Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 6.ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ (ФИНАНСОВЫХ) РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. Анализ и оценка экономических (финансовых) результатов деятельности
предприятия
Прибыль
-
экономическая
категория,
характеризующая
финансовый
результат
хозяйственной деятельности предприятия (превышение доходов над расходами).
Функции прибыли:
Оценочная функция – прибыль характеризует эффект, полученный в ходе хозяйственной
деятельности. Значение прибыли проявляется в том, что это конечный финансовый результат.
Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным элементом
финансовых ресурсов предприятия, реально обеспечивает принцип самофинансирования. Только
чистая прибыль показывает реальный источник финансирования, который может быть направлен
на определённые цели.
Виды прибыли:
- объем реализации (нетто-выручка) = Выручка от продажи товаров, работ, услуг - НДС,
акцизы и подобные платежи;
- валовая прибыль = Объем реализации (нетто-выручка) - себестоимость проданной
продукции (без коммерческих и управленческих расходов);
- прибыль/убыток от продаж = валовая прибыль - коммерческие расходы управленческие расходы;
- прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль) = прибыль/убыток от
продаж + прочие доходы – прочие расходы;
- прочие доходы = проценты к получению - проценты к уплате + доходы от участия в
других организациях + прочие операционные доходы (поступления от аренды или иного
использования активов организации; поступления
в оплату за использование объектов
интеллектуальной собственности или иных нематериальных активов; проценты по ценным
бумагам или дивиденды от участия в уставном капитале других организаций; прибыль от
совместной деятельности по договору простого товарищества; проценты за использование кем-то
ваших денежных средств) + прочие внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки за
нарушение условий договора, полученные безвозмездно активы, возмещение причиненный
убытков, прибыль прошлых лет, выявленная в отчем году, кредиторская задолженность, по
которой истек срок исковой давности, курсовые разницы, суммы до оценки активов);
- прочие расходы = проценты к уплате + прочие операционные расходы (расходы,
связанные с предоставлением во временное пользование активов организации, предоставлением
за плату прав на использование интеллектуальной собственности) + внереализационные расходы
(штрафы, пени, неустойки и т.д);
прибыль/убыток от обычной деятельности = прибыль до налогообложения - налог на
прибыль (исчисленный от налогооблагаемой прибыли) и другие обязательные платежи;
чистая (нераспределенная прибыль)/непокрытый убыток = прибыль/убыток от обычной
деятельности + чрезвычайные доходы - чрезвычайные расходы (не компенсируемые потери в
результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и затраты по их ликвидации).
Субъекты
малого
бизнеса,
применяющие
упрощенную
систему
налогообложения,
предприятия выплачивающие налог на вмененный доход, а также предприниматели без
образования юридического лица определяют собственную прибыль как сумму всех доходов, за
вычетом всех расходов.
На изменение прибыли от реализации продукции в отчетном году по сравнению с
предыдущим оказывают влияние следующие факторы:
•
цены на реализуемые товары (продукцию);
•
тарифы на оказание услуги;
•
себестоимость реализации товаров, продукции, услуг;
•
физический объем реализованных товаров (продукции);
•
структура реализованной продукции.
Для
оценки
влияния
указанных
факторов
требуется
восполнение
недостающей
информации путем прямого пересчета.
По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли
от основной деятельности считается высоким, если ее увеличение достигнуто за счет снижения
затрат на производство реализованной продукции и роста физического объема реализованной
продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения
физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.
Затем проводится анализ выполнения плана и динамики прибыли от реализации
отдельных видов продукции. Ее величина зависит от трех факторов первого уровня: объема
продаж продукции, себестоимости и среднереализационных цен:
П = VРПi ⋅ (Цi − Сi ).
(6.1)
Анализ по каждому виду продукции можно провести способом абсолютных разниц.
∆ПVРП = (VРП1 − VРП 0 ) ⋅ ( Ц 0 − С0 )
∆П ц = ( Ц1 − Ц 0 ) ⋅ VРП1
∆П с = −(С1 − С0 ) ⋅ VРП1
(6.2)
После этого проводится анализ причин изменения объема продаж, цены и себестоимости
по каждому виду продукции.
6.2. Анализ себестоимости продукции
Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) - важнейший инструмент управления
затратами. Для достижения цели анализа себестоимости необходима его организация на всех
этапах жизненного цикла изделия. Это достигается в рыночных условиях в основном путем
предварительного и прогнозного анализа. В предварительном анализе важное значение имеет
использование функционально-стоимостного анализа.
Используется также ретроспективный, оперативный и другие виды анализа.
Выживание предприятия (фирмы) в условиях конкуренции во многом зависит от
способности поддерживать оптимальный уровень себестоимости продукций. Решение этой задачи
зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются стратегия в своей конкурентной
среде и эффективность использования ресурсов. Производитель выбирает собственную стратегию,
ориентируясь на низкую себестоимость изделий для массового рынка или на хорошо
зарекомендовавшие себя изделия в нише рынка.
Как правило, структура затрат включает сотни статей, что делает анализ довольно-таки
трудоемким. Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и
калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на
социальные
нужды;
амортизация
основных
средств;
прочие
прямые
затраты
(износ
нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи и др.)
Группировка затрат по назначению, т. е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на
какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления
себестоимости отдельных видов изделий и поиска резервов сокращения затрат. В зависимости от
объема производства все затраты можно разделить на:
1.Постоянные, т.е. не зависящие от объема выпуска продукции. К ним относятся:
заработная плата административного персонала, расходы на охрану, ремонт, поддержание
оборудования в рабочем состоянии и др.
2.Переменные, - зависящие от объема выпуска. Это основные материальные затраты,
заработная
плата
производственных
рабочих,
амортизация,
если
она
начисляется
пропорционально выработанной продукции, и т: д.
Важнейшая роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости принадлежит
анализу, главная цель которого - выявление возможностей более рационального использования
производственных ресурсов, снижения затрат на производство, реализацию и обеспечение роста
прибыли.
Итак, снижение себестоимости продукции является важным фактором роста прибыли и
индикатором эффективности деятельности всего предприятия в целом и его руководства в
частности.
В хозяйственной практике предприятия планируют и учитывают следующие основные показатели
себестоимости:
•
полную себестоимость товарной продукции;
•
затраты на рубль товарной продукции;
•
себестоимость единицы продукции.
Задачи анализа себестоимости продукции:
- оценка обоснованности и напряженности плана;
- оценка выполнения плана по показателям себестоимости и изучение их динамики,
установление соответствия фактических затрат плановым и действующим в производстве текущим
нормативам расхода материальных, трудовых и денежных ресурсов;
- выявление и количественное измерение факторов, повлиявших на отклонение
фактических показателей себестоимости от плановых, а также их динамики;
- оперативное воздействие на формирование показателей себестоимости;
- изучение факторов изменения показателей себестоимости по отдельным статьям затрат;
- выявление и мобилизация резервов для дальнейшего снижения себестоимости
продукции.
Источники информации для анализа: данные планов; отчет о затратах на производство и
реализацию
продукции
(работ,
услуг)
предприятия
(организации);
бухгалтерского учета (журнал- ордер № 10); калькуляции отдельных изделий.
данные
текущего