Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Нормативная артикуляция и недостатки произношения звуков речи (в русском языке).

  • 👀 241 просмотр
  • 📌 186 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Нормативная артикуляция и недостатки произношения звуков речи (в русском языке).
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Нормативная артикуляция и недостатки произношения звуков речи (в русском языке).» doc
Тема VII. Нормативная артикуляция и недостатки произношения звуков речи (в русском языке). 7.1. План описания нормативной артикуляции звуков речи. Характеристика нормативной артикуляции речевых звуков дается по следующему плану: 1. Положение губ (нейтральны; занимают положение как при последующем звуке; растянуты в улыбке; округлены и слегка выдвинуты вперед). 2. Расстояние между резцами (маленькое, среднее, большое). 3. Положение различных частей языка (кончика; передней, средней, задней частей спинки языка; корня языка; боковых краев языка). 4. Работа мягкого неба (поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость / опущено, открывает проход в носовую полость). 5. Работа голосовых складок (расслаблены, разомкнуты, не вибрируют / сомкнуты, напряжены, вибрируют). 6. Характеристика воздушной струи (проходит через носовую / ротовую полость; теплая / холодная; концентрированная / рассеянная; узкая / широкая; прямо направленная / направленная косо вниз). 7. Видимы элементы артикуляции (положение губ, расстояние между резцами, положение кончика языка) и дополнительные кинестетические ощущения (отсутствие / наличие вибрации в области груди и гортани) Рис. 39. Схема описания артикуляции речевого звука. Литература 1. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968. 2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: «Академия», 2000. 7.2. Нормативная артикуляция свистящих звуков. Звук [С] (базовый звук в данной группе) Губы растянуты в улыбке, видны зубы. Зубы сближены, расстояние между резцами небольшое (1-2 мм). Положение языка: кончик языка упирается в нижние резцы, по спинке языка проходит желобок, передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот. Голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, голос не образуется. Воздушная струя сильная, узкая, холодная, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту. Видимые элементы артикуляции: положение губ, расстояние между резцами. Отличие в артикуляции звука [С’] от базовой артикуляции звука [С] заключается в появлении дополнительного элемента – подъема средней части спинки языка к твердому небу (палатализации), звук мягкий. Отличие в артикуляции звука [З] от базовой артикуляции звука [С] заключается в изменении работы голосовых складок (сомкнуты, напряжены, вибрируют – появляется голос); звук звонкий. Отличия в артикуляции звука [З’] от базовой артикуляции звука [С] заключаются в появлении подъема средней части спинки языка к твердому небу и изменении работы голосовых складок (сомкнуты, напряжены, вибрируют – появляется голос); звук становится мягким и звонким. Звук [С] Звук [С’] Звук [З] Звук [З’] Рис. 40. Нормативная артикуляция звуков [С, С’, З, З’]. Нормативная артикуляция свистящих звуков (продолжение). Звук [Ц]. Губы нейтральны и принимают положение следующего за данным звуком гласного; зубы сближены, расстояние между резцами небольшое (1-2 мм); для звука характерна двухфазовая артикуляция: в начале кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя часть спинки языка поднята и смыкается с верхними зубами или альвеолами, средняя и задняя части спинки языка опущены, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, затем смычка размыкается и между верхними альвеолами и передней частью спинки языка образуется щель, щелевой элемент звучит кратко; мягкое небо поднято, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, в результате чего голос отсутствует; воздушная струя сильная, толчкообразная, хорошо ощущается на тыльной поверхности руки, поднесенной ко рту. Рис. 41. Нормативная артикуляция звуков [Ц]. Литература 1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с. 2. Правдина О.В. Логопедия. – М., Просвещение, 1969. – С.82-85. 3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: просвещение, 1989. – 223с. 4. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968. 5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: «Академия», 2000. 7.3. Нарушения произношения свистящих звуков. Нарушения произношения свистящих звуков проявляются в различных видах сигматизма и парасигматизма. 1.Губно-зубной сигматизм свистящих звуков: при произнесении свистящих звуков нижняя губа приближена к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, при этом язык находится в положении, соответствующем правильной артикуляции свистящих звуков; в результате такой комбинированной артикуляции образуется звук, содержащий в себе элементы звуков [Ф] и [С] ([В] и [З]), что нарушает качество произношения. 2.Боковой сигматизм свистящих звуков: при произнесении свистящих звуков выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, которая образуется в результате отсутствия смыкания одного или обоих боковых краев языка с верхними боковыми зубами; в результате данной артикуляции у произносимого звука появляется «хлюпающий» оттенок. 3.Межзубный сигматизм свистящих звуков: при произнесении свистящих звуков отсутствует характерный свист и слышится низкий, слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами, в результате чего круглая щель между верхними зубами и языком заменяется плоской. 1. 2. 3. Рис. 42. Виды сигматизма свистящих звуков (1 – губно-зубной сигматизм; 2 – боковой сигматизм; 3 – межзубный сигматизм). Нарушения произношения свистящих звуков (продолжение). 4.Носовой сигматизм свистящих звуков: при произнесении свистящих звуков корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, которое опускается и образует проход для воздушной струи через носовую полость. 8. Призубный сигматизм свистящих звуков: при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор. 9. Шипящий сигматизм свистящих звуков: при произнесении свистящих звуков кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка языка выгнута и приближена к твердому небу, боковые края опущены, не смыкаются с верхними боковыми зубами. Виды парасигматизма: 1. С, З, Ц – Т, Д; С’, З’ – Т’, Д’. 2. С – Ф, С’ – Ф’, З – В, З’ – В’. 3. С – Ш; С, С’ – Щ; Ц – Ч; З, З’ – Ж. 4. 5. 6. Рис. 43. Виды сигматизма свистящих звуков (4 – носовой сигматизм; 5 – призубный сигматизм; 6 – шипящий сигматизм). Литература 1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с. 2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: просвещение, 1989. – 223с. 3. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968. 7.4. Нормативное произношение шипящих звуков. Звук [Ш] (базовый звук для данной группы). Губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, расстояние между резцами среднее (2-4 мм). Язык: широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам или к передней части твердого неба и образует с ними щель, средняя часть спинка языка немного прогибается, задняя часть спинки языка приподнята по направлению к мягкому небу и оттянута к задней стенке зева, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, в целом положение языка напоминает «чашечку». Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот. Голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, голос не образуется. Воздушная струя широкая теплая, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту. Видимые элементы артикуляции: положение губ, расстояние между резцами. Отличие в артикуляции звука [Ж] от базовой артикуляции звука [Ш] заключается в изменении работы голосовых складок (сомкнуты, напряжены, вибрируют – появляется голос); звук звонкий. Отличия в артикуляции звука [Щ] от базовой артикуляции звука [Ш] заключаются в положении языка: широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов и образует с ними щель, передняя часть спинки языка немного прогибается, средняя часть спинка языка приподнимается к твердому небу, задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам; звук непарный мягкий и непарный глухой. Звук [Ш]. Звук [Ж]. Звук [Щ]. Рис. 44. Нормативная артикуляция звуков [Ш, Ж, Щ]. Нормативная артикуляция шипящих звуков (продолжение). Звук [Ч]. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Зубы сближены, расстояние между резцами среднее (2-4 мм). Артикуляция звука состоит из двух взаимосвязанных элементов: в начале кончик языка поднят и прижат к верхним резцам и альвеолам, средняя часть спинка языка приподнимается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, весь язык в целом немного продвинут вперед, затем – во время второй фазы артикуляции звука – смычка широкого кончика языка и верхних фронтальных зубов переходит в щель. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; Голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, голос не образуется. Воздушная струя в начале толчкообразная, затем широкая теплая, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту. Рис. 45. Нормативная артикуляция звуков [Ч]. Литература 1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с. 2. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968. 3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: «Академия», 2000. 4. Правдина О.В. Логопедия. – М., Просвещение, 1969. – С.82-85. 5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: просвещение, 1989. – 223с. Нормативная артикуляция шипящих звуков (продолжение). Отличия нижней артикуляции звуков [Ш, Ж] от верхней (базовой) артикуляции звуков [Ш, Ж] заключаются в изменении работы языка: кончик языка опущен, оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости; передняя часть спинки языка поднята и образует щель с верхними альвеолами или передним краем твердого неба; средняя и задняя часть языка, а также корень языка опущены. Звук [Ш]. Звук [Ж]. Рис. 46. Нормативная артикуляция звуков [Ш, Ж]. Отличия нижней артикуляции звуков [Щ, Ч] от верхней артикуляции этих звуков заключаются в положении языка: кончик языка опущен, оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости; передняя и средняя части спинки языка подняты, продвинуты вперед и образуют смычку/щель с верхними альвеолами и твердым небом; задняя часть языка, а также корень языка опущены. Звук [Щ]. Звук [Ч]. Рис. 47. Нормативная артикуляция звуков [Щ, Ч]. 7.5. Нарушенное произношение шипящих звуков. Нарушения произношения шипящих звуков проявляются в различных видах сигматизма и парасигматизма. 1.«Щечный» сигматизм шипящих звуков (наиболее типичен для звуков [Ш] и [Ж]): язык не принимает участия в артикуляции, в результате чего выдыхаемая струя воздуха встречает преграду не между языком и верхними альвеолами, а между сближенными или сомкнутыми верхними и нижними зубами и прижатыми к ним с боков углами рта; такая артикуляция часто сопровождается раздуванием щек. 2.Шипящий сигматизм шипящих звуков [Ш] и [Ж]: кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка языка выгнута и приближена к твердому небу, боковые края опущены, не смыкаются с верхними боковыми зубами; в результате данной артикуляции у твердых шипящих появляется специфический мягкий оттенок – [Ш’] и [Ж’]. 3.Заднеязычное произношение звуков [Ш] и [Ж]: щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым небом, в результате чего появляется шум, напоминающий шум при звуке [Х] или звонком фрикативном [Г]. 1. 2. 3. Рис. 48. Виды сигматизма шипящих звуков (1 – «щечный» сигматизм; 2 – шипящий сигматизм; 3 – заднеязычный сигматизм). Нарушенное произношение шипящих звуков (продолжение). 4.Свистящий сигматизм шипящих звуков: при произнесении шипящих звуков кончик языка приближен к нижним резцам, вдоль спинки образуется желобок, а воздушная струя проходит через округлую щель между передней частью спинки языка и верхними альвеолами, вследствие чего при произнесении шипящего звука появляется специфический свистящий оттенок. 5.Межзубный сигматизм шипящих звуков: при произнесении шипящих звуков кончик языка просунут между верхними и нижними резцами. 6.Губно-зубной сигматизм шипящих звуков: при произнесении шипящих звуков нижняя губа приближена к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, при этом язык находится в положении, соответствующем правильной артикуляции шипящих звуков; в результате такой комбинированной артикуляции образуется звук, содержащий в себе элементы звуков [Ф] и [Ш] ([В] и [Ж], [Ф’] и [Щ]), что нарушает качество произношения. 4. 5. 6. Рис. 49. Виды сигматизма шипящих звуков (4 – свистящий сигматизм; 5 – межзубный сигматизм; 6 – губно-зубной сигматизм). Нарушенное произношение шипящих звуков (продолжение). 7.Боковой сигматизм шипящих звуков: при произнесении шипящих звуков кончик языка примыкает к основанию верхних зубов, спинка языка смыкается с твердым небом, один или оба боковых края языка опущены. 8.Призубный сигматизм шипящих звуков: кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор. 9.Носовой сигматизм свистящих звуков: при произнесении свистящих звуков корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, которое опускается и образует проход для воздушной струи через носовую полость. Виды парасигматизма: 1. Ш – С, Ж – З, Щ – С’, Ч – Ц. 2. Ш – Т, Ж – Д, Щ – Т’, Ч – Т’. 3.Ш – Х, Ж – Г, Щ – Х’. 3. Ш – Щ. 4. Ш – Ф, Щ – Ф’, Ж – В. 7. 8. 9. Рис. 50. Виды сигматизма шипящих звуков (7 – боковой сигматизм; 8 – призубный сигматизм; 9 – носовой сигматизм). Литература 1. Александровская М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. Дисс….канд. пед. наук. – М., 1955. 2. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968. 7.6. Нормативное произношение звуков [Л, Л’]. Звук [Л]. Губы находятся в положении следующего за данным звуком гласного. Зубы: расстояние между резцами среднее. Язык: кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя части спинки и корневая часть языка подняты по направлению к мягкому небу и оттянуты назад, посередине языка образуется ложкообразная вдавленность, боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха. Мягкое небо поднято, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот. Голосовые складки напряжены, сомкнуты, вибрируют, в результате чего образуется голос. Воздушная струя слабая, теплая, рассеянная, что ощущается на тыльной поверхности руки, поднесенной ко рту. Отличие в артикуляции звука [Л’] от базовой артикуляции звука [Л] заключается в изменении артикуляции некоторых частей языка (кончик и передняя часть спинки языка подняты и прижаты к основанию верхних резцов и верхним альвеолам, средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу, задняя части спинки и корневая часть языка подняты и продвинуты вперед; появляется дополнительный элемент артикуляции – подъем средней части спинки языка к твердому небу /палатализация/), звук мягкий. Звук [Л]. Звук [Л’]. Рис. 51. Нормативная артикуляция звуков [Л, Л’]. Литература 1. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968. 2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: просвещение, 1989. – 223с. 7.7. Нарушения произношения звуков [Л, Л’]. Нарушения произношения звуков [Л, Л’] проявляются в различных видах ламбдаацизма и параламбдацизма. 1.Вид ламбдацизма, при котором вместо звука [Л] воспроизводится сонанта [W] или краткий звук [У]: язык не принимает участия в артикуляции, к голосу присоединяется легкий шум от трения струи выдыхаемого воздуха о стенки щели, образуемой сближенными губами. 2.Вид ламбдацизма, при котором вместо звука [Л] воспроизводится искаженное сочетание звуков [НГ]: язык прикасается задней частью к мягкому небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос. 1. 2. Рис. 52. Виды ламбдацизма (1 – сонанта [W] или краткий звук [У]; 2 – искаженное сочетание звуков [НГ]). Нарушения произношения звуков [Л, Л’] (продолжение). 3.Вид ламбдацизма, при котором вместо звука [Л] воспроизводится фрикативный звук [Г]: кончик языка опущен, задняя часть спинки языка поднята, оттянута назад по направлению к задней стенке глотки и сближена либо с задней частью твердого неба, либо с мягким небом, образуя с ними щель. 4.Вид ламбдацизма, когда наблюдается межзубное произношение звука [Л]: при произношении звука [Л] кончик языка не упирается в верхние резцы, а просовывается между зубами; акустический эффект при этом может соответствовать норме. 3. 4. Рис. 53. Виды ламбдацизма (3 – фрикативный звук [Г]; 4 – межзубный ламбдацизм). Виды параламбдацизма: [Л, Л’] – [j]; [Л] – [Ы]. Литература 1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., Медицина,1981. 2. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с. 7.8. Нормативное произношение звуков [Р, Р’]. Звук [Р]. Губы разомкнуты и принимают положение следующего за данным звуком гласного. Зубы: расстояние между резцами достаточно большое (4-5 мм). Язык: широкий кончик языка напряжен, поднят и приближен к верхним альвеолам, под напором сильной длительной воздушной струи осуществляется его вибрация, передняя-средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка немного отодвинута назад и слегка к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, в целом положение языка напоминает «чашечку»; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот. Голосовые складки напряжены, сомкнуты, вибрируют, в результате чего образуется голос. Воздушная струя рассеянная, теплая, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту. Отличие в артикуляции звука [Р’] от базовой артикуляции звука [Р] заключается в изменении артикуляции некоторых частей языка (широкий кончик языка напряжен, поднят и приближен к верхним зубам, под напором сильной длительной воздушной струи осуществляется его вибрация, средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу, задняя часть спинки языка немного отодвинута назад и слегка к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, в целом положение языка напоминает «чашечку»; появляется дополнительный элемент артикуляции – подъем средней части спинки языка к твердому небу /палатализация/), звук мягкий. Звук [Р]. Звук [Р’]. Рис. 54. Нормативная артикуляция звуков [Р, Р’]. Литература 1. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968. 2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: просвещение, 1989. – 223с.
«Нормативная артикуляция и недостатки произношения звуков речи (в русском языке).» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot