Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Направления деятельности в системе дополнительного образования школьников

  • 👀 10230 просмотров
  • 📌 10202 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Направления деятельности в системе дополнительного образования школьников
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Направления деятельности в системе дополнительного образования школьников» docx
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Лекция для обучающихся в системе ПП ПЛАН 1. Теория содержания образования – методологическая основа разработки направлений дополнительного образования. Учет ФГОС дошкольного образования и ФГОС общего образования для отбора содержания направлений дополнительного образования 2. Принципы дополнительного образования 3. Педагогическая характеристика направлений дополнительного образования; формы и методы дополнительного образования 4. Гуманитарные/открытые технологии – технологический развивающий инструментарий в реализации направлений дополнительного образования I. Обобщение материала лекции 1 «Методология дополнительного образования» Методология как знание о способе (методе) познания и преобразования действительности, функционально является предпосылочным знанием к осуществлению любой деятельности, отбору информации, конструированию и реализации содержания образования. Информация не является содержанием образования, поскольку содержание образования – педагогически адаптированная система, т.е. конструируемая в отношении педагогических целей, основанная на педагогических принципах, учитывающая интересы, возрастные и индивидуальные особенности детей. Однако информация содержит образовательные ресурсы – аксиологические (ценности), когнитивные (познавательные), культурно-антропологические (мировоззренческие), прикладные (межпредметные связи, интегративный ресурс), технологические (инструментальные). С позиций системно-деятельностного подхода к образованию (обучению, воспитанию, развитию) необходима ориентация в отборе содержания образования, планировании и реализации деятельности на условие (и принцип) целостности, т.е. полноты всех элементов содержания образования и всех элементов деятельности – от потребности до результата. Методология дополнительного образования опирается на методологию педагогики и включает необходимые ее уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, методика и техника. Философское знание выступает ориентиром к формулированию ценностно-целевых характеристик содержания и деятельности, задает общие принципы в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (н-р, принцип гуманизма, принцип субъектно-личностной ориентации в организации деятельности и др.). Общенаучное знание, к которому относятся и системно-деятельностный подход (а также интегративный подход и др.), используется практически во всех науках и в осуществлении любой деятельности, - является не только условием и средством, но важнейшим инструментом обеспечения качества деятельности, обеспечения полноценного развития ребенка (при условии качественной разработки ниже следующих уровней методологии педагогики). Конкретно-научный уровень методологии педагогики и, соответственно, дополнительного образования, содержит теоретическое педагогическое знание: знание об образовательном процессе, о содержании образования, о системе воспитания, о развивающем характере дополнительного образования – об условиях развития ребенка, которые должно обеспечить дополнительное образование (предметно-практическую деятельность, общение, активность). Не случайно образовательный стандарт дополнительного образования нацелен именно на развивающую деятельность. На этом уровне создаются педагогические концепции, которые конкретизируются в программах реализации этих концепций. Наконец, уровень методики и техники, содержащий описание технико-технологического, методического и диагностического инструментария, применяемого в реализации конкретной педагогической концепции, -получает отражение в программе, о которой говорилось ранее. Программа интегрирует цели, задачи, содержание, форм, методы и технологии, условия, средства, которые предполагается использовать в деятельности ( для нас – реализации направлений дополнительного образования), а также содержит информацию о времени и исполнителях намеченного в программе, для получения запланированного результата. Сказанное имеет непосредственное отношение к теме лекции о направлениях дополнительного образования. Методологическая платформа дополнительного образования опирается на культурно-историческую теорию развития личности (Л.С.Выготский), культурологическую теорию содержания образования (М.Н.Скаткин, В.В.Краевский, И.Я.Лернер), на системно-деятельностный подход (теории деятельности: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.). Это обусловлено единой системой образования – дошкольного, школьного, включая дополнительное образование) и, следовательно, необходимостью взаимосвязи (преемственности) образовательных стандартов различных образовательных ступеней. Это факт педагоги обязаны учитывать в реализации дополнительного образования, поскольку речь идет о личности ребенка, его субъектности как целостности. Поскольку учреждения дополнительно образования посещают и дошкольники, и школьники, педагогам дополнительного образования необходимо иметь представление об образовательных стандартах дошкольного и школьного образования. Последние хотя и изложены в виде четырех групп универсальных учебных действий (УУД), но действие – структурная единица деятельности, - поэтому обращение к деятельностному формату содержания образования неизбежно. Проблема преемственности в образовании не решена на государственном уровне, но нами разработан дидактический формат преемственности между дошкольным и школьным образованием, используя имеющиеся педагогические разработки, и продвинули их в систему дополнительного образования. Центральную роль в решении проблемы преемственности сыграли именно теории содержания образования, использование которых позволяет упорядочить и оптимизировать отбор содержания образования, форм, методов и технологий в системе дополнительного образования. В качестве универсального технологического инструментария выступают гуманитарные образовательные технологии (разработчик - Л.Н.Лесохина, д.п.н., профессор, Санкт-Петербург), - с которыми вы и познакомитесь, - как обладающие неограниченным развивающим потенциалом. III.Мотивация предстоящей деятельности и Основная часть (тематическое раскрытие содержания лекции) 1.Как уже сказано ранее, в педагогике под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система содержания социокультурного опыта (культуры), включающая: 1) знания (о природе, обществе, технике, способах деятельности, искусстве); 2) опыт деятельности по сохранению добытой человечеством культуры 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к людям, к миру, к действительности, к самому себе. Уровни представления содержания образования: а) теоретический /дидактическая модель, б) нормативный (учебный предмет, нормируемый учебной рограммой; учебный план), в) учебник, г) реализация (обучение; учебный процесс; образовательный процесс), д) личностный (ученик). Значит, в образовательных стандартах должно учитываться это определение, т.е. культурологический состав содержания образования. Культурологический формат содержания образования дает ответ на вопрос «чему учить?» в школе и в других образовательных организациях, чтобы решать задачи - образовательные, воспитательные, развивающие. Однако культурологическая теория содержания образования – не единственная теория содержания образования. Так, В.С.Ледневым разработана инвариантно-деятельностная теория содержания образования, обосновывающая его структуру (как ответ на вопрос «как учить?»). Согласно теории В.С.Леднева, каждый ученик должен быть включен в познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную (или нравственную) деятельности, в трудовую, эстетическую и физическую деятельности. Заметим, что обе теории разработаны в одно и то же историческое время: конец 70-х гг. – начало 80-х гг. прошлого века, т.е. намного раньше разработки ФГОС всех видов. Однако главный вопрос дидактики – сердцевины педагогики – един: «чему учит и как учить?», следовательно, деятельность должна быть наполнена определенным содержательным (т.е.онтологически) составом . Вопрос: что выбрать за основу состава – ЗУНы (которые никто не обосновал как теоретически необходимый формат содержания образования) или культурологический состав содержания образования? Ответ может быть только один: конечно, 4-х элементный культурологический состав содержания образования как научно обоснованный, отвечающий смысловому содержанию понятия «культура», в которой человек предстает как творец и как продукт культуры, т.е. человеческой деятельности. Сравнительно-сопоставительный анализ теоретического знания (теории В.С.Леднева) и ФГОС дошкольного образования, ориентированного на овладение дошкольниками 9-ю видами деятельности имеется определенная корреляция. ФГОС ДО определяют 5 направлений их реализации и виды деятельности, в которые включается дошкольник – их соотношение показывает определенную и отчетливую взаимосвязь видов деятельности в структуре дошкольного и школьного образования. Направления дошкольного образования, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению (образовательной области) соответствует тот или иной вид детской деятельности. Направление «Социально-коммуникативное развитие» включает: нравственное воспитание, игру, совместную деятельность со сверстниками; общение со взрослыми и сверстниками, труд, творчество, ОБЖ . Направление «Познавательное развитие» включает: творчество, окружающий мир, математику, конструктивно-исследовательскую деятельность, музыку. Направление «Речевое развитие»: обучение связной речи, грамоте, знакомство с книжной культурой, детской литературой, обогащение словаря. Направление « Художественно-эстетическое развитие» включает продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликации, конструирование, ручной труд, театрализацию, музыку, словесное творчество и фольклор. Направление «Физическое развитие»: подвижные и спортивные игры, зарядка, все возможные виды гимнастики, основные движения, здоровьесбережение, гигиена, правильное питание. Виды деятельности дошкольников, в которых реализуются направления ФГОС ДО: - двигательная деятельность, - игровая деятельность, - коммуникативная деятельность, -познавательно-исследовательская деятельность, - восприятие художественной литературы и фольклора, - элементарная трудовая деятельность, - конструирование, - музыкальная деятельность, - изобразительная деятельность. Совершенно очевидно, что: познавательная деятельность и познавательно-исследовательская деятельность, физическая и двигательная деятельности, как и коммуникативная деятельность в дошкольном и школьном форматах - соотносятся между собой однозначно; музыкальная и изобразительная деятельности соотносятся с эстетической деятельностью (по В.С.Ледневу); элементарная трудовая деятельность и трудовая деятельность также соотносимы между собой. Такие виды деятельности во ФГОСах ДО, как конструирование и восприятие художественной литературы и фольклора интегративно соотносимы с различными видами деятельности (по Ледневу): конструирование – с познавательной и трудовой, восприятие художественной литературы и фольклора – с ценностно-ориентационной, эстетической и познавательной деятельностями. Всё сказанное о корреляции видов деятельности в дошкольном и школьном образовании открывает широчайший простор использованию разнообразных форм и методов образовательной деятельности в дополнительном образовании. Анализ многообразия видов деятельности в системе дошкольного и школьного образования, изучение направлений деятельности в системе дополнительного образования показывает, что формирование содержательно-деятельностных структур происходит на основе принципа интеграции, укрупнения видов деятельности и организации их направлений, - что соответствует принципу учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Так, направления дополнительного образования имеют следующий вид: - туристско-краеведческое направление (интегрирует познавательно-исследовательскую, познавательную, коммуникативную и речевое развитие; физическую деятельности), - в его основе – принцип проблемности в образовании, воспитании как условие развивающего эффекта дополнительного образования; - естественнонаучное направление (интегрирует познавательно-исследовательскую, познавательную деятельности, конструирование, социально-коммуникативное взаимодействие), реализуя также принцип проблемности, принцип творчества в познании, преобразовании, способствуя самопознанию ученика; - художественное направление – совершенно очевидны виды эстетической деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, восприятие литературы и фольклора; ценностно-ориентационная, коммуникативная и социально-коммуникативное взаимодействие), обращая обучающихся к такой сложной форме межличностного взаимодействия и самовыражения, как театр; - социально-педагогическое направление – интеграция ценностно-ориентационной/нравственной деятельности, познавательной, трудовой /помощь, коммуникативной деятельности; конструирование проектов), способствуя внутреннему развитию, социализации ученика: яркий пример – волонтерское движение; - техническое направление – интеграция познавательной, познавательно-исследовательской, трудовой деятельностей; техническое конструирование; эстетической деятельности – например: технический дизайн, художественно-эстетический дизайн; конструирование проектов; - физкультурно-спортивное направление – интеграция двигательной, игровой, физической, эстетической и коммуникативной деятельности в процессе овладения различными видами спорта – индивидуальными и коллективными; разностороннее развитие и самопознание, самосовершенствование. Разнообразие и разносторонность окружающего мира актуализируют новые виды деятельности, в основе которых тот же инвариант видов деятельности, разработанный В.С.Ледневым. Так, актуальные направления: экологическое, природоохранительное, социально-гуманитарное – опираются на познавательную (познавательно-исследовательскую) деятельность; международные проекты в области искусства (театральные, музыкальные/ оперные, оркестровые, взаимодействие балетных школ и конкурсы «Синяя птица», «Щелкунчик» и др.) требуют активности в коммуникативной и социально-коммуникативной деятельности, владения новыми/электронными средствами коммуникации; инженерное/инженерно-космическое направление в школах опирается на трудовую деятельность, конструирование, познавательную и исследовательскую деятельность, имеющую место в различных направлениях; физическая и эстетическая деятельность – основа музыкально-хореографических коллективов, физической культуры, гражданско-патриотических исследовательских поисков, туристско-краеведческих исследований, экстремальных игр в целях военно-спортивной подготовки. Насыщение инвариантной структуры видов деятельности (по В.С.Ледневу) культурологическим составом содержания образования (по М.Н.Скаткину, В.В.Краевскому, И.Я.Лернеру) позолило нам построить новый формат содержания образования – бинарно-интегративную систему, открывающую путь к понимаю ценностей различных видов деятельности: Истины (в познавательной деятельности, Общения (в коммуникативной), Человека и его добродетелей ( в ценностно-ориентационной), Труда и Творчества (в трудовой деятельности), Красоты (в эстетической), Здоровья (в физической деятельности), На их освоение и должно быть направлено развивающее влияние дополнительного образования. 2. Исследователи проблем дополнительного образования по-разному определяют принципы дополнительного образования детей. Их многообразие можно привести в некоторую инвариантную совокупность. Так, к числу основных принципов дополнительного образования детей следует отнести следующие принципы: демократии, культуросообразности и природосообразности, гуманизма, творческого выбора и самоопределения ребенка, интереса, продуктивности содержания, содействия развитию ребенка, педагогической поддержки. 3. Формы и методы дополнительного образования разнообразны, назовем их, а подробные их характеристики имеются в многочисленных методических руководствах по воспитанию, дополнительному образованию и методических рекомендациях. Итак, достаточно распространенными являются: кружки, студии, лектории, фото- и видеостудии, клубы, литературные и музыкальные гостиные, конференции, конкурсы, фестивали и выставки, спортивные секции, театр/школьный, народный, музыкальный и др., мастерские, в т.ч. творческие мастерские; дебаты и дискуссии как форма клуба, печатная деятельность (Книга Памяти, стенная печать, бюллетени и др.) Широкую известность и популярность получила проектная деятельность – учебного и исследовательского содержания, важнейшими особенностями которой являются: высокий развивающий потенциал, возможность сотрудничества и самопознания. В организации дополнительного образования педагоги свободны в выборе форм и методов. 4. Однако формы и методы дополнительного образования эффективны в зависимости от технологического обеспечения. К числу универсальных образовательных технологий, обладающих мощных развивающим потенциалом относятся открытые, или гуманитарные технологии, которые не зависят от содержания или от заданного контекста. Это: выбор (как выбор информации из безбрежного океана информационных потоков), диалог (вопросно-ответное обсуждение темы с обогащение смыслов, поскольку диалог – это не коммуникация, но общение!), ассоциации и композиции (конструирование аргументации в дискуссиях, дебатах, проектах), театр (от греческого «теа тронос» – место Бога, т.е. игра ума, умственный пир мудрецов, размышление, философствование вслух), проект (синтез аргументов, создание целостного продукта под поставленную цель). Их ценность в том, что выбор как основа и начало гуманитарных технологий всегда мотивирован и диалогичен (диалог с самим собой на основе рефлексии), ценностно ориентирован и в итоге указывает на жизненную позицию автора. В выборе человек свободен, и действует на основе иерархии мотивов, что в определенной мере позволяет осуществить мотивированный и сознательный выбор профессии, референтной группы, стратегии и тактики жизненных перспектив, т.е. самореализации. Задание. На основе текста лекции составить план совершенствования своей деятельности, т.е. включения тех элементов, которые еще не использовались Вами и включить в содержание эссе (контрольной работы) или на будущее.
«Направления деятельности в системе дополнительного образования школьников» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot