Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации»
Кафедра теории и практики государственного контроля
Дисциплина «Государственный аудит»
Тема «Организационно-правовые основы государственного аудита (государственного
финансового контроля) в Российской Федерации»
!
Лектор:(к.э.н.,(преподаватель(кафедры(
теории(и(практики(государственного(
контроля(Факультета(государственного(
управления(экономикой((
Замбаев(Хонгор(Николаевич(
(
(
Москва,(2017(
Вопросы!
1. Значение и роль органов государственного аудита
(го сударственного финансового контроля) в
бюджетном процессе(
2. Организационно-правовые основы государственного
аудита (государственного финансового контроля) в
Российской Федерации(
3. О р г а н и з а ц и я в н е ш н е г о и в н у т р е н н е г о
государственного финансового контроля
на
региональном уровне(
Вопрос!1!
Бюджетные!правоотношения!
О т н о ш е н и я , в о з н и ка ю щ и е
между субъектами бюджетных
правоотношений в процессе
ф о р м и р о в а н и я д оход о в и
о су щ е с т вл е н и я р а сход о в
бюджетов бюджетной системы
Ро с с и й с ко й Ф ед е р а ц и и ,
осуществления государственных
и м у н и ц и п а л ь н ы х
заимствований, регулирования
го сударственного и
муниципального долга
Отношения, возникающие между
субъект ами бюджетных
п р а во от н о ш е н и й в п р о ц е с с е
со ст авления и рассмот рения
проектов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации,
утверждения и исполнения
бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, контроля
за их исполнением, осуществления
бюджетного учета, составления,
рассмотрения и утверждения
бюджетной отчетности
Бюджетное!законодательство!
Российской!Федерации!
• Бюджетный кодекс Российской Федерации;
• Принятые в соответствии с ним федеральные законы о
федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов
Российской Федерации, законов субъектов Российской
Федерации о бюджетах территориальных государственных
внебюджетных фондов;
•
муниципальные правовые акты представительных органов
муниципальных образований о местных бюджетах;
•
иные федеральные законы, законы субъектов Российской
Федерации и муниципальные правовые акты представительных
органов муниципальных образований, регулирующие
правоотношения.
Нормативные!правовые!акты,!
регулирующие!бюджетные!
правоотношения!
• Нормативные(правовые(акты(Президента(Российской(
Федерации;(
• Нормативные(правовые(акты(Правительства(Российской(
Федерации;(
• Акты(федеральных(органов(исполнительной(власти,(
регулирующие(бюджетные(правоотношения;(
• Акты(органов(государственной(власти(субъектов(
Российской(Федерации,(регулирующие(бюджетные(
правоотношения;(
• Акты(органов(местного(самоуправления,(регулирующие(
бюджетные(правоотношения(
Бюджетный!процесс!
регламентируемая( законодательством( Российской(
Федерации( деятельность( органов( государственной(
власти,( органов( местного( самоуправления( и( иных(
участников( бюджетного( процесса( по( составлению( и(
рассмотрению( проектов( бюджетов,( утверждению( и(
исполнению( бюджетов,( контролю( за( их( исполнением,(
осуществлению( бюджетного( учета,( составлению,(
внешней( проверке,( рассмотрению( и( утверждению(
бюджетной(отчетности(
Участники!бюджетного!
процесса!
Статья&152&(для&всех)&
Статья&164&(для&федерального&
уровня)&
&
• Президент Российской Федерации;
• высшее должностное лицо субъекта Российской
Федерации, глава муниципального образования;
• законодательные (предст авительные) органы
государственной власти и представительные органы
местного самоуправления (далее - законодательные
(представительные) органы);
• исполнительные органы государственной власти
(исполнительно-распорядительные органы
муниципальных образований);
• Центральный банк Российской Федерации;
• о р г а н ы го суд а р с т в е н н о го ( м у н и ц и п а л ь н о го )
финансового контроля;
• органы управления государственными внебюджетными
фондами;
• главные распорядители (распорядители) бюджетных
средств;
• главные администраторы (администраторы) доходов
бюджета;
• гл а в н ы е а д м и н и с т р ато р ы ( а д м и н и с т р ато р ы )
источников финансирования дефицита бюджета;
• получатели бюджетных средств.
•
•
•
•
•
Президент Российской Федерации;
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
• Федеральное казначейство;
• Центральный банк Российской Федерации;
• Счетная палата Российской Федерации;
• органы управления государственными внебюджетными фондами
Российской Федерации;
• главные распорядители, распорядители и получатели средств
федерального бюджета;
• главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
• главные администраторы (администраторы) доходов федерального
бюджета;
• главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
• главные администраторы (администраторы) источников финансирования
дефицита федерального бюджета;
• главные администраторы (администраторы) источников финансирования
дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской
Федерации.
Бюджетные!полномочия!органов!
государственного!финансового!контроля!
Органы государственного финансового контроля:
• Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской
Федерации,
• Федеральное казначейство, органы государственного финансового контроля, являющиеся
органами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации
осуществляют бюджетные полномочия по:
• аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности
использования бюджетных средств;
• экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного
законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и
характеристик) бюджетов;
• экспертизе государственных (муниципальных) программ;
• анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению
выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства
Российской Федерации;
• подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами
бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
• другим вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной
палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих
принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований".
Стадии!бюджетного!
процесса!
Составление(проекта(федерального(
закона(о(федеральном(бюджете((
Рассмотрение(и(утверждение(проекта(
федерального(закона(о(федеральном(
бюджете(((
Исполнение(федерального(закона(о(
федеральном(бюджете(
Составление,(внешняя(проверка,(
рассмотрение(и(утверждение(
бюджетной(отчетности(
Составление!проекта!федерального!
закона!о!федеральном!бюджете!!
• Составление проекта федерального
б юд же т а – и с к л юч и т е л ь н а я
прерогатива Правительства Российской
Федерации;
• Непо средственное со ставление
п р о е кт а ф ед е р а л ь н о го б юд же т а
осуществляет Министерство финансов
Российской Федерации;
• На данной стадии участниками
бюджетного процесса проводится
большая работа в рамках бюджетного
планирования. На основе обоснований
бюджетных ассигнований, документов,
х а р а к т е р и зу ю щ и х б юд ж е т н ы е
ассигнования в очередном финансовом
году, определяются проектировки
основных характеристик федерального
бюджета (общий объем доходов,
общий объем расходов, дефицит
бюджета, нормативная величина
Резервного фонда, верхний предел
г о с уд а р с т в е н н о г о в н е ш н е г о и
в н у т р е н н е го д о л г а Ро с с и й с ко й
Федерации)
П р о е кт ф ед е р а л ь н о го б юд же т а
составляется в соответствии со статьей 172
Бюджетного кодекса с учетом:
• положений послания Президента Российской
Ф ед е р а ц и и Ф ед е р а л ь н ом у С о б р а н и ю
Российской Федерации, определяющих
б юд же т н у ю п ол и т и ку ( т р е б о ва н и я к
б юд же т н о й п ол и т и ке ) в Ро с с и й с ко й
Федерации;
• основных направлений бюджетной политики
и основных направлений налоговой политики;
• основных направлений таможенно-тарифной
политики Российской Федерации;
• п р о г н о з а с о ц и а л ь н о - э ко н о м и ч е с ко го
развития;
• бюджетного прогноза (проекта бюджетного
прогноза, проекта изменений бюджетного
прогноза) на долгосрочный период;
• государственных (муниципальных) программ
(проектов государственных (муниципальных)
программ, проектов изменений указанных
программ).
Составление!проекта!федерального!
закона!о!федеральном!бюджете!!
В&части&доходов&
• Составление проекта федерального бюджета в
части доходов осуществляется с учетом
положений статьи 174.1 Бюджетного кодекса, в
соответствии с которой доходы бюджета
прогнозируются на основе прогноза социальноэкономиче ского развития
в условиях
действующего на день внесения проекта закона
(решения) о бюджете в законодательный
(представительный) орган законодательства о
на логах и с борах и бюджетного
законодательства Российской Федерации, а
также законодательства Российской Федерации,
законов субъектов Российской Федерации и
муниципальных правовых актов
представительных органов муниципальных
образований, устанавливающих неналоговые
д оход ы б юд же то в б юд же т н о й с и с т е м ы
Российской Федерации.
• Кроме того, указанной статьей предусмотрены
о с о б ы е п ол оже н и я , ка с а ю щ и е с я с р о ка
вступления в силу законодательных актов,
принятых после дня внесения закона о бюджета
в законодательный (представительный) орган.(
В&части&расходов&
•
Составление проекта федерального бюджета
в части расходов бюджета осуществляется с
учетом положений статьи 174.2 Бюджетного
кодекса, согласно которым планирование
бюджетных ассигнований осуществляется
раздельно по бюджетным ассигнованиям на
исполнение действующих и принимаемых
обязательств.(
Рассмотрение!и!утверждение!
проекта!федерального!закона!о!
федеральном!бюджете!
• В соответствии со статьей 192 Бюджетного кодекса Правительство Российской
Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект
федерального закона о федеральном бюджете не позднее 1 октября текущего года;
• Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
осуществляется палатами Федерального Собрания Российской Федерации в течение 60
дней в трех чтениях (статьи 184.1, 184.2, 192, 199, 205, 207);
• проект федерального закона о федеральном бюджете вносится вместе с проектами
федеральных законов:
о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной
финансовый год и плановый период;
о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый
период.
• В случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов
недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской
Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской
Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении
сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и
плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных
источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Первое!чтение!
• Предметом первого чтения федерального закона о федеральном
бюджете являются основные характеристики федерального
бюджета (статья 199). В соответствии со статьей 195
Бюджетного кодекса проект федерального бюджета после
поступления в Госдуму направляется Советом Госдумы в
Счетную палату Российской Федерации. В ходе первого чтения
заслушиваются в соответствии со статьей 201 Бюджетного
кодекса заслушивается доклад Председателя Счетной палаты
Российской Федерации.(
Второе!чтение!
Предметом второго чтения в соответствии со статьей 205 Бюджетного кодекса являются
текстовые статьи федерального закона о федеральном бюджете и приложения к нему,
устанавливающие:(
• перечень ГАД;(
• перечень ГАИФДБ;(
• бюджетные ассигнования по Рд, Прд, ЦСР, ГВР;(
• бюджетные ассигнования по ЦСР, ГВР, Рд, Прд;(
• основные показатели ГОЗ;(
• бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим
лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и
государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;(
• распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации;(
• программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных
кредитов;(
• программу государственных внутренних заимствований РФ;(
• программу государственных внешних заимствований Российской Федерации;(
• программу государственных гарантий РФ в валюте РФ и в ин. валюте;(
• источники финансирования дефицита бюджета.(
Третье!чтение!
• П р ед м е том т р е т ь е го ч т е н и я ( с т ат ь я 2 0 7
Бюджетного кодекса) является приложение,
содержащее ведомственную структуру расходов
федерального бюджета на очередной финансовый год
и плановый период, и рассмотрение законопроекта в
целом.(
Исполнение федерального закона о
федеральном бюджете
• В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса
исполнение федерального бюджета обеспечивается
Правительством Российской Федерации, организация
исполнения федерального бюджета непосредственно
возлагается на финансовый орган.
• Кассовое обслуживание исполнения федерального
бюджета осуществляется Федеральным казначейством.
• Исполнение федерального бюджета осуществляется на
основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
• Исполнение федерального бюджета осуществляется по
следующим направлениям:(
по доходам (статья 218 Бюджетного кодекса);(
по расходам (статья 219);(
по источникам финансирования дефицита бюджета (статья
219.1).(
Исполнение!бюджета!по!
доходам!
• зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и
иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по
нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим
Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской
Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с
положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и
иных поступлений в бюджет;
• перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или
излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное
осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные
суммы;
• зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
• уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной
системы Российской Федерации;
• перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм,
средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне
уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также
сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов,
начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих
бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные
для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов
Российской Федерации.
Исполнение!бюджета!по!расходам!и!источникам!
финансирования!дефицита!бюджета!
В части расходов:
• принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
• подтверждение денежных обязательств;
• санкционирование оплаты денежных обязательств;
• подтверждение исполнения денежных обязательств
В части источников финансирования дефицита бюджета:
И с п о л н е н и е ф е д е р а л ь н о г о б юд ж е т а п о и с т о ч н и к а м
финансирования дефицита бюджета (статья 219.2) осуществляется
главными администраторами, администраторами источников
финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной
бюджетной росписью, за исключением операций по управлению
остатками средств на едином счете бюджета, в порядке,
установленном финансовым органом (органом управления
государственным внебюджетным фондом) в соответствии с
положениями Бюджетного кодекса.
(
Стадия составления, внешней проверки,
рассмотрения и утверждения
бюджетной отчетности
Составление бюджетной отчетности, к которой в
соответствии со статьей 264.1 Бюджетного кодекса
относят:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.
Внешняя!проверка!годового!отчета!
об!исполнении!бюджета!
• В рамках рассматриваемой стадии бюджетного процесса осуществляется одной из
важнейших мероприятий – внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета
(статья 264.4, 264.9 Бюджетного кодекса).
• Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в
Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой Российской
Федерации.
• Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля
текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную
палату Российской Федерации для внешней проверки.
• Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных
администраторов средств федерального бюджета оформляются заключениями по
каждому главному администратору средств федерального бюджета в срок до 1 июня
текущего финансового года.
• Правительство Российской Федерации направляет не позднее 1 июня текущего
финансового года в Счетную палату Российской Федерации годовой отчет об
исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в
Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении
федерального бюджета.
• С учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных
администраторов средств федерального бюджета Счетная палата Российской
Федерации готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального
бюджета и не позднее 1 сентября текущего финансового года представляет его в
Государственную Думу, а также направляет в Правительство Российской Федерации.
Регулирование!Бюджетным!кодексом!
Российской!Федерации!вопросов,!касающихся!
государственного!финансового!контроля!
• Статьей 265 Бюджетного кодекса определено, что
государственный (муниципальный) финансовый
контроль осуществляется в целях обеспечения
с о бл юд е н и я б юд ж е т н о го з а ко н од ат е л ь с т в а
Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов, регулирующих бюджетные
правоотношения.
• Основными видами Г(М)ФК являются: внешний и
внутренний, предварительный и последующий.
Объекты!государственного!
финансового!контроля!
•
главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы
(администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования
дефицита бюджета;
•
финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому
предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления
межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы
Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств,
соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными)
программами;
•
государственные (муниципальные) учреждения;
•
государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
•
государственные корпорации и государственные компании;
•
хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных
(складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их
уставных (складочных) капиталах;
•
юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных
(муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний,
хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных)
капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных
(складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий
договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской
Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий
предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка
и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц;
•
органы управления государственными внебюджетными фондами;
•
юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о
финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
•
кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения
ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы
Российской Федерации.
Методы!государственного!
финансового!контроля!
• Статьей 267.1 Бюджетного кодекса определены методы осуществления
Г(М)ФК, к числу которых отнесены: проверка, ревизия, обследование,
санкционирование операций.
• Под проверкой понимается совершение контрольных действий по
документальному и фактическому изучению законности отдельных
финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного
(бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в
отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
• Под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта
контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по
документальному и фактическому изучению законности всей совокупности
совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и
правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
• Под обследованием понимаются анализ и оценка состояния
определенной сферы деятельности объекта контроля.
• Под санкционированием операций понимается совершение
разрешительной надписи после проверки документов, представленных в
целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на
соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых
актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Полномочия!органов!внешнего!
государственного!финансового!
контроля!
• контроль за соблюдением бюджетного законодательства
Российской Федерации и иных нормативных правовых
актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе
исполнения бюджета;
• контроль за достоверностью, полнотой и соответствием
нормативным требованиям составления и представления
бюджетной отчетности главных администраторов
бюджетных средств, квартального и годового отчетов об
исполнении бюджета;
• ко н т р о л ь в д р у г и х с ф е р а х , у с т а н о в л е н н ы х
Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О
Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным
законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих
принципах организации и деятельности контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований".
Полномочия!органов!внутреннего!
государственного!финансового!контроля!
Федеральное&казначейство&
•
контроль за непревышением суммы по
о п е р а ц и и н а д л и м и т а м и б юд ж е т н ы х
о бя з ат е л ь с т в и ( и л и ) б юд ж е т н ы м и
ассигнованиями;
•
контроль за соответствием содержания
проводимой операции коду бюджетной
классификации Ро ссийской Федерации,
у к а з а н н о м у в п л ат е ж н о м д о к у м е н т е ,
представленном в Федеральное казначейство
получателем бюджетных средств;
•
контроль за наличием документов,
подтверждающих возникновение денежного
обязательства, подлежащего оплате за счет
средств бюджета;
•
контроль за соответствием сведений о
п о с т а в л е н н ом н а у ч е т б юд ж е т н ом
о б я з а т е л ь с т в е п о г о с уд а р с т в е н н о м у
(муниципальному) контракту сведениям о
данном государственном (муниципальном)
контракте, содержащемся в предусмотренном
законодательством Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд реестре контрактов,
заключенных заказчиками.
•
ко н т р о л ь з а с о б л юд е н и е м
б юд ж е т н о г о з а ко н од а т е л ь с т в а
Ро ссийской Федерации и иных
н о рм ат и в н ы х п р а в о в ы х а кто в ,
р е г ул и ру ю щ и х б юд же т н ы е
правоотношения;
•
ко н т р о л ь з а п о л н о т о й и
до стоверно стью отчетно сти о
р е а л и з а ц и и г о с уд а р с т в е н н ы х
(муниципальных) программ, в том
числе отчетности об исполнении
государственных (муниципальных)
заданий.
Вопрос 2. Организационно-правовые основы государственного аудита
(государственного финансового контроля) в Российской Федерации
• На федеральном уровне вопросы организации
г о с уд а р с т в е н н о г о ф и н а н с о в о г о ко н т р о л я ,
государственного аудита регулируются различными
законодательными и нормативными правовыми
актами Российской Федерации.(
• Органами государственного финансового контроля
(государственного аудита) на федеральном уровне
являются Счетная палата Российской Федерации,
Федеральное казначейство.(
Уровни правового регулирования
• Первым уровнем нормативного правового регулирования государственного финансового контроля
(государственного аудита) является Конституция Российской Федерации, в соответствии со статьей 101
которой «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и
Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются
федеральным законом».
• Второй уровень - Бюджетный кодекс Российской Федерации, регулирующий вопросы осуществления
внешнего и внутреннего государственного финансового контроля.
• Третий уровень - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.
№ 41-ФЗ «О Счетной палате Российской
Федерации», «О парламентском контроле», «О стратегическом планировании».
• Четвертый уровень – Указы Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по
обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» и от 02.02.2016 № 41 «О
некоторых вопросах государственного контроля в финансово-бюджетной сфере».
• Пятый уровень – нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (постановления
Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным
казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», от 01.12.2004 № 703 «О
Федеральном казначействе».
• Шестой уровень – локальные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (приказ
Минфина России от 25.12.2008 № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного
финансового контроля»), Счетной палаты Российской Федерации (Регламент);
• Седьмой уровень – стандарты органов государственного финансового контроля (государственного
аудита)
•
Восьмой уровень – методические документы.
Федеральный закон «О Счетной палате
Российской Федерации»
• Предметом(регулирования(федерального(закона(являются(
отношения,(возникающие(в(процессе(осуществления(Счетной(
палатой(Российской(Федерации(внешнего(государственного(
аудита((контроля)(порядка(формирования,(управления(и(
распоряжения(средствами(федерального(бюджета,(бюджетов(
государственных(внебюджетных(фондов,(федеральной(
собственностью((и(иными(ресурсами(в(пределах(компетенции(
Счетной(палаты,(обеспечивающими(безопасность(и(социальноW
экономическое(развитие(Российской(Федерации,(а(также(
задачи,(функции,(полномочия(и(организацию(деятельности(
Счетной(палаты.(
• Цель(W(создание(правовых(основ(для(осуществления(палатами(
Федерального(Собрания(Российской(Федерации(парламентского(
контроля(посредством(формирования(Счетной(палаты,(
призванной(обеспечивать(конституционное(право(граждан(
Российской(Федерации(на(участие(в(управлении(делами(
государства(путем(осуществления(внешнего(государственного(
аудита((контроля).(
Федеральный!закон!«О!Счетной!палате!
Российской!Федерации»!
• Указанным федеральным законом четко установлен
статус Счетной палаты как постоянно действующего
высшего органа внешнего государственного аудита
(контроля), образуемого в порядке, установленном
федеральным законом, и подотчетным Федеральному
Собранию.
• С ч е т н а я п а л ат а о с у щ е с т в л я е т в н е ш н и й
государственный аудит (контроль) на основе
п р и н ц и п о в з а ко н н о с т и , э ф ф е к т и в н о с т и ,
объективности, независимости, открытости и
гласности.
Состав Счетной палаты Российской
Федерации
• Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной
палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов
Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.
• В соответствии со статьей 11 в Счетной палате образуется
Коллегия Счетной палаты для рассмотрения вопро сов
планирования и организации работы Счетной палаты,
методологического и методического обеспечения деятельности
Счетной палаты, утверждения стандартов Счетной палаты, общих
требований к стандартам внешнего государственного и
муниципального аудита (контроля), отчетов, иных документов по
результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий,
а также информационных сообщений, направляемых Совету
Федерации и Государственной Думе. В состав Коллегии Счетной
палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель
Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты,
руководитель аппарата Счетной палаты с правом совещательного
голоса.
Задачи Счетной палаты Российской Федерации
Задачами Счетной палаты в соответствии со статьей 5 указанного федерального закона являются:
1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств
федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социальноэкономического развития Российской Федерации;
3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации
порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах
компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования в Российской
Федерации;
4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения
федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по
их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
5) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов
за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных
гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам,
совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и
иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;
7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального
бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета
об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской
Федерации;
8) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств
государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных
банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;
9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.
(
Федеральный закон «О Счетной
палате Российской Федерации»
• Функции
• Полномочия
• Область действия контрольных полномочий
• Методы
• Вопросы проведения контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий
• Осуществление предварительного аудита, оперативного анализа
и контроля за организацией исполнения федерального бюджета,
последующего контроля за исполнением федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов,
• О су щ е с т вл е н и е в н е ш н е го го суд а р с т в е н н о го ауд и т а
государственного долга, банковской системы, контроля за
использованием от распоряжения и управления федеральной
собственностью, а также проведения экспертизы проектов
нормативных правовых актов.
Вопрос 3. Организация внешнего и внутреннего государственного
финансового контроля на региональном уровне
•Правовое регулирование контроля на региональном уровне
осуществляется совокупностью норм и положений,
изложенных более чем в 260 федеральных и региональных
нормативных правовых актах
•Факт обилия такого количества актов можно расценивать с
негативной стороны, поскольку свидетельствует о
не совершенстве и недо статочно сти федерального
з а ко н о д а т е л ь с т в а . О с н о в н ы м и о т р и ц а т е л ь н ы м и
последствиями, вытекающими из обозначенной проблемы,
являются дублирование норм, возникновение коллизий,
наличие различий в подходах к урегулированию разных
вопросов контроля в субъектах Российской Федерации.
Конституция!Российской!
Федерации!
•
Анализ положений Конституции Российской Федерации,
связанных с
осуществлением ГФК, позволил выявить ряд
положений общего характера, регламентирующих наиболее
важные вопросы, как основы конституционного строя и
федеративного устройства Российской Федерации. (
•
В частности, в статье 5 Конституции Российской Федерации
определены о собенно сти законодательства субъектов
Российской Федерации в соответствии с их правовым статусом и
их равноправие между собой и во взаимоотношениях с
федеральными органами государственной власти, а в статье 11
закреплено положение о том, что государственную власть в
субъектах Российской Федерации осуществляют органы
государственной власти.(
Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации»!
Данный федеральный закон содержит нормы,
определяющие основные полномочия законодательных
(представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, в том числе по
осуществлению контроля. Помимо этого указанный
закон устанавливает полномочия по осуществлению
ГФК также за органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.(
Бюджетный кодекс Российской Федерации
•Более комплексно вопрос правовых основ ГФК регулируется
Бюджетным кодексом Российской Федерации, в соответствии с
которым к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации
отнесено «установление порядка составления и рассмотрения проектов
бюджетов субъектов Российской Федерации …, утверждение и
исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации …,
осуществления контроля за их исполнением, …».
•В целом, нормы о ГФК отражены во всех главах Бюджетного кодекса
Российской Федерации, поскольку контроль органически связан и
осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Однако свое
концентрированное выражение они находят в главе 26, введенной
взамен одноименной главы, признанной утратившей силу
Федеральным закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в
Б юд же т н ы й код е кс Ро с с и й с ко й Ф ед е р а ц и и и отд е л ь н ы е
законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих
принципах организации и деятельности контрольно-счетных
органов субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований»!
• В концептуальном аспекте упомянутый федеральный закон
внес изменения, касающиеся, во-первых, попытки
законодательно определить внешний ГФК, и, во-вторых,
решить вопрос регламентации порядка разработки и
применения стандартов финансового контроля.
• Данным федеральным законом установлены нормы,
обе спечивающие независимо сть КСО субъектов
Р о с с и й с ко й Ф е д е р а ц и и ( о р г а н и з а ц и о н н у ю и
функциональную) и их должностных лиц и определены
ключевые полномочия контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации, способствующие
эффективному разграничению полномочий между
органами внешнего и внутреннего ГФК.
Законодательные и нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации
• Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (
• Законы субъектов Российской Федерации о контрольных
функциях субъектов Российской Федерации или их
з а ко н од ат е л ь н ы х ( п р е д с т а в и т е л ь н ы х ) о р г а н о в
государственной власти субъектов Российской Федерации
• Законы субъектов Российской Федерации о бюджетном
процессе
• Законы субъектов Российской Федерации о контрольносчетных органах(
• Законы субъектов Ро ссийской Федерации
государственном финансовом контроле. (
о
• Д о го во р ы ( с о гл а ш е н и я ) , з а к л юч е н н ы е ка к н а
федеральном, так и на региональном уровнях(
Конституции и уставы субъектов Российской Федерации
(первый уровень)
!
Анализ положений основных законов регионов, связанных с ГФК, позволил выявить
следующие варианты правового регулирования:(
установление положений отсылочного характера об осуществлении органами
государственной власти субъектов Российской Федерации контроля за исполнением
бюджетов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством
субъектов Российской Федерации (например, в Уставе Камчатского края);(
закрепление за законодательными (представительными) органами государственной
власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению контроля за
исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации (например, в Конституции
Республики Хакасия и Уставе (Основном законе) Ставропольского края);(
закрепление норм, регламентирующих статус, состав и особенности организации
деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации (например,
Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия, Конституция Республики
Татарстан, Устав Ростовской области, Устав Тюменской области);(
закрепление подробных норм, регулирующих не только статус, состав и организацию
д е я т е л ь н о с т и , н о т а к же ко н т р ол ь н ы е п ол н ом оч и я з а ко н од ат е л ь н о го
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
(например, Устав Астраханской области, Устав Волгоградской области, Устав города
Москвы).(
•
•
•
•
(
Законы субъектов Российской Федерации о контрольных функциях
субъектов Российской Федерации или их законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации (второй уровень)!
• Особенностью документов данной группы является
подробное определение контрольной функции законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации в части определения цели, объекта,
сферы, принципов, форм, порядка планирования контроля,
взаимодействия данного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации
с контролирующими и
правоохранительными органами и рассмотрения результатов
контроля. (
• Примером данной группы актов могут служить Областной
закон от 14.10.1996 № 42-03 «О контрольных функциях
Законодательного Собрания Свердловской области в сфере
бюджета и финансов» и Закон Калининградской области от
20.04.1998 № 54 «О контрольных функциях Калининградской
областной Думы в сфере бюджета и финансов». (
Законы субъектов Российской Федерации о
бюджетном процессе (третий уровень)!
• В подобных законах субъектов Российской Федерации нормы, регулирующие контроль за
исполнением бюджетов регионов, изложены по-разному. Так, например, помимо общих
положений (определение перечня участников бюджетного процесса в субъектах Российской
Федерации и их полномочий) в данных законах предусмотрены отдельные главы, посвященные
ГФК за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации (в частности, определены цели
контроля и изложены полномочия контрольных органов в аспекте осуществляемых ими форм
контроля, а также регламентирован порядок взаимодействия с иными контрольными и
правоохранительными органами).
• Как правило, региональными законами данного уровня определяются в основном участники
бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и их бюджетные полномочия
(например, Закон Астраханской области от 07.07.2008 № 39/2008-ОЗ «О бюджетном процессе в
Астраханской области» , Закон Волгоградской области от 11.06.2008 № 1694-ОД «О бюджетном
процессе в Волгоградской области», Закон Камчатского края от 26.09.2007 № 650 «О бюджетном
процессе в Камчатском крае», Закон города Москвы от 10.09.2008 № 39 «О бюджетном
устройстве и бюджетном процессе в городе Москве», Областной закон Ростовской области от
03.08.2007 № 743-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области»).
• Примерами данных законов являются Закон Республики Калмыкия от 21.12.2007 № 394-|||-3 «О
бюджетном процессе в Республике Калмыкия», Закон Ставропольского края от 05.08.2003 № 30кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае», Закон Республики Хакасия от 07.12.2007
№ 93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия».
Законы субъектов Российской Федерации о
контрольно-счетных органах (четвертый уровень)!
•
Данные законы ранее (до вступления в силу Федерального закона от 07.02.2011
№ 6-ФЗ) значительно отличались по содержанию в разных регионах ввиду отсутствия
на федеральном уровне единых требований к правовому статусу КСО субъектов
Российской Федерации и порядку осуществления ими своей деятельности, что было
видно даже из названий органов внешнего ГФК (например, контрольно-счетная
палата, счетная палата, контрольно-счетная комиссия и контрольно-бюджетный
комитет). (
•
К настоящему времени новые региональные законы о контрольно-счетных
органах приняты в большинстве субъектов Российской Федерации. В некоторых
регионах были внесены изменения в действующие региональные законы о
контрольно-счетных органах. Подробно проводить анализ положений указанных
законов не имеет особого смысла, поскольку при их разработке в основу были
положены нормы Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ.
Примером
нормативных правовых актов данной группы являются Закон Астраханской области от
07.09.2011 № 57/2011-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Астраханской области»,
Закон Республики Хакасия от 30.09.2011 № 82-ЗРХ «О контрольно-счетной палате
Республики Хакасия», Областной закон Ростовской области от 14.09.2011 № 667-ЗС
«О Контрольно-счетной палате Ростовской области». (
Законы субъектов Российской Федерации о
государственном финансовом контроле
(пятый уровень)!
Указанные законы приняты не во всех субъектах
Российской Федерации (примером могут быть Закон
Волгоградской области от 06.12.2002 № 763-ОД «О
финансовом контроле на территории Волгоградской
области» и Закон Республики Саха (Якутия) от
22.03.2006 № 653-111 «О государственном финансовом
контроле в Республике Саха (Якутия)»). (
(
Особенности распространения полномочий Счетной палаты Российской
Федерации Федеральным казначейством в части проверки бюджетов
субъектов Российской Федерации
Пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации
установлено, что в субъектах Российской Федерации, в бюджетах
которых доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации в течение двух из трех последних
отчетных финансовых лет превышала 40 % объема собственных
доходов консолидированного бюджета субъекта Российской
Федерации, Счетная палата Российской Федерации или в порядке,
установленном Минфином России, Федеральное казначейство,
проводят ежегодную проверку годового отчета об исполнении
бюджета субъекта Российской Федерации. (
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации
расширяет полномочия Счетной палаты Российской Федерации и
Федерального казначейства в части осуществления ими
последующего ГФК за исполнением бюджетов субъектов
Российской Федерации.(
Особенности! правового! регулирования! внутреннего!
государственного! финансового! контроля! на!
региональном!уровне!
В большинстве регионов контроль
осуществляют сам финансовый
о р г а н с у бъ е к т а Ро с с и й с ко й
Федерации или специально
созданный в системе
исполнительной власти региона
орган ГФК. При этом деятельность
данных органов регулируется
постановлениями высших
исполнительных органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации.
В кач е с т в е п р и м е р а м ож н о
привести следующие нормативные
правовые акты (для субъектов, в
которых контроль осуществляет
финансовый орган):
Постановление Правительства
Астраханской области
от 06.05.2010 № 199-П «Об
утверждении Положения о
Министерстве финансов
Аст раханской области»,
Постановление Администрации
В о л г о г р а д с ко й о б л а с т и о т
28.11.2011 № 734-5 «Об
утверждении Положения о
Комитете бюджетно-финансовой
политики и казначейства
Администрации
Волгоградской
области». (
Особенности! правового! регулирования! внутреннего!
государственного! финансового! контроля! на!
региональном!уровне
!
В субъектах Российской Федерации, в
которых созданы самостоятельные
контрольные органы и в которых
финансовый орган одновременно
наделен полномочиями по контролю,
п р а во в ы е о с н о в ы ко н т р ол я
дополняются еще постановлениями об
утверждении положений о
с о о т в е т с т ву ю щ и х ко н т р о л ь н ы х
органах. В зависимости от
особенностей исполнительной власти в
регионе данный орган может
осуществлять свою деятельность в
виде службы или управления.
(
• в Ре с п убл и ке Ка л м ы к и я : П о с т а н о вл е н и е
Правительства Республики Калмыкия от 29.12.2005
№ 418 «Об утверждении Положения о Министерстве
финансов Республики Калмыкия», Постановление
Правительства Республики Калмыкия от 02.04.2008
№ 11 9
« О б у т ве р ж д е н и и П ол оже н и я о
Республиканской службе финансово-бюджетного
контроля».
• в Камчатском крае: Постановление Правительства
Камчатского края от 19.12.2008 № 136-П «Об
утверждении Положения о Министерстве финансов
Камчатского края», Постановление Губернатора
Камчатского края
от 03.02.2009 № 24 «Об
утверждении Положения о Главном контрольном
у п р а вл е н и и Губе р н ато р а и П р а в и т е л ь с т ва
Камчатского края».
• в Р о с т о в с ко й о б л а с т и : П о с т а н о в л е н и е
Правительства Ростовской области от 24.11.2011 №
43-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве
финансов Ростовской области», Постановление
Правительства Ростовской области от 01.12.2011 №
185 «Об утверждении Положения об Управлении
финансового контроля в Ростовской области».
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к региональным
органам внутреннего ГФК также относятся:(
(
• главные распорядители средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, главные администраторы
доходов бюджетов субъектов Российской Федерации,
главные администраторы источников финансирования
д е ф и ц и т а б юд же то в субъ е кто в Ро с с и й с ко й
Федерации;(
• Федеральное казначейство;(
• подразделения внутреннего финансового контроля и
внутреннего аудита органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.(
Анализ практических аспектов организации и осуществления
внутреннего ГФК на региональном уровне
На региональном уровне сохраняется достаточно большое
разнообразие организационных форм подобных органов. (
В частности, контрольные органы субъектов Российской
Федерации создаются как минимум в трех основных формах:(
• в виде структурных подразделений финансовых органов
субъектов Российской Федерации (отдел по контролю за
использованием бюджетных средств Департамента финансов и
бюджетной политики Белгородской области);(
• как специальные органы, находящиеся в ведении финансовых
органов субъектов Российской Федерации (Контрольноревизионный комитет Костромской области);(
• как контрольные органы, подчиненные высшим должностным
лицам субъектов Российской Федерации (Главное контрольное
управление при Президенте Республики Саха (Якутия). (
Информация о количестве органов внутреннего ГФК субъектов Российской
Федерации в разрезе федеральных округов(
Федеральный округ(
1. Центральный федеральный округ(
2. Северо-западный федеральный округ(
3. Южный федеральный округ(
4. Северо-кавказский федеральный округ(
5. Приволжский федеральный округ(
6. Уральский федеральный округ(
7. Сибирский федеральный округ(
8. Дальневосточный федеральный округ(
9. Итого(
Количество
субъектов
Российской
Федерации в
федеральном
округе(
Количество органов
внутреннего ГФК в
федеральном округе(
Среднее количество
органов внутреннего
ГФК в субъекте
Российской Федерации(
Удельный вес органов
внутреннего ГФК по
федеральным
округам, %(
18(
22(
1,2(
21,78(
11(
14(
1,3(
13,86(
6(
9(
1,5(
8,91(
7(
7(
1(
6,93(
14(
15(
1,07(
14,86(
6(
7(
1,16(
6,93(
12(
14(
1,16(
13,86(
9(
13(
1,44(
12,87(
83(
101(
1,22(
100(
Сведения о субъектах Российской Федерации, в которых осуществляют свою
деятельность два и более органа внутреннего государственного финансового
контроля(
Федеральный округ(
1. Центральный федеральный округ(
2. Северо-западный федеральный округ(
(
3. Южный федеральный округ(
4. Северо-кавказский федеральный округ(
(
5. Приволжский федеральный округ(
(
6. Уральский федеральный округ(
7. Сибирский федеральный округ(
8. Дальневосточный федеральный округ(
9. Итого(
Субъект Российской Федерации(
Количество органов внутреннего
государственного финансового
контроля(
Удельный вес субъектов
Российской Федерации в
федеральном округе, %(
Владимирская область(
2(
Ивановская область(
2(
Смоленская область(
2(
Тульская область(
2(
Архангельская область(
2(
Калининградская область(
3(
Республика Калмыкия(
2(
Краснодарский край(
2(
Ростовская область(
2(
-(
-(
0,00(
Самарская область(
2(
7,14(
Ханты-Мансийский автономный округ(
2(
16,67(
Забайкальский край(
2(
Томская область(
2(
Республика Саха (Якутия)(
2(
Приморский край(
2(
Хабаровский край(
2(
Магаданская область(
2(
17(
35(
22,2(
18,18(
50,00(
16,67(
44,44(
20,48(
Информация об органах внутреннего ГФК, не являющихся финансовыми органами
субъектов Российской Федерации(
Федеральный округ
Субъект Российской Федерации
Наименование органа внутреннего государственного финансового контроля
Брянская область
Контрольно-ревизионное управление администрации Брянской области
Владимирская область
Контрольно-ревизионная инспекция администрации Владимирской области
Ивановская область
Департамент государственного надзора (контроля) Ивановской области
Костромская область
Контрольно-ревизионный комитет Костромской области
Смоленская область
Контрольный департамент Смоленской области
Тульская область
Контрольный комитет Тульской области
город Москва
Главное контрольное управление города Москвы
Архангельская область
Контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области
Калининградская область
Контрольно-ревизионная служба Калининградской области
Мурманская область
Комитет государственного и финансового контроля Мурманской области
1. Центральный федеральный округ
38,9
2. Северо-западный федеральный округ
36,4
Комитет финансового контроля города Санкт-Петербург
город Санкт-Петербург
3. Южный федеральный округ
Удельный вес субъектов Российской Федерации по
федеральным округам, %
Республика Калмыкия
Республиканская служба финансово-бюджетного контроля
Краснодарский край
Департамент финансово-бюджетного надзора
Ростовская область
Управление финансового контроля Ростовской области
4. Северо-кавказский федеральный округ
-
50,00
-
0,00
5. Приволжский федеральный округ
Самарская область
Служба государственного финансового контроля Самарской области
7,14
6. Уральский федеральный округ
Челябинская область
Главное контрольное управление Челябинской области
33,33
Ханты-Мансийский автономный округ
Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа
Республика Тыва
Служба по финансово-бюджетному надзору
Забайкальский край
Государственная финансовая инспекция Забайкальского края
Красноярский край
Служба финансово-экономического контроля Красноярского края
Иркутская область
Служба государственного финансового контроля Иркутской области
Новосибирская область
Контрольное управление Новосибирской области
Томская область
Контрольно-ревизионное управление Томской области
Республика Саха (Якутия)
Главное контрольное управление при Президенте Республики Саха (Якутия)
Приморский край
Управление бюджетного учета Приморского края
Хабаровский край
Главное контрольное управление Хабаровского края
Магаданская область
Контрольное управление администрации Магаданской области
7. Сибирский федеральный округ
50,00
8. Дальневосточный федеральный округ
9. Итого
44,44
27
27
32,53
Информация о структурных подразделениях финансовых органов субъектов
Российской Федерации, осуществляющих внутренний государственный
финансовый контроль(
Количество
субъектов
Российской
Федерации(
Удельный вес субъектов
Российской Федерации в
федеральном округе, %(
Удельный вес федерального
округа в целом по
Российской Федерации, %(
1. Центральный федеральный округ(
11(
61,11(
13,25(
2. Северо-западный федеральный округ(
6(
54,54(
7,23(
3. Южный федеральный округ(
3(
50,00(
3,61(
4. Северо-кавказский федеральный округ(
7(
100,00(
8,43(
5. Приволжский федеральный округ(
13(
92,86(
15,66(
6. Уральский федеральный округ(
4(
16,67(
4,82(
7. Сибирский федеральный округ(
5(
41,67(
6,02(
8. Дальневосточный федеральный округ(
3(
33,33(
3,61(
9. Итого(
52(
-(
62,65(
Федеральный округ(
Информация об органах внутреннего государственного финансового контроля
субъектов Российской Федерации в разрезе временных форм контроля(
Количество органов
внутреннего
государственного
финансового контроля,
осуществляющих
предварительный
контроль(
%(
Количество органов
внутреннего
государственного
финансового контроля,
осуществляющих
предварительный и
последующий контроль(
%(
1. Центральный федеральный
округ(
11(
22(
9(
24,3(
14,3(
7(
14(
5(
13,5(
3(
21,4(
3(
6(
3(
8,11(
4. Северо-кавказский федеральный
округ(
0(
0(
3(
6(
4(
10,8(
5. Приволжский федеральный
округ(
1(
7,1(
8(
16(
6(
16,2(
6. Уральский федеральный округ(
1(
7,1(
2(
4(
4(
10,8(
7. Сибирский федеральный округ(
1(
7,1(
12(
24(
1(
2,7(
8. Дальневосточный федеральный
округ(
4(
28,6(
4(
8(
5(
13,5(
9. Итого(
14(
100(
50(
100(
37(
100(
%(
Количество органов
внутреннего
государственного
финансового контроля,
осуществляющих
последующий контроль(
2(
14,3(
2. Северо-западный федеральный
округ(
2(
3. Южный федеральный округ(
Федеральный округ(
Информация о прозрачности результатов деятельности органов внутреннего
государственного финансового контроля в разрезе федеральных округов(
Федеральный округ(
1. Центральный федеральный округ (18)(
2. Северо-западный федеральный округ
(11)(
3. Южный федеральный округ (6)(
4. Северо-кавказский федеральный округ
(7)(
5. Приволжский федеральный округ (14)(
6. Уральский федеральный округ (6)(
7. Сибирский федеральный округ (12)(
8. Дальневосточный федеральный округ
(9)(
9. Итого(
Количество субъектов
Российской Федерации, в
которых деятельность
органов внутреннего
государственного
финансового контроля
прозрачна(
Удельный вес, %(
Количество субъектов
Российской Федерации, в
которых деятельность
органов внутреннего
государственного
финансового контроля не
прозрачна(
Удельный вес, %(
3(
16,6(
15(
83,4(
2(
18,2(
9(
81,8(
2(
33,3(
4(
66,7(
2(
28,6(
5(
71,4(
2(
14,3(
12(
85,7(
1(
16,7(
5(
83,3(
1(
8,3(
11(
91,7(
1(
11,1(
8(
88,9(
14(
16,9(
69(
83,1(
Полномочия органов внешнего и внутреннего государственного финансового
контроля в части относящихся к контролю за исполнением бюджетов субъектов
Российской Федерации(
Полномочия по контролю за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации (
Вид деятельности(
Орган внешнего государственного финансового контроля (
1. Экспертно-аналитическая деятельность(
(
Орган внутреннего государственного финансового контроля(
Экспертиза проектов законов субъектов Российской Федерации о
бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый
год и плановый период(
Финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъектов
Российской Федерации и нормативных правовых актов
органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в части,
касающейся расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
а также государственных программ субъектов Российской Федерации(
-(
Анализ бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и
подготовка предложений по его совершенствованию(
2. Контрольно-ревизионная деятельность (
Контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих
бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации(
(
(
-(
Контроль за полнотой и достоверностью отчета о реализации
государственных программ, в том числе отчета об исполнении
государственных заданий(
Контроль за эффективностью предоставления налоговых и иных льгот,
бюджетных кредитов, государственных гарантий(
-(
Контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации(
Контроль за законностью и эффективностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской
Федерации в местные бюджеты, а также проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местных бюджетов в установленных
законодательством случаях(
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджетов субъектов Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджетов субъектов
Российской Федерации, в том числе Счетной палатой Российской Российской Федерации только Федеральным казначейством в
Федерации в установленных законодательством случаях(
установленных законодательством случаях(
Аудит эффективности использования бюджетных средств (
-(
-(
Контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур
составления и исполнения бюджета по расходам (Главные
р а с п о р я д и т е л и б юд же т н ы х с р ед с т в ) , д оход а м ( Гл а в н ы е
администраторы доходов бюджета) и источникам финансирования
дефицита бюджета (Главные администраторы источников
Подготовка предложений по совершенствованию осуществления финансирования дефицита бюджета), а также составления бюджетной
главными администраторами бюджетных средств внутреннего отчетности и ведения бюджетного учета (
финансового контроля и внутреннего финансового аудита(
Оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка
предложений по повышению его эффективности, подтверждение
достоверности бюджетной отчетности и соответствия ведения
бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета(
Стратегический аудит(
3. Полномочия в части внутреннего финансового контроля (
(
4. Полномочия в части внутреннего финансового аудита(