О возможностях использования педагогической технологии В.Ф. Шаталова в современной школе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
О возможностях использования педагогической технологии В.Ф. Шаталова в современной школе
Изучение лекционного материала и первоисточника позволило прийти к выводу, что В.Ф. Шаталов сегодня хотел бы оказаться одним из практиков педагогики, так как его технология полностью подходит под современные образовательные реалии. Сам Виктор Фёдорович видел в своей работе целью не просто успешное и эффективное обучение школьников, хотя это и признавалось им важным, но и воспитание определенных качеств в подрастающем человеке, таких как «чувство достоинства», уверенность в своих силах, честность, уважение к себе и другим, ответственность и т.д. Если же мы обратимся к Федеральным образовательным стандартам, то увидим в них не перечень конкретных знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть обучающийся, а необходимость овладения им метапредметными и личностными результатами (причем они стоят в тексте выше предметных), которые во многом перекликаются с теми качествами, которые описаны Шаталовым. При этом педагогическая технология Виктора Федоровича оказывается актуальной и, исходя тех приемов, которые использует, так как она соответствует многим современным педагогическим веяниям. К примеру, важность использования взаимоконтроля и самоконтроля помимо оценивания учителем сегодня признаются в качестве важнейших приемов проверки усвоенной информации. Значима для Шаталова и психологическая атмосфера класса, о важности которой говорят многие современные исследователи, хотя сам Виктор Федерович и не использует этого понятия. Однако он пишет о «психологической раскрепощенности», а также о «поддержании высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя».
Кроме того появление ЕГЭ во многом развязало руки современным новаторам. Результаты такого экзамена могут служить объективным показателем эффективности педагогической системы, а потому многие родители школьников были бы готовы к участию в таком эксперименте.
Самая идея использования опорных конспектов при работе с материалом позволила бы более эффективно готовиться к ЕГЭ, причем минимизируя время на повторения ранее изученного материала, так как их крепкое запоминания позволяет быстро вспомнить все свое важное для выполнения. Причем современная цифровая эпоха позволила бы работать с этими конспектами еще успешнее. Педагог при объяснении нового материала может обращаться к уже ранее составленному им опорному плану учителя, постепенно выводя на экран (мониторов, проектора или интерактивной доски) его элементы. Итоговый слайд будет и представлять собой опорный конспект, который ученики получат для самостоятельного закрепления информации дома, что позволяет исключить разночтения между тем материалом, который давался на уроке и получил ученик.
Стоит отметить, что сам Шаталов описывал использование опорных экспериментов при овладении предметами естественно-научного цикла. Специфику гуманитарного знания можно отразить не в опорных конспектах, а в популярных сегодня ментальных картах, причем оба эти способа информации имеют много общего, а потому вполне могут дополнять друг друга в практике образовательного процесса.
Хорошей подготовке к ЕГЭ служит еще один краеугольный камень педагогической технологии В.Ф. Шаталова, а именно постоянное повторение информации. Ученики постоянно обращаются к ранее изученному и не могут жить по принципу «сдал – забыл». А это значит, что при подготовке к экзамену обучающийся лишь освежает свои знания, а не как будто впервые знакомиться с материалом. Кроме того любой ученик в школе знает, что может в любой момент обратиться за помощью к учителю, который проверит и проконтролирует уровень овладения им знаний. Необходимость же сдачи пропущенных «параграфов» не допускает появления у ученика больших «провалов» в знаниях. Причем современный электронный дневник позволил бы еще более эффективно отслеживать динамику того, что еще нужно сдать и ученикам, и их родителям.
Еще одной частью педагогической технологии Шаталова является использование в процессе обучения различных игр. Современные технологии позволяют еще больше расширить педагогическую копилку этих игр, включая квест-игры, игры по типу стратегий и т.д.
Главная проблема в реализации педагогической технологии В.Ф. Шаталова связана с уровнем подготовки педагогов и их желанием повышать свой уровень профессионального мастерства. Далеко не все педагоги готовы работы в таком формате и действительно «отдаваться делу».
Но при этом нельзя сказать, что сейчас нет таких же самоотверженных учителей, которые действительно «горят» и зажигают своей энергией учеников. Современные учителя обязаны, исходя из тех требований, которые предъявляются ими при аттестации на категорию создавать свой собственный уникальный продукт. Чтобы получить высшую аттестационную категорию нужно заниматься своим каким-то проектом, экспериментом. Желательно еще размещать свои достижения в учительском блоге, форуме, чтобы поддерживать звание современного эффективного учителя, знакомого с информационными технологиями. Нужно публиковать свои достижения в научных изданиях. При этом ценятся именно авторские разработки, а не успешный опыт реализации уже существующей педагогической технологии (к примеру, В.Ф. Шаталова). В итоге, в информационном пространстве педагогического сообщества оказывается переизбыток интеллектуальных продуктов, и отыскать среди них действительно эффективные представляется почти невыполнимой миссией. Но это не отменяет самого факта того, что часть учителей действительно хотят улучшить качество образовательного процесса, используя для этого различные возможности.