Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Операции с понятиями; отношения между понятиями

  • 👀 1314 просмотров
  • 📌 1285 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Операции с понятиями; отношения между понятиями» doc
Лекция 2 (Тема III): ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ Вопрос 1. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ Все понятия по характеру взаимосвязей можно разделить на две группы: Сравнимые понятия – имеющие некоторые общие признаки, позволяющие их сопоставлять друг с другом (прокурор, суд, арбитраж). Несравнимые понятия – не имеющие общих оснований для сопоставления (стрелецкий бунт, электричка). В логических отношениях могут быть только сравнимые понятия. Из них можно сформировать две группы: -Совместимые понятия – объемы которых полностью или частично совпадают. -Несовместимые понятия – объемы которых не имеют общих эле­ментов, но могут быть сравнимы. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на 3 подгруппы (см. схему). ОТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ Сравнимые понятия Несравнимые понятия Совместимые понятия Несовместимые понятия тождество соподчинение подчинение противоположность пересечение противоречие 1. Равнозначными (тождественными) называют понятия, объемы которых полностью совпадают. Для графического изображения объемов и отношений понятий используют круговые схемы, называемые «кругами Эйлера». Например: А, В АА, В - Логическая схема, где А – «здание»; В – «дом». Здесь оба понятия занимают один и тот же объем. Очень часто в отношении тождества находятся понятия, выраженные синонимами. Возможны случаи, когда в тексте равнозначных понятий больше двух и выражены они не отдельными словами, а словосочетаниями. Например: А – Генрих Григорьевич Ягода, В – Енох Гершонович Иегуда, С – первый нарком внутренних дел СССР. Очень часто используют равнозначные понятия для избежания тавтологии, повторения одних и тех же фраз. 2. В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого. - Логическая схема. А Пример: А – юрист, В –прокурор. Можно сказать, что всякий прокурор является юристом, но не всякий юрист является прокурором. 3.Пересечение – отношение между понятиями, объем одного из которых частично входит в объем другого. А - Логическая схема. В Пример: А – россиянин, В – спортсмен. Из схемы видно, что некоторые граждане России по национальности являются азербайджанцами. В свою очередь, известная часть азербайджанцев (но не все) проживает в Азербайджанской Республике и других странах. Теперь обратим внимание на несовместимые понятия. 1.Соподчиненными называют понятия, объемы которых даже частично не совпадают, но входят в объем обобщающего для них понятия. Логическая схема - Пример: А – полиция, D – В – таможня, С – наркоконтроль, D – правоохранительные органы. 2. Противоположными называют понятия одного рода, но одно из них содержит некоторые признаки, другое же эти самые признаки отрицает, замещая их исключающими признаками. Логическая схема - Пример: А – белая роза, В – красная роза, или А – оправдательный приговор, В – обвинительный приговор. Первую группу объединяет понятие «роза», а вторую – «приговор». 3. Противоречащими называют понятия, одно из которых содержит некоторый признак, а другое именно этот признак исключает, не замещая его никаким другим. Логическая схема – Пример: А – проверенный аргумент, А ùА ùА (не А) – непроверенный аргумент. При анализе каких-либо жизненных ситуаций чаще всего приходится оперировать сразу многими понятиями, которые находятся между собой в любом из перечисленных шести отношений. Пример: В апреле 1908 года в результате внезапного обыска камеры № 3 Зарайской тюрьмы был обнаружен пропил половой доски и почти завершенный подкоп. Капитальная цокольная стена была уже разобрана. При детальном обследовании были обнаружены: финский нож, небольшой костяной ножичек, шило. Исходя из вышесказанного, будем оперировать следующими понятиями: А – изъятые при обыске вещественные доказательства, Б – финский нож (вещественное доказательство № 1), В - костяной ножичек (вещ.док. № 2), Г – шило (вещ. док. № 3), Д - нож. Логическая схема в кругах Эйлера Понятия Б, В, Г, по отношению к А находятся в подчинении. Одновременно Б и В подчинены Д. Понятия А и Д находятся в отношении Б А Д пересечения. Б, В, Г соподчинены в объеме понятия А. В объеме понятия Д соподчинены Г В только Б и В. Вопрос 2. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ – это логическая операция, состоящая в переходе от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием. Здесь осуществляется переход «от вида к роду». Например, исходное понятие «студент юридического факультета МГУ». Последовательно обобщая его, мы получим понятия «студент МГУ» – «студент» – «человек». Возможно ли продолжение? Да, возможно, но предел все-таки существует. Для операции обобщения им могут стать предельно широкие понятия, называемые философскими категориями, такие как «материя», «сознание», движение» и др. ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ – это логическая операция, состоящая в переходе от понятия с большим объемом и меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Производится переход «от рода к виду». Достигается он добавлением какого-либо признака к имеющемуся понятию. Например, исходное понятие «закон». Добавляем к нему характеристику, указывающую на государственную принадлежность – «российский закон». Объем элементов, составляющий класс второго понятия гораздо уже, поскольку не учитывает многочисленных зарубежных законов. При этом содержание становится более конкретным. Можно и далее ограничивать понятие. Внесем характеристику, указывающую на юридическое поле деятельности нормативного акта – «российский экономический закон». Здесь мы вновь наблюдаем проявление логического закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Объем элементов, входящих в понятие, вновь сузился, расширив при этом содержательную сторону. Таким образом, можно ограничивать понятие в несколько этапов, но все же не до бесконечности. Пределом логической операции ограничения является достижение единичного понятия. В нашем случае им может быть, например, Закон РФ 2015 г. № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Вопрос 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ (дефиниция) – логическая операция, с помощью которой раскрывается (уточняется) содержание понятия. Определить понятие – значит указать его существенные признаки. С необходимостью дать определение тому или иному понятию в обыденной жизни мы встречаемся достаточно часто. Самые общие навыки в определении понятий должен освоить любой человек, претендующий на то, чтобы его считали образованным. Итак, любое определение состоит из двух частей: а) определяемое понятие – содержание которого следует раскрыть; б) определяющая часть – информация, посредством которой раскрывается содержание определяемого понятия. Различают несколько разновидностей определений понятий. Их условно можно поделить на две группы: явные и неявные определения. Первые прямо дают четкое разъяснение содержания понятия, вторые указывают на его признаки косвенно. Наиболее широко используются явные или реальные определения. Смысл их заключается в перечислении всех существенных признаков в определяемом понятии. В свою очередь, самой распространенной формой реальных определений является определение «через род и вид». То есть, сначала относят предмет к ближайшему роду, а затем указывают на видообразующие признаки, при помощи которых определяемое понятие выделяют из множества предметов данного рода. Например: Клевета – это преступление против личности (родовой признак), заключающееся в умышленном распространении заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (видовые отличия). Одной из разновидностей реального определения принято считать генетические. Это определение понятия, в основу которого положен способ образования данного предмета. Примеры: Шар – это геометрическое тело, образованное вращением в пространстве точки А вокруг некоторой точки О на расстоянии R. Вода – это химическое соединение двух атомов водорода с одним атомом кислорода. Среди неявных определений можно выделить номинальные, аксиоматические, контекстуальные и остенсивные. Ими пользуются реже. Номинальным называется определение, формирующее значение некоторого термина. Допустим, открыли новый элемент периодической таблицы Д.И. Менделеева, неизвестное ранее растение или звезду. Ученые вынуждены, пусть и достаточно произвольно, дать им имя (nome). Оно и будет номинальным определением того или иного предмета, явления, отношения. Контекстуальным называется определение, в котором некоторый контекст, выражающий определенное понятие, приравнивается к неко­торому другому контексту, выражающему определяющую часть. Например: I=U:R, где I - сила тока, U - напряжение, R - сопротивление сети. Аксиоматическим называют определение, в котором содержание понятия раскрывают через какие-либо аксиомы (положения, не требующие доказательств). Остенсивным называют определение, выражаемое не через термины и слова, а путем прямого указания на предмет, входящий в объем данного понятия. Так обычно общаются с человеком, не знающим языка на котором разговаривает его собеседник. Как уже отмечалось, наибольшее применение находят реальные определения, но при их формировании следует учитывать ряд правил. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ 1. Определение должно быть соразмерным, то есть объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющей части. При нарушении этого правила возможны две ошибки. а) Слишком широкое определение – объем определяющей части шире объема определяемого понятия. Например: Преступление – это общественно опасное деяние. Здесь мы осознаем, что в объем «общественно опасных деяний» входят не только преступления. б) Слишком узкое определение – объем определяющей части меньше объема определяемого понятия. Например: Обыск – это следственное действие, состоящее в отыскании и принудительном изъятии орудий преступления. Любой профессионал не согласится с такой формулировкой, поскольку мы здесь упустили из вида другие предметы и ценности, добытые преступным путем; документы и вещи, имеющие отношение к делу. 2.Определение не должно заключать в себе «круга». Допустим, мы даем определение какого-либо понятия с помощью другого. Если через некоторое время мы пытаемся определить это второе понятие, используя первое, то допускаем ошибку, называемую «круг в определении». Пример: Определим понятие «опьянение» как психологическое состояние, вызванное употреблением алкогольных напитков и характеризующееся снижением способности человека осуществлять самоконтроль. Ниже мы попытаемся пояснить, что такое «психологическое состояние, вызванное употреблением алкоголя», определив это термином «опьянение». Нередко допускается и другая разновидность этой ошибки, называемая тавтологией. Это определение какого-либо понятия через само себя. Например: Менеджер – сотрудник, ответственный за менеджмент в организации. Историк – это человек, изучающий историю. 3.Определение должно быть ясным, то есть в определяющей части не должны быть использованы неизвестные понятия, метафоры. Неправильными будут, например, такие псевдоопределения: Повторение – мать учения. Логомахия – это спор, допускающий эквивокацию. В первом случае мы имеем метафору, а во втором – определяющая часть содержит неизвестный нам термин. Плакат: «Социализм – это советская власть плюс электрификация всей страны. В.И. Ленин». Если согласиться с таким определением, то любопытная «логическая арифметика» получается. Понятие «советская власть» – это социализм минус электрификация всей страны? Как видите, небрежное отношение к определению понятия может привести к абсурду. Надо оговориться, что в избранном примере отсутствует логическое определение понятия «социализм», а приводится лишь фраза, которую можно оценить не более как афоризм. 4. При определении понятия определяющая часть не должна содержать отрицания. Это правило носит рекомендательный характер, то есть допускает отступления, когда без них трудно обойтись. В подавляющей же своей массе не должно допускаться подобных ошибок. Пример: «Современная Россия – не монархическое государство», или «Подсудимый – это подозреваемый, еще не осужденный за совершенное преступление». Описание представляет собой перечисление внешних особенностей предмета, выделяющих его среди окружающих предметов. Для описания привлечены только чувственные формы познания, оно отражает как существенные, так и второстепенные признаки. Пример: «15 апреля 1911 года в вологодском театре неизвестной женщиной произведено покушение на жизнь вологодского тюремного инспектора Ефимова. Было сделано четыре выстрела из револьвера. Преступница скрылась. Ее приметы: лет – 23, рост – средний, брюнетка или темная шатенка, смуглая, лицо продолговатое, восточного типа, некрасивое, одета была в черное платье...». По форме наиболее близким к описанию приемом является характеристика. Отличие состоит в том, что в ней перечисляются многие внутренние, а не внешние существенные свойства живого существа, предмета, явления. Разъяснение через пример обычно производится либо в форме указания, либо в виде сравнения. Указание по своей сути есть не что иное, как остенсивное определение (см. виды определений). Сравнение позволяет сопоставить качественные характеристики предметов. Так на многих выставках сопоставляют близкую по назначению продукцию. Вопрос 4. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ –это логическая операция, с помощью которой раскрывается объем понятий. Практическое знакомство с ним происходит в случаях, когда необходимо мысленно расчленить какую либо проблему, понятие на составные части. Подобная потребность возникает при подготовке планов рефератов, контрольных работ, в расследовании. При делении понятия следует различать три элемента, составляющих эту операцию: а) Делимое понятие – объем которого требуется раскрыть. б) Члены деления – соподчиненные виды, на которые делится понятие. в) Основание деления – признак, по которому производится деление. Делением по видоизмененному признаку принято называть логическую операцию, где члены деления находятся между собой в отношении соподчинения. Возможны случаи, когда члены деления находятся в отношении противоречия. Этот вид называется дихотомическим (двучленным) делением. Суть его в том, что объем делимого понятия состоит только из двух взаимоисключающих частей: «А» и «не-А». Пример: Понятие «Подсудимый», при использовании в качестве основания признака «виновность» подразделяется на два противоречащих понятия: «совершивший преступление подсудимый» и «не совершавший преступление подсудимый». Существует еще одна операция – расчленение целого на части, которую следует отличать от деления. При делении все основные признаки остаются как в делимом понятии, так и в членах деления. При расчленении целого на части такого не происходит, Основание и члены деления можно попытаться найти лишь, напрягая воображение. Например: - Год делится на 12 месяцев. - Велосипед состоит из 2-3 колес, рамы, руля, седла и педалей привода. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ 1. Деление должно быть соразмерным, то есть объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. Если мы понятие «гражданин России» подразделим по возрастно-правовому основанию, то получим следующие члены деления: - «совершеннолетний гражданин России», - «несовершеннолетний гражданин России». Суммарный объем этих частей как раз и составляет объем исходного понятия. При нарушении этого правила возможны ошибки двух видов. а) Неполное деление – перечислены не все члены деления. Так, если понятие «гражданин России» подразделим по национальному признаку, и среди членов деления назовем только русских, татар, башкир и марийцев, то допустим ошибку неполного деления. б) Деление с лишними членами – среди членов деления появляется понятие, объем которого не входит в объем делимого понятия. Образцом такого ошибочного деления мог бы стать вышеприведенный пример с понятием «гражданин России», если среди членов деления вдруг, скажем, появится понятия «казаки», «дворяне», «эльфы» и т. п. При этом следует учитывать особенности. Во-первых, в ряде случаев возможен допуск сразу двух разновидностей этой ошибки – неполное деление и деление с лишним членом одновременно. Во-вторых, истинность проводимой логической операции зависит нередко от конкретных хронологических и пространственных рамок. 2. Деление должно производиться только по одному основанию. Это означает, что в основу деления можно положить лишь только один признак, в ином случае мы получаем ошибку, которую называют «делением по разным основаниям» или «сбивчивым делением». Например: Понятие «преступление» делим на «раскрытые преступления», «нераскрытые преступления» и «преднамеренные преступления». Нетрудно заметить, что первые два члена деления произведены по признаку раскрываемости, а основанием для третьего члена деления стали признаки умысла. 3.Члены деления должны исключать друг друга. Это означает, что они должны находиться друг с другом в отношении соподчинения, но ни в коем случае не в отношении пересечения. Например: Указы бывают действующими, отмененными и неработающими. Мы понимаем, что все отмененные указы являются уже неработающими. Но мы знаем, что некоторые из действующих подзаконных актов также фактически не работают. 4.Деление должно быть непрерывным, то есть переход от одного члена деления к другому должен осуществляться без пропусков и на одном уровне. Возможная ошибка называется «скачек в делении». Например: Известно, что государство СССР состояло из 15 союзных республик. Другими словами, при делении этого понятия по административно-территориальному признаку мы должны получить 15 членов деления. Перечислим их: Армения, Азербайджан, Брестская область, Грузия, Казахстан, Киргизия, Литва, Латвия, Кишиневский район, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Эстония. Казалось бы, все правильно, количество членов деления соответствует, основание деления для каждого из них одинаковое. Тем не менее, деление здесь ошибочное. Очевидно, что Брестская область – это лишь составная часть Белоруссии, а Кишиневский район – Молдавии. В данном случае мы «перескочили» от членов деления одного уровня к членам деления другого, более низкого уровня. КЛАССИФИКАЦИЯ С названным термином, безусловно, каждый из нас неоднократно встречался, но дать объяснение его сути может далеко не всякий. Классификацию можно представить как многоступенчатое деление. Классификация – систематическое распределение предметов данного множества по классам, возникающее в результате последовательного многоступенчатого деления. Классификация может быть вспомогательной и естественной. Вспомогательная классификация – это распределение предметов по классам, в основу формирования которых положены несущественные признаки. Создается она для облегчения поиска того или иного предмета. Примером вспомогательной классификации может стать обычный классный (групповой) журнал. Естественная классификация – распределение предметов на основании присущих им естественных существенных признаков. На этом принципе основаны классификации растений, минералов. Наиболее классический пример – периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Определите содержание и объем понятий: - Уголовно-исполнительный кодекс; - курсант учебной группы № 111 Академии ФСИН России. 3. Назовите вид понятий (дайте 6 характеристик): - бескрайние просторы Сибири; - непростительная халатность. 4. Определите отношение понятий и выразите их при помощи круговых схем А – человек; Б – мужчина; В – отец; Г – сын; Д – подполковник. 5. В каком отношении находятся понятия: изба и мастер спорта; учебник по логике и В.И. Кириллов?
«Операции с понятиями; отношения между понятиями» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 45 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot