Надзор и контроль в сфере безопасности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Надзор и контроль в сфере безопасности
Данная дисциплина призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с осуществление надзора и контроля состояния безопасности с целью предотвращения аварийности, травматизма и гибели людей.
Курс «Надзор и контроль в сфере безопасности» изучает правовые основы, принципы построения и создания системы контроля за безопасностью труда, основные требования к ней.
Тема лекции №1: «Законодательные и нормативные правовые основы осуществления надзорных функций в сфере безопасности. Виды, объекты (субъекты) государственного контроля (надзора) РФ в сфере безопасности».
Дисциплина «Надзор и контроль в сфере безопасности» включает область знаний, охватывающих теорию и практику реализации основных направлений государственной политики в области надзора за безопасностью.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также науке, изучая эти нормы и правила.
Правовая норма представляет собой общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, а иногда волеизъявлением населения, и обеспеченное принудительной силой государства.
С помощью правовых норм регулируются наиболее значимые общественных отношения – экономические, политические, трудовые и т.д.
Нормативный правовой акт – это властное предписание государственных органов, которое устанавливает, измеряет или отменяет нормы права.
Конституция – основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан и человека.
Закон – принудительный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения.
Для осуществления эффективного контроля за мероприятиями по охране труда необходимы знания нормативной документации, требования и принципы построения контроля за безопасностью труда.
Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе во исполнения закона. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законом.
Судебное решение представляет собой решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел.
Виды норм права зависят от основания их классификации. В данном контексте нормы права классифицируются в зависимости от отраслей права.
Правовую основу составляют законодательные акты и нормативные правовые документы по обеспечению безопасности, имеющие иерархическую структуру, обладающие различной юридической силой.
Структуру правовой системы можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Конституция РФ, имеющая наибольшую юридическую силу. Ниже расположены:
– ТК РФ;
– иные федеральные законы;
– указы Президента РФ;
– постановления Правительства РФ;
– акты органов местного самоуправления.
Виды и объекты (субъекты) государственного контроля (надзора) РФ в сфере безопасности.
Законодательство РФ предусматривает следующие виды контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны труда промышленной и экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях: федеральный, муниципальный, внутрихозяйственный (работодателя), общественный.
Деятельность всех видов контроля и надзора регламентируется федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, которыми установлены следующие сферы контроля и надзорной деятельности:
– прокурорский надзор;
– контроль и надзор в сфере труда;
– контроль и надзор в сфере экологии;
– контрольно-надзорная деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– пожарный надзор;
– строительный надзор;
– контроль и надзор в области транспортной безопасности и безопасности дорожного движения;
– контроль и надзор в области ГО и ЧС.
Объекты надзора, принципы деятельности, основные задачи и сферы влияния, полномочия, права и обязанности государственных органов надзора в сфере безопасности изложены в Административных регламентах соответствующих органов и постановлениях о надзоре.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Российской Федерации регулирует – Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ разработаны основные законодательные и нормативно-правовые акты РФ. На примере надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороне и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, такими являются:
В области пожарной безопасности:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (Положение о федеральном государственном пожарном надзоре).
3. Приказ МЧС России от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
В области гражданской обороны:
1. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
2. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны».
3. Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».
В области защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
3. Приказ МЧС России от 14.06.2016 № 323 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Необходимо самостоятельно, найти (в вышеуказанных документах) и законспектировать объекты (субъекты) государственного контроля (надзора) РФ в области пожарной безопасности, гражданской обороне и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.