Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРИЛОЖЕНИЕ
к методическим материалам
для проведения лекции
по теме 2 «Понятие»
Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:
1. Определение и сущность понятия.
2. Объём и содержание понятия.
3. Виды понятий.
4. Отношения между понятиями.
5. Операции с понятиями.
Введение.
Теперь, когда дана общая характеристика самой логики как науки, перейдем непосредственно к изложению ее проблем.
С чего же начать? Если логика исследует мышление прежде всего под углом зрения его структуры, то очевидно, что надо начать анализ этой структуры с относительно самого простого ее элемента – “клеточки” мышления. Таким элементом и выступает понятие.
Узловыми логическими проблемами здесь являются следующие: общая характеристика понятия как формы мышления; виды понятий; отношения между понятиями; логические операции с понятиями.
Настоятельная необходимость изучения темы определяется особенностями мышления современного человека, которое носит преимущественно понятийный характер. Наши понятия простираются, по существу, на весь необъятный мир, окружающий нас: от ближайших, повседневных предметов труда и быта до наиболее удаленных космических тел; от самого поверхностного явления до глубочайших тайн мироздания; от самой грубой и низменной вещи до высочайшего душевного порыва. Искусство же оперирования понятиями не дано человеку от рождения. Оно формируется и развивается лишь в практике мышления. 3начение логики состоит здесь в том, что она помогает превратить этот процесс из стихийного в сознательный, а следовательно, сделать его более кратким, интенсивным и плодотворным.
Способы образования понятий. Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его раскрыть, нужно сравнить предметы друг с другом, установить то общее, что им присуще, отделить от индивидуального и т. д. Это достигается с помощью логических приемов: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения.
Чтобы составить понятие о предмете, нужно, прежде всего, сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки, которые делают его сходным с одним и отличают от других предметов. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов действительности, называется сравнением. Сравнивая ряд предметов, мы устанавливаем наличие у них некоторых общих признаков, присущих определенной группе предметов.
Чтобы выделить признаки предмета, нужно мысленно расчленить предметы на его составные части, элементы, стороны. Мысленное расчленение предмета на составные части называется анализом. Выделив те или иные признаки, мы сможем изучить каждый из них в отдельности.
Изучив отдельные детали, необходимо восстановить в мышлении предмет в целом. Мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом, называется синтезом. Синтез является приемом, противоположным анализу. Вместе с тем оба приема предполагают и дополняют друг друга.
Выделив при помощи анализа признаки предмета, мы выясняем, что одни из этих признаков имеют существенное значение, другие такого значения не имеют. Сосредоточивая свое внимание на существенном, мы абстрагируемся от несущественного. Мысленное выделение отдельных признаков предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием. Рассмотреть какой-либо признак абстрактно – значит отвлечься (абстрагироваться) от других признаков.
Признаки изучаемых предметов мы можем распространить на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, т. е. приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.
Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм абстрактного мышления – понятие.
Понятие и слово. Понятие неразрывно связано с языковой единицей – словом, понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, например “право”, “закон”, “соучастие” и т.п. Слова являются материальной, языковой основой понятий, без которой невозможно ни их формирование, ни оперирование ими.
Однако единство языка и мышления, слова и понятия не означает их тождества. В отличие от понятий слова во всех языках различны: одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному. Кроме того, в одном языке также нет тождества понятия и слова. Например, в любом языке существуют слова-синонимы и слова-омонимы.
Синонимами называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, “труд” и “работа”; “родина” и “отечество”; “договор” и “контракт”, и многие другие.
Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, кулак – кисть руки со сжатыми пальцами и кулак – богатый крестьянин-собственник, эксплуатирующий чужой труд).
Многие слова имеют несколько значений. Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.
В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология – система терминов, употребляемых в данной области знания. Термин – это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук. Важное значение разработке и уточнению терминологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснение терминов, употребляемых в определенной отрасли права. Например, в статье 34 Уголовно-процессуального кодекса РФ разъясняются термины (наименования); “суд”, “суд первой инстанции”, “кассационная инстанция”, “надзорная инстанция”, “судья”, “прокурор”, “следователь”, “законные представители” и др.
Эти и подобные им разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.
Вопрос 1. Определение и сущность понятия.
Чтобы дать общую характеристику понятия в качестве формы мышления, необходимо ответить на два коренных для логики вопроса: как соотносится понятие с действительностью и как оно выражается в языке.
Объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении заключается в наличии самих предметов понятий. Мы можем сказать, что если бы не было таких предметов, обладающих качественной определенностью, то не было бы и соответствующих понятий.
Все предметы имеют более или менее сложный характер: они состоят из элементов, так или иначе связанных между собой, и обладают теми или иными свойствами. В то же время они находятся в определенных связях и отношениях с другими предметами. Все то, что так или иначе характеризует предмет, позволяет рассматривать его именно как данный, а не иной предмет, служит для человека его признаком (т. е. показателем, приметой, средством признания предмета). Так, мы говорим о признаках жизни, признаках государства, признаках кризиса и т. п. Слово “признак” часто используется в юридической сфере, например: признаки преступления или наказания, анатомические признаки живого лица или трупа, признаки почерка.
Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Любые свойства, черты, состояния предмета, которые, так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или собственник его неизвестен.
Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет, являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.
Признаки предмета могут носить самый разнообразный характер. Они могут быть общими и отличительными, существенными и несущественными, необходимыми и случайными т. п.
Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, его сущность, называются существенными. При определении объекта существенным обычно является его функции, предназначение, состав. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.
Существенные признаки имеют решающее значение для формирования понятий. Понятие отражает предметы в существенных признаках, которые могут быть и общими и единичными, родовыми и видовыми. В понятия, отражающие множество предметов, входит общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются вместе с тем существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, “Аристотель”), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные существенные признаки (основатель логики, автор “Аналитики”), без которых отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.
Отражая предметы в существенных признаках, понятие качественно отличается от форм чувственного познания: восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов. Мы не можем, например, представить себе, а тем более воспринимать здание вообще. Восприятие или представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, например главного корпуса Московского государственного университета на Ленинских горах. Понятие лишено наглядности. Понятие “здание” характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нем отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех зданий.
Понятие представляет собой результат обобщения множества однородных предметов на основании их существенных признаков.
Итак, понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Понятие – одна из основных форм научного познания действительности. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономика сформировала такие понятия, как “товар”, “капитал”, “стоимость”; правовые науки – понятия “преступление” (предусмотренное уголовным законодательством общественно опасное деяние), “наказание”, “вина”, “умысел”, “правоспособность” и др.
Понятие, как форма мысли, решает три задачи:
(1) отличает объекты интересующего нас множества от остальных объектов;
(2) обобщает объекты интересующего нас множества;
(3) выражает сущность объекта данного множества.
Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.
Языковыми формами выражения понятий являются слова и словосочетания. Существуют слова звучащие одинаково, но указывающие на разные предметы (омонимы) и слова звучащие одинаково, но указывающие на один предмет (синонимы).
Задание: Предположим, что Вы встретили человека, знающего русский язык, но по каким-то причинам совершенно не знает что такое женщина. Вы не располагаете возможностью визуально показать ему объект понятия. Объясните, пользуясь языковыми средствами.
Вопрос 2. Объём и содержание понятия.
Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “ромб” является совокупность двух существенных признаков: “быть параллелограммом” и “иметь равные стороны”.
Объемом понятия называют класс предметов, который мыслится в понятии. Объективно, т.е. вне сознания человека, существуют различные предметы, например животные. Под объемом понятия “животное” мыслится класс всех животных, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа классы делятся на пустые, конечные и бесконечные. Например, класс фей - пустой, класс планет Солнечной системы - конечный, а класс натуральных чисел - бесконечный. Класс А называется подклассом класса Д, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между А и В называется отношением включения касса А в класс В и записывается так: А э В. Читается: класс А входит в класс В. Например, класс “ель” входит в класс “дерево”.
Отношение принадлежности элемента а классу А, записывается так: а О А. Читается: элемент а принадлежит классу А (например, а - “река Енисей”, А - “река”).
Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А V В и В V А, что записывается как А є В.
Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия “ моторная лодка” целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия “лодка” (составляет часть объема понятия “ лодка”). При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тол уже его содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отягощения между объемами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире идее предметов и неопределеннее его сочетав (например, “растение”), и наоборот, чем больше информации в попятам (например, “съедобное растение” ила “съедобное маковое растение”), тем уже и определеннее круг предметов. В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родовидовых отношениях.
Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.
Существенные - это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия "человек" является наличие сознания.
Несущественные - это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия "человек" является цвет его волос, вес, рост и др. Несущественные признаки делятся на собственные и случайные. Собственными называются такие признаки, которые свойственны всем предметам данного рода и выражают какую-либо характерную и важную черту этих предметов. Поскольку они обусловлены существенными признаками и органически вытекают из них, то в содержание понятия собственные признаки обычно не включаются.
Случайные признаки характеризуют преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях (а также с развитием предмета и нашего познания о нем) они могут меняться местами. Критерием существенности признаков, отражаемых понятием, является социальная практика.
Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.
Таким образом, понятие - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках. Важно иметь в виду, что совпадение существенных признаков понятия с признаками предмета служит показателем истинного понятия. Если мысленное сочетание признаков не отражает объективно существующего их единства, то такое понятие будет ложным. Истинность понятия определяется тем, насколько полно и всесторонне оно отражает реальную действительность. Ложные понятия не соответствуют действительности. Например: "вечный двигатель", "мировой эфир".
Любые понятия так или иначе связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, которые возникают в результате воздействия объектов реальной действительности на органы чувств человека. Представление служит необходимой предпосылкой перехода от чувственного познания к абстрактному мышлению в логической форме понятий. Однако даже общие представления по своему содержанию и познавательному значению отличаются от понятия. Такое отличие в сжатой форме сводится к следующему.
Первое. Представление неразрывно связано с конкретным человеком, его знанием и опытом. Вот почему представление в значительной степени индивидуализировано. Между тем как содержание понятия не зависит от данного лица и в точном составе своих признаков может мыслиться любым человеком.
Второе. Представление отличается своей непосредственностью предмета, его чувственно-конкретным воспроизведением. Понятие же есть обобщенный и опосредствованный продукт преобразования чувственного материала в голове человека.
Третье. Представление включает в себя отражение не только существенных, но и поверхностных признаков предмета, в том числе случайных. Понятие, выступая как форма обобщенного отражения действительности, выражает только существенные, необходимые признаки предметов и явлений.
Четвертое. Представления возникают непроизвольно, поэтому нередко бывают нечеткими, расплывчатыми. В формировании же понятия помимо данных живого созерцания большое значение имеет теоретическое обобщение и практическая проверка. Вот почему в понятиях более определенно и четче воспроизводится реальная действительность в ее существенных свойствах и закономерностях.
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
· Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
· Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.
· Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
· Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).
· Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.
Вопрос 3. Виды понятий.
До сих пор речь шла о понятии вообще. Но в практике мышления функционирует великое множество вполне определенных, и притом самых разнообразных, понятий. Как же разделить их на виды? Это можно сделать в соответствии с двумя фундаментальными логическими характеристиками всякого понятия – содержанием и объемом.
Любое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия “преступление” является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.
Совокупность предметов, которая, мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия “преступление” охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.
Так, увеличивая содержание понятия “государство” путем прибавления нового признака – “современный”, мы переходим к понятию “современное государство”, имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия “учебник по теории государства и права”, переходим к понятию “учебник”, имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.
Подобные же отношения между объемом и содержанием имеют место в понятиях “преступление” и “хозяйственное преступление” (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), “генеральный прокурор” и “прокурор”, где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.
Виды понятий по их содержанию
Объективные различия между предметами мысли отражаются в различиях между понятиями, прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы.
Конкретные и абстрактные понятия.
Если в понятиях находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования, то они называются конкретными, например “алмаз”, “дуб”, “юрист”.
Абстрактные – это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов: “твердость” (например, алмаза), “долговечность” (например, дуба), “компетентность” (например, юриста).
Знание особенностей конкретных и абстрактных понятий имеет несомненное значение для правильного оперирования ими. В русском языке слова, выражающие конкретные понятия, как правило, могут употребляться во множественном числе: “алмазы”, “дубы”, “юристы”. Наоборот, слова, выражающие абстрактные понятия, множественного числа не имеют. Ведь не говорим же мы: “У алмаза много твердостей” или “Дуб имеет немало долговечностей”, а “Юрист обладает массой всяких компетентностей”. Вспомним иронию М. Булгакова насчет “осетрины второй свежести”. В действительности нескольких свежестей не бывает: осетрина или обладает этим свойством, или не обладает (подобно беременности: либо она есть, либо ее нет).
В то же время необходимо учитывать известную относительность разграничения конкретных и абстрактных понятий. Так, если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то оно обретает множественное число. Например, “сладость” – абстрактное понятие, если в нем мыслится только свойство. А “восточные сладости” – это уже конкретное понятие, применяемое к самим продуктам, которые обладают этим свойством. Или, как сказано у поэта: “Уж полчаса холодности терплю”. Здесь абстрактное понятие свойства “холодность” употреблено в качестве конкретного применительно к самим фактам – проявлениям холодного отношения. Могут быть даже случаи, когда одно и то же понятие используется сразу в двух смыслах – абстрактном и конкретном. Например: “Отсутствие новостей – хорошая новость”.
Следует также учитывать, что абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных и наоборот. Как тогда различать их? Очевидно, по первому, ведущему понятию. Например, “некомпетентность юриста” остается абстрактным, хотя и включает в себя в качестве элемента конкретное – “юрист”. А “жертва некомпетентности” (например, юриста) будет, соответственно, конкретным, хотя и содержит в себе абстрактное – “некомпетентность”.
Все это важно знать юристам, поскольку в юридической теории и практике весьма часто используются и конкретные, и абстрактные понятия. Примеры конкретных понятий: “гражданин”, “работник”, “заработная плата”, “служба занятости”, “пенсия”, “преступление”, “суд”, “презумпция невиновности”. Примеры абстрактных понятий: “гражданственность”, “профессионализм”, “платность”, “занятость”, “социальная обеспеченность”, “преступность”, “судимость”, “невиновность”.
Однако формально-логическое деление понятий на виды имеет и свои существенные недостатки. Так, различение понятий конкретных и абстрактных носит в значительной мере условный характер. На самом деле всякое понятие одновременно и конкретно и абстрактно. Оно конкретно потому, что имеет вполне определенное содержание, позволяющее отличать одно понятие от другого. В то же время оно абстрактно, потому что представляет собой результат выделения общего и существенного в предметах, отвлечения от них, абстрагирования.
Другой недостаток распространенного деления понятий на конкретные и абстрактные состоит в том, что в одну категорию абстрактных понятий объединяются весьма разнородные вещи: понятия, отражающие свойства предметов, и понятия, в которых отражаются связи и отношения между предметами. Первые образуются путем отвлечения от одного предмета или группы предметов, обладающих одним и тем же свойством. Вторые же предполагают наличие не менее двух предметов или двух групп их, так или иначе соотносящихся между собой.
Было бы, видимо, разумнее исходить из принятого в диалектико-материалистической философии деления предметов мысли на вещи, их свойства, а также связи и отношения. Поэтому можно было бы выделить следующие виды понятий по их содержанию:
1) субстанциальные понятия (от лат. substantia – первооснова, наиболее глубокая сущность вещей), или понятия самих предметов в узком, собственном смысле этого слова (“человек”);
2) атрибутивные понятия (от лат. attributum – присовокупленный), или понятия свойства (“разумность” человека);
3) реляционные понятия (от лат. relativus – относительный) (“равенство” людей).
Подобное деление позволило бы полнее раскрыть связь суждения с понятием, глубже уяснить виды суждения по характеру предиката.
Формально-логическое деление понятий на конкретные и абстрактные не дает возможности уяснить, почему понятия бывают менее абстрактные и более абстрактные, менее конкретные и более конкретные и т. п., как соотносится между собой абстрактное и конкретное в одном и том же понятии. Ответ на эти вопросы дает диалектическая логика. Она показывает, в частности, что более общее понятие (например, “производство” вообще, “труд” вообще, “государство” вообще) в то же время более абстрактно (и менее конкретно), чем менее общее (“первобытнообщинный способ производства”, “феодальный способ производства” и т. д.) которое выступает в тоже время как менее абстрактное (и более конкретное), учитывающее не только абстрактно-общее, но и различия, которые имеют особое значение для науки. Диалектическая логика, исследуя понятия в их взаимосвязи с действительностью и между собой, в их взаимодействии, изменении и развитии, ставит много новых проблем. Такова, например, фундаментальная проблема восхождения от абстрактного к конкретному. Ее суть состоит в разработке такого метода изложения научного материала, когда осуществляется последовательный переход от наиболее абстрактных и бедных содержанием общих понятий ко все более богатым содержанием и конкретным, когда одни понятия выводятся из других, до тех пор, пока конкретное (та или иная область самой действительности) не предстанет во всей своей полноте. Этот метод был апробирован в философии, политической экономии, других науках. Он может успешно использоваться также в теории государства и права.
Положительные и отрицательные понятия.
Те понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т. д., называются положительными, например: “металл”, “живое”, “действие”, “порядок”.
Отрицательные – понятия, которые характеризуются отсутствием у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т.п. В русском языке они выражаются с помощью отрицательных частиц (“не”), приставок (“без - ” и “бес - ”) и др., например: “неметалл”, “неживое”, “бездействие”, “беспорядок”. В словах иностранного происхождения используются ещё отрицательные приставки “a-” (“аморальность”), “анти - ” (“антиобщественный”), “дез - ” (“дезинформация”), “контр - ” (“контрреволюция”) и проч.
Важно учитывать, что характеристика понятия в качестве положительного или отрицательного имеет сугубо логическое значение и не имеет ничего общего с соответствующей фактической оценкой самих предметов мысли, отражаемых ею. На пример, “независимость” – отрицательное понятие, хотя само явление в целом – положительное. “Виновность”, наоборот, положительное понятие, а как явление – отрицательное.
Разумеется, обе характеристики – логическая и фактическая – могут и совпадать. Например, “счастье” – это и понятие, и явление положительное, а “несчастье” – наоборот, отрицательное. Наконец, одно и то же качество, свойство и т.д. может быть выражено и положительным, и отрицательным понятием: “неметалл” – “минерал”, “неживое” – “мертвое”, “независимость” – “самостоятельность”. Примеры юридических понятий – положительных и отрицательных: “равноправие” – “неравноправие”, “полноправность” – “бесправность”, “правомерность” – “противоправность”, “законность” – “незаконность” (“беззаконие”, “антизаконность”).
Соотносительные и безотносительные понятия.
В соотносительных понятиях один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен (“соотносится” с ним – этим и обусловлено само название). Таковы понятия “родители” и “дети”: нельзя быть сыном или дочерью без родителей (отсюда шутка: “родной сын своих бездетных родителей”); в свою очередь, отцами или матерями нас делают именно дети. Аналогичны в этом отношении понятия “муж” и “жена”: человек становится мужем, поскольку находит жену; со своей стороны, не может быть незамужней жены. Подобный же характер имеют понятия “учитель” и “ученик”: учитель, не имеющий учеников, – это нонсенс (бессмыслица), как и, наоборот, ученик без учителя.
В безотносительных понятиях мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, “отдельно” от других: “природа”, “растение”, “животное”, “человек”.
Юридические примеры соотносительных понятий: “право” и “обязанность” (ср.: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”), “судья” и “подсудимый”, “истец” и “ответчик”, “адвокат” и “подзащитный”. Примеры безотносительных юридических понятий: “конституция”, “закон”, “правосудие”, “юрисдикция”.
Собирательные и несобирательные понятия.
Они различаются в зависимости от того, как соотносятся с охватываемыми ими предметами мысли: с группой предметов в целом или с каждым предметом этой группы в отдельности. Так, “флот” – собирательное понятие, поскольку им охватывается совокупность судов, мыслимых как единое целое. Одна из особенностей собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому предмету данного класса: отдельное судно еще не флот. Отсюда – другая особенность подобных понятий: то, что высказывается о классе предметов в целом, может не относиться к каждому из его элементов. “Царский флот погиб” – это вовсе не значит, что погибли все суда. Или: “Неприятельское подразделение взято в плен” – не означает, что взяты все его солдаты без исключения: кто-то мог погибнуть, спастись бегством, скрыться. Еще пример: “коллегия”. Один человек – не коллегия. И даже двое не образуют коллегии. Недаром латинская пословица гласит: “Tres faciunt collegium” (“Трое составляют коллегию”).
Примеры собирательных понятий из юридической области: “законодательство”, “кодекс законов”, “прокуратура”, “адвокатура”, “арбитраж”, “нотариат”.
Особенность несобирательных понятий заключается в том, что они относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Например, “дерево” – это и вся совокупность деревьев вообще, и береза, сосна, дуб – в частности, и данное конкретное дерево – в отдельности. Примеры несобирательных понятий юридического характера: “закон”, “прокурор”, “адвокат”, “арбитр”, “нотариус”.
Одно и то же понятие может употребляться как в собирательном, так и несобирательном (разделительном) смысле. Это свидетельство известной относительности их разграничения. Так, “флот” – собирательное понятие, поскольку в нем мыслится совокупность судов, но в то же время – несобирательное, так как в нем мыслится всякий флот вообще. Например, в выражении “Флоты иностранных государств” это понятие употреблено в разделительном смысле: его можно отнести к каждому отдельному иностранному флоту – американскому, английскому, японскому и др. “Библиотека” – собирательное понятие, так как им охватывается совокупность книг, мыслимая в качестве единого целого: отдельная книга еще не библиотека. Но это и несобирательное понятие, общее для всех библиотек. Например, в выражении “Библиотеки Москвы” оно использовано в разделительном смысле, так что его можно применить и к Научной библиотеке Академии труда и социальных отношений: она обладает всеми особенностями столичной библиотеки.
Подобное различение понятий играет определенную роль в умозаключениях. Правильность вывода здесь нередко зависит от того, в каком смысле – собирательном или разделительном – употребляется то или иное понятие. Например:
Студенты юридического факультета изучают логику.
Петров – студент этого факультета.
Следовательно, Петров изучает логику.
Вывод – правильный. Он следует с логической необходимостью потому, что понятие “студенты юридического факультета” употреблено в разделительном смысле: каждый студент такого факультета обязан изучать логику.
Другой пример:
Студенты юридического факультета успешно сдали логику.
Петров – студент этого факультета.
Следовательно, Петров успешно сдал логику.
Этот вывод – неправильный. Понятие “студенты юридического факультета” использовано здесь в собирательном смысле, а то, что может быть верно, по отношению ко всей совокупности студентов, может быть неверным по отношению к отдельным из них.
Виды понятий по их объему
Различия между предметами мысли находят свое отражение также в различиях между понятиями по их объему. Но если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия этих предметов, то виды понятий по их объему – количественные различия. Соответственно этому выделяются следующие основные их виды.
Пустые и непустые понятия.
Они различаются в зависимости от того, относятся ли к несуществующим или к существующим реально предметам мысли. Понятия с нулевым объемом (т. е. представляющие пустой класс) называются пустыми. Примеры: “кентавр”, “русалка”, “вечный двигатель”, “идеальный газ”. В научном плане это не обязательно фикции. Некоторые из таких понятий действительно носят фантастический (мифологический) характер (“кентавр”, “русалка”, “леший”). Но некоторые выдвигались в качестве научных или технических понятий и лишь в ходе развития науки или техники рано или поздно обнаруживалась их несостоятельность (“теплород”, “флогистон”, “магнитная жидкость”, “vis vitalis” – “жизненная сила” (“жизненный дух”), “вечный двигатель”). К пустым относятся и понятия об идеализированных объектах, играющие довольно значительную вспомогательную роль в различных науках: “идеальный газ”, “чистое вещество”, “абсолютно черное тело””, “идеальное государство”. Наконец, к разряду “пустых” относятся понятия о реально не существующем, но возможном: “коммунистическое общество”, “инопланетяне”, “неземная цивилизация”.
Непустые понятия имеют объем, в который входит, по крайней мере, один реальный предмет: “столица Российской Федерации”, “город”, “космическое тело”.
Деление понятий на пустые и непустые тоже в известной мере относительно. Оно обусловлено, прежде всего, подвижностью границ между несуществующим и существующим, нереальным и реальным. Несуществующее в одних условия может стать существующим в других и обратно. Так, понятие “Президент СССР” было до поры до времени пустым, ибо такой должности в стране не существовало. Затем, когда она была законодательно введена, и был избран М. Горбачев, понятие о ней стало непустым. Но в условиях, когда СССР распался, и отпала надобность в соответствующем президенте, понятие сохраняет лишь исторический характер.
Относительность деления понятий на пустые и непустые определяется и тем, что в более или менее развитом обществе они, как правило, не существуют отдельно друг от друга, изолированно, вне связи с той или иной понятийной системой. Поэтому понятия, являющиеся непустыми в одной системе (“шкале ценностей”), могут оказаться пустыми в другой, и наоборот. Так, понятие “похититель божественного огня Прометей” в мифологии входит в разряд “мифологические образы” и оказывается здесь отнюдь не пустым. А в научном плане – это пустое понятие, не имеющее аналога в действительности.
Единичные и общие понятия.
Если объем понятия составляет лишь один предмет мысли, то оно называется единичным, например: “Солнце”, “Земля”, “Россия”, “московский Кремль”. К единичным относятся также понятия, охватывающие совокупность предметов, если они мыслятся как единое целое, т.е. употребляются в собирательном смысле: “Солнечная система”, “человечество”, “OOH”. Юристы часто пользуются единичными понятиями: “Всеобщая декларация прав человека” (1948 г.), “Кодекс законов о труде Российской Федерации”, “адвокат Петров”.
Общие понятия заключают в своем объеме группу предметов (от двух до бесконечности), причем они приложимы к каждому элементу этой группы, т. е. употребляются в разделительном смысле: “звезда”, “планета”, “государство”, “столица”. Примеры общих юридических понятий: “суд”, “свидетель”, “приговор” и др. Относительность деления понятий на единичные и общие проявляется в том, что одно и то же понятие в одних условиях может быть единичным, а в других общим и наоборот. Например, понятие “президент” применительно к условиям СССР было единичным, поскольку в нем мыслилось одно лицо, но со временем превратилось в общее, так как президенты стали избираться и в союзных республиках: России, Украине, Казахстане и др. А теперь даже в самых маленьких автономных республиках России избираются свои президенты. Так что по числу президентов на душу населения мы превосходим все страны мира. Наоборот, некогда общее понятие “советская социалистическая республика” со временем превратилось в единичное (последней такой республикой была Мордовия), а теперь не заключает в своем объеме уже ни одной республики. Еще пример. Применительно к нашей стране понятие “политическая партия” было в первые годы советской власти общим, так как охватывало собой ряд тогдашних партий – большевиков, меньшевиков, эсеров. Позднее в условиях однопартийной политической системы оно превратилось в единичное, ибо единственной политической партией осталась КПСС. А ныне в условиях возрождения и развития многопартийности оно снова становится общим.
Деление понятий на виды по их содержанию и объему имеет немаловажное значение в логике. Оно позволяет в огромном понятийном материале, накопленном науками и повседневной практикой людей, выделять немногие наиболее крупные и распространенные группы, а также более или менее отчетливо представлять себе особенности этих групп.
Знание видов понятий – одно из необходимых условий, обеспечивающих точность и ясность всякого мышления. Это тем более важно в юридической теории и практике. Чтобы правильно оперировать понятием, необходимо не только четко знать его содержание и объем, но и уметь давать ему логическую характеристику. Например, “преступление” – понятие конкретное, положительное, безотносительное, общее, употребляется в разделительном смысле.
Вопрос 4. Отношения между понятиями.
В зависимости от характера предметных и смысловых значений понятия могут находиться между собой в различного рода отношениях. Объем одного понятия может частично или полностью совпадать с объемом другого понятия. Например, объемы понятия “человек” и “разумное существо” полностью совпадают, так как все признаки первого понятия являются признаками второго, и наоборот. Объемы понятий “турист” и “студент” совпадают частично, ибо только некоторые признаки одного понятия одновременно являются признаками другого, и наоборот. Объемы многих понятий, однако не совпадают, т.е. ни один признак одного понятия не является признаком другого понятия, и наоборот.
Но, рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые.
Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые общие признаки, позволяющие сравнивать эти понятия друг с другом.
Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому сравнивать эти понятия невозможно. Например: “квадрат” и “общественное порицание”, “преступление” и “космическое пространство”, “государство” и “симфоническая музыка”. Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом.
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Сравнимые понятия бывают совместимыми и несовместимыми.
Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов существуют три вида отношений совместимости:
• равнозначность,
• пересечение (перекрещивание)
• подчинение (субординация).
1. В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно).
Отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка – предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.
А В
2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.
В отношении пересечения находятся понятия “юрист” (А) и “депутат Государственной Думы” (В): некоторые юристы являются депутатами Государственной Думы (как некоторые депутаты Государственной Думы – юристами). С помощью круговых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов.
В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть кругов) мыслятся те юристы, которые являются депутатами Государственной Думы, в несовместившейся части круга А – юристы, не являющиеся депутатами Государственной Думы, в несовместившейся части круга В – депутаты Государственной Думы – не юристы.
А В
3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.
В таком отношении находятся, например, понятия “преступление” (А) и “должностное преступление” (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме должностных существуют и другие виды преступлений: хозяйственные и т. д. Понятие же “должностное преступление” полностью входит в объем понятия “преступление” .
Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия (А), называется подчиняющим, а понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия (В) – подчиненным.
А В
Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное – видом. Так, понятие “должностное преступление” будет видом по отношению к понятию “преступление”. Понятие может быть одновременно видом (по отношению в более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например, понятие “должностное преступление” – это род по отношению к понятию, “должностной подлог” и в то же время вид по отношению к понятию “преступление”.
Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие является видом, а единичное (подчиненное) - индивидом. В таком отношении будут находится, например, понятия “адвокат” и “Ф.Н. Плевако”.
Отношения “род - вид” - “индивид” широко используются в логических операциях с понятиями - в обобщении, ограничении, определении и делении.
Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.
Существуют три вида отношений несовместимости:
*0 соподчинения (координация),
*1 противоположность (контрарность),
*2 противоречие (контрадикторность).
1. В отношении соподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: “областной суд” (В), “городской суд” (С), “суд” (А). Понятия, находящиеся в отношении подчинения к общему для них понятию, называются соподчинёнными.
А
В С
2. В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое – признаки, несовместимые с ними. Такие понятия называются противоположными. (контрарными). Объём двух противоположных понятий составляет в своей сумме лишь часть объёма общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены. Таковы, например, отношения между понятиями “чёрный” и “белый”, “отличник” и “неуспевающий”, “дружественное государство” и “враждебное государство”. Пунктиром изображено родовое понятие. Родовое понятие изображается пунктиром, так как оно не дано, но может быть образовано.
Понятие В содержит признаки, несовместимые с признаками понятия А. Объёмы этих понятий не исчерпывают в своей сумме всего объёма понятия “государство”, так как существуют другие межгосударственные отношения.
А В
3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.
Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены.
В отношении противоречия находятся положительное и отрицательное понятия: “черный” и “нечерный”, “успевающий” и “неуспевающий”, “дружественное государство” и “недружественное государство”.
А В (не-А)
Из схемы видно, что положительное понятие А и отрицательное понятие не-А исчерпывают весь объём понятия “государство”: любое государство является дружественным или недружественным. Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего понятия.
Значение отношений между понятиями. На предыдущей лекции мы с Вами познакомились с понятием, его общей характеристикой, с соотношением понятия и слова, понятия и предмета. Мы выяснили, что такое объём понятия и его содержание, а также на какие виды делится понятие. Познакомились с отношениями между понятиями. На сегодняшней лекции мы продолжим изучение понятия и рассмотрим такие логические операции как определение и классификация.
Какое значение имеет знание отношений между понятиями? Без преувеличения, огромное и разнообразное – для правильного употребления понятий в устной и письменной речи. И наоборот, незнание этих отношений способно повлечь за собой искаженное отражение действительности – отношений между самими вещами.
Возьмем в качестве примера равнозначные понятия. Имея одинаковый, равный объем, они тем не менее могут иметь иногда весьма различное содержание. А это очень важно учитывать в практике мышления.
Особое значение имеет употребление различных понятий об одном и том же событии или лице в политике. Политическая ситуация зачастую меняется очень быстро, и вслед за этим меняются оценки одного и того же. Вспомним из истории эпизод с Наполеоном, когда он самовольно отбыл с Эльбы на материк и за короткий срок вновь покорил Францию. Вот как быстро менялись понятия о нем по мере его приближения к Парижу. Первые сообщения гласили: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Хуан»; «Людоед идет к Грасу»; «Узурпатор вошел в Гренобль». Далее: «Бонапарт занял Лион», «Наполеон приближается к Фонтенбло». И последнее: «Его императорское величество ожидается завтра в своем верном Париже». Это всё примеры равнозначных понятий, но какую интенсивную эволюцию претерпело их содержание: от непримиримо враждебного к нейтральному и затем к верноподданническому.
Недавняя и современная политическая практика еще более богата подобной сменой оценок событий и лиц. Вспомним хотя бы массовое переименование городов и других населенных пунктов, улиц, театров, библиотек и проч. после победы большевиков в октябре 1917 г. Вспомним нынешние многочисленные переименования всего и вся, на которые приходится тратить огромные средства. Но за этим стоит радикальная смена политики.
Определенное значение имеет оперирование равнозначными понятиями в юридической практике. Прежде всего речь идет о своеобразном стилистическом значении. Например, на суде вместо того чтобы нудно и однообразно повторять то и дело «Петров», «он», можно и нужно использовать богатый арсенал равнозначных понятий: «пострадавший», «потерпевший», «жертва нападения», «жертва насилия» или «жертва произвола», «подзащитный» и др., хотя речь все время идёт об одном и том же человеке.
В юридической практике по отношению к равнозначным понятиям нередко допускаются две крайности. Одна из них - это употребление неравнозначных (различных) понятий в качестве равнозначных: например, «плебисцит» и «референдум» (лишь в некоторых странах, например во Франции, они используются как синонимы, а вообще плебисцит – это опрос населения с целью решить судьбу той или иной территории, хотя в юридическом плане его процедура и не отличается от референдума). Или «закон» и «право», хотя это не одно и то же.
Другая крайность – использование равнозначных понятий в качестве различных. Например, говорят: «суверенность» и «независимость», хотя суверенитет – это и есть полная независимость государства во внутренних и внешних делах. Или «легитимность» и «законность» (например, заголовок одной из газетных статей был сформулирован так: «Легитимен или законен?»), хотя легитимность и есть законность. Нельзя разводить сами понятия, в действительности равнозначные. Можно говорить: легитимен (законен) в одном отношении, нелигитимен (незаконен) в другом.
Много значит знание отношений между родовыми и видовыми понятиями. Вот что писал по этому поводу П.С. Пороховщиков (П. Сергеич) в известной книге «Искусство речи на суде»: «Когда мы смешиваем несколько родовых или несколько видовых названий, наши слова выражают не ту мысль, которую надо сказать, а другую; мы говорим больше или меньше, чем хотели сказать, и этим даем противнику лишний козырь в руки. В виде общего правила можно сказать, что видовой термин лучше родового. Г. Кемпбель в книге «Philosophy of Rhetoric» («Философия риторики») приводит следующий пример из третьей книги Моисея: «"Они (египтяне) как свинец, погрузились в великие воды" (Исход, XV, 10), скажите: "они, как металл, опустились в великие воды", – и вы дивитесь разнице в выразительности этих слов».
И далее автор приводит ряд собственных интересных примеров неправильного употребления родовых или видовых понятий. «Прислушиваясь к судебным речам, – говорит он, – можно прийти к заключению, что ораторы хорошо знакомы с этим элементарным правилом, но пользуются им как раз в обратном смысле. Они всегда предпочитают сказать «душевное волнение...» вместо «радость», «злоба», «гнев» или «нарушение телесной неприкосновенности» вместо «рана»; там, где всякий другой сказал бы «громилы», оратор говорит: «лица, разрушающие преграды и запоры, коими граждане стремятся охранить свое имущество» и т. д.».
Среди других – и такой пример. Судится женщина. Вместо тогo чтобы назвать ее по имени или сказать: «крестьянка», «баба», «старуха», «девушка», защитник называет ее «человек» и сообразно с этим произносит всю речь не о женщине, а о мужчине. «Обратная ошибка, то есть употребление названия вида вместо названия рода или собственного имени вместо видового, может иметь двоякое последствие: она привлекает внимание слушателей к признаку, который невыгоден для оратора, или, напротив, оставляет незамеченным то, что ему нужно подчеркнуть. Защитнику всегда выгоднее сказать: «подсудимый», «Иванов», «пострадавшая», чем «грабитель», «поджигатель», «убитая»; обвинитель уменьшает выразительность своей речи, когда, говоря о разоренном человеке, называет его Петровым или потерпевшим. В обвинительной речи о враче, совершившем преступную операцию, товарищ прокурора назвал умершую девушку и ее отца, возбудившего дело, по фамилии. Это была излишняя нерасчетливая точность; если бы он говорил: «девушка», «отец», эти слова каждый раз напоминали бы присяжным о погибшей молодой жизни и о горе старика, похоронившего любимую дочь».
Нередки, пишет автор, и случаи смешения родового понятия с видовым. Обвинители негодуют на возмутительное и нехорошее поведение подсудимых. Не всякий дурной поступок бывает возмутительным, но возмутительное поведение хорошим быть не может.
Знание родо-видовых отношений между понятиями имеет значение для правильного написания соответствующих слов. Если в одно сложное слово объединяются слова, выражающие род и вид, то оно пишется слитно: «сельскохозяйственное производство», «западноевропейские государства», «незаконнорожденный» и т. д.
Но если взять в качестве сравнения соподчиненные понятия, то тут ситуация иная. Равноправность соподчинённых понятий в смысле степени обобщения требует написания их через дефис: «юго-запад Москвы», «газетно-журнальное дело», даже «красно-коричневые» (при всем желании сблизить или отождествить то и другое сами слова приходится в силу законов логики разделять дефисом).
Эту логическую разницу между подчиненнымии соподчиненными понятиями в свое время тонко уловили словаки и потребовали писать название всей страны не слитно «Чехословакия» (как родо-видовое, подчиненное одно другому), а «Чexo-Словакия» (т. е. как соподчиненные, равноправные понятия). Впрочем, это не спасло федерацию от распада.
Знание особенностей соподчиненных понятий дает возможность правильно связывать их в речи. Например, если сказать: «Будущие юристы изучают римское гражданское право и логику» – это правильно. А если мы скажем: «Будущие юристы изучают римское гражданское право и учебник логики В. Кириллова и А. Старченко» – это будет неправильно. По крайней мере, следовало бы сказать: «...а по логике – учебник такой-то».
Нередко можно встретить такое сочетание понятий: «Институт объявляет набор на факультеты: технологический, механический (и т.д.) и вечернее отделение». Это неправильно. Вначале следовало сказать: «...на дневное и вечернее отделение», а затем уже называть факультеты.
Вопрос 5. Операции с понятиями.
.
Из множества других логических операций с содержанием и объемом понятий, рассматриваемых современной логикой, выделим две, весьма распространенные и важные, тесно связанные между собой. Это обобщение и ограничение понятий. В них непосредственно проявляется действие закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим обьемом, но с большим содержанием к понятию с большим обьемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Министерство юстиции РФ», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате операции обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки.
Продолжая операцию обобщения, можно последовательно образовывать понятия «министерство», «орган государственного управления». Каждое последующее понятие, является родом по отношению к предыдушему.
Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т. е. исключить видовые (или индивидуальные) признаки.
Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом – категории, например «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.
Ограничение понятий представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятия – значит перейти от понятия с большим обьемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим обьемом, но с большим содержанием. Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду: увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков. Например, ограничивая понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образовав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения понятия является единичное понятие (например, «следователь прокуратуры Иванов»).
Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию – с большим объемом.
Значение логических операций обобщения и ограничения состоит в том, что они служат средством закрепления полученных знаний, как общих, так и частных, и одним из способов достижения определенности нашего мышления. Например, в судебной практике важно не только определить, является ли то или иное деяние преступлением вообще, но и установить его характер и степень общественной опасности, решить, относится ли оно к тяжким, менее тяжким или особо тяжким, и, наконец, дать его точную квалификацию: кража, грабёж и т.д. Это последовательная цепь ограничений. Наоборот, ложные ограничения – плеоназмы способны исказить мысль, вызвать кривотолки. Если я скажу: «памятный сувенир», то слушающие меня могут подумать, что есть еще непамятные сувениры. Все это особенно важно учитывать в юридической практике. Нельзя, например, говорить: «законное право». Иначе придется признать, что есть «незаконное право».
7. Определение понятий.
Содержание понятия представляет собой, как известно, совокупность существенных признаков предмета, поэтому раскрыть содержание какого-либо понятия, значит, указать его существенные признаки.
Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением, или дефиницией.
В науке и педагогическом процессе широко применяется логическая операция, называемая определением, или дефиницией. Посредством определений уточняется смысл языковых выражений, вводятся новые понятия и другие термины.
Древнегреческий термин, соответствующий русскому слову «определение», происходит от греческого слова «хорос», что означает «пограничный столб». Такие столбы ставились, чтобы отделить один участок земли от другого. Латинское слово «definitio» образовано от слова «finis» – «граница», «конец чего-либо». Русское слово «определение» – от слов «делить», «устанавливать границу».
Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия,– определяющим (дефиниенс).
Виды определений
Различают номинальные и реальные определения. Номинальным (от латинского слова nomen – имя) называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п. Например: «Новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов, называется космонавтикой»; «Термин «валюта» употребляется в значении: 1) совокупность наличных денежных знаков определенного государства, 2) иностранные наличные деньги и кредитные документы, фигурирующие в чужом государстве»; «Термин «юридический» (от латинского слова juridicus– судебный) означает относящийся к правоведению, правовой».
Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки самого предмета. Например: «Правосудие – это деятельность суда, состоящая в разбирательстве и разрешении уголовных и гражданских дел»; «Улика – доказательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении».
Как видно, номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета. Иногда значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином. Такое номинальное определение можно легко преобразовать в реальное. Например, номинальное определение космонавтики может быть преобразовано в реальное: «Космонавтика – это новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов». Реальное определение также преобразуется в номинальное. Например, «Термином «улика» обозначается доказательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении».
Однако многие номинальные определения строятся без указания на существенные признаки предмета и, следовательно, не раскрывают содержания понятия, поэтому, строго говоря, номинальные определения определениями не являются.
Различают также явные и неявные определения. К явным относятся определения, содержащие прямое указание на присущие предмету существенные признаки. Они состоят из двух четко выраженных понятий – определяемого и определяющего.
Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие.
Определение через род и видовое отличие
Логическая операция определения через род и видовое отличие включает в себя два последовательных этапа.
Первый этап – под ведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие. Например: «логика» (определяемое понятие) – «философская наука» (родовое понятие). В родовом понятии содержится часть признаков определяемого понятия, кроме того, оно указывает круг предметов, в который входит определяемый предмет.
Второй этап – указание видового отличия, т.е. признака, отличающего определяемый предмет от других предметов, относящихся к тому же роду. Видовое отличие принадлежит только данному виду и отличает его от других видов, входящих в данный род. Так, для логики видовым отличием будет признак, указывающий на предмет этой науки – формы, в которых протекает человеческое мышление, и законы, которым оно подчиняется. Этот признак раскрывает содержание логики и отличает ее от других философских наук. Определение через род и видовое отличие выражается формулой А = Вс, где А – определяемое понятие, Вс – определяющее понятие (В – род, с – видовое отличие).
При указании видового отличия не всегда можно ограничиться одним признаком. Например, в уголовном праве банда характеризуется совокупностью трех признаков: 1) объединением двух или более лиц; 2) наличием оружия хотя бы у одного из них; З) сплоченностью группы, устойчивостью преступных связей ее участников. Для признания преступной группы бандой необходимо установить совокупность всех трех перечисленных признаков.
Определение через род и видовое отличие – наиболее распространенный вид определения, широко применяемый во всех науках, в том числе и в правовых. Так, в теории государства и права дается следующее определение республики: республика – форма правления (род), при которой высшая государственная власть предоставлена выборному органу, избираемому на определенный срок (видовое отличие). В гражданском процессе решение определяется как процессуальный документ (род), выносимый судом первой инстанции при рассмотрении гражданского дела по существу (видовое отличие).
Широко применяется этот вид определения в уголовных кодексах. Так, ст. 158 УК РФ определяет кражу как тайное похищение чужого имущества. Ближайшим родом в этом определении является понятие «похищение чужого имущества», видовым отличием – понятие «тайное». Этот признак отличает кражу от грабежа, разбоя и других видов хищения государственного или общественного имущества. Более широким для понятия «кража», как и для всех понятий преступлений, предусмотренных 21 главой Особенной части УК РФ, является понятие «преступление против собственности». Это понятие отражает родовой объект посягательства, т. е. объект, единый для группы однородных преступлений.
Генетическим (от греческого слова «генезис» – происхождение, источник) называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования. Например: «Шар есть тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров».
Правила определения
Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем признаков действительным свойствам определяемого предмета, то его правильность зависит от его структуры, которая регулируется логическими правилами. Этих правил четыре.
• Определение должно быть соразмерным.
Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего. Иначе говоря, эти понятия должны находиться в отношении равнозначности. Например, определение «Рецидивист – лицо, совершившее преступление после осуждения за преступления, совершенные ранее» является соразмерным. Если же «рецидивист» определяется как лицо, совершившее преступление, то правило соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия («лицо, совершившее преступление») шире объема определяемого понятия («рецидивист»).
Такое нарушение правила соразмерности называется ошибкой слишком широкого определения (А Вс).
Правило будет нарушено, и в том случае, если определяющее понятие окажется по своему объему уже определяемого. Такая ошибка будет допущена, если, например, рецидивиста определить как лицо, совершившее преступление после осуждения за ранее совершенные преступления против личной собственности граждан. В этом примере определяющее понятие не охватывает других видов преступлений, за которые рецидивист мог быть осужден в прошлом.
Такая ошибка называется ошибкой слишком узкого определения (А Вс).
• Определение не должно заключать в себе круга.
Если при определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг.
Разновидностью круга в определении является тавтология – ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Например, идеалист – человек идеалистических убеждений; неосторожное преступление – это преступление, совершенное по неосторожности, индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму. Такие ошибочные определения называют «то же, через то же самое». Эти и им подобные определения не раскрывают содержание понятия. Если мы не знаем, что такое идеалист, то указание на то, что это человек идеалистических убеждений, ничего не прибавит к нашим знаниям.
Тавтология, как это видно из приведенных примеров, отличается от круга в определении меньшей сложностью построения. Определяющее понятие является простым повторением определяемого.
• Определение должно быть ясным.
Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке, называемой определением неизвестного через неизвестное или определением х через у. Таково, например, определение «Пролегомены – это пропедевтический дискурс», в котором понятие «пропедевтика» само нуждается в определении.
Правило ясности предостерегает от подмены определения метафорами, сравнениями и т. д., которые, хотя и имеют важное значение для характеристики предмета, однако определениями не являются.
• Определение не должно быть отрицательным.
Отрицательное определение не раскрывает содержания определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является. Таково, например, определение «Сравнение – не доказательство». Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. «Безбожник – это человек, не признающий существования бога», «Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен» – примеры правильных определений.
Неявные определения и приемы, заменяющие определение
При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода. Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. В этих случаях прибегают к неявным определениям, а также к приемам, заменяющим определение.
К неявным определениям относится определение через указание на отношение предмета к своей противоположности. Этот прием широко используется при определении философских категорий. Например: «Свобода есть познанная необходимость»; «Возможность – потенциальная действительность»; «Действительность – реализованная возможность».
К приемам, заменяющим определение, относятся описание, характеристика, сравнение, различение и так называемое остенсивное определение.
Задача описания состоит в том, чтобы наиболее точно и полно указать признаки предмета (события, места, где оно произошло, лица и т. д.).
Описание играет важную роль в следственной практике, например при осмотре места совершенного преступления. Следователь, составляя протокол осмотра, должен стремиться к наиболее полному описанию, фиксируя не только то, что явно связано с событием, но и то, что может и не быть с ним связано.
Например, при осмотре места, где был найден труп убитой женщины, следователь, составляя протокол, подробно описал в нем пустырь, на котором был найден труп, указав, в частности, на то, что почва на пустыре глинистая и после недавно прошедших дождей вязкая. Именно эта деталь и сыграла решающую роль в изобличении убийцы. На ботинках подозреваемого была обнаружена глина. Криминалистическая экспертиза установила однородность этой глины с глиной, взятой с места преступления.
Характеристика состоит в указании отличительных, характерных признаков единичного предмета (лица, события и т. д.).
К характеристике часто прибегают в судебных речах. Приведем в качестве примера отрывок из речи государственного обвинителя: «10 апреля этого года в школе № 187 г. Москвы во время вечера самодеятельности выстрелом из пистолета был убит Виктор Кузьмин, студент Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства, сын рабочего, трудолюбивый, дисциплинированный, успевающий в учебе студент, уравновешенный скромный юноша, хороший гражданин».
В характеристике может быть указан только один характерный в каком-либо отношении признак.
Приемом, заменяющим определение, является также сравнение, при помощи которого один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета.
С помощью различения устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов. Например, при розыске похищенного имущества важную роль играют особые приметы: монограмма или гравировка на часах и т. д.
В ряде случаев широко используется так называемое остенсивное определение. Остенсивным (от латинского слова ostendo– показываю) называется определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Эти определения применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Например, при ознакомлении с криминалистической техникой демонстрируют содержимое следственных комплектов (приборы, инструменты, приспособления для обнаружения, фиксации и изъятия следов, принадлежности, предназначенные для фотографирования, и т. д.), обозначая каждый предмет соответствующим термином.
Остенсивное определение используется также для характеристики простейших свойств вещей: цвета, запаха, вкуса и т. д.
Значение определений
Определение понятий играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знание о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются определения, причем в правовых науках точное определение понятий имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В самом деле, если, например, в уголовном праве не будет точных определений понятий «умысел», «соучастие», «вина», «неосторожность», «необходимая оборона» и т. д., то это может привести к ошибочному толкованию этих понятий, к неправильному пониманию отраженных в них явлений, а следовательно, к ошибкам суда и следствия.
Однако содержащаяся в определении «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Изучить какую-либо науку только по ее определениям невозможно.
Раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.
8. Деление понятий.
При изучении какого-либо понятия перед нами нередко встает задача раскрыть его объем, т. е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы.
Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.
В операции деления следует различать делимое понятие, т. е. понятие, объем которого требуется раскрыть, члены деления, т. е. соподчиненные виды, на которые делится понятие (они представляют собой результат деления), и основание деления – признак, по которому производится деление.
Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Делимое понятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяется на соподчиненные виды.
Различают следующие виды деления: деление по видоизменению признака и дихотомическое деление.
Деление по видоизменению признака
Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства – на унитарные и федеративные; право по форме своего выражения – на правовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт.
В качестве основания могут быть использованы различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления должны предъявляться некоторые требования, важнейшее из которых – объективность основания. Не следует, например, делить книги на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одна и та же книга может быть интересной для одного человека и неинтересной для другого.
Правила деления
В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.
• Деление должно быть соразмерным.
Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Если этого не происходит, то такое деление называется неполным.
Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т. е. понятия, не являющиеся видами данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, например, при делении понятия «наказание» кроме всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит в перечень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания.
Такое деление называется делением с лишними членами.
• Деление должно производиться только по одному основанию.
На протяжении всего деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан мы можем разделить по их социальному положению на рабочих, крестьян и интеллигенцию или по их национальности. Но нельзя смешивать эти основания, так как в этом случае деление не будет последовательным и четким: члены деления частично совпадут друг с другом.
• Члены деления должны исключать друг друга.
Это правило вытекает из предыдущего. При смешении оснований члены деления – видовые понятия – будут находиться в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере, где понятия «русский», «украинец», «белорус» и т. д. частично совпадут с понятиями «рабочий», «крестьянин», «интеллигент». Подобный же результат получим при делении преступлений на умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех студентов института на заочников, членов ЛДПР и спортсменов также приведет к грубому нарушению данного правила.
• Деление должно быть непрерывным.
В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «преступление» можно разделить на государственные, должностные, воинские и т. д. Каждый из этих видов может быть в свою очередь разделен на виды. Так, понятие «воинское преступление» можно разделить на неисполнение приказа, угрозу начальнику, самовольное оставление части или места службы, нарушение уставных правил караульной службы, самовольную отлучку и т.д. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на вилы другого порядка, например, делить преступления на государственные, должностные и самовольную отлучку. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.
Дихотомическое деление
Дихотомическое деление, или дихотомия (от греческих слов dicha и tome – сечение на две части), представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А – делимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В. Например, всех граждан можно разделить – на совершеннолетних и несовершеннолетних.
Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении.
Например, при определении меры наказания важно установить возраст обвиняемых. С этой целью лица, совершившие преступление, могут быть разделены на совершеннолетних (В) и несовершеннолетних (не-В). В отношении последних советский закон устанавливает дополнительные гарантии прав и законных интересов. Несовершеннолетних, в свою очередь, сложно разделить на лиц, достигших 16 лет (С) и не достигших этого возраста (не-С). Известно, что лица, совершившие преступление в возрасте от 14 до 16 лет, привлекаются к уголовной ответственности лишь за некоторые вилы преступлений. В отношении лиц моложе 16 лет следует установить, исполнилось или не исполнилось им 14 лет (D и не-D), так как лица, не достигшие этого возраста, к уголовной ответственности не привлекаются.
По сравнению с делением по видоизменению признака дихотомическое деление имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все другие виды. Членами дихотомического деления являются два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию – в зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака. Члены дихотомического деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться только в одном из противоречащих понятий.
Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во-первых, объем отрицательного понятия может оказаться неопределенным (например, при делении преступлений на должностные и недолжностные). Во-вторых, четким и последовательным является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при дальнейшем делении эта четкость и последовательность нередко нарушаются. Так, продолжив деление преступлений, мы делим недолжностные преступления на хозяйственные и нехозяйственные, но в этом случае в последнюю группу попадают, кроме хозяйственных, все преступления, в том числе должностные. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия. Например, рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие общества – на классовые и бесклассовые, войны – на справедливые и несправедливые, общественно опасные деяния – на действия и бездействия.
Деление понятия помогает правильно распределить предметы по группам, изучить их, а следовательно, глубже познать весь класс в целом. Знание видов и правил деления имеет большое значение в работе юриста, особенно в следственной практике; планирование расследования преступлений, составление схем в процессе планирования, классификация следственных версий и ряд других следственных действий имеют своей основой логическую операцию деления понятий
9. Классификация.
В научном исследовании, педагогической и учебной практике часто возникают задачи, в ходе решения которых требуется хранить в памяти большие объёмы информации о предметах некоторого класса (множества). При этом все множество предметов этого класса должно быть легко обозримым. Именно для этого предназначен вид деления, который называется классификацией.
Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т.п. Таким образом, классификация получается в результате многоступенчатого деления.
Классификация представляет собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Виды, охарактеризованные множеством признаков, служащих основаниями последовательного деления, называются классами. Классификация состоит в распределении предметов данного множества на точно охарактеризованные с точки зрения интересующих нас признаков классы.
Классификация – систематическое распределение предметов данного множества по классам, возникающее в результате последовательного многоступенчатого деления.
Такова, например, классификация животных в биологии, охватывающая до 1,5 млн. различных видов животных, растений в ботанике, включающая 500 тыс. видов растений. Классификация дает возможность рассмотреть это многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды растений или животных.
Широко применяется классификация в правовых науках. Примером может служить система права, которое делится на отрасли: общая теория права, административное право, финансовое право и т. д. Каждая отрасль права включает в себя правовые институты.
Классификация имеет важное значение в познании. Она позволяет рассмотреть огромное разнообразие предметов в определенной системе. Но, разделяя все предметы на строго отграниченные друг от друга группы, классификация делает эти грани неподвижными. Между тем предметы действительности взаимосвязаны, между ними нет неподвижных граней.
Из этого следует, что всякая классификация относительна. Многие явления природы и общественной жизни не могут быть отнесены безоговорочно к какой-либо определенной группе явлений. Например, семью как общественно-историческое явление нельзя целиком отнести к какой-либо одной области социальной жизни, семья характеризуется как материальными, так и духовными процессами. Кроме того, с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется, иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к одной классификации нельзя подходить как к завершенной; необходимо учитывать диалектическую природу как самой действительности, так и отражающих ее знаний, которые находятся в непрерывном процессе изменения и развития.
Кроме рассмотренной классификации, называемой научной, в повседневной жизни используется так называемая искусственная классификация, т.е. распределение предметов на классы по несущественным признакам. Такой классификацией, например, является распределение фамилий в алфавитном порядке.
Научная работа (реферат, курсовая и дипломная работа, статья, диссертация) пишется на основе плана. План представляет собой научную классификацию, являющуюся многоступенчатым делением. Составлению плана предшествует формулировка проблемы, которую предстоит решить, и нахождение её решения. При составлении плана должны соблюдаться все правила деления.
Контрольные вопросы
1. Что такое понятие?
2. Что такое признак предмета? Какие признаки называются существенными и какие несущественными?
3. Охарактеризуйте основные приемы образования понятий.
4. Каково соотношение понятия и слова?
5. Что такое содержание и объем понятия? В каком отношении друг к другу они находятся?
6. Какие понятия называются сравнимыми и какие – несравнимыми? Подберите примеры и изобразите на круговых схемах отношения между сравнимыми понятиями: а) совместимыми и б) несовместимыми.
7. Какова роль понятий в познании?
8. В чем сущность и практическое значение логических операций обобщения и ограничения понятий?
9. На какие виды делятся понятия?
10. Что такое определение понятия (дефиниция)? Укажите виды определения.
11. Как строится определение через род и видовое отличие? Каковы его правила и ошибки, связанные с их нарушением?
12. Охарактеризуйте приемы, сходные с определением.
13. Что такое деление понятия? Укажите виды деления.
14. Каким правилам подчиняется операция деления, какие логические ошибки возникают при их нарушении?
15. Что такое классификация?
16. В чем состоит значение определения и деления понятий в научной и практической деятельности?
Основные термины:
Понятие. Признак предмета. Единичные, общие, существенные признаки. Сравнение. Анализ. Синтез. Абстрагирование. Обобщение. Омоним. Синоним. Содержание понятия. Объем понятия. Класс (множество). Подкласс (подмножество). Элемент класса. Универсальный, единичный и нулевой классы. Единичные и общие понятия. Регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Собирательные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Безотносительные и соотносительные понятия. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Круговые схемы Эйлера. Подчиняющие и подчинённые понятия. Род и вид. Обобщение и ограничение понятий. Определение (дефиниция). Номинальные, реальные и явные определения. Определение через род и видовое отличие. Генетическое определение. Неявные определения. Приёмы, заменяющие определение (описание, характеристика, сравнение, различение, остенсивное определение).
Тексты и источники:
1. Бабаев В.К. Советское право как логическая система. М., 1978.
2. Вермель И.Г. Вопросы логики в судебно-медицинских заключениях. М., 1974.
3. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.
4. Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения. М., 1981.
5. Горский Д.П. Определение. М., 1974.
6. Бойко А.П. Формально-логические основы классификации // Логические проблемы исследования научного познания. М., 1980.