Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
https://www.youtube.com/watch?v=sIWJdbHVi2c (ссылка на лекцию)
Эссе по лекции «Мозг и язык» Черниговской Т.
Обзор лекции посвящен теме взаимосвязи мозга и языка у человека. Изучением данных особенностей занимается ряд таких наук, как филология, психология, лингвистика, антопрология (этнография), философия, нейронауки – всецело спектр научных знаний представляет собой когнитивные науки, которые раскрывают особенности строения и функционирования головного мозга, изучение речевой деятельности как психической активности, особенности работы речевых центров в головном мозге, филологические аспекты языка в связи с нейроцентрами и др. В своей лекции, автор освящает все эти моменты с позиции разных наук, приводя в примеры современные научные исследования, а также исторические факты. В лекции звучат имена таких авторов, как Р. Якобсона, Холмского, Дж. Ризолайна и др.
Что мы можем узнать из лекции о связи мозга и языка? Язык, со слов Татьяны Владимировны Черниговской – это сложный алгоритм, который присущ только человеку. Этот алгоритм может быть вербальный или жестовый. Он многозначен и диалогичен, и не может сводиться лишь к коммуникативной функции. Сам язык состоит из фонем. Он организован с помощью цифр (слоги составляют слова, слова составляют фразы, фразы составляют текст), Т.В. приводит здесь пример с конструктором, который представляет собой единицы, из которых можно построить любую конструкцию. Так в чем же состоит связь с мозгом? За разговор и восприятие языка отвечают определенные зоны головного мозга, кроме того язык — это результат действия когнитивных функций (памяти, мышления, восприятия и др.), и одновременно сама по себе одна из когнитивных функций. Социальное общение, которое является одной из функций языка, в головном мозге отвечают зеркальные нейроны. Зеркальные нейроны позволяют воспринимать и отражать полученную информацию извне, благодаря этому происходит развитие эмоциональной сферы, воображения, в целом развитие способности человека к социальному общению. Кроме того, особенности общения между людьми, взаимодействие между культурами, конфессиями, взаимодействие между любым социальным элементом зависит от зеркальных структур, так как ими определяется способность к рефлексии и самоосознанию, играющие большую роль в общении и социальной функции языка.
Кроме того, язык у человека обусловлен генетически. У людей есть врожденная способность к языку, в генетическом коде содержатся негласные правила восприятия, расшифровки языковых алгоритмов, морфология языка и вокализация – все это является частью неройнной системы мозга.
Автор обозначает актуальные вопросы наук в изучении взаимосвязи языка и мозга. Так вопросы лингвистики сосредоточены на изучении развития языка на протяжении эволюции. Генетикой поставлены вопросы о генах языка и языковом родстве.
Сама структура лекции несколько расплывчата, автор очень интересно рассказывает, приводит много различных примеров, однако, при этом существенная и содержательная информация о языке и мозге выделяется из лекции посредством анализа услышанного. В своем рассказе, Татьяна Владимировна затрагивает вопросы биологии, генетики, психологии, психологии развития, филологии и антропологии, в ходе ответов на которые обуславливает взаимосвязь между головным мозгом и языков.
На мой взгляд, из услышанного я могу определить, что данная связь заключается в развитии нейронных структур, в особенностях их функционирования и генетическом коде, в котором заложен алгоритм языка. Также на мой взгляд, данное представление о взаимосвязи языка и мозга, вполне научно обосновано и не подлежит сомнению. Саму лекцию, я могла бы рекомендовать интересующимся данной проблемой научным сотрудникам и студентам.