Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Переходим к научному познанию.
Научное познание(эпистемология) есть процесс, который включает в себя 2 основных уровня:
• Эмпирический уровень
• Теоретический уровень
Они тесно связаны друг с другом.
На эмпирическом уровне преобладает чувственное знание и поэтому исследуемый объект отражается со стороны внешних связей и проявлений. На этом уровне изучаем какие-то явления, фиксируем факты, проводим эксперименты.
На теоретическом уровне- включаем обобщение этих фактов, выводим закономерности, выдвигаем гипотезы, создаем теории, законы.
Эмпирическое исследование направлено на объект познания, оно осваивает его с помощью таких приемов и методов, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, а также анализ.
Факт – любое научное исследование начинается со сбора фактов
Понятие факт несколько значений.
1. Факт — это фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся к какому-либо событию
2. Факт — это знание о каком-либо событии и явлении достоверность которого доказана. Факт синоним истины
3. Факт — это предложение фиксирующее эмпирическое знание. То есть полученное в ходе наблюдений и экспериментов
Факт становится научным, когда он является элементом логической структуры конкретной системы ночного знаний.
2 подхода в понимании факта:
1. Фактуализм
2. Теоретизм
Фактуализм подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к разным теориям
Теоретизмутверждает, что факты полностью зависят от теории. Присмене теории происходит смена всего фактуального базиса науки.
Методы, которые играют большую роль на эмпирическом уровне познания.
1.Наблюдение делится на внутреннее и внешнее.
Различают систематическое наблюдение и случайное.
Систематическое – это такое научное наблюдение, которое проводится системно в определённое время по определенным параметрам.
Случайное – может происходить и служить импульсом к какому-то научному открытию.
2.Эксперимент–всякий научный эксперимент направляется какой-либо концепцией или гипотезой.
Особенности эксперимента:
• Более активное чем при наблюдении отношение к объекту
• Многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя
• Возможность обнаружениятаких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях
• Возможность рассмотрения изучаемого явления в чистом виде
• Возможность контроля за поведением объекта исследования и проверки результата.
Существуют стадии эксперимента:
1. Планирование
2. Структуру экспериментаобозначить (цель, методы, средства)
3. Контроль
4. Интерпретация результатов
Структура эксперимента:
1. Сам экспериментатор
2. Объект эксперимента
3. Система приборов оборудование
4. Методика проведения
5. Гипотеза, которая подлежит или подтверждению, или опровержению
Эксперимент выполняет 2 функции:
1. Опытная проверка гипотез и теорий
2. Формирование новых научных концепций делятся на:
• Исследовательские
• Проверочные
• Воспроизводящие
• Изолирующие
По характеру объектов выделяют (виды)
• Физические
• Химические
• Биологические
• Социальные эксперименты
Важное значение имеет решающий эксперимент. Его цель – опровержение одной из гипотез и теорий или подтверждение другой.
Различают качественный эксперимент. Цель – установить наличие или отсутствие явления.
Количественный эксперимент.
Мысленный эксперимент.
Опросы сплошные (в коллективе), выборочные (только молодежь).
Логические приёмы – индукция объяснения каких-либо явлений.