Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО

  • ⌛ 2017 год
  • 👀 202 просмотра
  • 📌 161 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО» pdf
2 курс 2 семестр Лекция 2. Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО Вернуться в раздел Создание безопа... ! В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребёнка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ДОО – охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОО по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребёнка. Под психологической безопасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения. Исходя из изложенного, можно выделить структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на неё. В свою очередь, структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы: систему организации режима жизнедеятельности воспитанников; систему организации межличностных отношений в ДОО. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников: установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима); создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д. Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создаёт у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы. организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности). Система организации межличностных отношений в ДОО: влияние педагога на развитие личности ребёнка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные отношения в группе сверстников); психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера). Организация безопасного, психологически комфортного пространства. В группах можно создать специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. 1. Уголок приветствия. Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочения детского коллектива. Структура уголка: - стенд «Здравствуй, я пришёл!», на котором размещены фото детей. Приходя в детский сад, ребёнок поворачивает своё фото с лицом к окружающим, таким образом заявляя о своём присутствии в группе; - стенд «Моё настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок-пиктограмм отмечают своё настроение. 1. Уголок достижений. Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе. Структура уголка: - «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребёнка, куда выкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются); - «Звезда недели» (в середине большой звезды - фото ребёнка, на концах - информация о нём, которой он гордится. 1. Уголок гнева. Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняемого их гнева, враждебности и напряженности; развитие положительных чувств и эмоций; обучение самообладанию и приёмам саморегуляции. Структура уголка: - «коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться); - «коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребёнок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету). 1. Уголок поздравлений. Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе, сплочение детского коллектива. В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождения детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику. 1. Зона воды и песка. Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшения настроения. Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребёнка могут превратиться во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с водой и песком, поэтому ребёнок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. Зона оснащена мелкими пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде». 1. Зона уединения. Направленность: предоставление ребёнку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. В зоне уединения можно использовать покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Всё это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх. Самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребёнка – всё равно, что строить самого себя. Кроме того, в зоне уединения имеются «сухой дождь» (ленточный). Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному. 1. Уголок сенсорного развития. Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоциональноположительного отношения к предметам и действиям с ними. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов. Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом, картотекой экспериментов и проч. Последнее изменение: Вторник, 10 Январь 2017, 23:07 Лекция 1. Организация безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения Лекция 3. Понятие о развивающей предметно-пространственной среде ▶︎ Вернуться в раздел Создание безопа... !
«Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot