Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Определение критериев игры с позиции культурно-исторической концепции Л. С. Выготского

  • 👀 357 просмотров
  • 📌 310 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Определение критериев игры с позиции культурно-исторической концепции Л. С. Выготского
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Определение критериев игры с позиции культурно-исторической концепции Л. С. Выготского» pdf
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ИГРЫ С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л. С. ВЫГОТСКОГО Как известно, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, внутри которой создается социальная ситуация развития и происходит формирование базовых психологических новообразований возраста и кризиса семи лет. Однако педагоги ДОУ, как правило, не рассматривают игру как средство развития ребенка, а заменяют ее предметными занятиями. Это негативно сказывается на становлении личности ребенка-дошкольника и подготовке детей к школе. Итак, что же такое игра? В Википедии даются такие определения: Игра – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в ее результате, так и в самом процессе. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. В Психологическом словаре говорится, что игра – это активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой ситуации. Все эти определения совершенно верны, но они даны с позиции человека, размышляющего об игре. А давайте посмотрим на игру с позиции человека играющего. Что он испытывает во время игры? Очень точное определение игры с позиции играющего дал скандинавский философ И. Хёйзинга. «Игра – это добровольное, спонтанное, свободное, эмоционально насыщенное действо, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием “иного бытия”, нежели “обыденная” жизнь» [1]. Расположенная ниже фотография (рис. 1) служит хорошей иллюстрацией к этому определению. Посмотрите на этих детей, которые летят на машине Времени в Прошлое. Перед ними пустая группа и доска. Что дети видят перед собой? Каждый свое. И видит не в реальной жизни, а в воображаемом пространстве, которое может быть наполнено самыми разными образами. Это видно по лицам детей. У кого-то из них эти образы вызывают страх, а у кого-то интерес. Детей переполняют эмоции, они испытывают подлинное чувство напряжения и радости. Они свободны в проявлении своих чувств и действиях. На фотографии мы видим и детей, которые не играют, потому что игра – сугубо добровольное действие. Заставить играть невозможно. И. Хёйзинга также говорит в своем определении игры об «ином бытии» и «обыденной жизни», под которыми явно подразумеваются воображаемое смысловое пространство и реальная жизнь. А где же находится сама игра? Этот вопрос является краеугольным камнем в понимании и определении игры, которая реализуется одновременно и в том и в другом пространстве. Так, как представлено на схеме ниже (рис. 2). 1 Рис. 1. «Полет в прошлое» Рис. 2. Схема «Двухпозиционность игровой деятельности» В воображаемом пространстве рождаются сюжеты игры, выбираются образы и роли, придумываются различные игровые коллизии и интересные повороты сюжета. Но реализуется все это в реальном мире при помощи предметов-заместителей, реальных ролевых диалогов и игровых действий. Именно поэтому Е. Е. Кравцова называет игру «воображением в действии». На фотографии (рис. 3) дети играют в искателей жемчуга. В своем воображаемом пространстве они представляют себя под водой. В этом им помогают понарошечные маски. После игры дети говорили, что они старались собрать жемчуг быстрее, потому что боялись 2 акул. Значит, они были погружены в игру и проживали в своем воображении все опасности подводного мира. Но игры бы не получилось вне реального мира. Потому что именно здесь происходило обсуждение игры и имитации действий искателей жемчуга. Рис. 3. «Искатели жемчуга» Руководитель современной школы Л. С. Выготского Е. Е. Кравцова считает, что в игре играющий может одновременно находиться в двух позициях – как в игре (внутри нее), так и вне игры. Такой подход к определению основного критерия игры согласуется с теорией Л. С. Выготского, который писал, что ребенок «плачет в игре, как пациент, но радуется, как играющий» [2]. Использованная литература: 1. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с. 2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М., 2003. – 538 с. 3
«Определение критериев игры с позиции культурно-исторической концепции Л. С. Выготского» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot