Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса
План
1. Понятие образовательной среды.
2. Функции образовательной среды.
3. Структурные компоненты образовательной среды.
4. Основные составляющие образовательной среды
5. Характеристики и мероприятия для создания образовательной среды.
6. Условия создания благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации для успешного достижения обучающимся образовательных результатов.
7. Требования ФГОС ООО к информационно-образовательной среде.
Литература
Интернет-ресурсы
1. Ковылева Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы
[Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/
2.Кулюткин Ю. Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html(дата обращения: 11.09.2020). - Текст: электронный.
3..Кучер В.А. Характеристика образовательной среды школы по В. А. Ясвину [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-obrazovatelnoy-sredy-shkoly-po-v-a-yasvinu
4. Ясвин В.А., Рыбинская С.Н. Влияние характеристик школьной среды на учебные достижения учащихся Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-harakteristik-shkolnoy-sredy-na-uchebnye-dostizheniya-uchaschihsya
Источники
5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 51, [2] с. - (Стандарты второго поколения). - Режим доступа: https://classinform.ru/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html (дата обращения: 01.09.2020). - Текст: электронный.
1 вопрос
Понятие образовательной среды
Что такое СРЕДА?
В толковом словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Что такое ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА? Какие ассоциации возникают у вас?
Рассмотрим различные подходы к определению данного понятия.
Балабанова Н.В.
Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении.
На что делается акцент в данном определении?
Божович Л.И.
Образовательная среда - это «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные образования».
Ясвин В. А.
Образовательная среда – это совокупность образовательных технологий, форм организации учебной и внеучебной деятельности, материально-технических условий, социальных компонентов, межличностных отношений.
Образовательная среда получает развитие через интенсификацию информационных процессов на основе информационных технологий и интеграции ИКТ в образовательной среде.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Ясвин Витольд Альбертович - доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования, Московский городской педагогический университет, профессор Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва
Многими психологами и педагогами под образовательной средой понимается система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Данная среда включает в себя учебное здание и его помещения, двор и территорию, мебель, оборудование, наглядную агитацию, озеленение и часто обозначается также как пространственно-предметная среда.
Некоторые авторы используют понятие интерьера, понимая под ним такие элементы, как размер, пропорции и взаимосвязь помещений, конструкции и отделочные материалы, свет и цвет, мебель и оборудование, светильники, ткани, декоративные детали и т. д.
Содержание вышеозначенных понятий позволяет утверждать, что в основе организации пространства образовательной среды, прежде всего, лежит функционально-деятельностный принцип, то есть, учитываются особенности учебного заведения как учебно-воспитательного учреждения, где назначение помещений и предполагаемый характер деятельности учащегося в нем являются решающими факторами в организации пространства учебного заведения.
Данное положение подтверждается и характером требований, предъявляемых, например, к размерам и форме современного классного помещения.
Другим, не менее важным аспектом в изучении способов оптимизации пространственно-предметной среды является комплекс требований по учету возрастных особенностей учащихся. Возрастные особенности рассматриваются либо в контексте проблем возрастного восприятия пространства и формы, либо восприятия цвета (Е. А. Диченская, А. В. Ефимов, Г. И. Иванова, Н. А. Консулова).
Однако и этот комплекс требований обусловлен тем назначением, той функцией, которые выполняют определенные помещения в пространственной структуре учебного заведения.
Так, связывая пространственную организацию образовательной среды с ее функциональным предназначением, исследователи выделяют такие параметры организации пространства, как интегрированность и дифференцированность, учитывая при этом основные свойства пространства: величину, форму, структуру и масштаб.
Основные требования, которые предъявляются к организации пространственной структуры образовательной среды современной системой средообразования, исследователи делают вывод, что основная цель данных требований - обеспечение актуального состояния и возможностей развития учебного заведения как учебно-воспитательной системы, предоставляющей оптимальные условия для развития личности человека, и соответствующей его индивидуально-психологическому складу
Интересна мысль о том, что среда становится образовательной тогда, «когда появляется личность, имеющая интенцию на образование». Значение слова «интенция». Инте́нция (лат. intentio «намерение, стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.
При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и совершенно нейтральной в этом смысле для другого. Человек имеет шанс формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая образовательные институты или занимаясь самообразованием.
Ковылева Ю. Э. подчеркивает, что « Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми».
Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит.
Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей взрослых— родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность. В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса.
При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна.
2 вопрос
Функции образовательной среды
Изучение литературы позволило выделить различные группы функций. Рассмотрите их и назовите, на ваш взгляд, самые важные, объединяющие в себя ряд других функций. Выпишите.
Обучающая - достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение УУД через практическое взаимодействие с технологиями среды, ЭОР.
Социокультурная – формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой.
Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду.
Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений в образовательной среде, формировании личной образовательной среды.
Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.
Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды.
Мировоззренческая – формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой.
Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды.
3 вопрос
Структурные компоненты а образовательной среды
Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:
- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,
- социальный (социально-психологический), т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),
- информационно-образовательный (психодидактический), т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.
3 взаимосвязанных компонента ОС
Компоненты можно раскрыть в форме таблицы (смотрите ниже), но существенно дополнив элементы.
Пространственно - предметный
-архитектурно-эстетическая организация пространства;
-функциональное использование оформления кабинета;
-наличие материалов для индивидуальных и творческих заданий.
ДОПОЛНИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОБРАТИВШИСЬ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Информационно-образовательный
-формы обучения
-методы, приёмы, технологии
-учебные программы, учебный план
ДОПОЛНИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОБРАТИВШИСЬ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Социально-психологический
-стиль общения и преподавания;
-участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.
- особенности субъектов образовательной среды.
ДОПОЛНИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОБРАТИВШИСЬ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Пространственно-семантический компонент:
-архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
-символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.).
Содержательно-методический компонент:
-содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);
-формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).
Коммуникационно-организационный компонент:
-особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.);
-коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.);
-организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.);
Содержательный компонент:
-актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста;
-интегративный подход к содержанию обучения;
-открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.
Методический компонент:
-вариативность учебных программ;
-свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения;
-разнообразие методических обучающих средств;
-акцент на диалогическое общение;
-учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.
Коммуникативный компонент:
-взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников;
-преобладающее позитивное настроение всех участников;
-участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.
4 вопрос. Основные составляющие образовательной среды
Более пристально и глубоко раскроем каждый из трех компонентов, то есть рассмотрите некоторые составляющие элементы через конкретные примеры
Для начала прочитайте название среды, ответьте на вопросы:
-К какому компоненту из вышеназванных относится физическая окружающая среда?
-Чему она способствует?
-Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса?
Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы:
Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов?
Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов?
Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду.
Приветливая и способствующая обучению физическая окружающая среда
Поддерживает достижение образовательных результатов
Препятствует достижению образовательных результатов
• Школьные учреждения вмещают ограниченное количество учащихся.
• Школьное учреждение вмещает большое количество учащихся.
• Учащиеся в безопасности и чувствуют себя в безопасности в пределах школы.
• Классы укомплектованы.
• Учащиеся подвергаются нападениям со стороны других учеников в коридорах, комнатах отдыха, столовых и игровых площадках.
• Классы и площадки чистые и содержатся в хорошем состоянии.
• Классы не укомплектованы
• Низкий уровень шума.
• Площадь для инструкций и деятельности соответствует назначению.
• Классы открыты и выглядят «приглашающими».
• Классы и площадки грязные, плохо освещенные и в плохом состоянии.
• Высокий уровень шума.
• Занятия проводятся в кабинетах, не предназначенных для проведения занятий и переполнены.
• Классы скрыты и защищены от проверок.
• Сотрудники снабжены достаточным количеством литературой и школьными принадлежностями.
• Недостаточно литературы и школьных принадлежностей. Поставки задерживаются.
Для начала ответьте на вопросы:
- К какому компоненту из вышеназванных относится социальная среда?
-Чему она способствует?
-Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса?
Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы:
Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов?
Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов?
Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду.
Социальная среда, побуждающая к общению и взаимодействию
Поддерживает достижение образовательных результатов
Препятствует достижению образовательных результатов
• Поощряется взаимодействие.
• Взаимодействие ограничено. Учащиеся и учителя не разговаривают друг с другом.
• Учителя и учащиеся активно общаются.
• Решения принимаются непосредственно в школе, с участием учителей.
• Учителя сотрудничают друг с другом. Группы учащихся разнообразны.
• Учителя изолированы друг от друга.
• Учащиеся отдалены друг от друга.
• Все решения принимаются центральной администрацией или руководством без участия учителей.
• Учительский состав активно принимает предложения учащихся; ученики могут участвовать в принятии решений.
• Родители и учителя являются партнерами в процессе обучения.
• Родители не рассматриваются как равноправные партнеры.
• Мнения учащихся не учитываются при определении деятельности или решении проблемы в классе или в школе в целом.
• Учительский состав и учащиеся обучены предотвращать конфликты.
• Буллинг и конфликты игнорируются.
Ответьте на вопросы:
-К какому компоненту относится аффективная среда?
-Чему она способствует?
-Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса?
Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы:
-Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов?
-Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов?
Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду.
Аффективная среда, способствующая чувству коллективизма и самоуважения
Поддерживает достижение образовательных результатов
Препятствует достижению образовательных результатов
• Взаимодействие учителя и ученика уважительное, поддерживающее, ответственное.
• Взаимодействие учителя и ученика по большей части минимальное и дистанционное.
• Некоторым ученикам уделяется слишком большое внимание, тогда как интересы других игнорируются.
• Ученики доверяют учителям и коллективу.
• Учителя и ученики дружелюбны друг к другу.
• Ученики не видят того, что учителя действуют в их интересах.
• Школа открыта к разнообразию и приветствует все культуры.
• Моральный уровень учителей и учеников на низком уровне.
• Учителя и ученики чувствуют, что вносят личный вклад в успех школы.
• Учителя и ученики чувствуют, что их недооценивают. Отсутствует положительное поощрение за действия.
• Существует чувство единого сообщества.
• Учителя, ученики, родители не чувствуют себя единым целым.
• Родители чувствуют доброжелательное отношение к ним в школе.
• Родителей винят за «трудности» с их детьми.
• Упор делается на академизм, но любой вид интеллекта и обучения приветствуется.
Ответьте на вопросы:
- К какому компоненту относится академическая среда?
- Чему она способствует?
- Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса?
Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы:
Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов?
Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов?
Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду.
Академическая среда, побуждающая к обучению и самореализации
Поддерживает достижение образовательных результатов
Препятствует достижению образовательных результатов
• Высокие ожидания от всех учащихся. Учителя стимулируют каждого на достижение успеха.
• Применяются любые методы, способствующие обучению ребенка.
• Применяемые методы обучения не разнообразны.
• Академическая значимость занижается либо не вознаграждается.
• Прогресс постоянно отслеживается.
• Ожидаемые результаты низкие.
• Оценивание минимально или не периодично.
• Результаты оценивания незамедлительно сообщаются ученикам и родителям.
• Результаты оценивания применяются для оценки и улучшения процесса обучения и содержания обучения.
• Результаты оценивания обсуждаются очень мало. Ученики не знают, как использовать полученные результаты.
• Родители узнают, что их ребенок испытывает трудности в учебе только тогда, когда получают отчета о финальных оценках.
• Учителя компетентны и уверены в себе
• Результаты не используются для улучшения и развития. Ученики и учителя «ходят по кругу» собственных ошибок.
• Учителя не уверены в себе и не подготовлены.
5 вопрос
Характеристики и мероприятия для создания образовательной среды
Сначала ознакомьтесь с перечнем характеристик, прочитайте.
Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики (по В.А. Ясвину)
- активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;
- доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;
- интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;
- когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;
- мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;
- обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;
- осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;
- устойчивость отражает стабильность среды во времени;
- широта показывает, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;
- эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.
Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких целей реально направлены усилия их школы. Хотя деятельность всех педагогов может быть направлена на повышение качества образования, удовлетворение образовательных запросов детей, но нет общей стратегии и тактики, слаженности, взаимодействия и как следствие, не сформирована образовательная среда.
Вывод: При построении образовательной среды, таким образом, необходимо планировать ряд действий (мероприятий) для достижения оптимального значения каждой из выделенных характеристик.
Выделенные мероприятия представлены в таблице 1. Изучите содержание и дополните. Дополненную таблицу можно вывести и вклеить в тетрадь.
Таблица 1
Характеристики и мероприятия для создания образовательной среды
(по В.А. Ясвину)
Характеристика среды
Мероприятия, направленные на достижение оптимального значения данной характеристики
Активность
(служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания)
- Обеспечение участия детей в конкурсах, смотрах различного уровня.
- Организация семинаров, круглых столов, открытых уроков для педагогов.
- Обеспечение участия педагогов школы в семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня.
- Информирование педагогов о возможности публикации своих методических разработок, материалов исследований.
Дополните
Доминантность
(характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов)
- Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности.
- Организация школьных мероприятий, спектаклей с участием родителей.
-Обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.
Дополните
Интенсивность
(показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления)
- Обеспечение образовательных запросов учащихся и родителей за счет организации факультативов, кружков различной направленности.
- Усиление экскурсионной работы.
- Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности.
Дополните
Когерентность (согласованность) степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания
- Установление и поддержание связей с ВУЗами, ССУЗами.
- Установление связей с издательствами:
- Установление и поддержание связей с организациями повышения квалификации.
- Организация и проведение межшкольных конференций защиты проектных работ учащихся.
Дополните
Мобильность
(служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания)
- Овладение педагогами школы современными образовательными технологиями, методами и приемами, направленными на личностно-ориентированное обучение
- Обеспечение библиотек школы современной учебно-методической и художественной литературой и доступа учащихся и педагогов к необходимым Интернет-ресурсам
- Повышение квалификации педагогов.
Дополните
Обобщенность
(характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды)
- Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в органы школьного самоуправления.
- Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в коллективные творческие дела.
Дополните
Осознаваемость
(степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса)
- Регулярное обновление информации на сайте школы.
- Проведение мастер-классов для родителей.
- Проведение традиционных школьных праздников с участием педагогов, учащихся, родителей.
- Проведение родительских конференций.
Дополните
Устойчивость
(отражает стабильность среды во времени)
- Удовлетворение профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.
-Удовлетворение образовательных запросов учащихся их родителей
- Обеспечение индивидуального подхода к учащимся.
Широта
(показывает, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду)
- Организация и проведение программ международного и межрегионального обмена
- Организация и проведение городских, межрегиональных, международных экскурсий
- Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, центров детского творчества.
- Организация сотрудничества со спортивными детско-юношескими организациями, психологическими центрами и др.
Дополните
Эмоциональность
(отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде)
- Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе
- Внедрение программы по предупреждению профессионального выгорания средствами педагогической рефлексии
- Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
- Проведение индивидуальных и групповых тренингов для учащихся.
Дополните
Целенаправленное построение образовательной среды позволяет избежать возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций, вносить своевременные коррективы и создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.
6 вопрос Условия создания благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации для успешного достижения обучающимся образовательных результатов
1.Культура и стиль взаимоотношений между детьми и взрослыми, основанный на взаимном уважении, сотрудничестве, заботе и поддержке, ценностном отношении к личности каждого;
2.Содержание образования: организация учебного материала в разных видах и формах, дифференциация учебного материала;
3.Применение деятельностных личностно-ориентированных технологий, методов обучения, активных форм познавательной деятельности;
4.Использование групповых, парных и индивидуальных форм занятий;
5.Предоставление ученику возможности выбора учебных заданий и способов их выполнения;
6.Создание атмосферы творчества, выражающейся в использовании любой возможности для проявления творчества детьми: применение заданий, требующих творческого подхода, организация видов деятельности, предполагающих творчество;
7.Создание условий для приобретения учеником опыта в различных видах деятельности – учебной, художественной, творческой, спортивной, общественной и др.
8 . Дополните, какие условия, на ваш взгляд, будут способствовать созданию благоприятной образовательной среды.
7 вопрос
Требования ФГОС ООО к информационно-образовательной среде (смотри документ)
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Извлечения из документа
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения
• информационно-библиотечного центра,
• читального зала,
• учебных кабинетов и лабораторий,
• административных помещений,
• школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:
-информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
-укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
-не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
-не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)