Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Олигополия

  • 👀 350 просмотров
  • 📌 292 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Олигополия» pdf
Содержание 1 2 3 Критерии оценки уровня конкуренции на рынке Монополия Естественная монополия 4 Олигополия 5 Совершенная конкуренция 6 Монополистическая конкуренция 7 Стратегические обязательства ОЛИГОПОЛИЯ рыночная структура, при которой на рынке или в отрасли присутствует небольшое количество фирм, а появление новых фирм затруднено из-за высоких барьеров входа. Маленькое количество фирм Стандартизированный и дифференцированный товар Возможность воздействия на цену Барьеры входа И взаимозависимость фирм Черты олигополии Контроль над ценами ограничен всеобщей взаимозависимостью. Олигополистическая фирма, принимая решения в отношении цен и объемов выпуска затрагивает интересы своих конкурентов, поэтому должна учитывать их ответную реакцию на свои действия Высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль, связанные с эффектом масштаба, системой патентов и лицензий, большими расходами на рекламу; так называемые «барьеры стратегического сдерживания» (резервные мощности, увеличенные расходы на НИОКР, заниженные цены) Преимущественное использование неценовой конкуренции, особенно при дифференциации продукта Причины барьеров входа на рынок при олигополии могут быть Эффект масштаба Лицензирование и патенты Контроль над источниками сырья Причины Поведение фирм на олигополистическом рынке 1 2 3 • Каждая из фирм олигополистов при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. • Кривая спроса на продукцию отдельного олигополиста при принятии стратегических решений, как правило, неизвестна, - решения принимаются исходя из предположений олигополистов относительно реакции конкурентов на действия друг друга. • При олигополии цены меняются не столь часто как при совершенной конкуренции (жёсткость ценообразования), что связано со взаимозависимостью фирм Стратегическое поведение фирм ▪ Стратегическим поведением фирмы называется такое ее поведение, когда при выборе варианта деятельности (цены, количества и качества товара) фирма принимает во внимание возможные ответные действия конкурентов. ▪ Стратегическое поведение свойственно только рынку олигополии: в условиях свободной конкуренции объем выпуска фирмы не зависит и не влияет на объемы выпуска других фирм, поскольку число фирм на рынке слишком велико, чтобы такое влияние можно было бы эффективно осуществить. Реализация стратегического поведения происходит в двух основных формах: ▪ в виде некооперативного взаимодействия фирм (когда фирмы конкурируют друг с другом и в большей степени проводят самостоятельную политику на рынке); ▪ в виде кооперативного поведения (когда фирмы предварительно договариваются о совместных действиях и выступают на рынке в значительной степени «единым фронтом»). Классификация олигополий По типу поведения Некооперированные рассматривают ситуации принятия решений фирмами независимо друг от друга, но оценивая возможную реакция конкурентов. Кооперированные - касаются случаев сговора (тайного или явного). По составу факторов при принятии решений Если олигополисты принимают решение об объёме выпуска продукции, то модель представляет количественную олигополию. Если олигополисты принимают решение о цене на продукцию, то модель рассматривает ценовую олигополию Сопоставление условий максимизации прибыли на рынке олигополии конкурируют n фирм с объемами производства q1, q2, …, qn; отраслевой спрос задан функцией P=P(Q), где Количественная олигополия прибыль каждого олигополиста будет зависеть от структуры предложения всех участников рынка: Ценовая олигополия прибыль олигополиста будет зависеть не только от цены, которую он установил на свою продукцию, но и от цен, предложенных на рынке конкурентами: Пi = П (q1 , q2 ,...,qn ) Пi = П (Р1 , Р2 ,...,Рn ) Условие максимизации прибыли в количественной олигополии Отношения q j qi при i  j показывают как изменяется выпуск каждого из конкурентов при изменении выпуска i-го олигополиста на единицу. Эти отношения получили название предполагаемых вариаций. Условия максимизации прибыли в ценовой олигополии При принятии решений ценовой олигополист руководствуется гипотетическими значениями коэффициентов предполагаемых вариаций при Pj Pi i j Предполагаемые вариации показывают как изменяется цена каждого из конкурентов при изменении цены i-го олигополиста на единицу. Факторы, которые облегчают сохранение картельного соглашения 1 2 Способность картеля поднять и удерживать цены в отрасли Низкая вероятность наказания от правительства за нелегальность соглашения 3 Низкие издержки по организации картеля Классификация некооперативных стратегий поведения на рынке олигополии Независимое поведение: объемная конкуренция. Модель Курно Предпосылки: Две фирмы производят однородный товар Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным Фирмы принимают решения о производстве независимо друг от друга и одновременно Фирмам известна кривая рыночного спроса Исходные данные для моделей дуополии Отраслевой спрос, представлен линейной функцией: Р=a–bQ где a, b – положительные константы Q – объем рыночного спроса, складывается из объемов предложения первой (q1) и второй (q2) фирм (Q=q1+q2) при цене P. Тогда линейный спрос можно представить как: Р = a – b(q1+q2) = a – bq1– bq2 Обе фирмы имеют одинаковые условия по издержкам производства: ТCi = c* qi где с - положительная константа. Таким образом, предельные издержки для каждого дуополиста равны средним: МCi = АCi = c Равновесие в модели дуополии Курно ◼ ◼ R1(q2) – кривая реакции первой фирмы на величину выпуска, предложенную второй фирмой, а R2(q1)– кривая реакции второй фирмы на величину выпуска, предложенную первой фирмой. Для того чтобы определить равновесные объёмы выпуска обеих фирм, подставим выражение q2 в уравнение q1 = (a – c)/2b – 0,5q2 и наоборот и получим: q1 *= (a – c)/3b q2 *= (a – c)/3b. q1 *= q2 *. равновесный совокупный объём выпуска обеих фирм Резюме равновесия Курно ▪ Выпуск q1* максимизирует прибыль 1-й фирмы, при том что вторая фирма производит q2* ▪ Выпуск q2 максимизирует прибыль 2-й фирмы, при том что первая фирма производит q1* ▪ Фирмы не имеют стимулов изменять свой выпуск при заданном выпуске соперников ▪ Взгляды фирм устойчивы: ▪ В равновесии каждая из фирм считает, что все ее соперники будут производить текущий выпуск и сами выбирают его. Модель Штакельберга ▪ Несколько фирм производят однородный продукт ▪ Входные барьеры способствуют концентрации ▪ Одна из фирм – лидер – заявляет о выпуске раньше остальных фирм ▪ Оставшиеся фирмы – последователи выбирают выпуск, максимизирующий прибыль, при заданном выпуске лидера. «Лидер» и «последователь» Последователь будет реагировать на действия лидера: – приспосабливает свой выпуск в соответствии с выпуском лидера; – предполагает, что на его действия лидер не реагирует. Лидер придерживается противоположной точки зрения: – выбор лидера ведет к изменению ожиданий последователя; – он учитывает при принятии своих решений, что последователь реагирует на его поведение. Независимое поведение: ценовая конкуренция. Модель Бертрана (1883) 1) на рынке действуют две фирмы; 2) продукт производится однородный; 3) целью каждой фирмы является максимизация прибыли; 4) отсутствуют соглашения фирм друг с другом; 5) фирмы назначают цены одновременно так, что каждая не может прогнозировать реакцию конкурента на сделанный ею самой выбор. Модель Бертрана: ситуации в зависимости от соотношения цен соперников P1 ▪ P1 > P2 – все покупатели a первой фирмы перейдут ко второй, и его кривая спроса совпадет с осью цен, то есть ▪ q1 = 0; P1 = = P2 ▪ P2 > P1 – все покупатели второй фирмы перейдут к первой, то есть q2 = 0. P = a – bQ Q = a/b – P/b А B С MC = AC D = Q(P) 0,5q(P1) a/b QC= q1 = (a – c)/b Если P1= P2, то рыночный спрос будет поделен поровну и составит 0,5(a/b – P/b) для каждого. Кривая спроса D1 дойдет до 1/2 горизонтального отрезка – до общей кривой спроса (отрезок P1A). Остаток (отрезок AB) будет принадлежать сопернику. Ценовая война в модели Бертрана Стратегическое поведение фирм в данной модели можно назвать войной цен. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец стремиться захватить весь рынок. Но конкурент также отвечает понижением цены. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня предельных и средних издержек – до конкурентного равновесия: p*= МС= АС = с. Модель Бертрана (1883) Оптимальная стратегия: удешевление продукции с целью захвата всего рынка при любых ценах конкурентов, превышающих себестоимость. Парадокс Бертрана: Равновесие на рынке с небольшим количеством фирм достигается при продаже продукции по издержкам. Фирмы не в состоянии обеспечить себе положительную прибыль, производя однородную продукцию. Выходы из парадокса Бертрана: 1. Динамическая ценовая конкуренция. 2. Модель Эджворта. 3. Модели с возрастающими предельными издержками. 4. Модели с дифференцированным продуктом. Модель Эджворта Модель Эджворта является еще одной версией модели Бертрана, которая показывает модель ценовой конкуренции фирмы с ограниченными размерами выпуска. Рассмотрим, каким образом в этих условиях будет происходить ценовое взаимодействие двух фирм, и каким образом фактор ограниченности совокупных мощностей фирм влияет на установление равновесия на рынке, подтверждая или разрешая тем самым парадокс Бертрана. Парадокс Бертрана разрешается благодаря: • длительности взаимодействия фирм на рынке и их ориентации на долгосрочные цели; • дифференциации продукта продавцов и приверженности марке; • ограниченности мощности предприятий. Модель Эджворта (1897) p = a − bQ, Q = q1 + q 2 , Ограничения на производственные мощности: T C i (q i ) = ciq i , i =  1, 2  q1  K 1, q 2  K 2 , K1  K Продажа продукции по издержкам не является равновесием Нэша! Возможные стратегии поведения: 1. Установление низкой цены и продажа продукции в объеме Ki. 2. Установление оптимальной цены и работа на остаточном спросе. Схемы случайного, эффективного и анти-эффективного рационирования: 2  (a − c ) b . Кооперативные и некооперативные стратегии конкуренции Необходимость ценового компромисса между олигополистами может привести к разным последствиям: ▪ совместной максимизации прибыли, когда фирмы кооперируются (явно и неявно) ради установления цены или диапазона цен с целью максимизации коллективной прибыли; ▪ независимой максимизации прибыли, когда одна фирма или малая группа фирм обладает достаточной мощью и влиянием для установления собственной, максимизирующей прибыль цены над конкурентами; ▪ гибридной максимизации прибыли, когда путем проб и ошибок достигается компромисс между совместной максимизацией прибыли и независимо устанавливаемой ценой для максимизации индивидуальной прибыли; Кооперативные и некооперативные стратегии конкуренции ▪ сознательному параллелизму как варианту гибридной максимизации прибыли, когда конкурирующие фирмы независимо приходят к выводу, что агрессивные ценовые войны (или другие решения) влекут за собой ответные меры и не приносят конечной выгоды фирме, поэтому они согласованно принимают схожие цены и политику (имитируют цены и стратегии конкурентов); ▪ ценообразованию по формуле, когда фирмы, действуя по своему разумению или по соглашению, следуют эмпирическому правилу ценообразования, добавляя к нормальным средним издержкам маржу для установления общей цены. Кооперативные и некооперативные стратегии конкуренции ▪ Со временем, олигополистические рынки приходят либо к интенсивной конкуренции (некооперативное стратегическое поведение), либо к сознательному параллелизму (кооперативное стратегическое поведение). ▪ Крайними случаями являются открытый сговор или ценовая война, что может дать как монопольные решения, так и привести к результатам совершенной конкуренции и различным промежуточным решениям.
«Олигополия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot