Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общение и его слагаемые. Особенности речевой коммуникации

  • 👀 544 просмотра
  • 📌 476 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общение и его слагаемые. Особенности речевой коммуникации» docx
Лекция 7. Общение и его слагаемые. Особенности речевой коммуникации Общение, т. е. коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода, ее осознание и понимание. Основные функции коммуникации: информативная, интерактивная (побудительная), перцептивная (установление взаимопонимания), экспрессивная (возбуждение эмоциональных переживаний). Коммуникация в современных условиях является основой успеха каждого человека. Средства передачи информации в общении делятся на вербальные и невербальные. Вербальные осуществляются с помощью слов – языка, невербальные – с помощью знаков и символов: жестов, мимики, позы, взгляда, расстояния. Язык реализуется в речи. Речь – это внешнее проявление языка, т. е. она относится к вербальным средствам общения. Важнейшая функция речи как деятельности – функция выражения мысли. Речевая деятельность состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации, контроля или реагирования. Началом речевого высказывания служит речевая ситуация, т. е. стечение обстоятельств, побуждающих человека к действию: В реализации речевого действия выделяются этапы: – подготовка, когда происходит осознание целей, мотивов, потребностей и осуществляется прогноз результатов; – структурирование высказывания (осуществляется выбор слов, их оформление); – переход к внешней речи. Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает понимание (языка и содержания), обратную связь (реакцию). Модель речевой коммуникации следующая: адресант – сообщение – адресат. Адресат и адресант называются коммуникантами. Для коммуникантов очень важны следующие качества: – эмпатия – умение понимать другого человека; – доброжелательность – способность не только сочувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение к другим людям, уважение; – умение понимать собеседника даже тогда, когда не одобряешь его поступок; – готовность поддержать другого человека; – аутентичность – способность быть самим собой; – конкретность - готовность однозначно отвечать на вопросы; – инициативность – склонность к активной деятельной позиции – непосредственность – умение говорить и действовать напрямую; – открытость – готовность открыть другим свой внутренний мир; – принятие чувства – готовность принять эмоциональные переживания со стороны партнера; – готовность в случае несходства мнений пойти на противостояние, но не с целью запугивания, а с надеждой установить честные отношения. Принципы коммуникации: Принцип кооперации Грайса состоит из четырех максим: – максима полноты информации (высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется, и меньше, чем требуется); – максима качества информации (не говори то, что ты считаешь ложным); – максима релевантности (не отклоняйся от темы); – максима манеры (выражайся ясно, кратко, будь организован). Принцип вежливости Лича заключает в себе шесть максим: – максима такта, максима границ личной сферы (нельзя затрагивать такие темы, как религия, частная жизнь, зарплата и др.); – максима великодушия, необременения собеседника; – максима одобрения, позитивности; – максима скромности, неприятия похвал в свой адрес, реалистическая самооценка; – максима согласия предполагает отказ от конфликта для сохранения общения и для решения проблем; – максима симпатии, благожелательности. Виды общения: – контакт масок – формальное общение, обусловленное, как правило, набором ритуальных фраз, жестов, которые скрывают истинное лицо и истинные намерения; – примитивное общение, когда оценивают объект с точки зрения пользы или отсутствия таковой; – формально-ролевое общение, когда определены социальные роли – учитель –школьник; – деловое общение, при котором учитываются индивидуальные особенности личности, но для интереса дела; – духовное общение друзей; – манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды; – светское общение, абсолютно формальное, когда говорят то, что положено говорить в подобной ситуации. Речевые тактики: – обобщение (когда неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что так бывает); – пример (используется какой-то конкретный опыт); – неожиданность (использование неожиданной информации); – обращение к авторитету; – момент неформальности (рассказ о своих ошибках, для того чтобы показать подход к решению проблемы); – сократовский метод ответа «да» на заданные вопросы и подведение к конечному «да»; – провокация (выражение своего несогласия, с тем чтобы понять позицию оппонента); – «подмазывание» аргумента («вы, как умный человек, конечно, разберетесь в данной ситуации») и др. Коммуникативные барьеры: 1. Логический барьер. Каждый человек видит проблему со своей позиции. Нужно постараться понять собеседника, встать на его точку зрения. 2. Стилистический барьер. Он предполагает четкую структуру текста, логику и последовательность изложения. Начало и конец сообщения должны быть четко очерчены, так как начало и конец лучше запоминаются. 3. Семантический (смысловой) барьер возникает, когда собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, имеют социальные, религиозные, профессиональные различия. 4. Фонетический барьер. Когда речь невнятна, у собеседника неправильное произношение, в речи много слов-паразитов, жаргонных слов. Выделяют социальные и внутриличностные конфликты, конструктивные и деструктивные, семейные, трудовые, социальные и т. д. Конфликты, как правило, развиваются по одной схеме и имеют три этапа: предконфликтный, открытый и послеконфликтный. Предконфликтный характеризуется осознанием конфликта его участниками и желанием разрешить его неконфликтными способами (беседой, просьбой, убеждением и др.). Открытый период начинается с инцидента, затем конфликт разрастается: нарастает эмоциональная напряженность участников, стороны прибегают к личным выпадам и претензиям, первоначальный предмет разногласий забывается. Когда стороны понимают, что используемые тактики не дают результата, то изменяется их отношение и начинается завершение конфликта в одной из форм: разрешение, угасание или перерастание в другой конфликт. Послеконфликтный период – это преодоление отрицательных эмоциональных оценок, налаживание отношений или сотрудничества. Стратегии поведения в конфликтной ситуации: Соперничество (конкуренция) – стратегия открытой борьбы, навязывание своей точки зрения в ущерб интересам другой стороны. Сотрудничество – это поиск решения, которое будет приемлемым для всех сторон. Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки, т. е. стороны частично выполняют свои желания, частично желания другой стороны. Избегание (уклонение) – возможность выхода из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая и не настаивая на своем. Приспособление – сглаживание противоречий за счет собственных интересов. Одна сторона соглашается действовать вместе с другой стороной. К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие: жест, позу, взгляд, выражение лица, дистанцию. Все, что человек не может передать словами, он передает жестами, мимикой, взглядом. Невербальные сигналы показывают, как человек умеет владеть собой, а также, что в действительности люди думают о нас. Зоны общения: – интимная зона (от 15 до 50 см) – это зона тесного эмоционального контакта (дети, родственники); – межличностное расстояние (от 50 до 1,2 м) – общение друзей; – социальная зона (от 1,2 до 3,7 м) – эта дистанция выдерживается с посторонними людьми, для неформальных и деловых отношений; – общественная зона (более 3,6 м) – при общении с большой аудиторией. Итак, чтобы общение было результативным, необходимо помнить о принципах коммуникации, «видеть» собеседника, изучать его невербальные сигналы, избегать речевых барьеров.
«Общение и его слагаемые. Особенности речевой коммуникации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot