Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4
Общие подходы к методике преподавания учебных дисциплин в образовании
«Методика» - фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату (философская энциклопедия)
«Методика» – частная дидактика, теория обучения определённому учебному предмету. На основе изучения разных форм взаимодействия преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету методика разрабатывает и предлагает преподавателю определённые системы обучающих воздействий. Эти системы воплощаются в содержании образования, раскрываемом в программах и учебниках; реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. Методика тесно связана дидактикой и опирается на её общие положения. Основываясь на принципах воспитания, методика раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности школьника (педагогический терминологический словарь).
Методика в образовании - описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собрание правил воспитательной деятельности» (К.Д. Ушинский).
В узком смысле слова методика преподавания - это учение о способах, формах, методах и средствах обучения и воспитания.
Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.
Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Наиболее обоснованными являются следующие:
По источнику знаний:
• практический метод – опыты, упражнения, учебно-производственный труд;
• наглядный метод – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
• словесный метод – объяснение, разъяснение, лекция, беседа, рассказ, инструктаж, дискуссия, диспут;
• работа с книгой – чтение, реферирование, изучение, беглый просмотр, цитирование, конспектирование, составление плана;
• видеометод –просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя»;
По типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
• проблемное изложение;
• частично поисковый (эвристический);
• исследовательский.
Классификация методов обучения, предложенная акад. Ю. К. Бабанским:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (по источнику- наглядные словесные, практические; по логике – индуктивные, дедуктивные; по мышлению – репродуктивные, проблемно-поисковые; по управлению – методы самостоятельной работы и методы работы под руководством педагога);
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В любом акте учебной деятельности одновременно сочетается несколько методов, они взаимопроникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие учителей и учащихся. И если мы можем в данный момент сказать об использовании определенного метода, то это лишь означает, что он доминирует на определенном этапе.
Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.
Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы, прежде всего, при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.
В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В.В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.
Форма преподавания - это организация учебно - познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения, используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.
Обычно выделяют:
• индивидуальный способ обучения – обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для обучения «отстающих» детей в школе или на занятиях с репетитором при поступлении в ВУЗы или школы.
• индивидуально-групповой способ обучения. В классе находятся дети разных возрастов и разного уровня подготовки.
• групповой способ обучения, он явился началом зарождения классно-урочной формы обучения.
• коллективный способ обучения – появился в начале нашего столетия в России. Его основоположником был А. Г. Ривин. Учащиеся работают друг с другом в парах. Состояние пар постоянно меняется, поэтому их называют парами смешанного состава. Учащиеся изучают различные новые темы и объясняют их другим членам группы, выслушивают их объяснения и усваивают новый материал. Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, т. к. не было разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используется во многих образовательных организациях.
Искусство преподавания - это в первую очередь способность устанавливать надежный контакт с учеником, способность понимать ученика, чувствовать его.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала.
Выбор средств обучения определяется:
• задачами урока или занятия;
• содержанием учебного материала;
• применяемыми методами обучения;
• предпочтениями учителя.
Функции средств обучения:
1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2. Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.
Средства обучения классифицируют:
1. По характеру воздействия на обучаемых:
• визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;
• аудиальные: музыкальный центр, радио;
• аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.
2. По степени сложности:
• простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
• сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
3. По происхождению:
• натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
• символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
• технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
• естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
• объемная (геометрические фигуры, чучела);
• изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);
• графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
• символическая (географические карты, глобус);
• звуковая (магнитофонная запись);
• мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
Виды средств обучения и их характеристика.
I. Вербальные средства обучения. Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний.
2. Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. К визуальным средствам относятся:
• естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).
• карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
• диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.
Современные информационные средства образования: персональные компьютеры, мультимедиа-проекторы
Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:
• закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;
• общих целей обучения, воспитания и развития человека;
• конкретных образовательно-воспитательных задач;
• уровня мотивации обучения;
• особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
• содержания материала;
• времени, отведенного на изучение того или иного материала:
• количества и сложности учебного материала;
• уровня подготовленности учащихся;
• возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
• типа и структуры занятия;
• интереса учащихся;
• взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);
• материально-технического обеспечения;
• особенностей личности педагога, его квалификации.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения или их сочетания для проведения занятий.
В условиях реализации ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно. К основным типам урока относятся:
1. Тип «урок усвоения новых знаний».
2. Тип «урок рефлексии»
3. Тип «урок актуализации знания и умений (урок-повторение)».
4. Тип «урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)».
5. Тип «урок развивающего контроля»
6. Тип «урок коррекции знаний, умений и навыков».
7. Тип «комбинированный урок» может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно - и форм проведения.
Каждую форму урока можно применить для любого типа урока по ФГОС. Четких правил не существует, и все зависит от подготовки и творчества учителя, от поставленных целей для конкретного урока.
К основным формам урока в условиях системно-деятельностного подхода в обучении можно отнести:
1. Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
2. Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
3. Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет,суд
4. Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
5. Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
6. Интегрированные уроки.
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
1. Пассивные: доминирует деятельность учителя. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
2. Активные: учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
3. Интерактивные: наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
В рамках ФГОС эффективным является использование активных и интерактивных методов. К таковым можно отнести:
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо – метод, направленный на развитие критического (логического, самостоятельного, творческого) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Метод интеллект- карт (в оригинале Mind maps, ментальные карты) – это универсальная технология, раскрывающая потенциал нашего мозга; графическое выражение процессов многомерного мышления; способ представления и связывания мыслей; инструмент развития памяти и мышления, речи
В таблице указана характеристика изменений в деятельности учителя, работающего по ФГОС:
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
- по поиску и обработке информации;
- обобщению способов действия;
- постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков
–
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Результаты обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения