Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Взаимосвязь
педагогической науки и практики
Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом,
педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных
усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего
неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и успехах.
Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной
самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного
познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее
совершенствованию.
Новое время, начало третьего тысячелетия, важные события, происходящие в нашей
стране и мире, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и
демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового
государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед
педагогической наукой и необходимостью «педагогизации общества, проникновения
педагогических идей во все сферы жизни».
Задачи педагогики – описание, объяснение прогнозирование явлений и процессов,
происходящих в сфере образования. Следует различать теоретические и практические задачи
педагогики.
Педагогика как наука - решает несколько важных теоретических задач:
-выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
-разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления
образовательными структурами;
- внедрение результатов исследований в практику преподавания;
-планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных
учреждениях (Интернет-ресурс).
Функции педагогики – своего рода производные от ее задач: направления, сферы
компетенции, необходимые для эффективного решения этих задач. В свою очередь функции
задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер
анализа результатов такого решения.
Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно –
конструктивная.
Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической
науки:
1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий,
закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;
2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.
Прогностическая функция:
1) обеспечение научно – обоснованного целеполагания, планирования и развития
системы воспитания;
2) обеспечение эффективного управления образовательной политикой.
Проективно – конструктивная функция:
1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств
воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической
деятельности;
2) внедрение результатов педагогических исследований в практику;
3) научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.
Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки. Таким
образом, можно выявить определенную классификацию задач педагогики:
1
-Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного
процесса.
-Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
-Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и
воспитания людей.
-Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его
осуществления.
-Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.
-Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей
формирования и развития его профессионального мастерства.
-Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования,
обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей
основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на
местах и с каждым человеком.
К ним относятся:
1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;
2) разработка методологии и методики педагогического познания;
3) создание научной картины педагогической действительности, присущей обществу,
жизни и деятельности ею граждан, и разоблачение антинаучных походов к воспитанию,
образованию, обучению иразвитию1
4) проведение широкомасштабных и непрерывных исследований по актуальным
педагогическим проблемам и видам целенаправленной педагогической активности
групповых и индивидуальных субъектов ее, разработка адекватных педагогических теорий,
практических рекомендаций и содействие их проведению в жизнь;
5) развитие педагогического движения в обществе для поддержания ее педагогической
сферы в состоянии, обеспечивающем цивилизованную самореализацию в жизни его граждан
и непрерывное прогрессивное развитие его самого;
6) теоретическая и прикладная разработка развернутой многоступенчатой системы
педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта старших
поколений молодому и младшим, для подготовки последних к его приумножению,
отвечающему современным условиям и потребностям;
7) педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности
граждан всеми средствами, которыми располагает общество, единства, взаимосвязи и
преемственности деятельности педагогических учреждений и социально-педагогических
влияний субъектов государственного управления, права, экономики, культуры, информации,
семьи идр.;
8) разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышение их
эффективности в соответствии с требованиями времени;
9) разработка форм, методов, средств и интенсивных технологий педагогической
работы по решению задач воспитания, обучения, образования, развития, помощи в
самореализации подрастающего поколения и граждан;
10) разработка дифференцированных педагогических систем работы с различными
возрастными, профессиональными иными социальными группами граждан;
11) приоритетная разработка актуальных проблем гражданского, нравственного,
правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания, подготовки
граждан к обеспечению безопасности жизнедеятельности, а также других проблем,
выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;
12) предвидение педагогических последствий существующих условий жизни,
происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений, состояния
педагогической сферы общества, ее институтов, деятельности их субъектов;
2
13)
разработка
вопросов
управления
педагогическими
учреждениями,
педагогическими
системами
и
педагогической
деятельностью,
его
научного,
организационного, методического, учебно-технического, кадрового и педагогического
обеспечения (педагогической диагностики, педагогической экспертизы, педагогического
сопровождения,
педагогического
консультирования,
педагогической
помощи,
педагогической поддержки, педагогической коррекции, исправления педагогической
запущенности идр.);
14) разработка системы профессионально-педагогической подготовки руководителей,
ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных ведомств,
предприятий, чья деятельность так или иначе включена в педагогическую реальность или
влияет на нее и требует проявления педагогической осмотрительности, активности и
компетентности;
15) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией,
изучение зарубежного опыта педагогической работы, а также возможностей и путей его
использования в условиях современной России;
16) подготовка научно-педагогических и педагогических кадров, социальных,
инженерных, юридических и иных педагогов для работы вне стен образовательных
учреждений, в гуще жизни общества, деятельности его структур, среди людей.
Решая эти задачи для достижения главной цели, педагогика реализует свои основные
функции социальные, научные и практические, в числе которых:
1) социальная— служение людям и обществу передачей опыта старших поколений,
содействие им в решении текущих жизненных проблем педагогическими средствами;
2) научно-развивающая — Способствование утверждению научного подхода к
решению педагогических проблем в государстве и обществе, деятельности педагогических
учреждений и педагогов, консолидации научно-педагогических сил; повышение
методологического, теоретического и прикладного уровня педагогических исследований,
осмысление педагогического опыта в стране и за рубежом; организация взаимодействия со
смежными науками;
3) познавательная — исследование педагогической действительности во всех ее
составляющих и зависимостях, вскрытие педагогических закономерностей объяснение
педагогических явлений и их зависимостей, разработка общей и частных педагогических
теорий;
4) диагностическая — изучение и оценка состояния педагогической
действительности результатов целенаправленной педагогической деятельности и
неуправляемых влияний иных сфер общества;
5) прогностическая — научно обоснованное предвидение потребного
педагогического будущего, тенденций педагогических процессов, эффективности
предпринимаемых мер по совершенствованию практики, определение перспектив ее
совершенствования в связи с социальными изменениями в стране;
6) проективно-конструктивная — разработка научно обоснованных целей и путей
совершенствования педагогической практики;
7) организационно-методическая — разработка и совершенствование способов
организации и методов построения педагогических систем и процессов, обеспечивающих
достижение поставленных целей;
8) практически преобразовательная — участие во внедрении в практику научнопедагогических знаний, разработанных предложений, интенсивных педагогических
технологий и эффективного (передового) педагогического опыта; повышение уровня и
эффективности педагогической работы, а с ее помощью и содействие развитию общества;
9) интегрирующая — организация взаимодействия различных лиц и структур
общества для единства действий в достижении педагогических целей, а также использования
в педагогической практике положений и рекомендаций других наук, могущих повысить ее
эффективность;
3
10)
профессионально-педагогическая
—
формирование
и
повышение
педагогического мастерства и культуры субъектов педагогической деятельности, а также
необходимой педагогической компетентности других лиц, чья деятельность в иных сферах
влияет на достижение оптимальных педагогических результатов;
11) воспитательно-просветительская — повышение уровня педагогической
подготовленности населения, развенчание научно некорректных подходов к решению задач
воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования; оказание помощи
гражданам в понимании педагогической действительности причин ее состояния, овладении
умением лучше понимать себя, других и свое Влияние на них; побуждение к активной и
цивилизованной самореализации, разумному поведению, здоровому, безопасному,
граждански активному образу в жизни, участию в профилактике педагогической
запущенности детей и преодоления допущенных ранее ошибок;
12) педагогически-организующая — содействие развитию педагогического
движения и педагогического всеобщего обучения в стране, их форм, свойственных
гражданскому обществу; подъем общего уровня культуры и научности решения
педагогических задач, приличествующих и потребных цивилизованному государству и
обществу; пропаганда научно-педагогических знаний.
По мнению других авторов, существует иная классификация педагогических задач:
1) задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления,
стиля, поведения или общения и т.д.);
2) задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;
3) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;
4) задачи по организации деятельности учащихся;
5) задачи по формированию общественного мнения коллектива;
6) задачи по переориентации ученика;
7) задачи по изменению отношения к учителю;
8) задачи по закреплению привычки, интереса;
9) задачи по умению самоконтроля слов и действий ученика;
10) задачи по росту самостоятельности;
11) задачи на развитие и проявление творчества;
12) задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития
нравственных качеств личности;
13) задачи по педагогическому стимулированию;
14) задачи по самовоспитанию.
Педагогика — социальная наука, имеющая социальное предназначение. Потребности
жизни определяют ее интересы, усилия и организацию. Она представляет собой производство
новых и улучшение имеющихся педагогических знаний, технологий и более совершенных
образцов педагогической действительности во имя интересов человека и общества.
Педагогика — общественная сала, широко включенная в производство цивилизованной
жизни, материальных и духовных ценностей, борьбу с невежеством в умах и практике,
способная перманентно и существенно повышать свой вклад в их результаты. Главная
социальная миссия педагогики — преобразующая, прогрессивно-производительная,
совершенствования жизни и будущего, а передача опыта поколений лишь база для этого. Ее
поддержка обществом и государством обладает ничем не заменимыми и высокими
социальной ценностью, результативностью и рентабельностью.
Взаимосвязь педагогической науки и практики
Одним из центральных принципов педагогической науки является принцип связи
теории с практикой.
В основе данного принципа лежит представление о том, что эффективность и качество
обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой. Реализация данного
принципа состоит в следующих положениях:
4
1) постоянном, глубоком и диалектическом раскрытии связи теории с практикой.
Любая наука развивается под влиянием человеческих потребностей:
2) общественно-исторической практикой доказывается необходимость изучаемых
научных знаний. Учащийся должен быть уверен, что его знания найдут свое применение в
жизни;
3) учащийся должен уметь проверять и применять свои знания на практике, осознавать
жизненное значение своей работы;
4) обучение должно иметь связь с перспективой развития различных сфер общества;
5) общественно полезный труд должен быть правильно организован, необходимо
воспитывать на практике сознательное и положительное отношение к труду;
6) общественно полезный труд должен быть подчинен учебным и воспитательным
целям.
7) в учебном процессе необходимо применять продуктивные и экономические методы,
анализировать и прогнозировать свою деятельность, соединять умственную деятельность с
практикой.
Перед тем как перейти к обсуждению взаимосвязи, еще раз обозначим основные
моменты, характеризующие педагогическую науку и педагогическую практику и
позволяющие их дифференцировать.
Педагогическая практика возникла в системе практической деятельности людей в
связи с необходимостью передавать от поколения к поколению социокультурный опыт,
накопленный человечеством. На современном этапе можно говорить о создании
многогранной образовательной реальности как совокупности явлений, предметов, субъектов,
событий, процессов, связанных с целенаправленным формированием опыта человека, его
психическим, личностным и духовным развитием. Именно создание и управление
образовательной реальностью является предметом практики, а развитие человека – ее целью.
По сути, цели образования и есть конечные цели практики, которые она достигает путем
создания образовательных организаций, реализации образовательных программ, посредством
педагогической деятельности, осуществления процессов воспитания и обучения детей. В
практической деятельности используются различные способы и средства, например,
организационные формы (уроки, лекции) и методы обучения, воспитательные мероприятия,
наглядные пособия. Результат педагогической практики – образованный человек.
Педагогическая наука существует в системе научной деятельности человечества,
направленной на познание и рациональное отражение реальности. Предметом педагогики как
науки являются сущность, закономерности, принципы, способы осуществления образования,
ее целями – выявление закономерностей, построение моделей, разработка технологий и т.п.
Основной способ решения научно-педагогических задач – это научное исследование с
использованием таких методов, как анализ, моделирование, наблюдение, эксперимент и др.
Результатом деятельности в сфере педагогической науки являются научные знания об
образовательной реальности, представленные в педагогических теориях и других формах.
Таким образом, если педагогическая практика имеет дело непосредственно с
образовательной реальностью, то педагогическая наука – с ее модельным отображением. В
этом и их различие, и основа взаимосвязи, поскольку, с одной стороны, отражение не может
существовать без отображаемой действительности, а с другой – ныне существующая
реальность и эффективность деятельности в ней во многом обусловлены научным описанием,
разработкой проектов и соответствующими преобразованиями.
Иногда науку характеризуют знаниями, а практику – системой деятельности. Это не
совсем так. Во-первых, наука – это тоже своеобразная, основанная на научных нормах и
идеалах, система деятельности, в первую очередь, исследовательской.
Во-вторых, педагогическая практика также предполагает процесс познания,
который, обогащая субъективный опыт педагога, способствует совершенствованию
практической деятельности. Конечно, это познание, как правило, не использует научные
методы, не вскрывает общих закономерностей. Но оно необходимо, поскольку разработанные
5
наукой модели и проекты педагогических систем не могут полностью регламентировать
педагогическую деятельность. Так как модель не совпадает с реальностью, обобщенное
знание и разработанные наукой технологии всегда приходится адаптировать к конкретным
случаям, что неизбежно оборачивается созданием и применением нового знания. В силу
творческого характера самой практической педагогики, обусловленного индивидуальностью
педагога, воспитанников и уникальностью ситуаций педагогического взаимодействия,
педагогом постоянно накапливается эмпирическое знание об учащихся, о себе самом, об
эффективных приемах взаимодействия и т.п.
Педагог-практик не только конкретизирует и модифицирует общее знание, но и
обобщает индивидуальное, формируя свой личный опыт.
Взаимосвязь педагогической науки и практики проявляется в следующих основных
моментах:
• образовательная практика является первоосновой становления педагогической науки,
источником запроса к ней и данных для постановки научных проблем;
• накопленный практический опыт обобщается в педагогических исследованиях (как
указано выше, ценность практического опыта педагогов обусловлена заключенным в нем
субъективным знанием об особенном и индивидуальном в педагогическом процессе, однако
это первичное знание может войти в арсенал науки только в результате специальных научных
исследований);
• в образовательной практике наукой проверяются выявленные закономерности,
оцениваются построенные модели (для последующей корректировки), апробируются
принципы и проекты разработанных педагогических систем; именно практика – критерий
истинности педагогических теорий;
• осуществляя теоретический анализ практики, устанавливая закономерности, наука
разрабатывает модели и проекты педагогических систем, которые внедряются в практику и
способствуют ее совершенствованию. Это именно то, для чего «работает» педагогическая
наука.
Описывая взаимозависимость педагогической науки и практики можно
воспользоваться метафорой спирали. Упрощенно эту «спираль» можно представить
следующим образом. Исторически первой появилась практика по передаче опыта от
поколения к поколению. Изменяющиеся условия жизни людей, возникшая необходимость
массово и эффективно передавать накопленные знания привели к тому, что потребовалось
осмыслить накопленный опыт, чтобы совершенствовать практику.
Так возникла наука, которая описала факты, создала модели образования, обобщила
принципы обучения и воспитания. Их широкое внедрение обеспечило повышение
эффективности практической деятельности в сфере образования. Однако общество не стоит
на месте, а постоянно развивается (в том числе и за счет более эффективной подготовки
новых членов), что ведет к расхождению между целями и результатами образования,
способствует появлению новых образовательных феноменов и актуальных практических
педагогических задач. В связи с запросом практики в науке разрабатываются новые теории,
на их основе создаются проекты педагогических систем, опережающие существующую
практику, что позволяет ее совершенствовать.
Остановится ли это движение, когда поставленные задачи будут решены? Неизвестно.
Однако очевидно, что когда будут решены одни задачи, появятся другие, решить которые
можно только за счет единства науки и практики.
Необходимость постоянного взаимодействия педагогической науки и практики
обусловлена:
• непрерывным развитием общества, изменением взглядов на идеал человека,
появлением новых образовательных целей и изменением условий их достижения;
• многообразием и сложностью образовательной реальности, где возникают феномены
самоорганизации, где наряду с общими процессами и явлениями, большую роль играют
6
особенные и индивидуальные, что делает принципиально невозможным ее полное познание и
преобразование в абсолютном соответствии с научными моделями;
• развитием педагогики как науки, совершенствованием методологических подходов,
способов исследования, форм описания и объяснения образовательных явлений, что
позволяет более глубоко познавать их и строить более совершенные модели практической
педагогической деятельности.
Итак, несмотря на различие задач, которые стоят перед педагогической наукой и
практикой, их объединяет идея совершенствования образовательной реальности и
взаимозависимость процессов развития. Взаимообогащающее единство науки и практики –
есть непременное условие поступательного движения и той, и другой.
Основным звеном-посредником между педагогической наукой и практикой выступает
педагогическая деятельность – это целенаправленная, социально и личностно
детерминированная деятельность профессионалов, направленная на достижение целей
образования, на организацию освоения растущим человеком социокультурного опыта и
развитие его психических, личностных, духовных качеств. Педагог может выполнять разные
виды деятельности: учебную, воспитательную, административную, организаторскую,
методическую, научно-исследовательскую, но собственно педагогическая всегда
предполагает взаимодействие с человеком, всегда имеет своей целью развитие его опыта,
влияние на его внутренний мир – ценности, отношения, мировоззрение.
Как и любой другой вид деятельности, педагогическая деятельность характеризуется
целенаправленностью, мотивированностью и предметностью. Основным предметом
педагогической деятельности является организация педагогического процесса, то есть
организация взаимодействия с учащимися (воспитанниками), направленного на решение
образовательных задач. При этом деятельность педагога включает, как минимум, три
основных этапа: конструирование педагогического процесса, его осуществление и
контроль результатов.
1. Эмпирические данные о педагогическом процессе. Самые достоверные данные о
педагогическом процессе можно получить только эмпирическим (опытным, практическим)
путём. Педагогическая наука не может развиваться без постоянного поступления информации из
практики работы педагогов: разнообразной статистики, сведений о результатах обучения и
воспитания, о применении способов и средств организации педагогического процесса, об
отношении к тем или иным педагогическим новшествам ит.д.
7
2. Экспериментальная проверка научных гипотез. Любые научно-педагогические
концепции остаются лишь гипотезами до тех пор, пока не найдут подтверждение на
практике. Экспериментальная проверка научных гипотез – это важный аспект
рассматриваемой взаимосвязи: практика влияет на теорию, «давая добро» новым научнопедагогическим разработкам или наоборот, обнаруживая их ошибочность или недостаточную
разработанность.
3. Инновационный педагогический опыт. Значительная часть научных открытий в
педагогике берёт начало в педагогической практике. Бывает, что педагоги-практики,
опираясь на опыт и интуицию, обнаруживают некоторую закономерность, придумывают
новые способы и средства организации учебного процесса, начинают их использовать в своей
работе, добиваясь высоких результатов. Этот инновационный педагогический опыт изучается
педагогической наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших
научных исследованиях.
Обогащение педагогической практики педагогической наукой заключается в следующих
аспектах. 1. Разработка новых систем обучения и воспитания. Педагогический процесс
очень противоречив, на него влияет огромное количество разнонаправленных факторов.
Наличие единой системы необходимо для того, чтобы упорядочить педагогический процесс,
придать ему управляемость и сориентировать в направлении главных целей обучения и
воспитания. Система обучения или воспитания представляет собой взаимосвязанное единство
целей, задач педагогического процесса, способов и средств его осуществления, основных
этапов и педагогических действий, взаимодействия педагогов с учениками, воспитанниками.
Её разработка требует использования большого объёма научных знаний, а также больших
усилий, связанных с осмыслением и поиском новых идей, с выстраиванием логичной
структуры, объединяющей все компоненты педагогического процесса. Практическая
педагогическая деятельность сосредоточена преимущественно на достижении частных целей
и решении оперативных задач, она не оставляет возможности для системного осмысление
всего процесса. Поэтому разработка новых систем обучения и воспитания так необходима
для обогащения педагогической практики.
2. Прогнозирование развития педагогического процесса. Наука аккумулирует
огромный объём знаний о педагогическом процессе. Это позволяет ей не только описывать и
связывать между собой известные факты, но и обнаруживать нечто такое, что невозможно
увидеть, решая только частные задачи практической педагогической деятельности.
Возможность научного предвидения развития педагогического процесса – именно тот аспект,
который позволяет подсказать оптимальные способы и средства педагогической
деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и
перспективах развития образования в стране и мире.
3. Научное обобщение передового педагогического опыта. Передовой педагогический
опыт, как правило, локален, связан со специализацией его создателей. Создав уникальные
авторские приёмы, средства или даже целую методику, педагог-практик может активно
делиться опытом с коллегами, но даже в этом случае сфера распространения его опыта будет
невелика. Кроме того, без научного изучения сложно понять, что именно является решающим
фактором успешности его методической разработки. Может быть, успех обусловлен
индивидуально-личностными качествами самого педагога (его обаянием, энтузиазмом,
требовательностью, работоспособностью, некой уникальной способностью и т.д.) или
условиями, существующими в отдельно взятой школе (например, особыми партнёрскими
отношениями с родительской общественностью, сложившимися за десятилетия работы) а
вовсе не объективной ценностью его разработки? В этом случае при массовом применении
она не будет эффективна. А может, авторская разработка не учитывает такие факторы,
которые могли бы сделать её ещё эффективней? Всестороннее изучение передового
педагогического опыта даёт ответы на такие вопросы и позволяет представить опыт в
обобщённом виде–в виде чётко структурированных описаний, методических пособий,
8
рекомендаций, которые могут использовать очень многие педагоги, в том числе, возможно, и
учителя других специальностей.
Используемая литература
Учебные пособия
1.
Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие. Издательство: ЮнитиДана, 2012 г.http://www.knigafund.ru/
2.
Педагогика : краткий курс. Москва: Издательство «Рипол-Классик», 2013.http://
biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480880
3. Вербицкий А.А. Педагогика и психология образования. Вестник МГГУ им. М.А.
Шолохова. Серия "Педагогика и психология". 2016. № 1. Москва: Московский
педагогический
государственный
университет,
2016.http://biblioclub.ru/index.php?
page=book&id=447806
Методическая литература
1. Жегульская Ю.В. История педагогики и образования. Кемерово: Кемеровский
государственный университет культуры и искусств, 2012.http://biblioclub.ru/index.php?
page=book&id=274208
2. ПодласыйИ.П.Педагогика:учебникдлябакалавров.–М.:Юрайт,2012.–574с.Рек.
УМО
3. Новиков А.М. Основания педагогики.- М.: Эгвес, 2011.-208 с.
4. Педагогика: учебн./ Крившенко Л.П. – М.: Проспект, 2012. – 432с.Доп.МО
5. Г.Н.ЖуковОбщаяипрофессиональнаяпедагогика:Учебник.М.:Инфра-М,2013.–
448 с. Рек. ФГАУ ФИРО
6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 744с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник /
Гогоберидзе А.Г.. – СПб.: Питер, 2014. – 464с.
Интернет- ресурсы.
1. Российское образование. Федеральный образовательный
портал: учреждения, программы, стандарты. –URL:http://www.edu.ru/
2. Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию. –
URL:www.ed.gov.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. –URL:www.schoolcollection.edu.ru
5. Сайт Федерального института педагогических измерений–URL:http://www.fipi.ru/
9