Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Направленность личности

  • 👀 2119 просмотров
  • 📌 2038 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Направленность личности» pdf
Лекция 5. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 5.1. Сущность и характеристика направленности личности В структуре личности, описанной К.К. Платоновым, верхний уровень назван направленностью (см. 2.3). Его составляющими являются убеждения, мировоззрение, идеалы и т.д. Направленность мы рассматриваем как стержень, на котором держатся свойства и качества личности. Он обеспечивает ее устойчивость на определенном отрезке жизненного пути. Направленность помогает понять себя и других. Помогает ответить на вопросы: К чему стремиться человек и во имя чего? Что он успел сделать? Чего хочет добиться? Каковы его жизненные планы, далекие и близкие цели? На каком основании человек выбирает себе друзей и работу? Почему думает, говорит, поступает так, а не иначе? Направленность − система побуждений, которая определяет избирательность отношений (к миру, к труду, к себе и другим людям) и активность человека (в деятельности, в общении, поведении и переживаниях). Все виды направленности в своей структуре содержат потребности, мотивы, установки, отношения и ценностные ориентации (рис.25). Мы остановимся подробно на потребностях и мотивах. По поводу остальных сделаем краткие замечания. Содержательную сторону направленности образует система ценностных ориентаций личности, которая выражает внутреннюю основу отношений личности к действительности. Ценность – термин, который широко используется в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценности становятся мотивами поведения, ориентируют, регулируют и направляют поведение личности. Иерархия ценностей личности индивидуальны. А. Маслоу выделяет две группы ценностей: – низкие, способствующие выживанию (физиологические потребности в безопасности, потребности в общении, принадлежности); – высшие ценности – это ценности развития (нравственные, эстетические, познавательные). Среди них – ценности любви, достижения успеха, потребность в самореализации и саморазвитии [27]. Ценностные ориентации важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом личности, всей совокупностью ее переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образуют своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания и интеллекта. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами. Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Информационное общество формирует свои ценностные ориентации личности, в частности уважение к науке и технологии. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения в группах складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность (как ценностноориентационное единство). К общечеловеческими ценностями относятся законность, безопасность, семья, труд, справедливость, достаток, свобода, духовность, демократия, равенство, держава, достоинство, собственность и терпимость. Направленность личности можно охарактеризовать общими качествами и представить в определенных формах (рис. 29). Направленность Качества Уровень Широта Интенсивность Устойчивость Действенность Формы Убеждения Мировоззрение Идеалы Склонности Интересы Желания Влечения Рис. 29. Качества и формы направленности Уровень − общественная значимость направленности человека. Он тем выше, чем выше общественно значимые цели, побуждающие личность к деятельности. Общественная направленность человека положительно влияет на другие его качества. Широта характеризуется охватом и знанием разных сторон действительности. Ее не следует смешивать с дилетанством и разбросанностью. Интенсивность связана с эмоциональной окрашенностью направленности. Силой ее выражения, колеблющейся от смутных влечений до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется ее протяженностью во времени. Это связано с настойчивостью как проявлением воли. Действенность определяется активностью человека при реализации целей направленности деятельности. В основе направленности лежат потребности и мотивы. Их характер, сила и степень осознания позволяет рассмотреть иерархию форм направленности личности. Высшей формой направленности является убеждение − осознанная потребность личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими ценностными ориентациями, принципами, мировоззрением. Наличие устойчивых убеждений свидетельствует о высоком уровне активности личности, мерилом которой является органическое единство знаний, убеждений и практического действия. Предубеждение − установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Оно может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе (предрассудок). Предубеждение нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков. Мировоззрение − система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях природы и общества. В противоположность активному мировоззрению существует пассивное мировоззрение, называемое миросозерцанием. Идеал − форма направленности, воплощенная в образе, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Положительный идеал возникает в результате обобщения всего лучшего, что есть в действительности. Более того, идеалом может выступать образ конкретной личности, исторической или современной. В идеале есть всегда кусочек фантазии, т.е. переконструированной действительности. Когда отбрасывается несущественное и элементы несовершенного, подчеркивается и даже преувеличивается прекрасное, совершенное. Так создается идеал, в котором лучшее в настоящем и будущее слито. Существует два типа отношения к идеалу: а) созерцательно-восторженное. Оно ограничивается восхищением идеальным и самобичеванием; б) страстно-деятельностное восхищение идеальным. Оно порождает огромную энергию для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал выступает как план жизни. Он реализуется личностью в процессе активной работы над собой. Идеал формируется на основе склонностей и интересов. Склонность − стремление к определенной деятельности. Интерес − направленность, ориентированная в какую-либо область науки, на какой-то предмет, ознакомление с новым, более глубокое познание действительности. Виды интересов представлены на рис. 30. Различают интересы по цели, широте и устойчивости, содержанию, по уровню действенности, по объему, а также непосредственные и опосредованные. Интересы По широте Широкие Непосредственные По устойчивости По уровню действенности Опосредованные Узкие По цели Близкие По содержанию Перспективные Материальные Пассивные Духовные По объему Активные Структура интересов личности Устойчивые Неустойчивые Рис. 30. Виды интересов личности Устойчивый интерес − одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека, выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Интерес возникает на основе эмоциональной привлекательности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интереса не вызывает, но выполнение, которой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости интереса, в конечном счете, определяется его содержательностью и значимостью для личности. Желание − более высокая форма направленности, чем влечение Его отличает наличие у человека осознанного стремления к чемуто, т.е. к цели. Влечение − малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-то предмет или действие. Влечение отличает отсутствие четко понимаемой и осознаваемой цели. Степень развития и характер направленности у разных людей различны. Часто человек знает, как следует поступить в тех или иных ситуациях, какую точку зрения поддержать в споре, однако, не переживает это знание как потребность утвердить его в жизни. Рассогласование знаний личности, ее потребностей и мотивов становится дефектом сферы убеждений. Слово расходится с делом, единства знаний и поведения нет, активная позиция отсутствует. Есть позиция «двойной морали», когда человек думает одно, говорит другое, а делает третье. Мысль, речь и поступки находятся в явном противоречии. Мировоззрения и убеждения определяют моральные качества человека. Они отчетливо проявляются в совести личности, т.е. в нравственной самооценке человеком своих поступков. Спокойная совесть и угрызения совести − эти чувства возникают у человека при сравнении своих поступков с принятыми нравственными принципами и нормами поведения. Бессовестный − человек, знающий нравственные нормы общества, в котором живет, считающий их правильными, но только для других, а не для себя. Поэтому он не испытывает угрызений совести при самооценке своих поступков, противоречащих известных ему нравственным нормам. Безнравственный отличается от бессовестного тем, что не считает принятые нормы обязательными для себя, ни для других, хотя теоретически знает их. Совесть тесно связана со стыдом − моральное чувство, переживаемое как унижение, тягостное беспокойство, неудовлетворенность собой, сожаление о совершенном поступке и осуждение его. Чувства стыда наиболее отчетливо проявляются в застенчивости как черте личности, определяемой повышенной стыдливостью, а отсутствие его − в бесстыдстве. Изучая направленность человека, его потребности, интересы, склонности, стремления, следует выявлять, прежде всего, положительные черты, на фоне которых хорошо видны отрицательные. Устранение их возможно через развитие положительных качеств. Для молодежи студенческого возраста особую значимость имеет профессиональная направленность − развитие у личности свойств и качеств, обозначенных для выполнения функциональных обязанностей по специальности. На начальном этапе обучения идет адаптация человека к новым условиям жизни и деятельности. Обилие новых задач, необходимость интенсивного мышления приводят к растерянности (фрустрации), внутреннему дискомфорту, но постепенно происходят обратимые процессы в поведении, привычках функционирования личности. По завершению процесса адаптации начинается активное вживание и целенаправленное овладение специальностью. Идет формирование особой структуры и содержания личности студента, его направленности, характера, способностей, формируются определенные психические образования, корректируются психические состояния, мотивы деятельности. Таким образом, происходит становление личности студента. Замедление профессионального становления возможно из-за ослабления мотивации, утраты первоначального интереса к выбранной специальности. Изучение психофизиологических особенностей студента, непрерывное обучение, воспитание и настрой (мобилизация на конкретные действия) и составляет механизм формирования профессиональной направленности личности студента. Он будет действовать непрерывно при условиях: высокой эмоциональной окраски студенческого учебного труда; наличия ближайшей и отделенной перспективы, радости; поддержания здорового психологического климата в отношении студента; широкого привлечения студентов к научной исследовательской работе; применения в процессе обучения студентов инновационных технологий. Формирование и развитие профессиональной направленности заключает в себе противоречие: с одной стороны, требуется выработать четко установленные качества личности, а с другой − получить новые качества, более совершенные. Разрешение данного противоречия − сложная и многогранная задача системы образования различного уровня. 5.2. Потребности личности – основа направленности Причиной человеческих поступков и целенаправленного поведения являются потребности. Чтобы жить, люди должны их удовлетворять. Потребностное состояние всегда связано с наличием неприятного чувства внутреннего дискомфорта, с объективным дефицитом того, что требуется человеку для его устранения. Потребность – остро переживаемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней среды человека к условиям, обеспечивающим его сохранение, функционирование и саморазвитие. Они являются источником активности человека в окружающем мире. Каждый, испытывая потребности в пище, тепле, развлечениях и так далее, трансформирует их во внешние действия и поступки, направленные на овладение предметами, способными удовлетворить возникшие потребности. Задачи воспитания личности и ее развития связаны с формированием потребностей, что, в свою очередь, ведет к проблеме их классификации, выявлению тех начал, из которых рождается поведение человека. Общепринятой классификации потребностей в науке нет. Рассмотрим некоторые из предложенных классификаций разными учеными. Первую разработал Эпикур в III в. до н.э. Некоторые исследователи до сих пор считают ее лучшей. Философ разделил все желания человека на три группы: 1) естественные и необходимые (например, еда, сон, питье); 2) естественные, но не необходимые (например, половое желание); 3) желания, которые не являются ни естественными, ни необходимыми (например, честолюбие, стремление к власти, славе и пр.). Половая потребность является естественной, но не необходимой, так как она не угрожает существованию отдельного индивида, а необходима для продолжения рода и сохранения вида. В последнее время слишком часто встречается отношение к ней как центральной проблеме среди всех остальных, связанных с жизнедеятельностью человека. Ученым, исследователям, лицам, занимающимся вопросами полового воспитания, сексуальными расстройствами не следует впадать в крайность. Польский психолог К. Обуховский (1971) делит потребности на две группы: 1) биологические: а) физиологические (голод, жажда, сон); б) половые или сексуальные (потребность размножения); в) ориентировочные (познавательная потребность, потребность в эмоциональном контакте, потребность в смысле жизни); 2) социальные: трудовые, познавательные, эстетические и нравственные. У человека все потребности социализированы, т.е. преломляются через конкретный уровень культуры и социальных отношений. Однако следует иметь в виду, что удовлетворение биологических потребностей являются условием сохранения вида и рода. Но человек не должен вести себя, как животное, удовлетворяя только биологические потребности. Следует осознанно подходить к проблеме соотношения потребностей. Биологическое их удовлетворение оказывает огромное влияние на течение психических процессов и на личность в целом. Но и удовлетворение биологических потребностей зависит от личностных особенностей индивида. Самое общее и основное правило рационального отношения к биологическим потребностям можно сформулировать так: «избегай излишеств» (в пище, питье, сне и пр.). Животное наедается впрок. Это связано с трудностями добывания пищи и большой затратой энергии. У человека сохранился инстинкт «набивать желудок», но сознание должно регулировать эту биологическую потребность. Привычка помногу есть и пить становится в последнее время массовой. А это одна из причин ожирения и многих других заболеваний. Еще Гиппократ отмечал восемь обстоятельств образа жизни, которые делают тело человека разжиженным и жирным. К ним относятся: праздно проводить время, не трудясь; много спать; валяться в мягкой постели; помногу пить и есть; нежиться в ванне и тепло одеваться; мало двигаться, ездить, а не ходить; всегда поступать по своей прихоти; заниматься лишь предметами, доставляющими удовольствие и наслаждение, проводить время в играх и развлечениях. С течением времени физическое перерождение тела влечет за собой перестройку психической сферы. Искусственное голодание и всевозможные самодеятельные режимы ограниченного питания распространяются как стихийная реакция на ожирение. Каких только диетических рецептов не появилось: безжировые, бессолевые, бессахарные, бесхолестериновые и пр. Вегетарианское питание утончается до избирательно овощного, фруктового, зернового, травяного и даже древесного. Мало кто задумывается над тем, что одинаковая диета может дать совершенно разные результаты у людей с различным врожденным телосложением, с различной биохимической индивидуальностью организма. «Голодание само по себе часто вызывает психоневрозы, если не психопатию. Это доказано как наблюдениями, так и непосредственным экспериментом», – пишет биохимик Р. Уильямс. Советы гигиенистов иногда носят такой характер, будто пища – механическая смесь. Вредны соль, сахар, перец, сливочное масло и пр. Но ведь еще древние йоги утверждали, что «человека питает не то, что он ест, а то, что усваивается им». Одну из основательных попыток классификации потребностей с установлением связей и соподчинения между ними, разграничением на первоочередные и второстепенные предпринял американский психолог А. Маслоу (рис. 31). В самоактуализации: стремление к реализации своих способностей, к развитию собственной личности Потребности в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть прищнанными ими Потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, жизненных невзгод, угроз, насилия Физиологические потребности: стремление утолить голод, жажду, половое влечение Рис. 31. Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу считал, что путь к осуществлению потенциальных возможностей человека, к его самореализации открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей. Физиологические потребности, без удовлетворения которых ничто другое не возможно, всегда выступают на передний план. За ними следует потребность в защищенности, ее удовлетворение создает возможность для развития потребности следующего уровня (принадлежности и любви, быть принятым в обществе и пр.). Если потребности трех нижних уровней удовлетворяются, то в поведении могут возникнуть новые черты, невозможные прежде. Действия человека будут соответствовать развитию у человека самоуважения, постепенно превращая его в творческую личность, способную заботиться о других людях, о благополучии человечества. Таков идеальный путь, по которому реально может пройти лишь малая часть людей. Признавая важную роль потребностей в направленности личности, в поведении человека, необходимо признать, что не существует четко сформулированных принципов для перечисления и классификации всех потребностей. Видимо, это и невозможно. В дальнейшем мы ограничимся делением их на четыре группы, равные по значимости: биологические, материальные, социальные и духовные. Биологические потребности – состояние психики человека, отражающей его нужду в веществах энергии и других фактах для функционирования как живого организма (в пище, воде, кислороде, продолжении рода и др.). Эти потребности не могут надолго откладываться. Материальные потребности – нужда человека в некоторых предметах, без которых он не может считать свое существование вполне благополучным (жилище, одежда и т.д.). Социальные потребности – признание личностью образа жизни и деятельности среди подобных себе в группе, коллективе, обществе. Реализуются в течение человеческой жизни. Потребности для себя и для других соединяются в одном человеке. Духовные выражают потребности в общении, престиже, во власти, в альтруизме (готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими личными интересами), в физическом и духовном самосовершенствовании. Механизм удовлетворения потребности (или трансформация) можно представить в виде цепочки: Потребность − Поисковое действие − Встреча с предметом поиска (может, мысленно) – Опредмечивание – Регулирующее и направляющее действие – Влияние попутных (квазипотребностей) – Удовлетворение потребности – Снятие. Более сложен механизм удовлетворения потребностей развития и расширения потребностей личности. Среди них ведущей является потребность в самопреобразовании, самореализации и самоосуществлении и нахождении внутренних источников саморазвития. Воспитание разумных потребностей – одна из центральных задач формирования личности, ее направленности. 5.3. Мотив, мотивационная сфера, мотивация в содержании направленности личности Все виды направленности являются мотивами поведения и деятельности человека. Мотив – осознанная или неосознанная причина проявления человеком активности, которая ее побуждает, направляет и регулирует. Он может проявляться в различных формах: потребность, установка, идеал, убеждения, желание, влечение, цель и пр. Любой из психических актов может стать мотивом, если будет выполнять названные выше функции. Важную роль в жизнедеятельности человека играют побуждения типа требований, предъявляемых обществом, коллективом, группой, другим человеком к личности. Требование, приказ, другие воздействия на индивида, отражаясь в сознании, могут стать мотивами, вопреки существующим потребностям личности. К мотивам относятся осознаваемые и неосознаваемые побуждения. Последние побуждения не рассматриваются в психологии как одноуровневое явление. То, что не сознается изначально, но может быть осознано произвольно, без особых усилий, определяются как первично неосознаваемое. Автоматически осуществляемые поступки, которые изначально возникли из сознательных действий, но перестали быть осознаваемыми, называются вторично неосознаваемыми. Таким образом, первично неосознаваемое может быть осознано, отработано до автоматизма и может перейти в область вторично неосознаваемого. Так происходит овладение личностью этическими нормами. Сознательный период постепенно переходит в период привычек, традиций, когда норма начинает действовать автоматически. Мотивы делятся не только на осознанные и неосознанные. Существуют классификации и по другим признакам. Известны деления на ведущие смыслообразующие и мотивы-стимулы; мотивы далекие и близкие; внешние, внутренние и соревновательные; социальные; научно-познавательные; профессиональные; утилитарные мотивы социальной идентификации [24, 36] . В основе любого действия, поступка, деятельности лежит не одно какое-то побуждение, а целая система мотивов. Изучение ее содержания, строения, устойчивости и изменчивости, степени влияния отдельных мотивов на активность человека, выявление ведущей системы мотивов привело к необходимости ввести понятие мотивационной сферы. Мотивационная сфера – потенциально существующая на базе направленности личности иерархически построенная система мотивов поведения и деятельности. Она дает ключ к пониманию возможных и объяснению совершенных поступков и действий. Актуализируемая из мотивационной сферы система ведущих мотивов поведения и деятельности человека называется мотивацией. Необходимо различать мотивацию и мотивировку. Мотивировка – рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка отличается от действительных мотивов поведения человека и выступает как одна из форм осознания этих мотивов. Она может иногда сознательно использоваться субъектом для маскировки действительных мотивов его поведения. Мотивация содержит и неосознаваемые мотивы, к которым относится установка – неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения [56]. Психологическими исследованиями в структуре установки выделены три составляющие (подструктуры): – когнитивная (познавательная) – образ того, что готов познать и воспринять человек; – эмоционально-оценочная – комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; – поведенческая – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия. Мотивационная сфера имеет сложную структуру. В ней можно выделить три уровня по признаку степени осознания побуждений. Нижний занимают первично не осознаваемые мотивы, средний – осознаваемые, верхний – вторично не сознаваемые побуждения. Возможен переход побуждений из низшего уровня в средний, из него – в высший. Так, например, морально-этические нормы поведения и деятельности, которые предъявляются человеку как требования общества, должны стать побуждениями, автоматически актуализируемыми в определенных ситуациях, включиться в мотивацию. Некоторые осознанные мотивы, например, требования коллектива к работнику, могут перейти на уровень вторично неосознаваемых, стать привычным стандартом поведения и деятельности, деятельности из чувства долга и ответственности. Мотивы личности в мотивационной сфере можно проранжировать по степени их соответствия интересам общества. К первому рангу следует отнести общественно значимые мотивы любого содержания (политические, нравственные, профессиональные и т.д.), ко второму – узколичностные, утилитарные побуждения. Они могут находиться либо в противоречии с интересами общества, либо индифферентно по отношению к нему, либо согласовываться с ними. Место между общественно значимыми и утилитарными занимают побуждения социальной идентификации, или групповые. Желательная идеальная мотивационная сфера личности должна состоять из осознанных и неосознанных общественно значимых мотивов. Реально мотивационная сфера конкретного человека поддается влиянию среды, различных обстоятельств, но как свойство личности обладает определенной устойчивостью, т.е. присуща личности в течение довольно длительного периода времени. Задача обучения и воспитания состоит в том, чтобы приводить реальную мотивационную сферу в соответствие с идеальной, чтобы первая не противоречила интересам общества. Учение как особый вид деятельности побуждается, направляется и регулируется соответствующими мотивами. Они определяются предметом деятельности. Это система научных знаний, сам процесс учения и личность студента. «Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность» [22]. Названным предметам учебной деятельности соответствуют потребности в познании окружающего мира и себя, в труде – учении, в самосовершенствовании и саморазвитии личности. Опредмечиваясь, осознаваясь, потребности становятся мотивами учения. Их формирование обеспечивает устойчивую мотивацию и стабильный интерес студента. Ведущие мотивы учебной деятельности классифицируются по предмету: познавательные, деятельностные или процессуальные, и мотивы самосовершенствования. Они равны по значимости в мотивационной сфере идеального субъекта учебной деятельности. Основной путь формирования мотивационной сферы – развитие жизненно важных потребностей и усвоение личностью требований общества. Лучшее средство достижения таких целей – организация процесса обучения как модели профессиональной деятельности; формирование профессиональной направленности; обеспечение интереса к учебным дисциплинам и процессу учения; формирование профессионально важных качеств. Односторонних усилий педагогов в этом плане недостаточно. Студент должен проявить себя как субъект учебной деятельности, заинтересованный в достижении названных выше целей. Цель – планируемый результат какого-либо фрагмента поведения. Основой формирования цели у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Выделяют цели близкие, дальние, перспективные. Целеобразование, возникновение цели – центральный момент в процессе осуществления действия и главный механизм формирования новых действий человека. Особо, следует выделить возрос о мотивах профессиональной деятельности. Они изучаются социологией, психологией, педагогикой и другими науками. Представим один из подходов решения этой сложной проблемы, предложенный психологом А.К. Марковой [26, 17, 25] (рис. 32). Она выделяет такие группы побуждений: а) мотивы осознания и понимания назначения профессии; б) мотивы профессиональной деятельности: деятельностно-процессуальные; деятельностно-результативные; в) мотивы профессионального обучения: мотивы престижа профессионального общения; мотивы социального сотрудничества в профессии; мотивы межличностного общения в профессии; Мотивы профессиональной деятельности Мотивы осознания и понимания профессии Мотивы профессионального обучения Мотивы престижа профессионального общения Мотивы профессиональной деятельности Деятельностнопроцессуальные Деятельностнорезультативные Мотивы проявления личности в профессии Мотивы межличностного общения в профессии Мотивы социального сотрудничества в профессии Мотивы развития и самореализации личности в профессии Мотивы развития индивидуальности в профессии Рис. 32. Классификация мотивов профессиональной деятельности г) мотивы проявления личности в профессии: мотивы развития и самореализации личности в профессии; мотивы развития индивидуальности в профессии. В заключение отметим, что направленность личности во многом определяется средой, в которой выросли юноша или девушка; национальными, семейными традициями; задатками и способностями, данными от рождения и развитыми до поступления в вуз. От этого во многом зависит, на какие ценности будет ориентироваться студент: вкусно поесть, подольше поспать, любой ценой самоутвердиться, овладеть специальностью, получить какую-либо выгоду, продолжить интеллектуальное и физическое развитие и т.д. Направленность студента служит его обобщающей характеристикой с точки зрения того, к чему он стремится, что ценит и как поэтому воспринимает внешние воздействия. Определить направленность личности – значит установить: – уровень нравственного развития студента, содержание, прочность его убеждений, их активность и степень влияния на повседневное поведение; – цели, мотивы, личные решения студента, связанные с вопросами овладения специальностью, отношения к окружающим и среде; – содержание преобладающих индивидуальных потребностей, познавательных и эстетических интересов, духовных запросов. На основе этих данных можно судить о направленности личности в целом и о таких ее аспектах, как: – определенность – выраженность основных устремлений личности, наличие перспективных жизненных целей и соответствующих мотивов; – соответствие личных целей и мотивов целям и интересам общества; – индивидуальная структура направленности, соотношение целей и стремлений различного содержания, степень их согласованности и непротиворечивости. Знание содержания и структуры направленности личности дает представление о преобладающей ориентации мыслей и стремлений, позволяет точно оценить и, что очень важно, прогнозировать поступки и мотивы человека. 5.4. Пути формирования профессиональной направленности личности На основе проведенных исследований психологами предлагаются следующие пути формирования профессиональной направленности: 1. Совершенствование механизма профессиональной направленности, его работы во всех звеньях и сферах деятельности студента. 2. Создание условий для развития личности студента (гуманизация). Больше свободы, самоуправления, меньше оценки, лучше проявляются задатки и способности. Совершенствование методики воспитания и обучения. Интерес пробуждает способности и это отправная точка развития. 3. Приближение условий обучения к реальным профессиональным процессам деятельности. 4. Создание условий для удовлетворения разумных потребностей. Помощь педагога студенту в выборе удовлетворения и формирования новых потребностей, мотивов. Переход студента к сложным мотивам: интерес, склонности, убеждения, идеал. 5. Активизация самовоспитания, самооценки и саморегуляции. 6. Воздействие своим примером: быть вежливым, скромным, толерантным (непредвзятым). 7. Соблюдать такт по всем направлениям «Верх», «Вниз» – как практический разум, как чувство меры и приличия, выраженное в отношении студента. Это творческое применение в жизни особого душевного свойства, полученного от природы и развитого воспитанием.
«Направленность личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot