Образовательный веб-квест
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция «Образовательный веб-квест»
Цель лекции: ознакомить слушателей с новой интерактивной формой
работы с обучающимися - образовательным веб-квестом
План лекции:
1. Веб-квест как учебное задание.
2. Виды заданий для веб-квестов.
3. Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам.
4. Этапы работы над веб-квестом
5. Критерии оценки веб-квеста.
6. Достоинства веб-квестов, трудности и проблемы в использовании вебквестов.
Веб-квест – это сайт в Интернете, который создается учителем для
выполнения тех или иных учебных задач, это проблемное задание c
элементами ролевой игры, для выполнения которого используются
информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест направлен на развитие у обучающихся навыков
аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий вебквест, должен обладать высоким уровнем предметных, методических и
информационных компетенции.
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся
информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой
работы обучающихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах.
Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а
работают в едином информационном пространстве, для которого не является
существенным фактором точное местонахождение той или иной порции
учебной информации. Обучающемуся дается задание собрать материалы в
Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя
эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть
они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами.
Различают два типа веб-квестов: для кратковременной и длительной
работы.
Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж,
профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им
определены следующие виды заданий для веб-квестов.
Виды заданий для веб-квестов
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления
материалов из разных источников в новом формате: создание презентации,
плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе
заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных
источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки,
капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание
пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе
противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации
(разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально
настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на
основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам
Вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий
квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко
определен итоговый результат самостоятельной работы.
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках,
видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет,
адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот
список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому
участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки
зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Руководство к действиям (как организовать и представить собранную
информацию), которое может быть представлено в виде направляющих
вопросов, организующих учебную работу.
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при
выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно
включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность
учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Этапы работы над веб-квестом
1. Начальный этап (командный).
Обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены
команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными
программами.
2. Ролевой этап.
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники
одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания.
Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над вебквестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с
компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит
итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами
для достижения общей цели - создания сайта.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.
3. Заключительный этап.
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою
ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По
результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.
Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание
задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной
теме, критический анализ, логичность, структурированность информации,
определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность,
профессионализм представления.
Критерии оценки веб-квеста
Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала
критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих
себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель.
Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения
должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип
проблемного задания и форму представления результата. Рекомендуется
использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
- исследовательской и творческой работы,
- качества аргументации, оригинальности работы,
- навыков работы в микрогруппе,
- устного выступления,
- мультимедийной презентации,
- письменного текста и т.п.
Для создания бланка оценки необходимо:
1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны
быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной
степени учитывать:
- достижение заявленной цели;
- качество процесса выполнения работы;
- содержание;
- сложность задания.
2. Определить шкалу оценки - например, трех-, четырех-, пятибалльную.
3. Подготовить описание параметров оценки.
•
•
•
•
Достоинства веб-квестов:
веб-квесты дают преподавателю ясный образец того, как проводить
проектную работу;
модель работы с веб-квестами используют огромное число педагогов в
самых разных странах, поэтому в Сети можно найти много интересных
разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать
его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны
педагогам, желающим создавать свои собственные веб-квесты,
различные задания, которые подходят к предложенной технологии,
массу методических советов для педагогов о том, как и где найти
полезные сайты при создании веб-квеста, а также список поисковых
систем и инструкции по их использованию;
преподаватель предоставляет список сайтов, который обучающиеся
используют при выполнении проекта, в итоге на поиск необходимой
информации они тратят меньше времени, чем на выполнение задания.
Трудности и проблемы в использовании веб-квестов:
•
•
•
•
для выполнения проекта обучающиеся должны иметь доступ в сеть
Интернет;
технология веб-квестов требует от обучающихся и преподавателей
определенного уровня компьютерной грамотности;
медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов
(например, видеоматериалов);
много веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за
рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям
обучения.
Работая над веб-квестами, обучающиеся научатся:
- работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее,
устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы;
- создавать творческие работы разных жанров в соответствии с
коммуникативным замыслом;
- создавать информационные ресурсы, используя различные программы и
сервисы, генерировать идеи, находить многовариантные решения
проблемы;
- вступать в общение, слушать партнера, отстаивать свою точку зрения,
находить компромисс с собеседником и др.;
- сотрудничать, нести ответственность за результаты своего труда,
подчиняться решению группы, доверять членам команды.
Таким образом, веб-квест, используя информационные ресурсы
Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать
целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом
развивается ряд компетенций:
- использование информационных технологий для решения
профессиональных задач;
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде;
- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.
Именно поэтому использование современных информационных
технологий в образовании, в частности образовательный веб-квест, открывает
новые возможности и в методике образования, и в усовершенствовании
знаний.