Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общая характеристика психолого-педагогического исследования

  • 👀 1147 просмотров
  • 📌 1078 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общая характеристика психолого-педагогического исследования» pdf
Лекция Общая характеристика психолого-педагогического исследования План: 1. Понятие и типы психолого-педагогических исследований. 2. Методологические принципы психолого-педагогического исследования. Понятие и типы психолого-педагогических исследований Научным исследованием называют один из видов познавательной деятельности, отличительная особенность которого - выработка новых знаний. При этом получаемое знание должно быть объективно новым, т.е. неизвестным ранее не только самому исследователю, но и профессиональному и научному сообществу. Это знание должно быть получено с применением специальных средств исследования, обеспечивающих его обьективность. Оно должно раскрывать определенные закономерности специально выделенного объекта действительности. Наконец оно должно быть выражено в терминах и категориях соответствующей отрасли знания и деятельности. Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности - научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата. Научное исследование характеризуется воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Научным исследованием в образовании называют систематическую познавательную деятельность, направленную на получение нового знания об образовательных явлениях и процессах. В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные - и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Практически все исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных организаций, носят комплексный психолого-педагогический характер. В психолого-педагогических исследованиях осуществляется поиск личностно ориентированных, индивидуализированных или работающих на психологию коллектива позиций и подходов, более точных психологических подходов или методов (например, способов определения творческого потенциала личности и степени ее реализации). Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. Исследования по их характеру классифицируют на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т.д. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (например, психологии). Как и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин (например, генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, исследования на стыке этнопсихологии и социологии). Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых исследователи стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Исследования по цели их проведения классифицируют на несколько типов: поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие. Под поисковым исследованием подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Исследования такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. Критические проводятся с целью опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и т.д. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента. Уточняющие проводятся с целью установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание. Воспроизводящие исследования проводятся с целью точного повторения исследования предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим исследователем, обладающим соответствующей компетенцией. Воспроизводящее исследование - основа всей науки. Научное исследование независимо от его вида должно включать в себя общие характеристики, такие как: проблема и ее актуальность, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, оценка научной новизны, теоретической значимости и практической ценности полученных результатов. В.В. Краевский предлагает в упрощенном виде представить их в виде вопросов. Проблема исследования: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Тема: как назвать аспект рассмотрения проблемы? Актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и именно в выбранном автором аспекте? Н Объект исследования: что рассматривается? Предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения? Цель исследования: какое знание предполагается получить в результате исследования, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения? Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? Значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание? Ценность для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов? 6 Перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. Система методологических характеристик научного исследования выступает обобщенным показателем его качества. Методологические принципы психолого-педагогического исследования Успех любого исследования во многом определяется общими и конкретно-научными подходами и принципами, составляющими содержание общенаучной и специальной психологической, педагогической методологии. Эти принципы составляют ядро методологической культуры исследователя. Методология науки - это учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности. Методология психологии - это учение о психологическом знании, о процессе его получения, способах объяснения (создания концепции) и практического применения. Методология учит, как нужно действовать исследователю, чтобы получить истинный результат. Методология психологии включает в себя следующие положения. 1. Учение о структуре и функциях психологического знания. 2. Исходные, ключевые, фундаментальные психологические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл. 3. Учение о логике и методах психологического исследования. 4. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики. Различают общую методологию – общий способ познания, принимаемый исследователем; общая методология формулирует некоторые общие принципы, которые применяются в исследовании; частную методологию – совокупность методологических принципов, применяемых в конкретной науке; в психологической науке важное место отводится принципам детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, объективности. В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности. Они соединяют в единый поток теорию и практику, дают практике научно обоснованные ориентиры. Методологические принципы – это установки, организующие направление и характер исследования. Разница между принципом и требованием в том, что принцип должен иметь более глубокое и развернутое научное обоснование (выражать способ достижения социально значимых целей на основе учета объективных закономерностей) и носить более обобщенный характер (быть применимым к исследованию всех ситуаций в данной сфере). Принцип всегда обязателен для исполнения. Требование же может относиться к исследованию части психологических ситуаций и не быть столь глубоко обосновано в теоретическом плане. Конкретные требования, как правило, вытекают из того или иного принципа, но их использование во многом обусловлено особенностями ситуации, допускаются отдельные исключения из общих правил, невыполнение каких-то требований с учетом конкретных обстоятельств. Общенаучные методологические принципы Основополагающим принципом любого научного исследования является методологический принцип объективности. Он выражается во всестороннем учете обусловливающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Например, в психологических исследованиях это становится возможным в силу того, что познание психических явлений достигается путем опосредованного изучения и анализа их объективных проявлений в процессе деятельности, в поведении, в продуктах деятельности, в общении. Это вытекает также из общепсихологического методологического принципа единства сознания и деятельности. Принцип объективности, однако, не исключает субъективности, включенности в процесс исследования человека-исследователя с его творческой индивидуальностью, определенно ориентированным внутренним миром. Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснованности исходных предпосылок, логики исследования и его выводов. В связи с этим особое значение имеют установление и учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное истолкование. Достоверность фактов есть необходимое, хотя еще недостаточное условие достоверности выводов. Требование доказательности предполагает также альтернативный характер научного поиска: выделить и оценить все возможные варианты решения, выявить все точки зрения на исследуемый вопрос. Обычно в конкретном исследовании предварительный анализ позволяет выделить наиболее значимые для данных условий решения. Условие альтернативности научного поиска реализуется, если при анализе взглядов или путей решения проблемы приводятся не только совпадающие с принятой позицией или близкие точки зрения, но и несовпадающие, противоположные. При определении логики исследования нужно проанализировать возможность иных логических вариантов, противопоставить проверяемому варианту альтернативные решения. Важным методологическим принципом является принцип сущностного анализа. Соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него - к прогнозированию развития явлений и процессов. Важным требованием является необходимость учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов. Многообразие влияний и воздействий различных факторов на психологические процессы требует выделения основных факторов, которые определяют результаты процесса, установления иерархии, взаимосвязи основных и второстепенных факторов в изучаемом явлении. Чтобы перейти от уровня изучения явлений к уровню познания сущности, исследование должно соответствовать требованию раскрытия противоречивости изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности, взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений, движения к более высоким стадиям развития. Для психологических исследований важно соблюдение генетического принципа, сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным), например выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных психологических особенностей человека в онтогенезе. При организации психологического исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяются. Важным является принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития. Исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, на основе представлений о структуре и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический анализ несостоятелен без изучения генезиса (происхождения, становления) объекта. Из рассматриваемого принципа вытекает требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого. Одним из общих научных принципов является принцип концептуального единства исследования, предполагающий защиту исследователем определенной концепции, что обусловливает единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок. Принцип концептуальности внутренне противоречив, он представляет единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Это и отличает его от предвзятости. Принятые исходные положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются (происходит смена или модернизация концепции). Важным общенаучным принципом является принцип системного подхода. Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействия между элементами. На первый план, поэтому выдвигается задача познания характера и механизма этих связей и отношений. В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и воздействие результата на обусловившие его причины. Общенаучные методологические принципы являются универсальными, применимыми к широкому кругу наук с учетом особенностей, свойственных той или иной сфере научного познания. Указанные методологические принципы определяют общие ориентиры теоретического и эмпирического научного исследования и соответствующей деятельности исследователя. Методология исследования имеет также конкретно-научные формы: они проявляются в ориентации на систему знаний, создаваемых научными школами, которые имеют свои объяснительные принципы и конкретные способы организации научных исследований. Принципы, связанные со спецификой психолого-педагогического исследования В психологических исследованиях должен последовательно воплощаться принцип сочетания сущего и должного. Этот принцип заключается в обязательном соотнесении плана должного и плана сущего (существенного), объяснительных и прогностических элементов в каждом исследовании, что не исключает возможности исследований, в которых одна из сторон или функций выступает как ведущая. Единство сущего и должного позволяет избегать как гипертрофированных или спекулятивных построений, оторванных от практики и ее реальных возможностей, так и узко эмпирических построений, лишенных творческой глубины и перспективы. Принцип единства психики и деятельности в психологических исследованиях также является конкретно-научным методологическим принципом. Данный принцип диктует необходимость учитывать связь психического развития индивида с его ведущей деятельностью; фиксировать и анализировать поведение и действия исследуемого: в ведущей деятельности; в зарождающейся деятельности; в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач. Человек в этом случае выступает как активное начало, как субъект взаимодействия, выполняющий определенную последовательность разного рода действий, в том числе психических. Все функциональные возможности психики включены и соподчинены решению задач осуществляемой деятельности. Психологическое исследование обычно вплетено в реальный процесс обучения и воспитания. Такое психологическое исследование должно удовлетворять требованию единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы. Это требует очень осторожного взвешенного подхода к нововведениям, чтобы минимизировать степень возможного риска, не навредить детям, воспитанникам. Принцип детерминизма - существует закономерная и необходимая зависимость психических явлений от обусловливающих их факторов. При построении исследования данный принцип диктует необходимость учитывать особую роль обучению и воспитанию как социальным факторам, обусловливающим психическое явление, а также необходимость исследования и учета влияния предыдущих этапов развития на последующие. Принцип развития – психические явления изменяются под действием обусловливающих их причин в процессе исторического и индивидуального развития. Данный принцип диктует необходимость учитывать психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому и тенденции развития на последующих возрастных ступенях. Методологические принципы реализуются в конкретноисследовательских методах
«Общая характеристика психолого-педагогического исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot