Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Оценка стоимости бренда. Часть 2

  • 👀 317 просмотров
  • 📌 286 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Оценка стоимости бренда. Часть 2
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Оценка стоимости бренда. Часть 2» pdf
Оценка стоимости бренда К.э.н., доц. Лизовская Вероника Владимировна Для маркетологов оценка стоимости брендов также является одним из важнейших направлений деятельности, поскольку стоимость бренда помогает: • Обосновывать эффективность текущих расходов не только с точки зрения краткосрочных, но и долгосрочных результатов. • Своевременно обнаруживать как негативные, так и позитивные возможные последствия принимаемых стратегических решений. • Принимать эффективные решения при планировании и распределении бюджета с учетом долгосрочных результатов. Более точная оценка стоимости бренда позволяет разумно распределить бюджет компании и предсказать, где будет получена наибольшая прибыль. Оценка стоимости каждого бренда чрезвычайно важна для управления портфелем брендов, для распределения бюджета продвижения между брендами, а также для распределения бюджета региональных представительств. • Обеспечивать эффективное внутренне управление маркетингом и адекватно оценивать вклад специалистов маркетинга в успехи фирмы. Отчеты о стоимости бренда позволяют директору по маркетингу оценить успех стратегии маркетинга и сделать выводы об эффективности работы отдельных команд. • Преодолевать негативные последствия чрезмерной текучести кадров, наблюдающейся в маркетинговой сфере. • Разрабатывать уникальные для каждой компании программы увеличения стоимости бренда вместо фокусирования на снижении издержек или увеличении продаж. • Эффективно развивать новый бренд. Развитие нового бренда. Технологии оценки бренда могут быть использованы для моделирования альтернативных стратегий продвижения нового бренда с целью максимизации стоимости бренда в долгосрочном периоде. • Контролировать рекламные агентства. Оценка стоимости бренда дает возможность проанализировать эффективность деятельности рекламного агентства, с которым работает компания-владелец бренда. Бренд-менеджер может контролировать развитие вверенного ему бренда, используя также такие показатели, как • частота покупок данного бренда, • легкость переключения потребителей с одного бренда на другой, • степень знакомства с брендом, • узнаваемость бренда или рост рыночной доли за определенный период, однако все эти характеристики носят скорее внутренний характер. Важнейшим показателем оценки бренда является его стоимость, измеряемая в денежном эквиваленте. Для финансистов стоимость бренда является важным инструментом, который позволяет: • Определять справедливую цену при трансфертных сделках (франчайзинг, продажа брендов); • Оптимально распределять бюджет (многие перспективные бренды в настоящее время страдают от недофинансирования, в то время как на многие «увядающие» бренды приходится значительная доля инвестиций); • Разрабатывать более адекватные подходы к учету переменных и условно постоянных расходов, связанных с продвижением брендов. Оцененная величина стоимости бренда имеет несколько вариантов применения в мировой практике: • 1. Внесение в бухгалтерскую отчетность. Начало использования оценки стоимости бренда было положено в формах бухгалтерской отчетности в конце 1980-х гг. • 2. Обеспечение займов. Все большее количество компаний использует права на интеллектуальную собственность для получения займов. В частности, всемирно известная консалтинговая компания Interbrand производит оценку надежности долговых обязательств, в которых права на экономическое использование брендов применяются как дополнительное обеспечение. • 3. Судебные процессы, арбитраж. Оценка бренда может быть использована для определения финансовых потерь и снижения стоимости бренда вследствие его незаконного использования. • 4. Лицензирование. На основе оценки бренда разрабатываются программы лицензирования бренда (франчайзинг) - при выдаче лицензий на использование брендов как филиалами (трансфертные расценки), так и третьими лицами. • 5. Слияния и поглощения. Как указывалось выше, оценка брендов используется в процессе слияний и поглощений для установления стоимости брендов, вовлеченных в соответствующую сделку. • 6. Отношения с инвесторами. Такая оценка подчеркивает значение брендинга для стоимости акций и помогает поддержать цену долевого участия компании. Согласно Налоговому кодексу РФ и иным нормативно-правовым актам, (в области налогообложения и бухгалтерской отчетности) оценка стоимости НМА и ИС и включение их в состав активов предприятия, позволяет: 1) увеличить рыночную стоимость предприятия; 2) уменьшить налог на прибыль; 3) регулировать объем амортизационных отчислений и создавать фонды на приобретение новых объектов интеллектуальной собственности (т.е. деньги остаются на предприятии); 4) определить размер доли при вкладе в уставный капитал в форме объектов интеллектуальной собственности; 5) обеспечить учет всех активов предприятия; 6) оптимизировать соотношение активов; 7) определить стоимость объектов интеллектуальной собственности при их купле-продаже; 8) определить размер ущерба или размер компенсации по поводу незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих предприятию; 9) учесть стоимость объектов интеллектуальной собственности при реорганизации, ликвидации или банкротстве предприятия. Основы оценки НМА НМА – часть имущества организации, представляющая собой идентифицируемый, неденежный актив, не имеющий физической формы, который используется в производстве или при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим сторонам или в административных целях. Состав активов компании Различия в подходах к понятию НМА • В бухгалтерском учете принято различать: идентифицируемые НМА, к числу которых относятся ИС и некоторые другие имущественные права, способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года); и неидентифицируемые НМА, иногда называемые активами типа гудвилл. Однако такое деление всех НМА на две категории не универсально, как и состав НМА в целом. Оценка НМА и ИС — это процесс определения стоимости объема прав на конкретные результаты интеллектуальной деятельности и прочие НМА, владение которыми обеспечивает их владельцу определенную выгоду. Объектом оценки являются: • - права на объекты интеллектуальной собственности, причем эти права имеют как территориальный, так и временный характер и должны быть действительны, т. е. владелец прав может их реализовать, не нарушая права третьих лиц; • - экономический и иной положительный (отрицательный эффект), который НМА и ИС могут дать их обладателю. Срок использования НМА и документ, подтверждающий право собственности Основные виды стоимости при оценке При осуществлении стоимости НМА и ИС используются следующие виды стоимости объекта оценки: • - рыночная стоимость; При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. • - инвестиционная стоимость; При определении инвестиционной стоимости НМА и ИС определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен. • - ликвидационная стоимость. При определении ликвидационной стоимости НМА и ИС определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным. Фактическая (первоначальная) стоимость НМА Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, которая рассчитывается на основе затратного подхода*. Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов, общехозяйственных и иных аналогичных расходов (Налоговый кодекс). * в соответствии с РПБУ (Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007) Информация для оценки стоимости • Оценка НМА и ИС основана на анализе стоимости с инвестиционной точки зрения, т.е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации. При анализе информацию следует разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация: • сбор и анализ общей информации о состоянии экономики страны на дату оценки; • - сбор и анализ информации об отрасли экономики, в которой используется объект оценки; • - сбор и анализ информации о регионе, в котором используется объект оценки; • - сбор и анализ информации о сегментах рынка, к которым относятся сам объект оценки и товарная продукция, выпускаемая с использованием объекта оценки; • - сбор и анализ информации об объектах, аналогичных объекту оценки по его функциональному назначению и вариантам использования. Информация для оценки стоимости НМА В основе оценки нематериальных активов лежит концепция соотношения между риском актива и ее доходностью. Риск, который присущ инвестициям в нематериальные активы, намного выше риска инвестиций в материальные или даже финансовые активы. При вложении средств в разработку нового лекарственного препарата существует риск потерять все вложения, в то время как инвестиции в оборудование, если и приводят к потерям, то все же большую часть вложений можно вернуть. Даже более рисковые активы, связанные со строительством коммерческой недвижимости, редко заканчиваются потерями». Работа по оценке НМА и ИС производится в определенной последовательности: 1. Осуществляется экспертиза (ревизия) юридических и учетных документов, относящихся к используемой на предприятии НМА и ИС. 1. Экспертиза объектов интеллектуальной собственности (факт наличия объекта НМА и ИС и факт использования его в сфере производства или управления. ) 2. Экспертиза охранных документов (официальных грамот, выдаваемых соответствующим органом Патентного ведомства (Роспатентом) и прилагаемых к грамотам описаний (изображений) : по объекту; по территории; по срокам действия охранного документа. 3. Экспертиза прав на интеллектуальную собственность (проверка документов, подтверждающих права предприятия на НМА и ИС, и в частности: действительности прав предприятия на ИС; объема прав предприятия (является ИС собственностью предприятия или предприятие обладает только правом на ее использование); сроков обладания правами и других основных договорных условий закрепления прав собственности или прав на использование ИС. • После экспертизы прав на интеллектуальную собственность целесообразно провести экспертизу стоимостных документов, то есть документов, где отражается стоимость приобретения (создания) объектов ИС и величина затрат, необходимых для подготовки объектов ИС к полезному использованию. • 2. Проводится оценка НМА и ИС. Подходы при оценке стоимости • Затратный • Использование затратного подхода осуществляется при наличии возможности восстановления или замещения объекта оценки. Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа. Определение рыночной стоимости с использованием затратного подхода включает следующие основные процедуры: 1) определение суммы затрат на создание нового объекта, аналогичного объекту оценки; 2) определение величины износа объекта оценки по отношению к новому аналогичному объекту оценки; 3) расчет рыночной стоимости объекта оценки путем вычитания из суммы затрат на создание нового объекта, аналогичного объекту оценки, величины износа объекта оценки. • • • • • Подходы при оценке стоимости • Сравнительный • Использование сравнительного подхода осуществляется при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогов объекта оценки и действительных условиях сделок с ними. При этом может использоваться информация о ценах сделок, предложений и спроса. Условия применения сравнительного подхода: • • • • - наличие на рынке объектов ИС аналогичного назначения и сравнимой полезности; - наличие доступной информации о ценах продажи и действительных условиях сделки с аналогичными объектами ИС; - знание о влиянии отличительных особенностей и характеристик таких объектов на их стоимость. Подходы при оценке стоимости • • • • • • • Доходный Использование доходного подхода осуществляется при условии возможности получения доходов (выгод) от использования интеллектуальной собственности. Доходом от использования интеллектуальной собственности является разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами (т.е. денежный поток), получаемая правообладателем за предоставленное право использования интеллектуальной собственности. Основными формами денежных поступлений являются платежи за предоставленное право использования интеллектуальной собственности, например, роялти, паушальные платежи и другие. Определение рыночной стоимости интеллектуальной собственности с использованием доходного подхода осуществляется с использованием двух модификаций: - путем дисконтирования денежных потоков от использования интеллектуальной собственности (для объектов оценки, приносящих за равные периоды времени денежные потоки от использования интеллектуальной собственности, не равные по величине между собой); - капитализации денежных потоков от использования интеллектуальной собственности (для объектов оценки, приносящих за равные периоды времени денежные потоки от использования интеллектуальной собственности, равные по величине между собой или изменяющиеся одинаковыми темпами). Подходы при оценке стоимости Величина стоимости оценки НМА • • • • • • Итоговая величина стоимости объекта оценки определяется оценщиком путем обоснованного обобщения результатов расчета стоимости интеллектуальной собственности, полученных при использовании различных подходов к оценке. На заключительном этапе, при согласовании результатов стоимости объекта оценки, полученных на базе трех подходов к оценке, необходимо осуществить: - проверку полученных данных о величине стоимости; - анализ допущений и ограничивающих условий, обусловленных полнотой и достоверностью использованной информации; - выведение итоговой величины стоимости. Решение вопроса, каким стоимостным оценкам придать больший вес и как каждый метод взвешивать по отношению к другим, является ключевым на заключительном этапе процесса оценки. Методы оценки НМА: затратный подход • • • • • • • • В рамках затратного подхода выделяют четыре основных метода оценки нематериальных активов. 1. Метод определения начальных затрат (method of seed money identification). Он базируется на так называемой исторической стоимости актива, включающей фактические затраты, отраженные в бухгалтерской отчетности за последние три года. При этом стоимость объекта оценки зависит от следующих факторов: затраты на создание, приобретение, введение в действие объектов интеллектуальной собственности и на организацию использования объектов оценки; затраты на регистрацию, патентование объектов интеллектуальной собственности; затраты на страхование рисков, связанных с объектами интеллектуальной собственности; срок действия охранного документа, лицензионного договора на момент оценки его стоимости и срок полезного использования объекта; моральное старение оцениваемого объекта, инфляция и др. Оценка в рамках данного метода строится в несколько этапов. • Для начала необходимо установить историческую стоимость, за которую был приобретен оцениваемый объект. Затем историческая стоимость объекта нематериальных активов приводится к текущей стоимости по ставке дисконтирования, равной индексу инфляции в каждый рассматриваемый период, и рассчитывается функциональный износ оцениваемого объекта. На третьем этапе определяется справедливая стоимость путем вычитания полученного износа из текущей первоначальной стоимости. Методы оценки НМА: затратный подход • 2. Метод стоимости замещения (method of substituted value). При использовании данного метода оценщик основывается на тезисе, что максимальная стоимость актива будет равна минимальной цене за товар с аналогичной полезностью или потребительской стоимостью (рыночной стоимостью оцениваемого актива). Актив-аналог должен иметь максимальную эквивалентность функциональных возможностей, вариантов его использования, потребительской полезности. • Оценка таким методом производится путем суммирования всех затрат (включая затраты на приобретение или создание актива и доведение его до коммерческой пригодности), предполагаемой прибыли, платежей и налогов. Методы оценки НМА: затратный подход • 3. Метод восстановительной стоимости (method of replacement value). В рамках данного метода устанавливается восстановительная стоимость нематериального актива, под которой понимается сумма затрат для создания аналогичного идентичного нематериального актива (например, на приобретение имущественных прав, освоение в производстве товаров с использованием нематериального актива, маркетинг и пр.). Кроме того, при создании нематериального актива на самом предприятии учитываются затраты на поисковые работы и разработку темы, создание экспериментальных образцов, уплату патентных пошлин и создание конструкторско-технической, технологической, проектной документации и др. Методы оценки НМА: затратный подход • 4. Метод оценки выигрыша в себестоимости (method of winning costs value). Это метод оценки, который позволяет оценить рост стоимости компании за счет использования НМА (запатентованной технологии, полезной модели, ноу-хау и т.д.), приводит к сокращению затрат предприятия, его использующего. Например, сокращению расходов могут способствовать наличие у компании квалифицированных кадров, профессиональные качества которых позволяют вести хозяйственную деятельность с меньшими затратами, льготные условия на поставку сырья, топлива и т.д. • Применение данного метода сводится к нахождению величины выигрыша в себестоимости за определенный период времени. Затем сокращенные расходы и/или высвободившиеся доходы могут быть приведены к текущему моменту при помощи ставки дисконтирования и капитализированы в зависимости от того, предполагаются ли эти расходы/доходы постоянными во времени. Многие экономисты рассчитанную величину выигрыша в себестоимости отождествляют с методом выигрыша в прибыли, рассматриваемого в рамках доходного подхода. Методы оценки НМА: затратный подход • Главным недостатком затратного подхода является несоответствие затрат настоящего времени их стоимости в будущем. Суть проблемы заключается в том, что существующие методы оценки нематериальных активов в рамках затратного подхода не в полной мере учитывают инфляционное изменение покупательной способности денег, а также возможность денег приносить доход при условии их разумного инвестирования в альтернативные проекты. • В процессе оценки нематериальных активов часто возникает ситуация, когда очень сложно выделить те потоки, которые генерирует именно этот НМА, или найти аналоги на рынке, в связи с чем применение доходного и сравнительного подходов является затруднительным. Хотя затратный подход уступает доходному подходу с точки зрения итоговых показателей стоимости (поскольку стоимость, которую компания тратит на создание актива, практически всегда меньше тех выгод от его использования, которые она в итоге получает), применять приходится именно его. Методы оценки НМА: сравнительный подход • Сравнительный подход (comparative approach to valuation). Он заключается в том, что стоимость актива вычисляется исходя из рыночной информации о покупке или продаже данного актива. • Сравнительный подход к оценке нематериальных активов предполагает определение стоимости нематериального актива, исходя из цены, по которой в сравнительных обстоятельствах могут быть приобретены аналогичные нематериальные активы. Для определения стоимости оцениваемого актива при этом используются различные мультипликаторы, равные отношению цены сделки к какому-либо фактору, количественно характеризующему нематериальный актив, участвующий в сделке. Этими факторами могут быть: выручка, генерируемая данным нематериальным активом; прибыль от его использования; другие показатели. Найденный мультипликатор умножается на тот же самый фактор, но уже присущий оцениваемому активу. Тем самым находится стоимость НМА. • Достоинство сравнительного подхода состоит в том, что при условии наличия необходимой информации об аналогах актива и сделках по их купле-продаже, результаты вычислений будут иметь минимальную погрешность. Многие экономисты считают, что самым предпочтительным подходом к оценке бизнеса является сравнительный, поскольку именно он отражает то, как рынок оценивает данный актив. Однако его применение для оценки нематериальных активов затруднено тем, что зачастую объекты оценки являются уникальными и не имеют аналогов. Помимо этого, нематериальные активы в большинстве случаев продаются в составе бизнеса, отдельная их продажа встречается крайне редко. Потоки, генерируемые нематериальными активами, необходимо дисконтировать и приводить их в текущую стоимость по ставке дисконтирования, равной WACC. • Большое значение в процессе оценки НМА уделяется способам начисления амортизации нематериальных активов. Методы оценки НМА: сравнительный подход В рамках сравнительного подхода используются следующие основные методы оценки нематериальных активов. • 1. Метод сравнительных аналогов (method of comparative intangible assets). Это метод, сущность которого заключается в нахождении информации о рыночной стоимости НМА, которые могут являться аналогом для оцениваемого объекта с точки зрения их назначения и полезности. Его целесообразно применять в условиях эффективно работающего рынка НМА. Рассматриваемый метод оценки подразумевает сравнение стоимости оцениваемого актива с ценой уже состоявшейся сделки по продаже аналогичного актива. При использовании данного метода необходимо: • собрать информацию о состоявшихся сделках по аналогичным объектам оценки и определить перечень показателей, по которым проводится сопоставление объектов оценки; • скорректировать фактические цены сделок с учетом поправочного коэффициента и определить стоимость оцениваемого объекта на основе скорректированных фактических данных по сопоставленным сделкам. Поправочный коэффициент, учитывающий количественные и качественные различия между характеристиками оцениваемого объекта и сопоставимого аналога, формируется посредством оценки влияния на стоимость нематериального актива следующих факторов: страна - владелец данного актива; отрасль промышленности; область применения объекта интеллектуальной собственности; полнота передаваемых прав; срок предоставляемых прав; наличие правовой защиты; степень влияния оцениваемого актива на производственную деятельность компании и др. • 2. Необходимо отметить, что в рамках сравнительного метода также применяется метод избыточной доходности и метод экономии платежей по роялти. Эти два метода считаются смешанными, поэтому многие экономисты относят его и к доходному и сравнительному подходам6 Методы оценки НМА: доходный подход • • Доходный подход (income approach to valuation) предполагает, что стоимость актива приравнивается к чистои дисконтированной стоимости потоков, создаваемых данным активом, или к дисконтированной стоимости затрат, которых удалось избежать при владении этим активом. Другими словами, стоимость актива зависит от его способности создавать доход. Следовательно, для того чтобы применить доходный подход, в первую очередь, необходимо спрогнозировать дополнительные потоки, создаваемые нематериальным активом. База теории, лежащей в основе данного подхода, разработана Я. Кемпбелом и Дж. Тейлором еще в 1972 г. в их работе по оценке НМА. Основным преимуществом доходного подхода является то, что он учитывает большинство положительных и отрицательных эффектов, с которыми связано владение нематериальными активами. Но существуют также недостатки, которые приводят к тому, что оценщики довольно часто отказываются от использования этого подхода. Одним из недостатков считается его трудоемкость. Оценщикам необходимо спрогнозировать изменения большого количество факторов, а это занимает много времени. Такие прогнозы достаточно субъективны и требуют профессиональной оценки. Основным же недостатком подхода выступает необходимость прогнозировать поток, который создает только оцениваемый актив. Учитывая специфику нематериальных активов, разработать прогноз достаточно сложно. Поэтому приходится делать допущения, которые позволяют из всего потока выделить поток лишь на один нематериальный актив. Это приводит к снижению достоверности результатов. Методы оценки НМА: доходный подход Существуют четыре основных метода, используемых при оценке нематериальных активов в рамках доходного подхода. • 1. Метод добавленных денежных потоков (метод дисконтирования денежных потоков - incremental cash-flow method). Суть его состоит в том, чтобы спрогнозировать денежные потоки, которые будет генерировать данный актив, в процессе своего жизненного цикла. Денежные потоки дисконтируются к дате оценки, суммируются, и итоговая сумма представляет собой стоимость нематериального актива. При оценке НМА доходным подходом чаще всего используется именно этот подход. • ЭТАПЫ: 1) необходимо спрогнозировать доналоговые добавленные денежные потоки, созданные оцениваемым нематериальным активом, и проверить данные потоки на принадлежность к оцениваемому нематериальному активу (если будут найдены другие активы, создающие часть найденных потоков, необходимо очистить потоки от их влияния). 2) надо очистить потоки от налогов и продисконтировать полученные значения потоков для каждого года по ставке дисконтирования, равной средневзвешенной стоимости капитала (Weighted Average Cost of Capital, WACC). В итоге рассчитывают экономию на налоговых платежах за счет начисления амортизации на данный нематериальный актив. Преимущества метода: он позволяет учесть большинство положительных и отрицательных эффектов, с которыми связано владение нематериальными активами. Недостатки: он достаточно трудоемок, так как необходимо спрогнозировать изменение большого количества факторов, а это отнимает много времени. К тому же прогнозы являются достаточно субъективными и требуют высокого профессионализма от оценщика. Оценщику приходится применять допущения. • Методы оценки НМА: доходный подход • 2. Метод избыточной доходности (multi-period excess-earnings method). Он заключается в отделении стоимости потоков, которые создает оцениваемый нематериальный актив, от потоков, создаваемых всей компанией, с помощью вычитания стоимости потоков, которые приносят остальные активы. Другими словами, сначала необходимо спрогнозировать общий денежный поток, а потом отнять от него все то, что заработано неоцениваемым нематериальным активом. ЭТАПЫ: 1) прогнозирование доналоговых потоков, которые создает компания или отдельный проект компании, и определение типов нематериальных активов, которые, помимо оцениваемого актива, вносят свой вклад в создание этого денежного потока. 2) определение нормы доходности, которой требуют акционеры компании от каждого вида нематериальных активов, и определение абсолютного значения возврата на капитал для каждого вида нематериальных активов. 3) найти доналоговый денежный поток, генерируемый за счет созданного нематериального актива, очистить его от налогов и продисконтировать в каждом периоде по ставке дисконтирования, суммируя посленалоговую дисконтированную стоимость нематериального актива. Методы оценки НМА: доходный подход 3. Метод рынка интеллектуальной собственности (еще этот способ оценки называют метод экономии платежей по роялти - relief from royalty method). Этот метод основывается на предположении, что используемая интеллектуальная собственность не принадлежит компании. То есть объект оценки предоставлен организации на лицензионной основе за определенную плату, называемую роялти процент от выручки (если разделить величину различия в прибыли на общую выручку предприятия, которое владеет НМА, получим ставку роялти). Тогда та часть выручки, которую следует выплатить собственниками нематериального актива, рассматривается как дополнительная прибыль, генерируемая данным активом, а стоимость денежных потоков, которые формируются за счет этой прибыли, капитализируется и образует его рыночную стоимость. Суть метода экономии платежей по роялти сводится к тому, что, владея нематериальными активами, основанными на знаниях (торговые марки, товарные знаки, патенты и секретные технологии), компания экономит на платежах по роялти. В противном случае компании пришлось бы осуществлять периодические выплаты собственникам НМА. При использовании данного метода необходимо:1) установить справедливую ставку роялти, которая зависит от следующих факторов: ставка роялти для похожих активов; предполагаемая прибыль; экономия на издержках благодаря использованию данного актива; требуемый уровень доходности на материальные активы и другие нематериальные активы, которые используются фирмой; уникальность данного нематериального актива; доступность заменителей для данного вида интеллектуальной собственности. 2) найти произведение справедливой ставки роялти и базы, для которой она рассчитывалась для каждого прогнозного года. Данные суммы необходимо также уменьшить на суммы налоговых платежей. Затем, продисконтировав полученные суммы с использованием ставки дисконтирования, рассчитанной для рассматриваемого нематериального актива, получим экономию на налогах за счет начисления амортизации на данный нематериальный актив. Методы оценки НМА: доходный подход 4. Метод преимущества в прибылях (method of advantages in revenues). Это метод, который позволяет оценить преимущество в прибыли компании за счет наличия сильного нематериального актива, не связанного с маркетингом (например, лицензии, патенты, технологии и т.д.). Чем более высокотехнологичной является отрасль промышленности, в которой используется данный НМА, тем к большему преимуществу в прибыли может приводить наличие подобных нематериальных активов. • Для применения метода преимущества в прибыли необходимо установить величину дополнительной чистой прибыли до налогообложения, получаемой использующим данный НМА предприятием, по сравнению с предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию без использования такого объекта. На практике для получения величины дополнительной прибыли может быть использована разница в цене продукции, произведенной с использованием оцениваемого НМА, и аналогичной по своим качествам продукции, произведенной без его использования. Указанная разница в цене, умноженная на объем выпуска, отождествляется с дополнительной прибылью владельца НМА. • Некоторой сложностью данного метода является то, что на практике нелегко установить, насколько продукция, используемая в качестве аналога, имеет характеристики, аналогичные той, для производства которой используется оцениваемый НМА. Кроме того, разница в ценах, на которой базируется весь расчет, нередко носит довольно изменчивый характер, что создает трудности для обоснования стоимости НМА.
«Оценка стоимости бренда. Часть 2» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 259 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot