Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Направление материализма в философии

  • 👀 230 просмотров
  • 📌 186 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Направление материализма в философии» pdf
ТЕМА 3. НАПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ В силу того, что главным предметом изучения философии является человек, то решение любой философской проблемы должно исходить из характеристики самой природы человека. Это значит, что исходить надо из того качества, которое определяет его особенность и делает его человеком, выделяя из мира природы и отделяя от всех других живых существ материального мира. Такое качество, характеризующее только человека, называется сущностью. В истории философии можно обнаружить множество антропологических концепций, в которых рассматривается сущностное свойство человека, но они имеют ряд недостатков. Рассмотрим эти концепции. 1. УЧЕНИЕ МАТЕРИАЛИЗМА К философским системам материализма относятся учения Дж. Локка и Ф. Энгельса (рис. 1 и 2). Материалисты убеждены в том, что изначально существовала субстанция, которая называется материя. Именно эта субстанция является вечной, неизменной, постоянной, поэтому она обладает бытием. Главное качество субстанции-материи – это отражение. Отражение – это свойство одних предметов оставлять в себе следы других предметов при взаимодействии с ними. Таким Рис. 1. Джон Локк, английский образом, отражение – это способность тел философ XVII-XVIII в.в. вступать во взаимодействие друг с другом. Сознание человека, по мнению философов этого направления, также выражено функцией отражения: на нем, как на доске, облепленной воском, оставляют следы предметы, явления, которые мы чувственно ощущаем. Однако сознание возникло относительно отражения не сразу, а в процессе эволюции, пройдя предварительно несколько этапов. Отражение или взаимодействие тел является причиной эволюции, причиной изменений, происходящих в материальном мире. Отражение выступает в нескольких формах: Рис. 2.  В неживой природе: механическая, Ф. Энгельс, химическая, физическая; немецкий философ XIX в.  В живой природе: биологическая. В процессе эволюции биологическая форма отражения представлена различными видами. Первый вид, который возникает относительно биологической формы в процессе эволюции, – это раздражимость. Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на воздействие среды его окружающей. Раздражимостью обладают растения (которые закрывают бутоны на ночь, меняют цвет в зависимости от времени года или вянут от недостатка влаги). Проявив себя в виде раздражимости, биологическая форма отражения материи не прекратила эволюционировать, и относительно раздражимости, на основе этого качества возникает новый вид – чувствительность. Чувствительность – это способность живых существ реагировать в виде чувств на воздействие окружающей среды. Чувствительностью обладают низшие животные (ящерица отбрасывает хвост, когда чувствует прикосновение, амеба изменяет форму при соприкосновении с острым предметом). Но и на чувствительности процесс эволюции не закончился, на основании главного ее качества – чувственной реакции – появляется новый вид биологической формы отражения – психика. Психика – это способность элементарно осмыслять чувственные восприятия на основе инстинктов. Осмысление чувственных восприятий происходит относительно инстинктов, которых два: самосохранение и продолжение рода. В результате осмысления чувственных восприятий животные приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающего мира (медведь запасается жиром летом и впадает в спячку на Рис. 3 зиму; птицы вьют гнезда Схема учения материализма для потомства). Относительно психики в процессе эволюции возникает сознание человека. Необходимо заметить, что последующие виды биологической формы отражения появляются на основе предыдущих, то есть к уже существующим качествам добавляется новое, которое и определяет сущность возникшего вида. На рисунке 3 показано, что каждая ступень эволюционного процесса связана с предыдущей как звенья одной цепи. Из схемы видно, что сознание человека, как и другие виды биологической формы отражения, вплетено в общую гармонию мироздания, возникшую в процессе эволюции. О согласованности человека и материальной реальности пишет в своем стихотворении «Круговорот» Л.В. Куклин: Все в мире цепью связано нетленной. Все включено в один круговорот: Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной В тот миг звезда взорвется - и умрет... . Самое развитое существо на уровне психического вида – это обезьяна, относительно которой в процессе трудовой деятельности появился человек, обладающий сознанием или высшей формой психики. По мнению материалистов, сознание обладает тремя главными качествами: абстрагирование, рефлексия, речь. Абстрагирование – это способность мыслить, не опираясь на чувственные восприятия. Рефлексия – это способность анализировать свою деятельность и ее результаты. Речь – это способность логически последовательно выражать свои чувства и мысли. Таким образом, материалисты утверждают, что человек произошел от обезьяны в процессе эволюции, способствовавшей возникновению и развитию мышления, как того главного, онтологического качества, которое и отличает человека от его прародителя. Как известно, родоначальник иррациональной философии Ф. Ницше (рис. 4) весьма скептично относился к учению материалистов и к его главному методологическому принципу – эволюционизму, Рис. 4. что выразилось в кратком, но емком, по своему Фридрих Ницше, немецкий критическому содержанию суждении: «Человек – философ XIX в. это не ставшее животное». Весьма примечательно, что Ж.-П. Сартр (рис. 5) в романе «Тошнота», характеризуя образ жизни героя историка Антуана Рокантена, существующего в текучих чувственно-эмоциональных состояниях, говорит о нежелании им заниматься творческим исследованием, но заинтересованном только в издании книги. Изображая внешность героя, которую тот разглядывает в зеркале, автор, вкладывая собственные размышления в его уста, пишет: «В детстве моя тетка Бижуа говорила мне: "Будешь слишком долго глядеться в зеркало, увидишь в нем обезьяну". Но должно быть, я гляделся еще дольше – то, что я вижу в зеркале, куда ниже обезьяны, это нечто на грани растительного мира, на уровне полипов. Я не отрицаю, это нечто живое, …; я вижу какие–то легкие подергивания, вижу, как трепещет обильная, блеклая плоть. С такого близкого расстояния в особенности отвратительны глаза. Нечто стеклянистое, податливое, слепое, обведенное красным, – ну в точности рыбья чешуя» [1]. Рис.5. Жан-Поль Сартр, Рокантен ощущает себя животным, не потому французский философ ХХ в. что перестал мыслить, но потому что утратил нечто ценностное, значимое, подлинно человеческое, чему он не может подобрать слова, выразить, рассказать другому человеку, в силу этого он все глубже и глубже погружается во внутренний мир, в котором царствует страх, вызывая почти физически ощутимое состояние тошноты. Литература 1. Сартр Ж.-П. Тошнота // Жан–Поль Сартр. Тошнота. Роман. Спб: Азбукаклассика. 2004.
«Направление материализма в философии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot