Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общая характеристика русского глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола

  • 👀 1324 просмотра
  • 📌 1240 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Общая характеристика русского глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общая характеристика русского глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола» docx
ЛЕКЦИЯ 11 ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (2 ч.) 1. Общая характеристика русского глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. 2. Инфинитив (неопределенная форма глагола). 3. Основы глаголов и образование от них глагольных форм. 4. Понятие о классах глаголов. 5. Спряжение глаголов. Типы спряжения глаголов. 1. Общая характеристика русского глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола Глагол, как и имя существительное, является важной частью речи. Его латинское обозначение verbum (т.е. «слово по преимуществу») подчеркивает его значимость. Глагол является организующим центром любого предложения. А.М.Пешковский называл глаголы какими-то «живыми» словами, оживляющими все, к чему они приложены. Глагол – это знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, числа (в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – в формах рода). Категориальное значение глагола как части речи – это значение процесса (процессуальности). Понятие процесса предполагает развитие какого-нибудь явления, последовательные изменения в его развитии. Значение процессуальности свойственно глаголу независимо от его лексического значения. Глагольный процесс охватывает значительный круг явлений: механические движения (строить дом, рубить дрова, бежать), мысль (думать, вспоминать), восприятие (видеть, слышать), чувства (любить, ненавидеть), состояние (спать, унывать, нездоровиться), становление или изменение признака (белеть, желтеть, худеть, молодеть) и т.д. Значение процесса может быть выражено также существительными и прилагательными, образованными от глаголов (ср.: бежать и бег, стремиться и стремление, любить и любовь, устать и усталый, краснеть и красный). Однако действие, обозначенное именными частями речи, мыслится как предмет или его непроцессуальный (постоянный, статичный) признак, т.к. не получает грамматического выражения. Действие, обозначенное существительным и прилагательным, выражается в формах рода, числа и падежа, действие же, обозначенное глаголом, в формах вида, залога, наклонения, времени и лица. Каждая из глагольных форм раскрывает какую-то одну, особую, специфическую сторону глагольного процесса. Так, формы вида представляют глагольный процесс с точки зрения его ограниченности, завершенности, исчерпанности (сов.в.: сделать, написать; нес.в.: делать, писать – процесс продолжается), формы времени – с точки зрения временных границ, временных изменений процесса (сделал – сделаю), формы лица представляют процесс в его отношении к лицу, деятелю (сделаю – сделаешь). Категории вида, залога, наклонения, времени и лица составляют специфику глагола как части речи. Глагол имеет также категории числа и рода, но эти категории не специфичны для него. Итак, у глагола 7 грамматических категорий, которые обеспечивают разветвленную систему грамматических форм. Различные категории глагола представлены разным числом его форм. Категории вида и залога присущи любой глагольной форме. Остальные категории – какой-либо определенной группе только личных (спрягаемых) форм. Например, категория наклонения образуется лишь спрягаемыми формами, категория времени – лишь формами изъявительного наклонения, категория рода – лишь формами прошедшего времени и сослагательного наклонения. Наклонение Время Лицо Число Род (в ед.ч.) Изъявительное настоящее + + - будущее + + - прошедшее - + + Повелительное - + + - Условное - - + + Изменения глагола по лицам, числам, временам и наклонениям (а в прош. времени и сослаг. наклонении – и по родам) называются спряжением (в широком смысле этого слова). Спряжением в узком смысле слова называют изменение глагола по лицам и числам. Все глагольные формы делятся на две группы: спрягаемые формы (предикативные) и неспрягаемые (непредикативные). Спрягаемые, или личные формы (verbum finitum) – это словоизменительные формы одного и того же глагола: формы наклонения, времени, лица, числа и рода. Например, глагол пишу имеет значение изъявительного наклонения, наст. времени, 1-го лица, ед. числа, писала бы – значение сослагательного наклонения, ед. числа, жен. рода, пишите – значение пов. накл., 2 лица, мн.ч. К неспрягаемым, неличным формам (verbum infinitum) относится инфинитив (писать), причастие (пишущий, писавший) и деепричастие. Они имеют только часть глагольных категорий. Итак, в традициях нашей кафедры вслед за А.Н.Гвоздевым, В.В.Виноградовым, И.Г.Голановым, П.А.Лекантом выделять 4 формы глагола: спрягаемые формы глагола, инфинитив, причастие и деепричастие. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой глагол имеет две формы – спрягаемую форму и инфинитив; причастия и деепричастия считаются самостоятельными частями речи, занимающими промежуточное положение между глаголом, прилагательным и наречием (Шанский Н.М., Диброва Е.И., Лукин М.Ф. и др.). В пользу нашего видения проблемы говорят следующие факты, позволяющие рассматривать причастия и деепричастия как формы глагола: 1) семантическая общность, связанная с общностью глагольной основы: выхожу, выходить, выходящий, выходя называют одно и то же действие – «уходить откуда-л.»; 2) морфологическая общность – наличие у спрягаемых и неспрягаемых форм категорий вида и залога, а у причастий также и категории времени: глаголу записывая, записывал соответствуют формы записывать, записывающий, записывавший, записывая, а глаголу записал – записать, записавший, записав; 3) синтаксическая общность – одинаковая способность подчинять себе управляемые и примыкающие формы. Так, для них характерно управление вин. падежом без предлога: читаю книгу – читать книгу – читающий книгу – читая книгу и общая с глаголом сочетаемость с наречием: громко читаю – громко читать – громко читающий – громко читая. В пользу того, что неспрягаемые формы объединены с глаголом говорит и то, что указанные особенности не наблюдаются при образовании от глаголов существительных: чтение книги (род. п.), громкое чтение. Однако между спрягаемыми и неспрягаемыми формами глагола имеются синтаксические различия. Спрягаемые формы глагола в предложении могут употребляться только в роли сказуемого: Читала басню (поэтому они и называются предикативными). Неспрягаемые формы глагола выполняют в предложении различные синтаксические функции: 1) функцию сказуемого: краткая форма страдательных причастий (Дом построен) и инфинитив (Встать!); 2) функцию подлежащего: субстантивированные причастия (Выступавшие высказались против), инфинитив (Жизнь прожить – не поле перейти); 3) функцию второстепенных членов предложения: в роли согласованных определений выступают полные причастия, в роли обстоятельств деепричастия (Окончив институт, я вернулась домой). Инфинитив может быть любым членом предложения, о нем подробно в следующем вопросе. 2. Инфинитив (неопределенная форма глагола) Инфинитив – начальная форма глагола. По происхождению инфинитив – это форма дательного-местного падежа ед.ч. отглагольного имени существительного, впоследствии утратившего остальные падежные формы и перешедшего в систему глагола. Неопределенной эта форма называется потому, что она, обозначая процесс, действие, не указывает на лицо, которое осуществляет это действие. Инфинитив – это неизменяемая форма, выражающая минимальное количество грамматических значений: только значение вида (строить – нес.в.; построить – сов.в.) и значение залога (строить, построить – действ. з.; строиться, построиться – страд. з.). Поэтому, когда надо назвать какое-либо действие без указания на его отношение к наклонению, времени, лицу, числу, пользуются формой инфинитива. Инфинитив обладает незначительным количеством формальных грамматических показателей: это формообразующие суффиксы -ть, -ти, -чь. Инфинитивный показатель классифицируется по-разному: и как суффикс (Шанский, Лекант), т.к не является изменяемой частью слова, не используется для выражения грамматических значений и не служит средством связи слов, и как окончание (РГ-80, В.А.Белошапкова, школьные учебники), т.к. отбрасывается при образовании глагольных форм. Самым распространенным показателем инфинитива является суффикс -ть. Все вновь возникающие глаголы оформляются только с помощью этого элемента: недопроситься, отреферировать, оттранспортировать. Суффикс -ти непроизводный, наблюдается у небольшой группы глаголов: идти, везти, ползти, пасти, спасти, расти, вести, цвести, плести, мести, нести, брести, грести, скрести, трясти. В древнерусском языке суффикс инфинитива всегда имел вид -ти. Будучи безударным, его гласный испытал редукцию, и возник суффикс -ть. Во всех непроизводных глаголах этот элемент находится под ударением. Исключение составляют лишь образования с приставкой вы-, на которую перемещается ударение: выйти. У немногих глаголов инфинитив оканчивается на -чь: жечь, лечь, влечь, печь, беречь, стеречь, сечь, течь, стричь, волочь, толочь, мочь, помочь, пренебречь, обречь, предречь, застичь, настичь, достичь. Это глаголы с основой на г и к в настоящем/будущем времени, чь относится одновременно и к корню, и к суффиксу, т.е. налицо наложение, аппликация (пекти – печь). По синтаксическим функциям инфинитив – самая объемная форма глагола: инфинитив в предложении может выполнять функцию любого члена предложения: Учиться – всегда пригодится; Учиться, учиться, учиться; У меня есть желание учиться; Отец велел мне учиться хорошо; Я приехала в Самару учиться. Инфинитив или является независимым словом, или примыкает к словам разных частей речи. 3. Основы глаголов и образование от них глагольных форм Образование грамматических форм глагола происходит путем присоединения к основе формообразующих суффиксов и окончаний. Если все формы имен существительных, прилагательных имеют одну основу, то глагольные формы – две: основу инфинитива и основу настоящего времени. Для определения основы инфинитива нужно отделить инфинитива -ть или –ти: читать – чита-, играть – игра-, нести – нес-. Для определения основы настоящего времени нужно от глагола в форме 3 л. мн.ч. настоящего или будущего простого времени отделить личные окончания глагола, помня при этом, что гласная буква ю в личных окончаниях глагола обозначает два звука: звук -j относится к основе, у – к окончанию: читают – читаj, слышат – слыш, побелят – побел҆. Основа инфинитива чаще всего оканчивается на гласный, поэтому ее называют еще вокалической основой. Основа настоящего времени оканчивается на согласный, поэтому ее называют консонантной основой. Основа на гласный по отношению к основе на согласный выступает в качестве исходной, основа на согласный является производной от нее: дела- – дела+j-, черне- – черне+j-. Консонантная основа является производной и в случаях типа крича – крич-, шипе – шип, где она короче вокалической. В таких парах консонантная основа образуется путем усечения гласного вокалической основы. Исключением из этих соотношений являются основы некоторых непродуктивных групп глаголов: 1) на -сть, -зть; 2) на -ти; 3) на -чь и др. Прочес-ть – прочес҆- ; прочт-ут – прочт-. Здесь обе основы глагола оканчиваются на согласную фонему. У некоторых слов основы неопределенной формы и настоящего времени материально совпадают. Ср.: пас(ти) (неопр. форма) и пас(ут) (наст. вр.). И в таких случаях основы настоящего времени являются производными от основ инфинитива. Взаимоотношения основ часто осложняются чередованиями корневых гласных и согласных, выпадением и вставкой фонем. Ср.: тере(ть) и тр(ут), жечь и жг(ут), зва(ть) и зов(ут), собра(ть) и собер(ут), реза(ть) и реж(ут), нача(ть) и начн(ут), жи(ть) и жив(ут), де(ть) и ден(ут), да(ть) и дад(ут) и т. п. Основа инфинитива обычно совпадает с основой прошедшего времени глагола. Ср.: чита(ть) и чита(л), сине(ть) и сине(л). Однако в отдельных разрядах глаголов они различаются. Слова, относящиеся к таким разрядам, имеют не по две, а по три основы: инфинитива, настоящего времени и прошедшего времени. Таковы глаголы с полногласным -ере-: тере(ть) – тер – тр(ут), запере(ть) – запер – запр(ут); умере(ть) – умер (прош. вр.) – умр(ут) и ряд глаголов на -ну(ть): глохну(ть) – глох (прош. вр.) – глохн(ут). Образование форм у этих непродуктивных глаголов происходит не от основы инфинитива, а от основы прошедшего времени. От каждой основы образуется строго определенный набор форм: От основы инфинитива От основы настоящего времени 1. форма прошедшего времени изъявительного наклонения глагола: чита-л 1. личные формы глаголов изъяв. накл. настоящего или будущего простого времени: читаj-у, читаj-ешь, читаj-ет, читаj-ем, читаj-ете, читаj-ут 2. будущее сложное время глаголов несовершенного вида: буду чита-ть 2. формы повелительного наклонения: читаj - Ø 3. форма сослагательного наклонения: чита-л бы 3. действительные и страдательные причастия настоящего времени: читаj-ущ-ий, читаj-эм-ый 4. причастия прошедшего времени действительного и страдательного залогов: чита-вш-ий, чита-нн-ый 4. деепричастия от глаголов несовершенного вида: читаj-а 5. деепричастия от глаголов совершенного вида: прочита-в У некоторых глаголов на -ти имеет только одна основа, т.к. основа инфинитива и настоящего времени у них не различается: вез-ти, вез-ут. У глаголов типа узнавать, сознавать формы повелительного наклонения образуются от основы, содержащей суффикс -ва- (сознавай, узнавай), который отсутствует в основе настоящего/будущего времени (узнаj-ут, сознаj-ут). При образовании глагольных форм следует учитывать следующие грамматические факторы: 1) вид глагола: от основы глаголов совершенного вида не образуются личные формы настоящего времени и причастия настоящего времени; 2) переходность / непереходность глаголов: от непереходных глаголов не могут быть образованы страдательные причастия. Таким образом, максимальное количество глагольных форм образуют основы переходных глаголов несовершенного вида, минимальное количество форм образуют основы непереходных глаголов совершенного вида. Группы глаголов Дейст. прич. наст.вр. Действ. прич. прош.вр. Страд. прич. наст.вр. Страд. прич. пр.вр. Дееприч. нес.в. Дееприч. сов.в. перех. нес. + + + + + перех. сов. + + + неперех. нес. + + + неперех. сов. + + Итак, парадигма глагола – это сложная система, состоящая из нескольких подсистем. Так, общее число словоформ, входящих в парадигму глагола решать, – 235: 6: решаю, решаешь, решает, решаем, решаете, решают; 6: буду решать, будешь решать, будет решать, будем решать, будете решать, будут решать; 4: решал – решала – решало – решали; 5: решай, решайте, пусть решает, пусть решают, решаем!; 4: решал бы, решала бы, решало бы, решали бы; 24: решающий, решающего, решающему, рещающий (-его), решающим, рещающем; решающая…., решающее…, решающие…; 24: решавший…; 24: решаемый…; 1: решая. 73: от глагола решить (формы лица, числа, рода, времени и наклонения, причастия и деепричастия); 63: от глагола решаться. Напомню, что парадигма существительного включает 12 словоформ, прилагательного – 24. 4. Понятие о классах глаголов Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Понятие класса позволяет более экономно характеризовать особенности формообразования глаголов. Существуют продуктивные и непродуктивные классы. Продуктивные классы пополняются новыми глаголами, непродуктивные – нет. Существует 5 продуктивных (словообразовательных) классов: Класс Основа инфинитива Основа настоящего (будущего простого) времени Примеры I класс -а- -аj- чита-ть – читаj-ут II класс -е- -еj- боле-ть – болеj-ут III класс -ова-(-ева)- -уj- рисова-ть – рисуj-ут IV класс -и- ноль звука краси-ть – крас҆-ат V класс -ну- -н- шагну-ть – шагн-ут Глаголы 5 класса следует отличать от непродуктивных глаголов с омонимичным суффиксом -ну-: у глаголов 5 класса суффикс с однократным значением сов. вида сохраняется в формах прош. времени (шагнул, прыгнул, крикнул), а у непродуктивных нет (сохнуть – сох, замерзнуть – замерз), он обозначает длительность, постепенность процесса, выражает значение несовершенного вида. Вне пяти продуктивных классов остается более 400 непроизводных глаголов, а также их префиксальные производные. Они объединяются в непродуктивные группы (их около 17). При образовании основы настоящего (простого будущего) времени глаголов некоторых непродуктивных групп происходит чередование корневых согласных и гласных, встречаются различные нестандартные изменения (выпадение, вставка фонем), усечение основ. Основы отдельных глаголов не имеют четких морфемных границ. В ряде слов неясны границы между основой и окончанием: взя-ть – возьм-ут. К 1 непродуктивному классу относятся глаголы I спряжения (160) с основой инфинитива на гласный а(я), который отсутствует в основе настоящего времени. При образовании основы настоящего времени часто чередуются корневые согласные и гласные фонемы: иска(ть) — ищ(ут), писа(ть) — пиш(ут), бормота(ть) — бормоч(ут), клевета(ть) — клевещ(ут), колеба(ть) — колебл(ут). Некоторые глаголы этого класса испытали влияние 1-го продуктивного класса, в результате чего у них появляются параллельные формы настоящего времени: махать – машут (нейтр.) и махают (прост.), рыскать – рыщут и рыскают. Такие глаголы иногда называют «избыточными» или «изобилующими». 2 непродуктивный класс состоит из глаголов II спряжения (35) с основой инфинитива на гласный а(я), который отсутствует в основе настоящего времени: ворча(ть) — ворч(ат), слыша(ть) — слыш(ат). 3 класс состоит из глаголов II спряжения (45) с основой инфинитива на гласный е, который отсутствует в основе настоящего времени: виде(ть) —вид(ят), сиде(ть) — сид(ят). 4 класс объединяет глаголы (60) с основой инфинитива на ну и основой настоящего времени на н: мокну (ть) — мокн(ут), мерзну (ть) —мерзн(ут). У них обычно не совпадают основы инфинитива и прошедшего времени. Формы прошедшего времени образуются преимущественно без суффикса -ну/-, особенно в префиксальных глаголах. Ср.: мерзну(ть) — мерз + 0, замерзну (ть) — замерз + 0, примерзну (ть) — примерз + 0. Многие глаголы (особенно бесприставочные) образуют параллельные формы прошедшего времени (с суффиксом -ну- и без суффикса -ну-): мокну (ть) — мок + 0//мокну + л. Об остальных непродуктивных классах вы можете прочитать в учебнике Шанского на стр. 157-158. Число непродуктивных классов постепенно сокращается, т.к. они подвергаются воздействию продуктивных классов. 5. Спряжение глаголов. Типы спряжения глаголов В русском языкознании спряжение понимается по-разному. Термин спряжение в широком значении охватывает все грамматические формы глагола (лица, числа, рода, времени, наклонения, залога, вида). В узком понимании спряжение — это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и простом будущем времени). Принято различать два спряжения — I и II, которые отличаются друг от друга системой личных окончаний (кроме 1 л. ед.ч.). I спр. II спр. 1 л.ед.ч. -У (-Ю) -У (-Ю) 2 л. ед.ч. -ЕШЬ -ИШЬ 3 л.ед. ч. -ЕТ -ИТ 1 л.мн.ч. -ЕМ -ИМ 2 л.мн.ч. -ЕТЕ -ИТЕ 3 л. мн.ч. -УТ (-ЮТ) -АТ (-ЯТ) Спряжение глаголов определяется следующим образом: 1. У глаголов с ударными личными окончаниями спряжение определяется по ударным гласным личных окончаний: везут – 1 спр., дрожат – 2 спр., горят – 2 спр. Эти глаголы относятся к непродуктивным классам. 2. У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяется по инфинитиву. Ко II спряженью относятся все глаголы на -ИТЬ, исключая брить, стелить, зиждиться, зыбиться. 4 глагола на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать. 7 глаголов на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, и вертеть. Остальные глаголы относятся к I спряжению. Глаголы 1, 2, 3 , 5 продуктивных классов относятся к 1 спряжению, а глаголы 4 класса – ко второму. Одиннадцать глаголов-исключений принадлежат к непродуктивным классам. Итак, все глаголы продуктивных классов и подавляющее число непродуктивных групп глаголов распределяется по двум типам спряжения. За пределами 1 и 2 спряжения остаются глаголы бежать, чтить, хотеть, которые называются разноспрягаемыми, т.к. имеют окончания обоих типов спряжения. Глагол хотеть в единственном числе имеет окончания 1 спр., а во мн. числе – 2 спр. Глаголы бежать, чтить изменяются по 2 спряжению, но в форме 3 л. мн.ч. имеют окончание 1 спряжение. Четыре глагола есть, надоесть, дать, создать (с производными) спрягаются по особому архаическому типу. В ед.ч. имеют древние окончания, несвойственные личным формам 1 и 2 спряжения: е-м, да-м; е-шь, да-шь; ес-т, дас-т. Во мн. числе глаголы есть, надоесть изменяются как глаголы 2 спр.: едим, едите, едят, а глаголы дать и создать – как разноспрягаемые (дадим, дадите, дадут). Система всех форм глагола, принадлежащих к 1 и 2 спряжению, называется парадигмой спряжения. Парадигма спряжения большинства глаголов состоит из 6 форм (1,2,3 лицо ед. и мн.ч.). Однако в русском языке есть глаголы с неполной парадигмой, не образующих форм 1 или 2 лица: победить, убедить, дерзить очутиться, пылесосить и др., и с избыточной парадигмой: каплет и капает, мучит и мучает, брызжет и брызгает, мурлычет и мурлыкает и др.
«Общая характеристика русского глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot