Общая характеристика методов исследования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Понятие «метод исследования».
2. Общая характеристика методов исследования.
3. Характеристика общенаучных методов исследования.
3.1 методы эмпирического исследования;
3.2 методы теоретического исследования;
3.3 общелогические методы.
Методы исследования – один из основных компонентов научного
познания (см. лекцию 2). В науке понятие «метод» означает систему
предписаний, принципов, правил и приѐмов, которые должны направлять
исследователя в процессе решения конкретной задачи.
Основная функция метода – организация и регулирование процесса
познания. Правильный выбор методов исследования позволяет экономить
силы и время, способствует продвижению к цели кратчайшим путѐм.
Содержание метода зависит от того, что подлежит исследованию, т. е. метод
обусловлен предметом исследования. Поэтому с изменением предмета
исследования должен изменяться в своѐм содержании и метод его познания.
Общая характеристика методов исследования
Все методы исследований разделены на пять групп: философские,
общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные.
1. Философские методы: диалектический, метафизический и др.
Определяют отношение человека (исследователя) к миру, формируют
общую мировоззренческую картину мира и определѐнные представления о
закономерностях познания.
В научном познании философские методы задают генеральную
стратегию, но лишь в самом общем виде, и при этом не определяют
конечный результат познания.
2. Общенаучные методы исследования используются всеми науками.
Выступают в качестве промежуточной методологии между философскими
методами и фундаментальными положениями специальных наук.
3. Частнонаучные методы – совокупность способов и принципов
познания, применяемых в определенной отрасли знания. Это методы
исследования,
применяемые
в
механике,
физике,
химии,
биологии,
социально-гуманитарных науках и т.д.
4. Дисциплинарные методы – система приѐмов, применяемых в той
или иной научной дисциплине, входящей в состав какой-либо отрасли науки.
Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин,
обладающих своим специфическим предметом и методом исследования.
5. Методы
междисциплинарного
исследования
–
совокупность
интегративных способов, направленных на изучение пограничных областей
знания.
Далее рассмотрим более подробно вторую группу методов –
общенаучные.
Характеристика общенаучных методов исследования.
Общенаучные методы, в свою очередь, делятся на три подгруппы:
а) методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение,
сравнение и эксперимент);
б)
методы
теоретического
исследования
(формализация,
аксиоматический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному);
в) общелогические методы (абстрагирование, идеализация, обобщение,
индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия и др.).
Методы эмпирического исследования
Рассмотрим основные научные методы эмпирического познания.
Наблюдение – целенаправленный процесс изучения предметов,
основанный на данных, поступающих от органов чувств.
Наблюдение может быть непосредственным или опосредованным
различными приборами и техническими устройствами: видеокамерой,
микроскопом, телескопом и др. Наблюдение как метод научного познания
должен
отвечать
требованию
целенаправленности,
планомерности,
систематичности и возможности контроля. Итогом наблюдения является
описание, т. е. фиксация средствами естественного или искусственного языка
сведений об объекте. Наблюдение тесно связано с измерением.
Измерение – это процесс нахождения отношения какой-либо величины
к другой величине, принятой за единицу измерения. Результат измерения
выражается числом. Для проведения любого измерения необходимым
условием является наличие инструмента измерения, единицы измерения и
шкалы.
Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о
сходстве или различии объектов. При помощи сравнения выясняются
качественные и количественные характеристики предметов.
Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в
протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта и его
воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Выделяют три стадии эксперимента:
планирование (постановка цели, выбор зависимой переменной и
фактора воздействия, определение необходимого числа наблюдений и
количества испытуемых, разработка графика проведения эксперимента);
проведение эксперимента и осуществление контроля за условиями
его реализации;
интерпретация результатов.
Методы теоретического исследования
Рассмотрим основные научные методы теоретического познания.
Формализация
–
отображение
содержательного
знания
в
символическом виде. Смысл формализации заключается в том, что
мыслительные операции с предметами заменяются операциями с символами.
Аксиоматический метод – один из способов дедуктивного построения
теории, при котором:
формируется система основных терминов науки;
из этих терминов формулируется некоторое множество аксиом;
осуществляется преобразование аксиом по установленным правилам,
что даѐт возможность из некоторого числа аксиом получать множество
доказуемых теорем.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет
собой закон отображения действительности в мышлении. При этом сначала
объект описывается при помощи абстрактных понятий и суждений. Затем
мысль движется от абстрактных определений объекта к целостному его
восстановлению, но уже в мышлении.
Согласно
данному
методу
направление
движения
мышления
следующее: от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении
и от него к конкретному в мышлении.
Общелогические методы
Общелогические
методы
используются
при
проведении
как
мысленного
отвлечения
от
эмпирических, так и теоретических исследований.
Абстрагирование
–
процесс
несущественных свойств и отношений изучаемого явления с одновременным
выделением
интересующих
субъекта
свойств.
Этот
метод
широко
используется при построении классификаций.
Идеализация – вид абстрагирования, связанный с мысленным
конструированием понятий о несуществующих объектах, но для которых
имеются
прообразы
в
реальном
мире.
В
результате
образуется
«идеализированный объект», который представляет собой упрощенный и
схематизированный
образ
реального
предмета,
и
которым
может
оперировать мышление (например, идеальный газ, абсолютно твѐрдое тело,
материальная точка).
Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков
предметов.
Анализ – метод научного исследования, связанный с разделением
объекта на составные части для самостоятельного изучения. Виды анализа:
нахождение причин явлений, механическое расчленение, определение
динамического состава и др.
Синтез – метод научного познания, связанный с объединением
элементов в единое целое. В результате синтеза получается новое
образование.
Анализ и синтез взаимосвязаны между собой и могут принимать
различные формы в зависимости от свойств объекта и цели исследования.
Индукция – логический приѐм исследования, связанный с обобщением
в результате движения мысли от частного к общему.
Дедукция – логический прием исследования, связанный с выделением
из нескольких общих суждений единичного следствия, в результате
движения мысли от общего к частному.
Дедукция и индукция – взаимосвязанные способы движения мысли.
Аналогия – метод исследования, при котором знания, полученные при
изучении какого-либо объекта, переносятся на другой, менее доступный для
изучения объект.
Помимо
рассмотренных
методов
существует
ещѐ
достаточное
количество более сложных общенаучных методов исследования, подробнее о
которых можно узнать в специальной литературе.
Вопрос о методах исследования, применяемых в сфере физического
воспитания, физической культуры и спорта, будет рассмотрен нами далее.