Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7. Общение и его слагаемые. Особенности речевой
коммуникации
Общение, т. е. коммуникация (лат. делаю общим, связываю) – специфическая форма
взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Главная цель
речевой коммуникации – обмен информацией различного рода, ее осознание и понимание.
Кроме того, в процессе контакта осуществляется взаимовлияние, сопереживание. Общение
может быть направлено на выполнение социально значимой задачи, на дело и на
удовлетворение личностных потребностей.
Основные функции коммуникации: информативная, интерактивная (побудительная),
перцептивная
(установление
взаимопонимания),
экспрессивная
(возбуждение
эмоциональных переживаний).
Без общения невозможно формирование личности, практически невозможен любой
вид деятельности. Коммуникация в современных условиях является основой успеха
каждого человека. 63 % английских, 73 % американских, 85 % японских руководителей
выделяют коммуникацию как главное условие достижения успеха своих фирм, причем сами
руководители тратят на нее от 50 % до 90 % своего времени.
Средства передачи информации в общении делятся на вербальные и невербальные.
Вербальные осуществляются с помощью слов – языка, невербальные – с помощью знаков
и символов: жестов, мимики, позы, взгляда, расстояния.
Язык реализуется в речи. Речь – это внешнее проявление языка, т. е. она относится к
вербальным средствам общения. Речь играет исключительно важную роль в общении и
трудовой деятельности человека.
Один из мыслителей сказал: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне
мою речь. И скоро я обрету все, что имел».
Важнейшая функция речи как деятельности – функция выражения мысли. Мыслить –
значит оперировать понятиями, поэтому необходимо знать слова, обозначающие эти
понятия, поэтому овладение языковыми средствами является овладением богатством
языка, необходимым условием развития мышления человека и его общения.
Речевая деятельность состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки,
планирования, реализации, контроля или реагирования. Началом речевого высказывания
служит речевая ситуация, т. е. стечение обстоятельств, побуждающих человека к действию:
ответить на вопрос, приветствие, позвонить по телефону. Речевая ситуация диктует правила
ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, на приеме у доктора, на
зачете, на семинаре, в разговоре с другом или с руководителем используются разные
конструкции и модели речевого поведения.
В реализации речевого действия выделяются этапы:
– подготовка, когда происходит осознание целей, мотивов, потребностей и
осуществляется прогноз результатов;
– структурирование высказывания (осуществляется выбор слов, их оформление);
– переход к внешней речи.
Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает понимание (языка и
содержания), обратную связь (реакцию).
Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо. Модель речевой
коммуникации следующая: адресант – сообщение – адресат. Адресат и адресант
называются коммуникантами. Для коммуникантов очень важны следующие качества:
– эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать другого человека;
– доброжелательность – способность не только сочувствовать, но и показывать свое
доброжелательное отношение, уважение и симпатию к другим людям;
– умение понимать собеседника даже тогда, когда не одобряешь его поступок;
– готовность поддержать другого человека;
– аутентичность – умение быть естественным, не скрываясь за масками и ролями,
способность быть самим собой;
– конкретность, отказ от общих рассуждений, умение говорить о конкретных
переживаниях, готовность однозначно отвечать на вопросы;
– инициативность – склонность к активной деятельной позиции, также способность
по собственной инициативе устанавливать контакты;
– непосредственность – умение говорить и действовать напрямую;
– открытость – готовность открыть другим свой внутренний мир, твердая
убежденность в том, что открытость способствует установлению прочных отношений с
окружающими;
– принятие чувства – готовность принять эмоциональные переживания со стороны
партнера;
– готовность в случае несходства мнений пойти на противостояние, но не с целью
запугивания, а с надеждой установить честные отношения.
Чтобы упростить задачи коммуникантов, были созданы определенные законы,
которые делают общение более успешным. Известны два описания принципов
коммуникации. Они носят свои названия по именам основоположников – принцип
кооперации Г.П. Грайса и принцип вежливости Дж. Н. Лича.
Принцип кооперации Грайса состоит из четырех максим:
– максима полноты информации (высказывание не должно содержать больше
информации, чем требуется, и меньше, чем требуется);
– максима качества информации (не говори то, что ты считаешь ложным);
– максима релевантности (не отклоняйся от темы);
– максима манеры (выражайся ясно, кратко, будь организован). Принцип вежливости
Лича заключает в себе шесть максим:
– максима такта, максима границ личной сферы (нельзя затрагивать такие темы, как
религия, частная жизнь, зарплата и др.);
– максима великодушия, необременения собеседника;
– максима одобрения, позитивности;
– максима скромности, неприятия похвал в свой адрес, реалистическая самооценка;
– максима согласия предполагает отказ от конфликта для сохранения общения и для
решения проблем;
– максима симпатии, благожелательности.
Качество понимания сообщения зависит от различных условий, при которых
осуществляется общение. Совокупность этих условий называется контекстом.
В зависимости от целей общения в быту и профессиональной сфере выделяют
следующие виды общения:
– контакт масок – формальное общение, обусловленное, как правило, набором
ритуальных фраз, жестов, которые скрывают истинное лицо и истинные намерения;
– примитивное общение, когда оценивают объект с точки зрения пользы или
отсутствия таковой;
– формально-ролевое общение, когда определены социальные роли – учитель –
школьник;
– деловое общение, при котором учитываются индивидуальные особенности
личности, но для интереса дела;
– духовное общение друзей;
– манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды;
– светское общение, абсолютно формальное, когда говорят то, что положено говорить
в подобной ситуации.
В каждой ситуации общения используются свои речевые тактики, т. е. речевые
приемы, помогающие достичь цели. Специалисты выделяют речевые тактики,
свойственные бытовому и деловому общению. Распространенными являются:
– обобщение (когда неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что так
бывает);
– пример (…а моему другу купили…, а я в твои годы…, т. е. используется какой-то
конкретный опыт);
– неожиданность (использование неожиданной информации);
– обращение к авторитету;
– момент неформальности (рассказ о своих ошибках, для того чтобы показать подход
к решению проблемы);
– сократовский метод ответа «да» на заданные вопросы и подведение к конечному
«да» (Ты ходил в субботу на выставку и сказал, что тебе понравилось («Да»), к тому же это
заняло немного времени («Да») и билет был недорогой («Да»), значит, ты можешь пойти со
мной на эту выставку еще раз («Да»);
– провокация (выражение своего несогласия, с тем чтобы понять позицию оппонента);
– «подмазывание» аргумента («вы, как умный человек, конечно, разберетесь в данной
ситуации») и др.
Всем известны случаи, когда собеседники, как ни стараются, не понимают друг друга.
Причины кроются в неодинаковом знании предмета разговора, психологических
особенностях собеседников, профессиональных, политических, религиозных различиях,
т. е. в коммуникативных барьерах.
1. Логический барьер. Каждый человек видит проблему со своей позиции. Нужно
постараться понять собеседника, встать на его точку зрения.
2. Стилистический барьер. Он предполагает четкую структуру текста, логику и
последовательность изложения. Для этого используется правило рамки и цепи. Правило
рамки заключается в том, что начало и конец сообщения должны быть четко очерчены, так
как начало и конец лучше запоминаются. Правило цепи предполагает структуру текста,
выстроенную по какому-либо признаку. И, конечно, учитывается вид сообщения, так как
форма коммуникации и ее содержание должны соответствовать друг другу. Если этого нет,
возникает стилевой барьер.
3. Семантический (смысловой) барьер возникает, когда собеседники используют
разную лексику, разную культуру разговора, т. е. «говорят на разных языках», имеют
социальные, религиозные, профессиональные различия.
4. Фонетический барьер. Когда речь невнятна, у собеседника неправильное
произношение, в речи много слов-паразитов, жаргонных слов.
В любой сфере деятельности и в быту каждому человеку приходится сталкиваться не
только с непониманием, но и вступать в конфликт (лат. столкновение) – столкновение
сторон, имеющих противоположные цели, интересы, взгляды. Выделяют социальные и
внутриличностные конфликты, конструктивные и деструктивные, семейные, трудовые,
социальные и т. д.
Конфликты, как правило, развиваются по одной схеме и имеют три этапа:
предконфликтный, открытый и послеконфликтный.
Предконфликтный характеризуется осознанием конфликта его участниками и
желанием разрешить его неконфликтными способами (беседой, просьбой, убеждением и
др.).
Открытый период начинается с инцидента, затем конфликт разрастается: нарастает
эмоциональная напряженность участников, вовлекаются новые силы и новая информация,
стороны прибегают к личным выпадам и претензиям, применяются агрессивные действия,
первоначальный предмет разногласий забывается. Когда стороны понимают, что
используемые тактики не дают результата, то изменяется их отношение и начинается
завершение конфликта в одной из форм: разрешение, угасание или перерастание в другой
конфликт.
Послеконфликтный период – это преодоление отрицательных эмоциональных
оценок, налаживание отношений или сотрудничества.
В книге Д.Г. Скотта «Способы разрешения конфликтов» описаны стратегии
поведения в конфликтной ситуации.
Соперничество (конкуренция) – стратегия открытой борьбы, навязывание своей
точки зрения в ущерб интересам другой стороны. Этот вариант применяется в том случае,
когда представляется, что предлагаемое вами решение лучшее, когда у вас нет другого
выбора и вам нечего терять, когда необходимо оперативно принять решение и у вас
достаточно полномочий. Опасным при этом является разрастание конфликта.
Сотрудничество – это поиск решения, которое будет приемлемым для всех сторон.
Этот стиль требует самообладания, уважения друг к другу. Он используется, когда есть
время для обдумывания и принятия решения, когда стороны обладают равной властью и на
равных ищут решения проблем, когда стороны готовы выслушать друг друга и представить
нужную информацию.
Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки, т. е. стороны
частично выполняют свои желания, частично желания другой стороны. Компромисс хорош,
когда вы можете изменить первоначальную цель, обе стороны обладают одинаковой
властью и имеют взаимоисключающие интересы.
Избегание (уклонение) – возможность выхода из конфликтной ситуации, не решая ее,
не уступая и не настаивая на своем. Обычно используется, когда проблема не является
очень важной, чтобы собрать необходимую информацию или чтобы избежать общения с
конфликтным человеком. Используется, когда необходимо ослабить накал отношений,
когда у вас мало власти, когда конфликт принесет дополнительные неприятности, когда
нужно время, чтобы получить нужную информацию или дополнительную поддержку.
Приспособление – сглаживание противоречий за счет собственных интересов. Если
при стратегии уклонения проблемы другой стороны просто отбрасываются, то при
приспособлении вы соглашаетесь действовать вместе с другой стороной. Используется,
когда необходимо сохранить мирные отношения, когда правда на другой стороне, когда у
вас мало шансов.
Эффективность взаимодействия на бытовом или деловом уровне определяется не
только тем, как понято речевое действие, но и умением считывать визуальную
информацию. Внутренний мир человека и язык его тела и жестов взаимосвязаны.
Н.Ф. Кошанский, автор учебника по риторике, писал: «Язык действий есть
стремление души, обнаруживающееся в движении тела. Язык действий сильнее и
разительнее. Язык словесный определеннее и точнее. Язык действий равно понятен во все
времена, всем людям: ему учит сама природа».
К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие: жест,
позу, взгляд, выражение лица, дистанцию.
Психологи считают, что в процессе общения 55 % информации о том, что
представляет собой человек, мы получаем с помощью невербальных сигналов. Изучен
почти миллион невербальных сигналов. Только с помощью рук человек может передать 700
000 сигналов. У Чехова есть рассказ, построенный на смене невербальных сигналов,
«Толстый и тонкий», а Л.Н. Толстой описал 97 оттенков улыбки и 85 выражений глаз.
Разные народы по-своему прибегают к невербальному языку. Например, итальянцы в
течение часа прибегают к жестам 80 раз, французы – 20, финны – 1–2 раза.
Язык жестов, с одной стороны, интернационален, с другой – каждый народ имеет свои
жесты, держит свою дистанцию при общении. Все, что человек не может передать словами,
он передает жестами, мимикой, взглядом. Невербальные сигналы показывают, как человек
умеет владеть собой, а также, что в действительности люди думают о нас.
Например, лидер, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий человек ладонью
вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве. В
стрессовой ситуации, например, перед экзаменом, рекомендуется сделать такой жест,
чтобы пропал страх. Скрещенные на груди руки – свидетельство закрытости, желание
избегнуть неприятностей. Преподаватель на лекции, протягивающий руку вперед, требует
внимания и готов к диалогу с аудиторией. Кивок головой означает одобрение, разрешение
продолжать. Люди, скрестившие ноги во время беседы, требуют повышенного внимания,
так как они готовы к соперничеству, конфронтации. Женщина, сидящая скрестив ноги и
покачивая ногой, явно скучает. Собеседник, сидящий на краю стула, ориентирован на
действие, например, чтобы уйти или подписать контракт. Когда человек соединяет пальцы
рук в купол, он уверен в себе, в том, о чем говорит, это доверительность. Жест самоконтроля
– руки сведены за спину, и там одна рука сильно сжимает другую руку. Руки, приложенные
к груди, – знак открытости и честности. Активная жестикуляция отражает часто
положительные эмоции и понимается как признак дружелюбия. Чрезмерная жестикуляция
выдает беспокойство, неуверенность в себе, может служить признаком агрессивности.
Например, психологи обращают внимание продавца: если глаза покупателя смотрят вниз, а
лицо он отворачивает в сторону, значит, покупка не состоится. Если искренне улыбается,
подбородок выставлен вперед – обдумывает предложение. Если чуть опускает голову и
слегка улыбается – покупка будет сделана.
Важным фактором в общении является и межличностное пространство.
Исследователями выделено четыре зоны общения:
– интимная зона (от 15 до 50 см) – это зона тесного эмоционального контакта (дети,
родственники);
– межличностное расстояние (от 50 до 1,2 м) – общение друзей;
– социальная зона (от 1,2 до 3,7 м) – эта дистанция выдерживается с посторонними
людьми, для неформальных и деловых отношений;
– общественная зона (более 3,6 м) – при общении с большой аудиторией.
Отвечая на невербальное общение, человек невольно копирует позы, жесты
говорящего, как бы говоря: «Продолжайте, я слушаю», побуждая тем самым к дальнейшему
общению или, напротив, показывая, что общение не состоится.
Итак, чтобы общение было результативным, необходимо помнить о принципах
коммуникации, «видеть» собеседника, изучать его невербальные сигналы, избегать
речевых барьеров.