Общие проблемы литературного редактирования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Литературное редактирование как учебная дисциплина. Общие проблемы литературного редактирования.
1. История вопроса. Учебные пособия по литературному редактированию.
2. Определение дисциплины. Редакторская подготовка изданий – сложный процесс.
3. Литературное редактирование как один из аспектов издательской деятельности.
4. Становление литературного редактирования в России.
5. Задачи литературного редактирования текста.
1. Литературное редактирование как учебная дисциплина стало изучаться впервые в Московском полиграфическом институте (ныне Университет печати) в конце 40-х – начале 50-х годов XX в. К этому времени курс литературного редактирования уже преподавался не только в МПИ, но и в Московском государственном университете, где на факультете журналистики с 1952 года его читал профессор К.И. Былинский.
В лекциях К.И. Былинского была сформулирована общая концепция курса, определён предмет изучения, разработаны основные разделы программы. Название курса «Литературное редактирование» в настоящее время «представляется скорее традиционным, нежели точным», – замечает К.М. Накорякова, автор ведущего пособия по это предмету, указывая, что закрепление термина обусловлено «стремлением подчеркнуть специфику редакционной подготовки материалов в условиях газетной работы и необходимостью обозначить понятие более широкое, чем литературная правка, – устранение ошибок языка и стиля» ?.
В центре внимания названных нами авторов пособий литературному редактированию была подготовка к публикации в основном газетных материалов. Условия работы газетчиков в редакции, особая оперативность в подготовке материалов, литературная обработка малых литературных форм во многом определили содержание курса литературного редактирования: в нем отдается предпочтение подготовке произведений публицистического стиля.
В Московском государственном университете печати рассматривается литературное редактирование произведений, принадлежащих к разным функциональным стилям, однако ряд глав посвящен общим проблемам работы редактора с текстом. Особый интерес в этом плане представляет написанная Н.С. Валгиной глава «Семантико-структурные и функциональные признаки текста как объекта работы литературного редактора», а также глава – «Устранение речевых ошибок и неточностей. Контроль за соблюдением нормы», подготовленная И.Б. Голуб.
2. Термин «редактирование» восходит к латинскому источнику: геdactus – приведение в порядок. В русский язык слово редактор пришло из французского: геdасtеur – «лицо, редактирующее что-нибудь». В «Большой советской энциклопедии» предлагается более пространное толкование этого термина:
«Редактор – лицо, исправляющее, обрабатывающее какой-либо текст и приводящее его в соответствие с правилами литературного слога, стиля, с назначением, характером и политической направленностью данного печатного издания» (БСЭ. Т. 36. С. 238). Однако и это определение не отражает всех функций сотрудника, которого называют редактором. Комплекс задач и функций редактора возлагают на него ответственность за выполнение разнообразных видов работ – от организационно-управленческой до литературно-творческой. Поэтому слово «редактирование» получило несколько значений: этот термин может означать руководство выпуском книги, газеты, периодического издания, а также теле- и радиопередачи, кинофильма. Редактированием обычно называют также проверку и исправление, окончательную литературную и техническую обработку какого-либо текста, предназначенного к тиражированию. Сюда же относится и приведение содержания и оформления текста в соответствие с установленными унифицированными нормами. Этот род деятельности также является редактированием. Наконец, самое широкое значение термина «редактирование» включает все последовательные этапы издательского процесса совершенствования рукописного произведения в идейно-политическом, научном и литературном отношениях. В этом случае редактирование объединяет группу лиц, включающих как самого автора, так и научного, литературного, художественного и технического редактора, рецензентов и всех сотрудников, причастных к сдаче рукописи в производство и выпуску ее в свет.
Литературное редактирование кратко можно определить как «поиск наиболее точного словесного выражения формулировок, определенных идей, конкретных суждений или понятий, а также аргументов, четко и убедительно доказывающих выдвигаемые положения.
Редакторская подготовка изданий – сложный, многоступенчатый процесс. Редактор должен знать запросы и потребности читателей, он изучает рынок, определяет тематический состав изданий, ищет авторов дли создания нужных произведений, решает, что можно переиздать. Редактор составляет концепцию, разрабатывает модель будущего издания, решает вопросы оформления и иллюстрирования произведений. Наконец, в его обязанности входит редакторская обработка представленной автором рукописи, редактор должен организовать прохождение её в издательстве, разработать программу рекламной кампании издания и контролировать ситуацию, складывающуюся в процессе распространения вышедших в свет произведений. Поэтому, как справедливо утверждают специалисты, профессиональная подготовка редактора «предполагает изучение многих предметов, ядром которых являются предметы собственно редакторской ориентации» 2.
3. Литературное редактирование является одним из важнейших предметов , поскольку имеет конкретную практическую направленность и базируется на обобщении опыта литературной обработки текстов известными литераторами, издательскими сотрудниками, писателями и журналистами. Литературное редактирование не является отдельным самостоятельным этапом прохождения рукописи, но как один из видов работы над произведением присутствует на всех стадиях движения от рукописи к книге. Уже на этапе предварительного рецензирования редактором и внешними рецензентами непременно существенное внимание обращается на литературную форму представленного в издательство произведения; в рецензиях, как правило, отмечаются стилистические особенности изложения материала, указываются допущенные автором ошибки и недочеты в стиле. Более детальному практическому разбору авторское изложение материала подвергается на стадии углубленного редакторского рецензирования с тем, чтобы автор в процессе доработки рукописи по возможности самостоятельно исправил замеченные речевые и смысловые ошибки.
4. Профессия редактора имеет давние традиции, причем в самом начале редактирование велось именно в плане литературной обработки текста. На Руси с распространением первых богослужебных книг, представлявших собой рукописные копии с византийских оригиналов, возникла необходимость в их литературной обработке. Переводчики религиозных текстов стремились не только воспроизвести на церковно-славянском языке их содержание, но и преподнести его в более доступной форме, а это требовало литературной обработки этих древних памятников письменности. Их создатели стремились также к совершенству языковой формы переводов, заботились о правильности графического исполнения этих драгоценных произведений. (Древние рукописные книги на пергаменте по цене были сопоставимы с целым домом!)
Современные исследователи древних памятников русской письменности находят в них следы редакторской правки. Так, в «Повести временных лет» сохранились различные по времени слои текста, принадлежащие летописцам, даты жизни которых отделены десятилетиями. Исследовавший этот памятник М.X. Алешковский утверждает: «Перед нами следы работы целой плеяды книжников, сменявших друг друга, использовавших тексты своих предшественников при написании собственных летописей» 1.
Несомненно, при составлении различных списков этого памятника летописцы прибегали к редактированию текстов, написанных ранее. Однако о характере их литературной обработки можно лишь догадываться. В пору создания рукописных книг преимущественно богослужебного характера главной целью их редактирования было соблюдение верности оригиналу: сопоставление новых книг с каноническим текстом составляло основу редакторской работы.
Начало литературному редактированию в профессиональном понимании этой деятельности положил Иван Федоров, с именем которого связано появление книгопечатания на Руси. В 1564 году, издавая свой «Апостол», Иван Федоров непосредственно работал над текстом: исключил несколько непонятных иноязычных терминов, добавил нужные греческие слова, заменил некоторые архаизмы, исправил отдельные грамматические формы.
Издательское дело в России получило мощный импульс в Петровскую эпоху, сам царь принимал участие в подготовке некоторых книг, и теперь в книгохранилищах больших культурных центров сберегаются корректурные экземпляры с пометками и исправлениями, сделанными рукой Петра I. Он контролировал издание различных книг, научных произведений, исторических сочинений, рассказывавших о победах русского оружия и др. Приближенные Петра I также принимали непосредственное участие в книгоиздании. Так, известный полководец П.Я. Брюс редактировал книги по военному делу. Получившие образование за границей молодые дворяне занимались время от времени и редактированием книг, имевших важное практическое значение.
К.М. Накорякова, описывая историю литературного редактирования в России, показывает особое значение для его становления культурного прогресса в XVIII веке: «Именно тогда закладываются те логические и лингвистические основы теории редактирования, те традиции в работе над текстом, многими из которых мы руководствуемся и по сей день, происходит дальнейшее формирование различных типов книг, вырабатываются приемы, посредством которых редактор проявляет свое отношение к содержанию книги».
Выдающиеся писатели XVIII века А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин были одновременно теоретиками российской словесности, уделяли большое внимание книгоиздательству и журналистике. Некоторые из них оставили образцы авторской правки собственных произведений и многочисленных текстов, которые они редактировали, подготавливая их к печати.
Писателями XVIII века была заложена традиция литературного редактирования, воспринятая А.С. Пушкиным и другими литераторами XIX века и продолжающаяся в наше время.
При этом круг обязанностей редактора журнала, альманаха, а также редактора издательства постепенно приобретает более четкие очертания. Редактор не только отбирал для публикации материал, соответствующий направлению издания, но и писал редакционное предисловие, готовил подстрочные примечания и комментарии.
Большое значение для изучения опыта литературной обработки текстов имеет издательская деятельность Н.А. Некрасова как редактора журнала «Современник», М.Е. Салтыкова-Щедрина, входившего в состав редколлегии «Отечественных записок», и других литераторов того времени. При литературном редактировании произведений замечательных русских писателей, публиковавших свои сочинения в этих журналах, издатели относились с особым уважением к авторской индивидуальности, к своеобразию стиля замечательных прозаиков и поэтов. Это создало славную традицию в литературном редактировании художественных произведений.
Со второй половины XIX века в литературном редактировании выделяется новое направление – подготовка к печати научных произведений. Начавшееся с публикации научных трудов Н.И. Лобачевского, И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, И.П. Павлова, оно находит дальнейшее завершение в редакторской деятельности В.И. Вернадского, Н.И. Вавилова, заложивших теоретическую основу редактирования научных произведений.
В конце XIX – начале XX века в условиях обострения политической борьбы особое значение приобретает публицистическая литература и, соответственно, ее редакционная подготовка. Теоретики литературного редактирования пристально изучали рекомендации и замечания политических деятелей, вождей, поучавших журналистов писать ясно, кратко и точно. Эти требования к языку печати не утратили своей актуальности и в наши дни, хотя в основе литературного редактирования лежат не политизированные штампы недавнего времени, а веками выработанные положения о литературной обработке рукописей при их подготовке к изданию.
5. Литературный редактор отвечает за содержание и литературное оформление подготовленного к печати материала. Это значит, что в работе с автором редактору следует в первую очередь обратить внимание на выбор темы публикации. Важнейшим критерием редакторской оценки представленного материала является его актуальность, достоверность и конкретность описываемого.
Новизна материала, злободневность темы для публицистического произведения определяет интерес к нему читателей. Поэтому выбор темы – это первое условие успешного продвижения готовящегося к публикации текста. Однако одного этого недостаточно. Необходимо установить, насколько правильно разработана тема, в какой мере верны принципиальные установки автора, какова глубина освещения темы, соответствуют ли сведения, приведенные в рукописи, реальным фактам. При этом главное внимание редактора должно быть направлено на работу с фактическим материалом.
Литературный редактор должен владеть методикой анализа и оценки фактического материала в представленной рукописи. Термин «фактический материал», принятый в практике редактирования, по словам специалистов, охватывает все опорные для текста элементы – понятия и предметные отношения. В отличие от термина «факт» «фактический материал реализуется в текстовых конструкциях, обозначающих не только события, но и вещные элементы предметного ряда, свойства, качества, состояния, обозначение лиц, отношений, количества» 1. Скрупулёзная проверка фактического материала требует от редактора эрудиции, высокого профессионализма и большого напряжения.
Важным критерием редакторской оценки представленного материала является его конкретность. Широкая постановка вопроса, недостаточно конкретная тема затрудняет ее глубокую проработку и снижает ценность наблюдений автора. К тому же это лишает его возможности точно определить читательский адрес написанного произведения.
В процессе литературного редактирования текст обычно подвергается сокращению. Уменьшение объема рукописи, как правило, диктуется стремлением литературного редактора улучшить стиль изложения. Его растянутость, речевая избыточность часто объясняются неумением автора сжато и точно излагать свои мысли. Редактору необходимо исключать смысловые повторы, однотипные примеры, несущественные подробности, расплывчатые формулировки. Однако, прибегая к правке-сокращению, редактор должен учитывать соотношение плана содержания и плана выражения речевых единиц в конкретном тексте, принадлежащем к определённому стилю и жанру. Оценивая информативность средств выражения, редактор ведёт поиск наиболее эффективных способов изложения материала.
Существуют разные способы повышения информационных качеств сообщения, важнейший среди них – экстенсивный способ. Он повышает информативность изложения благодаря расширению объёма сообщения, детализации изложения, позволяющей глубже проникнуть в сущность явления. В противоположность ему способ интенсивный заключается в свёртывании информации, в стремлении передать содержание более экономными языковыми средствами. Выбор того или иного способа подачи материала зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при литературном редактировании. Владея секретами краткости и сжатости в передаче информации, литературный редактор должен помочь автору достичь желаемой напряженности (или ненапряженности) текста в соответствии с требованиями стиля, жанра, читательского адреса его произведения.
Правда, необходимость сокращения текста может возникнуть и независимо от творческих установок автора и редактора – из-за нехватки места на газетной полосе, превышения договорного объёма рукописи, несоответствия представленного материала жанру, а также по причинам конъюнктурного характера (упоминание нежелательных подробностей, устаревших событий, утративших своё значение фактов, одиозных персонажей и т. п.). И в таких случаях литературный редактор сокращает текст, получив на это согласие автора.
Важной составляющей литературного редактирования является работа над композицией текста. В основе редакторской оценки композиции лежит условное деление представленного материала на составные части: вводную, основную, заключительную. Редактор должен определить, насколько удачно структура произведения доносит его содержание. Основными критериями редакторской оценки композиции являются: целостность, системность, соразмерность частей. Отдельные части произведения должны быть объединены, взаимосвязаны, в противном случае возникает хаотичность в изложении материала. Критерий системности определяет логическую структуру текста, в котором отдельные части, находящиеся во взаимосвязи, вместе составляют систему, а не механическое объединение разнородных элементов. Соразмерность частей отражается в соответствии объёма того или иного фрагмента текста смысловой значимости, познавательной ценности заключенной в нём информации.
В редакторской работе над композицией важен и критерий связности текста, помогающий выявить авторский принцип систематизации материала, соотнесённость различных частей текста, избранную автором последовательность изложения. Иногда редактору приходится предложить автору изменить последовательность в изложении материала, поменять местами отдельные фрагменты текста. При этом подобные рекомендации должны быть обоснованны: редактор должен учитывать специфику функционально-речевых типов текста. При описании возможна перестановка частей текста без ущерба для содержания; в повествовательных текстах редакторское вторжение в композицию может нарушить хронологию событий, так что в этом случае необходима особая осторожность при литературном редактировании. Если же текст принадлежит к типу рассуждения или объяснения, то его смысловые единицы неравноценны и перестановка частей может разрушить логику изложения, исказить содержание произведения. Таким образом, приступая к работе над композицией произведения, литературный редактор должен вначале определить тип текста и оценить целесообразность избранного автором способа подачи материала.
Работа редактора над композицией произведения.
1. С чего начинается редактирование произведения.
2. Особенности редакторского чтения рукописи.
3. Оценка редактором композиции произведения.
4. Особенности построения публицистических текстов.
5. Работа редактора над устранением недостатков композиции.
6. Практические задания для закрепления темы.
1. Редактирование рукописи следует начинать с оценки ее композиции. И если оказывается, что само построение текста (его «архитектоника») несовершенно, композицию необходимо изменить. Еще К.И. Былинский писал: «И автор, перерабатывающий свою рукопись, и редактор, правящий её, начинают свою работу с изменения архитектоники текста, если в этом есть надобность.
Разъясняя характер этой работы, Константин Иакинфович заметил: «Чтобы технически перестроить текст в соответствии с новым планом, во многих случаях достаточно некоторые страницы поменять местами, другие же разрезать на части и затем эти части склеить в другом порядке». Причем он предупреждал: не надо параллельно производить литературную обработку рукописи, потому что потом «неизбежно придется возвращаться к уже исправленному тексту, чтобы заново оформить связь между частями»
Эти замечания К.И. Былинского в основном относятся к работе над композицией больших по объему произведений. Задача же редактирования газетных и журнальных произведений, «малых форм», чаще сводится к перекомпоновке абзацев, а не страниц. Однако методика редактирования подчиняется тем же законам: первый шаг редактора – оценка «архитектоники» произведения.
2. Приступая к литературной обработке рукописи, редактор вначале ее внимательно изучает. Методика работы над текстом рекомендует применять при этом разные виды редакторского чтения.
При ознакомительном чтении редактор должен очень быстро уяснить содержание произведения, определив его тему и идею; оценить стиль автора, его профессионализм, знание предмета. При этом целесообразно использовать «скорочтение», если редактор владеет этой техникой. Освоить её не просто, тренироваться нужно по специально разработанной системе, чтобы преодолеть усвоенный с детства стереотип «вялого» чтения. Скорочтение позволит при первом знакомстве с рукописью воспринимать ее содержание не по отдельным словам, а по строчкам и абзацам, оценив в итоге текст как единое целое.
Следующий этап в работе редактора составляет углубленное чтение, при котором взвешивается каждое слово, каждое предложение, знаки препинания, абзацное членение текста, последовательность изложения, система образов, употребление изобразительно-выразительных средств и т. д. Редактор должен решить, насколько соответствует план выражения плану содержания произведения. Параллельно с чтением рукописи редактор формулирует свои замечания, записывая их отдельно к каждой части текста; в постраничных пометках могут быть конкретные указания на неточность словоупотребления, на различные речевые ошибки, погрешности стиля. Впоследствии редактор обобщает свои наблюдения в рецензии, указывая замечания по частям рукописи и суммируя отдельные случаи нарушения нормы при общей оценке культуры речи автора.
В зависимости от качества рукописи она может быть отвергнута или одобрена и принята к печати. В последнем случае редактору предстоит кропотливая работа с текстом и на завершающем этапе ее – шлифовочное чтение.
В этом случае необходимо проверить фамилии, инициалы, точность цитат, даты, цифровые данные, написание географических названий, соответствие ГОСТу библиографических описаний и др.
3. Важнейшей составляющей профессионализма автора является композиция представленного им текста. Поэтому редактор должен в первую очередь оценить построение произведения, которое он должен литературно обработать. Только неопытные литературные сотрудники начинают работу над рукописью с исправления речевых ошибок, придирок к стилю изложения. Стилистическая правка отдельных слов, предложений может оказаться ненужной, так как при более внимательном изучении текста потребуется перекомпановка его частей, исключение отдельных фрагментов, что приведет к более серьезным изменениям в тексте.
Оценка композиции текста начинается с его деления на части. Их значение и объем, последовательность, связанность в первую очередь оцениваются литературным редактором. Рассматривая композицию художественного произведения, следует брать за основу его сюжет и не навязывать автору иное построение текста.
Известно, что художественное творчество начинается с замысла, и редактор должен постараться понять замысел автора. Нельзя не учитывать того, что творение художника в его конкретности, цельности воздействия не поддается искусственному расчленению. Как справедливо замечает И.К. Сушилина, методика редакторского анализа «предусматривает специфическое проявление связей общего, целого и частного, отдельного» в произведении искусства; взаимосвязь частей и целого должна прослеживаться на протяжении всего произведения. «Различные компоненты характеризуются и оцениваются в соотнесении с художественным целым» 1. У писателя замысел может появиться неожиданно, в его основе может быть «что-нибудь конкретное, зримое – человеческое лицо, город, родные улицы, чем-то поразивший предмет», – писала Вера Панова 2. Например, Лев Толстой увидел сломанный репейник, и у писателя возник замысел повести о Хаджи Мурате. В подобных случаях композиция произведения не подчиняется стандартным меркам, и с этим должен считаться редактор. Иначе его вмешательство может лишь навредить, как это случилось в «выравнивании» композиции рукописи Б.Л. Горбатова «Годы и войны», предложенной журналу «Новый мир». По воспоминаниям В. Лакшина, в результате редактирования описываемые автором события были «выпрямлены» в хронологической последовательности. Твардовский по этому поводу долго сокрушался: «Мне плакать хочется, какая вещь испорчена. Ведь Горбатов интуитивно сделал художественно. Сначала круто взял – тюрьма, лагерь, а потом на покосе, где есть место подумать, припомнил детство, гражданскую войну...» 3. В художественных произведениях возможны весьма сложные повороты композиции, которые отражают замысел автора и его особые приёмы построения текста. В публицистике также возможно нарушение в описании линейной последовательности событий. Литературный редактор должен вдумчиво подойти к оценке подобных случаев и при переработке текста учитывать мнение автора.
4. На газетной полосе и в журналах преобладают малые формы, и это выделяет их в отношении композиции: ее целостность должна быть очевидной, поскольку весь материал находится перед глазами литературного редактора. Однако это не упрощает работы редактора над построением таких материалов, на что указывают и опытные журналисты: «Вещь нужно конструировать прочно, чтобы, прочитав её, читатель ... увидел, где начало, где конец, как именно этот абзац, который вовсе здесь как будто не нужен, перекликается с другим абзацем в конце. Особенно на той короткой площадке, которая даётся обыкновенно для очерка в газете и в журнале. Нужно рассчитать свои силы и сделать какую-то конструкцию, которая держалась бы, и прочно держалась» 1.
Изучая композицию публицистического текста, редактор обычно выделяет в нем составные части: основную, вводную и заключительную. Важнейшее значение имеет построение основной части, содержащей все смысловые аспекты публикации. Редактор добивается точности и доступности изложения материала, исключая возможность потери нужной информации.
Необходимо учитывать структурные особенности текстов: при построении описания, повествования важно выделить главные моменты, узловые факты и определить их место и значение в композиции, уяснить последовательность изложения, связь одного явления с другим. При анализе рассуждений редактор обращает главное внимание на структурную зависимость между посылками и выводами, проверяет истинность аргументации. Необходимо также оценить, насколько структура произведения соответствует его жанровым особенностям, целевому назначению публикации.
Возможность изменения композиции зависит от характера текста. Описание допускает перестановку частей без ущерба для содержания, а при повествовательном характере текста перестановка может привести к нарушению хронологической последовательности событий. В объяснительных текстах, построенных на рассуждении, смысловые единицы неравноценны, поэтому перестановка частей может привести к искажению смысла. Вообще редактор должен понимать, что вторжение в композицию произведения требует большого внимания и участия самого автора, с которым все изменения следует обсудить.
Редактор должен позаботиться о том, чтобы в конкретном материале наиболее полно был реализован авторский потенциал, его творческая индивидуальность. В связи с этим порой целесообразно предложить автору дополнить ту или иную часть рукописи, если это позволяют условия работы и время.
Добиваясь особой чёткости композиции того или иного газетного текста, редактор может разделить его на части и к каждой дать подзаголовок, отдельные фрагменты выделить особым шрифтом, отделить линейками или другими средствами оформления.
В публицистике используются разнообразные композиционные приёмы, выбор которых зависит от принципиально разных подходов к подаче материала: образном и логическом. При образном подходе композиция текста может не подчиняться строго заданной структуре; многое зависит от стиля автора, от его творческого решения эмоционально-художественного воплощения темы. Однако чем меньше в тексте элементов художественности, образности, тем ближе его композиция к принятым в журналистике стандартам.
Еще более нейтральна авторская позиция в текстах, отражающих чисто логический подход к подаче материала в периодических изданиях, которые помещают разного рода статьи (их жанровые разновидности обусловлены характером фактического материала, проблематикой, прикладным или теоретическим направлением и т. д.). Работа редактора над такими «произведениями нехудожественной литературы» имеет свои особенности, так как их структура отличается строгой последовательностью изложения материала, пропорциональностью различных его частей, логичностью их расположения. Композиция при этом обусловлена характером и внутренней логикой развития сюжета.
Редактор делит представленный материал на части и опрделяет его композицию в готовящейся публикации. Учитываются следующие требования.
1. Вводная часть должна подготовить читателя к восприятию материала. В ней определяется тема публикации, намечаются аспекты её рассмотрения. Задача редактора – не допустить, чтобы в этой части оказалось в сжатом изложении само содержание статьи. Во введении автор обязан обосновать актуальность темы, новизну материала, его научно-практическое значение, степень изученности описываемого.
Вводная часть призвана вызвать у читателя интерес к поставленным проблемам, автор должен указать на наиболее важные аспекты объявленной темы, определить способ и порядок изложения материала. Это позволит сделать композиционный переход к основной части статьи.
2. Основная часть должна раскрыть тему, донести до читателя в полном объёме новые знания о предмете или явлении, ставших предметом исследования автора. Редактор разделяет с автором ответственность за научность и полноту изложения материала, за правильное использование терминологии, за точность и ясность речи. Требование системности изложения определяет логическое построение основной части рукописи: ее фрагменты должны быть объединены как элементы единой системы, взаимосвязаны. Задача редактора – заметить и устранить механическое, формальное соединение разнородных элементов в композиции основной части статьи.
3. Заключительная часть – это концовка, в которой следует подвести итоги, сделать выводы и наметить пути дальнейшей работы. Важнейшие критерии редакторской оценки структуры статьи – целостность, системность, соразмерность и связность изложения – определяют композиционное значение и этой, заключительной части публикации, так что редактор должен уделить ей соответствующее внимание.
Работая над структурой статьи, редактор может предложить автору внести некоторые изменения в последовательность изложения материала, в соотношение отдельных фрагментов, но при этом следует сохранить перечисленные части композиции произведения.
5. Работа редактора над устранением недостатков композиции
Обобщая опыт редакторской работы над композицией журналистских рукописей, можно указать типичные недостатки в размещении материала. Перечислим их:
1) отход от темы;
2) неудачное расположение частей;
3) неоправданное нарушение последовательности изложения;
4) несоразмерность частей;
5) применение неудачных композиционных приемов;
6) непрочность связей между частями;
7) нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, отсутствие смысловой связи между началом и концовкой)'.
Рассмотрим на конкретном примере работу редактора над устранением этих недостатков в рукописи статьи «Праздник остаётся в жизни человека». Вот ее начало:
В наше непростое время, за суетой и работой, за заботами и проблемами, за размышлением о мировых трагедиях мы не разучились видеть прекрасное, думать о хорошем и радоваться праздникам. Праздник остаётся в жизни человека. Он продолжает к нему радостно готовиться, ждёт его. Без праздника невозможно движение вперёд.
Этот первый абзац автор сочинил, чтобы «поддержать» заголовок, хотя ни он, ни начало статьи никак не связаны с содержанием публикации, посвященной 850-летию старинного города на Волге. Редактор сразу же заметил неуместность такого начала и предложил его исключить.
Следующий абзац больше подходит для начала:
850 лет назад великий князь Юрий Долгорукий, возвращаясь по Волге из своего похода, остановился у Кирилловых гор и в местечке Малый Китеж основал городок, который так и назвали – Городец. Он стал городом-крепостью, городом-воином, призванным защищать русскую землю от врагов.
Однако не его редактор выбрал для зачина, а предпочёл четвёртый абзац, более отвлеченный, позволяющий «издали» подойти к поставленной теме: после незначительной стилистической правки он и займёт своё место в самом начале статьи:
Российская история распорядилась таким образом, что бывшие центры хозяйственной жизни, народного искусства оказались «малыми». Однако бережно хранят они историю своего края, возрождают лучшие обычаи и традиции предков.
Так удалось устранить второй недостаток композиции – неудачно выбранный принцип расположения частей. Теперь начало публикации подготавливает читателя к восприятию главного содержания статьи. При этом устранен и такой недостаток композиции, как несоразмерность частей: вступление по объему обычно невелико; в данном случае оно почти вдвое меньше абзацев, в которых содержится главная информация.
Далее редактор постарался добиться чёткой последовательности в рассказе о городе-юбиляре. Вот как начинается описание Городца после редакторского изменения композиции:
Километрах в шестидесяти от Нижнего Новгорода, вверх по Волге, на левом крутом берегу, находится город Городец – центр одного из районов Нижегородской области. Это один из так называемых «малых городов» России, который имеет богатую историю.
После этого логически оправдано описание исторических событий, положивших начало существованию этого древнего городка, поэтому редактор поместил ниже второй абзац (850лет назад и т. д.). Остальной материал в данной статье не нуждается в перекомпоновке, и редактор мог сосредоточить своё внимание на языке и стиле рукописи. Однако вернуться к композиции еще раз редактора заставила нечёткость композиционных рамок, точнее – неудачный заголовок статьи – «Праздник остаётся в жизни человека». Наверное, выбор такого заголовка спровоцировал автора и на «красивое» начало статьи, которое редактор счёл неуместным и сократил. Если бы оно осталось, то нечёткость композиционной рамки была бы еще более очевидной, так как концовка не поддерживает идею о величии «праздника в жизни человека»; в последнем абзаце говорится:
Задание 1. Сопоставьте авторский и редакторский варианты начала статьи «Праздник остаётся в жизни человека». Назовите ошибки в композиции, обратившие на себя внимание редактора, предложите свои варианты исправления.
Продолжите работу над композицией во второй части текста, оставшейся неотредактированной. Придумайте новое заглавие для статьи, устраните нечёткость композиционных рамок, изменив начало и концовку текста. Вычитайте весь материал, укажите опечатки, речевые ошибки, исправьте их. Отдельные части текста можно сократить, а также можно добавить новые предложения для связи тематических фрагментов текста.
Неотредактированный текст
В наше непростое время, за суетой и работой, за забота ми и проблемами, за размышлением о мировых трагедиях мы не разучились видеть прекрасное, думать о хорошем и радоваться праздникам. Праздник остается в жизни человека. Он продолжает к нему радостно готовиться, ждет ему. Без праздника невозможно движение вперед. 850 лет назад великий князь Юрий Долгорукий, возвращаясь Волге из своего похода остановился у Кирилловых гор и в местечке Малый Китеж основал горсток, который так и назвали — Городец. Он стал городом-крепостью, городом-воином, призванным защищать русскую землю от врагов.
Километрах в шестидесяти от города Нижнего Новгорода, вверх по Волге, на левом кругом берегу, находится город Городец — центр одного из районов Нижегородской области. Это один из так называемых «малых» городов России, который имеет богатую историю.
История распорядилась таким образом, что бывшие центры хозяйственной жизни, народного искусства оказались «малыми». Однако бережно хранят они историю своего края, возрождают лучшие обычаи и традиции предков.
Отредактированный текст
История распорядилась таким образом, что бывшие центры хозяйственной жизни, народного искусства оказались «малыми». Однако бережно хранят они историю своего края, возрождают лучшие обычаи и традиции предков. Километрах в шестидесяти от Нижнего Новгорода, вверх по Волге, на левом крутом берегу находится город Городец — центр одного из районов Новгородской области.
Это один из так называемых «малых» городов России, который имеет богатую историю. 850 лет назад великий князь Юрий Долгорукий, возвращаясь по Волге из своего похода, остановился у Кирилловских гор и в местечке Малый Китеж основал городок, который так и назвали — Городец. Он стал городом-крепостью, городом-воином, при званным защищать русскую землю от врагов.
Часть текста, оставшаяся неотредактированной
Городец оставил нам богатое художественное население, которое до сих пор удивляет многообразием народных промыслов: это и резьба по дереву, так называемая «глухая» домовая резьба, это и инкрустированные мореным дубом донца прялок, которые являются настоящим шедевром народного творчества, это и удивительная Городецкая роспись, резные пряничные доски, золотое шитье вышивальщиц, рукописные старые книги и многое другие.
Младший брат Москвы – Городец – в этом году отмечает свой славный юбилей. Помня 850-летии, о том, какую важную роль в жизни жителей Городца играла книга и книжная традиция, Администрация Городецкого района сочла необходимым подготовить и издать красивый подарочный альбом, посвященный истории любимого города.
«Древний Городец. Малый Китеж» – под таким названием увидела свет книга, рассказывающая о прошлом и настоящем небольшого городка на Волге. Седая старина и современность, прошлое и настоящее, легенды и быль нынешнего дня – все это нашло отражение в юбилейном альбоме. Листая книгу, мы как бы перелистываем страницы истории. Вот прибытие князя Юрия Долгорукого, основание Городца-Радилова и знаменитого Федоровского монастыря, строительство Городецкого вала – уникального оборонительного укрепления XII в. Княжение великого князя Георгия Всеволодовича, героическая борьба с батыевым нашествием и разорение. Духовное возрождение, связанное с Федоровское обителью и именем Александра Невского. Петр I и Екатерина II, Орловы и Панины.
Много испытаний выпало на долю жителей Городца. Княжеский город ушел в прошлое, а с XIII в. началась его новая, купеческая история. В знаменитом Городецком затоне создали судостроительные и судоремонтные мастерские, на которых строились, ремонтировались и зимовали баржи, возившие хлеб по Волге. Славные купеческие фамилии: Сотины, Облаевы, Лапшины, Прянишниковы, Дерюгины, Овчинников, Кузнецов, Зайков, Нозринский, Скворцов. Но эти торговые люди не только сколачивали капитал, они всячески способствовали развитию города, городского хозяйства и городской культуры. Это были жертвователи и благотворители. Их заботами и усердием расцветало село, превращаясь в красивый и богатый город. На пожертвованные купцами деньги открывались школы и библиотеки, больницы и богадельни, строились и обновлялись храмы, издавались книги. Своеобразной вершиной благотворительности стало создание Всесословного дома, подаренного городу на «благое просвещение».
В настоящее время одним из главных культурных центров Городца стал Краеведческий музей, в котором представлена вся история города. Музей и его сотрудники стали организаторами всероссийских научных и научно-практических конференций, посвященных как проблемам Нижегородской области, так и проблемам сохранения историко-культурного наследия малых городов России. Заботясь о будущем, при Музее создали детскую студию «Родничок».