Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5 «Нормативно-правовое регулирование
образования в Российской Федерации»
Вопросы:
1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.
2. Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации.
3. Правовой статус педагогических работников.
1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Российская система образования с 2000 года находится в состоянии модернизации. Понятие «модернизация» в наиболее общем виде определяется как процесс изменения каких-либо объектов, придание им современных свойств, которые соответствуют требованиям времени.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Реализация намеченной цели предполагает активизацию всех субъектов образовательной политики и объединение усилий родительской общественности, государства, его федеральных и региональных институтов, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов - всех, кто заинтересован в развитии образования.
Процесс модернизации образования протекает поэтапно. В тоже время, он отличается целостностью и непрерывностью, преемственностью последовательно решаемых задач, что объясняет условность и неоднозначность выделения этапов модернизации по разным источникам. В связи с этим, рассмотрим наиболее общие тенденции модернизации образования с 2000 года.
Первый продолжительный этап модернизации образования охватил период с 2000 по 2010 год. Важнейшие изменения данного периода нашли отражение в ряде документов, таких как Национальная доктрина образования (2000), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2001), приоритетный национальный проект «Образование» (2005) и ряде других документов. Обновленная система образования была призвана обеспечить непрерывность образования в течение всей жизни человека, его доступность и качество, формирование навыков самообразования и самореализации личности, подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов. При этом было важно не только сохранить фундаментальность образования, но и обеспечить его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Важнейшими изменениями данного периода можно считать переход на компетентностный подход в определении целей и содержания образования, достижение преемственности его уровней и ступеней, открытости системы, принятие государственных стандартов образования, развитие дистанционного образования, обеспечение индивидуализации образования на основе многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.
В этот период были решены задачи повсеместного подключения образовательных организаций к сети Интернет, оснащения их современным оборудованием и материалами, внедрения метода проектов на всех уровнях образования, созданы условия для введения профильного образования на старших ступенях общеобразовательной школы и единого государственного экзамена. Одновременно решались задачи повышения статуса педагогических работников и качества их подготовки.
Официально, итоги первого этапа модернизации образования были подведены в 2010 году, однако уже в 2008 году была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, определившая системные преобразования во всех сферах жизни страны на период до 2020 года, в том числе – в сфере образования.
Раскрывая стратегическую цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, данный документ определяет основные задачи по ее достижению на всех уровнях образования. Так, на уровне общего образования, важнейшими задачами становятся расширение возможностей образовательной среды для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей на ранних этапах развития, выявление и поддержка талантливых детей и молодежи, обучение в соответствии с требованиями образовательных стандартов. На уровне профессионального образования решаются задачи обеспечения инновационного характера базового образования, создания современной системы непрерывного образования, профессиональной подготовки и переподготовки профессиональных кадров, расширения участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Также поставлена задача расширения сферы дополнительного образования.
Стратегия развития общего образования на новом этапе модернизации образования была подробно раскрыта в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной в 2010 году. В данном документе были определены ведущие характеристики школы 21 века и конкретизированы основные направления развития общего образования, предполагающие переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, расширение самостоятельности школ. Важнейшее внимание при этом уделялось решению задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. В документе указывается, что важнейшими качествами личности в условиях инновационных преобразований становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. При этом школа становится критически важным элементом в этом процессе и призвана раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Акценты в образовательном процессе снова смещаются в сторону воспитания. В 2009 году была принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая была заложена в основу разработки стандартов общего образования. В документе указывается, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. В концепции был определен национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Ведущие положения Концепции позже нашли отражение в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, принятой в 2015 году. В данном документе еще раз подчеркивается, что воспитание рассматривается сегодня как стратегический общенациональный приоритет.
Своеобразным индикатором системных преобразований с сфере образования стал принятый Государственной Думой РФ в декабре 2012 года новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Данный документ законодательно закрепил изменения первого этапа модернизации образования и стал нормативной основой для последующих преобразований. Основная цель принятия нового законопроекта состояла в обеспечении комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, создании правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами личности, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования. Именно с принятием данного документа многие авторы связывают дальнейшее развитие процесса модернизации образования.
Конкретные шаги по реализации целей и задач, намеченных в ведущих стратегических документах на втором этапе модернизации, определены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Федеральных целевых программах развития образования на 2011 – 2015 и 2016-2020 годы. В документе указывается, что для обеспечения доступности и качества образования будет продолжена работа по развитию сети образовательных учреждений, их оснащению, внедрению современных образовательных стандартов, разработке общероссийской системы оценки качества образования, созданию условия для образования лиц с ОВЗ, расширению потенциала системы дополнительного образования. Особое внимание будет уделяться подготовке педагогических кадров с учетом требований профессионального стандарта, повышению престижности труда педагога.
2. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации. Современная нормативная база в сфере образования представлена множеством нормативных актов, включающих документы международного права по вопросам образования, федеральные и региональные законы и нормативные акты в области образования, документацию в области управления системой образования, государственной регламентации и финансового обеспечения образовательной деятельности. Однако ряд нормативных документов составляют ее основу и определяют основные требования к современной системе образования.
Среди международных документов в сфере образования ведущие нормы заложены во Всеобщей декларации прав человека, которая принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. Декларация относится к документам, которые являются обязательными для выполнения всеми членами Организации объединенных наций, и не потеряла свою актуальность до сегодняшнего дня.
Статья 26 данного документа определяет, что каждый человек должен иметь право на образование, которое должно быть бесплатным на уровнях начального и общего образования. Декларация провозглашает также общедоступность технического и профессионального образования, а также доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого. «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира»0. При этом родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Провозглашенные данным документом права были расширены и закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 43 данного законодательного акта, гражданам РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего образования, а также высшего образования на конкурсной основе. Обязательным уровнем в стране признается основное общее образование, ответственность за обеспечение которого возложена на родителей. В документе указывается, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы образования и самообразования.
Важнейшим законодательным актом, устанавливающим правовые, экономические и организационные основы образования, является Закон Российской Федерации «Об образования в РФ», принятый в декабре 2012 года0. Данный документ имеет существенные отличия от принятого ранее, охватывает все уровни образования и является основой дальнейшего совершенствования всей нормативной базы системы образования.
Рассмотрим наиболее существенные нововведения.
Важнейшим новшеством Закона является определение понятийного аппарата в сфере образования, что призвано обеспечить единство употребления и понимания терминов в законодательстве и правоприменительной практике.
Так, понятие «образование» в законе рассматривается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Сохраняя базовые принципы государственной политики в области образования, Закон закрепляет новые принципы, такие, как создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств, обеспечение права на образование в течение всей жизни, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций, недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования, сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Закон определяет, что в целях реализации права каждого человека на образование должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
С принятием Закона существенные изменения произошли в структуре системы образования. Современная система образования включает общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение и обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Общее образование охватывает четыре уровня – дошкольное образование, начальное, основное и среднее общее образование. Профессиональное образование также является четырехуровневым и включает среднее профессиональное образование и высшее образование, подразделяемое на три уровня – бакалавриат, специалитет или магистратура и уровень подготовки кадров высшей квалификации.
В Законе подчеркивается, что важнейшим элементом системы образования Российской Федерации являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ, вариативность их содержания, государственные гарантии уровня и качества образования. Все образовательные стандарты, за исключением ФГОС дошкольного образования, являются основой объективной оценки результатов обучения. На сегодняшний день приняты ФГОС для всех уровней общего и профессионального образования, проходят апробацию ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью, в том числе – в условиях инклюзивного образования.
Определение ответственности всех основных субъектов образовательного процесса – еще одно нововведение Закона.
Понятие «ответственность» многогранно и включает как моральный, так и юридический аспекты.
В статье 4 Закона закреплены не только права и обязанности, но и меры ответственности обучающихся и их родителей. Так, к обучающимся с учетом тяжести нарушений могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Данные меры не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Отчисление обучающихся возможно только при достижении возраста старше 15 лет с учетом мнения родителей и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Родители несовершеннолетних обучающихся, имея преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, в соответствии со статьей 44 Закона обязаны обеспечить получение детьми общего образования. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, меры которой определены в Семейном и Гражданском кодексах РФ, и также в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.
3. Правовой статус педагогических работников. Регулирование трудовых отношений, которые складываются между образовательным учреждением и педагогическими работниками, в целом осуществляется на основе норм трудового права. Основными источниками трудового права являются законы и подзаконные нормативные акты государственных органов, такие как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В тоже время, в образовательной сфере трудовые отношения имеют ряд существенных отличий.
Особенности регулирования труда педагогических работников закреплены в статье 52 Трудового кодекса РФ0 и в главе пятой Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Данные нормативные акты устанавливают особый правовой статус педагогического работника, под которым понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Особый правовой статус призван обеспечить высокий уровень профессиональной деятельности педагога, создать условия для эффективного выполнения профессиональных задач, повышения социальной значимости, престижа педагогического труда.
Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
свобода преподавания, выражения своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания,
право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания, выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств,
право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов, на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности,
право на бесплатное пользование библиотеками, информационными ресурсами, образовательными, методическими и научными услугами организации,
право на участие в управлении образовательной организацией и обсуждении вопросов, относящихся к ее деятельности,
право на объединение в общественные профессиональные организации и обращение в комиссию по урегулированию споров,
право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: право на сокращенную продолжительность трудового дня (не более 36 часов в неделю), на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и длительный отпуск сроком до одного года, на дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в три года, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на обеспечение нуждающихся жильем на основе социального найма. Педагогам, проживающим в сельской местности, дополнительно предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Помимо общих мер воздействия, трудовые отношения с педагогическим работником могут быть расторгнуты при грубых нарушениях устава образовательной организации, применении методов, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
На уровне образовательного учреждения могут вноситься дополнения и уточнения в перечень прав и обязанностей работников, которые раскрываются в Уставе образовательного учреждения, должностных инструкциях и Положении по нормированию и оплате труда.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие наиболее существенные изменения произошли в сфере нормативно-правового обеспечения образования за последние 5 лет?
2. Назовите наиболее значимые нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации?
3. Какими правами наделены дети в Российской Федерации?
2. Перечислите нормативные документы, обеспечивающие законные интересы педагогических работников. В полной ли мере, с вашей точки зрения, защищены их права?
3. Что лежит в основе регламентации обязанностей педагогических работников?
4. Какой смысл вы вкладываете в определение «ответственность педагогического работника» и какие нормы ее определяют?
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека / Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс.
2. Конвенция о правах ребенка / Одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 // СПС КонсультантПлюс.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации /Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 декабря 2001// СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.