Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
Государственное учреждение
«Информационный центр ОКСИОН»
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
Создание ОКСИОН осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», требованиями ряда нормативных правовых документов Российской Федерации и ведомственных руководящих документов.
ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.
На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач:
· сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
· повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
· повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
· повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
· увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
· повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
ОКСИОН представляет собой совокупность Федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств.
Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:
· информационные центры различного уровня;
· терминальные комплексы, такие как:
· пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН);
· пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН);
· мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);
· распределенные автоматизированные подсистемы;
· другие средства информирования и оповещения населения.
В случае введения, на какой либо из территорий – в зоне ответственности ОКСИОН, режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, информационные центры ОКСИОН соответствующего уровня переходят в оперативное управление территориального органа МЧС России по вопросу вывода оперативных информационных материалов на территориях, на которых введен данный режим.
В отдельных случаях информационными центрами может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне ответственности.
С целью подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:
· наружные (располагаемые вне помещений светодиодные экраны);
· внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели;
· устройства типа «бегущая строка».
Также с целью информирования населения в местах массового пребывания людей используются другие средства.
Технические средства информирования и оповещения населения при установке в местах массового пребывания людей функционально объединяются со средствами видеонаблюдения, образуя различные типы терминальных комплексов.
Терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, а именно:
· видеокамер;
· датчиков уровня радиации и химического контроля;
· светодиодных экранов;
· плазменных экранов;
· бегущих строк;
· аудиосистем оповещения.
Терминальные комплексы делятся на стационарные и подвижные.
В состав стационарных терминальных комплексов входят:
· пункты уличного информирования и оповещения населения;
· пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей.
В состав подвижных терминальных комплексов входят:
· пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах;
· мобильный комплекс информирования и оповещения населения.
Работа ОКСИОН построена на функционировании следующих распределенных автоматизированных подсистем:
• массового информирования (ПМИ);
• наблюдения и сбора информации (ПСИ);
• связи и передачи данных (ПСПД), в том числе мобильный сегмент ПСПД (МС ПСПД);
• информационной безопасности (ПИБ);
• радиационного и химического контроля (ПРХК);
• звукового сопровождения и информирования (ПЗСИ);
• часофикации (ПЧ);
• контроля и управления ОКСИОН (ПКУ);
Главным требованием работы ОКСИОН является ее устойчивое функционирование в условиях чрезвычайных ситуаций, когда может происходить возможное постепенное отключение различных элементов.
Устойчивость к поражающим факторам достигается с помощью децентрализованных сетевых решений. В системе не существует ни одного территориально компактного элемента, отказ или разрушение которого выводил бы из строя всю систему.
В режиме повседневной деятельности осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России.
Одновременно с работой подсистемы массового информирования в местах расположения терминальных комплексов проводится профилактическое видеонаблюдениеза обстановкой, т.е. применяется подсистема сбора информации (ПСИ). В повседневном режиме ПСИ используется для сбора, обработки и анализа информации об обстановке на подконтрольных территориях.
В режиме повседневной деятельности видеозаписи хранятся в течение 7-ми дней в архиве управляющего компьютера терминального комплекса.
В режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН заключается в оперативном информировании населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также террористических акций.
Вместе с тем, в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации, функционирование ОКСИОН заключается в информировании населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений. Также осуществляется предоставление необходимой информации по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям» и адресным пунктам поиска близких и родственников.
Для использования элементов системы при возникновении ЧС разрабатываются типовые процедуры функционирования ОКСИОН и ее отдельных компонентов, подготавливаются соответствующие информационные материалы и информационные блоки.
После отмены режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационные центры ОКСИОН в течение 24 часов производят перевод системы в режим повседневной деятельности.
В настоящее время создано более 200 видеороликов, адаптированных для различных групп населения, в том числе и детей, часть которых демонстрируется на терминальных комплексах ОКСИОН в режиме повседневной деятельности.
Созданная пилотная зона комплексной безопасности населения в г. Санкт-Петербурге уже в настоящее время показывает свою эффективность, к примеру:
- терминальный комплекс, размещенный на платформе станции «Чкаловская» оснащен устройством экстренной связи пассажиров с ситуационным центром метрополитена (с начала этого года поступило 361 обращение граждан).
МЧС России утвердило Методические рекомендации по включению в единую сеть ОКСИОН элементов информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, созданных за счет региональных бюджетов, частных организаций и иных источников. В особенности, к таким элементам отнесены коммерческие наружные или внутренние средства коллективного отображения информации (светодиодные панели), системы звукового сопровождения и информирования о пожаре, СОУЭ.
Новый документ регламентирует порядок действий по включению указанных элементов в общероссийскую сеть ОКСИОН — комплексную систему информирования и оповещения населения, в том числе в отношении обеспечения пожарной безопасности и защиты от ЧС, а также дает рекомендации по их развитию. Напомним, что ОКСИОН создается в соответствии с законами и постановлениями Правительства РФ, а также ведомственными руководящими документами, в частности:
• Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69 ФЗ «О пожарной безопасности»;
• Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 9 ноября 2001 года № 1309;
• распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2005 года № 1327-р «О совершенствовании организации подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов»;
• совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 года № 428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций»;
• приказом МЧС России от 29 июня 2006 года № 386 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Элементы оповещения и информирования населения должны включаться в ОКСИОН только в соответствии с нормативными документами. Для включения в систему они должны соответствовать единым требованиям к ее терминальным комплексам, а также требованиям к созданию региональных подразделений системы и к организациям, которые планируется присоединить к ОКСИОН.
Рис. 1. Структура ОКСИОН
В том случае, если необходимо включить в единую сеть ранее созданные элементы, решение об этом должен принимать специальный Организационный комитет. Для обеспечения сопровождения и координации работ создается специальная постоянная комиссия при ФГБУ «ИЦ ОКСИОН», в сферу ответственности, которой входит консультирование по вопросам включения элементов информирования населения в ОКСИОН, проведение экспертизы всех типов документации элементов системы, участие в проведении испытаний, организация эксплуатации принятых в единую сеть элементов оповещения и информирования населения. Кроме того, комиссия запрашивает у территориальных органов МЧС информацию о перспективных планах создания элементов оповещении для обобщения информации и использования ее в последующей работе, выдает рекомендации по вопросам их создания, проверяет техническую документацию на соответствие установленным требованиям.
Для того, чтобы Организационный комитет принял решение о включении элементов информирования и оповещения людей в сеть ОКСИОН, они должны отвечать ряду требований:
• расходы на электроэнергию, техобслуживание и ремонт, закупку программного обеспечения, а также расходы по оплате аренды точек размещения ложатся на балансодержателя, исключением являются расходы на услуги связи и централизованное обновление программного обеспечения;
• размещение любых информационных материалов допустимо только в случае их соответствия закону о рекламе;
• предоставление эфирного времени для трансляций контента МЧС (как плановых, так и внеочередных) является обязанностью балансодержателя;
• использование специализированного программного обеспечения и своевременное его обновление также входит в обязанности балансодержателя;
• при нарушении информационной безопасности системы, если оно произошло по вине балансодержателя, ответственность ложится на него.
В том случае, если элементы информирования и оповещения не отвечают техническим требованиям, в частности, к магистральным IP-каналам и 1P-каналам связи «последней мили» (по скорости, среднему времени и вариации задержки, проценту потери пакетов), приведенным в Приложениях 1 и 2 к Методическим рекомендациям, то балансодержатель обязан устранить выявленные нарушения за счет собственных средств и направить документацию на повторную экспертизу для включения в ОКСИОН.
Координация деятельности по созданию элементов информирования и оповещения населения, а также контроль над выполнением возлагается на территориальные органы МЧС РФ.
http://docs.cntd.ru/document/551575112
Методические рекомендации по включению в единую сеть оксион элементов информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, созданных за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, организаций и иных источников определения и термины
http://sirius-system.ru/d/vremennyyreglamentoksion.pdf
Временный регламент ОКСИОН