Общая и профессиональная этика
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 1.
Лекция «ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
Оглавление.
1. Этика, мораль и нравственность
2. Золотое правило нравственности
3. Структура современной этики
4. Профессиональная этика. Иерархия моральных императивов в профессионально - этических кодексах.
5. Виды профессиональной этики
6. Главный этический ориентир психолога
Методические рекомендации
Основной целью изучения первой темы является формирование представлений об общей и профессиональной этике.
Изучение теоретического материала направлено на решение следующих задач:
• определение понятий этики, морали и нравственности;
• формирование представлений о структуре современной профессиональной этики;
• описание видов профессиональной этики;
• описание значения профессиональной этики в работе психолога
При изучении лекционного материала необходимо особое внимание обратить на определения «этики», «морали» и «нравственности», соотнесение и различие данных понятий. Также рекомендуется обратить внимание на соотношение общей этики и профессиональной. После лекционного материала приводятся вопросы для самопроверки в форме тестирования, на которые следует ответить.
Конспект лекции
1.Этика, мораль и нравственность
Современное общество вступило в такой этап своего развития, когда назрела необходимость, используя накопленные преимущества, достигнуть нового качественного состояния во всех сферах жизни - социальных отношениях, экономике, культуре, быте. Повышается внимание и возникает особый интерес к этике как учению о морали, к этой старейшей, уходящей в глубокую древность и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. Не случайно древнегреческий философ Аристотель - основатель этики - в своей классификации наук включил этику в раздел наук практических.
По своей сути этика является практической философией. Знание этики лежит в основе правильной оценки своих поступков, соотносит деятельность и интересы каждого человека с интересами коллектива и общества в целом.
Основные положения этики были впервые систематически представлены в работах Аристотеля «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Аристотель характеризовал этику как науку о нравственности и добродетели человека, в основе которых лежат умеренность и благоразумие. Разумные поступки, избегание крайностей, стремление держаться «золотой середины» способствуют самореализации человека и составляют основу его счастья.
Термин «этос» (ethos - привычка, обыкновение, нрав, обычай) в древности означал совместное жилище. Позже появились и другие значения этого термина – «обычай, темперамент, нравы». В работах Аристотеля (IV в. до н.э.) для характеристик основных добродетелей человека использовался термин «этический». Одновременно с этим в Риме употреблялся термин moralitas – «мораль» - для обозначения характера, обычая. Именно так Цицерон перевел термин «этический» с греческого языка.
Первоначально понятия «этика и мораль» совпадали по смыслу и отличались только происхождением. Позже этикой стали называть науку о морали, понимая под моралью нормы, обычаи, нравы. Мораль стала предметом этики (В.А.Цвык)1. В русском и немецком языках понятия «мораль» и «нравственность» часто употребляются как синонимы в обычной речи и даже в научной литературе. Гегель в своей философской системе предложил разграничить предметные области этих понятий. С тех пор принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues).
Мораль стали понимать как «должное», она включает систему общечеловеческих и исторических норм, сложившихся в рамках определенного общества. Мораль, наряду с законом, является только внешним требованием к поведению индивида.
Нравственность - как «сущее» - реальные нравы и порядки, действующие в данном обществе. Нравственность является внутренней установкой человека действовать согласно своей совести и свободе воли. При таком взгляде на мораль, она признается «протезом нравственности».
Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, теоретически обосновывает ту или иную ее систему.
2.Золотое правило нравственности
Древнейшей этической нормой поведения считается «золотое правило нравственности». Существует две трактовки «Золотого правила» - позитивная и негативная.
Позитивная трактовка: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе», или «Поступай в отношении других так, как хочешь, чтобы в отношении тебя поступали».
Негативная трактовка: «Не относись к людям так, как не хочешь, чтобы к тебе относились, не делайте другим того, чего не хочешь себе».
Самым древним упоминанием золотого правила считается «Поучения писца Ахикара». Ахикар, служивший при ассирийском царе Синахвриба (705-681 до н.э.), наставляя своего усыновленного племянника, говорит: «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам».
По-видимому, к тому же источнику восходит то место в ветхозаветной «Книге Товита», где Товит, дядя Ахикара, поучает своего сына Товия: «… будь благоразумен во всем поведении твоем. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому».
В сочинении Конфуция (552 - 479 до н.э.) «Лунь Юй» мы читаем: «Цзы Гун спросил: существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь? Учитель ответил: Это слово – снисхождение (в других переводах – «взаимность», «забота о людях», «великодушие», «сострадание»). Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».
В знаменитом памятнике древнеиндийской культуры «Махабхарата» (V в. до н.э.) легендарный носитель мудрости Бхишма перед смертью наставляет: «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям».
Одно из изречений Будды (VI-V вв. до н.э.) гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам».
Золотое правило выносит за скобку, отвлекается от всех характеристик индивида за исключением одной - способности быть причиной своих собственных действий. Оно имеет дело с человеком в качестве субъекта, ответственного за то, что он делает. Согласно логике золотого правила человек действует нравственно тогда, когда он действует в соответствии с такими своими желаниями, которые могли бы быть и желаниями других.
Различие между негативной и позитивной формулировками золотого правила не является существенным. Они без труда переводятся друг в друга. И в том и в другом случае мерой является действующий индивид в качестве субъекта, который сам задает себе закон поведения. В случае негативной формулировки это более очевидно, ибо здесь сам действующий индивид возвышается до всеобщего нравственного субъекта: он свои желания и оценочные каноны распространяет на других. В случае позитивной формулировки это менее очевидно, ибо здесь всеобщий нравственный субъект низводится до уровня действующего индивида: желания и оценочные каноны других он примеряет на себя, чтобы выяснить, могут ли они стать его собственными желаниями и оценочными канонами.
3. Структура современной этики
С развитием цивилизации возросло число видов деятельности и различных жизненных ситуаций, требующих четкого нравственного регулирования. В связи с этим усложнилась структура современной этики. В нее, помимо общей теории морали, включаются различные виды этики, возникающие путем конкретизации общеэтических требований применительно к той или иной сфере деятельности человека.
Современная этика – многоструктурная философская дисциплина. Кроме вышеназванных вопросов, она включает теории, изучающие логику морального языка; природу моральных ценностей; мораль в разных типах общества; «деловую» этику; этику науки; биоэтику и другие разделы. Кроме того, каждое философское направление также разрабатывает свою теорию морали: этика экзистенциализма, этика прагматизма, этика персонализма и т.д.
Этика подразделяется на общую и специальную. Общая этика включает: описательную этику, нормативную этику и метаэтику.
Структура этики
Описательная этика тесно связана с антропологией, социологией и психологией. Она описывает и анализирует нравственность народа, культуры или общества, сопоставляет и различает разнообразные моральные системы, кодексы, виды практической деятельности, принципы и ценности.
Нормативная этика на этой основе разрабатывает, представляет и обосновывает гармоничную систему нравственности, выявляет основополагающие нравственные принципы, обосновывает базисный принцип нравственности. Она занимается вопросом о том, как должен поступать человек.
Метаэтика, как аналитическая дисциплина, исследует логику нравственного мышления и занимается категориальным анализом нравственных понятий.
В целом теория общей этики реализует системный подход к определению нравственности, развивает и анализирует нравственные аргументы (Де Джордж Р.Т. Деловая этика.М.2003 с.35-38).
Специальная этика применяет принципы общей этики для решения конкретных проблем в специализированных видах человеческой деятельности. В России для обозначения этой области знания часто применяется термин «прикладная этика». Понятие «прикладная этика» представлено в литературе неоднозначно. Можно найти четыре варианта трактовок:
1) прикладная этика возникает вследствие приложения этической теории к практике и восходит своими корнями к древности;
2) прикладная этика - это профессиональная этика в условиях развития и усложнения профессиональной деятельности в современном сообществе;
3) прикладная этика - совокупность особого рода моральных проблем, порождаемых современных технологическим сообществом;
4) прикладная этика - новейшая стадия развития этики, характеризующаяся тем, что в современном мире теория морали прямо смыкается с нравственной практикой общества.
Предметное поле понятия «прикладная этика» шире, чем предметное поле понятия «профессиональная этика».
Прикладная этика понимается как:
• этап в развитии этики как философской науки.
• этап в развитии этической теории
• направление профессиональной этики, изучающее практические моральные проблемы (например: аборт, эвтаназия, смертная казнь, искусственное оплодотворение, использование атомной энергии).
• конкретное приложение этических и моральных понятий и суждений к конкретным жизненным ситуациям (кейсам)
Предметом прикладной этики должны быть особые разновидности моральных проблем – те, которые носят исторически сложившееся название «моральных дилемм».
Дилеммы - это проблемы, которые не имеют однозначного решения, в которых содержатся противоречия, не поддающиеся формальному анализу. Моральные дилеммы подразделяются на два вида:
• Первый, когда человек обязан делать два противоположных поступка, поскольку оба они — правильные.
• Второй, когда человек одновременно и должен, и не должен совершать один и тот же поступок (например, намеренное прекращение жизнеобеспечивающего лечения в случае постоянной и необратимой комы).
Мораль – сфера дилемм, и решать их повседневно, на протяжении всей жизни – удел и призвание человека. Из решения моральных дилемм, из размышлений над ними, из рассуждения в процессе их анализа, собственно, и выросла прикладная этика.
4. Профессиональная этика
Профессиональная этика – это вид прикладной этики. Ее возникновение обусловлено зарождением профессиональной морали. В той или иной сфере профессиональной деятельности имеются специфические этические нормы.
Профессиональные этические нормы представляют собой определенные общественно необходимые моральные требования, отражающиеся в нравственном сознании в виде соответствующих правил и заповедей.
Профессионально этические кодексы представляют собой осознанную совокупность норм и принципов определенной профессиональной группы. Они аккумулируют социально - профессиональный опыт многих поколений.
Иерархия моральных императивов в профессионально - этических кодексах
Иерархия моральных императивов имеет следующую структуру:
• Общечеловеческие моральные требования (связанные с гуманистическим отношением людей друг к другу - добро, справедливость, долг, совесть, ответственность;
• Нормы трудовой морали, предписывающие необходимость нравственного отношения к трудовой деятельности в целом, без выделения профессиональных особенностей;
• Этические нормы, служащие для защиты специфических характерных для определенного рода профессиональной деятельности ценностей;
• Нравственные правила, касающиеся взаимоотношений той или иной профессии с обществом.
Добровольное и неукоснительное выполнение этих норм – показатель развитости и процветания профессии. Особенность профессиональной этики в том, что в ней нормативность приобретает максимально конкретный смысл. Раскрываемые нормативной этикой проблемы смысла жизни, назначения человека, сущности добра и зла, содержания нравственного долга, обосновываемые ею определенные моральные принципы и нормы, получают в профессиональной этике конкретизацию применительно тому или иному виду профессиональной деятельности. Профессиональная этика рассматривает профессиональное поведение работника как нормативно заданное, предписанное теми или иными нравственными нормами.
Каждому роду деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики. Для каждой профессии особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.
5.Виды профессиональной этики
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали.
Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.
В учебном пособии доктора психологических наук, профессора В.Н.Карандашева «Психология: введение в профессию» (2009) описано три типа психологической профессии:
1) преподаватель психологии. Его основная деятельность - психологическое просвещение и обучение психологическим знаниям (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей).
2) психолог-практик. Он применяет психологические знания для решения практических задач, занимается психологической диагностикой и консультированием, коррекционной и развивающей работой, психологической профилактикой;
3) психолог-ученый. Он проводит научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей).
Профессиональная этика в работе психолога
Профессиональная этика в работе психологов представляет собой систему принципов и норм деятельности, способствующих (в ситуациях служебной ответственности специалистов) психологической поддержке, целостности личности и душевному здоровью конкретных людей. В прикладной психологии этика психолога призвана обеспечивать гуманистическую направленность решения профессиональных задач и социально значимых целей общества, при сохранении психологической экологии личности и общества в целом.
Ознакомиться с Этическим кодексов психологов можно по ссылке.
6. Главный этический ориентир психолога
В учебном пособии «Этические проблемы психологии» (2004) Н.С.Пряжников сформулировал главный этический ориентир психолога следующим образом: «культивирование права каждого человека на построение уникальной, целостной жизни, но права, не ущемляющего таких же прав других людей» (с.20).
Полноценная жизнь и жизненный успех неповторимы, каждый человек самостоятельно находит жизненные смыслы, а не применяет чьи-либо. Неудачная жизнь чаще всего строится по чужому образцу. Психолог никому не должен предлагать образец своего счастья. В профессиональных этических Кодексах и Уставах психологов акцентируется «первичность интересов клиента». Однако в некоторых случаях клиент, обратившийся за консультацией, хочет решить свои проблемы за счет других людей. В этом случае, психолог, общаясь с клиентом, должен быть внимательным, основная задача профессионала – помочь клиенту самоопределиться, а не должен участвовать в его манипуляциях. Иногда клиенты занимают пассивную, потребительскую позицию и ожидают от психолога подсказки и совета относительно поступков в тех или иных ситуациях, не следует выступать в роли «мудрого советчика», необходимо решать более сложную задачу - активизировать творческий потенциал личности клиента. В условиях рыночной экономики все это усугубляется тем, что психолог выступает как продавец услуги, а клиент как покупатель услуги.
ТЕМА 2.
Лекция «ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ»
Оглавление
7. Личностные проблемы психолога;
8. Межличностные проблемы при взаимодействии психолога с клиентом
9. Методические проблемы в деятельности психолога
Методические рекомендации
Основной целью изучения третьей темы является формирование представлений о проблемах (соблазнах) в практической деятельности психолога, возникающих в связи с нарушением этических принципов.
Изучение теоретического материала направлено на решение следующих задач:
• познакомить с типичными личностными проблемами психологов – практиков, наущающих этические правила;
• разобрать этические вопросы, возникающие при взаимодействии с клиентом;
• проанализировать этические следствия методических нарушений в работе психолога.
При изучении лекционного материала необходимо вспоминать и опираться на примеры из жизни или кино, книг, в которых были бы представлены подобные проблемы. Важно также подумать о том, какие «соблазны» могут быть характерны для Вас, особенно при нарастающем утомлении.
После лекционного материала приводятся вопросы для самопроверки в форме тестирования, на которые следует ответить.
Конспект лекции.
1.Личностные проблемы психолога
Для клиента работа с психологом личностно значима. Качество совместной работы во многом зависит от соблюдения психологом этических принципов профессиональной деятельности. Этических проблем (или «соблазнов»), с которыми может столкнуться психолог множество. Их можно подразделить личностные проблемы психолога; межличностные проблемы при взаимодействии психолога с клиентом; методические проблемы.
Проблема «самокрасования» психолога перед клиентами или коллегами. Психолог должен уметь производить впечатление на других людей в целях установления доверительных отношений. Но, когда демонстрация своих достоинств становится важнее помощи клиентам, то работа психолога превращается в иллюзию. Стремление «производить впечатление» на других людей должно быть умеренным, эту потребность нужно контролировать. Когда клиенты в лице психолога пытаются обрести кумира для служения ему, не следует «самоочаровываться». В такой ситуации клиентам нужно помочь научиться отыскивать интересных людей в реальной жизни, а не в искусственно созданных ситуациях групповой или консультативной работы. Психологу в этом случае важно подумать о своей самооценке и принятии себя и своей профессии.
Проблема власти над клиентом. Власть - это навязывание своей воли, воздействие на сознание, поведение и деятельность других людей, даже вопреки их нежеланию. Власть может базироваться на честных и нечестных методах, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д. У психолога есть возможность различными способами сформировать зависимость клиента. Иногда личная власть становится самоцелью. Осложняет ситуацию и то, что многие клиенты сами «выталкивают» психолога во властную позицию. Они ждут от него советов, рекомендаций и хотят, чтобы он кардинально изменил их жизнь.
Проблема ответственности психолога. В отличие от других специалистов, психолог не должен нести ответственность за результативность психологической работы и улучшение жизни клиента. Его задача более сложная - постепенно сформировать желание и готовность к такой ответственности у самих клиентов. Консультант отвечает преимущественно за организацию психологической помощи, а не за принимаемые клиентом жизненные решения, это делает сам клиент как субъект самоопределения.
Проблема близких отношений с клиентом. Во многих этических «уставах», «стандартах» и «кодексах» введен категорический запрет на интимные отношения с клиентом. Однако, в ряде случаев, межличностные отношения психолога с клиентом перерастают рамки психологической помощи. Если это случилось, не рекомендуется совмещать одно с другим. Следует передать «ведение» клиента другому специалисту или довести консультации до конца, а потом развивать личные отношения. Психологическая помощь близким людям, родственникам также не эффективна из-за высокого уровня субъективизма. Родители - психологи не должны консультировать своих детей и членов своей семьи. Не следует оказывать консультативные услуги друзьям. Категорически запрещается вступать в интимные отношения с детьми и подростками, пользуясь их неопытностью. Особую проблему представляют личные отношения психолога с клиентами в маленьких городах, там любая ситуация быстро обрастает сплетнями. Психолог должен быть готов к ситуациям, когда клиенты влюбляются в них и навязчиво демонстрируют свои чувства в присутствии других людей. Если резко пресечь попытки таких откровений, то клиент может обидеться, ведь чувства бывают достаточно серьезные (а в случае работы с пациентами клиник могут быть даже эксцессы, вплоть до суицидов). Необходимо проанализировать на консультации возникшее чувство. Если пойти на поводу у таких клиентов-пациентов, то психолог может потерять уважение окружающих (и самоуважение) и превратиться в «специалиста по вызову». Когда у психолога есть семья или любимый человек, то это успокаивает экзальтированных клиентов и ситуация разрешается.
Проблема недостаточной личностной зрелости психолога. Имеет ли право консультант, сам имеющий психологические проблемы, помогать другим людям? Консультант, при работе с клиентом, должен отложить в сторону свои проблемы и сосредоточиться на проблемах клиента. Если у психолога есть опыт переживания психологических проблем, это помогает ему лучше понять клиента. Р.Мей писал, что хороший психолог – это человек раненный и излеченный. Если у психолога никогда не было переживаний психологического характера, то он не поймет других, а если он поглощен своими переживаниями, он также не сможет помочь другим.
Проблема отсутствия необходимой теоретической и методической подготовки. Иногда психолог руководствуется принципом «ввязаться в дело, а потом посмотреть, что получится». Когда не хватает опыта, то следует его получить, воспользоваться советами коллег по работе и более опытных специалистов. Если ничего не получается - поменять профессию. Личного «обаяния», «здравого смысла», «наглости» или «напористости» для работы с клиентами недостаточно.
Проблема личностной проработанности психолога. Непроработанные личностные проблемы психолог может проецировать на клиентов, поэтому он должен хорошо знать свои личностные особенности и уметь отличать проблемы клиента от своих собственных проблем.
Проблема разочарования психолога в своей деятельности состоит в том, что психолог друг начинает чувствовать, что занимается никому не нужными вопросами, он не доволен собой и своей работой. Такая реакция может быть вызвана завышенными притязаниями или рефлексией профессиональной деятельности. В самом начале наступления профессионального кризиса следует обратиться к супервизору.
Проблема «работоголизма» состоит в том, что специалист забывает о своем здоровье, эмоциональном состоянии, интересах своей семьи. Признаками такого состояния считаются: дополнительны встречи с клиентами в выходные и праздники, длительные беседы с ними по телефону вне стен кабинета и пр. Отсутствие психогигиены труда приводит к эмоциональному выгоранию. Психолог не должен глубоко погружаться в проблемы клиента, пока он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему выйти из проблем консультируемого человека и вернуться в свое нормальное состояние (А.С.Спиваковская). Специалист должен установить допустимые пределы нагрузок и реалистически оценить свои возможности, руководствуясь чувством самосохранения с учетом своих индивидуальных особенностей. Это важно, так как до сих пор не установлены допустимые пределы нагрузок психологов. Важнейшей задачей также является восстановление своей работоспособности. Начинающим консультантам советуют: в начале практики с клиентами работать с полной отдачей. Этого ожидают коллеги и руководство. В последующие годы работы, необходимо установить оптимальный режим нагрузок.
2. Межличностные проблемы при взаимодействии психолога с клиентом
1. Важность отказа от «поддержки неблаговидных дел клиента». Иногда, клиент обращается к психологу, так как хочет получить его поддержку при реализации цели - добиться карьерного роста, прибегая к нарушению моральных норм, норм законодательства. Действительно, жизненный успех в ряде случаев достигается с помощью компромиссов или неблаговидных поступков. При выполнении заказа такого клиента, психолог не должен идти на сделку с совестью, учить обманывать и манипулировать, он также не должен превращаться в соучастника неблаговидных дел. Напротив, его задача – показать клиенту истинный смысл такого «ложного успеха».
2. Проблема поиска «своего клиента» или «своего психолога». Психолог должен уметь работать с любым клиентом. Только в том случае, когда он убежден, что с каким-то человеком он работать не хочет и не может, ему следует деликатно переадресовать его другому специалисту. Клиенту следует объяснить, что другой специалист лучше разберется в его проблемах.
Клиент также имеет право выбирать своего психолога. Но такая возможность порождает новую проблему: клиент ищет психолога, который ему понравится. Он начинает «коллекционировать» свои впечатления, сравнивать специалистов друг с другом. Не следует с клиентом обсуждать работу и личностные особенности своих коллег.
3. Проблема «позднего прозрения» клиента может возникнуть при рефлексии жизненного пути. Иногда человек, осмысливая свою жизнь, приходит к выводу, что вся она никчемна или даже преступна, то такое прозрение клиента может привести его к глубокому кризису или суициду.
Если консультант будет правдив, и согласится с мнением клиента о его неудавшейся жизни, то он причини ему вред. Вероятно, вести с клиентами откровенный разговор на такие темы можно лишь тогда, когда консультант будет уверен в способности человека принять правду и увидеть перспективы.
4.Проблема скучного клиента. Некоторые клиенты не отличаются высокой интеллектуальной, эмоциональной или коммуникативной культурой, с ними людям общаться не интересно. Предположим, такой человек, осознав свою не интересность для окружающих, обратился к психологу. В этом случае психолог обязан организовать с таким человеком диалог и понять, что у окружающих вызывает скуку. В работах психолога гуманиста К.Роджерса поднимается вопрос «скучного» клиента. Автор призывает к искренности с клиентом и пишет: «Я предпочел бы поделиться с ним своими переживаниями по поводу скуки и дискомфорта, которые я испытываю, выражая эту свою точку зрения. Мое чувство скуки выросло из моего ощущения отдаленности от него, и что я желал бы быть с ним ближе. И когда я пытаюсь выразить свои чувства, они изменяются. Определенно, я не скучаю, когда показываю ему себя таким образом, и далек от скуки, когда ожидаю с нетерпением и, возможно, с долей понимания его ответ… И я уже смогу услышать удивление или, возможно, обиду в его голосе, чтобы он стал говорить более искренно, потому, что я отважился стать с ним подлинным. Я позволил себе быть личностью - настоящей, несовершенной - в своих отношениях с ним» ( К.Роджерс).
5.Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему. Такое отношение к клиенту как бы «оправдывает» недопустимую тенденцию психолога откровенно манипулировать сознанием клиента, превращая его в «пассивный объект» своих воздействий, и вместо него решать его жизненные психологические проблемы.
3. Методические проблемы в деятельности психолога
1. Желание следовать «методическим модам».
Стремление следить за новинками практической психологии и желание повышать профессиональную квалификацию – похвально. Проблема возникает тогда, когда новые плохо освоенные методы работы сразу используются в работе с клиентами. Экспериментальное использование «новейших достижений психологии» с клиентом в целях апробирования методики, а не для пользы клиента не только не эффективно, но и неэтично. В этом вопросе требуется определенная мера, когда появляется очередная новинка, необходимо тщательно проверить ее эффективность.
2. Проблема чрезмерного экспериментирования. Когда психолог, собирает материал для научной работы (статьи, диссертации), он может незаметно для себя начать рассматривать клиентов как испытуемых или «статистический материал». В этом случае, его помощь в решении клиентских проблем становится менее значимой, чем научно-исследовательская задача. Конечно же, психолог-практик не должен отказываться от научного поиска и экспериментирования, но приоритетом все-таки должна оставаться помощь, обратившимся к нему людям.
3. Проблема отсутствия общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения. Для решения сложных этических проблем не может быть единых рецептов. Внутренняя активность и профессионализм психолога должны проявляться и в том, чтобы быть способным самостоятельно находить ответы на сложные нравственные вопросы.
4. Отсутствие общепризнанных критериев оценки эффективности работы. Эффект психологической работы часто проявляется не сразу, а спустя какое-то время. Полноценно оценить качество работы консультанта трудно, даже на основании оперативных показателей эффективности, данных наблюдения, самоотчетов клиентов, мнениях экспертов. Различного рода расчеты коэффициентов эффективности, предлагаемые в диссертационных работах, не применяются в практике по причине их сложности и трудоемкости. В условиях отсутствия четких критериев эффективности, психолог может начать работать недобросовестно, успокаивая себя тем, что эффект проявится со временем. Единственный выход из этого положения – обращение к собственной совести. Спекуляции на оценке эффективности работы - это желание ложного доказательства эффективности психологической помощи. При оценке качества проведенной работы ссылка на удовлетворенность клиента - неубедительна. Даже интервью с клиентом, которое возможно только в редких случаях, не позволяет оценить истинный результат. Когда психологу важно доказать (клиенту, коллегам, самому себе), что его работа была полезна, он может внушать клиентам мысль об их изменении: «осуществился личностный рост», «стал иным».
5.Проблема неизбежности профессиональных «секретов» психолога от клиентов, администрации, от коллег. Психологу не следует посвящать клиента в тонкости своей работы. Сообщение некоторым впечатлительным клиентам результатов исследования может вызвать огорчение, разочарование в своих возможностях изменить ситуацию, а то и просто шок, который подорвет веру в себя. Не следует рассказывать о нюансах своей работы начальникам и администраторам, которые могут ее неправильно понять. Так как ответственные лица обязаны знать, что происходит в их учреждении, целесообразно иметь какую–то общую информацию о проделанной работе и, возможно, даже о полученных результатах (общую, а не конфиденциальную). Коллегам–психологам также не всегда следует рассказывать о своей работе, особенно, если это забавные «случаи-анекдоты» о том, что происходило в кабинете. Профессиональные тайны не должны знать посторонние.
6. Проблема платности психологических услуг и подарков от клиентов. При анализе этого вопроса часто вспоминают о том, что при высокой плате за консультацию, клиенты более ответственно относятся к проводимой с ними работе. Даже, если это так, психолог не должен превращаться в бизнесмена. В противном случае ему трудно удержаться от «овеществления» клиента. Для некоторых клиентов факт оплаты психологической помощи может стать препятствием для построения доверительных отношений с психологом. Возможно, для решения этого вопроса, должно быть разумное сочетание платных и бесплатных услуг, а также трансляция клиенту идеи, что оплата идет не за любовь внимание, а за временные затраты.
ТЕМА 3.
Лекция «ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА»
Оглавление
1. Моральные и нравственные ценности – основа деятельности психолога
2. Принципы и нормы деятельности психолога;
3. Нарушения этического кодекса
Методические рекомендации
Основной целью изучения четвертой темы является формирование представлений об этических принципах и нормах профессиональной этик психолога.
Изучение теоретического материала направлено на решение следующих задач:
• знание основ этического кодекса психолога Российского психологического общества;
• изложение основных принципов и норм деятельности психолога;
• знание санкций при нарушении этического кодекса;
При изучении лекционного материала необходимо особое внимание обратить на принципы и нормы деятельности психолога.
После лекционного материала приводятся вопросы для самопроверки в форме тестирования, на которые следует ответить.
Конспект лекции
1. Моральные и нравственные ценности – основа деятельности психолога
Профессиональная деятельность психолога характеризуется ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой. Она основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения. Этический кодекс психологов был разработан в целях регуляции деятельности сообщества психологов; регуляции отношений психологов с обществом. Этический кодекс является основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.
Принципы и нормы в деятельности психолога изложены в Этическом кодексе психолога Российского психологического общества. Он принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества. Кодекс составлен в соответствии с:
• Конституцией Российской Федерации,
• Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных»,
• Уставом Российского психологического общества,
• Всеобщей декларацией прав человека,
• Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования»,
• международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов,
• Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.
Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.
Действие Этического кодекса распространяется на все виды и формы деятельности психологов, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством Интернета.
Моральные и нравственные ценности – основа этики психолога.
Определяющими для деятельности психолога являются идеалы свободного и всестороннего развития личности, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества. Сформулированные в кодексе этические принципы и правила работы направлены на укрепление профессионализма, гуманности действий, уважения к людям. Рассмотрим основные положения этого документа.
2. Принципы и нормы деятельности психолога
Принцип уважения. Он включает: уважение достоинства, прав и свобод личности. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей.
Принцип беспристрастности. Недопустимо предвзятое отношение к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, статус Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия. Ни процесс психологической работы, ни ее результаты не должны наносить вреда здоровью или социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
Принцип конфиденциальности. Любая, полученная на основе доверительных отношений информация не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий. Результаты исследования необходимо представлять так, чтобы Клиент, Психолог и Психологическая наука не были скомпрометированы. Конфиденциальность касается данных студентов, полученных при обучении, сведений о клиентах. При публичной демонстрации конкретных случаев своей работы Психолог должен позаботиться о защите благополучия и достоинства Клиента. Психолог не должен искать информацию о Клиенте, которая выходит за рамки профессиональных задач. Клиент имеет право на консультацию без присутствия третьих лиц. Данные о Клиенте должны бережно храниться так, чтобы не было доступа к ним, порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.
Существуют определенные границы использования правила конфиденциальности. В большинстве стран принцип конфиденциальности нарушается, когда:
◦ существует угроза для жизни клиента или других людей;
◦ психолог получил информацию о противозаконных действиях;
◦ совершается насилие (жестокое обращение, развращение и др.) над несовершеннолетними детьми;
◦ клиент болен и нуждается в госпитализации.
Принцип осведомленности и добровольного согласия. Клиент должен знать о цели работы, применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом начинается после получения его согласия. Если Клиент не может принять самостоятельного решения, оно должно быть дано его представителями. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех шагах проводимой с ним работы. Видео- или аудиозаписи делаются только по согласованию. Это касается и телефонных переговоров. Третьим лицам материалы таких записей могут быть представлены также только после согласования с Клиентом. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования, возможных рисках, дискомфорте, нежелательных по- следствиях. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. Все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента;
Принцип самоопределения Клиента. Клиент имеет право вступать в профессиональные отношения с Психологом и прекращать их. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону. Клиент может привлечь для консультации другого психолога (когда к этому нет юридических противопоказаний).
Принцип компетентности Психолог должен поддерживать высокий уровень компетентности, но и признавать ее ограничения. Он должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт. Психолог хорошо знать профессиональную этику и в своей работе руководствоваться этическим принципами. При привлечении помощников (студентов, аспирантов и пр.) Психолог должен обеспечить соответствие их действий профессиональным требованиям. В рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
Принцип ограничения применяемых средств. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых. Психолог должен применять научно признанные методы обработки и интерпретации данных. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения существенной ошибки в исследовании после ее публикации, необходимо предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
Принцип профессионального развития. Психолог должен постоянно повышать свой профессиональный уровень и свою осведомленность в области этики психологической работы.
Принцип невозможности профессиональной деятельности в определенных условиях. Психолог должен отказаться от выполнения профессиональной деятельности в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием. Если он вынужден преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на его состоянии, то необходимо обеспечить продолжение работы с другим специалистом.
Принцип ответственности. Психолог имеет обязательства перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Он должен стремиться избегать причинения вреда, нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением. Психолог несет ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании. Он также несет ответственность за влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях. Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами. В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.
Принцип честности. В своей деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Он должен четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие им функции. Осознавать границы своих личных и профессиональных возможностей, а также возможностей своей профессии. В начале работы с Клиентом оговариваются вопросы вознаграждения, условия работы, такие как распределение прав и обязанностей, процедура хранения и применения результатов исследования. Психолог должен поставить в известность Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам. При приеме на работу Психолог должен оповестить работодателя о следующем: в пределах своей компетенции он будет действовать независимо; по закону, он обязан соблюдать принцип конфиденциальности; профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог; для него невозможно выполнение требований, нарушающих Этический кодекс профессионального сообщества. Работодатель должен получить текст Этического кодекса. Реклама услуг Психолога приемлема только тогда, когда она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия. Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо методу вмешательства. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также гарантировать результативность оказываемых услуг. Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к нему Клиента или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью;
Принцип прямоты и открытости. Психолог несет ответственность за предоставляемую информацию, он должен избегать ее искажения. Формулировать результаты исследования нужно в терминах, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу. В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия;
Принцип избегания конфликта интересов. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов. Он не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность. Психолог не должен вступать в личные отношения со своими Клиентами.
Принцип ответственности и открытости перед профессиональным сообществом. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки, и им не следует препятствовать. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия. Его действия не должны способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.
3. Нарушения этического кодекса
Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы. Жалоба может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом. В качестве санкций могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.
ТЕМА 4.
Лекция «МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА»
Оглавление
1. Понятие этических (моральных) дилемм
2. Разновидности моральных дилемм психолога
3. Ориентиры принятия этически верных решений
4. Моральная дилемма клиента как предмет профессионального размышления психолога.
5. Смысловые ориентиры разрешения моральных дилемм клиента
6. Типы решения нравственных задач
Методические рекомендации
Основной целью изучения пятой темы является формирование представлений о моральных дилеммах в деятельности психолога.
Изучение теоретического материала направлено на решение следующих задач:
• определение нравственных задач и моральных дилемм;
• выявление разновидностей моральных дилемм психолога;
• рассмотрение моральной дилеммы как предмета размышления психолога;
• описание основных ориентиров при решении моральных дилемм.
При изучении лекционного материала необходимо особое внимание обратить на вопросы принятия решений в ситуации морального выбора. После лекционного материала приводятся вопросы для самопроверки в форме тестирования, на которые следует ответить.
Конспект лекции
1.Понятие этических (моральных) дилемм
Моральная дилемма (от греч. di(s) – дважды и lemma –предположение) это ситуация, в которой человек сталкивается с двумя возможностями, при этом выбор одной из них нарушает один набор моральных предписаний, а противоположный выбор - нарушает другой набор. Дилеммы - это проблемы, которые не имеют однозначного решения, они содержат противоречия, не поддающиеся формальному анализу.
Поле моральных дилемм - обычный контекст психологической практики. Клиент, оказавшись в сложной ситуации осмысления моральной дилеммы, обращается к психологу как к эксперту. Он ждет помощи в решении своей проблемы. Ситуация морального выбора становится предметом профессионального размышления психолога. Однако отсутствие алгоритмов разрешения моральных дилемм и критериев нравственности, абсолютно верных для всех людей и для конкретного человека ставит уже самого психолога в ситуацию сложного морального выбора. Теперь он должен делать свой выбор и принимать не совсем идеальные решения. Они могут касаться вопросов определения границ конфиденциальности клиентской информации и лиц из его окружения, возможности обсуждать консультативные случаи с коллегами или описывать их в литературе, сокрытия информации травматического характера от клиента, степени открытости в отношениях с клиентами, уровня вмешательства в личную жизнь.
Из опыта решения моральных дилемм, из размышлений над ними, из рассуждения в процессе их анализа, собственно, и выросла прикладная этика.
Моральные дилеммы подразделяются на два вида:
• первый, когда человек обязан одновременно совершать два противоположных поступка, поскольку оба они — правильные (например, сообщить матери несовершеннолетней девочки ее интимных отношениях и сохранять тайну разговора с ребенком);
• второй, когда человек одновременно и должен, и не должен совершать один и тот же поступок (например, намеренное прекращение жизнеобеспечивающего лечения в случае постоянной и необратимой комы).
При решении этических дилемм психологу необходимо расставлять приоритеты между нормативами профессиональной этики, собственными моральными убеждениями, общественным мнением, требованиями руководства и пр.
2. Разновидности моральных дилемм психолога
Начнем с примера. Штатный психолог банка консультирует сотрудницу. Она обратилась с проблемой навязчивых страхов. Клиентке кажется, что за ней наблюдают, стремятся причинить боль или даже убить. Такое поведение неблагоприятно влияет на состояние коллег по работе, уровень невротизации которых достиг критической точки. Требование руководства банка заключается в «создании условий для увольнения», так как должностной обязанностью психолога является «повышение производительности труда сотрудников». С одной стороны, психолог как штатный работник должен подчиниться администрации банка. С другой стороны, базовым принципом психологической помощи является охрана интересов клиента, а увольнение или любое другое давление может спровоцировать социальную изоляцию клиентки и, как следствие, серьезное обострение ее состояния. В центре описываемой этической дилеммы - расхождение между требованиями психологической профессиональной этики (первичность интересов клиента) и потребностями организации-работодателя (высокая производительность труда).
В жизни встречаются разнообразные случаи, когда необходимо принимать самостоятельное решение этической задачи и невозможно опереться на профессиональные стандарты. Например: сообщать ли клиентам о взломе персонального компьютера, в котором хранилась конфиденциальная информация об особенностях их личности? Использовать ли новый вариант методики, если привычно работать со старой версией? (по материалам «Вестника Американской психологической ассоциации»).
К. Поуп и В. Веттер, анализируя материалы опроса практикующих психологов, выделили 23 группы этических дилемм, с которыми они сталкивались. На первом месте, по частоте упоминаний, оказалась проблема конфиденциальности. Было описано 79 противоречивых ситуаций по вопросу раскрытия конфиденциальной информации: «говорить ли родителям о беременности несовершеннолетней дочери, раскрывать ли информацию о совершенном насилии, если да, то при каких условиях и каким образом». Далее следуют проблемы: двойных отношений; финансовых обязательств; профессиональной компетентности; выступлений на судебных заседаниях; обнародования результатов исследований клинической практики; непрофессионального поведения коллег; сексуальных домогательств; психологической оценки (тестирования); интервенций с рискованными последствиями; искажения психологических данных по требованию должностных лиц; обслуживания неплатежеспособных клиентов; рекламирования собственной практики; приостановления и завершения отношений с клиентом (предложение клиенту другого специалиста).
С. Дуглас выделил шесть типов дилемм различного происхождения.
1) «Дилеммы компромисса» ставят перед выбором традиционного или инновационного (с риском, но дающим лучший результат) подходом в практике психологической помощи.
2) «Дилеммы границ» касаются выбора той границы, за которой техника превращается в эмоционально близкие отношения.
3) «Дилеммы преданности» заставляют психолога задуматься над тем, работать ли дальше в пределах конкретной научной школы или изменить методологию работы, попробовать что-то новое.
4) «Дилеммы ролей» требуют самоопределения относительно своей деятельности: преподаватель или консультант, научный работник или практик.
5) «Дилеммы ответственности» касаются выбора степени личной ответственности за благополучие клиента.
6) «Дилеммы безысходности» возникает в ситуации понимании нецелесообразности дальнейшей работы при невозможности ее завершения в силу различных причин.
Анализируя проблему этических дилемм в практике психологической помощи, необходимо учитывать сложность системы социальных связей. Изолированных отношений «психолог-клиент» не существует, в эту диаду всегда включены другие лица - коллеги, руководитель (работодатель, заказчик), близкие и родственники клиента. Принимая решение, психолог не может руководствоваться только собственными моральными принципами или потребностями клиента; он должен также ориентироваться на требования профессиональной этики, законодательные нормы, принимать во внимание общечеловеческие ценности, учитывать общественное мнение, философию организации-работодателя, свои должностные обязанности.
3.Ориентиры принятия этически верных решений
Наука о моральных обязанностях в профессиональной сфере получила название деонтологии. Она занимается поиском путей решения этических дилемм, анализируя конкретные случаи и сопоставляя их с «идеальными» моделями. Такой анализ в любой профессиональной сфере - процесс сложный и неоднозначный. Предлагаются разные схемы такого анализа, а его нормативы задаются общественными требованиями, государственной политикой, профессиональной этикой, социальными стереотипами, личностными особенностями специалиста. Важнейшими являются следующие положения:
1. «Альтернативы» моральной дилеммы не должны рассматриваться как равновероятные. Предпочтительное отношение субъекта к одной из альтернатив зависит от особенностей его нравственного развития, жизненного опыта и специфики процесса рассуждения.
2. Полем для выделения базовых ценностей при решении этических задач выступает профессиональная культура специалиста. Она включает в себя: профессиональную компетентность, психологические средства творческой деятельности и совокупность наиболее важных нормативных смыслов и ориентиров профессии.
3. Морально этические задачи бывают разной степени сложности и «доступности» для решателя, иногда они просто неразрешимы.
В зарубежной научной литературе предлагаются следующие ориентиры принятия этически правильных решений:
1. Четкое следование нормам профессиональной этики, декларируемым специальными кодексами;
2. Анализ конкретных случаев с опорой на интуицию, собственные моральные убеждения и консультации с коллегами;
3. Необходимость всестороннего анализа, в том числе на соответствие законодательству страны.
Каждый психолог, учитывая свою компетентность, опыт работы, принадлежность к определенной научной школе, моральные убеждения, отдает преимущество разным ориентирам. Начинающие консультанты преимущественно ориентируются на «избежание наказаний». В этом случае базовым инструментом оценки правильности собственного выбора на этой ступени являются положения этических профессиональных кодексов.
Моральная дилемма клиента как предмет профессионального размышления психолога.
Пример: «с просьбой дать совет» к психологу обратилась 44-летняя женщина, беременная третьим ребенком. Она рассказала о том, что ее супружеская жизнь является «сплошным мучением». Муж – алкоголик, давно не работает, лечиться не хочет. Живут очень стесненно в однокомнатной квартире на ее зарплату медсестры в областной поликлинике. Старшие дети с каждым годом все больше «уходят», учиться не хотят, часто не ночуют дома. Родственников нет и рассчитывать на помощь со стороны не приходится. Несмотря на то, что беременность не была запланированной, расценивает ее как «послание Бога». Врач, который осматривал женщину, порекомендовал прервать беременность, ссылаясь на возможные осложнения. Что делать психологу в данной ситуации?».
Как видим, моральная дилемма – это многомерная система, которая содержит различные «слои» противоречий. Известно, что принимая жизненные решения, человек сопоставляет, взвешивает, соизмеряет различные мотивы. Субъект стоит перед задачей, с одной стороны, жизненно важной, а с другой – логически неразрешимой. Ее неразрешимость обусловлена несколькими причинами:
1. Каждая альтернатива является в данном случае жизненным отношением или мотивом, от положительной реализации которого можно отказаться только путем дезинтеграции сложившейся формы жизни.
2. Для предпочтения одного мотива другому не может быть убедительного рационального основания
3. Бытийные противоречия (юридические, моральные, нравственные) относятся к различным уровням этического пространства
4. Присутствует столкновение разнонаправленных интересов участников этической ситуации, то есть ее можно рассматривать с психологической позиции разных участников морального конфликта и типов их индивидуальной морали.
5. Моральная дилемма может быть представлена во временном континууме актуального и потенциального. Если актуальное восприятие отвечает осознаваемому, вербализированному смысловому полю решателя, то поиск решения в стратегической перспективе способствует рождению новых смыслов.
6. Неразрешимая дилемма является «экзистенциальным вызовом», а значит, основанием для расширения горизонта сознания и жизнетворчества;
7. Несмотря на видимый хаос в обстоятельствах жизни, гибкость и приспособляемость человеческой природы обеспечивает способность человека делать собственный моральный выбор, адекватный уровню его личностного развития;
8. Являясь участником жизненного процесса (И.Ялом), человек сам принимает оптимальное для себя решение, разворачивая ситуацию в сторону личностного развития, регрессируя или отстраняясь от морального выбора. «Какими бы не были «данности» чьей-то личной ситуации, все-таки от самой этой личности зависит, как отвечать и что создавать в этих данностях».
При работе с клиентом психолог попадает в парадоксальную ситуацию. Чтобы определить «идеальный вариант» преодоления дилеммы для клиента, он должен четко понимать ее суть. Однако это невозможно по двум причинам.
Во-первых, потому что условия поставленной дилеммы представляют собой лишь эмоционально окрашенный со стороны клиента фрагмент этической ситуации.
Во-вторых, потому что оценить последствия принятого в ментальном плане морального решения не представляется возможным до тех пор, пока этот выбор не будет осуществлен в реальной жизни.
5. Смысловые ориентиры разрешения моральных дилемм клиента
а) Смещение цели консультативного взаимодействия
Противоречивость и парадоксальность моральной дилеммы клиента не позволяют психологу поставить четкие консультативные цели. В этом случае полезно обсуждать с клиентом ее отдельные фрагменты и не искать ответа на вопрос: «Какой вариант разрешения моральной ситуации может быть идеальным для данного клиента?», а ставить совсем другие вопросы. Например, «Что клиент ждет в этой ситуации от психолога?» и «Что я как психолог могу в этой ситуации ему дать?». Конструктивно обсуждать общие контексты моральной дилеммы – «Что представляет собой возникшая моральная дилемма в общем потоке жизни человека?», «В чем состоит искусство жизни?», «Какой опыт привносит решение моральной дилеммы в жизнь?». Обращение к таким темам насыщает процесс консультативного взаимодействия философско-экзистенциальными темами.
б) Коррекция травматизированных моральных структур
В состоянии морального конфликта личность поставлена перед необходимостью выбирать между добром и злом, между различными нравственными ценностями. Однако клиент часто находится в состоянии «моральной слепоты» и ему самому «обнаружить» моральную проблему не удается. Он стремится избежать нравственного выбора, используя различные варианты «ухода». Это может быть «бегство» из ситуации морального выбора, проективная агрессия, конформное «смягчение» конфликтующих мнений. При незрелости морального сознания человек также не может «увидеть» и проанализировать этическую ситуацию. Болезненная чувствительность к потенциально возможному ущемлению прав или достоинств, любое толкование проявления несправедливости (по отношению к себе или значимым лицам) оборачивается неспособностью улавливать содержание морального конфликта. В этом случае перед психологом стоит задача не только определить «зоны моральной уязвимости» у клиента, но отыскивать «зоны с сохранной моральной мотивацией» (например, обращаясь нравственным понятиям или моральным чувствам). Воздействуя на эти моральные элементы, психолог, по сути, осуществляет нравственно-ценностную коррекцию травматизированных моральных структур.
в) Поиск жизненных истин в совместном диалоге
Для продуктивного диалога психолога с клиентом различия в этических системах и моральных установках не обязательно выступают как препятствия. Напротив, различия в ценностях и жизненных смыслах, могут стать основой для построения совместного «смыслового поля» дилеммы, глубокого переживания поиска жизненных истин собеседниками. Для этого нужно только искреннее стремление понять мотивы поведения другого. Невозможность полностью понять другого человека не исключает возможность понять его желание быть понятым. Установки на солидарность и «презумпция приемлемости» (Г.А.Балл), как составляющие интеллектуальной культуры психолога позволяют ему уйти от позиции конфронтации. Проявляя мировоззренческую толерантность к иным этическим системам и взглядам, психолог не остается равнодушным или терпимым к неприемлемым с его точки зрения моральным суждениям, побуждая при этом клиента к дополнительным обоснованиям его моральных выборов и их совместному обсуждению.
г) Присутствие как ресурс преодоления морального противоречия
Одна из важных задач психолога и его работы с клиентом, который говорит о каких-то очень глубоких моральных переживаниях, связанных с дилеммой выбора, «…это задача просто присутствовать с ним, просто быть с ним. Качество присутствия позволяет создавать у человека опыт того, что то, что вот он такой – это можно выдержать, это можно принять и что другой человек может это понять и может дать какой-то чувственный отклик на то, с чем он чувственно сталкивается и что он слышит». Безусловное принятие клиента, признание его несовершенства и права на ошибку обеспечивают тот ценный опыт, на который он сможет опереться, осуществляя сложный для себя моральный выбор.
д) Диалогическое переживание моральной дилеммы
В конкретной действительности психологическая ситуация выбора всегда насыщена многочисленными аргументами «за» и «против», что делает его мучительно трудным и эмоционально затратным. Диалогическое по своей природе переживание всегда обращено к кому-то. Адресат и содержание переживания не обязательно однозначны и четко оформлены, но, во всяком случае, они существенны для хода и судьбы конкретного переживания (Ф.Е.Василюк). Научившись слышать в эмоциональных состояниях и даже в невербальных симптомах клиента скрытые диалогические высказывания, которые могут быть в процессе беседы актуализированы и вербализованы, психолог предоставляет возможность клиенту в новой продуктивной форме пережить моральную проблему и продвинуться в сторону лучшего понимания ее внутренней структуры.
е) Рефлексивная оценка своей профессиональной позиции
Рефлексия собственной профессиональной позиции ставит перед психологом целый ряд вопросов:
• «А как бы решал эту дилемму я?»;
• «В чем именно заключается моральное противоречие данной ситуации для клиента, других участников моральной дилеммы, для меня как психолога?»;
• «Что в этой ситуации я как психолог могу дать Другому человеку?»;
• «Каковы границы моей профессиональной помощи, влияния?»;
• « Имею ли я право говорить от имени морали и быть, таким образом, судьей? Являюсь и я сам носителем нравственности?».
Поиск ответов на эти вопросы актуализирует нормы, смыслы и ценности профессиональной культуры специалиста.
ж) Обсуждение ценностной основы возможных вариантов выбора и их последствий.
Именно диалогическое понимание, а не объяснение или интерпретация потенциальных способов разрешения моральной дилеммы способствуют возникновению общего смыслового пространства. Диалогическое осмысление морального конфликта и связанных с ним вопросов «Почему именно так?», «Для кого это приемлемо?» неразрывно связаны с обсуждением ценностной основы возможных вариантов выбора и их последствий.
з) Осознание многозначности этических концептов
Осмысление моральной дилеммы подводит клиента к осознанию многозначности этических концептов. Прояснение субъективных смыслов и общих значений терминов добра и зла, правды и истины, справедливости и т.д. конкретизируют основные черты нравственных понятий и создают новую проблемную ситуацию. С нее и начинается мыслительный процесс, направленный на выяснение дополнительных контекстов и коллизий моральной задачи. Оперирование нравственными понятиями не отдаляет человека от действительности, а наоборот, приближает к ней. Владение системой нравственных понятий на теоретическом уровне способствует развитию морального сознания и, в конечном итоге, к готовности осуществить моральный поступок в реально жизни.
6.Типы решения нравственных задач
В научной литературе представлены три типа решения нравственных задач:
1) Ортодоксальный («безапелляционный») тип решения. Решатель придерживается одной точки зрения и, несмотря на различные контраргументы, отстаивает ее.
2) Сомневающийся («колеблющейся») тип решения. Решатель попеременно анализирует предложенные альтернативы и способы промежуточного решения, снимающие остроту дилеммы;
3) «Уходящий» тип решения. Его особенностью является осознанная или неосознаваемая невосприимчивость к содержанию моральной дилеммы.
Для психолога более предпочтительным является второй тип решения. Он заключается в отказе от поиска «правильного», однозначного решения морального противоречия и переходу к диалогическому пониманию всех контекстов ситуации и эвристическому поиску возможных вариантов ее преодоления.