Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ (АСФР): ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
План
2.1. Основные понятия и определения в области АСФР
2.2. Задачи и функции АСФР
2.3. Основные принципы построения автоматизированных система финансовых расследований
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ ВОПРОСОВ
2.1. Основные понятия и определения в области автоматизированных систем финансовых расследований
В целях получения полного и четкого представления о роли, структуре и задачах информатизации и информационных систем в деятельности органов финансовых расследований и обеспечения финансовой безопасности, включая автоматизированные системы финансовых расследований, целесообразно уточниться, прежде всего, с содержанием основных понятий, с помощью которых раскрываются эти категории.
В первую очередь, вспомним исходные для изучаемой нами дисциплины понятия, к числу которых, судя по ее наименованию можно отнести согласно иерархии их взаимосвязи следующие термины:
- финансы;
- криминальные финансы;
- финансовые расследования;
- органы финансовых расследований.
Финансы - это «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования или государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач»1. Следует отметить, что в основе осуществления всех противоправных (преступных) действий экономической направленности, как правило, лежат денежные отношения между различными субъектами, которые направлены на перераспределение стоимости внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства в целях получения денежных средств, которые исходя из преступной сущности источника, могут определяться как «доходы, полученные преступным путем» или денежные средства, полученные в результате совершения преступления2. В связи с этим и возникает понятие «криминальные финансы», которые, по сути, являются криминальной составляющей финансов.
Криминальные финансы – это «совокупность совершаемых в преступных (криминальных) целях денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, полученные преступным путем и используемые в дальнейшем для решения экономических и иных, в том числе криминальных задач». Иными словами можно сказать, что криминальные финансы – это часть финансов, в которой значительное место занимают денежные отношения (деятельность) по преступному получению, перераспределению, увеличению и присвоению доходов. Для такого выделения в финансах криминальной составляющей, образующий относительно обособленный сегмент – криминальные финансы, имеются следующие теоретические предпосылки.
История термина «финансы» прошла несколько этапов. По мнению проф. Б.М. Сабанти, в настоящее время проблематично назвать автора, который ввел в обиход этот термин3. Первоначально в XIII-XV вв. термин «финансы» обозначал денежный платеж4.. Позднее (с XVI по XIX в.) в научной литературе финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием5. В России на рубеже XIX-XX вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время6. Так, Э.А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности7, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке8. В настоящее время многими авторами (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчевой, А.М. Ковалевой и др.) также используется признак императивности при характеристике финансовых отношений, хотя он входит в определенное противоречие с признаваемым этими же авторами объективным характером появления и развития финансов: в практике организации финансовых отношений они принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы – это объективно существующие экономические отношения, то их функционирование определяется в первую очередь объективными закономерностями развития экономической системы, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти, установленными правовыми актами9.
Исходя из объективного характера финансовых отношений, безусловно, категория финансов может распространяться и на денежные (финансовые) отношения, не установленные правовыми актами, к которым, в частности, относятся преступные или криминальные денежные отношения, как совокупность денежных отношений, направленных на формирование, перераспределение и накопление денежных доходов, полученных преступным путем. Практика расширительного толкования категории «финансы» имеет место в работах различных экономистов, что косвенно подтверждает правомерность сформулированного подхода в части криминальных финансов: еще в XIX веке в экономической литературе понятие «финансы» стало распространяться на денежные отношения отдельных компаний, фирм, банков, а не только на государственные доходы и расходы. Например, Дж. М. Кейнс10 финансы рассматривал как денежную форму капитала. Расширительное толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка11.
Криминальные финансы также можно рассматривать как систему перераспределительных денежных отношений, нерегламентированных государством (не опосредованных определенными правовыми актами), связанных с формированием и использованием денежных доходов (фондов), полученных преступным путем, необходимых преступникам для осуществления преступных деяний и удовлетворения своих потребностей, им присущи следующие основные признаки:
- это денежные отношения;
- эти денежные отношения вызваны фактом существования организованной преступности экономической направленности;
- эти денежные отношения связаны с криминальным перераспределением уже распределенного (на уровне бюджета и хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
Если в общественных (экономических) отношениях проявляются все указанные признаки, то такие отношения могут рассматриваться как криминальные финансы.
Следует отметить, что выделение или обособление криминальных финансов в относительно самостоятельный сегмент системы финансов носит условный, теоретический характер: если в каждой из последовательности действий, в совокупности образующих преступление, рассматривать денежные или финансовые отношения, то, безусловно, в последних, наряду с противоправными денежными отношениями, всегда можно увидеть и денежные отношения, закрепленные нормами права.
Исходя из содержания рассмотренных понятий «финансы» и «криминальные финансы», в целях изучаемого курса уточним ся с содержанием таких категорий как «финансовые расследования», органы финансовых расследований».
Финансовые расследования – это расследование преступлений, совершенных в финансовой сфере, в основе которых лежат денежные отношения, характеризуемые как «криминальные финансы».
Органы финансовых расследований – органы государственной власти, уполномоченные, согласно действующему законодательству, осуществлять финансовые расследования.
Более глубокое рассмотрение указанных категорий делать не будем, поскольку это является предметом рассмотрения в других юридических дисциплинах. Теперь перейдем к изучению содержания терминов, имеющих прямое и непосредственное отношение к дисциплине «Автоматизированные системы финансовых расследований». Исходным для данного множества терминов является понятие информационная система. Зачастую на бытовом уровне представление об информационной системе (ИС) ограничивается пониманием ее как некоей совокупности компьютеров. На самом деле в число основных компонент информационной системы, как соответствующим образом организованного объекта, определяющего и обеспечивающего выполнение целевых функций, входят:
а) общесистемная программно-аппаратная платформа;
б) информационные ресурсы;
в) прикладные программные средства (технологии) формирования, обработки и распределения информационных ресурсов;
г) конечные пользователи и обслуживающий персонал.
Соответственно, создание и развитие автоматизированных систем финансовых расследований в обязательном порядке охватывает формирование и совершенствование каждой из этих составляющих. Игнорирование же любого из этих компонентов, требующих специфического подхода в силу выполняемой в системе роли и используемых средств для обеспечения готовности, неизбежно приводит к неполному использованию потенциала информационной системы и, как результат, негативно сказывается на эффективности ее целевого использования.
Следует отметить, что приведенный перечень обязательных составляющих несколько шире, чем следует из принятого в ряде документов определения информационных и автоматизированных систем.
В частности, в Статье 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»12, информационная система определяется как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» (пункт 3 статьи), а под информационными технологиями – «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» (пункт 2 статьи), из которого прямо следует, что под информационными процессами понимаются процессы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации.
В свою очередь, ГОСТ 34.003.90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения»13 определяет автоматизированную систему (АС) как «система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию установленных функций».
Принципиальное значение для уяснения общих целей и задач создания автоматизированных систем имеет ряд базовых определений, связанных с ИС, приведенных в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-закон):
информация – юридически закрепленное определение: «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» (пункт 1 закона).
Однако следует отметить, что в настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, где невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия (так же, в геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «прямая», «плоскость» через более простые понятия). Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение». Это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». Общепринятым является следующее определение:
«Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и т.д.) в процессе жизнедеятельности и работы».14 Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.
Что можно делать с информацией?
• создавать, искать;
• хранить, использовать, обрабатывать;
• принимать, передавать;
• воспринимать, распространять, копировать;
• формализовать, делить на части, комбинировать;
• измерять, упрощать, разрушать;
• запоминать, преобразовывать, собирать; и т. д.
Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.
Информация характеризуется:
• достоверностью;
• полнотой;
• точностью;
• ценностью;
• актуальностью;
• понятностью;
• доступностью;
• краткостью и т. д.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. перестает отражать истинное положение дел.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.
Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу и быть актуальной. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка.
Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия и понимания) форме.
Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, всевозможных инструкциях, обзорах, сводках и т.д. Информацию можно определить как знания в исходном, «необработанном» виде. Она является отправной точкой в анализе – исследовательском мыслительном процессе.
Традиционализм субъективного постоянно доминировал в ранних философских определениях информации, как категории, понятия, свойства материального мира. Согласно этим теориям:
информация существует независимо от нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула;
информация нематериальна, как и все свойства материи;
информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция, и др. что есть основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности;
информация – это, с одной стороны, свойство материи, с другой стороны – она отражает свойства материи (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.
С материальной точки зрения информация - это порядок следования объектов материального мира, например:
порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией;
порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией;
порядок следования музыкальных нот является музыкальной информацией;
порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией;
порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией и т.д., и т.п.
Общим недостатком таких частных представлений об информации является оторванность от главного – от сознания, которое только и является источником восприятия сведений об объектах и явлениях окружающей среды, и только оно способно отождествлять какие-либо воздействия на человека со стороны окружающей среды со сведениями, и только при отождествлении указанных воздействий с какими-либо свойствами и объектами окружающей среды возникает информация. Иными словами, информация это реакция сознания субъекта (человека и, возможно, любого другого живого организма) на какие-либо воздействия окружающей среды, и сопоставление в своем сознание этих воздействий с соответствующими свойствами, процессами, явлениями и объектами окружающего мира. Только при такой реакции субъекта (человека или какого-либо иного живого организма) на воздействия окружающей среды можно говорить о том, что данный субъект получил информацию. Вне сопоставления воздействий окружающей среды, воспринимаемых субъектом с помощью своих органов чувств, с какими-либо свойствами, объектами, явлениями или процессами окружающего мира информация не существует. Таким образом, нематериальность информации обусловлена только проявлениями или реакциями сознания на внешние воздействия, хотя сам источник воздействия является материальным и само сознание неразрывно связано с материей мозга. При этом количественные характеристики информативности внешних воздействий на субъекта или, иными словами, содержательное количество информации получаемой из вне зависят только от уровня априорной осведомленности субъекта о наблюдаемых свойствах, объектах, явлениях или процессах окружающего мира. Отсутствие такой осведомленности не является причиной отсутствия реакции сознания человека на воздействия окружающей среды: в этом случае сознание человек осуществляет установление взаимосвязи этих воздействий с ранее полученными, и формирует новое представление об окружающем мире, которое является источником развития самого сознания. Если же субъект ощущает (воспринимает) какие-либо воздействия, которые его сознание не способно сопоставить с чем-либо конкретным, ранее зафиксированным в сознании, то оно (сознание) просто запоминает (насколько это возможно) эти воздействия, воспринятые в виде ощущений, и условия в которых они были получены. При повторном проявлении подобных воздействий в сознании субъекта уже может осуществляться сопоставлении с раннее запомненными элементами ощущений и происходить формирование каких-либо ассоциаций и суждений. Таким образом в сознании субъекта происходит формирование информации о внешней среде, которую он при определенных условиях может передавать другим субъектам (или одному субъекту), априори обладающим адекватной осведомленностью об окружающей среде, окружающем мире и их воздействии на его сознание.
Информация также может возникать в процессе абстрактного мышления в сознании субъекта вследствие установления устойчивых связей между ранее запомненными элементами данных (или информации) о других объектах, явлениях, процессах и воздействиях окружающей среды, внешнего и внутреннего мира.
Для осуществления информационного обмена между субъектами требуется наличие необходимых условий, в совокупности образующих системное множество, которое можно идентифицировать как достаточное. Это:
1. Наличие субъектов – носителей сознания, способных «распознавать» информацию.
2. Наличие не менее двух различных объектов материального или нематериального мира, о которых в сознании обоих субъектов имеются одинаковые представления.
3. Наличие у объектов, описанных в п. 1, общего свойства, позволяющего сознанию идентифицировать один объект в качестве носителя информации о другом объекте.
4. Наличие у каждого из объектов, описанных в п. 1, специфического свойства, позволяющего сознанию различать их между собой.
5. Наличие свойства пространства или времени, позволяющее сознанию определить порядок следования объектов. Например, расположение графических (в частности, письменных) объектов на бумаге - это специфическое свойство бумаги, позволяющее располагать указанные объекты (например, буквы) в априори установленном порядке (например, слева направо и (или) сверху вниз).
Совокупность различных объектов (буквы, символы, картинки, звуки, слова, предложения, ноты и т.п.), которые могут подвергаться копированию и взятых по одному разу, образуют базис информации - систему кодирования, в частности алфовит. Информационное сообщение строится путем выбора из базиса копий объектов и расположение этих объектов в пространстве в определенном порядке. Длина информационного сообщения определяется как количество копий объектов базиса и всегда выражается целым числом. Необходимо различать длину информационного сообщения, которое всегда измеряется целым числом, и объем знаний, содержащихся в информационном сообщении, которое определяется априорной осведомленностью субъекта, воспринимающего сообщение, адекватной осведомленности субъекта, посылающего сообщение, и не имеет количественного измерения.
С математической точки зрения информация - это последовательность целых чисел, которые записаны в вектор. Числа - это номер объекта в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как он не зависит от физической природы объектов базиса. Одно и то же информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, видеоклипами, любой комбинацией всех ранее названных. Чем бы мы ни выражали информацию — изменяется только базис, а не инвариант.
В информатике предметом изучения науки являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи. Используется также связанное с категорией «информация» понятие «контент».
Контент (также: «наполнение» (в контексте), «наполнение сайта») - термин, означающий все виды информации (как текстовой, так и мультимедийной - изображения, аудио, видео), составляющей наполнение (визуализированное, для посетителя, содержимое) веб-сайта. Применяется для отделения понятия информации, составляющей внутреннюю структуру страницы/сайта (код), от той, что будет в итоге выведена на экран.
Системология – предметом изучения яваляется не информация а работа с информацией.
Работа с информацией связана с преобразованиями и всегда подтверждает её материальную природу:
• запись - формирование структуры материи и модуляции потоков путём взаимодействия инструмента с носителем;
• хранение - стабильность структуры (квазистатика) и модуляции (квазидинамика);
• чтение (изучение) - взаимодействие зонда (инструмента, преобразователя, детектора) с субстратом или потоком материи.
Системология рассматривает информацию через связь с другими основаниями: I=S/F[MṿRṿT], где: I - информация; S - системность мироздания; F - функциональная связь; M - материя; ṿ - (v подчёркнутое) знак великого объединения (системности, единства оснований); R - пространство; T - Время.
Другим важным для изучаемой нами дисциплины термином является понятие «информатизация»;
информатизация – «применение информационных технологий» (пункт 1 Статьи 12. «Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий» закона);
документированная информация – «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» (пункт 11 Статьи 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» закона);
информационные ресурсы – обобщающая категория, отражающая объединение множеств отдельных документов, отдельных массивов документов, документы и массивы документов в информационных системах различного назначения (в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах и комплексах).
«Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами» (пункт 9 Статьи 14. «Государственные информационные системы» закона). Из приведенной нормы закона следует, что информационные ресурсы физического (или юридического лица) в общем случае можно рассматривать как информацию, содержащуюся в его информационных системах (например, библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), а также иные имеющиеся в его распоряжении сведения и документы.
Исходя из данных определений, основной целью создания и применения (информатизации) информационных систем и реализуемых в них информационных технологий в деятельности органов финансовых расследований является создание оптимальных условий, в том числе путем автоматизации, для процесса сбора, обработки и распределения имеющихся или формируемых в процессе осуществления оперативно-служебной деятельности информационных ресурсов в соответствии с профилем деятельности подразделения, в котором осуществляется создание информационной системы. Для достижения поставленной цели информатизации оперативно-служебной деятельности органов финансовых расследований выполняются специфические задачи, решаемые в процессе создании и эксплуатации автоматизированной системы финансовых расследований, которые в общем случае предусматривают поэтапное создание и наращивание возможностей ее основных компонентов. Современные информационные технологии подразумевают внедрение в работу всех объектов системы не только мощных аппаратно-программных комплексов обработки информации, но и высокопроизводительных средств телекоммуникации и передачи данных. Телекоммуникационное обеспечение передачи данных представляет собой комплекс программно-технических средств, позволяющих обеспечить достоверность и своевременность обработки информационных потоков, циркулирующих в данной системе. Важным компонентом автоматизированной системы финансовых расследований, по сути дела определяющим ее целевое назначение, являются накапливаемые и обрабатываемые информационные ресурсы. В рамках ГОСТ 34.003.90 эквивалентом информационных ресурсов является термин информационная база автоматизированной системы - совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании автоматизированной системы, и машинная информационная база автоматизированной системы - часть информационной базы автоматизированной системы, представляющая собой совокупность используемой в автоматизированной системе информации на машинных носителях данных.
Непременным условием построения и функционирования автоматизированных систем финансовых расследований является организация информационного обеспечения.
Информационное обеспечение автоматизированных систем финансовых расследований – это, обобщающее понятие, предполагающее, во-первых, всю информацию, необходимую для решения функциональных задач органов финансовых расследований, содержащуюся в базах данных информационных систем; во-вторых, взаимоувязанную совокупность организационных, правовых и технических мероприятий, направленных на создание информационных условий функционирования автоматизированной системы финансовых расследований, обеспечение необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи и обработки информации, организация банков данных15.
Информационные ресурсы, входящие в состав информационного обеспечения автоматизированной системы финансовых расследований, представляет собой совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам размещения и формам существования информации, применяемой при функционировании системы.
В заключение рассмотрения изучаемого вопроса необходимо отметить, что достижение специфических для каждой из автоматизированных систем финансовых расследований прикладных целей основывается на создании соответствующего специального программного обеспечения, реализующего в конечном итоге соответствующую уникальную информационную технологию сбора, обработки и распределения информационных ресурсов. В зависимости от структуры задач автоматизации информационного обеспечения финансовой безопасности и финансовых расследований, а также этапов обработки информации специальное программное обеспечение автоматизированных систем финансовых расследований, как правило, представляется в виде совокупности программного обеспечения всех автоматизированных рабочих мест общей системы.
2.2. Задачи и функции автоматизированных систем финансовых расследований
Как мы уже знаем, назначение автоматизированных систем финансовых расследований состоит в автоматизации основных технологических процессов информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов финансовых расследований по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию финансовых и связанных с ними иных правонарушений, а также решения обеспечивающих задач на основе современных информационных технологий распределенной обработки данных. Исходя из назначения автоматизированных систем финансовых расследований, может быть сформулирована основная цель ее функционирования, как создание оптимальных условий, в том числе путем автоматизации, для процесса сбора, обработки и распределения тематических информационных ресурсов в соответствии с профилем деятельности органов финансовых расследований, оснащенных этими системами.
Здесь следует отметить, что все компоненты автоматизированных систем финансовых расследований сами являются составными структурами и требуют ряда дополнительных пояснений.
Первым компонентом, который чаще всего ассоциируется с автоматизированной системой финансовых расследований, является программно-аппаратная платформа. Как следует из самого названия этого элемента, он является составным и включает в себя оборудование и общесистемное программное обеспечение.
В свою очередь, данные элементы также имеют составную структуру. В частности, традиционно при описании оборудования автоматизированных систем финансовых расследований выделяют:
• рабочие станции с комплектом дополнительного оборудования;
• серверы;
• оборудование локальных вычислительных сетей;
• средства связи и телекоммуникации.
Конкретная спецификация комплекта технических средств каждого объекта автоматизированной системы финансовых расследований определяется:
• уровнем и структурой объекта системы;
• объемом информационных потоков;
• технологией обработки информации на конкретных рабочих местах;
• совокупностью условий, которых будет осуществляться функционирование системы, включая требования к обеспечению безопасности обрабатываемой информации;
• объемом ассигнований на цели информатизации.
Современные информационные технологии подразумевают внедрение в работу всех объектов автоматизированных систем финансовых расследований не только мощных аппаратно-программных комплексов обработки информации, но и высокопроизводительных средств телекоммуникации и передачи данных.
Телекоммуникационное обеспечение передачи данных автоматизированных систем финансовых расследований представляет собой комплекс программно-технических средств, позволяющих обеспечить достоверность и своевременность обработки информационных потоков, циркулирующих в данной системе.
К телекоммуникационному обеспечению предъявляются следующие требования:
• обмен информацией непосредственно между всеми составляющими системы;
• обеспечение достоверности и надежности при передаче данных.
Общее программное обеспечение (ОПО) автоматизированных систем финансовых расследований имеет иерархическую структуру, в состав которой входят:
• операционные системы (ОС) ЭВМ, реализующие непосредственное управление аппаратными средствами (АС) и позволяющие программам оперировать с конкретными физическими устройствами на логическом уровне;
• сетевые операционные системы, которые служат для управления ЭВМ в составе сети и обеспечивают доступ пользователей и программ к ресурсам сети;
• подсистемы поддержки приложений:
• системы управления базами данных (СУБД);
• инструментальные программные средства;
• программные средства поддержки телекоммуникаций;
• средства интерактивного взаимодействия;
• программные средства обеспечения сохранности информационных и программных ресурсов, реализующие защиту данных от несанкционированного доступа (НСД).
В соответствии с функциональными требованиями и принципами формирования в состав общего программного обеспечения автоматизированных систем финансовых расследований входят следующие компоненты:
• операционные системы серверных и персональных ЭВМ;
• системы управления базами данных;
• инструментальные программные средства:
• технологические программные средства;
• телекоммуникационные программные средства;
• программные средства защиты от несанкционированного доступа или НСД.
Основными требованиями при выборе операционных систем являются совместимость, переносимость, масштабируемость, наличие однородной системы безопасности, надежность и отказоустойчивость, возможность локализации.
В целом можно заключить, что основная цель внедрения автоматизированных систем финансовых расследований заключается в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений органов финансовых расследований за счет
1) улучшения качества и оперативности ее информационно-аналитического обеспечения;
2) совершенствования организации труда сотрудников подразделений органов финансовых расследований;
3) повышения достоверности и полноты данных о выявленных и готовящихся финансовых и связанных с ними иных правонарушений;
4) повышения эффективности контроля соблюдения финансового законодательства;
5) повышения оперативности получения данных по объектам финансово-хозяйственной деятельности, попавших в сферу интересов органов финансовых расследований;
6) повышения оперативности и качества подготовки документов, формируемых в процессе оперативно-розыскной, документально-проверочной, уголовно-процессуальной и иной деятельности органов финансовых расследований;
7) реализации дополнительных возможностей для проведения углубленного анализа финансовых и связанных с ними иных правонарушений;
8) своевременного информирования органов государственной власти о результатах деятельности органов финансовых расследований,
9) сокращения бумажного документооборота.
В соответствие с целевым предназначением автоматизированные системы финансовых расследований, как правило, ориентированы на решение следующих основных задач:
• формирование территориально-распределенных информационных ресурсов, необходимых для решения оперативно-служебных и обеспечивающих задач органов финансовых расследований, на единых программно-технической платформе и информационных технологиях;
• создание унифицированных программных средств информационно-аналитической поддержки выполнения оперативно-служебных задач по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию финансовых и связанных с ними иных правонарушений;
• формирование основы телекоммуникационной среды, обеспечивающей возможность информационно-телекоммуникационного взаимодействия органов финансовых расследований между собой и с внешними информационными ресурсами, обеспечения передачи различных типов данных, а также реализации безбумажного документооборота;
• мониторинг состояния криминогенной обстановки в финансовой сфере на основе автоматизированной обработки данных о результатах оперативно-служебной деятельности подразделений органов финансовых расследований;
• интегрированное управление электронными информационными потоками и ресурсами органов финансовых расследований и обеспечение их гарантированной защиты от несанкционированного доступа;
• обеспечение и поддержка решения прикладных задач различных видов обеспечения оперативно-служебной деятельности органов финансовых расследований;
• создание новых унифицированных программных средств информационно-аналитической поддержки решения задач различных видов обеспечения оперативно-служебной деятельности органов финансовых расследований.
2.3. Основные принципы построения автоматизированных систем финансовых расследований
Разработка и построение автоматизированных систем финансовых расследований основывается на соблюдении ряда основных принципов, которые должны обеспечить качественное и своевременное достижение поставленных перед системой целей.
К числу базовых принципов выбора организационных и программно-технических решений, реализуемых в автоматизированных системах финансовых расследований, следует отнести:
1. Функциональность.
Означает, что предлагаемые решения не должны входить в противоречие с существующими системами, они должны обеспечивать реализуемость всех задач, решаемых системой, и ее функционирование на различных уровнях объектов автоматизации.
2. Экономичность.
Предполагает обязательность экономии средств на этапах разработки, внедрения и эксплуатации автоматизированных систем финансовых расследований за счет:
• сокращения сроков разработки путем применения современных методов проектирования программ;
• сокращения времени внедрения, возможности функционирования на различных технических платформах, операционных системах, базах данных;
• сокращения затрат на этапе сопровождения и обучения за счет использования механизмов администрирования распределенной среды обработки данных и удаленного обслуживания технических и программных средств.
3. Гарантированность безопасности информации.
Предполагает обязательность проведения комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на гарантированное
1) предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, недоступность информации;
2) недопущение сбоев в работе средств информатизации;
3) исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся информации.
Значимость и обязательность соблюдения этого принципа обуславливаются уязвимостью информационных и телекоммуникационных средств, которая в свою очередь вызвана
1) большой концентрацией вычислительных ресурсов;
2) большой территориальной распределенностью вычислительных ресурсов;
3) долговременным хранением больших объемов данных;
4) одновременным доступом к ресурсам большого числа пользователей различных категорий.
4. Масштабируемость.
Означает, что при разработке автоматизированных систем финансовых расследований требуется учитывать большую длительность периодов времени жизни данных систем и возможные изменения, которые произойдут с объемами обработки (количественными характеристиками) и технологиями обработки (качественными характеристиками). Изменение масштаба системы не должно приводить к переработке прикладного программного обеспечения и к коренному изменению задач управления системой.
Иными словами, автоматизированные системы финансовых расследований должны обеспечивать легкое наращивание вычислительной мощности, объемов хранения, пропускной способности.
5. Преемственность.
Выбранные решения по созданию автоматизированных систем финансовых расследований должны обеспечивать максимальную преемственность с точки зрения использования имеющихся технических, программных средств, знаний пользователей. Кроме того, они должны базироваться на принципах и технологиях создания открытых информационных систем, обладающих функциональной гибкостью, реализующих возможности для переноса разработанных приложений на широкий спектр программно-технических платформ, используемых органами финансовых расследований, и для совместной работы с другими приложениями на локальных и удаленных системах.
6. Переносимость.
При внедрении программного обеспечения на объекты информатизации автоматизированных систем финансовых расследований требуется обеспечить переносимость его на различные технические платформы. Разработка функциональной части автоматизированных систем финансовых расследований должна вестись на высоком уровне абстракции, с тем чтобы привязка к конкретном реализации (техника, операционная система и т.д.) осуществлялась на последнем этапе разработки.
7. Защищенность инвестиций.
Разработка автоматизированных систем финансовых расследований должна основываться на передовых промышленных стандартах, тем самым, обеспечивая максимальное время существования системы до момента морального устаревания.
Создание системы должно выполняться с использованием современных инструментальных средств и методов проектирования, обеспечивающих разработку адаптивных систем, допускающих настройку на изменения предметной области, сопровождение и развитие системы, без участия разработчика.
8. Поэтапность проведения работ по созданию программно-технических платформ автоматизированных систем финансовых расследований.
Предусматривает возможность использования для решения оперативно-служебных задач объектов автоматизации органов финансовых расследований по мере их сдачи в эксплуатацию до полномасштабного развертывания всей информационной системы.
Такой подход имеет особую важность, поскольку значительная географическая распределенность объектов автоматизации органов финансовых расследований и неодинаковость на местах условий внедрения системы объективно порождают существенный разброс по времени их готовности. Увязывание начала эксплуатации отдельного объекта автоматизации в автономном или частично автономном режиме с готовностью всей информационной системы фактически будет приводить к безосновательному простаиванию программно-технической платформы со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для информационно-аналитического обеспечения оперативно-служебных задач.
9. Стандартизация.
В ходе создания автоматизированных систем финансовых расследований разрабатываются типовые программно-технические решения, которые после соответствующей отладки тиражируются в органах финансовых расследований.
Создание автоматизированных систем финансовых расследований базируется на использовании серийно выпускаемых зарубежных и отечественных средств автоматизации, адаптируемых к условиям функционирования в органах финансовых расследованимй и хорошо зарекомендовавших себя в ходе эксплуатации.
Разработка автоматизированных систем финансовых расследований осуществляется с обеспечением максимальной унификации технических решений, допускающих их тиражирование и максимальную инвариантность при изменениях различных аспектов деятельности органов финансовых расследований.
Высокая стандартизация общесистемной программно-аппаратной платформы и создаваемого прикладного обеспечения автоматизированных систем финансовых расследований обеспечивают эффективное управление процессами внедрения, поддержки и обновления средств информатизации, включая обучение пользователей, на большом количестве объектов автоматизации органов финансовых расследований.
В заключение изложения материала лекции следует уточнить юридическое содержание некоторых используемых терминов.
В частности «органы финансовых расследований» - это обобщающее понятие широко используется в международных нормативных документах, поскольку структуры, реализующие те или иные функции в сфере финансовых расследований, могут включаться в различные органы власти конкретного государства, которые не всегда по своему предназначению совпадают с аналогами в российском государстве. Кроме того, данный термин используется и в российской юридической науке, особенно в ее исторических разделах, когда те или иные функции государства в области борьбы с правонарушениями, в основе которых лежат финансы, переходят от одних органов власти к другим или меняются наименование самих органов.
В качестве примера можно привести существовавшие в период 1992 2003 г.г. федеральные органы налоговой полиции, функции которых в 2003 году, в связи с их упразднением, были переданы органам внутренних дел.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Анищенко В.Н., Анищенко Е.В., Ефимов С.В., Завьялов И.А., Зуева А.С., Костюк М.Ф., Молчанов А.В., Мурсалимов К.Р., Нестеров Г.Г., Сомик К.В. Финансовая безопасность. Финансовые расследования: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Хабибулина / ВШГА - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ВШГА, 2013.
2. Анищенко В.Н., Илюхина Р.В. Институциональные основы мониторинга экономической безопасности. – М.: АЭБ МВД России, 2007.
3. Купрещенко Н.П. Теневая экономика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
4. Молчанов А.В. и др. Финансовая безопасность страны: проблемы и перспективы // Экономическая безопасность финансовой системы: Сб. научных трудов. / Под ред. Заслуженного экономиста России, д.э.н., профессора А.В. Молчанова - М.: АЭБ МВД России, 2007.
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» / Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31.
2. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: // Российская газета. 2011. 15 июля.
3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российская газета», N 160, 18.08.1995.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ/ Собрание законодательства РФ от 25 декабря 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496.
5. Перечень регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти: Утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 584-р.
6. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567. П. 5.
7. Положение о национальном бюро Интерпола: Утв. постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190.
8. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») // «Российская газета», № 13, 25.01.2006.
9. Приказ МВД России от 19 марта 2002 г. № 249 «Об утверждении Положения об Управлении оперативно-розыскной информации Службы криминальной милиции МВД РФ».
10. Приказ МВД России от 30.03.2012 № 205 «Об утверждении концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012 - 2014 годах».
11. Указ Президента Российской Федерации от 15.01.2013 N 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.01.2013
12. Указ Президента РФ от 11.03.2003 N 308 (ред. от 07.08.2004) «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.03.2003, N 12.