Нормирование в области охраны окружающей среды
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
2.
О
лицензировании
деятельности
по
сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению
отходов I-IV классов опасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в
установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов
допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов, а также разработке
нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативными документами в области охраны окружающей среды
устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности:
— требования в области охраны окружающей среды к работам, услугам
и соответствующим методам контроля;
— ограничения и условия хозяйственной и иной деятельности,
оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
— порядок организации деятельности в области охраны окружающей
среды и управления такой деятельностью.
Основы нормирования в области охраны окружающей среды
установлены в пятой главе закона «Об охране окружающей среды», которая
определяет систему экологических нормативов и требования к их разработке.
Специальные
требования
по экологическому нормированию
использования
отдельных
природных
ресурсов
установлены
в
природоресурсном законодательстве: Земельном, Водном, лесном кодексах
РФ, Федеральных законах «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении
водных биологических ресурсов» и др.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемическом благополучии
населения»
определены
требования
к
санитарно-гигиеническому
нормированию в области охраны среды обитания.
Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого
воздействия на окружающую среду образуют систему экологических
нормативов.
Утвержденные
специально
уполномоченными
государственными
органами,
экологические
нормативы
являются
обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит
критерием оценки правомерности деятельности предприятий в процессе
оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы,
лицензирования, сертификация, контроля и др.
Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые
установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и
иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при
соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме
нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а
также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, в
атмосферном воздухе, воде и почве, и нормативов предельно допустимых
уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.
Нормативы качества окружающей среды устанавливают предельные
величины содержания химических веществ и микроорганизмов в природных
компонентах, несоблюдение которых может привести к загрязнению
окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Такие
нормативы служат для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по
химическим и биологическим характеристикам. Это означает, что если в
атмосферном воздухе, воде или почве содержание химического вещества не
превышает соответствующий норматив предельно допустимой его
концентрации, то состояние воздуха, воды или почвы является
благоприятным, то есть не представляющим опасности для здоровья человека
и для других живых организмов.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства
нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических
критериев для защиты прав граждан при определении благоприятного
состояния окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке
воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой
будет связана с отрицательным воздействием на природную среду.
Соблюдение этих нормативов и других экологических требований при
разработке природоохранных мер при проектировании предприятий и иных
объектов рассматривается как критерий экологической обоснованности
соответствующих проектных решений.
Рассматриваемые нормативы образуют основу для регулирования
охраны окружающей среды от химических, физических и биологических
воздействий на природную среду отдельными источниками —
предприятиями, транспортными средствами и т. п.
Согласно экологическому законодательству нормативы каче ст ва
окружающей среды являются едиными для всей территории России.
Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с
учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной
социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников,
курортных и рекреационных территорий). Потребность в дифференциации
нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием
на территории России различных природных и климатических зон и
соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов
на однотипные воздействия.
К настоящему времени установлен значительный массив нормативов
ПДК вредных веществ в окружающей среде: для атмосферного воздуха —
ПДК более 500 вредных веществ; для водных объектов хозяйственнопитьевого и культурно-бытового назначения — ПДК более 1600 вредных
веществ; для почв — ПДК более 30 вредных веществ.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду – это нормативы, которые установлены в соответствии с
показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества
окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую
среду
хозяйственной
деятельности
для
природопользователей
устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на
окружающую среду:
— нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и
микроорганизмов;
— нормативы образования отходов производства и потребления и
лимиты на их размещение;
— нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла,
уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности
электромагнитных полей и иных физических воздействий);
— нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
— нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую
среду.
Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на окружающую среду, устанавливаемые для
отдельных источников таких воздействий. Регулирование воздействия на
окружающую среду выступает в качестве одного из правовых средств ее
охраны. Загрязнение окружающей среды предприятием и иным объектом в
пределах установленных для них нормативов является одним из основных
показателей правомерности их эксплуатации. Нарушение этих нормативов
образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже
прекращения эксплуатации соответствующих объектов.
При установлении нормативов предельно допустимого воздействия на
окружающую среду принципиальным является вопрос об их соотношении с
нормативами качества окружающей среды. Нормативы допустимого
воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение
нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей
территорий и акваторий.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются
для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на
окружающую среду исходя из нормативов допустимой антропогенной
нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а
также технологических нормативов.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и
сбросов веществ могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на
основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий
по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих
технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом
поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и
сбросов веществ. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается
только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с
органами исполнительной власти, осуществляющими государственное
управление в области охраны окружающей среды.
Требования о нормировании вредного воздействия на состояние
окружающей среды распространяются на все источники такого воздействия.
если на предприятии имеется несколько источников выбросов загрязняющих
вещества в атмосферу или сбросов сточных вод, то для каждого из них
устанавливаются нормативы выбросов или сбросов.
В отличие от стационарных источников, для которых определяются
индивидуальные нормативы с учетом специфики их воздействия на
окружающую среду, для транспортных и иных передвижных средств и
установок предусматриваются нормативы для модели.
Особенность нормирования предельно допустимого загрязнения
окружающей среды транспортными средствами заключается в том, что
нормативы содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах
транспортных средств закрепляются в техническом регламенте,
утвержденном Постановлением Правительства РФ № 609 от 12.10.2005 г. Для
обеспечения уровня выбросов регламентом установлены требования к
используемому топливу.
Несмотря на важную роль в обеспечении рационального
природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование
нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока
должного
развития.
Нормативы
изъятия
природных
ресурсов
устанавливаются с целью удовлетворения общественных потребностей в
природных ресурсах и предупреждения истощения этих ресурсов. Такие
нормативы разрабатываются с учетом возможностей их воспроизводства,
сохранения устойчивого функционирования естественных экологических
систем.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и
порядок их установления определяются законодательством о недрах,
земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о
животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей
среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области
охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов
природных ресурсов. Более конкретные требования о нормировании изъятия
отдельных природных ресурсов предусматриваются в природоресурсном
законодательстве с учетом специфики того или другого природного ресурса.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях
оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и
иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в
пределах конкретных территорий и (или) акваторий. Такие нормативы
устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной деятельности
на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников,
находящихся на этих территориях или акваториях. При установлении этих
нормативов учитываются природные особенности конкретных территорий и
акваторий.
Порядок разработки и утверждения проектов нормативов допустимых
воздействий на окружающую среду устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Лицензия и договор как правовые инструменты регулирования
природопользования и охраны окружающей среды
Суть лицензирования, как одной из форм государственного
регулирования хозяйственной и иной деятельности, заключается в создании
гарантий безопасного и квалифицированного выполнения отдельных видов
работ, оказания услуг, производства продукции. лицензирование
осуществляется применительно к тем видам деятельности, которые при их
ненадлежащем осуществлении могут принести вред интересам общества и
государства. Предоставление лицензии следует рассматривать как
подтверждение со стороны государства наличия у субъекта, осуществляющего
ту или иную деятельность, соответствующих возможностей (технических,
ресурсных, организационных, финансовых и др.), необходимых для
безопасного осуществления такой деятельности.
Экологическое лицензирование — это одна из функций
государственного управления в сфере природопользования, охраны
окружающей среды и обеспечения экологической безопасности граждан.
В настоящее время очевидна тенденция развития лицензионнодоговорных основ регулирования природопользования и охраны окружающей
среды. Получение лицензии или заключение договора создают основание для
приобретения права природопользования и осуществления ряда видов
деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает
осуществление экологически значимой деятельности без лицензии или
договора, если для ее ведения это требуется. Проведение такой деятельности
без надлежаще оформленных документов является основанием для
применения к виновному лицу мер юридической ответственности.
Значение лицензирования и договоров определяется также другими их
функциями в механизме регулирования природопользования и охраны
окружающей среды. К таким функциям относятся:
а) информационная — сбор, накопление и распространение информации
о масштабах, видах и пределах экологически значимой деятельности, о
состоянии окружающей среды в месте осуществления такой деятельности,
мерах по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;
б) превентивная — предупреждение экологического вреда посредством
установления в лицензии и договоре пределов использования природных
ресурсов, негативных воздействий на природу, других экологических условий
при осуществлении хозяйственной деятельности;
в) контрольная — проявляется в том, что, выдавая лицензию и заключая
договор,
уполномоченные
государственные
органы осуществляют
превентивный контроль за соблюдением природопользователем требований
природоохранного законодательства.
Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием
природных ресурсов и оказывающая вредное воздействие на окружающую
среду, допускается, как правило, на основании специальных лицензий. Виды
деятельности, требующие лицензии для ее осуществления, как и форма
лицензии, определяются Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О
лицензировании отдельных видов деятельности».
Договор в сфере взаимодействия общества и природы является
средством правового регулирования отношений как наряду с лицензией, так и
самостоятельно, устанавливая соответствующие права на аренду земли, на
пользование водными ресурсами и др.
Стороны договорных отношений являются автономными и
административно независимыми друг от друга. их взаимные права и
обязанности определяются не произвольно по усмотрению сторон, а вытекают
из положений действующего законодательства.
Лицензирование
и
договорные
отношения
в
сфере
природопользования и охраны окружающей среды
Под экологическим лицензированием понимается деятельность
уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей
лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование
или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны
окружающей среды.
Участниками процесса лицензирования являются предприятия,
организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а
также
физические
лица,
осуществляющие
предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, требующую получения
лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на
выдачу таких лицензий, — с другой.
Лицензирование и развитие договорных отношений в сфере
природопользования и охраны окружающей среды имеют некоторые
особенности, обусловленные спецификой лицензируемых видов деятельности
по обращению с опасными отходами, использованию вод, недр, и др.
лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами
регулируется Федеральным законом «Об отходах производства и
потребления» № 89 — ФЗ от 24.06.1998 года, Федеральным законом «О
лицензировании отдельных видов деятельности» № 99ФЗ от 04.05.2011 года и
Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, другими
нормативными правовыми актами, утвержденными постановлением
Правительства РФ № 524 от 26.08.2006 года.
лицензионными
требованиями
и
условиями
осуществления
деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и
размещению опасных отходов являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на
праве собственности или на ином законном основании производственных
помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных
установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных
и
снабженных
специальными
знаками
транспортных
средств,
соответствующих установленным требованиям;
б) наличие у работников предприятия, допущенных к деятельности по
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению
опасных отходов, профессиональной подготовки, подтвержденной
свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами;
в)
проведение на предприятии производственного контроля за
соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с
отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
г) наличие у лицензиата паспортов опасных отходов, в отношении
которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению;
д) иные требования, установленные законодательством РФ, при
осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке и размещению опасных отходов.
Вопрос о лицензионном (разрешительном) порядке
пользования недрами решается в зависимости от характера полезных
ископаемых, вида работ, связанных с недрами, и вида пользования недрами.
Так, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и
арендаторы могут использовать для собственных нужд имеющиеся на
земельном участке общераспространенные полезные ископаемые свободно,
без специального разрешения.
В других случаях предоставление недр в пользование оформляется
специальным государственным разрешением в виде лицензии. В
соответствии с предусмотренными законодательством видами пользования
недрами лицензии выдаются для геологического изучения недр, добычи
полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений,
не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо
охраняемых объектов и других видов пользования.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют
свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего
срока ее действия. изменение этих условий допускается только при согласии
пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях,
установленных законодательством.
Право пользования водами оформляется договором или решением о
предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии с Водным
кодексом РФ водные объекты предоставляются в пользование на основании
договоров водопользования для:
— забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных
объектов;
— использования акватории водных объектов, в том числе для
рекреационных целей;
— использования водных объектов без забора (изъятия) водных
ресурсов для целей производства электрической энергии.
Договор водопользования должен содержать:
— сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного
объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять
водопользование;
— цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в
том числе объем допустимого забора водных ресурсов) в случаях,
предусмотренных статьей 11 Водного кодекса РФ;
— срок действия договора водопользования;
— размер платы за пользование водным объектом или его частью,
условия и сроки внесения данной платы;
— порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
— ответственность сторон договора водопользования за нарушение его
условий.
Предельный срок предоставления водных объектов в
пользование на основании договора водопользования не может
составлять более чем двадцать лет.
Водный кодекс РФ допускает передачу прав и обязанностей по договору
водопользования другому лицу с согласия исполнительного органа
государственной власти или органа местного самоуправления.
Решение о предоставлении водных объектов в пользование позволяет
использовать водные объекты для:
— обеспечения обороны страны и безопасности государства;
— сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
— строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных
сооружений;
— создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных
островов на землях, покрытых поверхностными водами;
— строительства гидротехнических сооружений, мостов, подводных и
подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других
линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и
берегов водных объектов;
— разведки и добычи полезных ископаемых;
— проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ,
связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
— подъема затонувших судов;
— сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
— забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель
сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
— организованного отдыха детей, а также организованного отдыха
ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Согласно Водному кодексу РФ решение о предоставлении водного
объекта в пользование должно содержать:
— сведения о водопользователе;
— цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в
том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях,
предусмотренных статьей 11 Кодекса;
— сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного
объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять
водопользование; — срок водопользования.
Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной
собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных
образований, в пользование на основании договоров водопользования или
решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется
соответственно исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Одновременно Водный кодекс РФ предусматривает обширный перечень
случаев водопользования без заключения договора водопользования или
принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. К
последним, в частности, относится пользование водами для:
— судоходства (в том числе морского судоходства), плавания
маломерных судов;
— осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
— забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в
том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или)
являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
— забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной
безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации
их последствий;
— забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и
(или) судоходных попусков (сбросов воды);
— забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы
судовых механизмов, устройств и технических средств;
— воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
— проведения государственного мониторинга водных объектов и
других природных ресурсов;
— проведения геологического изучения, а также геофизических,
геодезических, картографических, топографических, гидрографических,
водолазных работ;
— рыболовства, товарного рыбоводства, охоты;
— осуществления традиционного природопользования в местах
традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
— санитарного, карантинного и другого контроля;
— охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
— научных, учебных целей;
— разведки и добычи полезных ископаемых, строительства
трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением
болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных
в поймах рек;
— полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения
личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за
сельскохозяйственными животными;
— купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в
соответствии со статьей 6 Водного кодекса;
— проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского
или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей
Российской Федерации;
— создания искусственных земельных участков.