Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема – Общение в нашей жизни
Тип занятия - лекция
Цели лекции:
1. Познакомить с «общением» как психологической категорией.
2. Предложить учащимся индивидуальные задания, основанные на лекционном материале, способствующие развитию навыков общения.
Задачи лекции:
1. Образовательные:
- усвоить определение общения как социального процесса;
- сформировать представление о существующих формах общения;
- сформулировать основные понятия «общение», «коммуникация», «конфликт», «взаимодействие» и т.п.;
- познакомиться с различными формами общения.
2. Воспитательные:
- стимулировать мотивацию к получению психологических знаний,
- сформировать познавательный интерес к психологическим исследованиям.
3. Развивающие:
- актуализировать самостоятельное изучение материала,
- закрепить навыки формулирования собственных суждений о социальном явлении - общении,
- создать положительную психологическую атмосферу.
Место проведения – учебный класс.
Ход мероприятия:
Актуализация имеющихся знаний.
- Приветствие учащихся.
- Давайте подумаем над вопросом: Если бы мы жили в обществе и не общались, что было бы? (ответы)
- Как вы думаете, почему мы общаемся с разными людьми, называем при знакомстве свое имя, используем имена наших друзей, когда к ним обращаемся? Зачем нам вся эта информация? (ответы)
- А теперь ответьте, чему посвящена наша сегодняшняя лекция? (ответы)
Мотивация
План нашей лекции следующий:
1. Понятие общения.
2. Виды общения.
3. Компоненты общения.
- Итак, начнем. Давайте подумаем, что же такое общение? (ответы)
- Общение - это социальный процесс, позволяющий взаимодействовать с другими людьми и обмениваться информацией, оказывая воздействие на других людей.
- Теперь давайте подчеркнем основные слова в этом определении.
А теперь подумайте, в чём заключается взаимодействие с другими людьми? (в том, что человек делится своими знаниями, эмоционально реагирует на собеседника, проявляет к нему какие-то чувства.)
- Т. е. общение – процесс обмена информацией на разных уровнях.
Виды общения: деловое, личное, интимное, публичное.
Классификация основных компонентов общения
Компонент
Понятие
1. Коммуникация
Это обмен информацией при помощи средств общения: вербальных – словесных и невербальных – жесты, мимика, пантомимика. Проявляется в разных формах общения с родителями, друзьями, учителями, соседями и т. д. Если человек находится в обществе даже одного человека, то коммуникация реализуется.
Это форма активизации познавательных процессов. Заключается в способности запоминать и воспроизводить полученную в процессе общения информацию. Эмоциональная окраска любой информации проявляется в виде сигналов. По силе проявления м. б.слабее или сильнее основного раздражителя, которым может выступать собеседник, информация или внутренние переживания, которые были вызваны в процессе обмена информацией.
2. Интеракция
Это взаимодействие в ходе общения, которое осуществляется преднамеренно (когда люди готовы к общению) и непреднамеренно (случайная встреча, столкновение). При этом не обязательно может быть единая цель общения, но ожидания общающихся должны совпадать.
Взаимодействие, которое может реализовываться в виде сотрудничества (когда общающиеся готовы к совершению действий для достижения поставленной цели) или соперничеству, которое может перейти в конфликт.
3.Перцепция
Восприятие, которое выражается в чувственном познании предметов окружающего мира. Например, настроение человека оказывает воздействие на воспринимающего человека (в радости любые трудности кажутся преодолимыми, а в депрессии – непреодолимыми)
Субъективное понимание внешних событий. Имеет индивидуальные особенности воспринимающего человека. Например, молодежь свободно обращается с гаджетами, а для людей преклонного возраста они вызывают настороженность и сложности в обращении.
Самостоятельная работа
по группам: обобщить информацию по теме лекции и представить ее в виде схемы(20 мин.), затем представить на доске.
Подведение итогов
В заключение можно отметить следующее: общение играет огромную роль в жизни любого человека, отражая особенности реализации себя в обществе, что позволяет отражать и сохранять прошлый опыт, делающий возможным постоянное использование имеющегося опыта. Выделяют такие компоненты общения, как коммуникация, интеракция и перцепция.
Задание на дом.
1.Подготовить доклад по книге Айтватера «Я Вас слушаю».
2. Письменно выполнить задание:
докажите, верно/неверно каждое из следующих высказываний:
1. Общение - это социальный процесс. (+)
2. Общение – это психический процесс.
3. Общение – это физический процесс.