Общение и его слагаемые. Особенности речевой коммуникации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7. Общение и его слагаемые. Особенности речевой
коммуникации
Общение, т. е. коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода, ее осознание и понимание.
Основные функции коммуникации: информативная, интерактивная (побудительная), перцептивная (установление взаимопонимания), экспрессивная (возбуждение эмоциональных переживаний).
Коммуникация в современных условиях является основой успеха каждого человека.
Средства передачи информации в общении делятся на вербальные и невербальные. Вербальные осуществляются с помощью слов – языка, невербальные – с помощью знаков и символов: жестов, мимики, позы, взгляда, расстояния.
Язык реализуется в речи. Речь – это внешнее проявление языка, т. е. она относится к вербальным средствам общения. Важнейшая функция речи как деятельности – функция выражения мысли.
Речевая деятельность состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации, контроля или реагирования.
Началом речевого высказывания служит речевая ситуация, т. е. стечение обстоятельств, побуждающих человека к действию:
В реализации речевого действия выделяются этапы:
– подготовка, когда происходит осознание целей, мотивов, потребностей и осуществляется прогноз результатов;
– структурирование высказывания (осуществляется выбор слов, их оформление);
– переход к внешней речи.
Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает понимание (языка и содержания), обратную связь (реакцию).
Модель речевой коммуникации следующая: адресант – сообщение – адресат. Адресат и адресант называются коммуникантами. Для коммуникантов очень важны следующие качества:
– эмпатия – умение понимать другого человека;
– доброжелательность – способность не только сочувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение к другим людям, уважение;
– умение понимать собеседника даже тогда, когда не одобряешь его поступок;
– готовность поддержать другого человека;
– аутентичность – способность быть самим собой;
– конкретность - готовность однозначно отвечать на вопросы;
– инициативность – склонность к активной деятельной позиции
– непосредственность – умение говорить и действовать напрямую;
– открытость – готовность открыть другим свой внутренний мир;
– принятие чувства – готовность принять эмоциональные переживания со стороны партнера;
– готовность в случае несходства мнений пойти на противостояние, но не с целью запугивания, а с надеждой установить честные отношения.
Принципы коммуникации:
Принцип кооперации Грайса состоит из четырех максим:
– максима полноты информации (высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется, и меньше, чем требуется);
– максима качества информации (не говори то, что ты считаешь ложным);
– максима релевантности (не отклоняйся от темы);
– максима манеры (выражайся ясно, кратко, будь организован).
Принцип вежливости Лича заключает в себе шесть максим:
– максима такта, максима границ личной сферы (нельзя затрагивать такие темы, как религия, частная жизнь, зарплата и др.);
– максима великодушия, необременения собеседника;
– максима одобрения, позитивности;
– максима скромности, неприятия похвал в свой адрес, реалистическая самооценка;
– максима согласия предполагает отказ от конфликта для сохранения общения и для решения проблем;
– максима симпатии, благожелательности.
Виды общения:
– контакт масок – формальное общение, обусловленное, как правило, набором ритуальных фраз, жестов, которые скрывают истинное лицо и истинные намерения;
– примитивное общение, когда оценивают объект с точки зрения пользы или отсутствия таковой;
– формально-ролевое общение, когда определены социальные роли – учитель –школьник;
– деловое общение, при котором учитываются индивидуальные особенности личности, но для интереса дела;
– духовное общение друзей;
– манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды;
– светское общение, абсолютно формальное, когда говорят то, что положено говорить в подобной ситуации.
Речевые тактики:
– обобщение (когда неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что так бывает);
– пример (используется какой-то конкретный опыт);
– неожиданность (использование неожиданной информации);
– обращение к авторитету;
– момент неформальности (рассказ о своих ошибках, для того чтобы показать подход к решению проблемы);
– сократовский метод ответа «да» на заданные вопросы и подведение к конечному «да»;
– провокация (выражение своего несогласия, с тем чтобы понять позицию оппонента);
– «подмазывание» аргумента («вы, как умный человек, конечно, разберетесь в данной ситуации») и др.
Коммуникативные барьеры:
1. Логический барьер. Каждый человек видит проблему со своей позиции. Нужно постараться понять собеседника, встать на его точку зрения.
2. Стилистический барьер. Он предполагает четкую структуру текста, логику и последовательность изложения. Начало и конец сообщения должны быть четко очерчены, так как начало и конец лучше запоминаются.
3. Семантический (смысловой) барьер возникает, когда собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, имеют социальные, религиозные, профессиональные различия.
4. Фонетический барьер. Когда речь невнятна, у собеседника неправильное произношение, в речи много слов-паразитов, жаргонных слов.
Выделяют социальные и внутриличностные конфликты, конструктивные и деструктивные, семейные, трудовые, социальные и т. д.
Конфликты, как правило, развиваются по одной схеме и имеют три этапа: предконфликтный, открытый и послеконфликтный.
Предконфликтный характеризуется осознанием конфликта его участниками и желанием разрешить его неконфликтными способами (беседой, просьбой, убеждением и др.).
Открытый период начинается с инцидента, затем конфликт разрастается: нарастает эмоциональная напряженность участников, стороны прибегают к личным выпадам и претензиям, первоначальный предмет разногласий забывается.
Когда стороны понимают, что используемые тактики не дают результата, то изменяется их отношение и начинается завершение конфликта в одной из форм: разрешение, угасание или перерастание в другой конфликт.
Послеконфликтный период – это преодоление отрицательных эмоциональных оценок, налаживание отношений или сотрудничества.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации:
Соперничество (конкуренция) – стратегия открытой борьбы, навязывание своей точки зрения в ущерб интересам другой стороны.
Сотрудничество – это поиск решения, которое будет приемлемым для всех сторон.
Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки, т. е. стороны частично выполняют свои желания, частично желания другой стороны.
Избегание (уклонение) – возможность выхода из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая и не настаивая на своем.
Приспособление – сглаживание противоречий за счет собственных интересов. Одна сторона соглашается действовать вместе с другой стороной.
К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие: жест, позу, взгляд, выражение лица, дистанцию.
Все, что человек не может передать словами, он передает жестами, мимикой, взглядом. Невербальные сигналы показывают, как человек умеет владеть собой, а также, что в действительности люди думают о нас.
Зоны общения:
– интимная зона (от 15 до 50 см) – это зона тесного эмоционального контакта (дети, родственники);
– межличностное расстояние (от 50 до 1,2 м) – общение друзей;
– социальная зона (от 1,2 до 3,7 м) – эта дистанция выдерживается с посторонними людьми, для неформальных и деловых отношений;
– общественная зона (более 3,6 м) – при общении с большой аудиторией.
Итак, чтобы общение было результативным, необходимо помнить о принципах коммуникации, «видеть» собеседника, изучать его невербальные сигналы, избегать речевых барьеров.