Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общая характеристика методов исследования

  • 👀 15487 просмотров
  • 📌 15439 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общая характеристика методов исследования» pdf
ЛЕКЦИЯ 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Понятие «метод исследования». 2. Общая характеристика методов исследования. 3. Характеристика общенаучных методов исследования. 3.1 методы эмпирического исследования; 3.2 методы теоретического исследования; 3.3 общелогические методы. Методы исследования – один из основных компонентов научного познания (см. лекцию 2). В науке понятие «метод» означает систему предписаний, принципов, правил и приѐмов, которые должны направлять исследователя в процессе решения конкретной задачи. Основная функция метода – организация и регулирование процесса познания. Правильный выбор методов исследования позволяет экономить силы и время, способствует продвижению к цели кратчайшим путѐм. Содержание метода зависит от того, что подлежит исследованию, т. е. метод обусловлен предметом исследования. Поэтому с изменением предмета исследования должен изменяться в своѐм содержании и метод его познания. Общая характеристика методов исследования Все методы исследований разделены на пять групп: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные. 1. Философские методы: диалектический, метафизический и др. Определяют отношение человека (исследователя) к миру, формируют общую мировоззренческую картину мира и определѐнные представления о закономерностях познания. В научном познании философские методы задают генеральную стратегию, но лишь в самом общем виде, и при этом не определяют конечный результат познания. 2. Общенаучные методы исследования используются всеми науками. Выступают в качестве промежуточной методологии между философскими методами и фундаментальными положениями специальных наук. 3. Частнонаучные методы – совокупность способов и принципов познания, применяемых в определенной отрасли знания. Это методы исследования, применяемые в механике, физике, химии, биологии, социально-гуманитарных науках и т.д. 4. Дисциплинарные методы – система приѐмов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в состав какой-либо отрасли науки. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, обладающих своим специфическим предметом и методом исследования. 5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность интегративных способов, направленных на изучение пограничных областей знания. Далее рассмотрим более подробно вторую группу методов – общенаучные. Характеристика общенаучных методов исследования. Общенаучные методы, в свою очередь, делятся на три подгруппы: а) методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент); б) методы теоретического исследования (формализация, аксиоматический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному); в) общелогические методы (абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия и др.). Методы эмпирического исследования Рассмотрим основные научные методы эмпирического познания. Наблюдение – целенаправленный процесс изучения предметов, основанный на данных, поступающих от органов чувств. Наблюдение может быть непосредственным или опосредованным различными приборами и техническими устройствами: видеокамерой, микроскопом, телескопом и др. Наблюдение как метод научного познания должен отвечать требованию целенаправленности, планомерности, систематичности и возможности контроля. Итогом наблюдения является описание, т. е. фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте. Наблюдение тесно связано с измерением. Измерение – это процесс нахождения отношения какой-либо величины к другой величине, принятой за единицу измерения. Результат измерения выражается числом. Для проведения любого измерения необходимым условием является наличие инструмента измерения, единицы измерения и шкалы. Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. При помощи сравнения выясняются качественные и количественные характеристики предметов. Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта и его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Выделяют три стадии эксперимента:  планирование (постановка цели, выбор зависимой переменной и фактора воздействия, определение необходимого числа наблюдений и количества испытуемых, разработка графика проведения эксперимента);  проведение эксперимента и осуществление контроля за условиями его реализации;  интерпретация результатов. Методы теоретического исследования Рассмотрим основные научные методы теоретического познания. Формализация – отображение содержательного знания в символическом виде. Смысл формализации заключается в том, что мыслительные операции с предметами заменяются операциями с символами. Аксиоматический метод – один из способов дедуктивного построения теории, при котором:  формируется система основных терминов науки;  из этих терминов формулируется некоторое множество аксиом;  осуществляется преобразование аксиом по установленным правилам, что даѐт возможность из некоторого числа аксиом получать множество доказуемых теорем. Метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой закон отображения действительности в мышлении. При этом сначала объект описывается при помощи абстрактных понятий и суждений. Затем мысль движется от абстрактных определений объекта к целостному его восстановлению, но уже в мышлении. Согласно данному методу направление движения мышления следующее: от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него к конкретному в мышлении. Общелогические методы Общелогические методы используются при проведении как мысленного отвлечения от эмпирических, так и теоретических исследований. Абстрагирование – процесс несущественных свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих субъекта свойств. Этот метод широко используется при построении классификаций. Идеализация – вид абстрагирования, связанный с мысленным конструированием понятий о несуществующих объектах, но для которых имеются прообразы в реальном мире. В результате образуется «идеализированный объект», который представляет собой упрощенный и схематизированный образ реального предмета, и которым может оперировать мышление (например, идеальный газ, абсолютно твѐрдое тело, материальная точка). Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов. Анализ – метод научного исследования, связанный с разделением объекта на составные части для самостоятельного изучения. Виды анализа: нахождение причин явлений, механическое расчленение, определение динамического состава и др. Синтез – метод научного познания, связанный с объединением элементов в единое целое. В результате синтеза получается новое образование. Анализ и синтез взаимосвязаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств объекта и цели исследования. Индукция – логический приѐм исследования, связанный с обобщением в результате движения мысли от частного к общему. Дедукция – логический прием исследования, связанный с выделением из нескольких общих суждений единичного следствия, в результате движения мысли от общего к частному. Дедукция и индукция – взаимосвязанные способы движения мысли. Аналогия – метод исследования, при котором знания, полученные при изучении какого-либо объекта, переносятся на другой, менее доступный для изучения объект. Помимо рассмотренных методов существует ещѐ достаточное количество более сложных общенаучных методов исследования, подробнее о которых можно узнать в специальной литературе. Вопрос о методах исследования, применяемых в сфере физического воспитания, физической культуры и спорта, будет рассмотрен нами далее.
«Общая характеристика методов исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию.

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций