей отмывания. В частности, широкий спектр возможностей перестрахования делает его надежной основой построения разнообразных «транспортных» схем. Например, страховщик через аффилированные структуры открывает перестраховочную компанию в офшорной зоне. Затем в России берется на страхование риск, убыток по которому либо невозможен, либо маловероятен (скажем, покрывается риск разрушения от землетрясения крупного объекта недвижимости в центре Москвы). Полис оплачивает либо клиент, желающий отмыть деньги, либо аффилированная со страховщиком фирма. Затем этот риск перестраховывается в офшорной перестраховочной компании, и клиент получает отмытые деньги. Подозрения такая сделка, конечно, вызывает, но доказать ее противозаконность достаточно сложно. 11. Механизм легализации в сделках с недвижимостью. Лицо, отмывающее «грязные» деньги, приобретает недвижимость. Затем приобретенная недвижимость перепродается по рыночной цене, вся сумма сделки полностью выплачивается и фиксируется официально. 9 12. Получение кредита под обеспечение. Злоумышленник получает кредит в банке под обеспечение, в качестве которого может выступать депонированная наличность, ценные бумаги, гарантия иностранного банка, иные активы, полученные от преступной деятельности. Кредит не возвращается, банк использует обеспечение. В результате происходит своеобразный обмен: злоумышленник получает кредитные средства взамен «грязных» активов, которые переходят к банку. 13. Несмотря на появление новых преступных технологий легализации «грязных» денег, одним из наиболее распространенных остается традиционный «банковский» способ. Руководители коммерческого банка сотрудничают с криминальными клиентами, принимая у них крупные денежные суммы с единственным условием – не выплачивать проценты. Затем банкиры «прокручивают» нелегальные средства и получают прибыль, а с кредиторами рассчитываются финансовыми активами, например, ценными бумагами. Официальные банковские каналы являются отнюдь не единственным инструментом осуществления финансовых трансакций. В исламских странах распространена, например, традиционная неформальная система денежных переводов, известная под названием HAWALA. Эта система передачи денег, придуманная в свое время для обслуживания торгового оборота средневековых стран, в последнее время, нередко используется для перевода капитала, заработанного в процессе незаконной деятельности из одной страны в другую. Такие переводы производятся с целью ухода от налогообложения в стране, в которой они осуществляют свою предпринимательскую деятельность. Подобные схемы расчетов используются для оборота наркотиков и для финансирования террористов. Также установлено, что при осуществлении переводов при помощи системы HAWALA были задействованы пособники преступников из числа сотрудников российских коммерческих банков. Для камуфлирования операций по незаконному выводу иностранной валюты из Российской Федерации сотрудниками этих банков проводились валютно-обменные операции и использовались фиктивные внешнеэкономические контракты по экспорту товаров и услуг. Более подробно о системе HAWALA, см. Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н., Каратаев М.В. «Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках», стр.112-114 (работа приведена в составе материалов курса). Ответственность за легализацию денежных средств предусмотрена в законодательстве многих стран. Лидером по числу осужденных за отмывание денег являются США. В соответствии с американским законодательством отмыванием денег считается любая операция с деньгами, полученными преступным путем. Например, в середине 1990-х годов несколько американских адвокатов были осуждены за отмывание денег на том основании, что приняли гонорар от наркобаронов. В российском уголовном законодательстве норма об отмывании преступных доходов впервые появилась в 1997 году. Статья 174 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), вступившего в силу 1 января 1997 года, предусматривала уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества, полученного заведомо незаконным путем. Борьба с отмыванием преступных доходов в последние годы вошла в число приоритетных задач, так как возрастающие масштабы этого явления стали не только подрывать стабильность финансово-экономической системы, но и напрямую создали угрозу национальной безопасности государства. 10 В июне 2000 года ФАТФ опубликовала список стран и территорий, которые не принимают целенаправленных мер по предотвращению отмывания денег. Среди 15 стран, включенных в первую редакцию «черного списка» ФАТФ, была указана и Россия. Следует признать, что на момент проведения оценки ФАТФ система противодействия отмыванию денег в России действительно отсутствовала. В качестве основного фактора, препятствующего улучшению национального режима в данной сфере, эксперты ФАТФ указали на отсутствие в России отвечающих международным стандартам Базового закона о противодействии отмыванию денег и нормативных актов, обеспечивающих его исполнение. Можно утверждать, что национальная система противодействия отмыванию денежных средств (далее ПОД) функционирует в России с 1 февраля 2002 года, с момента вступления в силу Федерального закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который составляет ее законодательную основу. С момента принятия указанного Закона и создания в 2001 году Комитета по финансовому мониторингу (с 2004 года - Федеральная служба по финансовому мониторингу) России сделан значительный шаг вперед в отношении противодействия отмыванию денег. В июне 2002 года Россия была исключена из «черного списка» ФАТФ, что стало оценкой всех тех усилий и шагов, которые были предприняты в нашей стране в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов. С 2003 года Россия является членом ФАТФ. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) информацию по операциям, подлежащим обязательному контролю, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции. Аналогичное требование и сроки предоставления информации установлены ФЗ в части операций, не требующих обязательного, контроля, однако вызывающих сомнения у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, приведен в ст. 5 Закона. Субъектами, представляющими информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, являются: – кредитные организации; – профессиональные участники рынка ценных бумаг; – страховые организации и лизинговые компании; – организации федеральной почтовой связи; – ломбарды; – организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; – организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; – организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; – организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; 11 – коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; – операторы по приему платежей; – кредитные потребительские кооперативы; – микрофинансовые организации; – общества взаимного страхования; – негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; – операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи. Вопрос к семинару: Сформулируйте основные предпосылки, которые, на Ваш взгляд, определили целесообразность включения в состав субъектов, предоставляющих информацию, указанных выше организаций. Кроме того, субъектами, предоставляющими информацию в уполномоченный орган, должны выступать адвокаты, нотариусы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских или юридических услуг, аудиторские организации (в случае наличия у них информации о сделках которые осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов). До 95% сообщений представляется в Росфинмониторинг в электронной форме, что существенно облегчает как передачу, так и прием информации. Подготовленные финансовыми организациями сведения передаются в зашифрованном виде по защищенным каналам связи и подписываются электронной цифровой подписью или кодом аутентификации. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций. Укажем некоторые из них: 1. операции с денежными средствами в наличной форме: 1.1. снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; В целях повышения эффективности работы кредитных организаций по выявлению в деятельности клиентов подозрительных операций, связанных с получением наличных денежных средств с банковских счетов, Банком России разработаны Примерная схема и характерные признаки таких операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, которые доведены до кредитных организаций Письмом от 26.01.2005 № 17-Т. Отмечаются следующие характерные признаки вышеописанных операций, имеющих конечной целью получение наличных денежных средств со счета физического лица: а) при наличии значительных оборотов безналичных денежных средств в течение операционного дня на конец операционного дня ежедневные нулевые или незначительные (не более 5% от оборота безналичных денежных средств в течение операционного дня) остатки на счетах основных участников схемы по получению наличных денежных средств со счета; 12 б) зачисление денежных средств на счета физических лиц и получение физическими лицами наличных денежных средств с указанных счетов (вкладов) в один операционный день; в) наличие одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции; г) значительные объемы наличных денежных средств, регулярно получаемых физическими лицами со своих счетов в одном внутреннем подразделении кредитной организации; д) закрытие счетов участников схемы по получению наличных денежных средств со счета после проведения определенного цикла таких операций либо резкое прекращение операций по данным счетам; 1.2. покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; 1.3. приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; 1.4. получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; 1.5. обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; 1.6. внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме 2. зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и подлежит опубликованию; 3. операции по банковским счетам (вкладам): 3.1. открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; 3.2. перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца; 3.3. зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия; Отметим, что до июня 2018 года в состав операций, предполагающих обязательный контроль по п.3 включалось размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя. С указанного времени кредитным организациям запрещено открывать вклады на предъявителя. 4. иные сделки с движимым имуществом: 13 4.1. помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; 4.2. выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; 4.3. получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); 4.4. переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; 4.4. скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; 4.5. получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; 4.6. предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее. Вопрос к семинару: почему акцент в указанном пункте Закона сделан на некоммерческие организации? Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 10 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает ее. Отметим, что поправками в Закон от июля 2017 года стоимостной порог указанного направления контроля был снижен – ранее он составлял 50 миллионов рублей. Вопрос к семинару: объясните смысл понятия покрытый (депонированный) аккредитив? Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно 14 находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации. В целях разъяснения вопросов, связанных с применением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, Росфинмониторинг и соответствующие надзорные органы публикуют информационные письма и иные официальные сообщения. Так, информационное письмо Росфинмониторинга от 2 августа 2013 года № 30 дает разъяснения в отношении классификации некоторых операций с недвижимостью. Согласно информационному в случаях, если в договоре аренды недвижимого имущества, предусматривающем выкуп арендуемого недвижимого имущества, общая сумма сделки не указывается, а сам договор заключен на неопределенный срок, при этом сумма каждого арендного платежа меньше порогового значения, то каждый раз, когда общая сумма платежей достигает 3 000 000 рублей, либо эквивалент в иностранной валюте, у организации возникает обязанность предоставить информацию об указанной сделке в Росфинмониторинг как об операции, подлежащей обязательному контролю. Важным элементом Закона выступает регламентация прав и обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: 1. в общем случае до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, установив следующие сведения: – в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). – в отношении юридических лиц – наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения; При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов – юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансовохозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов. Вопрос к семинару: как организации, включенной в состав субъектов предоставления информации, на Ваш взгляд, лучше организовать получение требуемых данных о целях и характере деловых отношений клиента с ней? 2. принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев. Согласно закона бенефициарный владелец – 15 в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. 3. документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: – вид операции и основания ее совершения; – дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; – сведения, необходимые для идентификации физического лица или юридического лица. 4. применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся в обязательном порядке: – при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов – физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей. Вместе с тем если идентификация клиента проводится независимо от суммы, если перевод осуществляется физическому лицу, некоммерческой организации (кроме религиозных и благотворительных организаций, ТСЖ и т.д.), а также иностранной организации; – при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты, драгоценных металлов и камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей. Отметим, что, если, к примеру, платеж осуществляется по персонифицированной по пластиковой карте, порог идентификации снижается до 100 000 руб. В конечном счете потребовать идентификацию клиента сотрудники кредитной организации, банковские платежные агенты могут на основании подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Кредитным организациям запрещается: – открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации, а также открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы); – открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя; При этом предусмотренный запрет на открытие кредитной организацией счета (вклада) клиента без личного присутствия открывающего его физического лица не при- 16 меняется в случае, если данный клиент ранее был идентифицирован этой же кредитной организацией и находится на обслуживании в ней. Предусмотренный запрет на открытие счета (вклада) клиента без личного присутствия не применяется и в случае, если физическое лицо ранее был идентифицировано с применением системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы. Вопрос к семинару: Кредитные организации активно используют механизмы открытия вкладов в интернет-банке. Насколько это, на ваш взгляд, вступает в противоречие положениям Закона № 115-ФЗ? – устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления; – заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях ПОД разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Сотрудники кредитной организации, как правило, принимают во внимание вид деятельности клиента и рассматривают как подверженный высокому риску осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма следующие виды деятельности: – деятельность юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся кредитными организациями, занимающихся переводом денежных средств, платежами в наличной форме по чекам, инкассацией денежных средств; – деятельность физических и юридических лиц, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ (в том числе кредитных организаций), имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; – туристскую деятельность (туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий); – игорный бизнес (предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением (казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места)) от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение); – деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства и антиквариата; – осуществление внешнеэкономических операций; – торговлю (особенно экспорт и импорт) драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни; – торговлю (посредничество в торговле) недвижимым имуществом; 17 – любую деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, розничная торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях и т.п.). Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются: – запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; – несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; – выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; – отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций – Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации. Вопрос к семинару: какую цель преследовал законодатель, требуя разработки и последующей реализации правил внутреннего контроля? Справедливости ради необходимо отметить, что вопрос отнесения операций к категории «необычных сделок» нередко вызывает у кредитной организации значительные трудности. Например, у юридического лица открыты счета в Банке А и Банке Б. Все денежные средства находятся на основном счете Банка А. Вместе с тем заработную плату своим работникам организация выплачивает через Банк Б, ежемесячно переводя денежные средства со счета Банка А на счет Банка Б с назначением платежа «перевод собственных средств». Данная операция никак не связана с условиями обслуживания счета (более низкие комиссии, другие процентные ставки), а осуществляется из-за более удобного местонахождения Банка Б с позиции получения денежных средств. Со стороны законодательства получается, что Банк А должен классифицировать данную сделку как необычную, однако позиция отдельных экспертов состоит в том, что если у Банка А есть уверенность, что денежные средства переводятся для выдачи заработной платы (то есть перевод осуществляется не чаще 2 раз в месяц, примерно в одни и те же сроки), то ответственный сотрудник вправе сделать пометку об этом, чтобы при возникновении вопросов кредитная организация могла доказать, что данные операции контролируются, дополнительная информация у клиентов запрашивается и нарушения законодательства в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма нет. Важным инструментом установления необычных сделок является следование рекомендациям по разработке критериев выявления и определению признаков необычных 18 сделок, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 (в ред. от 09.01.2014). Помимо основных критериев выявления и признаков необычных сделок, перечисленных в Рекомендациях, при разработке правил внутреннего контроля организациям рекомендуется использовать дополнительные критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные с учетом особенностей их деятельности. Для кредитных организаций рекомендуемые критерии и признаки выявления необычных сделок установлены письмом Центрального банка Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 99-Т. В заключение целесообразно отметить, что кредитные организации вправе: – отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; – расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, на аналогичном предыдущему параграфу основании. Вопрос к семинару: в составе материалов по теме приведены задания для самостоятельной работы № 1 и № 2. Их освоение направлено на закрепление содержания настоящего вопроса. Выполнение указанных заданий в рамках подготовки к семинарскому занятию – ОБЯЗАТЕЛЬНО. Разбор указанных заданий и оценка качества их выполнения преподавателем будут осуществляться на семинарском занятии.
«Организация государственного финансового контроля.Сущность государственного финансового контроля, особенности его функционирования в условиях рыночной экономики. Структура органов государственного финансового контроля. . Государственный финансовый мониторинг как инструмент противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot