Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)

  • 👀 347 просмотров
  • 📌 310 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)» docx
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) Государственное учреждение «Информационный центр ОКСИОН» Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий. Создание ОКСИОН осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», требованиями ряда нормативных правовых документов Российской Федерации и ведомственных руководящих документов. ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат. На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач: · сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях; · повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; · повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности; · повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности; · увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения; · повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей. ОКСИОН представляет собой совокупность Федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств. Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы: · информационные центры различного уровня; · терминальные комплексы, такие как: ·         пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН); ·         пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН); ·         мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН); · распределенные автоматизированные подсистемы; · другие средства информирования и оповещения населения. В случае введения, на какой либо из территорий – в зоне ответственности ОКСИОН, режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, информационные центры ОКСИОН соответствующего уровня переходят в оперативное управление территориального органа МЧС России по вопросу вывода оперативных информационных материалов на территориях, на которых введен данный режим. В отдельных случаях информационными центрами может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне ответственности. С целью подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения: · наружные (располагаемые вне помещений светодиодные экраны); · внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели; · устройства типа «бегущая строка». Также с целью информирования населения в местах массового пребывания людей используются другие средства. Технические средства информирования и оповещения населения при установке в местах массового пребывания людей функционально объединяются со средствами видеонаблюдения, образуя различные типы терминальных комплексов. Терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, а именно: · видеокамер; · датчиков уровня радиации и химического контроля; · светодиодных экранов; · плазменных экранов; · бегущих строк; · аудиосистем оповещения. Терминальные комплексы делятся на стационарные и подвижные. В состав стационарных терминальных комплексов входят: · пункты уличного информирования и оповещения населения; · пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей. В состав подвижных терминальных комплексов входят: · пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах; · мобильный комплекс информирования и оповещения населения. Работа ОКСИОН построена на функционировании следующих распределенных автоматизированных подсистем: • массового информирования (ПМИ); • наблюдения и сбора информации (ПСИ); • связи и передачи данных (ПСПД), в том числе мобильный сегмент ПСПД (МС ПСПД); • информационной безопасности (ПИБ); • радиационного и химического контроля (ПРХК); • звукового сопровождения и информирования (ПЗСИ); • часофикации (ПЧ); • контроля и управления ОКСИОН (ПКУ); Главным требованием работы ОКСИОН является ее устойчивое функционирование в условиях чрезвычайных ситуаций, когда может происходить возможное постепенное отключение различных элементов. Устойчивость к поражающим факторам достигается с помощью децентрализованных сетевых решений. В системе не существует ни одного территориально компактного элемента, отказ или разрушение которого выводил бы из строя всю систему. В режиме повседневной деятельности осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России. Одновременно с работой подсистемы массового информирования в местах расположения терминальных комплексов проводится профилактическое видеонаблюдениеза обстановкой, т.е. применяется подсистема сбора информации (ПСИ). В повседневном режиме ПСИ используется для сбора, обработки и анализа информации об обстановке на подконтрольных территориях. В режиме повседневной деятельности видеозаписи хранятся в течение 7-ми дней в архиве управляющего компьютера терминального комплекса. В режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН заключается в оперативном информировании населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также террористических акций. Вместе с тем, в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации, функционирование ОКСИОН заключается в информировании населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений. Также осуществляется предоставление необходимой информации по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям» и адресным пунктам поиска близких и родственников. Для использования элементов системы при возникновении ЧС разрабатываются типовые процедуры функционирования ОКСИОН и ее отдельных компонентов, подготавливаются соответствующие информационные материалы и информационные блоки. После отмены режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационные центры ОКСИОН в течение 24 часов производят перевод системы в режим повседневной деятельности. В настоящее время создано более 200 видеороликов, адаптированных для различных групп населения, в том числе и детей, часть которых демонстрируется на терминальных комплексах ОКСИОН в режиме повседневной деятельности. Созданная пилотная зона комплексной безопасности населения в г. Санкт-Петербурге уже в настоящее время показывает свою эффективность, к примеру: - терминальный комплекс, размещенный на платформе станции «Чкаловская» оснащен устройством экстренной связи пассажиров с ситуационным центром метрополитена (с начала этого года поступило 361 обращение граждан). МЧС России утвердило Методические рекомендации по включению в единую сеть ОКСИОН элементов информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, созданных за счет региональных бюджетов, частных организаций и иных источников. В особенности, к таким элементам отнесены коммерческие наружные или внутренние средства коллективного отображения информации (светодиодные панели), системы звукового сопровождения и информирования о пожаре, СОУЭ.  Новый документ регламентирует порядок действий по включению указанных элементов в общероссийскую сеть ОКСИОН — комплексную систему информирования и оповещения населения, в том числе в отношении обеспечения пожарной безопасности и защиты от ЧС, а также дает рекомендации по их развитию. Напомним, что ОКСИОН создается в соответствии с законами и постановлениями Правительства РФ, а также ведомственными руководящими документами, в частности: • Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69 ФЗ «О пожарной безопасности»; • Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 9 ноября 2001 года № 1309; • распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2005 года № 1327-р «О совершенствовании организации подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов»; • совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 года № 428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций»; • приказом МЧС России от 29 июня 2006 года № 386 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».  Элементы оповещения и информирования населения должны включаться в ОКСИОН только в соответствии с нормативными документами. Для включения в систему они должны соответствовать единым требованиям к ее терминальным комплексам, а также требованиям к созданию региональных подразделений системы и к организациям, которые планируется присоединить к ОКСИОН. Рис. 1. Структура ОКСИОН В том случае, если необходимо включить в единую сеть ранее созданные элементы, решение об этом должен принимать специальный Организационный комитет. Для обеспечения сопровождения и координации работ создается специальная постоянная комиссия при ФГБУ «ИЦ ОКСИОН», в сферу ответственности, которой входит консультирование по вопросам включения элементов информирования населения в ОКСИОН, проведение экспертизы всех типов документации элементов системы, участие в проведении испытаний, организация эксплуатации принятых в единую сеть элементов оповещения и информирования населения. Кроме того, комиссия запрашивает у территориальных органов МЧС информацию о перспективных планах создания элементов оповещении для обобщения информации и использования ее в последующей работе, выдает рекомендации по вопросам их создания, проверяет техническую документацию на соответствие установленным требованиям. Для того, чтобы Организационный комитет принял решение о включении элементов информирования и оповещения людей в сеть ОКСИОН, они должны отвечать ряду требований: • расходы на электроэнергию, техобслуживание и ремонт, закупку программного обеспечения, а также расходы по оплате аренды точек размещения ложатся на балансодержателя, исключением являются расходы на услуги связи и централизованное обновление программного обеспечения; • размещение любых информационных материалов допустимо только в случае их соответствия закону о рекламе; • предоставление эфирного времени для трансляций контента МЧС (как плановых, так и внеочередных) является обязанностью балансодержателя; • использование специализированного программного обеспечения и своевременное его обновление также входит в обязанности балансодержателя; • при нарушении информационной безопасности системы, если оно произошло по вине балансодержателя, ответственность ложится на него.  В том случае, если элементы информирования и оповещения не отвечают техническим требованиям, в частности, к магистральным IP-каналам и 1P-каналам связи «последней мили» (по скорости, среднему времени и вариации задержки, проценту потери пакетов), приведенным в Приложениях 1 и 2 к Методическим рекомендациям, то балансодержатель обязан устранить выявленные нарушения за счет собственных средств и направить документацию на повторную экспертизу для включения в ОКСИОН. Координация деятельности по созданию элементов информирования и оповещения населения, а также контроль над выполнением возлагается на территориальные органы МЧС РФ. http://docs.cntd.ru/document/551575112 Методические рекомендации по включению в единую сеть оксион элементов информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, созданных за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, организаций и иных источников определения и термины http://sirius-system.ru/d/vremennyyreglamentoksion.pdf Временный регламент ОКСИОН
«Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Буслаев С.И., Горский Ю.В., Григорьев С.М., Овсяник А.И., Панов И.В., Пименов Н.А., Родионов А.С., Романченко Л.Н., Сидоренко Г.Г., Терновсков В.Б.
Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot