Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса

  • 👀 779 просмотров
  • 📌 750 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса» docx
Лекция Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса План 1. Понятие образовательной среды. 2. Функции образовательной среды. 3. Структурные компоненты образовательной среды. 4. Основные составляющие образовательной среды 5. Характеристики и мероприятия для создания образовательной среды. 6. Условия создания благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации для успешного достижения обучающимся образовательных результатов. 7. Требования ФГОС ООО к информационно-образовательной среде. Литература Интернет-ресурсы 1. Ковылева Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ 2.Кулюткин Ю. Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html(дата обращения: 11.09.2020). - Текст: электронный. 3..Кучер В.А. Характеристика образовательной среды школы по В. А. Ясвину [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-obrazovatelnoy-sredy-shkoly-po-v-a-yasvinu 4. Ясвин В.А., Рыбинская С.Н. Влияние характеристик школьной среды на учебные достижения учащихся Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-harakteristik-shkolnoy-sredy-na-uchebnye-dostizheniya-uchaschihsya Источники 5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 51, [2] с. - (Стандарты второго поколения). - Режим доступа: https://classinform.ru/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html (дата обращения: 01.09.2020). - Текст: электронный. 1 вопрос Понятие образовательной среды Что такое СРЕДА? В толковом словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Что такое ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА? Какие ассоциации возникают у вас? Рассмотрим различные подходы к определению данного понятия. Балабанова Н.В. Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении. На что делается акцент в данном определении? Божович Л.И. Образовательная среда - это «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные образования». Ясвин В. А. Образовательная среда – это совокупность образовательных технологий, форм организации учебной и внеучебной деятельности, материально-технических условий, социальных компонентов, межличностных отношений. Образовательная среда получает развитие через интенсификацию информационных процессов на основе информационных технологий и интеграции ИКТ в образовательной среде. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Ясвин Витольд Альбертович - доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования, Московский городской педагогический университет, профессор Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва Многими психологами и педагогами под образовательной средой понимается система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. Данная среда включает в себя учебное здание и его помещения, двор и территорию, мебель, оборудование, наглядную агитацию, озеленение и часто обозначается также как пространственно-предметная среда. Некоторые авторы используют понятие интерьера, понимая под ним такие элементы, как размер, пропорции и взаимосвязь помещений, конструкции и отделочные материалы, свет и цвет, мебель и оборудование, светильники, ткани, декоративные детали и т. д. Содержание вышеозначенных понятий позволяет утверждать, что в основе организации пространства образовательной среды, прежде всего, лежит функционально-деятельностный принцип, то есть, учитываются особенности учебного заведения как учебно-воспитательного учреждения, где назначение помещений и предполагаемый характер деятельности учащегося в нем являются решающими факторами в организации пространства учебного заведения. Данное положение подтверждается и характером требований, предъявляемых, например, к размерам и форме современного классного помещения. Другим, не менее важным аспектом в изучении способов оптимизации пространственно-предметной среды является комплекс требований по учету возрастных особенностей учащихся. Возрастные особенности рассматриваются либо в контексте проблем возрастного восприятия пространства и формы, либо восприятия цвета (Е. А. Диченская, А. В. Ефимов, Г. И. Иванова, Н. А. Консулова). Однако и этот комплекс требований обусловлен тем назначением, той функцией, которые выполняют определенные помещения в пространственной структуре учебного заведения. Так, связывая пространственную организацию образовательной среды с ее функциональным предназначением, исследователи выделяют такие параметры организации пространства, как интегрированность и дифференцированность, учитывая при этом основные свойства пространства: величину, форму, структуру и масштаб. Основные требования, которые предъявляются к организации пространственной структуры образовательной среды современной системой средообразования, исследователи делают вывод, что основная цель данных требований - обеспечение актуального состояния и возможностей развития учебного заведения как учебно-воспитательной системы, предоставляющей оптимальные условия для развития личности человека, и соответствующей его индивидуально-психологическому складу Интересна мысль о том, что среда становится образовательной тогда, «когда появляется личность, имеющая интенцию на образование». Значение слова «интенция». Инте́нция (лат. intentio «намерение, стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и совершенно нейтральной в этом смысле для другого. Человек имеет шанс формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая образовательные институты или занимаясь самообразованием. Ковылева Ю. Э. подчеркивает, что « Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми». Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей взрослых— родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность. В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна. 2 вопрос Функции образовательной среды Изучение литературы позволило выделить различные группы функций. Рассмотрите их и назовите, на ваш взгляд, самые важные, объединяющие в себя ряд других функций. Выпишите. Обучающая - достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение УУД через практическое взаимодействие с технологиями среды, ЭОР. Социокультурная – формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой. Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду. Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании об­разовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений в образовательной среде, формировании личной образовательной среды. Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды. Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды. Мировоззренческая – формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой. Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды. 3 вопрос Структурные компоненты а образовательной среды Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента: - пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся, - социальный (социально-психологический), т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.), - информационно-образовательный (психодидактический), т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях. 3 взаимосвязанных компонента ОС Компоненты можно раскрыть в форме таблицы (смотрите ниже), но существенно дополнив элементы. Пространственно - предметный -архитектурно-эстетическая организация пространства; -функциональное использование оформления кабинета; -наличие материалов для индивидуальных и творческих заданий. ДОПОЛНИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОБРАТИВШИСЬ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Информационно-образовательный -формы обучения -методы, приёмы, технологии -учебные программы, учебный план ДОПОЛНИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОБРАТИВШИСЬ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Социально-психологический -стиль общения и преподавания; -участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса. - особенности субъектов образовательной среды. ДОПОЛНИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОБРАТИВШИСЬ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Пространственно-семантический компонент: -архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); -символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.). Содержательно-методический компонент: -содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); -формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.). Коммуникационно-организационный компонент: -особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.); -коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); -организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.); Содержательный компонент: -актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста; -интегративный подход к содержанию обучения; -открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем. Методический компонент: -вариативность учебных программ; -свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения; -разнообразие методических обучающих средств; -акцент на диалогическое общение; -учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей. Коммуникативный компонент: -взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников; -преобладающее позитивное настроение всех участников; -участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса. 4 вопрос. Основные составляющие образовательной среды Более пристально и глубоко раскроем каждый из трех компонентов, то есть рассмотрите некоторые составляющие элементы через конкретные примеры Для начала прочитайте название среды, ответьте на вопросы: -К какому компоненту из вышеназванных относится физическая окружающая среда? -Чему она способствует? -Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса? Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы: Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов? Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов? Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду. Приветливая и способствующая обучению физическая окружающая среда Поддерживает достижение образовательных результатов Препятствует достижению образовательных результатов • Школьные учреждения вмещают ограниченное количество учащихся. • Школьное учреждение вмещает большое количество учащихся. • Учащиеся в безопасности и чувствуют себя в безопасности в пределах школы. • Классы укомплектованы. • Учащиеся подвергаются нападениям со стороны других учеников в коридорах, комнатах отдыха, столовых и игровых площадках. • Классы и площадки чистые и содержатся в хорошем состоянии. • Классы не укомплектованы • Низкий уровень шума. • Площадь для инструкций и деятельности соответствует назначению. • Классы открыты и выглядят «приглашающими». • Классы и площадки грязные, плохо освещенные и в плохом состоянии. • Высокий уровень шума. • Занятия проводятся в кабинетах, не предназначенных для проведения занятий и переполнены. • Классы скрыты и защищены от проверок. • Сотрудники снабжены достаточным количеством литературой и школьными принадлежностями. • Недостаточно литературы и школьных принадлежностей. Поставки задерживаются. Для начала ответьте на вопросы: - К какому компоненту из вышеназванных относится социальная среда? -Чему она способствует? -Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса? Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы: Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов? Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов? Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду. Социальная среда, побуждающая к общению и взаимодействию Поддерживает достижение образовательных результатов Препятствует достижению образовательных результатов • Поощряется взаимодействие. • Взаимодействие ограничено. Учащиеся и учителя не разговаривают друг с другом. • Учителя и учащиеся активно общаются. • Решения принимаются непосредственно в школе, с участием учителей. • Учителя сотрудничают друг с другом. Группы учащихся разнообразны. • Учителя изолированы друг от друга. • Учащиеся отдалены друг от друга. • Все решения принимаются центральной администрацией или руководством без участия учителей. • Учительский состав активно принимает предложения учащихся; ученики могут участвовать в принятии решений. • Родители и учителя являются партнерами в процессе обучения. • Родители не рассматриваются как равноправные партнеры. • Мнения учащихся не учитываются при определении деятельности или решении проблемы в классе или в школе в целом. • Учительский состав и учащиеся обучены предотвращать конфликты. • Буллинг и конфликты игнорируются. Ответьте на вопросы: -К какому компоненту относится аффективная среда? -Чему она способствует? -Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса? Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы: -Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов? -Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов? Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду. Аффективная среда, способствующая чувству коллективизма и самоуважения Поддерживает достижение образовательных результатов Препятствует достижению образовательных результатов • Взаимодействие учителя и ученика уважительное, поддерживающее, ответственное. • Взаимодействие учителя и ученика по большей части минимальное и дистанционное. • Некоторым ученикам уделяется слишком большое внимание, тогда как интересы других игнорируются. • Ученики доверяют учителям и коллективу. • Учителя и ученики дружелюбны друг к другу. • Ученики не видят того, что учителя действуют в их интересах. • Школа открыта к разнообразию и приветствует все культуры. • Моральный уровень учителей и учеников на низком уровне. • Учителя и ученики чувствуют, что вносят личный вклад в успех школы. • Учителя и ученики чувствуют, что их недооценивают. Отсутствует положительное поощрение за действия. • Существует чувство единого сообщества. • Учителя, ученики, родители не чувствуют себя единым целым. • Родители чувствуют доброжелательное отношение к ним в школе. • Родителей винят за «трудности» с их детьми. • Упор делается на академизм, но любой вид интеллекта и обучения приветствуется. Ответьте на вопросы: - К какому компоненту относится академическая среда? - Чему она способствует? - Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса? Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы: Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов? Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов? Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду. Академическая среда, побуждающая к обучению и самореализации Поддерживает достижение образовательных результатов Препятствует достижению образовательных результатов • Высокие ожидания от всех учащихся. Учителя стимулируют каждого на достижение успеха. • Применяются любые методы, способствующие обучению ребенка. • Применяемые методы обучения не разнообразны. • Академическая значимость занижается либо не вознаграждается. • Прогресс постоянно отслеживается. • Ожидаемые результаты низкие. • Оценивание минимально или не периодично. • Результаты оценивания незамедлительно сообщаются ученикам и родителям. • Результаты оценивания применяются для оценки и улучшения процесса обучения и содержания обучения. • Результаты оценивания обсуждаются очень мало. Ученики не знают, как использовать полученные результаты. • Родители узнают, что их ребенок испытывает трудности в учебе только тогда, когда получают отчета о финальных оценках. • Учителя компетентны и уверены в себе • Результаты не используются для улучшения и развития. Ученики и учителя «ходят по кругу» собственных ошибок. • Учителя не уверены в себе и не подготовлены. 5 вопрос Характеристики и мероприятия для создания образовательной среды Сначала ознакомьтесь с перечнем характеристик, прочитайте. Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики (по В.А. Ясвину) - активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания; - доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса; - интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления; - когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания; - мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания; - обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды; - осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса; - устойчивость отражает стабильность среды во времени; - широта показывает, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду; - эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде. Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких целей реально направлены усилия их школы. Хотя деятельность всех педагогов может быть направлена на повышение качества образования, удовлетворение образовательных запросов детей, но нет общей стратегии и тактики, слаженности, взаимодействия и как следствие, не сформирована образовательная среда. Вывод: При построении образовательной среды, таким образом, необходимо планировать ряд действий (мероприятий) для достижения оптимального значения каждой из выделенных характеристик. Выделенные мероприятия представлены в таблице 1. Изучите содержание и дополните. Дополненную таблицу можно вывести и вклеить в тетрадь. Таблица 1 Характеристики и мероприятия для создания образовательной среды (по В.А. Ясвину) Характеристика среды Мероприятия, направленные на достижение оптимального значения данной характеристики Активность (служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания) - Обеспечение участия детей в конкурсах, смотрах различного уровня. - Организация семинаров, круглых столов, открытых уроков для педагогов. - Обеспечение участия педагогов школы в семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня. - Информирование педагогов о возможности публикации своих методических разработок, материалов исследований. Дополните Доминантность (характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов) - Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности. - Организация школьных мероприятий, спектаклей с участием родителей. -Обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п. Дополните Интенсивность (показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления) - Обеспечение образовательных запросов учащихся и родителей за счет организации факультативов, кружков различной направленности. - Усиление экскурсионной работы. - Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности. Дополните Когерентность (согласованность)  степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания - Установление и поддержание связей с ВУЗами, ССУЗами. - Установление связей с издательствами: - Установление и поддержание связей с организациями повышения квалификации. - Организация и проведение межшкольных конференций защиты проектных работ учащихся. Дополните Мобильность (служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания) - Овладение педагогами школы современными образовательными технологиями, методами и приемами, направленными на личностно-ориентированное обучение - Обеспечение библиотек школы современной учебно-методической и художественной литературой и доступа учащихся и педагогов к необходимым Интернет-ресурсам - Повышение квалификации педагогов. Дополните Обобщенность (характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды) - Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в органы школьного самоуправления. - Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в коллективные творческие дела. Дополните Осознаваемость (степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса) - Регулярное обновление информации на сайте школы. - Проведение мастер-классов для родителей. - Проведение традиционных школьных праздников с участием педагогов, учащихся, родителей. - Проведение родительских конференций. Дополните Устойчивость (отражает стабильность среды во времени) - Удовлетворение профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п. -Удовлетворение образовательных запросов учащихся их родителей - Обеспечение индивидуального подхода к учащимся. Широта (показывает, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду) - Организация и проведение программ международного и межрегионального обмена - Организация и проведение городских, межрегиональных, международных экскурсий - Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, центров детского творчества. - Организация сотрудничества со спортивными детско-юношескими организациями, психологическими центрами и др. Дополните Эмоциональность (отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде) - Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе - Внедрение программы по предупреждению профессионального выгорания средствами педагогической рефлексии - Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. - Проведение индивидуальных и групповых тренингов для учащихся. Дополните Целенаправленное построение образовательной среды позволяет избежать возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций, вносить своевременные коррективы и создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции. 6 вопрос Условия создания благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации для успешного достижения обучающимся образовательных результатов 1.Культура и стиль взаимоотношений между детьми и взрослыми, основанный на взаимном уважении, сотрудничестве, заботе и поддержке, ценностном отношении к личности каждого; 2.Содержание образования: организация учебного материала в разных видах и формах, дифференциация учебного материала; 3.Применение деятельностных личностно-ориентированных технологий, методов обучения, активных форм познавательной деятельности; 4.Использование групповых, парных и индивидуальных форм занятий; 5.Предоставление ученику возможности выбора учебных заданий и способов их выполнения; 6.Создание атмосферы творчества, выражающейся в использовании любой возможности для проявления творчества детьми: применение заданий, требующих творческого подхода, организация видов деятельности, предполагающих творчество; 7.Создание условий для приобретения учеником опыта в различных видах деятельности – учебной, художественной, творческой, спортивной, общественной и др. 8 . Дополните, какие условия, на ваш взгляд, будут способствовать созданию благоприятной образовательной среды. 7 вопрос Требования ФГОС ООО к информационно-образовательной среде (смотри документ) IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Извлечения из документа Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения • информационно-библиотечного центра, • читального зала, • учебных кабинетов и лабораторий, • административных помещений, • школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать: -информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета); -укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) -не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) -не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
«Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot