Общественно-политические движения в России в XIX веке
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Общественно-политические движения в России в XIX веке.
1. Общая характеристика XIX века.
2. Первый этап освободительного движения – дворянский.
3. Второй этап – 30-50-е годы.
4. Третий этап – 60-90-е годы – пореформенные годы.
1. Общая характеристика XIX века.
С XIX века начинается всемирная история, история России становится Европейской. Со времен Семилетней войны угроза Российских штыков стала реальной. Участие России в наполеоновских войнах изменило отношение к России. Россия в XIX веке окончательно утверждается в роли гегемона. XIX век – век двух революций: политическая революция во Франции (1848) и промышленная революция в Англии («двойная революция»), которая привела к установлению новых индустриальных отношений переворот в сельском хозяйстве.
К середине XIX века Западная Европа освободилась от феодальных пережитков. Европа переживает демографический взрыв. Рост населения стимулирует развитие экономики. Развитие средств сообщения – XIX век вошел в историю как век «пара, железных дорог и пароходов». Развитие железных дорог – рост торговли, производства и миграции населения. В середине века Англия – «мастерская мира». К 70-м годам XIX века Англию обгоняют США и Германия. Именно в эти годы возникает деление на развитые и слаборазвитые страны. К первым относили – Западную Европу («без Пиренеев»-Испания, Португалия, Андорра), Центральная Европа, Швеция. Ко второй – все остальные и Россия.
XIX век в Европе стал временем исчезновения аристократических обществ и бурный рост буржуазии. «Двойная революция» не требовала знатного происхождения. Падение власти аристократии сопровождался ростом бюрократии. Именно в XIX веке появляется термин «белые воротнички» - стабильная соц. группа, очень многочисленная. Появляется еще один класс – пролетариат, многочисленный, сконцентрирован в промышленных центрах. Меняется статус пролетариата. До первой трети XIX века рабочий хотел стать буржуа, после – хотел сохранить свой статус – пролетария: хорошие условия труда, профсоюзы, рабочие партии имеют места в парламенте революционный потенциал рабочих снижается.
XIX век – век революций. С 1815 по 1849 год практически в каждой стране в Европе произошли революции – Запад в первой половине XIX века переболел революциями. Во второй половине XIX века только Парижская коммуна. В 60-70-х годах новый этап потрясений, который затронул уже Россию, США – уже не был связан с революциями. Он ознаменовал этап становления индустриальных государств в тех странах, которые запаздывали в своем развитии или устраняли пережитки традиционных обществ. Для России – это реформы 60-70-х годов.
XIX век – век национализма, космополитизма. Идея национализма дала всплеск в развитии культуры, образовании. Национальные интересы определяют ход развития международных отношений, создаются новые союзы для удовлетворения своих интересов.
XIX век – век цивилизации и культуры. В результате разрушительной работы просветителей 18 века и безбожников Французской революции идеология Запада претерпела существенную трансформацию. Люди престали воспринимать окружающий мир с т.з. христианской религии. Победа светских идей над церковными позволила по иному толковать проблемы общественного развития. Именно XIX век – появляется идея прогресса. История – часть поступательного движения вперед можно изменить природу, можно изменить самого человека – основа либеральной теории и социалистов.
2. Первый этап освободительного движения – дворянский.
В начале XIX в. русское общество оценивало себя и Россию исключительно с позиций европейской цивилизации. В то время европейская цивилизация воспринимала себя как общечеловеческую и единственно возможную, Россия же была слишком молода и еще только подходила к осознанию своей самобытности.
Западные философские и политические учения, взращенные на идеях частной собственности, индивидуализма, прагматизма, в России прививались умозрительно. До конца XVIII в. носителем идей политического освобождения, парламентаризма, гражданских свобод являлось привилегированное сословие — дворянство. К середине XIX в. круг приверженцев западных идей расширился за счет роста культурной и интеллектуальной прослойки общества (интеллигенции) и появления разночинцев.
Особенностью русской общественно-политической жизни было отсутствие демократических институтов и политических партий. Россией управлял император при помощи бюрократического аппарата. В его среде «делалась» внутренняя и внешняя политика. Источником и средством распространения общественно-политической мысли стали литература и публицистика.
Распространению политических теорий способствовали многочисленные кружки — литературные, философские, политические. Они объединяли довольно узкий круг единомышленников — товарищей по университету, редакции журналов, просто знакомых. В кружках велись дискуссии об исторических судьбах России, ее настоящем и будущем, обсуждались новинки литературы и философии. Подоплекой деятельности кружков была негласная оппозиция самодержавию.
Таким образом, несмотря на отсутствие политических партий, в России имелись возможности или составить оппозицию правительственной политике, или поддержать ее.
Движение декабристов.
Движение декабристов по сути либеральное в том смысле, что они ставят буржуазию вместо феодалов. То, что они оказались революционерами, было вызвано обстоятельствами. Они исходили из того чтобы не допустить революцию. Если народная революция произойдет в России, то это будет еще страшнее. чем во Франции, поэтому цель – предотвратить революцию. Они хотели провести минимум реформ, не дожидаясь революции. В России движение оказалось дворянским. Эти люди были связаны с купечеством, но это не меняет картины в целом.
Декабристы были страшно далеки от народа – В.И. Ленин.
Крестьяне не доверяли дворянам – но не только это. У крестьян были совершенно другие взгляды. Декабристы высказывались против монархии, а крестьяне за монархию – доброго царя. Введение конституции и республики крестьянам чуждо. Точно также о земле. Отмена крепостного права – чья земля? Декабристы воспринимают ситуацию с т.з. дворянства и ущемление прав крестьян – поэтому не подержали.
В развитии тайных обществ можно выделить несколько стадий.
Предыстория – масонские организации. Масоны в 18 веке – это сторонники антифеодального освободительного движения, носители революционных идей. Суть масонства – необходимо построить новое свободное общество, в котором не будет ни социальных, ни религиозных, ни национальных конфликтов, не будет никаких границ, всеобщее равенство.
Следующая стадия – офицерские артели. Молодые офицеры объединяются для решения бытовых проблем. «Семеновская артель», «Орден русских рыцарей» (Михаил Орлов, Денис Давыдов) – арест и затем отказались.
После Войны 1812 года на базе этих двух в 1816 создается «Союз спасения» - 30 человек (столичные офицеры). Строилась по принципу масонских лож. Главная цель – цареубийство – заговор. В 1818 году роспуск организации.
В 1818 году создается «Союз благоденствия» - цель пропаганда идей в обществе. Пестрый состав. 1822 году ликвидировалось.
Возникли «Северное» и «Южное» общества. Связаны между собой, но самостоятельные. Были существенные расхождения во взглядах. Их отличие от предыдущих – они офицерские. Это связано с тактикой – не заговор, ни переворот, а выступление гвардии.
Другая особенность – они разрабатывали программы будущих преобразований самостоятельно – получились разные.
«Северное» - Петербург, более трезво мыслящие, осторожнее. Хотели осуществить реформы с помощью Учредительного собрания, оно должно решить будущее России, а декабристы только предложат свою программу («Конституция» автор Муравьев).
«Южное» общество Пестель – «Русская правда».
Что общего и различного в программах – Характеристика программ на семинаре!!!
Решали буржуазные задачи, но методы продиктованы дворянскими интересами.
Восстание 14 сентября 1825 года на Сенатской площади в Петербурге.
По плану Трубецкой – диктатор, не появился.
Рылеев – горло болело, пришел и ушел.
Каховский – не согласился убить царя.
Булатов – отказался захватить Петропавловскую крепость.
Якубович – отказался захватить Зимний дворец.
Лично из них никто не был уверен в успехе дела. Только к 12 часам 800 человек вышло на Сенатскую площадь – Московский полк, гвардейский.
Сенаторы уехали домой присягнув новому монарху. Правительственные войска ведут себя сдержанно.
К 16.00 – 3 тыс. восставших и 9-12 тыс. – правительственных войск. 150 тыс. пришли посмотреть.
Декабристы медлили, но не хотели народного бунта – они в таком случае будут во главе его. Топа могла просто разнести Зимний дворец.
Правительственные войска открыли огонь. На следующий день около 1300 мертвых, 900 – простые люди, 250 – мальчишек и несколько в мундирах. Стреляли с Зимнего и Адмиралтейства, но не по декабристам, а по толпе, чтобы из разогнать, разогнали, а декабристов арестовали. Пестель, Муравьев-Апостол, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Каховский были повешены.
На Украине было точно также.
Причины поражения – сами не были настроены на революцию. Они оказались между жерновами – крестьянством и правительством. После декабристов все общественное движение ограничено либеральным направлением.
3. Второй этап – 30-50-е годы.
В общественно - политической мысли 30-50-х годов можно выделить три направления: 1. консервативно-охранительное. 2. либеральное. 3. радикальное.
1. Консервативно-охранительное.
Теория официальной народности.
Восстание декабристов породило ответную реакцию правительства. Царствование Николая I стало «железной зимой» в общественной жизни. Радикальная оппозиция дворянства самодержавию надолго исключила возможность компромисса между властью и обществом. В 30—50-е гг. усилилась имперская идея, возросла роль официальной печати. Бюрократия и полиция стали решающей силой в управлении государством и в жизни общества.
40-е гг. XIX в. стали «фокусом», в котором сконцентрировались все течения общественно-политической мысли России. В эти годы впервые в истории России была сформулирована официальная идеология. Ее автором и проводником стал министр народного просвещения граф С.С. Уваров(15 лет министр).
Теория официальной народности основывалась на трех принципах — самодержавие, православие и народность.
Главным звеном в триаде являлось самодержавие — важнейший устой России. Император — помазанник Божий, глава государства и народа. Отсюда следовало, что служба государю — долг каждого подданного, не служивший дворянин вызывал сомнения в своей благонадежности.
Православие провозглашалось единственно возможной формой духовной жизни русских. Понятие «народность» подразумевало, что в России существует органическое единство русского царя и русского православного народа, отсутствует социальная и культурная рознь. За крепостное право, общину, за сохранение «почвы».
Теория официальной народности проповедовалась в гимназиях, университетах, канцеляриях, светских гостиных, армии. Издавали газету «Северная пчела» — полуофициоз, поддерживаемый властью.
После революционных потрясений 1848 г. в Европе, нашедших отклик в русском обществе, император Николай I разочаровался в действенности официальной идеологии и перешел к решительному применению полицейских мер по отношению к обществу. Свирепствовала цензура, III Отделение (Л.В. Дубельт) создало широкую сеть доносительства, гласного и негласного надзора за подданными. Откровенное и грубое насилие государственной власти воцарилось в общественной жизни. Европеизированная часть русского общества не разделяла идей официальной народности.
Из критики этой триады выросло новое течение – либералы.
2. Либеральное направление.
Термин «либерализм» произошел от латинского слова «liberalis», что значит «присущий свободному человеку». В современном значении либерализм имеет два главных толкования. Во-первых, образ мышления и деятельности, умонастроение, для которых характерны независимость по отношению к традициям, привычкам, догмам, стремление и способность к активному самоопределению в мире. Во-вторых, совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного или общественного принуждения по отношению к личности. Либерализму свойственно подчеркивать отсутствие классовых, групповых и национальных предрассудков, индивидуализм, самоценность личности.
В России появление либерализма связывают с созданием Русского географического общества, и особенно Московским университетом (Кавелин, Соловьев).
Одним из первых, кто объявил себя приверженцем западной цивилизации, был П.Я. Чаадаев — мыслитель своеобразный и сильный, оказавший заметное влияние на развитие общественно-политической мысли России. Первое «Философическое письмо» Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в московском журнале «Телескоп», потрясло русское общество. Реакция правительства последовала немедленно: цензор А.В. Болдырев — ректор Московского университета, пропустивший статью, был уволен, редактор журнала Н.И. Надеждин сослан в Усть-Сысольск, а Чаадаев был объявлен сумасшедшим и фактически попал под домашний арест на много лет. Упоминать о статье Чаадаева в печати было запрещено.
Чаадаев был первым, кто стал доказывать «отсталость» России от Европы из-за принятия ею православия от «жалкой, глубоко презираемой» на Западе Византии. В политическом отношении «Философическое письмо» безжалостно осуждало самодержавие. Позднее взгляды Чаадаева на историческое место России изменились. Революционные потрясения 1830—1831 гг. в Европе и падение династии Бурбонов во Франции отняли у него надежду на католический Запад. На место старого западного мира, - по его мнению, должен прийти «новый мир» — Россия, свежая, полная сил, имеющая перед собой трагический опыт Европы.
Идеи Чаадаева, развитые им в «Философическом письме», привели к окончательному формированию двух направлений в общественной мысли России — западничеству и славянофильству. Сами западники и славянофилы понимали свое родство.
Герцен в воспоминаниях об эпохе сороковых писал: «Да, мы были противниками... но очень странными. У нас была одна любовь, но неодинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы — за пророчество: чувство безграничной любви к русскому народу...»
Западников и славянофилов роднило и другое — они находились в оппозиции к режиму Николая I и выступали против общего противника — теории официальной народности. И те, и другие были приверженцами свободы личности, совести, мысли, слова, отрицали революцию, полагая, что в России она превратится во всеразрушающий бунт без каких-либо созидательных начал, сходились в том, что развитие общества должно идти постепенно, путем реформ. Полемика западников и славянофилов открывала великий спор о выборе пути, о прошлом и будущем России, о ее исторической роли.
К кружку западников принадлежали Н.В. Станкевич, молодые А.И. Герцен и Н.П. Огарев, М.А. Бакунин, историки — Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, СМ. Соловьев, литераторы и литературные критики — В.Г. Белинский, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев. Основной движущей силой исторического процесса западники считали борьбу личности за свободу. Родовые отношения должны сменяться семейными, которые в свое время уступили место высшей форме общественных отношений — государству. В России государственное начало утвердилось только при Петре I, которого западники называли Великим. Одновременно личность освобождалась от пут родового и семейного строя для дальнейшего, теперь уже свободного, развития. Западники были убеждены, что Россия идет тем же историческим путем, что и Запад, но в силу исторических причин отстала и должна всемерно использовать успехи европейской цивилизации для того, чтобы встать с Европой в один уровень. Тормозом на этом пути была община — воплощение родового и семейного начала в истории. Она сковывала свободу личности, и ее надо было уничтожить.
Политическая программа западников была программой окончательной европеизации политической и административной системы России. В ряду ее требований были: изменить нравы и законодательство, выработать по европейским образцам политическую, судебную и религиозную организации, создать условия для развития частной собственности и на ее основе — новую промышленность. Конечной целью должно было стать превращение самодержавия в конституционную монархию. Западники выступали за освобождение крестьян с небольшим наделом земли, выкупленным у помещика.
Славянофильский кружок был сосредоточен в Москве. А.С. Хомяков, религиозный философ и поэт, возглавлял кружок славянофилов, в который входили братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев, князь В.А. Черкасский. Славянофильские воззрения разделяли Ф.И. Тютчев, А.А. Григорьев, Н.В. Гоголь.
Славянофилы исходили из утверждения немецкого философа Ф.В. Шеллинга о том, что каждый «исторический» народ должен развивать свои национальные особенности, чтобы выполнить свою миссию в истории. Они считали, что развитие России должно опираться исключительно на национальную почву, традиции и обычаи народа. Для России неприемлем путь Запада, так как в его основе лежали индивидуализм и бездуховность. Славянофилы отвергали католицизм, так как Рим был соблазнен и развращен властью. В России же они видели совершенно иные начала народной жизни.
Важнейшим элементом славянофильской концепции была община, или крестьянский мир, которая предполагала превосходство общенародного над личным. Конкретным выражением общинных устоев была мирская собственность на землю. Нравственные устои в крестьянском быту также определялись мирским согласием и православной церковью. Церковь играла огромную роль в жизни русского народа и государства. Соборность — основной принцип православной церкви был созвучен общинному устройству народной жизни.
Государственное устройство России представлялось славянофилам в виде монархии, ограниченной Земским собором, который должен был высказывать царю мнение народа. Славянофилы, глубоко и искренне религиозные люди, считали власть греховной, именно этим они объясняли самоустранение народа от власти. Царь же по благословению церкви брал на себя бремя за весь народ и поэтому стоял над всеми. Отношения царя и народа представлялись славянофилам в идеале как отношение отца к детям, что также не противоречило соборности русского народа. Несмотря на идеализацию прошлого, славянофилы отдавали себе отчет, что современная им Россия весьма далека от идеала православного царства. Они выступали за освобождение крестьян с землей при сохранении общины и вотчинного суда помещика — залога сохранения патриархальных отношений в деревне и предохранения России от «язвы пролетариатства». Славянофилы первыми стали изучать быт народа, его культуру, устное творчество, религиозные воззрения.
К середине 50-х гг. западничество и славянофильство как общественные течения сошли на нет, но идеи, звучавшие в тех спорах, перешли к следующим поколениям мыслящих русских людей. До сих пор в России не угасла полемика между «западниками» и «славянофилами». Вопрос об исторической роли России не получил однозначного ответа ни в теоретических построениях, ни в политике.
3. Радикализм.
Радикализм обособился в русской общественной жизни в 40-х гг., и это связывают с деятельностью В.Г. Белинского. Главной идеей радикализма на протяжении всей истории был бунт и в результате его — разрушение старой России.
В 50-х гг. русский радикализм окончательно приобрел социалистическую окраску. В этом большую роль сыграл А.И. Герцен — личность в отечественной истории, литературе и политике огромная и противоречивая. Западник в молодые годы, Герцен разочаровался в ценностях западной цивилизации и идеалах европейского социализма. Духовная драма Герцена связана с его пребыванием в Европе в качестве политического эмигранта. Увиденное им подавление революции 1848 г. в Париже вновь поставило перед ним вопрос о перспективах развития России.
К 50-м гг. у Герцена зреет ответ: Россия не должна идти по западному пути. Европейское мещанство пронизывает как буржуазную жизнь, так и социалистические идеалы. У России собственная дорога, идя по которой она должна избежать капитализма. Россия может и должна опередить Европу и первой прийти к социализму, но «социализму русскому». Герцену казалось, что он нашел реально существовавшие зачатки социализма в крестьянской жизни — общину и артель. Общинное землевладение — это форма коллективной собственности, основа социалистического строя, а артель — школа коллективного труда. Задача состояла в том, чтобы это поняли не только революционеры, но и сами крестьяне и начали совместно сознательно развивать и усиливать эти социалистические начала. Тогда в России произошел бы социальный переворот и восторжествовали бы коллективная собственность и коллективный труд. Труды Герцена явились идейной основой для радикального движения во второй половине XIX в.
В самой России наиболее известным был радикальный кружок
М.В. Буташевича-Петрашевского
Сын врача, дворянин. Окончил Царскосельский лицей (1839) и юридический факультет Петербургского университета (1841). Служил переводчиком в министерстве иностранных дел. Редактор и автор большинства теоретических статей Карманного словаря иностранных слов (в. 2, 1846), в котором пропагандировались демократические и материалистические идеи, принципы утопического социализма. С 1844 в доме Петрашевского проходили собрания; с 1845 они стали еженедельными («пятницы») и получили известность среди прогрессивной общественности (см. Петрашевцы). Участники «пятниц» пользовались библиотекой Петрашевского, в которой были собраны запрещенные книги по материалистической философии, утопическому социализму и истории революционных движений. Петрашевский признавал себя сторонником Ш. Фурье, выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй. В конце 1848 участвовал в совещаниях, посвященных организации тайного общества, был сторонником длительной подготовки народных масс к революционной борьбе. В 1849 арестован, приговорён к расстрелу, замененному бессрочной каторгой, которую отбывал в Восточной Сибири. С 1856 ссыльнопоселенец, жил в Иркутске, организовал газету «Амур» (1860). За выступления против произвола местных властей в февраля 1860 выслан в Минусинский округ. С документами о деле петрашевцев и с судьбой Петрашевский ознакомили Россию издатели «Колокола».
В 1849 г. на его заседаниях собирались почитатели французского социалиста
Ш. Фурье и обсуждались важнейшие вопросы русской жизни, будущего страны, знакомились с новинками философской и социально-политической литературы. Среди членов кружка были чиновники, военные, литераторы, в том числе М.Е. Салтыков-Щедрин и Ф.М.Достоевский. Полицейский провокатор помог разгромить кружок. Руководители петрашевцев были приговорены к смертной казни, но уже на эшафоте были помилованы Николаем I и сосланы на каторжные работы.
Все подсудимые были приговорены к смертной казни — расстрелу; но, принимая во внимание разные смягчающие обстоятельства, в том числе раскаяние всех подсудимых, суд счел возможным ходатайствовать об уменьшении им наказания, а Пальму испрашивал даже полное прощение. Наказания действительно были смягчены: Петрашевскому назначена каторга без срока, Достоевскому — каторга на 4 года с отдачей потом в рядовые, Дурову — то же самое, Толю — 2 года каторги, Плещееву — отдача рядовым в оренбургские линейные батальоны и т. д. Пальм был переведён с тем же чином в армию.
Таким образом, общественно-политическая жизнь была сложна и противоречива.
4. Третий этап – 60-90-е годы – пореформенные годы.
Социальные и политические идеи в пореформенной России приобрели небывалую силу. Общественное движение стало фактором развития России.
Консервативное направление
С середины 60-х гг. борьбу с оппозицией возглавил М.Н. Катков, отставной профессор истории Московского университета. Будучи частным лицом и не располагая никакими полномочиями, этот публицист и издатель журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости» стал самым влиятельным после царя человеком в 70-е и особенно в 80-е гг. Катков провозгласил себя «спасителем» России от «красных», и по мере наступления консерваторов усиливалось и его влияние в правительственных сферах на внутриполитические дела. Он играл подчас решающую роль даже в определении состава правительства.
В 1880—1900 гг. теория официальной народности в неизменном виде защищалась на страницах журнала «Гражданин», издателем и редактором которого был князь В.П. Мещерский. Теория официальной народности, созданная по повелению свыше, была реакцией правительства на развитие революционных идей в России. Несмотря на искусственность ее постулатов, она не претерпела существенных изменений на протяжении десятков лет, потому что в сознании миллионов русских независимо от теорий жила вера в Бога и царя, а церковные обряды составляли основу обыденной и духовной жизни. В значительной степени на этом держались национальное и государственное самосознание и единство.
Радикальные течения
Идеи Герцена создали основу для радикального движения на протяжении всей второй половины XIX в. Его последователи называли себя народниками. Народничеству 60—80-х гг. были свойственны неприятие буржуазности, стремление защищать интересы крестьянства, нежелание признавать наличие капитализма в России. Разночинные народники были проникнуты духом отрицания. С романом И.С. Тургенева «Отцы и дети» слово «нигилизм» прочно вошло в русскую жизнь. В силу этого разночинцы оказались прекрасной почвой для бунтарских и социалистических идей Н.Г. Чернышевского. Из кружка нигилистов, группировавшихся вокруг него в начале 60-х гг., когда готовилась и осуществлялась крестьянская реформа, вышли агитационные листки с призывами «К топору!», «В набат!». Революционеры 60—70-х гг. отрицали необходимость политических свобод в России, они хотели вызвать немедленный бунт для устройства в стране всеобщего равенства на основе уравнительности и коллективизма.
Яркий антилиберализм народников дополнялся идеей насилия, уничтожения не только некоторых наиболее преданных императору сановников, но и всех помещиков, всех привилегированных групп общества. В конце 60-х гг. нигилистические идеи обрели воплощение в зловещей фигуре С.Г. Нечаева — создателя тайного революционного общества и «Катехизиса революционера». Он хотел организовать по всей России революционные ячейки с железной дисциплиной, которым для осуществления революции позволено было бы все — убийства, провокаторство, шантаж. Нечаев презирал народ, считал необходимым увеличивать насилие над ним и множить его страдания. Он организовал убийство члена своей организации «непокорного» студента И. Иванова, стремясь связать кровью и полностью подчинить себе остальных участников организованного им общества. Нечаевское дело потрясло Россию. Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» раскрыл психологию революционеров как фанатиков во имя господства социализма.
Народническое движение на протяжении 60—80-х гг. имело несколько идеологов (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Т.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский). В основе их революционных исканий лежало убеждение, что интеллигенция виновата перед народом и должна уплатить ему свой долг: вся культура создана за счет народа, и это налагает тяжкую ответственность на тех, кто этой культурой пользуется.
Народники, не веря в Бога, верили, что в крестьянстве хранится тайна истинной жизни, что только в народе скрыта социальная справедливость. Революционная интеллигенция ощущала свою оторванность от народа и стремилась «войти» в него, приобщиться к народу, который представлялся ей коллективом.
Именно таким мироощущением объясняются социалистические, коллективистские убеждения революционной интеллигенции. «Хождение в народ», предпринятое в 1874—1875 гг. молодыми людьми революционных убеждений, потерпело провал. Народники воочию убедились, что между ними и народом непреодолимая пропасть. Никакой социальной базы у революционеров в России не оказалось — оставалось надеяться исключительно на собственные силы. Это был первый кризис народничества. Выходом из него была выработка новых методов борьбы. Народники признали политическую борьбу и начали террор против царя и правительства. Правительство прибегло к крайним мерам — от административной высылки до смертной казни. Убийство Александра II оттолкнуло от революционеров симпатизировавших им либералов. Народники оказались в изоляции от русского общества. К началу 90-х гг. они переживали глубокий идейный и организационный кризис.
Распространение марксизма в России
Повышение роли рабочего класса в экономической и политической жизни страны, поднимавшаяся стачечная борьба и рост сознательности рабочих вызывали пристальный интерес к пролетариату со стороны революционной интеллигенции. Ее представители, разочаровавшись в народнической идеологии, искали новую революционную теорию и нашли ее в марксизме. Русских революционеров привлекало то, что социализм теоретически выводился как естественный результат объективного экономического развития, что он «запрограммирован» развитием материальных производительных сил. Они почувствовали «почву» под ногами — на их стороне была наука, казавшаяся всемогущей.
Первой русской марксистской организацией стала основанная в Женеве бывшими чернопередельцами группа «Освобождение труда» (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов).
Члены этой группы переводили и распространяли произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. В эти годы Плехановым были написаны такие теоретические работы, как «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», в которых он доказывал несостоятельность народнических теорий. Он подчеркивал, что Россия уже вступила на путь капиталистического развития и важнейшей революционной силой становится рабочий класс, на организацию которого и надо направить усилия и энергию революционера. При этом Плеханов особо отмечал значение политической борьбы, исходил из того, что предстоящая революция будет не социалистической, а буржуазно-демократической.
В борьбе с народнической идеологией взгляды группы «Освобождение труда» постепенно завоевывали сторонников в России, способствовали развитию в стране социал-демократического движения.
Почти в то же время, что и группа Плеханова, первые марксистские кружки возникли и в России. Деятельность их была направлена на распространение социал-демокатических идей среди рабочих и интеллигенции. Эти кружки не были сколько-нибудь тесно связаны с рабочим движением, носили замкнутый характер и имели весьма ограниченный состав участников. Таковой являлась, например, группа, возглавляемая студентом Петербургского университета болгарином Димитром Благоевым («Партия русских социал-демократов»), впоследствии основавшим болгарскую социал-демократическую партию. В Петербурге же в 1885—1886 гг. существовала группа, созданная П.В. Точисским («Товарищество Санкт-петербургских мастеровых»). В конце 1880 — начале 1890-х гг. вела пропаганду группа М.И. Брус-нева, образовавшаяся из кружков Петербургского университета и Технологического института. Кроме Петербурга марксистские кружки существовали в Москве, Киеве, Одессе, Вильно и других городах. В Казани с кружком, возглавляемым Н.Е. Федосеевым в 1888—1889 гг., был связан В.И. Ленин.
ИТОГИ
Рассмотренные здесь общественно-политические направления отнюдь не исчерпывают всего богатства и глубины русской общественной жизни. Отечественная общественная мысль и философия не укладываются в охранительство, либерализм и радикализм. В России в XIX в. существовало немало сильных и оригинальных мыслителей, которые являются предметом гордости нашей истории.
Другие течения
В 60—80-е гг. по мере развития и обогащения национальной общественно-политической мысли в рамках охранительного направления появляются своеобразные, глубокие мыслители. Их объединяло убеждение в том, что дальнейшая европеизация русского народа, особенно политизация его разрушительны для России. Поиск был направлен на то, как сохранить важнейшие национальные основы — православную веру, самобытную политическую и социально-экономическую системы, не допустить обмещанивания и революции, т.е. духовного и неизбежно за ним следующего материального разрушения. Они предупреждали об опасности ассимиляции России Европой. К их числу принадлежали К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, К. П. Победоносцев.
К.Н. Леонтьев создал собственную историософскую концепцию. Его пророчество о том, что в XX в. в результате развития либеральных и социалистических идей явится «рабство в новой форме», вероятно, в виде жесточайшего подчинения лиц мелким и крупным общинам, а общин государству, оправдалось. В современной западной литературе Леонтьева причисляют к крупнейшим русским писателям и признают одним из самых дальновидных и принципиальных политических мыслителей своего времени.
Не меньшим интересом на Западе и в России пользуются идеи крупного русского мыслителя Н.Я. Данилевского — выдающегося русского ученого-естественника, историка, философа, публициста. В 50—70-х гг. он выдвинул ряд идей, которые легли в основание современных отраслей гуманитарного знания — историософию, социологию, антропологию, культурологию.
Данилевский — один из создателей концепции панславизма. Он видел в Европе врага и агрессора по отношению к славянским государствам и особенно к России. В своей главной книге «Россия и Европа» он заложил основы цивилизационного подхода в истории. Он утверждал, что материальная культура может восприниматься всеми цивилизациями, но нематериальные элементы культуры распространяются только в границах породившей их цивилизации и не в состоянии охватить другие культурно-исторические типы.
Имя К.П. Победоносцева не сходило со страниц русской печати почти три десятилетия. Одни ненавидели и проклинали его, другие — преклонялись и благословляли. Независимо от оценок, Победоносцев — крупнейший государственный деятель конца XIX — начала XX в. Он окончил училище правоведения, преподавал гражданское право, писал научные труды. Его трехтомный «Курс гражданского права» известен и современным юристам. В 1880 г. Александр II назначил Победоносцева обер-прокурором Святейшего синода. На этом посту он пробыл до осени 1905 г.
Как публицист Победоносцев высказал глубокие мысли о России и основах ее жизни. Его стараниями миллионы крестьянских детей получали образование и формировали социальную основу для аграрных преобразований Столыпина. В 1880 г. насчитывалось 273 церковно-приходские школы с 13 тыс. учащихся, к 1905 г. было почти 44 тыс. школ и 1,8 млн учащихся. В основу деятельности церковно-приходских школ были заложены нравственные принципы.
Возбуждение политических страстей в крестьянстве Победоносцев считал преступлением, так как это вело к разрушению всех устоев, вызывало в людях жадность, своекорыстие, темные инстинкты. Он был убежденным противником демократии в России, считал, что русское крестьянство не готово к самоуправлению. Парламентские выборы, по его мнению, представляют в реальной жизни «нахальную» игру честолюбия и корыстных интересов, а под лозунгом заботы о народном благе всегда подразумеваются интересы партийные, групповые или личные. Монарх же, возвышаясь над всем обществом, не только примиряет подобные требования и порывы, но и являет собой единство разумной воли. Выход из переживаемого Россией кризиса виделся ему в обновлении общества через церковь.
Однако значительная часть европеизированного русского общества не разделяла идеи Леонтьева, Победоносцева, Данилевского. Умами владели другие идеалы.
Либеральное общественное движение
С конца 50-х гг. русский либерализм вступил в новый этап, который продлился до 90-х гг. За это время русские либералы обрели единство в стремлении оказывать реальное влияние на внутреннюю политику правительства. Впервые они заявили о себе как общественные деятели в «эпоху великих реформ». Во всем полагаясь на царя, поддерживая инициативу Александра II, провозгласившего реформы, либералы обеспечили успех правительственного курса. Вместе с тем они отмежевались от Герцена и всего революционного направления, стремившегося поднять Русь «в топоры». Поколение либералов сороковых годов стало творцом великих реформ. Их практическая деятельность выявила важную закономерность либеральной политики — постепенные экономические и социальные преобразования должны значительно опережать преобразования политической системы.
В выработке и проведении реформ участвовало и новое поколение либералов - Н.А. и ДА. Милютины, А.В. Головнин, М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге. Политическая программа либералов была направлена на защиту уже осуществленных реформ от наступления справа, обсуждение и подготовку в дальнейшем Целой системы постепенных реформ в социальной и экономической областях. Россия должна пойти по пути постоянных и осторожных преобразований для предотвращения в стране революционного взрыва, который они считали безусловным злом. Либералы пореформенных десятилетий мыслили свою деятельность легальным общественным направлением и не стремились создать собственную партию. Традиционно для русской общественной жизни объединяющим центром был журнал «Вестник Европы» — один из самых популярных журналов в России. Его редактором-издателем был отставной профессор Петербургского университета М.М. Стасюлевич. В работе журнала принимали участие известные историки, юристы, публицисты — К.Д. Кавелин, В.Д. Спасович, К.К. Арсенъев, Н.И.Костомаров, АН. Пыпин, А.Ф. Кони. Журнал был трибуной легальной либеральной оппозиции правительственному курсу и консервативному направлению.
Осуществление земской, городской и судебной реформ в России привело к тому, что идеалы либерализма стали распространяться в провинции. На их основе возникло широкое земско-либеральное движение. Это было не только возрождение одного из традиционных начал русской жизни, но и школа общественности. Первоначально земство состояло из либерально настроенных дворян, чиновников, учителей, врачей. В 70-х гг. на работу в земствах стали привлекать крестьян.