Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Ораторское искусство как компонент педагогической коммуникации

  • 👀 989 просмотров
  • 📌 917 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Ораторское искусство как компонент педагогической коммуникации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Ораторское искусство как компонент педагогической коммуникации» pdf
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 7. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ 7.1 Понятие ораторского искусства. Ораторское искусство как компонент педагогической техники Термин «ораторское искусство» (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово «риторика» (греч. rhetorike) и русское «красноречие». Риторика – ораторское искусство, теория красноречия; эффективность, внешняя красивость речи, насыщенность. Красноречие – способность, умение говорить красиво, убедительно; искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Традиционное красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством (Аристотель, Цицерон, М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский и др.). История знает множество великих ораторов (Аристотель, Демосфен, Цицерон, Робеспьер, Дантон и др.). Отечественная риторика знаменита благодаря таким мастерам, как Стефан Яворский, М. В. Ломоносов, русский полководец А. В. Суворов и др. Умение говорить с народом ярко, доходчиво, находить слова, которые с наибольшей силой выражают мысль, пользоваться приемами образной, живой, впечатляющей речи – это искусство. Следует иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано как в нравственных, так и безнравственных целях. 95 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Кому и как служит ораторское искусство – вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. И в зависимости от решения этого вопроса определялось отношение к ораторскому искусств, к науке об ораторском искусстве и к самому оратору. Нравственная позиция автора – это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна не только для политического деятеля, но и для любого оратора, чье слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение. Это утверждение относится, прежде всего, к людям, в чьих руках судьбы подрастающего поколения, кто во многом определяет жизненную позицию человека, готовит его к взаимодействию с другими людьми, обеспечивает социальную адаптацию, то есть к педагогам. Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богатая, живая и образная речь учителя на уроке и вне его, обращенная к детям, родителям и коллегам, позволяет решать многие важные учебновоспитательные задачи, развивать речь школьников, повышать эффективность взаимодействия с ними в любых педагогических ситуациях. Значение речи учителя в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми рассматривается в многочисленных психолого-педагогических исследованиях. То, что это значение велико, – факт бесспорный и доказанный многовековым существованием педагогической профессии. Еще со школьной скамьи каждый из нас запомнил образ любимого учителя А. С. Пушкина – профессора нравственного права Царскосельского лицея А. П. Куницына, который своими страстными речами, обращенными к сердцу и разуму лицеистов, воспитывал у них «пламень» высоких гражданских чувств. К. Паустовский, вспоминая своего учителя истории Клячина, особо выдел его умение рассказывать: он «бросал слова, как комья 96 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» глины» и «лепил ими живые статуи». Воспитанники А. С. Макаренко помнили не только слова своего педагога, но и интонации его голоса, тон, жесты, которыми сопровождались его высказывания. Если вспомнить своих любимых, уважаемых наставников – их голоса, особенности речи, манеру обращаться к ученикам, отвечать на их вопросы, то утверждаешься в мысли о том, что все в них располагало к общению, вызывало доверие, и сразу хочется быть похожими на своих наставников и в этом. В целом учительская профессия накопила хороший опыт словесного воспитания. Но за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились и другие стереотипы речи, коммуникативного поведения учителя: обязательно громкий голос, назидательный тон, безаппеляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требований. Появились даже выражения «говорить учительским тоном», «железные нотки учительского голоса», как правило сопровождаемые либо резко отрицательным отношением говорящего к этому явлению, либо иронией. Распространение получили и «образцы» не всегда правильной, неубедительной речи педагога (чем успешно воспользовались кинематографисты, создавая штампы в изображении учителя). Чем вызваны эти недопустимые и дискредитирующие учительскую профессию явления? Что необходимо знать будущему учителю, чтобы избежать подобных ошибок? Постараемся найти ответ на эти вопросы, разобравшись в том, что такое педагогическая речь, каковы ее функции и свойства. Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников. Поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства. Выражение «речь учителя» (синоним – «педагогическая речь»), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие 97 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса – устные высказывания. С выражением «педагогическая речь» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Каким содержанием оно наполнено? В современной научной литературе под коммуникативным поведением учителя подразумевают не просто процесс говорения, передачи информации, а такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы. Для характеристики коммуникативного поведения учителя значимы такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращаться к ученикам, отвечать им, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи. Вникая в секреты успеха учителей-мастеров, мы обнаруживаем отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит ораторским умениям, которые способствуют мобилизации учащихся на интенсивную познавательную деятельность, постановке вопросов, общению с коллективом и отдельной личностью, проведению наблюдения, организации коллектива, владению своим настроением, голосом, мимикой, движениями. «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас», – говорил А. С. Макаренко. Педагогическая техника, включая ораторские умения учителя, как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Мастерство педагога – в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности. 98 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Педагогическая техника учителя образуется комплексом общих педагогических умений, необходимых учителю как в учебной, так и во внеучебной работе с детьми. Какие же умения включает педагогическая техника учителя? Какова их роль в педагогическом взаимодействии? В понятие «педагогическая техника» входят две группы компонентов. Первая группа – это техника речи и кинесический код, то есть совокупность мимики, жестов, движений, позы. Вторая группа – дидактические, организаторские, конструктивные и коммуникативные умения педагога. Мы раскроем содержание и значение только элементов первой группы, так как именно они являются компонентами красноречия (ораторского искусства) педагога. Перечислим эти элементы. Прежде всего, в качестве элемента педагогической техники следует назвать речевые умения учителя, то есть умения говорить грамотно, красиво и понятно, выразительно интонировать свою речь, точно выражать в слове свои мысли и чувства. Другим элементом педагогической техники является мимическая и пантомимическая выразительность педагога. Точный жест, выразительный взгляд, поощряющая или ироническая улыбка нередко оказываются в педагогическом взаимодействии более эффективными средствами общения, чем многословные пояснения или замечания. Немаловажную роль в педагогическом взаимодействии играют умения учителя управлять своим эмоциональным (психическим) состоянием, поддерживать у себя оптимальный уровень эмоционального (творческого) напряжения и оптимистический, доброжелательный настрой, организовывать свой эмоциональный отдых. Эти умения обеспечивают педагогу профессиональный самоконтроль, помогают в течение многих лет сохранять здоровую нервную систему, избегать нервных срывов, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок. И последнее. Для организации эффективного педагогического взаимодействия учителю необходимо овладеть элементами актерских 99 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» и режиссерских умений, которые помогут ему в общении с детьми производить впечатление не только на ум, но и на чувства воспитанников, наиболее полно передавать им опыт эмоциональноценностного отношения к миру. Таким образом, ораторские умения учителя – это тот комплекс умений, который позволяет педагогу через то, что видят и слышат воспитанники, донести до них свои мысли и душу. В непосредственном взаимодействии с детьми именно эти умения педагога (или их отсутствие) проявляются в его поведении. Их имел в виду и А. С. Макаренко, когда писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало». Неисчерпаемое разнообразие педагогических ситуаций требует от педагога творческого поведения. Ораторские умения и есть тот комплекс умений учителя, который способствует его оптимальному творческому поведению, иначе говоря – эффективному взаимодействию с воспитанниками в любых педагогических ситуациях. Развитая культура речи помогает учителю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с детьми всё лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации. Учитель, владеющий педагогической техникой, не мучается от потери голоса или неумения отвлечься от каких-то своих, не связанных с работой переживаний. Следовательно, овладение педагогической техникой может и должно привести к росту удовлетворенности учителя своей профессиональной деятельностью. Умения оратора, как составного элемента педагогической техники, необходимо рассматривать в комплексе. Каковы же общие особенности этих умений, которые обеспечивают их единство? 100 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Прежде всего, отметим общую для всех ораторских умений учителя область применения – непосредственное взаимодействие педагога с детьми. Развитые ораторские умения позволяют учителю во взаимодействии с детьми быстро и точно найти нужные слово, интонацию, взгляд, жест; сохранять спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу своих действий в самых острых и неожиданных ситуациях. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя проявляются одновременно. Речь сопровождается жестом, мимикой, движением; непрерывное самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств и т. д. Другая важная особенность ораторских умений педагогической техники состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, то есть формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальные способности красноречия существенно зависят от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомофизиологических особенностей. Тесная связь ораторских умений педагогической техники с индивидуально-личностными особенностями учителя проявляется не только в индивидуальной окрашенности этих умений, но и в том, что их формирование и развитие оказывает прямое воздействие на личность педагога. Как уже было отмечено выше, ораторские умения педагогической техники ситуативно, сиюминутно проявляются в поведении педагога. В этом смысле овладение этими умениями может рассматриваться как одно из средств организации педагогически целесообразного поведения учителя. Формирование ораторских компонентов педагогической техники оказывает развивающее воздействие и на глубинные качества личности. Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью речи дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т. п. 101 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Третьей важной особенностью ораторских умений педагогической техники является то, что именно через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога. Будет справедливым сказать, что уровень сформированности ораторских умений педагогической техники в значительной степени отражает уровень общей культуры педагога, так сказать, педагогический потенциал его личности. Если речь педагога бедна и неряшлива, если он по всякому поводу дает волю своим эмоциям, отличается дурным вкусом, эстетической глухотой, то самые «правильные» слова и самые «нужные» мероприятия не окажут воздействия ни на ум, ни на чувства воспитанников. Итак, ораторское искусство – это совокупность умений говорить ярко, доходчиво, находить слова, которые с наибольшей силой выражают мысль, пользоваться приемами образной, живой, впечатляющей речи. Все сказанное об ораторском элементе педагогической техники делает очевидной необходимость овладения составляющими его умениями для каждого педагога. 7.2 Характеристика основных элементов ораторского искусства педагога Отечественная педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Не пренебрежение техникой, а овладение ею превращает ее в тонкий инструмент решения важных педагогических задач, стоящих перед учителем. Повторим, что в понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психиче102 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» ского напряжения, создание творческого самочувствия); социальноперцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр. Поскольку ораторское искусство педагога включается в первую группу компонентов педагогической техники, остановимся лишь на вопросах педагогической техники, связанных с организацией поведения педагога. Управление эмоциональным состоянием Публичный характер общения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страха, скованности. Деятельность под пристальным взглядом учителей, детей, родителей, то есть действий «на виду», отражается на стройности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии (ноги деревенеют, руки как палки), психическом состоянии (страшно быть смешным, казаться неумелым). Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения. Следующие шаги можно сделать, если осознать способы саморегуляции и овладеть ее методикой. Среди важнейших способов саморегуляции можно выделить следующие: – воспитание доброжелательности и оптимизма; – контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); – разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, юмор, имитационная игра); – самовнушение. 103 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Следует также осмыслить полезные советы В. А. Сухомлинского о воспитании душевного равновесия: не допускать прорастания угрюмости, преувеличения чужих пороков; обращаться к юмору; быть оптимистом, доброжелательным. Условия для развития этих качеств такие: глубокое осознание социальной роли своей профессии, развитое чувство долга, педагогическая зоркость, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоанализу и адекватной самооценке. Все эти приемы психофизической саморегуляции связаны с формированием направленности личности в целом, ее установок, ценностных ориентаций, так как без изменений в этой сфере все последующие приемы будут малоэффективны. Следующая группа способов основана на контроле деятельности организма. Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешние проявления, так как элементарный контроль за соматическими и вегетативными проявлениями эмоций ведет к их самокоррекции. На что можно направить контроль? На тонус мимической, скелетной мускулатуры, темп речи, дыхание и т. п. Молодому учителю, готовящемуся к предстоящему уроку и ощущающему состояние неуверенности, страха перед детьми, желательно провести сеанс релаксации, добиваясь физического и психического расслабления. Аутогенная тренировка (психическая саморегуляция) – своеобразная психофизическая гимнастика – должна стать частью «педагогического туалета» учителя наряду с дыхательной и артикуляционной зарядками. Психическая саморегуляция включает релаксацию (состояние расслабления) и самовнушение формул с целью формирования профессионально необходимых качеств. Подготовка к уроку, вообще к общению с детьми требует от учителя, особенно молодого, психологической настройки на урок, чему способствует поиск притягательного ядра в материале и методике урока, предвосхищение удовлетворенности от предстоящего общения с классом, поиск соответствующего эмоционального состояния при изучении данной темы. 104 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Однако не следует разочаровываться от неудач на первом же занятии. Здесь нужна систематическая работа, тренинг психофизического аппарата, который постепенно станет послушным орудием в педагогической деятельности. Пантомимика Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Посмотрим на учителя, вдохновенно объясняющего урок. Как органически слиты у него движения головы, шеи, рук, всего корпуса! Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять пред учащимися на уроке (ноги на ширине 12-15 см, одна нога немного выдвинута вперед). Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать себя за ухо. Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее нужны, но встречаются часто. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя. Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Выработке правильной осанки помогают занятия спортом, специальные приемы: представить себя стоящим на цыпочках, постоять 105 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» у стены и прочее; очень важен самоконтроль учителя, умение взглянуть на себя со стороны, глазами детей, в первую очередь. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям. Мимика Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач. Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств показывает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики – брови, глаза. Поднятые брови передают удивление, сдвинутые – сосредоточенность, неподвижные – спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении – восторг. Наиболее выразительны на лице человека – глаза. «Пустые глаза – зеркало пустой души» (К. С. Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности ли- 106 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» цевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также и безжизненной статичности («каменное лицо»). Для развития ориентировки в осознании собственного поведения и поведения учащихся педагогу полезно знакомство с эталонами, представленными в работах психологов. Вот, например, эталон поведения в состоянии радости: улыбка, глаза сияют, чрезмерно жестикулирует, многословен, желание помочь другому. Эталон поведения в состоянии страха: глаза расширены, поза застывшая, брови приподняты, голос дрожит, лицо искажено, взгляд бегающий, движения резкие, тело дрожит. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. Техника речи Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно ¼ – ½ части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь и вызывают недоверие к учителю. Некоторые считают, что и голос, и его тембр только природный дар человека. Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса можно коренным образом улучшить. История также свидетельствует о разительных последствиях самоусовершенствования человека в данном направлении. Вероятно, все слышали о Демосфене и о том, как он, преодолев свои физические недостатки, стал выдающимся политическим оратором Древней Греции. Таким же образом готовил себя к публичным выступлениям и 107 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» двадцатилетний Владимир Маяковский, который, набирая в рот камешки, произносил речи на берегу шумной реки Риони. Но методика Демосфена не лучшая для выработки ораторской техники. Она пример для нас в том плане, насколько важную роль играют большое желание, сильная воля человека и регулярность занятий. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь, главным образом, на опыт театральной педагогики и представляя собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова. Дыхание Дыхание выполняет физиологическую функцию – обеспечивает жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono – звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха – пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому организация его имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и усовершенствования. Голос Среди учителей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но эти случаи нечасты. Да и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами деградирует, портится, 108 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» изнашивается. И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным. Голосовой аппарат состоит из трех отделов: генеративного, энергетического, резонаторного. Генерация звука происходит в голосовых связках, щелях и затворах в полости рта, что обеспечивает дифференцировку звуков на тональные и шумовые. Резонаторная система – глотка, носоглотка, полость рта – обеспечивает статику и динамику речи. Энергетическая система, в которую входит механизм внешнего дыхания, обеспечивает скорость потока воздуха и его количество, подаваемого к органам фонации и необходимого для возникновения звука. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук – голос. Каковы особенности голоса педагога? Прежде всего, это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука. Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость. Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота – тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, хотя в обычной речи мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон – объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр – окраска звука, яркость, а также его мяг109 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» кость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, то есть дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса. Исходный тембр голоса может изменяться с помощью резонаторов. Различают два главных типа резонаторов: верхний (головной) и нижний (грудной). Трахея и большие бронхи – грудной резонатор. Черепная коробка, полости носа и рта – головной резонатор. Резонаторные ощущения в грудной клетке (а их можно обнаружить, если приложить руку к груди) и особенно в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок таким образом, чтобы исходный тембр голоса, рождающийся в гортани, имел в себе те обертона, которые вызовут резонанс в головном и грудном резонаторах. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Дикция Для учителя четкость произношения – профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция – это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, поэтому их можно тренировать. Ритмика Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя» (К. С. Станиславский). 110 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи русских составляет около 120 слов в минуту (англичан – от 120 до 150). Но, как показывают экспериментальные данные, учителю лучше говорить не более 60 слов в минуту. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод – определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю. Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, тез психологических – безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Академик И. П. Павлов называл скуку «сном с открытыми глазами». Речь учителя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и, в отличие от обычной беседы, быть контрастнее, выразительнее. Для развития интонационного богатства речи педагогу могут помочь специальные упражнения. 7.3 Упражнения на развитие отдельных компонентов красноречия Работа по развитию и совершенствованию умений ораторского искусства включает в себя выполнение педагогом нескольких блоков упражнений. Каждый блок содержит упражнения на развитие отдельных компонентов красноречия. 111 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Блок I. Работа по совершенствованию навыков в управлении собой Блок состоит из двух групп упражнений. В первую группу входят упражнения на напряжение и расслабление мышц. Выполняя эти упражнения, педагог учится расслабляться, используя слово, сюжетные представления; контролировать тонус мимических мышц; контролировать и регулировать темп движений и речи, дыхания. Упражнение 1. Расслабление и напряжение мышц руки Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (3-4 с). Не забудьте о мысленном действии при этом. (Вы хотите быть сильным, крепким; Ваши мышцы сильно напряжены). А теперь расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения. Упражнение 2. Использование слова для релаксации Концентрируем внимание и даем самоприказы: «Внимание на руки! Мои пальцы расслаблены… Мои предплечья и плечи расслаблены… Мое лицо спокойно и неподвижно…». Нужно знать, напряжение каких мышц вызывает та или иная эмоциональная реакция. Так, при эмоции страха в наибольшей мере напрягаются артикулярные и затылочные мышцы; на расслабление их и нужно обратить внимание, испытывая это состояние. Упражнение 3. Использование представления для расслабления Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующие объекту ощущения и реакцию организма. Например, сильное волнение можно снять, если представить себе сюжетные представления на цветном фоне: луг, речка, море, гладь воды. Упражнение 4. Контроль тонуса мимических мышц Это упражнение помогает не только придать лицу спокойный вид, но и добиться внутренней гармонии, успокоения. Текст может 112 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» быть следующим: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щёк расслаблены. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке. Мое лицо, как маска». Вместе с улыбкой мы ощущаем, как уходит напряжение в лице и во всем теле. Упражнение 5. Контроль и регуляция темпа движения и речи Наряду с мышечной скованностью эмоциональное возбуждение может проявиться в возрастании темпа движения и речи, суетливости. Избежать этого помогут следующие задания: а) плавно и медленно сжимать и разжимать пальцы рук, плавно и медленно переводить взгляд с одного предмета на другой. Так же писать, идти, говорить; б) использовать в тренировке чередование быстрого и медленного, плавного и резкого темпа. Например, 2-3 мин. делать все (собирать разбросанные книги, писать на доске и др.) замедленно и плавно, затем 1-2 мин. – быстро и резко, имитируя суетливость, нервозность. Далее опять медленно, и т. д. Так же читать отрывки хорошо знакомых произведений. Эти упражнения, построенные на темповом контрасте, помогают регулировать эмоциональное состояние, поскольку оно оптимизируется под влиянием размеренного и частого ритма. Упражнение 6. Контроль и регуляция дыхания Так как наше дыхание и эмоциональное состояние взаимосвязаны, то контроль и регуляция первого могут способствовать саморегуляции второго. Наблюдения показывают, как меняется дыхание в эмоциональных состояниях: ровное дыхание спящего, глубокое – у задумавшегося, учащенное – у волнующегося, «раздутые ноздри» – у гневающегося. Вдох при диафрагмальном дыхании производится через нос. Вначале воздухом при расслаблении и слегка опущенных плечах наполняются нижние отделы легких; живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последователь113 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» ности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи, ключицы. Это стабилизирует эмоциональное состояние. Упражнение 7. Использование библиотерапии Прочитать стихотворение, прозу. Обсудить, какие чувства вызывает данное произведение. Упражнение 8. Использование музыки в сочетании со зрительными образами Просмотреть слайдовую программу на музыкальном фоне. После просмотра описать свое состояние. Упражнение 9. Имитационная игра Войти в класс в образе завуча, директора. Проследить, как меняется внутренний настрой. Во вторую группу входят упражнения на снятие мышечного напряжения, внушение в состоянии релаксации (упражнения составлены Т. Г. Дмитренко, преподавателем Полтавского педагогического института). Упражнение 10. «Поза» релаксации Необходимо сесть на стул, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом друг к другу. Предплечья свободно лежат на бедрах, кисти рук свободно свисают. Мышцы максимально расслаблены. Глаза закрыты. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках. Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены. Начинать нужно с мышц лица, с освоения «маски» релаксации. Упражнение 11. «Маска» релаксации Подаются команды (самоприказы): мышцы лба расслаблены, все морщины на лбу разглажены (чтобы прочувствовать расслабление этой группы мышц, можно предварительно для контраста напрячь их, на вдохе подняв брови, как это бывает при удивлении, и на выдохе опустив); брови расслаблены (нахмурить брови и тут же расслабить); веки расслаблены; мышцы щёк расслаблены; челюсти разжаты, ниж114 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» няя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены, на лице печать глубокого сладкого сна. Итак, между выражением лица и психическим состоянием существует прочная обратная связь, внешнее выражение расслабленности и покоя влечет за собой соответствующие изменения состояния. Упражнение 12. Полный психический покой Цель – максимально успокоиться, снять возбуждение и нервное напряжение. Основные формулы: «Полный психический покой», «Покой, как одеялом, укутывает меня». Подаются команды (самоприказы): «отдых»; все мысли ушли; только покой; покой, как мягкое одеяло, укутывает меня; я совершенно спокоен; полный психический покой. На фоне общего физического расслабления можно с помощью самоприказов и представлений внушить себе состояние полного психического покоя. Упражнение 13. Выход из состояния релаксации Идет счет до 10. На каждый второй счет подаются команды (самоприказы): раз, два – вы хорошо отдохнули; три, четыре – тяжесть правой руки прошла; пять, шесть – бодрость во всем теле; семь, восемь – настроение бодрое; девять, десять – открыть глаза и улыбнуться. Энергично дается команда: «Потянитесь, сядьте прямо! Сплести пальцы рук перед собой! Выверните кисти ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки». Это упражнение повторяется 2-3 раза. Блок II. Работа над совершенствованием мимической и пантомимической выразительности учителя В первую группу входят упражнения на осознание своего невербального поведения. Упражнение 1. Приветствие Поприветствовать невербально (рукопожатием и пр.) своих коллег, двигаясь по кругу и передавая индивидуальные отношения. Анализ строится на соответствии замысла и восприятия действия. 115 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Упражнение 2. Передаем предметы Невербально передать по кругу воображаемый предмет. Тот, кому это передается, должен соответственно принять его и передать далее. В процессе анализа обращается внимание на то, что распознавание и адекватная реакция зависят от открытости личности, ее воображения, эмоционального настроя. Упражнение 3. Задуманное слово Группа делится на две подгруппы. Каждая задумывает слово, обозначающее предмет или абстрактное понятие (что сложнее для игры). Поочередно представитель подгрупп невербально представляет это слово противоположной подгруппе. Те имеют право называть варианты ответов, а рассказчик невербально соглашается с ходом их мысли или отрицает ответ, чтобы играющие изменили направление поиска. Эта игра позволяет рассмотреть средства невербального поведения, которыми пользуется учитель, и в какой-то мере понять его манеру невербального общения. Упражнение 4. Окно Встаньте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны: партнер не услышит вас. Однако вам необходимо сообщить ему очень важную вещь. Что делать? Но слишком серьезен предмет сообщения, чтобы размахивать руками. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через «стекло» все, что вам нужно, и получить ответ. При выполнении этого упражнения важно, чтобы его участники не разыгрывали роль передающего информацию, а действительно пытались выполнить задание, содержание которого составляло бы для них актуальный интерес. Важно также обратить внимание на влияние эмоционального настроя, личного отношения для передачи информации. 116 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Упражнение 5. Телетакт Есть телефон, телеграф, телевизор. Можно создать и телетакт, то есть передавать свои ощущения, свое отношение по поводу определенных мыслей, ситуаций тактильно, а точнее, рукопожатием. Участники становятся тесным кругом, взявшись внизу за руки. Ведущий задумывает, какую информацию он хочет передать, сосредотачивается и передает ее рукопожатием, думая о содержании передаваемого. Получивший информацию, не торопясь, ощутив и осознав ее, передает рукопожатием соседу, и так далее до тех пор, пока информация не возвратится к ведущему. Ведущий соглашается или возражает против такого понимания информации. Затем каждый, по очереди, расшифровывает, что он воспринял и что передал. Определяется и анализируется звено, где появляется искажение. Вторая группа включает упражнения на развитие понимания экспрессии психического состояния личности. Упражнение 6. Определение эмоционального состояния человека с помощью эталонов невербального поведения Пользуясь эталонами поведения в состоянии радости, страха и другое, можно определить эмоциональные состояния, представленные на фотографиях. Чтобы легче было ориентироваться, нужно представить ситуацию, дать словесное описание ее, поведения каждого из ее участников. Вычленить признаки опознания. Упражнение 7. Определение эмоционального состояния через эмпатию Участникам даются фотографии (или слайды). Необходимо охарактеризовать эмоциональное состояние человека, поставив себя в предлагаемую ситуацию, определив ее содержание и чувства, вызываемые данными обстоятельствами. Можно использовать фотографии из приложения к книге П. М. Якобсона (См.: Якобсон, П. М. Изучение чувств детей и подрост117 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» ков. – М., 1961), фрагменты и отдельные кадры фильмов (с выключенным звуком), чтобы по невербальному поведению восстановить логику действия. Упражнение 8. Кто это? Участникам предлагается заранее написать характеристику невербального поведения одного из участников группы. На занятии зачитать ее без указания адресата. Участники определяют, кому из членов их группы она может принадлежать. Задание можно усложнить, сопоставив экспрессию поведения студента и учителя-мастера. Упражнение 9. «Зеркало» Это упражнение направлено на развитие умения вчувствоваться в другого, то есть эмпатии, с помощью переноса на себя внешнего рисунка поведения партнера. Учителя работают в парах. Один из них ведущий. Его задача – мысленно размышлять по поводу выбранной ситуации. Второй является его отражением, то есть повторяет все движения стоящего перед ним человека. «Зеркало» отражает не только изменение положения рук, ног, туловища, головы партнера, но и его чувства, мельчайшие перемены в его настроении. Для того чтобы воспроизвести малейшее действие, учитель должен понять, в каком настроении находится его партнер, почему он совершает действие. Попытка позволяет проникнуть в духовный мир человека, наиболее точно отразить внешний рисунок поведения. В третью группу включены упражнения на развитие основ мимической и пантомимической выразительности Упражнение 10. Подарки Все сидят в круге. По очереди предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов группы (или всем). Выполняется невербально. Упражнение 11. Чувство, с которым я пришел на занятие Предлагается по желанию высказать с помощью мимики и жестов те чувства, с которыми учитель шел на занятие. Задание можно представить и как чувства, с которыми находишься на занятии. Упражнение 12. Общая мимическая реакция 118 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Упражнение проводится одновременно для всех. Выполняют его сидя, можно привычно в классе, не видя реакции другого, что раскрепощает и снимает робость. Выполняются задания совместно по предъявлению ситуации ведущим: Ситуация А. Начался урок. Вы сидите за столом. Открывается дверь. Смотрите на вошедшего: – требовательно: «Быстрее садись»; – удивленно: «Не ожидал»; – с досадой: «Отвлекаешь»; – спрашивая: «Что-нибудь случилось?»; – укоризненно: «Мешаешь работать»; – радостно: «Наконец-то!» и т. д. Ситуация Б. Вы вызываете ученика. Он заявляет: «Я не выполнил задание». Ваша реакция: – сочувствую: «Понимаю, как тебе неприятно»; – осуждаю: «Это недопустимо!»; – жду: «Что будет дальше, чем объяснить?»; – готов заступиться: «Да, тебе помешало отсутствие по болезни»; – удивлен: «Не ожидал такого от тебя»; – безразлично: «Меня это не трогает». При анализе выполнения этих заданий следует предложить учителям описать содержание тех ситуаций, которые бы оправдали все действия. Все ситуации можно проиграть с позиции учителя и ученика, сопоставив содержание, наполнение ситуаций, какие последствия вызывают данные реакции у партнера, то есть работать над целесообразностью мимики для определенных ситуаций. Упражнение 13. Выражение индивидуальной реакции В отличие от предыдущего, это упражнение выполняется перед аудиторией. Ситуации упрощены. Требуют творчества. Участники по очереди принимают роль учителя. После выполнения упражнения всей группой выбирается наиболее целесообразный вариант и демонстрируется перед аудиторией. Мы предлагаем примеры ситуаций, 119 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» предложенных Н. Е. Щурковой. Возможны и другие ситуации школьной тематики. Ситуация А. Вы пишете на доске. Ученики должны писать вместе с Вами в тетрадях одновременно. Вдруг раздается какой-то шум, оборачиваетесь, выражая: − удивление: «Что случилось?»; − осуждение: «Кто еще не начал работать?»; − требование: «Да перестаньте же, пора успокоиться»; − выжидание: «Я жду тишины»; − гнев: «Тихо! Нельзя шуметь, когда все работают»; − страдание: «Как можно шуметь, когда здесь у нас важное дело?!». Ситуация Б. Контрольная работа. Вы за столом. Видите, как ученик пытается воспользоваться шпаргалкой. Ваши взгляды встречаются. Ваш взгляд: − с укоризной; − с настойчивым запретом; − с лукавым сочувствием; − с безмерным удивлением; − с ожиданием дальнейших действий; − с гневом и т. д. Ситуация В. Ученик у доски. Выполнил задание. Ваша реакция: − спокойная: «Все правильно»; − радостная: «Молодец!»; − веселое удовлетворение; − приятное удивление такому прекрасному результату; − удивление: «Ты уверен, что у тебя все правильно?»; − огорчение и осуждение; − жесткое осуждение; − сочувствие, но ироническое осуждение; − сарказм: «Прекрасно!». Для того чтобы реакция участников было не чисто внешней, а органичным выражением внутреннего отношения, полезно предла120 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» гать учителям описание причин таких реакций, оправдать вариант выбора воздействия, мысленно дорисовывая обстоятельства классной жизни, выразить свое отношение в идее внутреннего монолога словесно, а затем невербально. В случае затруднений можно продемонстрировать примеры мимической реакции на слайдах, заранее снятых по данной тематике. Упражнение 14. Индивидуальная передача информации Часть учителей получают задания на карточках и выполняют их индивидуально. Остальные учителя, не зная содержания карточки, расшифровывают поведение коллеги. Таким образом, это упражнение комплексное, включает умения выражать и читать эмоциональную реакцию. На карточках могут быть такие задания: − Вы входите в класс. Вас встречают организованно. Вы удовлетворены началом урока. − Вы входите в класс. Здесь шум, крик. Вы не ожидали этого и очень удивлены. − Вы входите в класс. Это любимый Ваш коллектив. Вы ждете интересного урока. − Вы входите в класс. Вам пока еще трудно в нем работать. Вы должны сразу же организовать ребят. − Вы пришли в класс сказать, что учитель болен и что урок отменяется. − Вы пришли сообщить поздравительную телеграмму. − Идет самостоятельная работа. Вы проходите по рядам, наблюдая, как ученики работают. Они хорошо работают. − Вы проходите по рядам. Один из учеников работает лучше, чем всегда. Отметьте, чтобы он это видел. Упражнение 15. Логика невербального поведения Это упражнение развивает и укрепляет творческий уровень учителя. Участникам предлагается самим наметить логику поведения в типичных школьных ситуациях. Выполняется упражнение в парах, подключается реальная или воображаемая аудитория. 121 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Например, ситуация «Проверка знаний». Учитель слушает ответ школьника у доски и одновременно, добиваясь непрерывного педагогического общения со всем классом, стремится невербальными средствами, не мешая отвечающему, подключить к размышлению над ответом всех сидящих за партами. Как учитель реагирует на отвлечение от материала урока? Это и удивление, и строгий взгляд, и выражение повышенной заинтересованности ответом, и порицание. Учителя парами готовят подобные предложенные ими ситуации и демонстрируют реакции. Блок III. Работа над совершенствованием техники речи Этот блок состоит из трех групп упражнений. Первая группа – упражнения на развитие фонационного дыхания. Овладение техникой дыхания начинается со снятия физического и эмоционального напряжения. Это расслабляет фонационные пути, убирает преграды, мешающие координации речевого процесса. Упражнения следует подбирать дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности учителя. Упражнение 1. «Егорки» В процессе выполнения этого упражнения каждый педагог определяет индивидуальные особенности речевого выдоха. После произнесения известной детской считалочки «Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки» – глубокий вдох и на выдохе считать: «раз Егорка, два Егорка…» и так далее до полного использования воздуха. Последний счет – показатель распределения емкости дыхания. Упражнение 2. Цветочный магазин Исходное положение – стоя. Для контроля положите левую руку на живот, правую – на ребра. Выдохните (п-фф). При этом живот втянется. Делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются. Закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (кашель или позывы к кашлю). После этого начинайте выдох медленно и плавно на п-ффф, при этом живот 122 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» постепенно втягивается, ребра опускаются, вдох короткий, выдох длинный. Упражнение повторить 2-3 раза. Упражнение 3. «Свеча» Возьмите узкую полоску бумаги шириной 2-3 см, длиной 7-10 см и, представив, что это свеча, дуйте на нее. Она отклоняется от Вас – это отклонилось «пламя». Такая «свеча» позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный – бумажка находится в одном положении – отклонившись (положили «пламя» свечи и держите его в этом положении). Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц. Крепкий «дыхательный поясок» сохраняет ровность выдыхаемой струи воздуха. Упражнение 4. Звукоподражание Это упражнение направлено на проверку и развитие разных видов дыхания. В ходе его выполнения нужно воспроизводить различные звуки природы и жизни: свист ветра, тончайший звук комара, крик и карканье вороны, трескотню сороки, рокот мотора, звук электрического звонка, возгласы кучера и др. Необходимо обратить внимание на работу диафрагмы: то у нее минимальное напряжение (когда воздух как бы сам «вытекает в природу», например, при шуме леса или жужжании жука), то напряжение усиливается (при рокоте мотора или звуке электрического звонка). Когда воздух как бы силой выгоняется, диафрагма активно и энергично двигается, рывками «выталкивая» воздух (при крике вороны, трескотне сороки, при возгласе кучера). Упражнение 5. Перекличка Называйте фамилию школьника, изучите его взглядом, постарайтесь запомнить его особенности, посадите на место. Перед каждой фамилией делайте вдох. Затем ведите перекличку, распределяя выдох на 3-4 фамилии. В процессе выполнения этого упражнения оцениваются умения учителя мотивировать работу, контакт с классом, правильность дыхания, свобода и естественность поведения. 123 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Упражнение 6. Словарный диктант Проведите словарный диктант. Диктуйте по одному слову, следя за письмом учащихся. Дыхание берите перед каждым словом. Слова произносите четко, не спеша. И главное – голосом и темпом руководите записями учащихся. В процессе выполнения упражнения оцениваются мотивация работы, инструктаж, контакт учителя с классом (зрительный, соответствие темпа), правильность дыхания, правильность окончания работы (проверка, выводы). Вторая группа включает в себя упражнения на развитие голоса. Упражнение 7. «Колыбельная» Вспомните, как, укачивая ребенка, мягко и свободно напевают знакомую фразу колыбельной мелодии. Выполняя это упражнение, необходимо напевать эту мелодию на всех гласных и согласных, добиваясь мягкой атаки звука (например, напевая, как колыбельную, звуки «м», «а», «о» и др.). Нужно запомнить состояние мышечной свободы в области глотки и ощущение того, как «качаете» гласные и согласные диафрагмой. Упражнение 8. «Зов» Это упражнение выполняется с целью развития «полетности» голоса. Чтобы развить «полетность» голоса, надо уметь и на негромком звучании посылать звук вдаль. Надо выработать ощущение того, что говорить следует, как бы посылая звук «к себе», а не «от себя». Действуйте с задачей привлечь внимание аудитории к себе. Перед тем как начать говорить, скажите мысленно: «Внимание! Начинаю». И голос звучит спокойно, зазывно, приковывая внимание аудитории к Вашей речи. Представьте себе, что идут уроки. Вы в коридоре. Не желая мешать учителям, должны срочно позвать дежурного, сидящего у входа. Допустим, его зовут Коля, можете позвать по фамилии: «Петренко!». А теперь начался перерыв, поэтому Вы не боитесь, что помешаете, 124 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» и зовете громче. Можно выполнить то же задание, но при условии, что идет контрольная работа, в классе тишина. Упражнение 9 Сверните из бумаги трубку диаметром 3-4 см. Приложите ее к губам. Произносите гласные (слоги, слова, тексты), старясь, чтобы они звучали в трубке. Третья группа упражнений ориентирована на развитие дикции учителей. Упражнение 10. Тренировка нижней челюсти Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик его – у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положении рта; на счет «три» рот закрыт. Упражнение повторяется шесть раз подряд. Упражнение 11. «Пятачок» Это упражнение предназначено для тренировки губных мышц. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх. Повторить этот круг три-четыре раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо. Упражнение 12. Правильное звучание гласных Найдите правильное звучание гласных, произнося их в следующем порядке: и, э, а, о, у, ы. При выполнении этого упражнения вни125 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» мательно следите за правильной установкой речевого аппарата на каждый гласный звук, не торопитесь. Упражнение 13. Звуки «а», «я» В этом упражнении тренируется произношение гласных звуков в слогах, словах и фразах: «Аи? Аи! Аи. Аэ? Аэ! Аэ»; «Барабан – Семья»; «Флаг – Ярус»; «Широка страна моя родная» и др. (Ряд последующих упражнений выполняется аналогично. В ходе этих упражнений происходит тренировка звуков «о-ё», «у-ю», «в-ф», «д-т-н», «з-с», «ж-ш» и др.). Упражнение 14. «Взрываю» Произносите без голоса глухие согласные, активно взрывая их: п! пь! п! пь! т! ть! т! ть! к! кь! к! кь! Они как бы подготавливают верное звучание гласных, следующих за ними. Ведь эти согласные ударяют, точно молотком о наковальню. При этом они выталкивают стоящие за ними на очереди звуки. Произносите ряд слогов: Пу! По! Пэ! Пи! Включите звонкие согласные: Бу! Бо! Ба! Би! Бы! Упражнение 15. Скороговорки В работе над скороговорками нельзя просто пробалтывать слова, нужно найти в них определенный смысл. Начинать работу над текстами скороговорок нужно в медленном темпе, предварительно потренировавшись в произнесении наиболее сложных сочетаний слов отдельно. Затем можно постепенно ускорить темп произнесения скороговорок, не забывая о логических ударениях. «Ткет ткач ткани на платок Тане»; «Бомбардир бомбардировал Бранденбург»; «Рододендроны из дендрария»; «Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовал да не зарапортовался»; «Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты»; 126 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» «Талер тарелка стоит»; «Осип охрип, Архип осип». Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что включает в себя понятие «ораторское искусство»? 2. Назовите основные элементы ораторского искусства педагога. Охарактеризуйте их. 3. Какие упражнения являются необходимыми для овладения педагогом ораторскими умениями? Приведите примеры. Список рекомендуемой литературы 1. Александров, Д. Н. Риторика : учебное пособие для вузов / Д. Н. Александров. – М., 1999. 2. Ваганова, Ж. В. Режиссура поведения учителя / Ж. В. Ваганова. – М., 1999. 3. Десяева, Н. Д. Культура речи педагога : учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Н. Д. Десяева. – М., 2003. 4. Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства : учебное пособие для студентов вузов / М. В. Корепанова. – М., 2010. 5. Кухарев, Н. А. На пути к профессиональному совершенству : книга для учителя / Н. А. Кухарев. – М., 1990. 6. Лабунская, В. А. Невербальное поведение / В. А. Лабунская. – Ростов н/Д., 1986. 7. Львов, М. Р. Содержание языковой подготовки учителя начальных классов / М. Р. Львов // Начальная школа. – 1988. – № 1. 127 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 8. Макаренко, А. С. Сочинения : в 7 т. / А. С. Макаренко. – М., 1958. – Т. 5 : Проблемы школьного советского воспитания. 9. Основы педагогического мастерства : учебное пособие / под ред. И. А. Зязюн. – М., 1989. 10. Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. / под ред. В. И. Чернышева. – М., 1950-1965. 11. Сухомлинский, В. А. Избранные произведения : в 5 т. / В. А. Сухомлинский. – М., 1978. – Т. 2 : Сто советов учителю. 128
«Ораторское искусство как компонент педагогической коммуникации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot