Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Вопрос 1. Общая характеристика социально-психологического тренинга. Понятие, задачи и виды социально-психологического тренинга.
Понятие СПТ
В отечественной литературе авторы, освещающие теоретические и практические проблемы СПТ, используют этот термин очень широко и обозначают им целую отрасль прикладной социальной психологии.
Ю.Н.Емельянов: СПТ – это активное социально-психологическое обучение.
Макшанов С.И.: Тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека
Цель психологического тренинга - достижение разнообразных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы и организации.
Общей целью СПТ является повышение социально-психологической и коммуникативной компетентности, развитие личности человека, что достигается решением следующих задач:
1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения;
2. Приобретение умений и навыков общения;
3. Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения;
4. Развитие способности к адекватной оценке себя, других людей;
5. Развитие системы отношений личности.
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
• соблюдение ряда принципов групповой работы;
• нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
• наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
• определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
• акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";
• применение активных методов групповой работы;
• объективация собственных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
• атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков.
Общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
• исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
• изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
• развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
• содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Классификация психологических тренингов. Виды социально-психологического тренинга.
Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка. Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги (тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и пр.).
Психотерапевтический тренинг направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, арт-терапии и др.
Социально-психологический тренинг занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Бизнес-тренинг (корпоративный тренинг) направлен на развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач. Бизнес тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса.
В СПТ выделяют три уровня (или вида СПТ):
1) уровень психических процессов,
Этот уровень, или вид, тренинга направлен на развитие когнитивных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, представления, воображения, мышления, а также эмоций. Обучение на первом уровне должно проходить с преобладанием активных методов на основе психологического тренинга.
2) уровень межличностных взаимодействий,
Межличностный уровень тренинга в основном затрагивает сферу общения, взаимодействия с разными людьми, группами, направлен на повышение сензитивности в межличностных отношениях (развитие умений более разнообразного проявления эмоциональных реакций; самодиагностика и контроль эмоциональной сферы; «считывание» информации об эмоциональном состоянии, переживании собеседника (собеседников) по невербальным проявлениям; установление контакта, поддержание его в процессе общения с одним собеседником, с группой; научиться более глубоко понимать других людей, их эмоциональные переживания, их мотивы, интересы, потребности и ценности; научиться осознавать собственные эмоции, чувства, возникающие по отношению к другим людям; адекватно воспринимать других людей и самого себя в сфере общения и т.д.)
В обучении межличностный уровень основывается на активных методах, специально разработанных программах, деловых играх в условиях малой группы.
3) внутриличностный уровень
Включает задачи, касающиеся личности участника; производится коррекция поведенческих реакций, стереотипов, личностных особенностей эмоционального реагирования, общения с людьми; анализ внутренних личностных конфликтов (выяснение или прояснение мотивов собственной деятельности; самодиагностику и саморегулирование эмоционального состояния; достижение адекватного восприятие себя, позитивного отношения к себе; определение уровня самооценки, притязаний и пр.)
Основными методами работы на этом уровне являются тренинг сензитивности и тренинг личностного роста, а также работа в аналитически ориентированной группе. На групповых сессиях используют психогимнастику, психодраму, психорисунок, свободную групповую дискуссию и др.
Вопрос 2. Принципы тренинга. Подбор группы.
Принципы психологического тренинга
Принципы создания среды тренинга
Принципы поведения участников тренинга
Организационные принципы
Этические принципы
Системная детерминация
Реалистичность
Избыточность
Активность
Исследовательская и творческая позиция
Субъект-субъектное общение
Объективация поведения
Искренность
«Здесь и теперь»
Физическая закрытость
Комплектование группы
(гомогенность-гетерогенность)
Пространственно -временная организация
Конфиденциальность
Соответствие заявленных целей тренинга его содержанию
Не нанесение ущерба
Принципы создания среды тренинга
Принцип системной детерминации требует воплощения в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы и взаимодействия внешней детерминации и самодетерминации через механизмы психического заражения и подражания, обратной связи, регуляции уровня удовлетворения потребностей и включения участников тренинга в определенным образом организованную деятельность.
Принцип избыточности операционализируется через создание возможностей выбора участниками различных вариантов представления информации, момента и способа деятельности.
Принцип реалистичности предполагает создание в тренинге среды, изоморфной по своим характеристикам - социальной и профессиональной, работу с разными по вероятности возникновения и значимости в профессиональной деятельности ситуациями и проблемами. Реализация принципов создания среды тренинга осуществляется ведущим и определяет его деятельность.
Принципы поведения участников тренинга
Принцип активности предполагает включение в интенсивную работу всех участников тренинга. Активность участников группы тренинга носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего руководство по применению той или иной технологии. В тренинге участники получают возможность включения в специально разработанную тренером или ими самими деятельность. Принцип активности, в частности, опирается на установленную закономерность об усвоении человеком
10% информации, воспринимаемой на слух,
50% информации, воспринимаемой по зрительному каналу, и
90% информации, получаемой в ходе самостоятельной деятельности.
Принцип исследовательской, творческой позиции участников тренинга связан с тем, что в ходе его участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, уже известные и неизвестные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности и особенности. С этой целью в группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблемность, неопределенность, принятие тренером, а впоследствии и группой, поведения каждого участника, безоценочность.
Реализация принципа исследовательской, творческой позиции каждого участника сталкивается с ощутимым сопротивлением группы, нередко настроенной на получение рецептов деятельности и не готовой к принятию на себя ответственности за изменения, заявленные в целях тренинга. Задачей ведущего тренинг в таком случае становится постоянное генерирование ситуаций, позволяющих группе и каждому ее участнику осознать причины своей неготовности к самостоятельной деятельности, апробировать и тренировать новые способы поведения и разрешения проблемных профессиональных ситуаций.
Принцип объективации имеет особую значимость для тренинга как метода преднамеренных изменений, основным требованием, сущностью которого является перевод поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции профессиональной деятельности на осознанный, когда в любой ситуации специалист отдает себе отчет в том, с какой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям. В начале тренинга этот принцип реализуется ведущим, впоследствии он может быть воспринят участниками. Универсальным средством объективации поведения выступает обратная связь, относящаяся к неотъемлемым признакам тренинга как метода.
В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов ОС. Обратная связь создает условия для осознания, и, если это становится необходимым, коррекции невербальных компонентов поведения и деятельности. Механизмы ОС позволяют участнику группы соотносить результаты своей деятельности и поведения с целями тренинга, что необходимо для корректировки ее протекания, и производить замену неэффективных моделей управления поведением на новые, более эффективные.
Принцип субъект-субъектного (партнерского) общения предполагает такое взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность их личности. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позволяющую участникам группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципами системной детерминации, творческой, исследовательской позиции участников группы.
Принцип «искренности» включает два аспекта: с одной стороны, каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности, а с другой стороны, тренер в начале занятий предлагает для обсуждения, а затем своими действиями поддерживает идею, заключающуюся в том, что в ходе обсуждения тех или иных вопросов не стоит говорить неправду.
Принцип «здесь и теперь» предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников тренинга от происходящего в группе в сферы, возможно, весьма интересные, но не имеющие отношения к актуальной ситуации. Вместе с тем принцип «здесь и теперь» не относится к универсальным, так как им не объемлются действия участников тренинга, связанные с рефлексией прошлого опыта и с проекциями содержания тренинга и приобретенных в его ходе результатов в будущее.
Организационные принципы
Принцип физической закрытости означает, что группа тренинга работает постоянно в одном и том же составе; после того как работа группы началась, новые участники в группу не включаются. Если кто-то из участников пропускает несколько часов занятий, его можно с согласия группы включить в дальнейшую работу, однако для этого ему необходимо рассказать обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.
Принцип комплектования группы включает два подпринципа: гомогенности и гетерогенности. Принцип гомогенности применяется в отношении таких характеристик участников тренинга, как профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, по возможности возраста. Принцип гетерогенности распространяется на такие характеристики, как пол, а также некоторые психические свойства личности.
Принцип пространственно-временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики работы группы.
Этические принципы тренинга
Принцип конфиденциальности предполагает, что информация о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности не будет обсуждаться с кем бы то ни было за пределами группы. Соблюдение этого принципа позволяет формировать открытую атмосферу взаимодействия между участниками тренинга, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы.
Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию определяет недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой, например, перехода от развития навыков эффективного ведения деловых переговоров к рассмотрению источников неуверенности в себе одного из участников группы. В некоторых случаях это возможно после обсуждения такого шага в группе, однако, в целом предпочтительнее удерживаться в русле предъявленных целей, а возникающие по ходу работы и не соответствующие им запросы решать другими средствами, в частности, в ходе индивидуального консультирования или в рамках других программ тренинга.
Принцип ненанесения ущерба соприкасается с принципом конфиденциальности, соблюдение которой предотвращает возможный ущерб со стороны руководства и значимых других людей; с другой стороны, ненанесение ущерба связано с профессионализмом ведущего, его диагностическими возможностями и свободой от манипулятивных тенденций.
Групповые нормы
Ни одна социальная общность не может существовать без правил, регламентирующих жизнедеятельность людей, составляющих эту общность. Тренинговые группы также вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы.
В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы работы в группе. Назовем те, которые характерны для подавляющего большинства тренинговых групп.
1. "Здесь и теперь"
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
2. Искренность и открытость
Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С. Джурард, раскрытие своего Я другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете "эффекта попутчика")? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.
3. Принцип Я
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.
4. Активность
В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.
5. Конфиденциальность
Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.
Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.
Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.
ПОДБОР ГРУППЫ
Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп
В литературе содержатся противоречивые данные о том, какая группа действует оптимально – та, в которой участники сходны между собой по ряду параметров, или та, в которой участники сильно различаются. О каких параметрах идет речь, когда говорится о гомогенности и гетерогенности? Прежде всего, имеются в виду следующие: 1) пол; 2) возраст; 3) образование; 4) уровень интеллекта; 5) социальный статус; 6) тип личности и стиль поведения; 7) психологические проблемы; 8) убеждения и ценностные ориентации; 9) цели участия в группе.
В достаточной степени ясно, что однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. Однако, главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.
Наибольшее значение имеет гомогенность тренинговой группы в отношении психологических проблем и возраста.
Качественный состав тренинговых групп
Добавляя к сказанному выше об однородности и разнородности групп, обратим внимание на вопрос о том, кого следует, а кого не следует включать в группу тренинга.
Большинство тренеров сходятся во мнении, что участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами.
Хотя, как отмечает К. Рудестам "к неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица,
• которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными;
• лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми,
• и лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания"
Многие ведущие проводят предварительную психологическую диагностику потенциальных участников тренинговой группы чаще всего во время предварительной консультации или собеседования. Но, видимо, не следует считать психодиагностику чем-то обязательным – да и в практике сплошь и рядом отсутствует возможность проведения отбора кандидатов в тренинговую группу.
Количественный состав тренинговых групп
Относительно оптимального количества участников группы, как и по многим другим вопросам, единства мнений теоретиков и практиков тренинга не обнаруживается. Однако разнообразные позиции можно примирить, если учесть, что состав и структура групп зависят от ее цели.
Так, по-видимому, тренинги, акцентированные прежде всего на обучение, могут допускать большее число участников, чем тренинги, целью которых в первую очередь является личностное развитие.
Общепринятой считается точка зрения, согласно которой минимум участников тренинговой группы составляет четыре человека. Верхний предел обычно не называется.
Оптимальным принято считать двенадцать участников. Такое количество дает возможность свободного взаимодействия каждого с каждым; кроме того, имеет организационные преимущества: двенадцать делится на два, три, четыре, что позволяет создавать разнообразные подгруппы. Последний аспект представляется чрезвычайно важным, поскольку при проведении многих упражнений, требующих работы в "двойках", "тройках", "четверках", ведущий может столкнуться с проблемой нехватки людей в подгруппах.
В традиционной тренинговой группе нежелательно число участников, превышающее восемнадцать человек, – это ведет к резкому снижению уровня продуктивной обратной связи, уменьшению времени, уделяемого каждому участнику, исчезновению условий для проявления активности каждого человека.
Вопрос 3. Основные этапы и блоки тренинга. Вступительное слово. Этап создания работоспособности. Этап ориентации. Этап изменений. Заключительный этап.
знакомство
агрессия
работоспособность
умирание
Рис. Классическая модель развития группы
I этап тренинга. Подготовительный этап (этап Ориентации)
Вступительное слово тренера.
Знакомство друг с другом и с тренером
Группа встревожена, обеспокоена, группа скрыто или открыто ищет руководителя. Члены группы ждут объяснений, целей, планов, жаждут деятельности. На этой фазе члены группы хотят получить советы, разъяснений по поводу своих затруднений. И ждут их от тренера.
Иногда на этой фазе развивается псевдосплоченность, вызванная тем, что группа стремится снизить напряжение, тем, что участники стремятся объяснить второстепенные, общеизвестные вещи.
Агрессия (фаза фрустрации) Борьба за лидерство, споры. Здесь возникает агрессия на тренера. Для терапевтических групп важно, чтобы агрессия здесь была отработана. Для навыковых групп обострение и разрешение этого конфликта не целесообразно.
На этом этапе формируется, создается работоспособность группы
II этап тренинга. Основной этап (этап работоспособности, этап изменений)
Устойчивая работоспособность (развитие сплоченности и сотрудничество)
Развиваются сплоченность, заинтересованность, искренность, спонтанность. Здесь проходит основная содержательная работа тренинга. Это этап изменений.
III этап тренинга. Заключительный («заземление»)
Распад группы («умирание»)
Обычно этап выстраивается с помощью ритуалов (сбор чемодана, подарки). Его цель подготовить участников к переносу приобретенных в тренинге изменений в жизнь.
Вопрос 4. Оценка эффективности тренинга как метода преднамеренных изменений
Измерение результатов тренинга необходимо для определения наиболее эффективных и валидных программ, а также их компонентов.
Один из первых перечней критериев эффективности профессионального тренинга был предложен Д.Киркпатрик. Он включал в себя четыре группы критериев:
1. Реакции – измерение впечатлений участников тренинга.
2. Научение – измерение объема освоенного материала.
3. Поведенческий – измерение того, насколько результаты тренинга воплощаются в профессиональной деятельности.
4. Результативный – измерение результатов тренинга, отражающихся в улучшении количественных и качественных характеристик труда.
На сегодняшний день в качестве наиболее распространенных средств оценки эффективности тренинга применяются
• самоотчеты участников тренинга,
• экспертное оценивание,
• психодиагностические средства,
• оценка результатов деятельности (экономические критерии, производительность труда, характер затрат и пр.).
Вопрос 5. Методические средства психологического тренинга.
Отличительной особенностью тренинга являются широкие возможности по применению разнообразных методических средств, в совокупности позволяющих формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения.
Методические средства тренинга предназначены для словесной и несловесной передачи информации, создания целесообразно насыщенной информационной среды, регуляции уровня удовлетворения потребностей, вовлечения в определенным образом организованную деятельность. Широкий диапазон используемых средств (техник) относится к бесспорным преимуществам метода.
Таблица Методические средства (техники) тренинга
Техники представления информации
Имитационные техники
Техники создания реальной среды
• Короткие лекции
• Видеолекции
• Видеоиллюстрации
• Систематизированные обзоры
• Программированные инструкции
• Анализ оценок и самооценок
• Модерация
• Рисуночные методики
• Дискуссия
• Ролевые игры
• Деловые игры
• Анализ конкретных случаев
• Психодрама
• Социодрама
• Медитация
• Управляемое воображение
• Визуализация
• Психогимнастика
• Мозговой штурм
• Выполнение заданий с физическими рисками
• Выполнение конкретных профессиональных процедур с реальными партнерами, оборудованием, документацией
• Выполнение заданий с незнакомыми людьми
• Кратковременные ротации
Результаты изучения профессионального опыта ведущих психологического тренинга показывает, что практики используют в своей работе методические средства преимущественно первых двух групп.
Техники представления информации
В первую группу техник представления информации мы включаем короткие лекции, систематизированные обзоры, программированные инструкции и дискуссии. Эти методические средства объединяет то обстоятельство, что их содержание, а также разнообразные варианты материализованной обратной связи заранее подготавливаются ведущим группы тренинга или специализированной организацией и в минимальной степени видоизменяются в процессе тренинга. Содержание лекций и материалы систематизированных обзоров готовятся с учетом целей и задач программы и ряда методических требований. К ним, в частности, относятся:
1. Новизна информации. Содержание лекций и систематизированных обзоров включает в себя факты и идеи, которые с большой вероятностью неизвестны участникам тренинга, либо, если сообщаются известные факты и идеи, то новым может быть ракурс их рассмотрения или форма подачи.
2. Представление информации в разных модальностях с иллюстрированием ее в образной, метафорической и юмористической форме.
3. Адресное представление информации с учетом потребностей группы в целом и отдельных участников. В этом случае информация обладает большей ценностью в глазах участников, так как кроме удовлетворения потребности в информации, у участников группы существуют многообразные потребности, связанные с актуальными для них целями.
Систематизированные обзоры представляют собой письменный текст, в котором в компактной форме представлена отвечающая целям и задачам тренинга информация. В систематизированный обзор может быть включена информация, отражающая положение дел в организации, где проходит тренинг, сведения, отражающие психологическую природу феномена, подлежащего изменению в тренинге, описания вариантов использования способов деятельности, организации принятия решений и т.д.
Программированные инструкции содержат группы заданий, относящихся к апробированию полученных в тренинге представлений в умственных действиях, а также дают возможность получения обратной связи о правильности и эффективности принятых решений и предпринятых действий. В начале и в конце инструкции приводятся образцы выполнения заданий и краткие комментарии к ним.
Дискуссии являются одним из основных средств реализации принципа субъект-субъектного, диалогического взаимодействия. Они позволяют объективировать совокупности точек зрения на конкретную проблему, собрать информацию, выявить меру различий существующих точек зрения, создать всесторонний образ предмета обсуждения. В ведении дискуссии используются три основные стратегии: свободное ведение дискуссии, программированное и компромиссная стратегия. В процедуре дискуссии выделяются следующие шаги: определение целей и темы, сбор точек зрения, мнений, идей всех участников дискуссии, упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной информации; подведение итогов дискуссии - сопоставление ее целей с полученными результатами.
Рисуночные техники. Выделяются следующие направления применения рисуночных техник:
1. Диагностическое (прогностическое) применение рисунка позволяет получить информацию о представлениях человека о различных аспектах реальности, его индивидуальных особенностях.
2. Развивающее - основывается на представлениях о функциональных асимметриях головного мозга, в частности о различиях между лево- и правополушарных картинах мира. Превращение вербальных и знаковых описаний различных объектов в образ, а затем осознание полученного образа создает развивающую ситуацию - формирует навык преобразования левополушарных образов в правополушарные с их последующим осознанием.
3. Терапевтическое - позволяющее снять стрессовое состояние, осознать и проработать внутренние конфликты.
Имитационные техники
Имитационные техники предназначены для создания значимых для целей тренинга и конкретных лиц ситуаций, в которых участники получают возможности для апробирования новых способов поведения, приемов профессиональной деятельности, расширения ролевого репертуара, осознания особенностей принятых ими ролевых идентификаций.
К одной из первых научно обоснованных имитационных методик можно отнести предложенные Дж. Морено психодраму и социодраму. Под психодрамой понимается метод, использующий инсценирование личного опыта через проигрывание ролей в определенным образом имитируемых условиях. Особенностью психодрамы является ее обращенность в прошлое, когда, проигрывая значимые прошлые ситуации, человек, испытывая катарсические переживания, достигает большей степени интеграции личности, более гармонично адаптируется к социальной среде. Психодрама преимущественно использовалась в психотерапевтических, психокоррекционных целях. Социодрама рассматривается как метод работы с межгрупповыми отношениями и коллективными идеологиями, что имеет прикладное значение для организаций и групп. Основным отличием социодрамы от психодрамы выступают концентрация на ролях, а не на личностных проблемах участников.
Ролевые и операционные (деловые) игры. Игровые методы получили широкое распространение в тренинге. Основными целями деловых игр выступали развитие профессионального мышления, способности к анализу производственных ситуаций, формирование навыков принятия решений, характерных для профессиональной деятельности. Предметным содержанием деловых игр были имитация конкретных условий и динамики профессиональной деятельности.
В тренинговых программах различной направленности также используются ролевые игры с элементами драматизации, основной целью которых становится смена неэффективных установок и способов поведения, через непосредственное участие в проигрывании значимых ситуаций.
Особая роль в реализации принципов системной детерминации принадлежит медитативным техникам. К медитативным техникам относятся визуализация, управляемое воображение. Предназначение медитативных техник - умственные действия, связанные с сосредоточением на различных образах (себя, профессиональной ситуации, партнеров, отвлеченных объектов) с целью проникновения в их сущность.
Управляемое воображение применяется преимущественно для решения проблем, связанных с профессиональными и личностными дефицитами. Воображение позволяет вводить альтернативные интерпретации профессиональной реальности и находить нестандартные выходы из затруднительных ситуаций через создание целостных, полимодальных образов проблем и осознание их сущности.
Визуализация (от англ. visualization - способность вызывать зрительные образы) направлена на исследование участниками тренинга преимущественно зрительных образов, связанных с личными и профессиональными ситуациями. К числу последствий применения визуализации относят повышение стрессоустойчивости, стимулирование умственной деятельности, расширение когнитивного диапазона и глубины, закрепление алгоритмов воплощения планов и проектов деятельности.
Вопрос 6. Методические особенности организации обратной связи. Критерии эффективности обратной связи.
Обратная связь создает условия для осознания, и, если это становится необходимым, коррекции невербальных компонентов поведения и деятельности, что особенно важно для некоторых видов тренинга, где освоение кодирования и декодирования невербальных сообщений составляет одну из самостоятельных задач.
Проходящий подготовку в тренинге человек при получении обратной связи обнаруживает имеющиеся у него дефициты умений и навыков, «белые пятна» теоретических знаний, а также неадекватность установок и стереотипов. Механизмы ОС позволяют человеку соотносить результаты своей деятельности и поведения с целями тренинга, что необходимо для корректировки ее протекания, и производить замену неэффективных моделей управления поведением на новые, более эффективные.
Обратная связь может быть разделена на прямую, циркулирующую непосредственно между участниками тренинга, и опосредованную техническими устройствами.
В групповом профессиональном тренинге используются обе формы ОС, что обеспечивает ее интенсивный характер, необходимый для оперативного предъявления участникам возможно более полного образа их поведения и действий.
Полнота и насыщенность ОС, получаемой в тренинге, определяет характеристики объективации проявлений участников и облегчает преодоление импульсивности в поведении. Это обстоятельство иллюстрирует взаимодействие принципов - в данном случае принципа объективации и принципа избыточности, так как значительный объем информации и разнообразие форм ее предъявления дают возможность выбора участником тренинга именно тех фрагментов информации, к принятию которых он в наибольшей степени готов, что ослабляет эффект психологических защит, объективно активизирующихся при получении информации о результатах деятельности.
ОС, циркулирующую между участниками тренинга, принято определять как межличностную ОС, доминирующую в групповых формах тренинга. Л.А.Петровская предлагает следующую дифференциацию межличностной обратной связи:
1. Намеренная/ненамеренная (сознательно передаваемая и непроизвольная);
2. Вербальная/невербальная (в соответствии со средствами передачи).
Ненамеренная ОС поступает к участнику тренинга в процессе наблюдения конкретных лиц или группы в целом, в ходе которого воспринимаются сигналы, сознательно не предназначенные для него и посылаемые непроизвольно. В ходе тренинга внимание участников может обращаться на необходимость постоянного анализа ненамеренной ОС, которая находится в их распоряжении.
Особенностью ненамеренной ОС является ее спонтанность, большая искренность и большая адекватность.
К опосредованным формам относятся обратные связи, получаемые участниками тренинга посредством технических устройств (аудио- и видеотехники, фото- и киноаппаратуры, компьютера, обучающих машин), предметных результатов деятельности, а также идеографической продукции (буклетов программированных инструкций, рисунков и пиктограмм участников тренинга). Опосредованные формы обратной связи существенно увеличивают ее интенсивность и полноту, создавая полимодальные информационные структуры, обладающие избыточностью.
Вопрос 7. Диагностика в тренинге.
Ситуативная психодиагностика в тренинге направлена на выявление чувств, состояний, отношений людей в группе для того, чтобы
1. Не нанести вреда
2. Принести максимум пользы
Разделы ситуативной психодиагностики:
• Групповые процессы, групповая динамика
• Состояния участников группы
• Свойства личности (слабые и сильные стороны личности)
• Эффективность тренинга, его воздействия
• Отношение участников тренинга к тренинговой программе, в т.ч. отношение к тренеру
Принципы сит.психодиагн.:
1. Принцип попутности – диагностику проводим параллельно с обучающим упражнением
2. Принцип многослойности – у тренера стиль существования в группе многослойный (тренер ведет группу, тренер диагностирует, тренер участвует в упражнениях).
3. Принцип безболезненности диагностики для каждого участника
4. Принцип незаметности
5. Принцип приятности – любому участнику группы нравится, когда его понимают, обращают на него внимание.
Вопрос 8. Требования к личностным особенностям и умениям ведущего.
Требования к ведущему психологический тренинг
Оказывают определяющее влияние на характер, масштаб и устойчивость происходящих в тренинге изменений:
• Уровень профессиональной квалификации,
• личностной и этической зрелости ведущего,
• степень владения им методическими средствами тренинга и
• готовность нести ответственность за его результаты и побочные эффекты
Ведущий группы тренинга в большинстве программ должен выступать для участников реальной моделью желательного поведения. Эффективность тренинга, который проводит тренер, не способный вести себя в соответствии с тем, к чему он призывает группу, маловероятна.
В силу своего специфического положения в группе, когда ведущий приобретает высокий авторитет в глазах участников тренинга, вполне возможно возникновение их зависимости от тренера, что противоречит принципиальным требованиям к методу.
Ведущий тренинга ориентируется на наиболее перспективную позицию, направленную НЕ на жесткую модификацию личности профессионала, проходящего тренинг по созданному им образцу, путем искоренения нежелательных черт и свойств, а на достижение их осознания, создания условий для повышения мотивации участников тренинга к конструктивным изменениям через адекватную обратную связь, показ продуктивных личностных и профессиональных проявлений, апробирование новых вариантов поведения и способов профессиональной деятельности, формирование и развитие необходимых специалистам навыков и умений.
Наиболее общей характеристикой, отражающей сущность тренерской позиции в системе внутригрупповых отношений, является отказ ведущего от акцента на собственные директивные высказывания и интерпретации. Основу такой модели тренерского поведения составляет предположение, что в среде групповой формы тренинга интеллектуальный, эмоциональный и творческий потенциал группы, активизирующийся под влиянием механизмов тренинга, богаче возможностей ведущего, даже весьма подготовленного и опытного.
Кроме того, порожденные в процессе взаимодействия собственные выводы и обобщения участников группы легче воспринимаются ими, усваиваются и впоследствии переносятся в практическую деятельность.