Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Вводная Лекция № 1,
Лекция № 2.
Лекция №3.
2 курс МГРИ
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры
Проблема дефиниции (определения понятий) в науке существовала
всегда и, по сути, носит перманентный (постоянный) характер. Это обусловлено развитием науки, открытиями в ней новых направлений, формирования различных школ, порой имеющих различные научные концепции и
методологические основы. Эта проблема обостряется особенно в период
перестройки, перехода от привычных, традиционных концепций (системы
взглядов) к новым, основанным на новых методологических подходах.
Такая ситуация в области теории физического воспитания сложилась в
1950 — 1970-х гг. с возникновением теории культуры с ее новым понятийным аппаратом. Это повлекло за собой совершенствование понятий и в
теории культуры и ее видов, в частности в теории физической культуры.
Традиционные термины и понятия теории физического воспитания, претендовавшей на роль главной обобщающей науки в области физической
культуры, уже требовали пересмотра.
Произошла некоторая переоценка ценностей, смена мест и приоритетов. В
свете потребностно-деятельностного подхода к определению структуры
физической культуры теория физического воспитания стала более частным
видом общей теории физической культуры, которая, в свою очередь,
формировалась как наука одного из видов культуры — физической.
В связи с новой методикой определения структуры физической культуры
на основе потребностно-деятельностного подхода возникла необходимость
разработки нового определения сущности самой физической культуры как
органичного вида культуры и уточнения дефиниции термина и места
физического воспитания как вида физической культуры, разработки
определения терминов «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «адаптивная физическая культура» и некоторых других.
Термины, понятия имеют большое научное, учебное и практическое
значение, так как наука закрепляет в них достижения теоретического познания на основе обобщения эмпирического опыта. Они отражают развитие науки, уровень обобщения практики и раскрывают специфику каждой
профессии или области научных знаний.
Для успешной работы в любой сфере профессиональной деятельности
специалистам необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Иначе они не смогут вести научные
исследования, правильно понимать друг друга, изучать специальную
литературу. Различное понимание (или незнание) профессиональных
терминов затрудняет общение, лишает возможности грамотно обучать,
повышать свою компетентность, открывать новые направления в науке.
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «неспециальное физкультурное образование»,
«физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое
упражнение» и многие другие. Эти понятия носят наиболее общий характер,
а конкретные термины и понятия, так или иначе, вытекают из определений
более общих категорий. Главным и наиболее общим из них является понятие
«физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане
представляет собой обширнейшую область творческой деятельности как
научной, так и практической, а также результаты этой деятельности по
созданию физической готовности людей к жизни. В личностном плане она
является мерой и способом всестороннего физического развития человека.
В том и другом случае физическая культура решающее значение имеет не
сама по себе как область деятельности, а ее качественные результаты,
степень эффективности, ценности, полезности для человека и общества. В
более широком плане результативность этой деятельности может проявляться в состоянии физкультурной работы в стране, в ее материальнотехнической, теоретико-методической и организационной обеспеченности в
конкретных показателях физического развития членов общества.
В учебно-научной литературе дается множество различных, порой не
совпадающих определений. Исходя из современных концепций теории культуры потребностно-деятельностного подхода представляется возможным
дать следующее определение.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это вид культуры, который представляет
собой специфический процесс и результат человеческой деятельности,
средство и способ физического совершенствования людей для выполнения
ими своих социальных обязанностей.
Это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую ее формы и содержание, а также собственное специфическое функционирование. Ее компоненты полностью удовлетворяют все
потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе).
Под структурой понимаются состав и строение системы (объекта, предмета), другими словами — количество элементов (компонентов, частей) и
характер связей между ними. Эти связи могут быть иерархическими,
субординационными (соподчиненными по вертикали), либо координационными, расположенными в одной плоскости и на одном уровне.
Исходя из концепции потребностно-деятельностного подхода, можно
выделить следующие структурные элементы (части) в системе физической
культуры как вида культуры: неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование (НФО), физическую рекреацию, спорт, двигательную реабилитацию, адаптивную физическую культуру.
Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование представляет процесс чаще всего самодеятельного образования (формирования)
нового, более высокого, чем дано природой, уровня развития физических
качеств, полученных человеком при рождении, от природы, а также
образования (формирования) двигательных навыков, не данных человеку
от рождения (гребля, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, и на
коньках), движения в акробатике, гимнастике, спортиграх и т.п.
Кроме того, образование предполагает овладение знаниями, обучение,
результат этих процессов, видов деятельности.
Образование есть один из важнейших видов сверх природных потребностей
личности и общества.
В отличие от специального образования, которое дается в средних и
высших физкультурных учебных заведениях, НФО осуществляется личностью порой самостоятельно, зачастую индивидуально, иногда недостаточно
целенаправленно. В этом случае образование нового, сверхприродного
уровня развития физических качеств, двигательных навыков идет стихийно,
самостоятельно в процессе жизни, бытовой, профессиональной, спортивной
деятельности. То же самое относится и к овладению специфическими
знаниями из области физической культуры.
Самодеятельность в сфере НФО возникает как естественный процесс
деятельности, стимулируемой сверхприродными, социальными, культурными потребностями личности и общества. Ее содержание и результаты в
значительной степени детерминированы (обусловлены) социальными условиями жизни, быта, деятельности личности в человеческом окружении.
НФО является органической частью образования в целом, конкретным
видом физической культуры личности, адекватным (соответствующим)
уровню общей культуры данной личности.
Неспециальное образование, как вид образования, — категория общая,
вечная не только в области физической культуры, но и в других областях
человеческой деятельности (в медицине, механике, технике, воспитании,
сельском хозяйстве и т.д.). Зачастую оно является либо «газетным», либо
одной из форм воспроизведения личностью опыта деятельности
предшествующих поколений и своих современников, либо, наконец,
формируется в процессе среднего образования в школе, службы в армии,
учебы в высших профессиональных учебных заведениях (институтах, академиях, университетах). Фактический уровень НФО личности определяется,
как правило, общим уровнем ее культуры.
До возникновения теории физической культуры в учебно-научную дисциплину «Теория и методика физического воспитания» (1920 — 1970 гг.)
входили практически все виды деятельности, связанные с процессом физического развития во всех его аспектах.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - вид физической культуры, процесс
формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в
интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к
физической культуре, выработке ценностных ориентации, убеждений,
вкусов, привычек, наклонностей.
СПОРТ— вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических
упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.
Спортивная деятельность направлена на раскрытие резервных возможностей
и выявление предельных для данного времени уровней функционирования
организма человека в процессе двигательной деятельности.
Состязательность, специализация, направленность на наивысшие
достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как
вида физической культуры.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ— вид физической культуры: использование
физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для
активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения
от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.
Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры
и представляет собой рекреативную деятельность.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ- вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных
способностей, лечения травм и их последствий.
Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специально
подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная
деятельность.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА— вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития
физических способностей (качеств), необходимых в конкретной
профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка
летчика, монтажника, сталевара и т.п.).
Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (физическая подготовка спринтера, боксера, борца и т.п.).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ— процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда,
быта), либо под воздействием целенаправленного использования
специальных физических упражнений.
Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который
можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей,
показатели различных двигательных качеств и способностей,
функциональные возможности систем организма).
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ— движения или действия, используемые
для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для
формирования и совершенствования двигательных навыков.
С одной стороны — это средство физического совершенствования, те-
лесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой — это
метод (способ) физического развития человека. Физические упражнения
являются основным, «сквозным» средством всех видов физической культуры
(неспециального физкультурного образования, спорта, физической рекреации
и двигательной реабилитации).
1.2. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная
дисциплина.
Как научная дисциплина теория физической культуры представляет собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с
целью всестороннего гармонического развития людей. Она создавалась на
понимании закономерностей физического развития человека и на
современных методологических основах истории и теории культуры
общества, широко используя информацию из области таких наук, как
психология, биомеханика, биохимия, физиология и т.д.
Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой,
познавательной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на
природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и
двигательных действий. Его физические способности вначале совершенствовались «попутно», в ходе естественного биологического развития и
труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость
между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные,
стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного
процесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере исторического
развития общества, выделяются и зачатки физической культуры как области
специальной деятельности, в которой решаются задачи собственно
физической подготовки людей к различным требованиям жизни, «обработки» человеческой телесности.
В ходе развития человека и общественного производства возникла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные
задачи, а также и специальные средства физической подготовки людей к
жизни, методы (способы) использования этих средств.
На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы
решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и
освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность
выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию и ее
теорию. И чтобы решать все вопросы на профессиональном уровне, в
настоящее время специалист по физической культуре должен владеть большим объемом достаточно глубоких теоретических знаний.
Физическая культура постепенно вырастает в область широкой и сложной
социальной деятельности, в которой формируются и осуществляются
научно-практические подходы с позиций различных наук — философии,
истории, педагогики, психологии, биологических наук (физиологии, анатомии и др.), социологии. Поэтому возникает ее теория, которая опирается на
данные исторического опыта, современной практики, а также на данные
социально-экономических, медико-биологических и психологопедагогических наук и раскрывает общие законы и закономерности физической культуры.
Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований
к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях
жизни появляются предпосылки к возникновению теории. Вначале
возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на
педагогический процесс и необходимую часть общего образования.
Во второй половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал теорию физического
образования, которая была направлена на формирование знаний, умений,
навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы,
формы и методы использования физических упражнений для физического и
интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране
была разработана теория и методика физического воспитания.
В связи с разработкой в 1950 — 1960 гг. зарубежными и отечественными
учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970 — 1980-х гг.в
стране начинает разрабатываться и теория физической культуры (В.М.
Выдрин, Б.В. Евстафьев, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Н.А. Пономарев,
Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).
Теория физической культуры относится к категории педагогических
наук, так как она связана с процессами образования, обучения и воспитания
человека в интересах общества. Она изучает физическую культуру как
особый, специфический вид культуры общества, сложную область социально
необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими
явлениями и сторонами социальной жизни общества. Ее задачи заключаются
в том, чтобы обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимовлияния
культуры общей и физической, закономерности гармонического развития
человека, объяснить и обосновать средства, обеспечивающие его
целенаправленное и всестороннее физическое развитие, найти рациональные
методы использования средств, целесообразные формы и принципы,
обеспечивающие их эффективную реализацию. Однако это только одна
сторона дела. Вторая заключается в том, что теория физической культуры
вооружает специалистов знаниями методики использования средств для
практической деятельности.
Первая сторона относится преимущественно к теории физической
культуры как науки, вторая — к учебному предмету «Теория и методика
физической культуры».
Теория физической культуры как наука исследует содержание, структуру,
функции физической культуры, ее принципы, цели, задачи и средства,
разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы и
содержание видов физической культуры. Она раскрывает сложные
взаимосвязи физической культуры с другими областями деятельности
общества и всеми сторонами воспитания (нравственным, умственным,
трудовым, эстетическим).
Как учебная дисциплина «Теория и методика физической культуры»
является главной, профилирующей в учебных планах средних и высших
физкультурных учебных заведений. В конечном счете она определяет фундаментальность физкультурного образовании специалиста, педагогическую
направленность его деятельности, профессиональную компетентность. Она
лежит в основе знаний любой конкретной специальности (тренер, инструктор, учитель, методист и т.п.), создает необходимые предпосылки и
условия для профессионального роста и совершенствования специалиста.
Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортивной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на
основные положения теории физической культуры.
1.3. Методы исследования в теории и методике физической культуры
Некоторые студенты и специалисты в области физической культуры
считают, что научно-исследовательская работа им не по силам. Такие сомнения безосновательны. Каждый человек, обучающийся в вузе, а тем более
имеющий высшее образование, может и способен вести научную работу.
Конечно, ее уровень и результаты у различных людей будут неодинаковы.
«Вполне вероятно, — писал Н. Винер, — что 95% оригинальных работ
принадлежит менее 5% профессиональных ученых, но большая часть из них
вообще не была бы написана, если бы остальные 95% ученых не
содействовали созданию общего достаточно высокого уровня науки» (Н.
Винер. Я — математик. — М.: Прогресс, 1964. — С. 344). Слов нет —
научная работа требует ума, организованности, воли, целеустремленности.
Однако при правильной организации и настойчивости научно-исследовательская работа (НИР) непременно принесет результаты.
Исследование, как правило, начинается с поиска и обнаружения проблемной ситуации — объективно существующего противоречия между потребностями (запросами, нуждой) общества или личности и существующими
в данное конкретное время способами их удовлетворения. Проблемная
ситуация может быть использована как затруднение, возникающее от необходимости объяснить или предсказать то или иное явление при остром
дефиците информации, или возможность достичь цели при помощи известных, традиционных средств и методов. Другими словами — проблемная
ситуация это противоречие между потребностями и способами их удовлетворения (например, современное состояние физического воспитания в
школе), противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием
путей, средств, методов, способов их удовлетворения.
Проблема (буквально — задача) — сложная познавательная задача,
решение которой представляет существенный теоретический или практический интерес, ситуация, требующая решения. Она представляет собой
необходимость поиска новой информации, наиболее полно и объективно
отражающей конкретное явление и способы его совершенствования
Проблема характеризуется недостаточностью наличной информации дои
решения конкретных задач. Например, определение таких категорий как
«физическая культура», «физическая рекреация», «неспециальное
физкультурное образование», «спорт», было невозможно до появления
современных концепций теории культуры.
В процессе предварительного осмысления и анализа проблемы определяется
тема исследования, которая отражает конкретную его направленность
(например, компоненты исполнительского мастерства спортсмена и методы
их оценок). Она должна отвечать требованиям актуальности, новизны, иметь
теоретическое и практическое значение. Работа над темой в конечном счете
ведет к приращению научных знаний. В этом заключаете: теоретическое
значение исследования. Актуальность означает важность необходимость
решения проблемы для настоящего времени; новизна — отсутствие в
настоящее время в литературе полностью аналогичных работ
оригинальности обобщений, выводов исследования.
В процессе разработки темы необходимо определить объект и предмет
исследования и выработать рабочую гипотезу. Под объектом исследованы
понимается то, на что направлена познавательная деятельность ученых.
Это могут быть люди (группы людей), явления, события, процессы.
Например, физическая культура как вид культуры, студенты вузов,
тренировочный процесс, силовые качества спортсмена и т.п. Другими
словами, это все то, что явно или неявно содержит противоречие, порождает
npоблемную ситуацию и создает проблему.
Предмет исследования — это отношения объекта, одно из его свойств
сторона, которые подлежат непосредственному изучению. Например,
физическая рекреация как компонент физической культуры, специфика
развития силовой выносливости у юных спортсменов и т.п.
Объект и предмет — сквозные категории. Они могут меняться местами в
зависимости от уровня подходов к ним и их рассмотрения. После выбора
темы, определения объекта и предмета вырабатывается рабочая гипотеза.
Рабочая гипотеза (обоснованное предположение) — это «знание о незнании», научное предположение о возможных причинных связях явлений,
которые пока еще не доказаны и их следует доказать, опираясь на добытые в
процессе исследования объективную информацию, аргументы и факты.
Гипотеза — «научно обоснованные высказывания вероятностного
характера относительно сущности, взаимосвязей и причин явлений объективной реальности» (Процесс социального исследования. — М.: Мысль,
1975. — С. 41). Другими словами — это научно обоснованная догадка.
Переход от проблемы к гипотезе — это переход от вопросов к объяснению и
последующей рекомендации к практике.
К основным видам рабочих (исследовательских) гипотез можно отнести
следующие: описательная, в основе которой лежит предположительное
описание причин, которые являются основой того или другого явления,
процесса (объекта исследования); объяснительная, которая предполагает
объяснение причин и следствий, характеризующая объект исследования, его
связи, отношения.
Одним из важнейших этапов начала исследования является анализ литературы. Прежде чем исследовать то или иное явление, процесс, деятельность, необходимо узнать, что об этом уже известно, кто и в каких
аспектах проблему исследовал и какие выводы сделал. Для этого необходимо
изучить литературу. При этом исследователь исходит из той предварительной информации, которую он имеет на основе знаний, полученных из
учебников, учебно-методической литературы и собственного практического
опыта. Как правило, почти по любому вопросу, который интересует
исследователя, существует большое количество литературных источников.
В поиске и отборе необходимых в первую очередь источников помогают
каталоги в библиотеках, книжные летописи и летописи журнальных статей,
реферативные журналы и бюллетени, книжные и журнальные обозрения, в
которых даются обширные сведения о научной литературе по различным
проблемам.
В процессе изучения литературы необходимо ее сгруппировать по степени важности и по направлениям. Например, при исследовании физической
культуры как вида культуры личности и общества необходимо познакомиться с работами по теории культуры, выявить группы авторов,
придерживающихся одной и той же концепции, следует уяснить и то общее,
что объединяет все эти группы авторов. После выявления существующих в
настоящее время основных концепций теории культуры следует
ознакомиться с современными концепциями теории физической культуры
как вида культуры. И здесь также необходимо определить группы авторовединомышленников и группы авторов, у которых подходы к определению
данного феномена не совпадают. Наконец, необходимо выяснить, обнаружить «белое пятно», т.е. проблемную ситуацию и приступить к ее решению.
Итогом всей этой работы будет та часть исследования, которая носит
одно из таких названий: «Историография проблемы», «Литературный
обзор»; «Состояние проблемы по литературным источникам и на практике». В этой части своего исследования автор демонстрирует знание литературы по проблеме, умение сгруппировать источники по
совпадающим концепциям их авторов (или по другим признакам),
способность обнаружить проблему и готовность ее решить.
Изучение литературы представляется целесообразным вести ретроспективно, т.е. от последних, современных изданий источников назад, в
историю, потому что в последних источниках уже сконцентрированы, даны в
готовом виде идеи, которые имеют более или менее длительную историю
развития. На фоне последних данных виден более ярко процесс и
особенности развития, возникающие и исчезающие противоречия.
В процессе работы над источниками весьма целесообразно вести
картотеку. Каждый источник аккуратно, грамотно, на основе современных
требований библиографии заносится в каталожную карточку с тем, чтобы
при составлении списка литературы можно было просто переписать эти
карточки по алфавиту. Целесообразно также на каждой карточке писать
краткую аннотацию источника и свое собственное отношение к нему или
свою оценку, характер его использования (выписки, цитирование, обзор и
т.п.). Если исследование предстоит длительное (например, работа над
диссертацией или книгой), тогда можно составлять две собственные
картотеки — одну алфавитную, другую предметную. Это облегчит поиск
материала и маневрирование с ним. Если исследователь уже имеет план
(структуру) своей работы, тогда целесообразно приготовить папки по числу
глав или разделов работы («папка — мать порядка»). Внутри каждой папки
можно сделать дополнительные деления по числу параграфов в каждой
главе. По мере накопления материала (выписок, заготовок, мнений и т.п.) он
складывается в соответствующие папки. Это позволяет сократить время на
систематизацию и обработку материала.
Анализ — это расчленение предмета исследования на части, свойства,
признаки. Исследователь, как правило, ставит перед собой задачу проникнуть
в сущность процесса или явления. Для этого он мысленно (или практически)
расчленяет предмет на составные части, выделяет свойства, признаки, связи,
отношения.
Синтез (соединение) — обобщение, интеграция полученной информации,
предпосылки, первый этап обобщения и выводов.
Обобщение — такой прием мыслительной деятельности, который
позволяет устанавливать общие качества, стороны, свойства предметов.
Обобщение полученной в процессе изучения литературы по проблеме дает
возможность уточнить цель и задачи исследования.
Цель — предполагаемый конечный результат, осознанный образ предстоящего результата. В ней должна найти отражение проблема, объект и
предмет исследования, и рабочая гипотеза. Цель распадается на конкретные
задачи, организованная последовательность которых составляет программу
исследования.
Для решения задач необходимы методы (пути, способы) исследования.
Они должны быть полностью адекватными, вполне соответствующими
задачам; это означает, что они дают возможность получить объективную
информацию именно о данном предмете. Иначе может получиться так, что
методы, пригодные для изучения одних объектов исследования, могут давать
ложную информацию при изучении других объектов.
В научно-исследовательской работе по теории физической культуры
используется большое количество различных методов и методик (групп
методов). Среди них можно выделить такие группы, как общенаучные,
собственно педагогические, психологические, биологические, социологические. Все они тесно связаны между собой, порой между ними нет четкой
грани, но есть своя специфика. Наиболее общим методом, который
используется как в теоретических, так и в экспериментальных работах,
является теоретический анализ и обобщение. Он касается литературных
данных, документов, материалов, эмпирических данных и другой
информации, о чем говорилось ранее.
К собственно педагогическим можно отнести педагогическое
наблюдение (включенное и невключенное), педагогический эксперимент,
составной частью которого являются контрольные испытания (тесты). В
процессе исследования используются также методы непосредственного сбора
и регистрации информации и методы ее обработки.
Методом сбора ретроспективной (прошлой) информации является
изучение источников — литературных, статистических, программно-методических, инструктивных и обобщение этих материалов. Может также
использоваться в различных его формах (анкеты, беседы, интервью). Текущая информация может собираться методом наблюдения, который представляет собой анализ и оценку предмета исследования без вмешательства в
его функционирование наблюдателя.
Педагогическое целенаправленное наблюдение предполагает четкую
постановку его цели и задач, определение конкретного объекта, использование способов регистрации наблюдаемых процессов и явлений, планомерность. Оно позволяет видеть процесс (явление) «сиюминутно» и в
динамике, фиксировать его фазы, этапы непосредственно «с натуры»; оно
дает возможность получить довольно объективную информацию об объекте
наблюдения. Этот метод, как и другие, целесообразно использовать в
комплексе с другими, поскольку он не обеспечивает всесторонней
характеристики объекта. Объектами наблюдения могут быть содержание
учебно-тренировочного процесса, методы обучения, тренировки,
соотношение объема и интенсивности нагрузки в процессе занятий, техника
выполнения упражнений и тактические действия и другие процессы и
явления. Наблюдение может быть открытым, когда объект знает, что за
ним наблюдают, и скрытым, когда наблюдаемые не подозревают, что они
находятся в зоне внимания исследователя. Материалы наблюдения должны
быть зафиксированы в записи (протоколы наблюдений, в фото-, кино- и
звукозаписях).
Одним из основных методов научного исследования является эксперимент — научно поставленный опыт. Это наблюдение исследуемого процесса, явления в точно организованных и учитываемых условиях, позволяющих следить за процессом и воссоздавать его каждый раз в аналогичных
условиях. Он отличается от педагогического наблюдения активным вмешательством исследователя в процесс или явление.
В экспериментах, в которых исследуются учебно-воспитательный или
тренировочный процессы, как правило, создаются экспериментальные и
контрольные группы. В первых из них обеспечиваются специальные,
созданные исследователем условия, вторые занимаются в обычных,
общепринятых, традиционных условиях. Разница в результатах, полученных
в конце эксперимента, свидетельствует о степени решения проблемы.
Эксперимент может быть естественным, когда в ходе его допускаются
незначительные отступления о г традиционных, общепринятых условий и
способов деятельности (например, тренировочный); модельным, в котором
эти условия (способы) резко меняются, исходя из интересов исследователя, и
лабораторным, проводимом в специально созданных условиях.
Оценка полученного эмпирического и теоретического материала может
быть проведена по качественным (т.е. не имеющим определенных единиц
измерения) и количественным показателям в процессе контрольных
испытаний (тестов). В последнем случае используются методы, основанные
на идеях квалиметрии — части метрологии, которая изучает и разрабатывает
количественные методы оценки качественных показателей. Степень
совпадения результатов тестирования при повторном его проведении на
одних и тех же объектах и в одинаковых условиях называется надежностью
теста. Возможность полностью воспроизвести результаты теста при его
повторении через какое-то время и в одинаковых условиях называется
стабильностью (или воспроизводимостью) теста. Степень точности, с которой измеряется объект (или сторона, свойства, качество его), будет характеризовать информативность теста.
В процессе контрольных испытаний имеется возможность соотнести
предварительные предположения, гипотезы с реальным положением вещей
или получить совершенно новую, непредвиденную информацию. В
частности, в зависимости от цели и задач эксперимента можно определить
достоинства или недостатки методов, содержания обучения, форм
организации занятий, проверить критерии прогнозирования и отбора молодежи для занятий данным видом спорта.
Контрольные испытания и тесты позволяют определить объективные
результаты эксперимента. Результаты тестирования могут быть получены в
процессе заведомо стандартных тестов, таких, например, как Гарвардский
степ-тест и его варианты. Суть его заключается в том, что испытуемый
встает одной ногой на ступеньку высотой 50 см, затем приставляет другую
ногу и выпрямляется, потом ставит ногу на пол и приставляет к ней другую
ногу. Под метроном на четыре счета за 60 с надо выполнить 30 циклов и
продолжать упражнение в течение 5 мин. Если испытуемый не в состоянии
выполнить упражнение в течение 5 мин, то фиксируется точное время выполнения упражнения (по секундомеру). После выполнения упражнение
исследуемый садится на стул и в течение 30 с происходит подсчет пульса
первый раз после 1 мин отдыха, второй — между 120 и 150 с, третий —
между 180 и 210 с. После этого подсчитывается индекс физической подготовленности (ИФП) по формуле:
время выполнения упражнения х 100
ИФП = — -~ х
сумма трех измерении пульса х 2
Результаты экспериментальных работ могут проверяться антропометрическими замерами роста, окружности и экскурсии грудной клетки,
регистрацией частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимального
потребления кислорода (МПК), динамометрией, замерами свободы движений
в суставах посредством гониометра и другими методиками. С учетом своих
целей, задач, рабочей гипотезы исследователь может разрабатывать
специальные контрольные упражнения, тесты и их комплексы.
Незаменимым методом получения информации в теоретических исследованиях является опрос, который проводится в виде анкетирования, интервью и бесед. Он позволяет судить об опыте человека, мотивах его деятельности и поведения, ценностных ориентациях, отношении к физическим
упражнениям, эффективности их использования и о многих других проблемах. Для анкетирования необходимо разработать содержание анкеты, в
которую включить весь комплекс вопросов, позволяющий получить исчерпывающую информацию по интересующей исследователя проблеме. Во
вводной ее части содержится обращение к респондентам, название учреждения, от имени которого ведет работу исследователь, задачи исследования и
его назначение, указание об анонимности анкеты и рекомендации к ее
заполнению. В основной части даются вопросы или группы вопросов, ответы
на которые позволят исследователю получить объективное представление по
исследуемой проблеме. В демографической части анкеты содержатся
вопросы, касающиеся паспортных характеристик респондента (пол, возраст,
специальность, спортивная квалификация, педагогический стаж и т.п.).
Интервью — заранее спланированная по информативному направлению
беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентами —
опрашиваемыми. Оно может проводиться по жесткому плану, в
определенной последовательности и границах информации.
Беседа — вопросно-ответная форма общения исследователя с респондентом или их группой, которая хотя и проводится по плану, но допускает
различные вариации по ее направлениям и времени проведения. Материалы
опроса протоколируются исследователем.
Обработка результатов очень ответственный этап исследования. Оценка
может производиться как в качественном (на основе теоретических,
логических выводов и обобщений), так и количественном аспекте. Количественная обработка материалов может осуществляться методами математической статистики — науки, изучающей количественные показатели тех
или иных явлений.
1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и
выпускников физкультурных учебных заведений
У любого человека, занятого трудовой деятельностью, есть три пути для
овладения мастерством.
Первый — идти путем проб и ошибок, учиться профессии на основе
сугубо личного опыта, самому «изобретать велосипед».
Второй путь — использовать не только свой, но и опыт других людей —
коллег по профессии, родителей, соседей.
Третий путь — использовать исторический опыт человечества,
закрепленный и представленный в научной, учебной, популярной
литературе. Первые два пути не требуют большого времени на подготовку к
профессиональной деятельности, но они чреваты грубыми промахами,
ошибками, просчетами и низкими результатами.
Третий путь — единственный, который ведет к профессиональной грамотности, компетентности, образованности. Подлинным хранилищем
непреходящих ценностей в любой профессии является ее теория. Она
впитала в себя весь исторический опыт человечества в данной области, она
непрерывно развивается и обогащается современной информацией, она
раскрывает закономерные связи и обусловленности процессов и явлений
данной сферы и представляет возможность предвидеть будущее. Масштабы
этого предвидения зависят от уровня и степени подготовленности специалистов.
Теория физической культуры позволяет студенту или специалисту понять сущность физической культуры как социального, педагогического
явления, уяснить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и
культуры физической, представить себе ее структуру (строение) и функции
(способы деятельности).
Теоретические знания — высшая форма научных и профессиональных
знаний, и они представлены в научной, научно-методической, учебной
литературе адекватно составу и уровню подготовленности «потребителей^
(студенты, аспиранты, преподаватели, ученые).
Владение теорией физической культуры определяет уровень и степень
образованности студентов и специалистов, а также уровень их профессиональной компетентности. Строго говоря, специалист не может решать задачи
на высоком профессиональном уровне, если он не владеет достаточным
объемом научно-теоретических знаний. Специалисту необходимо не только
научиться свободно и уверенно пользоваться, оперировать формулировками,
понятиями и категориями, но и уметь уточнить, дополнить или углубить их
за счет обобщения результатов своей практической деятельности,
осмысления ее с позиции теории познания и теории физической культуры.
Важнейшее значение для специалистов и студентов имеет методика
физической культуры, и в частности методика ее видов (компонентов):
неспециального физкультурного образования (физического воспитания),
физической рекреации, спорта, двигательной реабилитации. Известны
случаи, когда великие спортсмены в ранге чемпионов и рекордсменов мира
Олимпийских игр, перейдя на тренерскую или преподавательскую работу, не
смогли добиться заметных результатов. Это прежде всего объясняется тем,
что они не владели теорией и методикой физического воспитания,
спортивной тренировки. Как говорится, они строили учебно-тренировочный
процесс «под себя», не учитывая того, что каждый из них был уникален,
индивидуален и неповторим по своим физическим, интеллектуальным и
волевым способностям, а их ученики не были похожи на них.
С другой стороны, выдающимися тренерами современности зачастую
становились люди, не имеющие в прошлом громких спортивных титулов (Б.
Кулагин, А. Гомельский, В. Растороцкий и др.). И это объясняется тем, что
они постоянно изучали теорию и методику, искали и находили пути их
углубления и совершенствования, постоянно обращались к учебникам,
монографиям не только по тематике своего вида, но и по общим вопросам
теории и методики физической культуры, педагогики, психологии,
биомеханики и другим наукам.
Большая компетентность, широкая эрудиция в вопросах совершенствования человека позволяли великому тренеру В.И. Алексееву добиваться
выдающихся успехов в области тренировки в спринте, метании копья,
толкании ядра, метании диска, в барьерном беге, прыжках. Больше того, он
готовил чемпионов и рекордсменов мира не только среди мужчин, но и среди
женщин. В.И. Алексеев хорошо разбирался в вопросах педагогики,
психологии, биомеханики, биологии, философии. Он имел солидную личную
библиотеку, постоянно изучал опыт тренеров в различных видах спорта, всю
жизнь совершенствовал средства и методы обучения и тренировки.
Он оставил после себя богатейшее творческое наследие, которое войдет в
золотой фонд теории и методики спортивной тренировки и будет изучаться
его последователями.
Теория и методика раскрывает как общие, так и конкретные цели,
задачи, принципы, методы обучения движениям и физической тренировки,
раскрывает взаимосвязи нагрузки и отдыха, учит методам планирования и
контроля за педагогическим процессом. Она раскрывает практически все
стороны и способы совершенствования человека. Она создает все
необходимые предпосылки для профессионального роста и совершенствования специалиста, формирования и утверждения его престижа, успехов и
материального благополучия.