Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общественно-политические движения в России в XIX веке

  • 👀 767 просмотров
  • 📌 756 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Общественно-политические движения в России в XIX веке
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общественно-политические движения в России в XIX веке» doc
Тема: Общественно-политические движения в России в XIX веке. 1. Общая характеристика XIX века. 2. Первый этап освободительного движения – дворянский. 3. Второй этап – 30-50-е годы. 4. Третий этап – 60-90-е годы – пореформенные годы. 1. Общая характеристика XIX века. С XIX века начинается всемирная история, история России становится Европейской. Со времен Семилетней войны угроза Российских штыков стала реальной. Участие России в наполеоновских войнах изменило отношение к России. Россия в XIX веке окончательно утверждается в роли гегемона. XIX век – век двух революций: политическая революция во Франции (1848) и промышленная революция в Англии («двойная революция»), которая привела к установлению новых индустриальных отношений  переворот в сельском хозяйстве. К середине XIX века Западная Европа освободилась от феодальных пережитков. Европа переживает демографический взрыв. Рост населения стимулирует развитие экономики. Развитие средств сообщения – XIX век вошел в историю как век «пара, железных дорог и пароходов». Развитие железных дорог – рост торговли, производства и миграции населения. В середине века Англия – «мастерская мира». К 70-м годам XIX века Англию обгоняют США и Германия. Именно в эти годы возникает деление на развитые и слаборазвитые страны. К первым относили – Западную Европу («без Пиренеев»-Испания, Португалия, Андорра), Центральная Европа, Швеция. Ко второй – все остальные и Россия. XIX век в Европе стал временем исчезновения аристократических обществ и бурный рост буржуазии. «Двойная революция» не требовала знатного происхождения. Падение власти аристократии сопровождался ростом бюрократии. Именно в XIX веке появляется термин «белые воротнички» - стабильная соц. группа, очень многочисленная. Появляется еще один класс – пролетариат, многочисленный, сконцентрирован в промышленных центрах. Меняется статус пролетариата. До первой трети XIX века рабочий хотел стать буржуа, после – хотел сохранить свой статус – пролетария: хорошие условия труда, профсоюзы, рабочие партии имеют места в парламенте  революционный потенциал рабочих снижается. XIX век – век революций. С 1815 по 1849 год практически в каждой стране в Европе произошли революции – Запад в первой половине XIX века переболел революциями. Во второй половине XIX века только Парижская коммуна. В 60-70-х годах новый этап потрясений, который затронул уже Россию, США – уже не был связан с революциями. Он ознаменовал этап становления индустриальных государств в тех странах, которые запаздывали в своем развитии или устраняли пережитки традиционных обществ. Для России – это реформы 60-70-х годов. XIX век – век национализма, космополитизма. Идея национализма дала всплеск в развитии культуры, образовании. Национальные интересы определяют ход развития международных отношений, создаются новые союзы для удовлетворения своих интересов. XIX век – век цивилизации и культуры. В результате разрушительной работы просветителей 18 века и безбожников Французской революции идеология Запада претерпела существенную трансформацию. Люди престали воспринимать окружающий мир с т.з. христианской религии. Победа светских идей над церковными позволила по иному толковать проблемы общественного развития. Именно XIX век – появляется идея прогресса. История – часть поступательного движения вперед  можно изменить природу, можно изменить самого человека – основа либеральной теории и социалистов. 2. Первый этап освободительного движения – дворянский. В начале XIX в. русское общество оценивало себя и Россию исключительно с позиций европей­ской цивилизации. В то время европейская цивилизация вос­принимала себя как общечеловеческую и единственно возмож­ную, Россия же была слишком молода и еще только подходила к осознанию своей самобытности. Западные философские и политические учения, взращенные на идеях частной собственности, индивидуализма, прагматиз­ма, в России прививались умозрительно. До конца XVIII в. носителем идей политического освобождения, парламентариз­ма, гражданских свобод являлось привилегированное сословие — дворянство. К середине XIX в. круг приверженцев западных идей расширился за счет роста культурной и интеллектуальной про­слойки общества (интеллигенции) и появления разночинцев. Особенностью русской общественно-политической жизни было отсутствие демократических институтов и политических партий. Россией управлял император при помощи бюрократи­ческого аппарата. В его среде «делалась» внутренняя и внешняя политика. Источником и средством распространения общественно-политической мысли стали литература и публицистика. Распространению политических теорий способствовали мно­гочисленные кружки — литературные, философские, политиче­ские. Они объединяли довольно узкий круг единомышленни­ков — товарищей по университету, редакции журналов, просто знакомых. В кружках велись дискуссии об исторических судь­бах России, ее настоящем и будущем, обсуждались новинки литературы и философии. Подоплекой деятельности кружков была негласная оппозиция самодержавию. Таким образом, несмотря на отсутствие политических пар­тий, в России имелись возможности или составить оппозицию правительственной политике, или поддержать ее. Движение декабристов. Движение декабристов по сути либеральное в том смысле, что они ставят буржуазию вместо феодалов. То, что они оказались революционерами, было вызвано обстоятельствами. Они исходили из того чтобы не допустить революцию. Если народная революция произойдет в России, то это будет еще страшнее. чем во Франции, поэтому цель – предотвратить революцию. Они хотели провести минимум реформ, не дожидаясь революции. В России движение оказалось дворянским. Эти люди были связаны с купечеством, но это не меняет картины в целом. Декабристы были страшно далеки от народа – В.И. Ленин. Крестьяне не доверяли дворянам – но не только это. У крестьян были совершенно другие взгляды. Декабристы высказывались против монархии, а крестьяне за монархию – доброго царя. Введение конституции и республики крестьянам чуждо. Точно также о земле. Отмена крепостного права – чья земля? Декабристы воспринимают ситуацию с т.з. дворянства и ущемление прав крестьян – поэтому не подержали. В развитии тайных обществ можно выделить несколько стадий. Предыстория – масонские организации. Масоны в 18 веке – это сторонники антифеодального освободительного движения, носители революционных идей. Суть масонства – необходимо построить новое свободное общество, в котором не будет ни социальных, ни религиозных, ни национальных конфликтов, не будет никаких границ, всеобщее равенство. Следующая стадия – офицерские артели. Молодые офицеры объединяются для решения бытовых проблем. «Семеновская артель», «Орден русских рыцарей» (Михаил Орлов, Денис Давыдов) – арест и затем отказались. После Войны 1812 года на базе этих двух в 1816 создается «Союз спасения» - 30 человек (столичные офицеры). Строилась по принципу масонских лож. Главная цель – цареубийство – заговор. В 1818 году роспуск организации. В 1818 году создается «Союз благоденствия» - цель пропаганда идей в обществе. Пестрый состав. 1822 году ликвидировалось. Возникли «Северное» и «Южное» общества. Связаны между собой, но самостоятельные. Были существенные расхождения во взглядах. Их отличие от предыдущих – они офицерские. Это связано с тактикой – не заговор, ни переворот, а выступление гвардии. Другая особенность – они разрабатывали программы будущих преобразований самостоятельно – получились разные. «Северное» - Петербург, более трезво мыслящие, осторожнее. Хотели осуществить реформы с помощью Учредительного собрания, оно должно решить будущее России, а декабристы только предложат свою программу («Конституция» автор Муравьев). «Южное» общество Пестель – «Русская правда». Что общего и различного в программах – Характеристика программ на семинаре!!! Решали буржуазные задачи, но методы продиктованы дворянскими интересами. Восстание 14 сентября 1825 года на Сенатской площади в Петербурге. По плану Трубецкой – диктатор, не появился. Рылеев – горло болело, пришел и ушел. Каховский – не согласился убить царя. Булатов – отказался захватить Петропавловскую крепость. Якубович – отказался захватить Зимний дворец. Лично из них никто не был уверен в успехе дела. Только к 12 часам 800 человек вышло на Сенатскую площадь – Московский полк, гвардейский. Сенаторы уехали домой присягнув новому монарху. Правительственные войска ведут себя сдержанно. К 16.00 – 3 тыс. восставших и 9-12 тыс. – правительственных войск. 150 тыс. пришли посмотреть. Декабристы медлили, но не хотели народного бунта – они в таком случае будут во главе его. Топа могла просто разнести Зимний дворец. Правительственные войска открыли огонь. На следующий день около 1300 мертвых, 900 – простые люди, 250 – мальчишек и несколько в мундирах. Стреляли с Зимнего и Адмиралтейства, но не по декабристам, а по толпе, чтобы из разогнать, разогнали, а декабристов арестовали. Пестель, Муравьев-Апостол, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Каховский были повешены. На Украине было точно также. Причины поражения – сами не были настроены на революцию. Они оказались между жерновами – крестьянством и правительством. После декабристов все общественное движение ограничено либеральным направлением. 3. Второй этап – 30-50-е годы. В общественно - политической мысли 30-50-х годов можно выделить три направления: 1. консервативно-охранительное. 2. либеральное. 3. радикальное. 1. Консервативно-охранительное. Теория официальной народности. Восстание декабристов породило ответную реакцию прави­тельства. Царствование Николая I стало «железной зимой» в общественной жизни. Радикальная оппозиция дворянства са­модержавию надолго исключила возможность компромисса между властью и обществом. В 30—50-е гг. усилилась имперская идея, возросла роль официальной печати. Бюрократия и поли­ция стали решающей силой в управлении государством и в жизни общества. 40-е гг. XIX в. стали «фокусом», в котором сконцентрирова­лись все течения общественно-политической мысли России. В эти годы впервые в истории России была сформулирована офи­циальная идеология. Ее автором и проводником стал министр народного просвещения граф С.С. Уваров(15 лет министр). Теория официальной народности основывалась на трех прин­ципах — самодержавие, православие и народность. Главным звеном в триаде являлось самодержавие — важней­ший устой России. Император — помазанник Божий, глава го­сударства и народа. Отсюда следовало, что служба государю — долг каждого подданного, не служивший дворянин вызывал сомнения в своей благонадежности. Православие провозглашалось единственно возможной фор­мой духовной жизни русских. Понятие «народность» подразумевало, что в России сущест­вует органическое единство русского царя и русского православ­ного народа, отсутствует социальная и культурная рознь. За крепостное право, общину, за сохранение «почвы». Теория официальной народности проповедовалась в гимна­зиях, университетах, канцеляриях, светских гостиных, армии. Издавали газету «Северная пчела» — полуофициоз, поддерживаемый властью. После революционных потрясений 1848 г. в Европе, нашед­ших отклик в русском обществе, император Николай I разоча­ровался в действенности официальной идеологии и перешел к решительному применению полицейских мер по отношению к обществу. Свирепствовала цензура, III Отделение (Л.В. Дубельт) создало широ­кую сеть доносительства, гласного и негласного надзора за под­данными. Откровенное и грубое насилие государственной влас­ти воцарилось в общественной жизни. Европеизированная часть русского общества не разделяла идей официальной народности. Из критики этой триады выросло новое течение – либералы. 2. Либеральное направление. Термин «либерализм» произошел от латинского слова «liberalis», что значит «присущий свободному человеку». В современ­ном значении либерализм имеет два главных толкования. Во-первых, образ мышления и деятельности, умонастроение, для которых характерны независимость по отношению к традици­ям, привычкам, догмам, стремление и способность к активному самоопределению в мире. Во-вторых, совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного или общественного принуждения по отноше­нию к личности. Либерализму свойственно подчеркивать отсут­ствие классовых, групповых и национальных предрассудков, индивидуализм, самоценность личности. В России появление либерализма связывают с созданием Русского географического общества, и особенно Московским университетом (Кавелин, Соловьев). Одним из первых, кто объявил себя приверженцем западной цивилизации, был П.Я. Чаадаев — мыслитель своеобразный и сильный, оказавший заметное влияние на развитие обществен­но-политической мысли России. Первое «Философическое письмо» Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в московском журнале «Телескоп», потрясло русское общество. Реакция правительства последовала немедленно: цензор А.В. Болдырев — ректор Мос­ковского университета, пропустивший статью, был уволен, ре­дактор журнала Н.И. Надеждин сослан в Усть-Сысольск, а Чаадаев был объявлен сумасшедшим и фактически попал под домашний арест на много лет. Упоминать о статье Чаадаева в печати было запрещено. Чаадаев был первым, кто стал доказывать «отсталость» Рос­сии от Европы из-за принятия ею православия от «жалкой, глу­боко презираемой» на Западе Византии. В политическом от­ношении «Философическое письмо» безжалостно осуждало са­модержавие. Позднее взгляды Чаадаева на историческое место России изменились. Революционные потрясения 1830—1831 гг. в Европе и падение династии Бурбонов во Франции отняли у него надежду на католический Запад. На место старого западного мира, - по его мнению, должен прийти «новый мир» — Россия, свежая, полная сил, имеющая перед собой трагический опыт Европы. Идеи Чаадаева, развитые им в «Философическом письме», привели к окончательному формированию двух направлений в общественной мысли России — западничеству и славянофиль­ству. Сами западники и славянофилы понимали свое родство. Герцен в воспоминаниях об эпохе сороковых писал: «Да, мы были противниками... но очень странными. У нас была одна любовь, но неодинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство, ко­торое они принимали за воспоминание, а мы — за пророчество: чувство безграничной любви к русскому народу...» Западников и славянофилов роднило и другое — они находи­лись в оппозиции к режиму Николая I и выступали против об­щего противника — теории официальной народности. И те, и другие были приверженцами свободы личности, совести, мыс­ли, слова, отрицали революцию, полагая, что в России она пре­вратится во всеразрушающий бунт без каких-либо созидатель­ных начал, сходились в том, что развитие общества должно идти постепенно, путем реформ. Полемика западников и славянофи­лов открывала великий спор о выборе пути, о прошлом и будущем России, о ее исторической роли. К кружку западников принадлежали Н.В. Станкевич, моло­дые А.И. Герцен и Н.П. Огарев, М.А. Бакунин, историки — Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, СМ. Соловьев, литераторы и литературные критики — В.Г. Белинский, В.П. Боткин, П.В. Ан­ненков, И.И. Панаев. Основной движущей силой историческо­го процесса западники считали борьбу личности за свободу. Родовые отношения должны сменяться семейными, которые в свое время уступили место высшей форме общественных отно­шений — государству. В России государственное начало утвер­дилось только при Петре I, которого западники называли Вели­ким. Одновременно личность освобождалась от пут родового и семейного строя для дальнейшего, теперь уже свободного, раз­вития. Западники были убеждены, что Россия идет тем же ис­торическим путем, что и Запад, но в силу исторических причин отстала и должна всемерно использовать успехи европейской цивилизации для того, чтобы встать с Европой в один уровень. Тормозом на этом пути была община — воплощение родового и семейного начала в истории. Она сковывала свободу личности, и ее надо было уничтожить. Политическая программа западников была программой окон­чательной европеизации политической и административной системы России. В ряду ее требований были: изменить нравы и законодательство, выработать по европейским образцам поли­тическую, судебную и религиозную организации, создать ус­ловия для развития частной собственности и на ее основе — новую промышленность. Конечной целью должно было стать превращение самодержавия в конституционную монархию. За­падники выступали за освобождение крестьян с небольшим на­делом земли, выкупленным у помещика. Славянофильский кружок был сосредоточен в Москве. А.С. Хо­мяков, религиозный философ и поэт, возглавлял кружок славя­нофилов, в который входили братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев, князь В.А. Черкасский. Славянофильские воззрения разделяли Ф.И. Тютчев, А.А. Григорьев, Н.В. Гоголь. Славянофилы исходили из утверждения немецкого филосо­фа Ф.В. Шеллинга о том, что каждый «исторический» народ дол­жен развивать свои национальные особенности, чтобы выполнить свою миссию в истории. Они считали, что развитие Рос­сии должно опираться исключительно на национальную почву, традиции и обычаи народа. Для России неприемлем путь Запа­да, так как в его основе лежали индивидуализм и бездуховность. Славянофилы отвергали католицизм, так как Рим был соблаз­нен и развращен властью. В России же они видели совершенно иные начала народной жизни. Важнейшим элементом славянофильской концепции была община, или крестьянский мир, которая предполагала превос­ходство общенародного над личным. Конкретным выражением общинных устоев была мирская собственность на землю. Нрав­ственные устои в крестьянском быту также определялись мир­ским согласием и православной церковью. Церковь играла огромную роль в жизни русского народа и государства. Собор­ность — основной принцип православной церкви был созвучен общинному устройству народной жизни. Государственное устройство России представлялось славяно­филам в виде монархии, ограниченной Земским собором, кото­рый должен был высказывать царю мнение народа. Славянофи­лы, глубоко и искренне религиозные люди, считали власть гре­ховной, именно этим они объясняли самоустранение народа от власти. Царь же по благословению церкви брал на себя бремя за весь народ и поэтому стоял над всеми. Отношения царя и наро­да представлялись славянофилам в идеале как отношение отца к детям, что также не противоречило соборности русского на­рода. Несмотря на идеализацию прошлого, славянофилы отда­вали себе отчет, что современная им Россия весьма далека от идеала православного царства. Они выступали за освобождение крестьян с землей при сохранении общины и вотчинного суда помещика — залога сохранения патриархальных отношений в деревне и предохранения России от «язвы пролетариатства». Славянофилы первыми стали изучать быт народа, его культуру, устное творчество, религиозные воззрения. К середине 50-х гг. западничество и славянофильство как общественные течения сошли на нет, но идеи, звучавшие в тех спорах, перешли к следующим поколениям мыслящих русских людей. До сих пор в России не угасла полемика между «запад­никами» и «славянофилами». Вопрос об исторической роли России не получил однозначного ответа ни в теоретических построениях, ни в политике. 3. Радикализм. Радикализм обособился в русской общественной жизни в 40-х гг., и это связывают с деятельностью В.Г. Белинского. Глав­ной идеей радикализма на протяжении всей истории был бунт и в результате его — разрушение старой России. В 50-х гг. русский радикализм окончательно приобрел соци­алистическую окраску. В этом большую роль сыграл А.И. Гер­цен — личность в отечественной истории, литературе и поли­тике огромная и противоречивая. Западник в молодые годы, Герцен разочаровался в ценностях западной цивилизации и иде­алах европейского социализма. Духовная драма Герцена связана с его пребыванием в Европе в качестве политического эмигран­та. Увиденное им подавление революции 1848 г. в Париже вновь поставило перед ним вопрос о перспективах развития России. К 50-м гг. у Герцена зреет ответ: Россия не должна идти по западному пути. Европейское мещанство пронизывает как бур­жуазную жизнь, так и социалистические идеалы. У России соб­ственная дорога, идя по которой она должна избежать капита­лизма. Россия может и должна опередить Европу и первой прий­ти к социализму, но «социализму русскому». Герцену казалось, что он нашел реально существовавшие зачатки социализма в крестьянской жизни — общину и артель. Общинное землевла­дение — это форма коллективной собственности, основа соци­алистического строя, а артель — школа коллективного труда. Задача состояла в том, чтобы это поняли не только революци­онеры, но и сами крестьяне и начали совместно сознательно развивать и усиливать эти социалистические начала. Тогда в России произошел бы социальный переворот и восторжество­вали бы коллективная собственность и коллективный труд. Труды Герцена явились идейной основой для радикального движения во второй половине XIX в. В самой России наиболее известным был радикальный кру­жок М.В. Буташевича-Петрашевского Сын врача, дворянин. Окончил Царскосельский лицей (1839) и юридический факультет Петербургского университета (1841). Служил переводчиком в министерстве иностранных дел. Редактор и автор большинства теоретических статей Карманного словаря иностранных слов (в. 2, 1846), в котором пропагандировались демократические и материалистические идеи, принципы утопического социализма. С 1844 в доме Петрашевского проходили собрания; с 1845 они стали еженедельными («пятницы») и получили известность среди прогрессивной общественности (см. Петрашевцы). Участники «пятниц» пользовались библиотекой Петрашевского, в которой были собраны запрещенные книги по материалистической философии, утопическому социализму и истории революционных движений. Петрашевский признавал себя сторонником Ш. Фурье, выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй. В конце 1848 участвовал в совещаниях, посвященных организации тайного общества, был сторонником длительной подготовки народных масс к революционной борьбе. В 1849 арестован, приговорён к расстрелу, замененному бессрочной каторгой, которую отбывал в Восточной Сибири. С 1856 ссыльнопоселенец, жил в Иркутске, организовал газету «Амур» (1860). За выступления против произвола местных властей в февраля 1860 выслан в Минусинский округ. С документами о деле петрашевцев и с судьбой Петрашевский ознакомили Россию издатели «Колокола». В 1849 г. на его заседани­ях собирались почитатели французского социалиста Ш. Фурье и обсуждались важнейшие вопросы русской жизни, будущего страны, знакомились с новинками философской и социально-политической литературы. Среди членов кружка были чинов­ники, военные, литераторы, в том числе М.Е. Салтыков-Щедрин и Ф.М.Достоевский. Полицейский провокатор помог разгро­мить кружок. Руководители петрашевцев были приговорены к смертной казни, но уже на эшафоте были помилованы Никола­ем I и сосланы на каторжные работы. Все подсудимые были приговорены к смертной казни — расстрелу; но, принимая во внимание разные смягчающие обстоятельства, в том числе раскаяние всех подсудимых, суд счел возможным ходатайствовать об уменьшении им наказания, а Пальму испрашивал даже полное прощение. Наказания действительно были смягчены: Петрашевскому назначена каторга без срока, Достоевскому — каторга на 4 года с отдачей потом в рядовые, Дурову — то же самое, Толю — 2 года каторги, Плещееву — отдача рядовым в оренбургские линейные батальоны и т. д. Пальм был переведён с тем же чином в армию. Таким образом, общественно-политическая жизнь была сложна и противоречива. 4. Третий этап – 60-90-е годы – пореформенные годы. Социальные и политические идеи в пореформенной России приобрели небывалую силу. Общественное движение стало фактором развития Рос­сии. Консервативное направление С середины 60-х гг. борьбу с оппозицией возглавил М.Н. Кат­ков, отставной профессор истории Московского университета. Будучи частным лицом и не располагая никакими полномочиями, этот публицист и издатель журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости» стал самым влиятельным по­сле царя человеком в 70-е и особенно в 80-е гг. Катков провоз­гласил себя «спасителем» России от «красных», и по мере наступления консерваторов усиливалось и его влияние в прави­тельственных сферах на внутриполитические дела. Он играл подчас решающую роль даже в определении состава прави­тельства. В 1880—1900 гг. теория официальной народности в неизмен­ном виде защищалась на страницах журнала «Гражданин», из­дателем и редактором которого был князь В.П. Мещерский. Те­ория официальной народности, созданная по повелению свы­ше, была реакцией правительства на развитие революционных идей в России. Несмотря на искусственность ее постулатов, она не претерпела существенных изменений на протяжении десят­ков лет, потому что в сознании миллионов русских независимо от теорий жила вера в Бога и царя, а церковные обряды состав­ляли основу обыденной и духовной жизни. В значительной сте­пени на этом держались национальное и государственное само­сознание и единство. Радикальные течения Идеи Герцена создали основу для радикального движения на протяжении всей второй половины XIX в. Его последователи называли себя народниками. Народничеству 60—80-х гг. были свойственны неприятие буржуазности, стремление защищать интересы крестьянства, нежелание признавать наличие капита­лизма в России. Разночинные народники были проникнуты духом отрицания. С романом И.С. Тургенева «Отцы и дети» сло­во «нигилизм» прочно вошло в русскую жизнь. В силу этого раз­ночинцы оказались прекрасной почвой для бунтарских и соци­алистических идей Н.Г. Чернышевского. Из кружка нигилистов, группировавшихся вокруг него в начале 60-х гг., когда готови­лась и осуществлялась крестьянская реформа, вышли агитаци­онные листки с призывами «К топору!», «В набат!». Революционеры 60—70-х гг. отрицали необходимость политических сво­бод в России, они хотели вызвать немедленный бунт для уст­ройства в стране всеобщего равенства на основе уравнительно­сти и коллективизма. Яркий антилиберализм народников дополнялся идеей наси­лия, уничтожения не только некоторых наиболее преданных императору сановников, но и всех помещиков, всех привилеги­рованных групп общества. В конце 60-х гг. нигилистические идеи обрели воплощение в зловещей фигуре С.Г. Нечаева — создателя тайного революционного общества и «Катехизиса революционе­ра». Он хотел организовать по всей России революционные ячей­ки с железной дисциплиной, которым для осуществления рево­люции позволено было бы все — убийства, провокаторство, шан­таж. Нечаев презирал народ, считал необходимым увеличивать насилие над ним и множить его страдания. Он организовал убий­ство члена своей организации «непокорного» студента И. Ива­нова, стремясь связать кровью и полностью подчинить себе ос­тальных участников организованного им общества. Нечаевское дело потрясло Россию. Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» рас­крыл психологию революционеров как фанатиков во имя гос­подства социализма. Народническое движение на протяжении 60—80-х гг. имело несколько идеологов (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Т.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский). В основе их революционных исканий ле­жало убеждение, что интеллигенция виновата перед народом и должна уплатить ему свой долг: вся культура создана за счет народа, и это налагает тяжкую ответственность на тех, кто этой культурой пользуется. Народники, не веря в Бога, верили, что в крестьянстве хра­нится тайна истинной жизни, что только в народе скрыта соци­альная справедливость. Революционная интеллигенция ощущала свою оторванность от народа и стремилась «войти» в него, при­общиться к народу, который представлялся ей коллективом. Именно таким мироощущением объясняются социалистические, коллективистские убеждения революционной интеллигенции. «Хождение в народ», предпринятое в 1874—1875 гг. молодыми людьми революционных убеждений, потерпело провал. Народ­ники воочию убедились, что между ними и народом непреодо­лимая пропасть. Никакой социальной базы у революционеров в России не оказалось — оставалось надеяться исключительно на собственные силы. Это был первый кризис народничества. Выходом из него была выработка новых методов борьбы. На­родники признали политическую борьбу и начали террор про­тив царя и правительства. Правительство прибегло к крайним мерам — от административной высылки до смертной казни. Убийство Александра II оттолкнуло от революционеров симпа­тизировавших им либералов. Народники оказались в изоляции от русского общества. К началу 90-х гг. они переживали глубо­кий идейный и организационный кризис. Распространение марксизма в России Повышение роли рабочего класса в экономической и политичес­кой жизни страны, поднимавшаяся стачечная борьба и рост созна­тельности рабочих вызывали пристальный интерес к пролетариату со стороны революционной интеллигенции. Ее представители, разочаро­вавшись в народнической идеологии, искали новую революционную теорию и нашли ее в марксизме. Русских революционеров привлекало то, что социализм теоретически выводился как естественный результат объективного экономического развития, что он «запрограмми­рован» развитием материальных производительных сил. Они по­чувствовали «почву» под ногами — на их стороне была наука, казавшаяся всемогущей. Первой русской марксистской организацией стала основанная в Женеве бывшими чернопередельцами группа «Освобождение труда» (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, В.И. За­сулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов). Члены этой группы переводили и распространяли произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. В эти годы Плехановым были написаны такие теоретические работы, как «Социализм и политическая борь­ба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», в которых он доказывал несостоятельность на­роднических теорий. Он подчеркивал, что Россия уже вступила на путь капиталистического развития и важнейшей революционной силой становится рабочий класс, на организацию которого и надо направить усилия и энергию революционера. При этом Плеханов особо отмечал значение политической борьбы, исходил из того, что предстоящая революция будет не социалистической, а буржуазно-демократической. В борьбе с народнической идеологией взгляды группы «Освобож­дение труда» постепенно завоевывали сторонников в России, способ­ствовали развитию в стране социал-демократического движения. Почти в то же время, что и группа Плеханова, первые марксист­ские кружки возникли и в России. Деятельность их была направлена на распространение социал-демокатических идей среди рабочих и ин­теллигенции. Эти кружки не были сколько-нибудь тесно связаны с рабочим движением, носили замкнутый характер и имели весьма ог­раниченный состав участников. Таковой являлась, например, группа, возглавляемая студентом Петербургского университета болгарином Димитром Благоевым («Партия русских социал-демократов»), впос­ледствии основавшим болгарскую социал-демократическую партию. В Петербурге же в 1885—1886 гг. существовала группа, созданная П.В. Точисским («Товарищество Санкт-петербургских мастеровых»). В конце 1880 — начале 1890-х гг. вела пропаганду группа М.И. Брус-нева, образовавшаяся из кружков Петербургского университета и Тех­нологического института. Кроме Петербурга марксистские кружки существовали в Москве, Киеве, Одессе, Вильно и других городах. В Ка­зани с кружком, возглавляемым Н.Е. Федосеевым в 1888—1889 гг., был связан В.И. Ленин. ИТОГИ Рассмотренные здесь общественно-политические направле­ния отнюдь не исчерпывают всего богатства и глубины русской общественной жизни. Отечественная общественная мысль и философия не укладываются в охранительство, либерализм и радикализм. В России в XIX в. существовало немало сильных и оригинальных мыслителей, которые являются предметом гор­дости нашей истории. Другие течения В 60—80-е гг. по мере развития и обогащения национальной общественно-политической мысли в рамках охранительного направления появляются своеобразные, глубокие мыслители. Их объединяло убеждение в том, что дальнейшая европеизация русского народа, особенно политизация его разрушительны для России. Поиск был направлен на то, как сохранить важнейшие национальные основы — православную веру, самобытную поли­тическую и социально-экономическую системы, не допустить обмещанивания и революции, т.е. духовного и неизбежно за ним следующего материального разрушения. Они предупреждали об опасности ассимиляции России Европой. К их числу принадле­жали К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, К. П. Победоносцев. К.Н. Леонтьев создал собственную историософскую концеп­цию. Его пророчество о том, что в XX в. в результате развития либеральных и социалистических идей явится «рабство в новой форме», вероятно, в виде жесточайшего подчинения лиц мел­ким и крупным общинам, а общин государству, оправдалось. В современной западной литературе Леонтьева причисляют к крупнейшим русским писателям и признают одним из самых дальновидных и принципиальных политических мыслителей своего времени. Не меньшим интересом на Западе и в России пользуются идеи крупного русского мыслителя Н.Я. Данилевского — выдающе­гося русского ученого-естественника, историка, философа, пуб­лициста. В 50—70-х гг. он выдвинул ряд идей, которые легли в основание современных отраслей гуманитарного знания — ис­ториософию, социологию, антропологию, культурологию. Данилевский — один из создателей концепции панславизма. Он видел в Европе врага и агрессора по отношению к славян­ским государствам и особенно к России. В своей главной книге «Россия и Европа» он заложил основы цивилизационного под­хода в истории. Он утверждал, что материальная культура мо­жет восприниматься всеми цивилизациями, но нематериальные элементы культуры распространяются только в границах поро­дившей их цивилизации и не в состоянии охватить другие куль­турно-исторические типы. Имя К.П. Победоносцева не сходило со страниц русской печати почти три десятилетия. Одни ненавидели и проклинали его, другие — преклонялись и благословляли. Независимо от оценок, Победоносцев — крупнейший государственный деятель конца XIX — начала XX в. Он окончил училище правоведения, преподавал гражданское право, писал научные труды. Его трех­томный «Курс гражданского права» известен и современным юристам. В 1880 г. Александр II назначил Победоносцева обер-прокурором Святейшего синода. На этом посту он пробыл до осени 1905 г. Как публицист Победоносцев высказал глубокие мысли о России и основах ее жизни. Его стараниями миллионы кресть­янских детей получали образование и формировали социальную основу для аграрных преобразований Столыпина. В 1880 г. на­считывалось 273 церковно-приходские школы с 13 тыс. учащих­ся, к 1905 г. было почти 44 тыс. школ и 1,8 млн учащихся. В основу деятельности церковно-приходских школ были зало­жены нравственные принципы. Возбуждение политических страстей в крестьянстве Победо­носцев считал преступлением, так как это вело к разрушению всех устоев, вызывало в людях жадность, своекорыстие, темные инстинкты. Он был убежденным противником демократии в России, считал, что русское крестьянство не готово к самоуправ­лению. Парламентские выборы, по его мнению, представляют в реальной жизни «нахальную» игру честолюбия и корыстных интересов, а под лозунгом заботы о народном благе всегда под­разумеваются интересы партийные, групповые или личные. Монарх же, возвышаясь над всем обществом, не только прими­ряет подобные требования и порывы, но и являет собой един­ство разумной воли. Выход из переживаемого Россией кризиса виделся ему в обновлении общества через церковь. Однако значительная часть европеизированного русского общества не разделяла идеи Леонтьева, Победоносцева, Дани­левского. Умами владели другие идеалы. Либеральное общественное движение С конца 50-х гг. русский либерализм вступил в новый этап, который продлился до 90-х гг. За это время русские либералы обрели единство в стремлении оказывать реальное влияние на внутреннюю политику правительства. Впервые они заявили о себе как общественные деятели в «эпоху великих реформ». Во всем полагаясь на царя, поддерживая инициативу Александра II, провозгласившего реформы, либералы обеспечили успех прави­тельственного курса. Вместе с тем они отмежевались от Герцена и всего революционного направления, стремившегося поднять Русь «в топоры». Поколение либералов сороковых годов стало творцом великих реформ. Их практическая деятельность выя­вила важную закономерность либеральной политики — посте­пенные экономические и социальные преобразования должны значительно опережать преобразования политической системы. В выработке и проведении реформ участвовало и новое по­коление либералов - Н.А. и ДА. Милютины, А.В. Головнин, М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге. Политическая программа либералов была направлена на защиту уже осуществленных реформ от наступления справа, обсуждение и подготовку в дальнейшем Целой системы постепенных реформ в социальной и экономи­ческой областях. Россия должна пойти по пути постоянных и осторожных преобразований для предотвращения в стране ре­волюционного взрыва, который они считали безусловным злом. Либералы пореформенных десятилетий мыслили свою дея­тельность легальным общественным направлением и не стре­мились создать собственную партию. Традиционно для русской общественной жизни объединяющим центром был журнал «Ве­стник Европы» — один из самых популярных журналов в Рос­сии. Его редактором-издателем был отставной профессор Пе­тербургского университета М.М. Стасюлевич. В работе журнала принимали участие известные историки, юристы, публицисты — К.Д. Кавелин, В.Д. Спасович, К.К. Арсенъев, Н.И.Костомаров, АН. Пыпин, А.Ф. Кони. Журнал был трибуной легальной либе­ральной оппозиции правительственному курсу и консерватив­ному направлению. Осуществление земской, городской и судебной реформ в России привело к тому, что идеалы либерализма стали распро­страняться в провинции. На их основе возникло широкое земско-либеральное движение. Это было не только возрождение одного из традиционных начал русской жизни, но и школа об­щественности. Первоначально земство состояло из либерально настроенных дворян, чиновников, учителей, врачей. В 70-х гг. на работу в земствах стали привлекать крестьян.
«Общественно-политические движения в России в XIX веке» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Шанина Юлия Александровна
Автор(ы) Дербин Е. Н., Козловский С. В., Смирнова Л. В., Уваров С. Н.
Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot