Нетарифные средства регулирования торговли: общая характеристика и особенности применения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Нетарифные средства регулирования торговли: общая характеристика и особенности применения
I
Специфика ряд нетарифных мер заключается в том, что эта мера, не входящая в группу таможенных тарифных, но в административном порядке или в силу выполняемых функций связаны с внешнеторговым оборотом. Некоторые из нетарифных мер изначально не предусматривали взаимосвязи с внешней торговлей, разрабатывались для регулирования внутреннего рынка, но, поскольку, внутренние рынки являются теперь открытыми для импорта, то импортные товары подлежат аналогичному регулированию.
II
Сегодня меры нетарифного регулирования являются наиболее важными, часто применяемыми и очень сложными с точки зрения правовой базы их регулирования и применения.
С 1947 года, с момента существования ГАТТ, когда основным инструментом внешнеторгового регулирования стала таможенная пошлина, была проведена большая работа по либерализации торговли и по снижению таможенных пошлин. С другой стороны, действовала тенденция, которая способствовала обострению конкуренции между странами и их компаниями и у конкурентов возникло стремление защитить себя от иностранной конкуренции. Естественное стремление – повысить ценовые барьеры, но, в рамках ГАТТ они уже были существенно снижены, и тогда стали применятся различные хитрости, уловки, стали вовлекаться в оборот меры, уже существующие для того, чтобы защитить национальный рынок в условиях ограниченной возможности применения ценовых мер.
Таким образом, появились нетарифные барьеры, многие из которых крайне сложно оценить, регулировать, они крайне сложно поддаются количественной оценке и с их применением могут возникать различные сложности.
III
Классификация нетарифных мер.
1. Паратарифные меры
2. Мер контроля над ценами
3. Финансовые меры
4. Меры автоматического лицензирования
5. Меры количественного контроля
6. Монополистические меры
7. Технические меры.
Эту классификацию использует ЮНКТАД для статистики применения нетарифных мер. Наиболее важное значение для классификации ВТО имеет то, что по каждой мере принято соответствующее соглашение.
Классификация ВТО предусматривает следующие меры: специальные защитные, антидемпинговые меры, компенсационные (составляют триаду защитных мер), меры импортного лицензирования, технические барьеры в торговле, санитарные меры.
IV
Нетарифные меры по назначению:
1. Специально созданные с целью регулирования внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, ДОЭ (добровольные ограничения экспорта))
Что касается регулирования – существует развитая законодательная и административная база, этим занимаются уполномоченные органы исполнительной власти.
2. Меры, возникающие в результате проведения технической политики, норм охраны здоровья, финансового и административного регулирования. Побочное воздействие: эти меры – результат внутриэкономической политики, но оказывают существенное влияние на импортные товары и услуги и объекты интеллектуальной собственности. Меры нетарифного характера, в отличие от мер тарифного характера применяются и в отношении услуг и объектов интеллектуальной собственности в то время, как таможенные тарифы применяются только в отношении товаров. Регулирование – международное сообщество стремится к разработке правил, чтобы свести к минимуму их ограничительное воздействие.
V
Наиболее распространенными мерами являются количественные ограничения, которым относится квота и лицензии.
Количественные ограничения экспорта и импорта (разрешительный режим) – это прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота.
Контингентирование (квотирование) предусматривает ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени.
Лицензионный порядок (лицензирование) предусматривает запрет на ввоз или вывоз товаров без лицензии.
VI
В рамках ВТО применение лицензии регулируются соглашением о процедурах импортного лицензирования.
Упрощение и унификация формальностей при выдаче лицензии.
- Правила выдачи лицензий
- Не должны создавать препятствий. Создаваемых контингентом
- Предоставление информации по индивидуальному лицензированию
- Национальный режим
- Требования к получателю лицензии
Правила ВТО предполагают, что страны должны наиболее активно пользоваться автоматической лицензией. Поскольку она содержат минимальный объем формальностей, требуемых для выполнения.
Автоматическая лицензия предполагает, что если вы уведомили государственные органы исполнительной власти о том, что вы собираетесь совершать сделки с тем или иным товаром и в течение определенного времени вам не пришел отказ, то лицензия получена.
VII
Что касается количественных ограничений в виде квоты, то существует правовая база, в основе которой лежит статья 11 текста ГАТТ, которая предусматривает отказ от количественных ограничений:
Ст. Х1: отказ от количественных ограничений
Ст. XII: количественные ограничения «для обеспечения внешнего финансового ограничения и равновесия платежного баланса» - если страна вводит количественное ограничение мотивируя это необходимостью обеспечения внешнего финансового ограничения и равновесия платежного баланса, необходимо заключение тех, кто является экспертом в данной сфере. На международном уровне экспертом по положению платежного баланса является международный валютный фонд. В рамках международного валютного фонда оценивается платежный баланс и его состояние всех стран-членов. Для того, чтобы одобрить нотифицированную меру, введенную на основе ст. XII, ВТО вправе запросить Международный валютный фонд предоставить информацию по платежному балансу страны, вводящей подобные меры.
Ст. XIII: Недискриминационное применение количественных ограничений
Ст. XIV: «Исключения из правил дискриминации»: применение количественных ограничений выборочно с указанием ситуаций, когда это возможно
Ст. XIX: Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров – пересекается с соглашением по защитным мерам в торговле, поскольку предусматривает, что в случае чрезмерно возросшего импорта или импорта на таких условиях, когда национальным производителям может быть нанесен серьезный ущерб, страна-импортер может вводить количественные ограничения или специальные пошлины.
Еще один случай, когда количественные ограничения могут вводиться – это статья XX – Общие исключения:
- за защиты общественной морали
- для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений
- относящихся к ввозу или вывозу золота или серебра
- для обеспечения соответствия законам или правилам, которые относятся к обеспечению соблюдения таможенного законодательства, правил о монополиях, защите патентов, товарных знаков и авторских прав
- к товарам, произведенным заключенными
- для охраны национальных сокровищ художественной, исторической и археологической ценности
- консервация истощаемых природных ресурсов, если подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления
- принимаемых во исполнение обязательств по межправительственному товарному соглашению
- ограничение экспорта отечественных материалов, необходимых для обеспечения достаточным количеством таких материалов отечественной обрабатывающей промышленности
- существенных для приобретения или распределения товаров, являющихся дефицитным в целом или для конкретного региона; при условии, что любые такие меры совместимы с принципом, что все договаривающиеся стороны имеют право на справедливую долю в международных поставках таких товаров.
СТ. XXI – предусматривает исключение по соображениям безопасности: запреты и ограничения на:
- Предоставление какой-либо информации, раскрытие которой страна считает противоречащим существенным интересам ее безопасности
- Возможность предпринимать такие действия, которые страна считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности
Если принимаются в военное время или в других чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях
- Любые действия во исполнение обязательств по Уставу Организации Объединенных Наций для сохранения мира во всем мире и международной безопасности.
Запреты – это ограничения, равные 0. Если вы вводите ограничения, обусловленные интересам национальной безопасности, то вы должны дать определение национальной безопасности, что не соответствует интересам ни одной страны, поскольку национальная безопасность достаточно хрупкое и чувствительное для всех понятие.
В мае 2019 года мы имели прецедент, когда Россия выиграла спор у Украины на основе статьи XXI – это касалось не товаров, а транзита услуг, но это статья была впервые активирована.
VIII
Меры защиты внутреннего рынка:
- Соглашение по защитным мерам (квоты и специальные пошлины)
- Соглашение о применении статьи VI ГАТТ (антидемпинговые пошлины)
- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (компенсационные пошлины)
У всех этих мер единый механизм применения. Процедурная составляющая означает, что для введения вех защитных мер необходима:
1. Подача иска от имени национальных производителей
2. Проведение расследования
3. Установление мер
4. Цель – противодействие несправедливой конкуренции
Введение меры:
1. Процедурная составляющая
- Расследование (квази-судебная процедура) и выявления обстоятельств, требующих компенсации ущерба.
2. Субстантивная составляющая
- Доказательство факта демпинга и материального ущерба.
Наиболее распространенными из всей триады являются антидемпинговые.
Современное определение демпинга, которое эволюционировало с 1964 года, представляет собой:
1. Продажа товара по цене ниже нормальной, т.е. продажной цены, по которой аналогичный товар может быть продан на рынке страны экспортера
2. Рассчитывается на основе цены, реально уплачиваемой независимым покупателем на внутреннем рынке при обычном ходе торговли
3. Комитет по а/д практике (представители всех стран)
Для того, чтобы демпинг был признан фактом, а антидемпинговые меры были введены, не достаточно самого факта демпинга. Необходимо наличие следующих моментов:
1. факт демпинга
2. факт материального ущерба
3. факт причинно-следственной связи между демпингом и ущербом
Для того, чтобы определить материальный ущерб, правила ВТО определяют целый спектр критерий материального ущерба.
IX
Компенсационные меры вводятся в отношении факта субсидирования. ВТО предусматривает три корзины субсидирования – строго запрещенные (красные) и обсуждаемые (желтые) и разрешенные (зеленые), а также есть голубая корзина, которые предусматривают субсидии на сокращение производства сельскохозяйственных товаров.
По правилам ВТО строго запрещенными, т.е. красными являются специфические субсидии:
- конкретному производителю
- экспортеру
- объединению производителей
- объединению экспортеров
- отрасли экономики
Либо представлены на:
- стимулирование экспорта товара
- замещение импорта товара
Еще один нетарифный предмет регулирования – это техническое регулирование. Технические меры регулируются соглашением по техническим барьерам в торговле. Для того, чтобы какая-либо мера стала барьером, необходимо привести доказательства. Тем не менее, техническое регулирование и стандарты сегодня являются важным инструментом, что обусловлено:
1. Широким выбором товаров и возможностью выбора
2. Инструментом маркетинга
3. Социальная функция – призвана защищать интересы страны от некачественных товаров
Инструмент маркетинга означает, что маркетинговая реклама говорит о том, что товар произведен на самых высоких стандартах.
X
Технические нормы и стандарты
- Технические нормы (регламенты) – обязательные
- Технические стандарты – добровольные
Технические нормы и стандарты включают в себя:
- Характеристика продукции, включая качество
- Процессы и методы производства
- Терминология и символика
- Требования к упаковке и маркировке
XI
Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТВТ) предусматривает:
- не применять в дискриминационных целях
- при разработке учитывать международные стандарты
- доступ к национальным методам испытаний и сертификации
- взаимное признание сертификаций и стандартов
- комитет по техническим барьерам
- нотификация – если какая- то страна собирается изменить стандарт или ввести новый, то необходимо не позже, чем за полгода до введения стандарта информировать об этом ВТО и ВТО вправе распространить эту информацию среди всех стран-участниц.
Аналогичным образом действуют и санитарные и фито-санитарные меры (SPS). Их целью является защита жизни и здоровья человека, животных и растений путем обеспечения безопасности продуктов питания и предотвращения заболеваний.
XII
Применение технических барьеров санитарных и фито-санитарных мер при наличии общих черт также и различаются. Для введения санитарных мер они могут быть основаны только на научных данных, в то время как для введения технических барьеров необходимо использование научных доказательств и аргументов.
Применение Режима Наибольшего Благоприятствования также различаются между ТБТ и СФС: технические барьеры применяются на основе РНБ (если мы определили, например, что все электрические приборы должны иметь определенный стандарт напряжения, то мы не можем применять режим большего благоприятствования), в то время как санитарные и фито-санитарные меры могут быть country-specific, то есть могут применяться только в отношении товаров из одной страны, если в ней зафиксированы нарушения или санитарные установки.
Отклонения от стандартов:
- СФС: в случае научного обоснования или если более высокий уровень требований оправдан
- ТБТ: климатические, географические или технологические обстоятельства (различие напряжения и в стандартах вилок и розеток между Европой, штатами и определенными регионами)
Превентивность мер:
- ТБТ: не применяется
- СФС: могут быть применены превентивно. Если заболевание зафиксировано эти меры могут быть применены.
Большая часть товаров, которыми мы пользуемся содержат в себе требования и технические, и санитарные. Например, Европа известна стандартами кривизны на бананы, стандартами округлости помидоров, стандартами по форме огурцов. Упаковка лимонов – это также техническое требование, в то время как содержание пестицидов будет относиться к санитарным нормам. Бутылка с водой: к техническому барьеру будет относится форма бутылки, размеры, санитарные нормы – это содержание и качество воды и материалы, используемые для производства пластиковой бутылки.
XIII
Применение любых инструментов торговой политики может быть оспорено в рамках современной системы разрешения споров.
Международные торговые споры:
1. Споры между государствами, связанные с применением или угрозой применения мер, ограничивающих доступ на соответствующие рынки товаров, капиталов, услуг или рабочей силы.
2. Ведутся только государствами
3. Меры в нарушение обязательств
4. Меры, не нарушающие обязательства, но влекущие угрозу для другой страны.
Механизм разрешения споров реализуется на основе договоренности о правилах и процедурах разрешения споров (ДПРС) – ОРС:
- создается специальная группа экспертов в рамках Органов Разрешения Споров – третейская группа
- эта группа принимает решение и наблюдает за выполнением решений
- может давать разрешение на приостановление уступок в отношении стран-нарушителей ГАТТ
Как работает данная система?
Орган по разрешению споров принимает решение – он учреждает третейскую группу – третейская группа рассматривает кейс и издает доклад – доклад должен стать обязательным для применения обеими спорящими сторонами, если одной стороны возникают претензии к докладу третейской группы, то они могут оспорить в рамках апелляции – для этого существует апелляционный орган. Решения в апелляционном органе принимаются единогласно, состоит и 5-ти человек. Среди экспертов присутствуют члены США. В последние годы США блокировали работу апелляционного органа, не направляя туда своих экспертов.
На сегодняшний день рассматриваются реформы деятельности апелляционного органа. Апелляционный орган или принимает доклад третейской группы или говорит о том, что в этом докладе было неверно.
Учреждение третейской группы:
- 2 независимых эксперта в области торговли
- ВТО имеет реестр квалифицированных представителей правительств и неправительственных экспертов
- существует проблема выбора экспертов – проблема увеличения числа экспертов.