Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Объект физкультурно-спортивного назначения как объект исследования.
Цель занятия:
1. Понятие объект и предмет исследования.
2. Объект ФСН как область исследования.
Литература:
1. ГОСТ Р 55789-2013. Спортивное оборудование и инвентарь. Термины и определения (с Поправкой).
2. ГОСТ 7.32-2017. СИБИД. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (с Поправкой).
3. Учебное пособие «Теория и практика размещения объекта спорта». СПб, НФГУ ФКСиЗ им. П.Ф.Лесгафта. 2017.
4. Учебное пособие «Физкультурно-спортивные сооружения», Под общей редакцией Л.В. Аристовой, -М: 1999.
1. Понятие объект и предмет исследования.
Наиболее важными элементами исследовательской деятельности можно считать объект и предмет исследования. В настоящее время существует множество самых разнообразных подходов к определению данных понятий. Для того чтобы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной литературе.
В. Даль в своем Толковом словаре трактует понятие объекта и предмета следующим образом:
«Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самим предметом». «Предмет - все, что представляется чувствам. Например: «Предмет сочинения - основа, смысл его».
Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:
«Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
Н. Е. Яценко полагает, что «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство».
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать рабочие определения понятий «объект» и «предмет исследования».
Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятый исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от сознания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они могут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать актуальные (или реальные) и потенциальные объекты исследования.
Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа.
Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предположительны, отражают не природу существующей действительности как таковой, но такие формы её вероятного бытия, возможность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объектами возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.
Предмет - это то, что находится в рамках, в границах объекта.
Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.
Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
Различие объекта и предмета - это чисто гносеологическая проблема. Возникает она всегда там, где по каким-то причинам перестает работать методологическое требование об использовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.
Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии (ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности). Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объективные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе совокупность знаний, представляющих этот объект. В этом случае совокупность знаний становится предметом изучения.
Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет отдельные объекты, определяет их как предметы, как потенциальные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека.
От человека зависит лишь сам момент выделения объекта. Но, выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это - особенность человека превращать объект - в предмет своей деятельности. Выделенные из объективной реальности отдельные объекты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.
Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
Иногда объект и предмет исследования определяются практически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.
Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам исследования.
2. Объект ФСН как область исследования.
Спортивное сооружение или объект физкультурно-спортивного назначения (далее – объект ФСН), как объект исследования может быть представлен:
- в составе имущественного комплекса физкультурно-спортивных организаций, которые могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах;
- отдельными системами или подсистемами, которые образуются в данной организации в процессе её функционирования. Например, социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.;
- совокупностью элементов, из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е. это то, что требует наличия системы управления (СУ), например, в составе МТБ отрасли;
- структурой организации (порядок взаимосвязей элементов);
- структурой технологических процессов;
- факторами внутренней и внешней среда, в условиях которых функционирует данная организация и др.
Таким образом, спортивные сооружения как объект исследования могут быть представлены значительным многообразием от системы до элементов, а предметом исследования выступают проблемы, возникающие в процессе функционирования такой системы с учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды.
В общем виде состав и порядок работ практически любого исследования может быть следующим:
1) определение конкретного объекта и предмета исследования;
2) сбор информации и выявление проблем;
3) постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения;
4) определение «границ» внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой системы (в том числе разработка ее экономико-математической модели);
5) накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
6) анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик;
7) выявление влияющих на проблему факторов и их связей;
8) выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов;
9) сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических предположений;
10) определение условий, путей и методов решения задач;
11) формулирование исходных гипотез;
12) теоретический анализ исходных гипотез;
13) планирование и организация экспериментов;
14) проведение эксперимента;
15) анализ и обобщение полученных результатов;
16) проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
17) окончательная формулировка новых законов, закономерностей, фактов, тенденций, объяснений, обоснований и (или) научных прогнозов.
Прикладные исследования, как правило, включают этап внедрения полученных результатов.
Таким образом, достижение результата исследования является длительным по времени процессом познания. При этом, важным условием осуществления первых трех этапов, является знание терминологии предмета и объекта исследования.
Терминоло́гия — совокупность терминов, используемых в определённой области знания.
Те́рмин (от лат. Terminu — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее.
В каждой отрасли терминология является основой профессионального языка, который позволяет специалистам однозначно понимать содержание характерных для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений.
В отрасли ФКиС действует ГОСТ 55789 — 2013 «Спортивное оборудование и инвентарь. Термины и определения».
Установленные в стандарте термины и определения расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в сфере физической культуры и спорта, а также в области государственной системы стандартизации.
Для каждого понятия или определения установлен один стандартизованный термин.
В алфавитном указателе данные термины и определения приведены отдельно с указанием их номера в данном стандарте.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
В приведенном стандарте нет определений следующим понятиям: объект ФСН, размещение, создание и использование объекта ФСН. В связи с этим, в целях однозначного понимания целей и задач изучаемой дисциплины эти определения следующие:
Объект ФСН – это объект или комплекс недвижимого имущества, созданный (приспособленный) в соответствии с действующим законодательством о размещении и создании объекта недвижимости, используемый физкультурно-спортивной организацией в соответствии с функциональным назначением по предоставлению безопасных, доступных и востребованных услуг потребителям физической культуры и спорта на праве владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом.
Размещение объекта ФСН: определение состава требований по формированию параметров функционального назначения (спортивная технология) и пространственных границ объекта спорта в условиях ограничений градостроительных, инженерного обеспечения и экологии.
Создание объекта ФСН: закрепление функциональных, архитектурно-художественных, инженерно-технических, экологических и экономических требований в модели (проектирование, ПСД) и реализация проекта на земельном участке в натуре (строительство инженерно-строительного объекта). Приемка завершенного строительством объекта, закрепление прав на объект недвижимости.
Использование спортивного сооружения: организация проведения физкультурных и (или) спортивных мероприятий, учебно-тренировочного процесса, оказание услуг населению; поддержание инженерно-технических параметров объекта в соответствии с утвержденным проектом (эксплуатация) до его полного физического (морального) износа и ликвидации.