Ораторское искусство и современность
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 1. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННОСТЬ (2 ч.)
План
1. Значение и роль ОИ в современной жизни.
2. Понятия «ораторское искусство», «красноречие», «риторика». Их отличие от культуры речи.
3. Уровни владения речью и культура речевой деятельности.
4. Разделы риторики и ее связь с другими дисциплинами.
5. Неориторика как теория и мастерство эффективной речи.
6. Предмет неориторики и цели курса.
Вы приступаете к изучению ораторское искусство – дисциплины древней и новой, надолго почти забытой, но все же возродившейся.
Для большинства наших соотечественников слова риторика, ораторское искусство звучат загадочно. В обиходном языке они означают скорее краснобайство (пустословие, болтовню, умение с помощью пустых фраз скрыть суть дела, увести от истины). Образованные люди связывают риторику с прошлым, для них это наука древних, потерявшая свою значимость и действенность в наши дни, – нечто забытое и привлекательное лишь как предмет ушедшей культуры, воспоминание о ней. Современный человек с его напряженным жизненным ритмом, как считают многие, не нуждается ни в особой науке о красноречии, ораторском искусстве, ни в обучении этому мастерству. Некоторые понимают риторику как искусство публичного выступления, необходимое оратору, т.е. представляющее интерес только для тех, кто нуждается в нем профессионально.
Так ли это? Спросите себя, часто ли вы беседуете с друзьями, родными? Говорите о вечном, прекрасном? Спорите ли? А ведь потребность в этом возникает у каждого. Не случайно вы, студенты, на вопрос, какие мероприятия представляются вам самыми интересными, нередко отвечаете: «Поспорить бы! Спорить хотим, но чаще всего не умеем». К сожалению, мы стали меньше общаться друг с другом. Не всегда умеем хорошо выступить публично. Хотя еще древние утверждали: «Поделиться мыслью – значит умножить ее силу». Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить публично приходится каждому студенту (делать сообщения, доклады, выступать на праздниках). Вам, очевидно, не раз доводилось переживать неудачи либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. В то же время, безусловно, каждый может припомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, кого-то из своих сверстников.
В риторике обобщены определенные приемы, которые позволяют научиться выступать публично, так, чтобы доносить до аудитории свои мысли, убеждать в своей правоте, воздействовать на чувства слушателей, а может быть, и побуждать их к каким-либо действиям. Причем убеждающая речь проявляется не только там, где, согласно закону и обычаю, один человек поставлен в положение оратора, другие – слушателей (в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквах), но и там, где есть устная речь, – на рынке, на улице, в транспорте, дома, на садовых скамейках. Везде звучит убеждающая речь. При этом она и здесь, в бытовых ситуациях, далеко не всегда простая и безыскусная: говорят, что за день от одной торговки зеленью можно услышать столько риторических фигур, сколько не произносит за год иной академик.
Убеждающая речь присутствует и в коротких записках, письмах, и, конечно же, она всегда налицо в газетной и журнальной публицистике. Она широко отражена в художественных произведениях (и в авторской речи, и в диалоге персонажей). Убеждающая речь может соответствовать всем требованиям речевого этикета. Но она, к сожалению, может звучать и в тех случаях, когда, по выражению А.Т.Твардовского,
«Получают все права и бывают кстати,
Большей частью те слова, что не для печати».
Наше время – трудное и особое время. Говорят о кризисе культуры страны в целом. И это справедливо. Говорят о необходимости возрождения не просто культуры, а национальной культуры, и это вполне справедливо. В наши дни интеллигенция сетует на то, что жаргон и просторечие становятся почти литературной нормой. Словечки «шмон», «ништяк», «напряг», «оттяг» и многие другие «украшают» не только молодежную речь – они проникают в широкую прессу, звучат на радио и в телепередачах. Психологи отмечают, что многие ребята попадают в плен «блатной» романтики – жаргон их любимая стихия. Так, один хиппи на вопрос, где его друзья, отвечает: «Одни огорчались, другие сдринчались, третьи кинулись». (Одни погибли от наркотиков, другие от алкоголизма, третьи – покончили жизнь самоубийством). Это люди в возрасте от 20 до 30 лет. А «речь» тех, кто обслуживает в магазинах, мастерских и т.д., особенно если они в плохом настроении? А сквернословие, за примерами которого не надо далеко ходить? Это ведь тоже русский язык. Когда слышишь современные рок-поп-шлягеры, то иногда кажется, что это вообще какой-то малоосмысленный набор слов.
В современных массовых изданиях «приблатненная» речь стала, к сожалению, знаком острой моды, тогда как во все времена категория вкуса в русской риторике традиционно выдвигалась в качестве ключевой.
Воспитание хорошего вкуса невозможно без понимания самоценности слова, русского слова, без понимания того, как важно опереться на исторически развернутую память и не забыть то лучшее, что в прошлом и в настоящем представлено в традициях отечественной словесности. Вспомним ставшие знаменитыми слова М.В. Ломоносова, в которых звучит достойная оценка самобытности, безграничных возможностей русского языка на фоне других языков Европы: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях кратость греческого и латинского языков». К.Бальмонт продолжил эту тему и написал: «...В здешней, изношенной, бледно-солнечной части Земли, что зовется Европой и давно забыла, как журчат подземные ключи, самый богатый, и самый могучий, и самый полногласный, конечно же, русский язык.» Но, как постоянно подчеркивал Константин Паустовский, «русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
Начиная изучение риторики, вы должны понимать, что в наше время и в нашей стране, где многовековая риторическая культура сильно нарушена, человек, овладевающий основами красноречия, приобретает нечто важное и полезное не только для себя – он, по существу, становится непосредственным участником возрождения отечественной речевой культуры. Ведь и в наше время справедлива античная пословица: «Какова у людей жизнь, такова и речь». Исторически доказана верность и обратного: чем выше культура живого свободного слова, чем внимательнее люди к своей речи, чем искуснее в ней и строже, тем больше и у общества и у отдельного человека надежды на достойную жизнь и порядок в государстве.
Ораторское искусство (риторика) как предмет преподавания в вузе ценно и значимо (кроме прочего) потому, что именно эта дисциплина позволяет сделать знание, некогда предназначенное и «приличное» лишь «посвященным», знание, которое приобрело роль «элитарного», а следовательно, некий статус «знака элитарной принадлежности», – сделать это знание доступным не только для «интеллектуалов», воспитанных под сенью немногих образовательных заведений для избранных, но и для любого культурного человека. Поэтому и относиться к ораторскому искусству сегодня следует иначе, чем прежде. Если еще совсем недавно заниматься риторикой было привилегией избранных, то сегодня ничто не мешает тому, чтобы любой образованный человек мог включить эти основы европейской и отечественной культуры в собственную картину мира. Тем самым риторика возвращает общество к его собственным культурным корням, обнаруживает их, делает очевидными, доступными и вновь родными. Для нашего же общества в его современном состоянии это более чем необходимо.
Разберемся, что же такое ораторское искусство, красноречие, риторика. Соотнесем эти понятия с тем, что мы уже знаем о культуре речи.
Вспомним, что культура речи есть:
во-первых, совокупность взаимосвязанных коммуникативных качеств речи, говорящих о ее совершенстве;
во-вторых, совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения;
в-третьих, лингвистическая наука, отвечающая на вопрос, в какой ситуации какие языковые средства нужно использовать для наиболее эффективного (результативного) достижения цели общения.
Ораторское искусство и красноречие – традиционно определяются как понятия тождественные. Это исторически сложившийся взгляд.
Ораторское искусство – латинского происхождения, от оратор – человек, обладающий даром речи, владеющий мастерством публичной речи и способный воздействовать на слушателей в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь перед аудиторией; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия. Ораторское искусство характеризуется умением искусно пользоваться речью для оказания наибольшего воздействия на слушателей.
Красноречие – русского происхождения, означает умение говорить красиво, увлекательно и тем самым убедительно.
Но правильнее было бы вслед за А.Ф.Кони и другими ораторами различать эти два термина, так как внешне красивая речь может и не достичь цели из-за своего внутреннего несовершенства, так как не ориентирована на собеседника. Причины этого разногласия лежат в истории становления ораторского искусства, в исторических изменениях предмета риторики, о чем будет говориться в следующей лекции.
По Кони, красноречие – это природное дарование, данное свыше, развиваемое трудом; «дар слова, волнующий и увлекающий красотой формы, яркостью образов и силою метких выражений». Ораторское искусство, по его утверждению, представляет собой умение говорить грамотно и убедительно. Ораторскому искусству, полагал он, можно учиться и человеку, лишенному природного дарования красноречия. Ту же мысль великий римский оратор Марк Туллий Цицерон выразил следующими словами: «Поэтом рождаются, оратором становятся».
Итак, красноречие – высокосовершенное владение всеми языковыми средствами общения и законами их организации для построения высказывания. Ораторское искусство же – высшая форма красноречия; один из видов искусного владения не только словом, но и всеми средствами общения (вербальными и невербальными, речевой деятельностью в целом) с целью воздействия на слушателей, их убеждения.
Наука об искусстве убеждать словом, ораторском искусстве, теория и мастерство красноречия называется риторикой (от греч. ритор – человек, обладающий даром речи; учитель красноречия; синоним оратор).
Чтобы правильно определить место риторики в ряду других (и прежде всего лингвистических) наук, нужно обратиться к учению о качествах речи.
Древние (Квинтилиан) различали четыре основных качества хорошей речи: правильность, ясность, красоту и уместность. В современной интерпретации эти качества выглядят следующим образом:
правильная речь – речь, подчиненная нормам орфоэпии и грамматики;
ясная речь – точная, логичная, т.е. речь, в которой присутствует соответствие выражаемого понятиям и предмету (языковая структура речи адекватно отражает мышление и действительность);
красивая речь – чистая, богатая, выразительная, т.е. речь, в которой наблюдается соответствие выражаемого эстетическим потребностям участников коммуникации;
уместная речь – уместная, доступная, действенная, т.е. речь, соответствующая ситуации, адресату, обстановке, теме, жанру и т.п.
Соотнеся эти качества с уровнями владения речью, мы получили следующую многоуровневую структуру, дающую представление о иерархии этих наук и понятий:
Орфоэпия,
лексика,
грамматика – разделы, связанные прежде всего с нормами и возможностями языка
—>Красноречие
Умение говорить правильно, красиво, красно; владение нормами русского языка. Однако автор может и не достичь цели из-за сосредоточения внимания только на видимой (словесной) части речевой деятельности, без затрагивания мыслительной.
—> 1 уровень –
репродуктивный:
простая передача информации слушателям без учета специфики аудитории, индивидуальных особенностей слушателей. Внимание оратора занято исключительно содержанием и правильностью, образностью, красотой словесного оформления речи; процесс понимания слушателями не управляется, не регулируется.
Культура речи, охватывающая все коммуникативные качества (включая точность, логичность, уместность, доступность, действенность), ориентированные на конкретного адресата
—> Мастерство
публичного выступления
Умение свободно ориентироваться в материале, владение навыками контактирования с аудиторией. Оценка культуры речи автора осуществляется на уровне: «лучше-хуже», «точнее-уместнее» и носит сравнительный характер, т.к. не предполагает каких-либо критериев и показателей.
—> 2 уровень –
адаптационный:
хорошее знание темы и предмета речи, незатруднительное использование языковых средств в соответствии с целью общения и особенностями аудитории. Оратор свободно применяет различные способы передачи мысли и управляет вниманием слушателей, влияет на усвоение материала.
Риторика
—>Ораторское искусство
Умение убеждать аудиторию (массовую) как средствами живого слова, так и искусным построением речи; высокая степень мастерства публичного выступления, грамотное владение всем речевым поведением. Ораторское искусство предполагает совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью произведения на аудиторию желаемого впечатления.
—> 3 уровень –
творческий:
Оратор не только в полной мере управляет усвоением материала с учетом особенностей аудитории, но и активизирует у слушателей творческое мышление, побуждает их делать собственные частные и промежуточные выводы, формирует у них способность видеть рассматриваемые явления в реальной связи с практикой.
Если определить схему образно, то красноречие предстанет неотшлифованным драгоценным камнем, мастерство публичного выступления (культура речи) выступит им же, но отполированным временем, ораторское искусство (риторика) – ограненным бриллиантом.
Таким образом, культура речи, направленная на реализацию посредством языка всех коммуникативных качеств, есть основа ораторского искусства, но и ораторское искусство, в свою очередь, в историческом, теоретическом смысле (с точки зрения происхождения) является базой учения о культуре речи.
Ораторское искусство предполагает наличие у ритора культуры речевой деятельности – культуры владения словом, фразой, текстом, их образно-эмоциональным наполнением и максимальной информационной насыщенностью в сочетании с культурой владения невербальными техниками общения (жестом, позой, мимикой, взглядом и др.). Среди элементов культуры речевой деятельности, от которых зависит коммуникативный успех, можно выделить:
◦ логическое построение речи с помощью аргументов и доказательств; использование арсенала средств убеждения;
◦ содержательность, глубину преподносимых истин, познавательную сущность, обстоятельность информации, убедительность;
◦ совершенство форм языка и стилей речи, образную и эмоциональную выразительность речи;
◦ управление вниманием аудитории, достижение наибольшей взаимной связи.
Такое понимание культуры речевой деятельности позволяет оратору в своем совершенствовании идти от пересказа текста к его свободному производству, включая элементы собственного видения проблемы, а впоследствии переходить к сочинению и преподнесению собственных речевых произведений. Помимо того, быть умелым собеседником и критиком, адекватно оценивающим свою и чужую речь и успешно выстраивающим коммуникативную тактику сообразно ситуации общения.
В соответствии с древней традицией риторику делят на пять частей:
Инвенция (изобретение) – раздел риторики раскрывающий секреты организации мыслей, дающий рекомендации по подбору материала и систематизации содержания речи, определению путей доказательства своего взгляда и опровержения противного и др.
Диспозиция (расположение) – раздел риторики, обучающий композиционному построению последовательности размещения отобранного материала и др.
Элокуция (украшение) – раздел риторики, освоение которого помогает сделать речь яркой, красивой, воздействующей, ибо он посвящен выразительным средствам языка – риторическим тропам и стилистическим фигурам.
Меморио (запоминание)
=>
Акцио (произнесение)
разделы риторики, описывающие систему подготовки к выступлению (риторические требования к устной речи и речевому поведению оратора, способы отработки и запоминания текста, репетиция его преподнесения и др.)
Сегодня, когда речь автора не рассматривается в отрыве от того, кто ее получает, основная цель риторики – поиск практического применения законов речи, оптимальных алгоритмов общения и речевого поведения человека в различных ситуациях общения: и в деловой и в бытовой коммуникации, и в профессиональной и личной деятельности.
Современная риторика, получившая название неориторика, – это полноводная река, в которую, как ручейки стекаются все науки. Она представляет собой своего рода синтез философии, логики, лингвистики, психологии, этики, эстетики, социологии, истории и др., так как способствует развитию культуры мышления, полемики, речи, общения, поведения, развивает систему духовных ценностей.
Неориторика, как и античная риторика, отдает предпочтение устному, живому общению, которое, по утверждению социологов, занимает 65-70% времени. Так, подсчитано, что служащие Японии тратят на разговоры приблизительно 7 часов в сутки, чтение – приблизительно 1,5 часа в сутки, письмо – приблизительно 47 минут в сутки. Американские ученые считают, что чистое время бесед у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. Иными словами, каждый из нас за свою жизнь «наговаривает» примерно 400 томов объемом по тысяче страниц.
Будучи вершиной языкового образования, неориторика определяется как теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонирующей речи. Целесообразная речь – соответствующая цели оратора. Воздействующая речь – не оставляющая равнодушным, побуждающая к действиям. Эти две составляющие делают речевое поведение эффективным, т.е. сводят к минимуму потери при передаче информации от говорящего к слушающему (для справки: без специальной подготовки теряется примерно от 50 до 80% первоначальной информации). Однако эффективность речи не ограничивается этими двумя понятиями.
Современная риторика, отражая наиболее актуальную проблему речевого общения в современном мире – проблему взаимопонимания между людьми, конструктивного решения возникающих конфликтов, прежде всего решает задачу объединения участников общения. Найти общий язык, построить подлинный диалог – это значит не только говорить самому, но и уметь слушать, когда говорят другие. «Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет», – говорил Л.Н.Толстой. Сегодня как никогда важна гармонизация отношений говорящего и адресата. Гармонизирующая речь – риторический идеал, возможно, речь будущего, имеющая реальную, значимую основу – традиции русской речевой культуры.
Итак, неориторика – это теория и мастерство (искусство) эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонирующей) речи.
Предмет неориторики (общей) – общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Это определение можно «сжать» в следующую лаконичную формулу: предмет неориторики как науки и мастерства эффективной речи – совершенствование речевого поведения в различных ситуациях общения.
В нашем курсе излагаются теоретические основы современного риторического образования, даются самые необходимые штрихи, раскрываются истоки с целью приобщения вас к европейской риторической культуре –культуре мысли и слова.
Что дает курс с практической точки зрения? На занятиях вы сможете научиться:
1) лучше и легче думать (лучше – значит, более четко, более логично и связно, так что мысли приобретут отдельность, последовательность, будут выстраиваться в порядке, как войска перед боем, а не натыкаться друг на друга, как люди в толпе), «мыслить схемами» (Рене Декарт);
2) понимать потребности аудитории (и собеседника), не мучить слушателей, а доставлять им удовольствие, быть в этом отношении более привлекательными для окружающих;
3) уверенно чувствовать себя в ситуациях, когда от вас требуется «встать и сказать», свободнее общаться с людьми;
4) выполнять конкретные разновидности речевых действий: участвовать в деловой беседе, произносить тост, поздравление, делать комплименты, высказываться публично и доказывать свое мнение, убеждать с своей правоте в выступлении или в споре и т.д.;
5) не только выступать, но и слушать, быть приятным собеседником.
Риторика – предмет творческий. Она опирается на те знания и умения, которые вы приобрели ранее в школе и вузе (осваивая выразительное чтение, развитие речи, теорию литературы, культуру речи, стилистику), и требует, с одной стороны, высочайшей дисциплины ума и деятельности, а с другой – развитого воображения, смелости решений, полета мыслей. Поэтому приступая к изучению дисциплины, вы должны помнить, что курс будет эффективен в том случае, когда будет опираться на богатство вашего духовного мира, на общее развитие личности, на обширные знания во всех областях и, главное, на огромное ваше желание.
Рекомендуемая литература:
1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие/ О.А. Баева. – 5-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2005. – С.26-32.
2. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: Вербум, 2004. – С.31-76 (гриф УМО).
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Изд. 3-е, доп. и перераб. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. – С. 194-207.
4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Логос, 2005. – С.248-256 (гриф МО).
5. Риторика, или Ораторское искусство: Учеб. пособие для студентов вузов/Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С.30-90 (УМЦ).
6. РождественскийЮ.В. Принципы современной риторики/ Ю.В. Рождественский; Под ред. В.И. Аннушкина. – 4-е изд. испр. – М.: Флинта: Наука, 2005. – С.16-123.
7. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 5-16 (гриф УМО).
8. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. – М.: Николо-Медиа, 2002. – С. 7-25.