Нарушения произношения звуков
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
7.9. Нарушения произношения звуков [Р, Р’].
Нарушения произношения звуков [Л, Л’] проявляются в различных видах ротацизма и параротацизма.
1.Велярный [Р] (velum – мягкое небо):
корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель, проходящая через нее воздушная струя вызывает мелкую беспорядочную вибрацию всего мягкого неба.
2.Увулярный [Р] (uvula – язычок):
корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель, проходящая через нее воздушная струя вызывает гармоническую вибрацию только язычка мягкого неба, вследствие чего слышится отчетливый рокот.
3.Вид ротацизма, при котором вместо фонемы [Р] воспроизводится фрикативный звук [Г]:
кончик языка опущен, не вибрирует, задняя часть спинки языка поднята, оттянута назад по направлению к задней стенке глотки и сближена либо с задней частью твердого неба, либо с мягким небом, образуя с ними щель.
1. 2. 3.
Рис. 55. Виды ротацизма
(1 – велярный [Р]; 2 – увулярный [Р]; 3 – фрикативный звук [Г]).
Нарушения произношения звуков [Р, Р’] (продолжение).
4.«Кучерской» [Р]:
язык пассивен, рокочущий звук образуется вибрацией обеих губ при прохождении через ротовую полость выдыхаемой воздушной струи.
5.Одноударный [Р]:
кончик языка приближен к верхним зубам или альвеолам, но прикасается к ним в процессе артикуляции только один раз; в результате в речи вместо фонемы [Р] слышится звук, близкий к английскому [D].
6.«Щечный» [Р]:
язык пассивен, струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними боковыми зубами, приводя в колебание щеку.
4. 5. 6.
Рис. 56. Виды ротацизма (4 – «кучерской» [Р]; 5 – одноударный звук [Р];
6 – «щечный» звук [Р]).
Нарушения произношения звуков [Р, Р’] (продолжение).
7.Вид ротацизма, при котором вместо звука [Р] воспроизводится искаженное сочетание звуков [НГ]:
язык прикасается задней частью к мягкому небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос.
8.Боковой [Р]:
вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между боковым краем языка и верхними боковыми зубами, затем следует переход к артикуляции языка как при звуке [Л’]; в результате получается звук, напоминающий сочетание [РЛ’].
9.Двугубный [Р]:
язык не принимает участия в артикуляции, к голосу присоединяется легкий шум от трения струи выдыхаемого воздуха о стенки щели, образуемой сближенными губами; в результате вместо фонемы [Р] получается сонанта [W] или краткий звук [У].
7. 8. 9.
Рис. 57. Виды ротацизма (7 – искаженное сочетание звуков [НГ];
8 – боковой звук [Р]; 9 – двугубный звук [Р]).
Виды параротоцизма:
Р – Д, Р’ – Д’; Р – Л, Р’ – Л’; Р – Г, Р’ – Г’; Р, Р’ – j.
Литература
1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с
2. Правдина О.В. Логопедия. – М., Просвещение, 1969.
7.10. Нормативное произношение звуков [К, К’, Г, Г’, Х, Х’].
Звук [К].
Губы находятся в положении следующего за данным звуком гласного. Зубы: расстояние между резцами зависит от следующего за данным звуком гласного. Язык: кончик языка опущен и немного отодвинут от передних нижних зубов в глубь ротовой полости, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и смыкается с мягким небом, боковые края языка касаются задней части твердого неба; смычка, образуемая задней частью спинки языка и мягким небом, взрывается под действием выдыхаемой сильной воздушной струи; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, в результате чего голос отсутствует. Воздушная струя сильная, толчкообразная, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту.
Отличие в артикуляции звука [Г] от базовой артикуляции звука [К] заключается в изменении работы голосовых складок (сомкнуты, напряжены, вибрируют – появляется голос); звук звонкий.
Звук [К]. Звук [Г].
Рис. 58. Нормативная артикуляция звуков [К, Г].
Нормативное произношение звуков [К, К’, Г, Г’, Х, Х’] (продолжение).
Звук [К’].
Губы слегка растянуты в легкой улыбке. Зубы: расстояние между резцами среднее. Язык: кончик языка опущен, касается передних нижних зубов, передняя часть спинки языка опущена, средняя часть спинки языка поднята и приближена к твердому небу, задняя часть спинки языка поднята и смыкается с твердым небом, боковые края языка касаются средне-задней части твердого неба; смычка, образуемая спинкой языка и твердым небом, взрывается под действием выдыхаемой сильной воздушной струи; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, в результате чего голос отсутствует. Воздушная струя сильная, толчкообразная, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту.
Отличие в артикуляции звука [Г’] от базовой артикуляции звука [К’] заключается в изменении работы голосовых складок (сомкнуты, напряжены, вибрируют – появляется голос); звук звонкий.
Звук [К’]. Звук [Г’].
Рис. 59. Нормативная артикуляция звуков [К’, Г’].
Нормативное произношение звуков [К, К’, Г, Г’, Х, Х’] (продолжение).
Звук [Х].
Губы слегка растянуты в легкой улыбке. Зубы: расстояние между резцами среднее. Язык кончик языка опущен, касается передних нижних зубов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и образует неполную смычку с твердым небом: по средней линии языка создается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух создает специфический шум; боковые края языка касаются средне-задней части твердого неба; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; воздушная струя рассеянная, теплая, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту; голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, в результате чего голос отсутствует.
Звук [Х’].
Губы слегка растянуты в легкой улыбке. Зубы: расстояние между резцами средне. Язык: кончик языка опущен, касается передних нижних зубов, передняя часть спинки языка опущена, средняя часть спинки языка поднята и приближена к твердому небу, задняя часть спинки языка поднята и образует неполную смычку с твердым небом: по средней линии языка создается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух создает специфический шум; боковые края языка касаются средне-задней части твердого неба; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; воздушная струя рассеянная, теплая, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту; голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, в результате чего голос отсутствует.
Звук [Х]. Звук [Х’].
Рис. 60. Нормативная артикуляция звуков [Х, Х’].
7.11. Нарушения произношения звуков [К, К’, Г, Г’, Х, Х’].
Нарушения произношения звуков [К, К’, Г, Г’, Х, Х’] проявляются в различных видах каппацизма и паракаппацизма, гаммацизма и парагаммацизма, хитизма и парахитизма.
1.Искажение по типу бокового произношения (наиболее типично для звуков К’, Г’, Х’):
отсутствует смычка боковых краев языка и задних боковых зубов с одной или с обеих сторон.
Рис. 61. Боковое произношение звуков [К’, Г’, Х’].
2.Виды каппацизма, гаммацизма и хитизма, вследствие которых при произнесении звуков [К] и [Г] слышится негромкий гортанный щелчок, а при произнесении звука [Х] – ослабленный гортанный шум:
при произнесении звуков [К] и [Г] голосовые складки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель; при произнесении звука [Х] воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и небом, а сближенными голосовыми складками.
Паракаппацизм, парагаммацизм и парахитизм:
замена [К] на [Т], [Г] на [Д], [Х] на [К].
Литература
1. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
2. Правдина О.В. Логопедия. – М., Просвещение, 1969.
7.12. Нормативное произношение и нарушения звука [j].
Звук [j].
Губы растянуты в улыбке и приоткрывают фронтальные зубы; зубы сближены, расстояние между резцами маленькое. Язык: кончик языка прижат к нижним резцам, средняя часть спинки языка высоко поднята и сближается с твердым небом, задняя часть спинки продвинута вперед, боковые края языка смыкаются с верхними боковыми зубами; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; голосовые складки напряжены, сомкнуты, вибрируют, в результате чего образуется голос. Воздушная струя слабая, рассеянная, теплая, ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту.
Звук [j].
Рис. 62. Нормативная артикуляция звука [j].
Парайотацизм: j – Л’
Литература
1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с.
2. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: «Академия», 2000.
4. Правдина О.В. Логопедия. – М., Просвещение, 1969.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: просвещение, 1989. – 223с.
7.13. Аномалии строения органов артикуляции, обуславливающие или предрасполагающие к различным видам нарушений звукопроизношения.
Виды нарушений звукопроизношения
Аномалии строения органов зубо-челюстной системы и ротовой полости.
Ротацизм
короткая подъязычная связка, высокое узкое небо при несоответственно массивном недостаточно пластичном языке или очень широкое небо при малом размере языка
Ламбдацизм
отсутствие передних зубов, открытый прикус, очень плоский небный свод, короткая уздечка языка, а также узкий высокий небный свод при несоответствующем массивном размере языка
Сигматизм свистящих и шипящих звуков
Губно-зубной сигматизм
прогнатия (или различные варианты дистального прикуса)
Межзубный
сигматизм
передний открытый прикус
Призубный
сигматизм
глубокий прикус
Боковой
сигматизм
боковой открытый прикус, перекрестный прикус
Шипящий сигматизм свистящих звуков
прогения (или различные варианты мезиального прикуса при выраженном обратном перекрытии)
Свистящий сигматизм шипящих звуков
короткая или укороченная уздечка языка
Каппацизм, гаммацизм, хитизм
выраженный подъем заднего участка небного свода в области его перехода в мягкое небо
Нарушения передненебных взрывных [Т, Т’, Д, Д’]
низкий короткий спереди небный свод,
передний открытый прикус
Нарушения губно-губных [П,П’,Б,Б’,М,М’] и губно-зубных звуков [Ф,Ф’,В,В’]
неправильное строение губ, ограничивающее их подвижность; короткая уздечка верхней губы при ее низком прикреплении; короткая уздечка нижней губы
Рис. 63. Взаимосвязь аномалий органов артикуляции с нарушениями звукопроизношения.
Литература
1. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопризносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2005. – 144с.
2. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
3. Пискунов М.А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. – М.: Медгиз, 1962. – 160с.
4. Шембель А.Г. Механическая дислалия. // Расстройства речи у детей и подростков./ Под ред С.С. Ляпидевского. – М.: Медицина, 1969.
Тема VIII. Приемы исправления нарушенных звуков речи.
1.1. Работа над свистящими звуками (на примере базового звука [С]).
Этапы
Содержание и приемы работы
Подготови-тельный этап
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия свистящих звуков (в частности, звука [С]).
2. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке свис-тящих звуков: «улыбка», «заборчик», «горка», «катушка».
Постановка звука [С]
1. Выработка длительной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка:
• высунутого из ротовой полости в виде «лопаточки»,
• упирающегося в нижние резцы.
2. Формирование артикуляционного уклада языка (кончик языка упирается в нижние зубы, по спинке проходит желобок), губ (разомкнуты и растянуты в улыбке), расстояния между резцами (небольшое – 1-2 мм).
• по подражанию,
• с помощью зонда.
3. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и плавного речевого выдоха.
4. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
Автомати-зация звука [С]
1. В слогах типа: СА, АСА, АС, СТА, АСТ.
2. В словах:
• в начале: сад, соль, сумка и т.п.
• в середине между гласными: коса, росы, бусы и т.п.
• в конце: нос, пояс, ананас и т.п.
• в стечении согласных: стакан, паста, мост и т.п.
• с двумя звуками [с]: соска, насос, космос и т.п.
3. Во фразах: Саня на санках скатился с горки и т.п.
4. В небольших текстах.
Дифферен-циация звука [С]
В работу по дифференциации берут звуки [Ф], [Т].
1. В сериях слогов: СА-ТА, СА-ТА-СА, ТА-СА-ТА и т.п.
2. В словах
• в парах слов-квазиомонимов: санки-танки и т.п.
• в словах, где встречаются оба звука: лист, галстук и т.п.
3. Во фразах: Анастасия поставила стул возле стола.
4. В небольших текстах.
Закрепление навыка правильного произношения звука [С] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях.
Рис. 64. Этапы работы над звуком [С].
Работа над свистящими звуками (продолжение).
Звук [С’]
Работа начинается после автоматизации [С]. Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [С]. Дифференциация [С’] и звуков [Ф’], [Т’], [С]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Звук [З]
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [С]. Автоматизируется на речевом материале по следующей схеме:
1. В слогах типа: ЗА, АЗА, ЗДА (обратный слог не берется).
2. В словах:
• в начале: заяц, зонт, зуб и т.п.
• в середине между гласными: коза, розы, призы и т.п.
• в стечении согласных: здание, поздно, изменить и т.п.
• с двумя звуками [з]: зазвенеть, замерзнуть и т.п.
3. Во фразах: козы грызут лозу и т.п.
1. В небольших текстах.
Дифференциация [З] и звуков [В], [Д], [С]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Звук [З’]
Работа начинается после автоматизации [З]. Вызывается путем подражания с опорой на ощущение вибрации при работе голосовых складок. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [З]. Дифференциация [З’] и звуков [В’], [Д’], [С’], [З]. Закрепление в самостоятельной речи.
Звук [Ц]
Работа начинается после исправления звука [С] и введения его в речь ребенка. Постановка по подражанию на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков [СТ]. Автоматизация по следующей схеме:
1. В слогах типа: АЦ, АЦА, ЦА, ЦВА.
2. В словах:
• в конце: заяц, палец, танец и т.п.
• в середине между гласными: лицо, синица, птица и т.п.
• в начале: цапля, цепь, цена и т.п.
• в стечении согласных: солнце, блюдце, овца и т.п.
• с двумя звуками [ц]: царапаться [ц], зацепиться [ц] и т.п.
3. Во фразах: любуется девица на себя в зеркальце и т.п.
2. В небольших текстах.
Дифференциация [Ц] и звуков [Т], [С], [С’]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Рис. 65. Особенности работы над звуками [С’, З, З’, Ц].
Работа над свистящими звуками (продолжение).
Рис. 66. Использование зонда при механическом способе постановки
звука [С].
Литература
1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200с.
3. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
4. Рождествеская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.
1.2. Работа над шипящими звуками (на примере базового звука [Ш]).
Этапы
Содержание и приемы работы
Подготови-тельный этап
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия свистящих звуков (в частности, звука [Ш]).
2. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке шипящих звуков: «ворота», «вкусное варенье», «чашечка», «качели» (с широким языком), «фокус» и др.
Постановка звука [Ш]
1. Выработка длительной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка:
• высунутого из ротовой полости в виде «чашечки»,
• поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам.
2. Формирование артикуляционного уклада языка (широкий кончик языка поднят и приближен к верхним альвеолам, с которыми образует щель), губ (разомкнуты, округлены и немного выдвинуты вперед), расстояния между резцами (среднее – 2-3 мм).
• по подражанию,
• с помощью зонда от звука [С].
3. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и плавного речевого выдоха.
4. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
Автомати-зация звука [Ш]
1. В слогах типа: ША, АША, АШ, ШТА, АШК.
2. В словах:
• в начале: шапка, шов, шум и т.п.
• в середине между гласными: каша, мыши, крыша и т.п.
• в конце: мышь, душ, карандаш и т.п.
• в стечении согласных: шторы, пушка, дождь [шт’], и т.п.
• с двумя звуками [ш]: шашки, шишка, шуршать и т.п.
3. Во фразах: бабушка для Маши наварила каши и т.п.
4. В небольших текстах.
Дифферен-циация звука [Ш]
В работу по дифференциации берут звуки [Ф], [Т], [С].
1. В сериях слогов: ША-СА, ША-СА-ША, СА-ША-СА, АШ-АС-АШ и т.п.
2. В словах
• в парах слов-квазиомонимов: мишка-миска и т.п.
• в словах, где встречаются оба звука: Саша, шустрый и т.п.
3. Во фразах: Саша шла по шоссе и сосала сушку.
4. В небольших текстах.
Закрепление навыка правильного произношения звука [Ш] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях.
Рис. 67. Этапы работы над звуком [Ш].
Работа над шипящими звуками (продолжение).
Звук [Ж]
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Ш]. Автоматизируется на речевом материале по следующей схеме:
1. В слогах типа: ЖА, АЖА, ЖДА (обратный слог не берется).
2. В словах:
• в начале: жаба, жук, жилет, желудь и т.п.
• в середине между гласными: лужа, ножи, ужин и т.п.
• в стечении согласных: ждать, одежда, ножницы и т.п.
• с двумя звуками [ж]: жужжать, жужелица и т.п.
3. Во фразах: жаба к ужину наловила жужелиц дюжину и т.п.
3. В небольших текстах.
Дифференциация [Ж] и звуков [В], [Д], [З]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Звук [Щ]
Работа начинается после автоматизации [Ш]. Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Ш]. Дифференциация [Щ] и звуков [Ф’], [Т’], [С’], [Ш]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Звук [Ч]
Работа начинается после исправления звука [Щ] и введения его в речь ребенка. Постановка по подражанию на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков [ЩТ’]. Автоматизация по следующей схеме:
4. В слогах типа: АЧ, АЧА, ЧА, ЧТА.
5. В словах:
• в конце: мяч, ключ, кирпич и т.п.
• в середине между гласными: качели, ручей, сачок и т.п.
• в начале: чайник, черника, чулки и т.п.
• в стечении согласных: девочка, очки, удочка и т.п.
• с двумя звуками [ч]: чечетка, чашечка и т.п.
6. Во фразах: у девочки Анечки к чаю куплены прянички, а в печи испечены калачи и т.п.
7. В небольших текстах.
Дифференциация [Ч] и звуков [Т’], [С’], [Ц], [Ш], [Щ]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Рис. 68. Особенности работы над звуками [Ж, Щ, Ч].
Работа над шипящими звуками (продолжение).
Рис. 69. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [Ш].
Литература
1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200с.
3. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
4. Рождествеская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.
1.3. Работа над звуками [Л, Л’].
Этапы
Содержание и приемы работы
Подготови-тельный этап
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Л].
2. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «иголочка», «змейка», «качели» (с узким языком), «молоточек», «пароходик» и др.
Постановка звука [Л]
1. Формирование артикуляционного уклада языка (упор узкого языка в верхние зубы, подъем задней части спинки языка, опущенные боковые края языка), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм).
• по подражанию,
• с помощью зонда при произнесении звука [Ы] или [А].
2. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха.
3. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
Автомати-зация звука [Л]
1. В слогах типа: ЛА, АЛА, АЛ, ПЛА.
2. В словах:
• в начале: лак, лом, лук и т.п.
• в середине между гласными: мыло, голубь, яблоко и т.п.
• в конце: стол, мел, пенал и т.п.
• в стечении согласных: тарелка, облако, галстук и т.п.
• с двумя звуками [л]: плыл, полоскала и т.п.
3. Во фразах: Алла для Лады испекла оладьи и т.п.
4. В небольших текстах.
Дифферен-циация звука [Л]
В работу по дифференциации берут звуки [В], [j].
1. В сериях слогов: ВА-ЛА, ЛА-ВА-ЛА и т.п.
2. В словах
• в парах слов-квазиомонимов: лак-як, пол-пой и т.п.
• в словах, где встречаются оба звука: лайка, балалайка и т.п.
3. Во фразах: Лайка лаяла на луну.
4. В небольших текстах.
Закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях.
Рис. 70. Этапы работы над звуком [Л].
Работа над звуками [Л, Л’] (продолжение).
Звук [Л’]
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Л]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Л]. Дифференциация [Л’] и звуков [В’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Рис. 71. Особенности работы над звуком [Л’].
Рис. 72. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [Л].
Литература
1. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.
1.4. Работа над звуками [Р, Р’].
Этапы
Содержание и приемы работы
Подготови-тельный этап
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Р].
2. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «чашечка», «моляр», «пулемет», «лошадка», «грибок», «гармошка», «фокус» и др.
Постановка звука [Р]
1. Выработка сильной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам (при длительном произнесении звука [Ж]; при произнесении сочетания [ТШ]; при многократном произнесении звука [Д]).
2. Формирование артикуляционного уклада языка (подъем и приближение широкого кончика языка к верхним зубам и альвеолам), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм).
• по подражанию,
• с помощью зонда при произнесении звука [Ж] или многократном произнесении звука [Д].
3. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха.
4. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
Автомати-зация звука [Р]
1. В слогах типа: РА, АРА, АР, ДРА и т.п.
2. В словах:
• в начале: рак, роза, рука и т.п.
• в середине между гласными: баран, ворота, пирог и т.п.
• в конце: забор, сахар, помидор и т.п.
• в стечении согласных: трава, дырка, арбуз и т.п.
• с двумя звуками [р]: раскрасить, конструктор и т.п.
3. Во фразах: в зарослях грозно рычит тигр и т.п.
4. В небольших текстах.
Дифферен-циация звука [Р]
В работу по дифференциации берут звуки [Д], [j], [Л].
1. В сериях слогов: РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА и т.п.
2. В словах
• в парах слов-квазиомонимов: лак-рак, игра-игла и т.п.
• в словах, где встречаются оба звука: кораллы, крыло и т.п.
3. Во фразах: Карл у Клары украл кораллы.
4. В небольших текстах.
Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях.
Рис. 73. Этапы работы над звуком [Р].
Работа над звуками [Р, Р’] (продолжение).
Звук [Р’]
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Р]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Р]. Дифференциация [Р’] и звуков [Д’], [Л’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Рис. 74. Особенности работы над звуком [Р’].
Рис. 75. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [Р].
Литература
1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200с.
3. Рождествеская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
1.5. Работа над звуками [К, К’, Г, Г,’ Х, Х’, j].
Этапы
Содержание и приемы работы
Звуки
[К, К’]
1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [Т, Т’] при многократном проговаривании слогов та-та-та или тя-тя-тя…
Звуки
[Г, Г’]
1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’] на тактильной основе.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [Д, Д’] при многократном проговаривании слогов да-да-да или дяд-дя-дя…
Звуки
[Х, Х’]
1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’], сопровождая их артикуляцию придыханием.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [С, С’] при длительное проинесение этих звуков в слогах са или ся.
Звук
[j]
1. Постановка на основе временной замены звука [j] звуком [И] при произнесении сочетаний типа иа, аиа, ио, ои и т.п.
2. Постановка при помощи зонда от звука [З’] при длительное произнесение этого звука в слоге зя.
Далее следуют этапы автоматизации, дифференциации К-Т, Г-Д, К-Г, Х-К К’-Т’, Г’-Д’, К’-Г’, Х’-К’, и закрепления звуков в самостоятельной речи.
Рис. 76. Этапы работы над звуками [К, К’, Г, Г,’ Х, Х’, j].
Рис. 77. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [К].
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
для заочной формы обучения
Каждое занятие представлено в виде плана, заданий к каждому из пунктов плана и списка литературы к рассматриваемой теме.
Тема VII. Нормативная артикуляция и недостатки произношения звуков речи (в русском языке).
План
1. Направление работы: работа студентов с профилями нормативной артикуляции (демонстрация студентам профилей правильной артикуляции звуков речи в виде презентации).
Задание: На основе наглядного материала студентам предлагается:
• по демонстрируемым профилям определить речевые звуки;
• объединить звуки в фонетические группы и дать характеристику звуков с учетом дифференциальных (артикуляционных и акустических) признаков;
• описать нормативную артикуляцию звуков по плану (положение губ, расстояние между резцами, положение различных частей языка, работа мягкого неба, голосовых складок, характеристика воздушной струи, видимые элементы артикуляции).
2. Направление работы: просмотр видеоматериала по нормативному произношению звуков, наиболее часто искажающихся в речи: свистящих, шипящих, соноров [Л, Л’], [Р, Р’], заднеязычных [К, К’, Г, Г’, Х, Х’], среднеязычного [j]).
Задание: Студентам предлагается объединиться в пары и провести совместную работу по обследованию друг у друга состояния звукопроизношения на основе подготовленного ими речевого и наглядного материала (альбома для логопедического обследования).
3. Направление работы: работа студентов с профилями нарушенной артикуляции (демонстрация студентам профилей нарушенной артикуляции звуков речи в виде презентации).
Задание: На основе наглядного материала студентам предлагается:
• по демонстрируемым профилям определить нарушения звуков речи;
• дать характеристику нарушенным элементам артикуляции.
4. Направление работы: Просмотр видеоматериала по нарушенному произношению звуков в речи детей (включающего отдельные видеоролики, объединенные с учетом фонетической группы).
Задание: После демонстрации каждого ролика студенты должны определить и охарактеризовать нарушения произношения звуков речи.
5. Направление работы: Просмотр видеоматериала по логопедическому обследованию состояния звукопроизношения у ребенка.
Задание: После просмотра студенты оформляют результаты обследования в письменном виде.
Литература
1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – Санкт-Петербург, 2001.
3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспрес обследование звукопроизношения у детей дошкольнго и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: просвещение, 1989. – 223с.
Тема VIII. Приемы исправления нарушенных звуков речи.
План
1. Направление работы: Рассмотрение практических приемов работы по преодолению нарушений свистящих звуков:
• на подготовительном этапе работы (игры и игровые упражнения по развитию слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука; составления комплекса специальных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке формируемого звука);
Задание: Из предложенных артикуляционных упражнений студентам необходимо составить гимнастические комплексы для подготовки к постановке различных звуков речи.
• на основном этапе работы (● игровые приемы постановки формируемого звука на основе подражания, постановка звука при помощи зондов, смешенный способ постановки звука, приемы постановки звуков определенной фонетической группы от базового звука; ● приемы автоматизации формируемого звука; ● приемы дифференциации формируемого звука и звуков, наиболее часто смешиваемых с ним в речи).
Задание:
• Студентам предлагается объединиться в пары и провести совместный тренинг по постановке звуков различными способами (по подражанию перед зеркалом, механическим способом, смешанным способом).
• Продолжая работу в парах, студенты подбирают речевой материал для автоматизации и дифференциации рассматриваемых звуков.
• на заключительном этапе (закрепление навыков звукопроизношения в самостоятельной речи детей).
Задание: Каждому студенту предлагается придумать игровую или бытовую ситуацию, в которой ребенку придется использовать в своей речи слова с формируемым звуком
2. Направление работы: Практические приемы работы по исправлению недостатков шипящих звуков.
3. Направление работы: Практические приемы работы по исправлению нарушений звуков соноров [Л, Л’] и [Р, Р’].
4. Направление работы: Практические приемы работы по преодолению недостатков небных звуков [К, К’, Г, Г’, Х, Х’, j].
(К каждому направлению работы предлагаются задания, аналогичные представленным выше).
Литература
1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., ТОО «Изд-во “Библиополис”», 1994.
2. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. // Под ред. Левиной Р.Е. – М., Просвещение, 1971.
3. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению произношения у детей. – В 2-х кн. – СПб.: Библиополис, М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
4. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М.: Просвещение, 1993.
5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., «Просвещение», 1989.