Обучение русскому произношению
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Обучение русскому произношению.
План лекции:
1. Особенности фонетической системы современного русского языка
2. Работа над гласными звуками русского языка.
3. Работа над согласными звуками русского языка.
4. Приемы обучения произношению.
5. Принципы работы над произношением.
6. Обучение ударению.
7. Работа над интонацией.
Обучение произношению имеет целью формирование слухопроизносительных
навыков (способность правильно воспринимать услышанный языковой образец,
ассоциировать его со значением и адекватно его воспроизводить). Показателями
сформированности слухопроизносительных навыков является доведение указанной
способности до автоматизированного восприятия и воспроизведения.
Фонетический навык можно считать сформированным с том случае, если развился
фонетический (смыслоразличительный) речевой слух и установились связи между
слухоакустической, моторной и фонематической сторонами речи, в результате чего
произношение приобретает достаточную степень точности.
Русский язык является языком консонантного типа, ведущую роль в нем играют
согласные звуки (состав согласных фонем более чем в 7 раз превышает состав гласных
фонем: 37:6). В потоке речи именно согласные влияют на гласные, а не наоборот, в
результате чего образуются различные модификации гласных фонем.
В русском языке шесть гласных звуков: [а], [е], [о], [у], [и], [ы]. Арикуляционную базу
гласных составляют движения языка по вертикали и горизонтали. Для характеристики
гласных важно также наличие или отсутствие губной артикуляции (лабиализации). В
русском языке два лабиализованных гласных звука: [о], [у].
Работа над постановкой звука начинается с объяснения артикуляции, при этом
могут использоваться артикуляционные схемы.
Например:
Звук произносится сначала в изолированной позиции, затем в слоге, слове,
словосочетании и предложении.
В произношении звуков могут быть различного рода ошибки:
1) неразличение в русском языке каких-либо фонем во всех или некоторых
позициях; ошибки такого типа возникают по причине отсутствия этого различия в
родном языке учащегося;
2) ошибки, вызванные тем, что в родном языке учащегося есть соответствующий
звук, но он произносится с несколько иной артикуляцией (например, произношение
[а] с более передней или задней артикуляцией);
3) ошибки «смешанного типа»: они связаны и с неразличением фонем, и с
нарушением артикуляции (например, произношение [и] вместо [ы]).
Артикуляция гласного звука зависит от его положения в слове. Следует учитывать
четыре основные позиции гласных под ударением: между твердыми согласными
(до́м), после мягкого согласного перед твердым (пе́л), между мягкими (пя́ть), после
твердого перед мягким (бо́ль).
Сначала отрабатывается произношение гласного в указанных позициях под
ударением. В безударной позиции гласные изменяются количественно (звучат менее
длительно и напряженно) по сравнению с ударными гласными. Гласные [а], [о], [е]
изменяются как количественно, так и качественно.
На начальном этапе обучения русскому языку рассматриваются гласные в
следующих безударных позициях: первый предударный слог и абсолютное начало
слова, слоги дальше первого и заударные.
Изменения гласных в безударных позициях называется редукцией. Сначала даются
упражнения на произношение гласных в безударных позициях после твердых, затем
– после мягких согласных.
Например:
1. после твердых согл.
Таким образом, при работе над русским вокализмом следует учитывать:
- во-первых, что дифференциальными признаками русских гласных является
степень подъема языка и наличие / отсутствие лабиализации;
- во-вторых, следует различать постановку русских гласных под ударением и в
безударной позиции;
- в-третьих, необходимо принимать во внимание также стечение (сочетаемость) различных
гласных как внутри слова (поэзия, аудитория), так и на стыке слов (Она ищет).
В русском языке 37 согласных звуков: [п] – [п’], [б] – [б’], [ф] – [ф’], [в] – [в’], [т] –
[т’], [д] – [д’], [с] – [с’], [з] – [з’], [ц], [ч], [ш], [ж], [ш’], [ж’], [к] – [к’], [г] – [г’], [х] –
[х’], [j’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [л] – [л’].
Главным признаком согласных звуков является шум, производимый струей
выдыхаемого воздуха, когда она проходит через преграду, которую образует тот или
иной орган речи.
Например:
Согласные характеризуются по месту и способу образования, а также по
дополнительной артикуляции: твердости – мягкости, глухости – звонкости.
По месту образования согласные делятся на губные и язычные. Губные согласные
составляют две группы звуков: губно-губные – [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] и губно-зубные
– [в], [в’], [ф], [ф’]. Постановка произношения согласных начинается обычно с группы
губных согласных, так как их артикуляцию можно увидеть, почувствовать и
проконтролировать.
В большую группу язычных согласных входят переднеязычные зубные согласные,
которые произносятся опущенным к нижним зубам кончиком языка: [т], [т’], [д], [д’], [н],
[н’], [л], [л’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]; переднеязычные нѐбно-зубные, которые произносятся
с участием кончика языка, поднятого к передней части твердого нѐба или альвеолам: [ш],
[ж], [ш’], [ж’], [ч’]. Кончик языка может быть поднят к твердому нѐбу и загнут: [р], [р’].
Образование большей части согласных происходит в передней части ротовой
полости, поэтому очень важно следить за движением кончика языка. При постановке
согласных важны следующие положения кончика языка:
а) опущен к нижним зубам – дорсальный тип артикуляции: [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’],
[з], [з’], [ц];
б) поднят к твердому нѐбу и загнут – какуминальный тип артикуляции: [ш], [ж], [р],
[р’];
в) поднят и образует смычку с альвеолами – апикальный тип артикуляции: [ч’],
[н], [н’], [л], [л’].
Положение кончика языка –ощутимый момент артикуляции, нужно научить управлять
им.
По способу образования согласные делятся на следующие группы: щелевые,
смычные (взрывные), смычно-проходные, аффрикаты и дрожащие. При произнесении
щелевых согласных струя воздуха создает шум, проходя через неполную преграду.
При произнесении смычных согласных струя воздуха с силой взрывает преграду,
образованную активным и пассивным органами речи.
Артикуляция смычно-проходных сопровождается работой резонаторов: носового
([н], [н’], [м], [м’]) и ротового ([л], [л’]). При произнесении этих согласных струя воздуха
проходит через нос или через рот.
Пример:
Артикуляция аффрикат характеризуется наличием смычки между активным и
пассивным органами речи, но смычка размыкается не взрывом, как у смычных
согласных, а переходит в щель. Наличие двойной артикуляции смычки и щели
воздает определенные трудности при работе над произношением этих звуков.
Пример:
В русском языке согласные [р], [р’] – по способу образования дрожащие. При
произнесении этих звуков струя воздуха несколько раз подряд разрывает преграду
между альвеолами и кончиком языка.
По дополнительной артикуляции согласные делятся на твердые и мягкие.
Артикуляция твердых согласных сопровождается оттягиванием языка вместе с
корнем назад. При работе над твердыми согласными используется ощутимый момент
артикуляции – движение языка назад – и звуки-помощники: [к], [г], [х], [о], [у].
При постановке произношения мягких согласных используется звук-помощник
[и] и акустическая характеристика мягких согласных – более высокий тон, чем при
произнесении твердых. Твердые согласные включают: [п], [б], [в], [ф], [т], [д], [с], [з],
[ц], [ш], [ж], [к], [г], [х], [м], [н], [р], [л].
Мягкие согласные представлены следующими звуками: [п’], [б’], [в’], [ф’], [т’],
[д’], [с’], [з’], [ч’], [ш’], [ш’], [ж’], [ж’], [к’], [г’], [х’], [j’], [м’], [н’], [р’], [л’].
Важным признаком русских согласных является их классификация по признаку глухости
– звонкости. Артикуляция звонких согласных сопровождается работой голосовых связок.
Ощутимый момент артикуляции звонких согласных составляет вибрация голосовых связок,
которую можно почувствовать, если положить руку на горло и произносить глухие и
звонкие согласные. При произнесении звонких согласных органы речи меньше напряжены,
чем при произнесении глухих. К глухим согласным относятся: [п – п’], [ф – ф’], [т – т’], [с – с’],
[ц], [ч’], [ш], [ш’], [ш’], [к – к’], [х – х’]; к звонким согласным относятся: [б – б’], [в – в’], [д –
д’], [з – з’], [ж – ж’], [ж’], [г – г’]; отдельную группу составляют сонорные согласные: [м – м’],
[н – н’], [л – л’], [р – р’], [j’].
Работа над согласными звуками обычно начинается с постановки смычных согласных, так
как смычка является ощутимым моментом артикуляции и этой артикуляцией можно
управлять. У губных и переднеязычных согласных смычку можно увидеть, у заднеязычных
ощутить.
Таким образом, важнейшей чертой русского консонантизма является противопоставление
согласных по двум фундаментальным оппозициям:
1) твердость/мягкость; 2) глухость/звонкость, которые и образуют ядро фонологической
системы современного русского языка.
Оппозиция твердых/мягких согласных характерна для очень немногих языков, а для
русской фонетики это самый существенный момент звукового строя, это основа русской
фонологической системы.
Другой основной чертой русского консонантизма является противопоставление по
глухости/звонкости. Необходимо также учитывать особенности реализации признака
глухости/звонкости в потоке речи: оглушение на конце слова (сад); оглушение перед глухими
согласными (лодка); озвончение перед звонкими согласными (просьба).
Глухие/звонкие рекомендуется отрабатывать в упражнениях в различных позициях:
- перед гласными;
- перед сонорными;
- между гласными;
- на конце слова;
- перед звонкими согласными;
- перед глухими согласными;
- также рекомендуется давать упражнения на противопоставление смешиваемых звуков
(например, д/т, б/п и др.) сначала в разных словоформах, а потом в одной словоформе.
Например:
Следующая особенность фонетической системы современного русского языка –
стечения согласных звуков в слове, например, двух согласных (ткань), трех
согласных (взбить, вскочить), четырех (взгляд, встреча) и даже пяти
(бодрствовать). Сочетания согласных встречаются также и на стыке слов (к
встрече).
Особо следует также выделить группы согласных, произношение которых имеет
свои особенности. К ним, например, относятся следующие сочетания согласных: стн
[сн] – известный, здн [з’н’] – праздник, лнц [нц] – солнце, сч [щ] – счастливый, рдц [рц]
– сердце, вств [ств] – здравствуй, ться, тся [ца] – учиться, зж [ж] – уезжать, жч [щ] –
мужчина и др.
Приемы обучения произношению:
Использование звуков-помощников. Этот прием основан на общих моментах в
артикуляции некоторых звуков. При постановке артикуляции какого-либо трудного
звука можно идти от другого звука, более легкого, уже известного. Например, при
постановке русского звука [х] требуется осуществить подъем задней части спинки языка
к мягкому нѐбу. Этот момент неощутим, но он присутствует также в артикуляции других
русских звуков, например [к], [г]. Звук [к] ближе к [х], так как он глухой. Он будет
звуком-помощником при постановке [х], так как различительные (фонологические)
признаки этих звуков – смычка или щель – являются ощутимыми моментами. Путь
постановки таков: произносить звук [к], постепенно ослабляя смычку и сознательно
увеличивая напор воздушной струи (к → кх → х). Такими звуками-помощниками могут
быть также: [j] для [х’], [щ] для [ч], в том случае если учащийся произносит твердое [х]
вместо мягкого [х’] и [т’] вместо [ч], [д’] вместо [з].
Использование благоприятной фонетической позиции. Благоприятной для
постановки будет такая позиция звука, в которой наиболее легко поставить его
произношение: начало, середина или конец слова, сочетание с другими звуками.
Начинать постановку звука нужно всегда с благоприятной позиции, а затем переходить
к позициям более трудным.
Использование звуков-спутников. Этот прием основан на взаимодействии
артикуляции соседних звуков в слоге и слове. При произнесении одного звука органы
речи уже настраиваются произносить следующий. Это явление называется
захождением артикуляции одного звука за артикуляцию другого.
Например, для постановки переднеязычного [р’] можно использовать в качестве
звуков-спутников переднеязычные согласные: [т], [д], [с], [з], [ж] и гласные переднего
языка: три, дри, зре, жре; для образования звонких согласных необходимо поставить их
в сочетание с сонантами и гласными: моа или ома, в зависимости от качества звука,
произносимого студентами на месте полнозвонкого [б]; для постановки твердого [л],
чтобы поднялась задняя часть спинки языка, нужно использовать сочетания [л] с
заднеязычными согласными и гласными заднего ряда: кло, гло, оло, улу, лку, лго.
Использование действия по аналогии. Этот прием основан на наличии в родном
языке студента или в известных ему иностранных языках явлений, аналогичных тому,
которое требуется усвоить.
Принципы работы над произношением:
Принцип сознательного усвоения произношения лежит в основе обучения
произношению методом сознательного усвоения произносительных движений и их
слуховых эффектов. Этот метод называют артикуляционно-акустическим, фонетическим
или аналитическим. Такому методу противостоит бессознательная имитация – метод
непосредственного подражания.
Принцип сознательности в постановке русского звука заключается в том, что свое
внимание учащийся концентрирует на качестве изучаемого звука: а) акустическом
впечатлении и б) работе произносительных органов. При этом необходимо постоянно
опираться на контроль слуха и мышечного чувства. Поэтому постановку
произношения следует начинать не с фраз или даже слов, так как при этом контроль слуха
и мышечного чувства дробится и не может быть сосредоточен на нужных моментах, а с
изолированных звуков или слогов.
Принцип практического владения звуковой стороной языка. Этот принцип
предполагает, что основным в обучении произношению является развитие у учащихся не
теоретических знаний по русской фонетике, а практических навыков и умений.
Учет фонетического строя родного языка учащихся, учет соотношения фонетических
систем родного языка и изучаемого иностранного является одним из ведущих принципов
обучения произношению; Л.В. Щерба называл этот принцип «отталкиванием от родного
языка студента».
Опора на родной язык дает возможность прогнозировать ошибки, определять
наиболее благоприятные позиции при постановке звуков и создавать систему наиболее
эффективных тренировочных упражнений при проведении корректировочного курса.
Принцип последовательности подачи материала – общий принцип методики.
Материал курсов практической фонетики (особенно вводных курсов) должен строиться
таким образом, чтобы предыдущее помогало усваивать последующее.
Например, иностранец, чтобы правильно произнести русские слова: семья, статья,
судья, пью, бьѐт – должен овладеть произношением сочетания типа: мья, тья, дья.
Но для того чтобы правильно произнести эти сочетания необходимо овладеть
правильным произношением [j’] и мягких согласных на конце слов (семь, стать);
правильное произнесение мягких согласных на конце слов в свою очередь невозможно,
если иностранец не овладеет произнесением мягких согласных в открытом слоге (ми,
ти), что в свою очередь зависит от правильного произнесения русского звука [и].
Принцип повторяемости и концентричности в подаче материала связан с
расположением фонетического материала по циклам. Специфика произношения
состоит в том, что звуки, слова, интонационное построение предложений участвуют в
речи одновременно. Целесообразней всего изучать все аспекты звуковой стороны речи
одновременно, по концентрам, давая в первую очередь элементарные основы,
постепенно усложняя материал.
Главной, отличительной
чертой
русского
ударения
является
его
сильноцентрализующий характер и неравномерное распределение мускульной
энергии в потоке речи. Наряду с этим следует отметить, что в русском языке
ударный гласный не только более энергичен по артикуляции, но и более длителен.
Важно показать, что ударный слог является ритмическим центром слова, а ударный
гласный произносится не только более энергично, но и более длительно.
Последовательность упражнений должна быть следующая: редуцированный звук в
начале слова, в первом предударном, во втором предударном слоге в разных
позициях, в абсолютном конце слова.
Важно обращать внимание на
произношение
безударных
окончаний
прилагательных: -ого (красного), -ой (доброй), произношение безударных предлогов
(под Москвой, за столом), а также провести сопоставление произношения и значения
слов в зависимости от места ударения: домá – дóма.
Другой отличительной чертой русского ударения является его разноместность и
подвижность, представляющие собой важный аспект обучения русскому языку.
Разноместность ударения – признак, служащий для дифференциации значений
слов в русском языке (мукá – мýка, дорогóй – дорóгой, парóм – пáром, целýю – цéлую
и т.д./омографы), с большим трудом воспринимается иностранными учащимися.
Необходима отработка основных случаев сдвигов ударения. Можно
рекомендовать следующий, наиболее стабильный учебный материал по частям речи:
Ударение в существительных. Здесь целесообразно взять за основу категорию
рода: ударение в существительных мужского, женского и среднего рода.
В существительных мужского рода обращается внимание на случаи с постоянным
ударением:
1) существительные мужского рода, имеющие «беглые» гласные о, е, при
склонении произносятся с ударными окончаниями во всех формах косвенных падежей:
ýгол, углá, углý, углóм, на углý; отéц, отцá, отцý, отцá, отцóм, об отцé и т.д.;
2) в существительных, имеющих флексию -у, -ю, в предложном падеже, всегда
ударное окончание: в Крымý, в лесý, на полý, на краю ́, в углý и т.д.;
3) в существительных, имеющих во множественном числе флексию -а, всегда
ударное окончание: домá, адресá, берегá и т.д.;
4) следующие суффиксы существительных мужского рода всегда ударны: -ист
(коммунúст), -ант (музыкáнт), - янт (спекуля́нт), -ѐр (суфлѐ́р), -ионер (акционéр), изм (оптимúзм), -анин (англичáнин), -ат (а), -ят (а), а также в названиях детѐнышей
животных во множественном числе (медвежáта, лися́та, цыпля́та), -онок (-ѐнок) в
названиях детенышей животных в единственном числе (медвежóнок, лисѐ́нок, цыплѐ́нок).
В существительных женского рода большую трудность представляют прежде
всего сдвиги ударения, поэтому основное внимание уделяется этому аспекту работы.
Выделяется три основных случая:
1) сдвиги ударения с окончания на основу при образовании форм множественного
числа (войнá – вóйны, стенá – стéны);
2) сдвиг ударения с окончания на основу в формах винительного падежа
единственного числа (рукá – рýку, головá – гóлову, сторонá – стóрону);
3) сдвиг ударения с основы на окончание в формах косвенных падежей
множественного числа (нóвости – новостéй – новостя́м – новостя́ми – о новостях;
óбласти – областéй – областя́м – областя́ми – об областя́х).
В существительных среднего рода обращается внимание на закономерность,
проявляющуюся
при
образовании
множественного
числа двухсложных
существительных:
1) если в единственном числе ударение падает на основу, то во множественном
числе оно переходит на окончание (мéсто – местá, мóре – моря́, пóле – поля́).
Исключение: крéсла, блáга;
2) если в единственном числе ударение падает на окончание, то во
множественном числе оно переходит на основу (окнó –óкна, селó – сѐ́ла, перó – пе́рья).
Типичной ошибкой для учащихся всех национальностей является неразличение форм
множественного числа и родительного падежа единственного числа: óкна – окнá, местá
– мéста. Преодоление таких отклонений целесообразно проводить на ситуативноконтекстуальном материале типа:
Вы видите окно? – Я не вижу окна и т.д.
Ударение в прилагательных. Материал по этой теме целесообразно отрабатывать в
следующем порядке:
- неподвижное ударение;
- образование форм сравнительной и превосходной степени;
- сдвиги ударения.
Неподвижное ударение имеют:
1) прилагательные мужского рода с ударным окончанием -ой: морскóй, роднóй, сухóй;
2) суффиксальные формы с ударными суффиксами: -оват (беловáтый), -еват
(синевáтый), -ит (знаменúтый), -ическ (критúческий), -ат (лохмáтый),-ин – главным
образом в притяжательных прилагательных (курúный, зверúный, утúный), -аст
(глазáстый), -ичн (единúчный), -ав (величáвый, костля́вый), -истск (марксúстский), анск (-янск) (испáнский, италья́нский),- ийск (альпúйский);
3) ряд прилагательных имеет фиксированное ударение не на суффиксе, а на гласном,
предшествующем суффиксу, например, перед суффиксами -чат, -чив (взры́вчатый,
довéрчивый), -тельн (старáтельный, удивúтельный), -еньк (слáбенький, дóбренький),
-оньк (плóхонький);
4) прилагательные, образованные от существительных при помощи суф-фикса ск(ий), обычно сохраняют ударение существительного (Тамбóв – тамбóвский,
комитéт – комитéтский).
В формах сравнительной степени с суффиксом -е ударение падает на основу:
тóньше, я́рче, сýше. С суффиксом -ее ударение на суффиксе, если краткая форма
женского рода имеет ударение на окончании. Например, добрá – добрéе, милá – милéе,
но: привéтлива – привéтливее, красúва – красúвее.
Суффикс превосходной степени -айш- всегда ударный: крепчáйший, величáйший.
В прилагательных с суффиксом -ейш- ударение сохраняется в тех же слогах, что и в
сравнительной степени: сильнéе – сильнéйший, привéтлива – привéтливейший, красúва
– красúвейший.
Сдвиги ударения в прилагательных наблюдаются в кратких формах: в словах
мужского рода на основе, женского рода – на окончании, например, дóбр – добрá,
вéсел – веселá, мóлод – молодá (типичные ошибки: она вéсела, мóлода и т.д.).
Ударение в глаголах. Ударение в глагольных формах характеризуется многообразием
акцентологических норм. В практике обучения иностранных студентов целесообразно
выделение лишь наиболее продуктивных и активных моделей в двух основных
направлениях: постоянное ударение и сдвиги ударения.
Случаи с постоянным ударением:
1) в глаголах совершенного вида с приставкой вы- (вы́ехал, вы́скочил);
2) в глаголах несовершенно вида с суффиксом -ива (-ыва) ударение предшествует
суффиксу (устрáивать, расскáзывать);
3) в глаголах на -овывать (-ѐвывать) ударение падает на -ов- (организóвывать,
завоѐвывать);
4) в отыменных глаголах на -ничать сохраняется ударение производящего имени
(сплéтник – сплéтничать);
5) основная масса глаголов на -ировать имеет ударение на и (гарантúровать,
электрифицúровать). Ударение на -ва- бывает в ограниченной группе слов, из которых
можно рекомендовать: формировáть, группировáть, маршировáть, маскировáть,
тренировáть.
Глаголы на -изировать также всегда имеют ударение на -ир (импровизúровать);
6) глаголы на -ствовать обычно имеют ударение на гласном, предшествующем
суффиксу (влáствовать, спосóбствовать);
7) глаголы с суффиксом -ну в значении постепенно усиливающегося действия имеют
ударение на основе (мóкнуть, крéпнуть);
8) большинство же глаголов с суффиксом -ну в значении быстрого или
однократного действия имеют ударение на суффиксе (толкнýть, моргнýть), но есть
и исключения, например, вспы́хнуть, вскрúкнуть, вздрóгнуть;
9) глаголы с суффиксом -ва- после корней –да-, -зна-, -ста- в настоящем времени
имеют ударение на окончании во всех формах спряжения (при этом суффикс -ваисчезает): даю́ – даѐшь – даѐт – даѐм – даѐте – даю́т; встаю́ – встаѐшь – встаѐт –
встаѐм – встаѐте – встаю́т; узнаю́ – узнаѐшь – узнаѐт – узнаѐм – узнаѐте – узнаю́т;
10) глаголы с суффиксом инфинитива -ти всегда имеют ударение на суффиксе (идтú,
цвестú). Если совершенный вид образуется при помощи приставки вы-, то ударение
переходит на приставку (вы́йти, вы́нести);
11) ударение в глаголах, имеющих суффикс инфинитива -чь, обычно бывает на
последнем гласном: берéчь – берегý – бережѐшь – бережѐт – бережѐм – бережѐте –
берегýт; берѐг – береглá – береглú.
Сдвиги ударения. При отработке акцентологических моделей со сдвигами ударения
обращается внимание на следующие случаи:
1) сдвиг ударения в глаголах в настоящем и будущем времени на предшествующий
слог (за исключением форм 1-го лица единственного числа): просúть – прошý – прóсишь
– прóсит – прóсим – прóсите – прóсят. Можно предложить следующий список
наиболее употребительных глаголов (в алфавитном порядке):
бороться, водить, возить, гнать, держать, дышать, искать, кормить, лениться,
лечить, ловить, любить, носить, обмануть, писать, платить, получить, принять,
служить, смотреть, становиться, терпеть, тянуть, хотеть, ценить, чертить,
шутить.
2) в ряде глаголов прошедшего времени наблюдается сдвиг ударения с основы на
окончание в формах женского рода (взял – взялá, прúнял – принялá). Изучающие русский
язык часто допускают ошибки типа: брáла, пóняла, звáла и др.
Предлагаются для отработки наиболее активные глаголы (в алфавитном порядке):
бралá, былá, взялá, вралá, далá, гналá, жилá, занялá, звалá, нанялá, началá, отнялá,
отдалá, передалá, пилá, плылá, понялá, поднялá, принялá, снялá, спалá.
При работе над ударением в глаголе можно обращаться к следующей
закономерности: если ударение в инфинитиве падает не на последний слог, оно остается
неизменным: провéрить – провéрю – провéрит и т.д.
Безударные и слабоударяемые слова. На произношение безударных служебных слов
и частиц необходимо обращать внимание в процессе чтения и устной речи, например, на
случаи, когда предлоги и частицы «перетягивают» ударение (пóд гору, нé жил), а также
на моменты различения: нé с кем и ни с кéм, нé к кому и ни к комý и т.д.
Необходимо показать примеры слабоударяемых слов – это двусложные и
трѐхсложные союзы и предлоги (перед, который, потому что и др.), которые
сопоставляются с наречиями: Он сидит напротив (самостоятельное слово). Он сидит
напротив нас (служебное, слабоударяемое слово). Можно отметить в отдельных случаях
слабое ударение и в знаменательных частях речи (например, глаголы-связки стать,
быть): Он стал художником. Он был певцом.
Ударение в сложных словах и аббревиатурах представляет определённые трудности
для учащихся в связи с тем, что в большинстве сложных слов используется одно
ударение и оно падает на последний слог (или предпоследний). У изучающих язык
наблюдается тенденция к употреблению двух ударений по наличию корней в таких
словах, как дéлопроизвóдство, Семúпалáтинск.
Материал по ударению необходимо отрабатывать. Практика показывает, что
только путем неоднократного повторения и проговаривания можно добиться
закрепления навыков акцентирования.
Постановка правильного ударения проводится путём долгой, систематической
работы, так как акцентологические отклонения в речи учащихся, являются наиболее
устойчивыми для всех национальностей.
Для овладения ритмической структурой русского слова выделяют 9 базовых типов
моделей: 1) tatá – доска, река, студент;
2) táta – книга, море, бегать;
3) tatatá – институт, журналист, режиссер;
4) tátata – девушка, выбежал, маленький;
5) tatáta – работа, забота, зачетка;
6) tatátata – занятия, понравиться, заранее;
7) tatatáta – передача, пересдача, переводчик;
8) tatatatá – передавать, пересдавать, переводить;
9) tátatata – маленького, миленького, слабенького.
В качестве методических приемов при постановке ритмики русского слова
рекомендуются следующие:
1) показ графической модели;
2) произнесение модели преподавателем;
3) простукивание модели, фиксирование разницы между ударными и безударными
слогами;
4) произнесение модели с опорой на ощутимые моменты артикуляции и др.
Пример задания:
молоко́, да, ма́ма, но, ва́за, ту́мбочка, па́па, магнитофо́н, окно́, дом, доска́, соба́ка,
рука́, нос, подру́га, колбаса́.
В основе обучения русской интонации лежит теория Е.А. Брызгуновой об
интонационных конструкциях (ИК). На начальном этапе можно ограничиться
нейтральными реализациями пяти типов ИК. В ИК выделяется предцентровая часть,
центр и постцентровая часть. Предцентровая часть ИК произносится на среднем
уровне тона говорящего; на центре происходит значимое изменение тона (восходященисходящее или нисходяще-восходящее); постцентровая часть произносится тоном
ниже уровня предцентровой части в ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-5 и выше предцентровой
части в ИК-4.
ИК-1 выражает законченность, завершенность мысли в повествовательном
предложении, на гласном центра тон понижается. # Анна дома.
ИК-2 употребляется в вопросительных предложениях с вопросительным словом,
в предложениях с обращением, волеизъявлением (требование, приказ) и
противопоставлением. Движение тона на гласном центра ровное или нисходящее,
гласный центра выделяется усилением словесного ударения.
# Ктó дома? Здрáвствуйте! Познакóмьтесь! Закрóйте окно! Ти́хо! Ваш прóпуск!
ИК-3 употребляется в вопросительном предложении без вопросительного слова, при
повторении вопроса собеседника, ответе, выражении просьбы и незавершенности
высказывания в повествовательном предложении. Движение на гласном центра
восходящее, выше уровня предцентровой части: # Вы идѐте домой? Иду ли я домóй?
Дáйте, пожалуйста, книгу.
ИК-4 употребляется в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным
союзом а, в вопросах анкетного характера, в повествовательных предложениях при
выражении незавершенности.
# Я иду в кинó. А Мари́на? Ваше и́мя? Вóзраст? Специáльность?
ИК-5 употребляется в предложениях, содержащих оценку, передающих высшую
степень проявления оценочного значения. Обычно это предложения со словами как,
какóй, скóлько, так, такóй, прилагательными или наречиями, где большая степень
признака выражена лексически и морфологически: # Каки́е цветы! Скóлько машин!
Возможные ошибки. Центр ИК-1 всегда находится на слове, которое выражает
неизвестную для собеседника часть высказывания. В связи с этим центр ИК-1 может
меняться, уточняя при этом смысл высказывания: # Я получила письмо. Я получила
письмо. Я получила письмо.
Смешение ИК-1 и ИК-2 устраняется в упражнениях на противопоставление.
Следует обратить внимание учащихся на добавочное значение уточнения,
подчеркивания, которое возникает при переносе центра ИК-2 с вопросительного слова:
2
2
Где вы были вчера? (именно вы). Где вы были вчера? (именно вчера).
Наибольшие трудности у учащихся вызывает произношение ИК-3. При работе над
ИК-3 необходимо добиваться повышения тона на гласном центра и понижения тона на
постцентровой части, а также слитности произношения отдельных частей предложения.
Отклонения устраняются в упражнениях на противопоставление ИК.
1
3
Брат студент. - Брат студент? (а не школьник).
При этом следует обратить внимание учащихся, что артикуляционные ошибки могут
привести к неразличению смысла между предложениями, выражающими
утверждение (ИК-1, ИК-2) и вопрос (ИК-3), к неразличению синонимического
употребления при выражении просьбы (ИК-3) и требования (ИК-2):
2
3
Ваш билет! (утверждение); Ваш билет? (вопрос);
2
3
Закройте окно! (требование); Закройте окно! (просьба).
Для выработки правильного произношения ИК-3 и правильного темпа речи
предлагается система упражнений на постепенное увеличение пред- и постцентровой
частей ИК, на изменение центра:
3
3
3
3
а) Вы? Вы звонили? Вы звонили вчера? Вы звонили вчера вечером?
3
3
3
Вы звонили? Вы звонили вчера? Вы звонили вчера вечером?
3
Вы звонили вчера вечером в Томск?
3
1
1
б) Вы звонили вчера вечером в Томск? – Да, / я.
3
1
1
Вы звонили вчера вечером в Томск? – Да, / звонила.
3
1
1
Вы звонили вчера вечером в Томск? – Да, / вчера.
3
1
1
Вы звонили вчера вечером в Томск? – Да, / в Новосибирск.
ИК-4 в вопросительном предложении не вызывает обычно затруднений у учащихся.
Ошибки могут состоять в недостаточном повышении тона в конце гласного центра
и на следующем слоге, а также в отсутствии слитности произношения частей ИК.
Отклонения в произношении ИК-4 устраняются в упражнениях постепенным
увеличением заударной части ИК-4:
1
4
4
Все пошли в кино. – А вы? – А Марина?
1
4
4
Я работаю на заводе. – А вы? – А вы где работаете?
При работе над интонацией преподаватель использует схемы, отражающие строение
интонационных конструкций, интонационную транскрипцию текста.
Возможны разнообразные виды работы со звучащим текстом: прослушивание
текста, прослушивание и чтение текста по интонационной транскрипции, чтение по
интонационной транскрипции и запись на магнитофон, трансформация высказываний
(повествовательных предложений в вопросительные и наоборот), ответы на вопросы,
выявление в предложениях и в текстах синтагматического членения, определение
смысловой функции синтагмы.
Практическое занятие на тему «Способы постановки звуков».
Задание 1. Прочитайте информацию из пособия «Фонетика в практическом курсе
русского языка как иностранного (Любимова Н.А. и др. СПб.: из-во СПбГУ, 1993).
Определите основные приемы постановки звуков.
Основным, наиболее эффективным и надежным способом постановки звуков
является метод использования ощутимых моментов артикуляции.
Артикуляцию, создающую определенный звуковой эффект, можно разложить на
ряд составляющих ее движений, и большинство таких движений ощутить,
проконтролировать при помощи:
1) зрения (положение губ, степень раствора ротовой полости, положение кончика
языка и до некоторой степени всего тела языка);
2) осязания (имеет ли место смычка или щель в образовании звука, место смычки,
площадь касания);
3) мускульного ощущения (напряжение или расслабление определенного органа
речи);
4) моторного чувства (движения передней части языка вперед или назад, поднят
кончик языка или опущен).
Артикуляцию можно с достаточной точностью описать словесно, пояснить
рисунками, наблюдать в зеркало.
Задачи артикуляторного способа обучения:
1. расчленить целостную артикуляцию звука на составляющие ее моменты и
синтезировать эти элементы звука;
2. выделить главные элементы артикуляции трудного звука, опорные моменты;
3. развить фонетический слух, наблюдательность, память;
4. подвергнуть произносительный аппарат такой тренировке, которая позволит затем
осуществлять артикуляционные движения автоматически.
Некоторые приемы, позволяющие вызвать неощутимые моменты артикуляции:
1. Использование звуков-помощников. Этот прием основан на общих моментах в
артикуляции некоторых звуков. При постановке звука … нужно идти от другого звука,
более легкого, уже известного. Этот звук-помощник должен обладать тем неощутимым
моментом, который нужно вызвать у нового звука.
Например, при постановке русского [х] требуется осуществить подъем задней части
спинки языка к мягкому нё бу. Звуком-помощником при постановке [х] будет [к],
так как различительные (фонологические) признаки этих звуков – смычка или щель
– являются ощутимыми моментами. Путь постановки таков: произносить глухой звук
[к], постепенно ослабляя смычку и сознательно увеличивая напор воздушной струи
(к-кх-х).
2. Использование благоприятной фонетической позиции. Благоприятная для
постановки звука позиция, в которой наиболее легко поставить его произношение:
начало, середина или конец слова, сочетание с другими звуками. Например, для
устранения придыхания у согласного благоприятной будет позиция в сочетании с
[а], так как гласный нижнего подъема увеличивает объем ротовой полости и уменьшает
придыхание.
3. Использование звуков-спутников. Прием основан на взаимодействии артикуляций
соседних звуков в слове. Для постановки трудного звука подбираются такие
сочетания этого звука с другими, в которых предшествующий и последующий звуки
помогают настроить органы речи таким образом, чтобы вызвать нужный неощутимый
момент артикуляции звуки.
Например, для постановки переднеязычного [р’] нужно использовать
переднеязычные согласные и гласные переднего ряда: три, дри, ври.
4. Использование действия по аналогии. Этот прием основан на наличии в родном
или известном иностранном языке явлений, аналогичных тому, которое нужно усвоить.
Например, в родном языке студента есть фонемы, противопоставленные по глухостизвонкости, но количество этих противопоставлений не совпадает с количеством
звонких и глухих пар в русском. Нужно понять, что разница в противопоставлении
пар в русском такая же, как в родном.
5. Утрирование артикуляции. При утрированном произношении некоторые
неощутимые моменты артикуляции могут стать ощутимыми.
Например, подъем средней части спинки языка в артикуляции [л’] является
неощутимым, но если его сознательно усилить и довести подъем средней части спинки
языка до касания с твё рдым нё бом (вместе с передней частью спинки языка), сильно
увеличив площадь смычки, то этот момент станет ощутимым, управляемым. Это
поможет предупредить полумягкое произнесение этого звука и фонологическое
смешение твердого и мягкого звуков.
6. Изменение темпа произнесения звука. Замедление темпа произнесения слога
или слова приводит к разложению звука на составные части, что часто помогает
осознать структуру звука и правильно его произнести.
Например, [миа]-[мя]. Ускоренное произнесение позволяет избежать вставок
редуцированных гласных [ф ы с ы треча].
7. Психологические приемы. Вызвать неощутимый момент артикуляции помогают
различные образы, сравнения, противопоставления. Например, при постановке
твердого [л] полезен такой совет: представьте, что у вас рот полон молока. Такое
представление приведет к прогибанию средней части спинки языка.
Еще прием: представьте, что вы хотите вытолкнуть зубы изо рта и произнесите
при этом л-л-л-л.
Задание 2. Прочитайте следующие упражнения на самонаблюдение (пособие
Н.Б.Битехтиной, В.Н.Климовой «Русский язык как иностранный. Фонетика». М.: РЯ.
Курсы, 2011). Какова цель использования подобных заданий?
Начните произносить звук [о], затем уменьшите огубленность (ваши губы, сохраняя
округлость и напряженность, раскрываются, как венчик цветка).
Понаблюдайте, как изменилось качество звука.
Сохраняя положение губ, которое вы получили в результате уменьшения
огубленности [о], произнесите фразы: Это мой дом. Кто он?
Какой эффект вы наблюдаете (слышите)? А какое у вас было выражение лица?
В польском языке аналогичный по акустико-артикуляционным характеристикам
звук является нормативным.
Произнесите перед зеркалом утрированно следующие словосочетания: увы, кусты
пусты; усы густы; люстры тусклы.
Обратите внимание на движение губ.
Произнесите перед зеркалом несколько раз подряд сочетания ти – ты, те – тэ, ми –
мы, лю – лу, ня – на.
Обратите внимание на перемещение языка в горизонтальной плоскости: движение
языка в переднем и заднем направлениях является ощутимым моментом артикуляции.
Обратите внимание на изменение величины раствора ротовой полости – раствор
ротовой полости является ощутимым моментом артикуляции, который можно
использовать для фиксации движения языка в вертикальной плоскости: движение
языка в задне-верхнем направлении сопровождается увеличением раствора ротовой
полости.
Прочитайте рекомендации, которые дают преподаватели учащимся при отработке
противопоставления твердых и мягких согласных: язык продвинут вперед; язык
расслаблен; язык широкий; язык оттянут назад; язык узкий; при произнесении
согласного слышится легкий [и]-образный призвук; при произнесении согласного
слышится легкий [ы]-образный призвук.
Какие из перечисленных ощутимых моментов артикуляции используются при
постановке твердых согласных? Какие – при постановке мягких согласных?
Задание 3. Прочитайте задание из пособия Н.Б.Битехтиной, В.Н.Климовой.
Ответьте на вопросы.
1.Вспомните артикуляцию звуков [р] и [р’].
- Как вы думаете, какое артикуляционное движение при произнесении согласного
[р] представляет трудность для носителей французского и немецкого языков?
- Почему при постановке русского [р] у носителей некоторых языков в качестве
звуков-помощников используются заднеязычные согласные (сочетания: кр, гр, хр)?
- В каком случае это целесообразно?
- Для чего при постановке русского [р] в качестве звуков-помощников
используются переднеязычные согласные (сочетания: др, тр, зр, ср, жр, шр)?
Задание 4. Подберите примеры на постановку звука [р’]. Какие звуки-помощники
вы будете использовать?