Определение критериев игры с позиции культурно-исторической концепции Л. С. Выготского
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ИГРЫ
С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
Л. С. ВЫГОТСКОГО
Как известно, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, внутри
которой создается социальная ситуация развития и происходит формирование базовых психологических новообразований возраста и кризиса семи лет. Однако педагоги ДОУ, как правило, не рассматривают игру как средство развития ребенка, а заменяют ее предметными занятиями. Это негативно сказывается на становлении личности ребенка-дошкольника и подготовке детей к школе.
Итак, что же такое игра? В Википедии даются такие определения:
Игра – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в ее результате, так и в самом процессе.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и
усвоение общественного опыта.
В Психологическом словаре говорится, что игра – это активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой ситуации.
Все эти определения совершенно верны, но они даны с позиции человека, размышляющего об игре. А давайте посмотрим на игру с позиции человека играющего. Что он испытывает во время игры?
Очень точное определение игры с позиции играющего дал скандинавский философ
И. Хёйзинга. «Игра – это добровольное, спонтанное, свободное, эмоционально насыщенное
действо, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием “иного бытия”,
нежели “обыденная” жизнь» [1].
Расположенная ниже фотография (рис. 1) служит хорошей иллюстрацией к этому
определению.
Посмотрите на этих детей, которые летят на машине Времени в Прошлое. Перед ними
пустая группа и доска. Что дети видят перед собой? Каждый свое. И видит не в реальной
жизни, а в воображаемом пространстве, которое может быть наполнено самыми разными образами. Это видно по лицам детей. У кого-то из них эти образы вызывают страх, а у кого-то
интерес. Детей переполняют эмоции, они испытывают подлинное чувство напряжения и радости. Они свободны в проявлении своих чувств и действиях. На фотографии мы видим и
детей, которые не играют, потому что игра – сугубо добровольное действие. Заставить играть невозможно.
И. Хёйзинга также говорит в своем определении игры об «ином бытии» и «обыденной
жизни», под которыми явно подразумеваются воображаемое смысловое пространство и реальная жизнь. А где же находится сама игра? Этот вопрос является краеугольным камнем в
понимании и определении игры, которая реализуется одновременно и в том и в другом пространстве. Так, как представлено на схеме ниже (рис. 2).
1
Рис. 1. «Полет в прошлое»
Рис. 2. Схема «Двухпозиционность игровой деятельности»
В воображаемом пространстве рождаются сюжеты игры, выбираются образы и роли,
придумываются различные игровые коллизии и интересные повороты сюжета. Но реализуется все это в реальном мире при помощи предметов-заместителей, реальных ролевых диалогов и игровых действий. Именно поэтому Е. Е. Кравцова называет игру «воображением в
действии».
На фотографии (рис. 3) дети играют в искателей жемчуга. В своем воображаемом
пространстве они представляют себя под водой. В этом им помогают понарошечные маски.
После игры дети говорили, что они старались собрать жемчуг быстрее, потому что боялись
2
акул. Значит, они были погружены в игру и проживали в своем воображении все опасности
подводного мира. Но игры бы не получилось вне реального мира. Потому что именно здесь
происходило обсуждение игры и имитации действий искателей жемчуга.
Рис. 3. «Искатели жемчуга»
Руководитель современной школы Л. С. Выготского Е. Е. Кравцова считает, что в игре играющий может одновременно находиться в двух позициях – как в игре (внутри нее), так
и вне игры. Такой подход к определению основного критерия игры согласуется с теорией
Л. С. Выготского, который писал, что ребенок «плачет в игре, как пациент, но радуется, как
играющий» [2].
Использованная литература:
1. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл.
Д. В. Сильвестрова. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М., 2003. – 538 с.
3