Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2 курс 2 семестр
Лекция 2. Обеспечение безопасной и
психологически комфортной среды в
условиях ФГОС ДО
Вернуться в раздел Создание безопа... !
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований,
предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества
образования. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности
ребёнка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ДОО – охрана жизни и
укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОО по решению этой
задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребёнка.
Под психологической безопасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия,
унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности,
пренебрежительного и недоброжелательного обращения.
Исходя из изложенного, можно выделить структурные компоненты, которые составляют основу понятия
«психологическая безопасность» и непосредственно влияют на неё. В свою очередь, структурные
компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:
систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
систему организации межличностных отношений в ДОО.
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:
установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение
интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного
режима);
создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого
зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение
потребности в общении, движении, развитии и т. д. Развивающая среда, обогащенная различными
элементами, создаёт у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде,
что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию
эмоционально-чувственной сферы.
организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной
и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога;
совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые
и интересные для них виды деятельности).
Система организации межличностных отношений в ДОО:
влияние педагога на развитие личности ребёнка (стиль взаимоотношений, личностные
характеристики педагога, педагогическое мастерство);
психологический климат в детском коллективе (межличностные отношения в группе сверстников);
психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства,
традиции, атмосфера).
Организация безопасного, психологически комфортного пространства.
В группах можно создать специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения
эмоционального благополучия и психологического комфорта.
1. Уголок приветствия.
Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и
принятия, сплочения детского коллектива.
Структура уголка:
- стенд «Здравствуй, я пришёл!», на котором размещены фото детей. Приходя в детский сад, ребёнок
поворачивает своё фото с лицом к окружающим, таким образом заявляя о своём присутствии в группе;
- стенд «Моё настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок-пиктограмм отмечают
своё настроение.
1. Уголок достижений.
Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе.
Структура уголка:
- «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребёнка, куда выкладываются
фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);
- «Звезда недели» (в середине большой звезды - фото ребёнка, на концах - информация о нём, которой
он гордится.
1. Уголок гнева.
Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от
переполняемого их гнева, враждебности и напряженности; развитие положительных чувств и эмоций;
обучение самообладанию и приёмам саморегуляции.
Структура уголка:
- «коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);
- «коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребёнок может «выбросить» свою злость и
обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету).
1. Уголок поздравлений.
Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе, сплочение
детского коллектива.
В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождения детей вывешиваются плакаты с
фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После
дня рождения плакат дарят имениннику.
1. Зона воды и песка.
Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшения
настроения.
Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими
средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребёнка могут превратиться во что угодно. Не
существует правильного или не правильного способа игры с водой и песком, поэтому ребёнок всегда
уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. Зона оснащена
мелкими пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры «Что тонет, что
плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».
1. Зона уединения.
Направленность: предоставление ребёнку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.
Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. В зоне
уединения можно использовать покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Всё
это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в
корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.
Самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности,
служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребёнка
– всё равно, что строить самого себя. Кроме того, в зоне уединения имеются «сухой дождь»
(ленточный). Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно
ото всех спрятаться и побыть одному.
1. Уголок сенсорного развития.
Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоциональноположительного отношения к предметам и действиям с ними. В этом центре находятся звучащие
игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее
развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия,
обоняния, психических процессов. Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой, например:
картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр,
направленных на управление гневом, картотекой экспериментов и проч.
Последнее изменение: Вторник, 10 Январь 2017, 23:07
Лекция 1. Организация безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
Лекция 3. Понятие о развивающей предметно-пространственной среде ▶︎
Вернуться в раздел Создание безопа... !