Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Наука как социальны й феномен
1.
2.
3.
4.
Понятие науки, ее цели и задачи.
Классификация наук.
Управление в сфере науки.
Ученые степени и ученые звания.
Значения термина «наука»
Особый (рациональный) вид познавательной деятельности
человека, основанный на эмпирической проверке или
математическом доказательстве;
результат специфической деятельности людей по
производству знаний;
система постоянно развивающихся знаний о мире,
человеке, обществе и самом познании;
социальный институт, т.е. система взаимосвязей между
научными организациями и членами научного сообщества,
научной информацией, нормами и ценностями науки и т.п.
Точки зрения на возникновение
науки
Каменный
век (около 2 млн. лет назад):
человек стал приобретать и передавать
практические умения и навыки;
Древняя Греция (V в. до н.э.): появление
доказательного знания в противовес
мифологическому мышлению;
Позднее Средневековье (XIII в.):
осознание важности опытного
(экспериментального) знания;
Точки зрения на возникновение
науки
XVI–XVII
-
-
вв.:
построение математических моделей
объектов, мысленные обобщения
физического и математического типов;
первые объединения ученых (Лондонское
королевское общество и Парижская
академия наук);
Точки зрения на возникновение
науки
Первая
треть ХIХ в.: совмещение
исследовательской деятельности и
высшего образования, объединенных на
основе общей научно-исследовательской
программы.
Функции науки
Познавательная
функция:
рационально-теоретическое постижение
мира, объяснение процессов и явлений,
открытие закономерностей и законов,
осуществление прогнозирования и т.д.
Наука = производство новых знаний
Функции науки
Мировоззренческая функция:
разработка научной картины мира и
соответствующего ей мировоззрения.
Научная картина мира - система представлений
человека о свойствах и закономерностях
действительности, построенная в результате
обобщения и синтеза научных понятий и
принципов.
Научная картина мира
-
Отличия от религиозной:
Религия консервативна, т.к. основывается на
авторитете пророков, священных текстов;
Наука меняется в результате обнаружения новых
фактов;
В основе религии – вера в истинность тех или иных
суждений;
В основе науки – эксперимент, позволяющий
подтвердить или опровергнуть суждения.
Научная картина мира
Отличия
-
-
от художественной и бытовой:
Художественное и бытовое мышление
синтезирует субъективное
(эмоциональное) восприятие и
объективное познание;
Наука сосредоточена исключительно на
объективном; все субъективное
устраняется при помощи критического
мышления.
Функции науки
Производственная
функция (технико-
технологическая):
- внедрение инноваций, новых форм
организаций процессов, технологий в
производственные отрасли.
Наука = производительная сила,
работающая на благо общества, своего
рода «цех» по разработке и внедрению
идей.
Функции науки
Социальная
функция: данные науки
используются в разработках программ
социального и экономического развития;
Наука = социальная сила.
Функции науки
Культурная
функция (образовательная):
наука является частью культуры, важным
фактором развития людей, их
образования и воспитания.
Реализуется через систему образования,
СМИ, публицистическую и
просветительную деятельность ученых.
Цель науки
постижение
объективной истины;
получение знаний об объективном и о
субъективном мире.
Задачи науки
собирание,
описание, анализ, обобщение
и объяснение фактов;
обнаружение законов движения природы,
общества, мышления и познания;
систематизация полученных знаний;
объяснение сущности явлений и
процессов;
Задачи науки
прогнозирование
событий, явлений и
процессов;
установление направлений и форм
практического использования
полученных знаний.
Элементы науки
Объект
Субъект
Научная
деятельность
Объ ект науки
Объект – то, что изучает конкретная наука, на
что направлено научное познание.
Пример:
Объект теории государства и права - основные
закономерности возникновения и развития
государства и права, их сущность, назначение и
функционирование в обществе, а также
особенности правового сознания.
Субъ ект науки
Субъект
– конкретный исследователь,
научный работник, специалист научной
организации, организация.
Субъектами
научной и (или) научнотехнической деятельности в Российской
Федерации являются физические и
юридические лица.
В
Федеральном законе от 23 августа 1996
г. «О науке и государственной научнотехнической политике» физические лица
разделены на три группы:
1) научные работники (исследователи),
2) специалисты научной организации
(инженерно-технические работники),
3) работники сферы научного
обслуживания.
научные
работники - граждане,
обладающие необходимой
квалификацией и профессионально
занимающиеся научной и (или) научнотехнической деятельностью;
Субъ ект науки
специалисты
научной организации граждане, имеющие среднее
профессиональное или высшее
профессиональное образование и
способствующие получению научного и
(или) научно-технического результата или
его реализации;
Субъ ект науки
Работники
сферы научного
обслуживания – граждане,
обеспечивающие создание необходимых
условий для научной и (или) научнотехнической деятельности в научной
организации.
Научная деятельность
Научная
деятельность субъектов применение определенных приемов,
операций, методов для постижения
объективной истины и обнаружения
законов действительности.
Классификация наук
А) по объекту изучения;
Б) по методам;
В) по роли в общем процессе научного
познания.
Классификация наук по объ екту
исследования
Естественные науки;
- Формальные науки
- Технические науки;
- Гуманитарные науки.
+
- Антропологические науки.
-
Естественны е науки
Объект - явления, процессы и объекты материального
мира, возникшие вне человеческой деятельности.
Важнейшие области исследования:
- космос, его строение и развитие;
- Земля;
- материя;
- жизнь и ее формы;
- человек как биологический вид.
Первоначально существовала единая наука –
естествознание.
Естествознание
Возникло более более 3000 лет назад;
Основывалось на принципах натурализма:
- необходимо изучать и использовать законы
природы, не привнося в них законы, вводимые
человеком,
то
есть
исключая
произвол
человеческой воли.
В XIX в. произошло разделение на ряд наук.
Современное естествознание - область науки,
включающая совокупность естественных наук,
взятых как целое.
Основны е естественны е науки
Физика
– наука о наиболее общих законах
природы, о материи, её структуре и
движении;
Химия - наука о веществах, их составе,
строении,
свойствах,
зависящих
от
состава и строения, их превращениях,
ведущих к изменению состава;
Основны е естественны е науки
Биология
–
наука о жизни, живых
существах и их взаимодействии с
окружающей средой;
Астрономия - наука о Вселенной, о
расположении, движении, строении,
происхождении и развитии небесных тел и
их систем;
Основны е естественны е науки
География
– наука о законах размещения
и взаимодействия компонентов земной
среды и их сочетаний на разных уровнях.
Геология - наука о составе, строении и
закономерностях развития Земли.
Вторичны е естественны е науки
геофизика,
астрофизика,
биохимия,
физическая химия,
химическая физика,
геохимия,
метеорология,
климатология,
почвоведение.
Формальны е науки
Объект
– формальные системы;
Формальная
система - совокупность
абстрактных объектов, не связанных с
внешним миром, в которой представлены
правила
оперирования
множеством
символов без учёта их смыслового
содержания;
Основны е формальны е науки
Математика
- наука о структурах, порядке
и отношениях, исторически сложившаяся
на основе операций подсчёта, измерения
и описания формы объектов;
Логика наука о формах, методах и
законах
интеллектуальной
познавательной
деятельности,
формализуемых с помощью логического
языка.
Вторичны е формальны е науки
кибернетика,
теоретическая
информатика,
теория информации,
теория систем,
теория принятия решений,
статистика.
Технические науки
Объект
- явления, важные для создания и
развития техники.
Возникли из ремесел.
Техника – совокупность предметов, ранее
не
существовавших
в
природе
и
изготовленных
человеком
для
осуществления какой-либо деятельности.
Техника
машины,
механизмы, оборудование,
аппараты, приспособления, инструменты,
приборы и т. д.
Назначение техники:
- производственное (промышленное или
агропромышленное);
- непроизводственное
(быт,
наука,
культура,
медицина,
образование,
транспорт и т.д.).
Технические науки
промежуточное
положение между
естественными и гуманитарными:
А) техника - не природа;
Б) техника подчиняется тем же объективным
закономерностям, что и естественные
феномены.
Технические науки
Архитектура
Биотехнология
Информатика
Кораблестроение
Космонавтика
Материаловедение
Механика
Машиностроение
Гуманитарны е науки
Объект
- человек в сфере его духовной,
умственной, нравственной, культурной и
общественной деятельности.
Антропологические науки
Объект
– человек и как биологическое, и
как социальное существо.
Отношения между науками
1.
2.
Специализация - глубокое изучение
отдельных сторон, свойств исследуемого
объекта, явления, процесса.
Интеграция - процесс объединения
специализированных знаний из
различных научных дисциплин.
Классификация наук по методу
исследования
1.
2.
Теоретические науки;
Эмпирические науки.
Теоретические науки
- создают модели реальных явлений,
процессов и объектов;
-широко используют абстрактные понятия,
математические вычисления и идеальные
объекты;
Пример:
В классической термодинамике - понятие
абсолютно
черного
тела,
полностью
поглощающего световое излучение;
Теоретические науки
используют
принцип
выдвижения
постулатов (положений, принимаемых за
истину без доказательств и служащих
основой теории).
Пример:
теория
относительности
А.
Эйнштейна - постулат о независимости
скорости света от движения источника его
излучения.
Эмпирические науки
- Секст Эмпирик (III в. н. э.): только данные
опыта должны лежать в основе развития
научных знаний;
- Основываются на эксперименте или
наблюдении.
Взаимосвязь теоретического и
эмпирического подходов
-
теоретические науки используют данные
эмпирических наук;
эмпирические науки проверяют следствия,
вытекающие из теоретических наук.
Классификация наук по роли в общем
процессе научного познания
1.
2.
Фундаментальные науки;
Прикладные науки.
Фундаментальная наука
является
источником
новых
идей,
определяющих
направления
научнотехнического развития в мире;
- проводится в режиме свободного поиска;
- не производит материальных благ и не
приносит прибыли;
- не может сама себя финансировать и
является полностью затратной;
Фундаментальная наука
- чрезвычайно дорогостояща, требует
уникального
оборудования
и
высококвалифицированных кадров;
- под силу лишь высокоразвитым странам с
сильной экономикой;
- локализуется в университетах и НИИ;
Фундаментальная наука
- результаты принадлежат всему мировому
сообществу, ими может бесплатно и без
ограничений пользоваться любая страна
мира.
Прикладная наука
призвана
иметь
своим
конечным
результатом рыночный продукт;
- жестко регламентируется, не предполагает
свободного поиска, встраивается в единую
систему, направленную на достижение
конечной цели — получение прибыли от
реализации проводимых разработок;
Прикладная наука
- локализована в основном в коммерческих
фирмах,
выпускающих
наукоемкую
продукцию;
-не только сама себя финансирует, но и
является
источником
прибыли
для
предприятия
и,
следовательно,
для
государства;
-определяет научно-технический потенциал
государства.
Основны е понятия науки
Факт (от лат. faktum
– сделанное) –
действительное (невымышленное) событие,
имеющее единичный характер. (Пример – яблоко
упало на голову Ньютону).
Факт – фундамент науки. Связь между фактами
обусловлена законами, т.е. на основе анализа
фактов открываются законы (пример – чем выше
подвешено яблоко, тем больнее голове, на
которую оно падает).
Закон
Закон – порядок причинной, необходимой и
устойчивой
связи
между
фактами
явлениями и свойствами материальных
объектов.
Классификация законов
1. Частные законы (специфические) –
выражают отношения между сравнительно
узким
кругом
явлений,
конкретными
специфическими
явлениями
или
отдельными
свойствами
материальных
объектов
(пример:
закон
сложения
скоростей).
2. Общие законы – выражают отношение
между
общими
свойствами
больших
совокупностей
объектов
и
явлений
(примеры
–
закон
сохранения
и
превращения
энергии;
закон
естественного отбора; закон развития
больших систем и др.)
3. Всеобщие законы (универсальные) – описывают
основные диалектические закономерности мира,
выражающие
отношения
между
всеобщими
свойствами или тенденциями развития материи
(примеры – законы философии: единство и борьба
противоположностей; переход количественных
изменений
в
качественные;
отрицание
отрицания и пр.).
Гипотеза (от греч. – предположение) –
научное предположение, выдвигаемое для
объяснения наличия связи между рядом фактов
и явлений.
Гипотеза всегда носит вероятностный характер и
нуждается в проверке и доказательстве (пример
– гипотеза Дарвина о происхождении человека
от обезьяны).
Теория
(от греч. – наблюдение) –
логическое
обобщение
опыта,
общественной
практики;
описание
определенной
совокупности
явлений,
событий, фактов на основе известных
законов (пример – теория загрузки
доменной печи; теория термодинамики и
пр.).
Проблема (от греч. – задача, затруднение) –
теоретический или практический вопрос, требующий
разрешения.
Проблема – основной фактор, способствующий развитию
науки, как системы знаний.
Проблемы возникают из потребностей практики и в
результате естественного развития науки (согласование
отдельных результатов и направлений в научном
исследовании, доказательства конкурирующих гипотез и
др.).
Метод
(от греч. – способ
познания)
–
способ
познания
действительности и отражение его в
мышлении; способ, прием или система
приемов для достижения какой-либо цели,
или исполнения определенной операции.
Классификация методов
1. Специальные методы, в основе которых
лежат специфические закономерности из
какой-либо области знаний, отрасли науки
(пример:
прямое
и
косвенное
восстановление в доменном процессе);
2. Общенаучные методы – традиционные,
сложившиеся ранее в науке: дедукция и
индукция, анализ и синтез, сравнение и
аналогия, наблюдение и эксперимент,
моделирование;
3. Философские методы – всеобъемлющие,
основанные на диалектических законах
философии (основные диалектика и
метафизика).