Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7. Образовательный процесс в высшей школе
Педагогические составляющие
Учёба
Воспитание
Развитие обучающийсяов
Взаимодействие обучающийся с
преподавателем, друг с другом и с внешним
миром
Творческая деятельность
Условия организации обучения
Регламентирующие нормы
Социальные факторы и др.
Образовательный процесс
Педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов
обучения в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов.
Рисунок 36. Педагогические составляющие образовательного процесса
Организационные формы (Где
учить?)
Цель (для чего учить?)
Методы и средства (С
помощью чего учить?)
Принципы (Почему и как
учить?)
Содержание (Чему учить?)
Рисунок 37. Исходные вопросы образовательного процесса
Закрепление и
совершенствование
знаний (практические
занятия)
Создание стимулов к
обучению
Восприятие нового
материала, решение
задач
Логика образовательного
процесса
Процесс обобщения,
осмысления и понимания
Применение знаний,
умений и навыков
Анализ и проверка
усвоения знаний
Рисунок 38. Логика образовательного процесса
Таблица 38. Структура логики образовательного процесса
Логика
Логика изучения способов
Логика организации усвоения
Логика усвоения знаний
организации
действий
опыта творческой деятельности
усвоения опыта
1. Восприятие с помощью, 1. Предъявление способов 1. Выработка навыков, входящих
предъявляемой в разной
и раскрытие принципа
в состав творческой деятельности
форме информации
действий преподавателем в качестве предпосылки
1. Организация
2. Осмысление и
2. Повторение в
2. Формирование у обучаемых
учебной
понимание получаемой
вариативных и легко
отдельных творческих процедур и
деятельности,
информации
опознаваемых ситуациях. элементов
направленная на
3. Закрепление
3. Творческое применение
систему ценностей
посредством выполнения этих способов в
3. Предъявление и решение
общества
заданий усвоенными
сконструированных
системы постепенно
способами
преподавателем
усложняющихся творческих задач
ситуациях
4. Применение знаний
Таблица 39. Образовательный процесс, его сущность
Процесс (от лат. processus — продвижение), - это: 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии
чего-нибудь; 2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Процесс
обучения (или образовательный процесс) является наряду с процессом воспитания частью целостного
педагогического процесса.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2)
совместная деятельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная
планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям
возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.
Под процессом обучения понимается совокупность связанных между собой действий обучающийсяов и
учителя, взаимно обуславливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у
обучающийсяов и педагогов определенных сравнительно устойчивых изменений.
Окончание таблицы 39
Деятельность
педагога
(преподавание),
которая
рассматривается
как
система
действий, направленная на организацию
условий
для
учебно-познавательной
деятельности обучающихся. Преподавание —
упорядоченная деятельность педагога по
реализации цели обучения (образовательных
задач), — обеспечение информирования,
воспитания, осознания и практического
применения
знаний.
Содержание
преподавания составляют: система знаний по
конкретному предмету, умение формировать
систему знаний необходимого уровня у
обучающихся, развивать их познавательные
интересы и коммуникативные умения.
Преподавание включает следующие этапы:
подготовительный (планирование учебного
процесса, его содержания и технологии);
собственно
обучающий
(вводномотивационная
и
операционнопознавательная
деятельность);
контролирующий
и
аналитикокорректировочный (деятельностный подход к
обучению)
Деятельность
обучающегося,
т.е.
собственно освоение учебного материала
(учение) — это целенаправленная,
мотивированная,
саморегулируемая,
преобразующая
деятельность
по
овладению, переработке, хранению и
применению системы знаний для развития
и воспитания личности. Учение —
процесс (точнее, сопроцесс), в ходе
которого на основе познания, упражнения
и приобретенного опыта возникают новые
формы
поведения
и
деятельности,
изменяются ранее приобретенные. В
учении
выделяются
следующие
компоненты:
содержательнооперационный
(знание
и
способы
аналитико-синтетической деятельности);
ориентировочный (принятие цели, норм, и
правил
учебно-познавательной
деятельности); энергетический (воля,
эмоции);
мотивационно-оценочный
(отношение
человека
к
учебной
деятельности и осваиваемым знаниям)
Саморазвитие
участников
процесса
обучения, которое
рассматривается
как
активное,
последовательное,
прогрессивное и
необратимое
изменение
психологического
статуса личности
на
основе
потребности
в
самосовершенство
вании.
Таблица 40. Принципы образовательного процесса
Должен начинаться своевременно и быть постепенным
Должен вестись в соответствии с учетом когнитивных и личностных особенностей обучающихся
Порядок и систематичность – одно из главных успехов в обучении
Должен развивать самодеятельность, активность и инициативу
Должен быть посильным для обучающихся
Таблица 41. Характеристики образовательного процесса
Целевые
Содержательные
Включают в себя
многообразие целей
и задач, относящихся
к субъектам
образования
Отражают конкретное
наполнение каждого
элемента процесса,
решающего
определенную задачу
Деятельностные
Организационные
Технологические
Отражают
взаимодействие
субъектов
обучения
Включают систему управления по
достижению заданных и
возникающих целей; в совокупности
обеспечивают достижение,
диагностику и оценку намеченных
результатов
Движущие силы процесса обучения
Выдвигаемые обучением
познавательные и практические
задачи
Противоречие
Присутствующий уровень знаний,
умений и навыков учащихся – их
умственного развития
Решение противоречий
Движение процесса
Рисунок 39. Движущие силы образовательного процесса
Движущей силой образовательного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения
познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития
обучающихся. Следует подчеркнуть, что задачи выдвигаются именно ходом обучения, его логикой, и потому они
«захватывают» обучаемых. Задачи появляются все новые и новые в том или ином отношении; они осознаются
обучающимися, принимаются ими и могут быть разрешены при некотором напряжении умственных сил.
Непременным условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения является
соразмерность его с познавательным потенциалом обучающихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и
наличными познавательными возможностями обучающихся таково, что даже при полном напряжении усилий они
не в состоянии выполнить задачу и даже не могут выполнить ее в ближайшей перспективе — такое противоречие
не становится движущей силой учения и развития, но может оказаться тормозом умственной деятельности.
Отсюда следует, что условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения являются его
обусловленность и подготовленность ходом образовательного процесса, его логикой. Так возникает новое
противоречие, которое раскрывает обучающимся дальнейшую задачу изучения вопроса. Происходит своеобразный
процесс «самодвижения» познания. Суть его заключается в том, что решение данной проблемы становится тем
шагом, который открывает новые познавательные задачи или проблемы. Противоречие становится внутренним
процессом, характеризующим деятельность сознания.
Таким образом, выдвинутая однажды и принятая обучающимися познавательная задача превращается в цепь
внутренне связанных задач, которые вызывают их стремление к познанию нового, неизвестного и к применению
этого познанного в жизни.
1
2
Противоречие между требованиями
общества
к
образованию
и
возможностям
образовательного
процесса
Противоречия между содержанием
учебного материала
Таблица 42. Основные противоречия образовательного процесса
Образовательный процесс в данных условиях влияет на
содержание учебных программ, на деятельность преподавателя и
обучающихся. Оно разрешается путём создания более
совершенных учебных программ
Деятельность преподавателя и обучающихся разрешается путём
обеспечения самостоятельной активной работы учащихся учебном
процессе
Таблица 43. Основные противоречия образовательного процесса по мнению Л. Клингберга
Между постоянно растущим объемом содержания
соответственно ограниченными
образования
возможностями его передачи и усвоения
И его первичным индивидуальным освоением
Между преимущественно фронтальной передачей учебного
материала
Между социальными педагогическими и дидактическими
обучаемых
позициями обучающих
Таблица 44. Детализация основных противоречий образовательного процесса
Позиция преподавателя (первоначально консервативная) по отношению к переданной информации, с одной
стороны, и необходимость соответствовать будущим требованиям к образованию, с другой
Бурный рост объема знаний, а следовательно, и (потенциального) содержания образования, с одной стороны, и
ограниченные возможности его передачи и усвоения в процессе обучения, с другой
Коллективный характер организации многих дидактических процессов, с одной стороны, и преимущественно
индивидуальный характер процесса усвоения, с другой
Тенденция к передаче «готовых знаний», вытекающая из традиционной логики преподавания, с одной стороны, и
требование всесторонней, в растущей степени самостоятельной, даже
исследовательской работы, направленной на усвоение — с другой
Требование ведущей роли преподавателя, вытекающее из логики преподавания, с одной стороны, и требование
активности — творческой самостоятельной деятельности обучаемого, вытекающее из логики процесса усвоения,
с другой
Тенденция к единым дидактическим программам, стратегии и критериям оценки, вытекающая из логики
преподавания (в коллективных формах организации обучения), с одной стороны, и требование
дифференцирования и индивидуализации, вытекающее из логики процесса усвоения, с другой
Социальное неравенство обучающих и обучаемых, являющееся результатом разной обеспеченности поколений
опытом, информацией, с одной стороны, и требование занимаемой ими позиции в дидактическом процессе как
кооперирующихся партнеров, с другой
Позиция обучаемых — объекта, исходя из распространенной педагогической концепции, с одной стороны, и
позиция обучаемых — субъекта, исходя из концепции процесса усвоения, с другой
Рисунок 40. Проектирование образовательного (педагогического, учебного) процесса
методология
содержания
образования
методология
науки
методология
педагогики
методология
дидактики
Иерархия методологий
методология
образовательной
деятельности
методология
образования
методология
образовательного
процесса
Методология образовательного процесса устанавливает структуру,
содержание, организацию, систему конкретных методов и форм
образовательной деятельности
Модель образования
Образование может пониматься как:
• передача предшествующими
поколениями последующим
социально значимого опыта;
•процесс прогрессивных изменений
личности;
• организованное взаимодействие
обучающегося с окружающим миром
и самим собой.
Модель результатов обучения
Образ обучающегося в динамике его
развития является:
• целевым фактором выстраивания
системы его образования на основе
соответствующей дидактической или
педагогической теории.
• планируемым результатом
взаимодействия обучающегося с
окружающей образовательной средой.
Рисунок 41. Методологическая модель образовательного процесса
В учебных программах мир реальных объектов часто подменяется изучением соответствующих им понятий и
других готовых продуктов познания, полученных не учениками, а специалистами, учеными или авторами учебного
материала.
Изучение адаптированной информации о чужих знаниях
Создание собственных знаний
×
×
Построение индивидуальных образовательных траекторий и творческая самореализация
Рисунок 42. Проблемы традиционного образования
↓
Изменение методологии обучения
Первоначальное задания ученикам в качестве
образовательных объектов реальных, а не идеальных
объектов познания
→
↓
↓
↓
↓
Их фиксирование в виде личного образовательного
продукта
Поиск и создание знание об объекте
↓
↓
Открытие идеальных теоретических конструктов
Факты
Понятия
Закономерности
↓
↓
Обучение способам познания реальных объектов и
конструированию добываемых знаний
Осознание созданных знаний и применяемых
способов познания
Изучение объекта реального мира
Реальный мир
↓
Применение для последующего познания реального
мира
↔
↓
Идеальный мир
↓
Образовательная деятельность выступает связующим звеном равноправных атрибутов гармоничного человека
Рисунок 43. Решение проблем традиционного образования
Основная литература:
1. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие /
В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный
ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982777
2. Самойлова, И.В. Психология и педагогика высшей школы [Электронный ресурс] / И.Н. Мавлюдов, И.В.
Самойлова .— Пенза : РИО ПГСХА, 2015 .— 266 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/488357
Дополнительная литература:
Варданян, А.Н. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : метод. рекомендации / Варданян Асмик
3.
Нориковна, А.Н. Варданян .— М. : РГУФКСМиТ, 2013 .— 36 с. — Режим
доступа: https://lib.rucont.ru/efd/236411
4. Кокорева Е.А. Педагогика и психология труда преподавателя высшей школы [Электронный ресурс]:
учебное пособие в вопросах и ответах/ Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б., Сорокина-Исполатова Т.В.—
Электрон. текстовые данные.— М.: Институт мировых цивилизаций, 2017.— 152 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/77634.html.— ЭБС «IPRbooks»
5.
Романов, Д. В. Педагогика высшей школы: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Д. В.
Романов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 30 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/349949
Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы : [16+] / Г.Г. Солодова ; Министерство образования
6.
и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Кемеровский государственный университет», Институт образования, Межвузовская
кафедра общей и вузовской педагогики. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. –
55 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481633 (дата
обращения: 27.11.2019). – ISBN 978-5-8353-2156-8. – Текст : электронный.