Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС
1. Основные операции Мышления.
2. Соотношение логики и психологии в изучении мышления.
3. Мотивация мышления.
4. Проблемная ситуация и решение задач.
5. Виды мышления.
6. Индивидуальные особенности мышления.
7. Мышление и целеобразование
Психологически исследовать М. как процесс – значит изучить внутреннее, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов. /решил или не решил задачу данный ученик и др./. При этом психологическая наук исходит из принципа детерминизма: внешние причины действуют через внутренние /пример с подсказкой/. Любое педагогическое воздействие действует не прямо, а опосредованно.
Процесс М. – это прежде всего анализ и синтез. Анализ – это выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, связей и отношений, это расчленение объекта.
В ходе анализа те или иные свойства объекта, являющиеся наиболее важными значительными, интересными и т.д. оказываются, наиболее сильными раздражителями и потому выступает на передний план. Такие раздражители вызывают сильный процесс возбуждения и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющегося слабыми раздражителями.
Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное их единство между ними выступает уже в познавательном процессе сравнения. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления их с друг с другом, т.е. с синтеза. В ходе этого синтетического акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов – выделения в них общего и различного. Н\П. ребенок сравнивает между собой разных представителей класса млекопитающих и с помощью учителя постепенно вычленяет наиболее общие признаки этих животных. Так сравнение ведет к обобщению.
В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате анализа – выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) Общие как сходные; 2) Общие как существенные
/роза, краска по цвету, кит по внешним свойствам к рыбам, а по существенным относим к млекопитающим/.
Следовательно, всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее /сходное/ свойство является существенным для данной группы.
Существуют еще такие операции как абстракция и классификация. Абстракция – отвлечение; субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных, когда отбрасываются существенные признаки, абстракция приобретает поверхностный малосодержательный характер.
Закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основные внутренние, специфические закономерности мышления. Только на их основе могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
Можно наблюдать как ученик, решивший, данную задачу или усвоивший теорему не может осуществить перенос, т.е. использовать это решение в других условиях. В качестве причин переноса отмечают варьирование условий при предъявлении задачи. Но это внешнее. На самом деле варьирование означает, что для мыслительной деятельности созданы условия, чтобы ученик осуществил анализ предложенной задачи, выделил в ней существующие компоненты и провел их обобщение. Раскрытие этого общего принципа решения в результате анализа обеих задач и является внутренним психологическим условием переноса.
П. Мышление, как и всякая другая деятельность, всегда исходит из каких потребностей личности. Нет потребности, нет деятельности, которую они хотели бы вызвать. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое М. – это всегда М. личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом и др. людьми.
В психол. Литературе выделяют обычно две группы мотивов: внешние и внутренние мотивы мыслительной деятельности. Конечно, это деление условно. Когда мы говорим о внешнем мотиве, то подчеркиваем, что задача решается ради достижения каких-то результатов, не связанных с познанием объекта, а какими-то замаскированными свойствами самой ситуации /н/п решить задачу, чтобы быстрее уйти/. Та же самая задача может решаться на основе внутренней мотивации: разобраться, что из себя представляет данная головоломка, каков метод ее решения и т.д.
Мотивация – необходимое условие для развертывания мыслительной деятельности. Но здесь возникает вопрос, а может ли быть у мышления только внешняя мотивация? Все дело в том, что если задача на мышление, (а не на применение готовых стереотипных знаний), то всегда предполагает какое-то затруднение. Человек начинает решать на основе внешней мотивации, например, чтобы скорее уйти с занятия, или чтобы не подумали плохо. А начав, решать задачу сталкивается с препятствием, у него возникает потребность разобраться, как обойти это препятствие. Значит надо провести дополнительный анализ, а ведь это тоже потребности, мотивы, актуализируемые по ходу решения задачи. Они как бы добавляются к исходным мотивам.
Итак, деятельность по решению задач всегда полимотивированна.
М. – имеет целенаправленный характер. Необходимость в М. возникает, прежде всего, тогда, когда перед человеком встает цель, новая проблема, а старые прежние способы и средства деятельности недостаточны для их достижения. Такие ситуации называются проблемными.
Проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные интеллектуальной деятельностью.
Проблемная ситуация – содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы.
В психол. литературе теория проблемных ситуаций была разработана А.М. Матюшкиным. Психологическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности; б) неизвестное достигаемое знание или способ действия, /т.е. предмет потребности/; в) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.
Если для выполнения задания достаточно усвоенных знаний, то проблемная ситуация не возникает. Она не возникает и в том случае, если наличные знания не позволяют человеку понять поставленное перед ним задание.
А.М.Матюшкин предложил трехмерную модель основных планов проблемных ситуаций, основываясь на таких параметрах, как степень трудности, этапы становления действия, структурные компоненты действия.
Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них и проявляются особенности мотивации мышления. Отношение может различаться по «модальности» /позитивное или негативное/, по объекту, /что именно вызывает отношение/, по форме выражения / вербальные или невербальные индикаторы/, по характеру проявления отношения /переделывание задачи, готовность к повторным опытам и т.д./.
Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация это довольно смутное, еще не очень ясное и мало осознанное впечатление, как бы сигнализирующее «что-то не так». Н.п, летчик, замечает изменение в звуке работы мотора. Он начинает анализировать ситуацию и в результате этого формируется задача. Возникновение ее означает, что теперь удалось хотя бы приблизительно расчленить данное /известное/ от искомого /неизвестного/. Это расчленение выступает в словесной формулировке задачи, которая лишь в самой минимальной степени определяет искомое. Если бы оно было определено полностью, то процесса мышления не было бы. Но если бы не было в задаче хотя бы минимального намека, на то в какой области искать искомое, то тогда это неизвестное найти было бы просто невозможно.
В ходе решения задачи М. выступает как процесс – это значит, что сама детерминация /причинная обусловленность/ мыслительной деятельности осуществляется как процесс. По ходу решения задачи человек выявляет все новые до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно и обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация не дана как нечто готовое, она именно образуется, постепенно формируется и развивается в ходе решения задачи.
Нахождение решение часто описывают как внезапное, неожиданное, мгновенное открытие. Это иногда обозначают как догадку «инсайт», эвристику /от эврика – нашел!/, но нас интересует не результат, а процесс М., чтобы вскрыть причинную обусловленность внезапно наступающего инсайта, надо учесть, что по ходу решения задачи всегда осуществляется хотя бы минимальное, совсем незначительное и вначале очень приблизительное мысленное предвосхищение неизвестного /искомого/. Благодаря такому предвосхищению удается перебросить мостик от известного к неизвестному.
Есть несколько взглядов на мысленное предвосхищение. Первая точка зрения недооценивает предвосхищение: каждая предыдущая стадия познавательного процесса дает начало непосредственно следующему шагу. Такой тезис правильный, но недостаточен. Потому что существует хотя бы минимальное предвосхищение искомого больше чем на один шаг вперед.
(Антиципация – предвосхищение).
Вторая точка зрения наоборот преувеличивает, абсолютизирует момент предвосхищения. Предвосхищение частичное и приблизительное
– здесь превращается в готовое и полное. Ошибочность этой точки зрения можно показать на примере. Ученик не может решить трудную задачу и т.д. Учитель уже знает решение и начинает помогать ученику. Не сразу рассказывает весь ход решения, а только дает подсказку в каком направлении двигаться.
Третья точка зрения вовсе отрицает предвосхищение в ходе решения. Она получила широкое распространение в связи с развитием кибернетики и кибернетического подхода к мышлению. Она состоит в следующем: по ходу мыслительного процесса надо перебрать подряд все или многие признаки соответствующего объекта, связанные с ними теоремы, закономерности и др. Как показали, эксперименты М. никогда не работает по способу такого слепого, случайного перебора. По ходу мышления хотя бы в минимальной степени предвосхищается, какой именно признак объекта будет вычленен, проанализирован и обобщен. Остальные же свойства исключаются из поля деятельности.
В процессе решения задачи выделяются три типа мыслительных действий:
1. Ориентировочные действия. Они начинаются с анализа условий. Главное – возникновение гипотезы, которая способствует дальнейшему поиску.
2. Исполнительные действия. Они сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.
3. Нахождение ответа. Оно состоит в сверке решения с исходными условиями задачи.
М. тесно связно с решением задачи, но их нельзя отождествлять. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но М. проявляется не только в решении задач, оно нужно и для постановки задачи, для выявления и осознания новых проблем. М. необходимо и для усвоения знаний, для понимания текста и во многих других случаях. Но лучше всего формировать М. в процессе решения задач.
Виды и индивидуальные особенности М.
В психологии существует простейшая классификация видов мышления. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.
Конкретно-действенное мышление – вид М., опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ним.
Наглядно-образное мышление – вид М., характеризующийся опорой на представления и образы.
Словесно-логическое мышление – вид М., осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Эти виды М. сосуществуют и у взрослого человека и образуют этапы развития М. в онтогенезе и в филогенезе.
По характеру решаемых задач различают теоретическое и практическое М. Теоретическое М. – это познание законов, правил. Н/п, открытие периодического закона Менделеева – продукт его теоретического М. и оно наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества.
Основная задача практического М. физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта схемы. Оно было глубоко проанализировано Б.М.Тепловым (Работа «Ум полководца»). Одно из важных условий практического М. – это что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Н/п составление плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом М. очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое М. подчас более сложным, чем М. теоретическом.
По степени развернутости различают интуитивное и дискурсивное /рассуждающее/ М. Дискурсивное, аналитическое М. развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого человека. Интуитивное М. характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Постижение истины путем прямого ее усмотрения, без доказательств – это и есть определение интуитивного мышления.
По степени новизны и оригинальности различают продуктивное (творческое) и репродуктивное /воссоздающее/ М.
В психологии существует еще одно важное деление М.: на реалистическое и аутистическое. Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека /кто из нас не выдавал желаемое за действительное/.
Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы – непроизвольная трансформация образов сновидений, от произвольных – целенаправленное решение мыслительных задач.
В целом отношения между различными видами. М. еще не выявлены. Однако ясно, что термином «М», в психологии обозначают качественно разнообразные процессы.
Индивидуальные особенности М. у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение этих различных видов и форм мыслительной деятельности. К индивидуальным особенностям мыслительной деятельности относятся также и другие качества. Тесно связана с самостоятельностью М. Инициативность, т.е. постоянное стремление самому искать и находить пути и средства для разрешения задачи. Особенно ярко наблюдаются в старшем дошкольном возрасте – возрасте почемучек.
На этапе поиска ассоциаций отбора гипотез ярко выраженным оказывается такое свойство М. как его широта, т.е. способность охватить вопрос в целом привлечь больше количество областей действительности. Нередко таких людей называют «люди с широким кругозором». Однако нельзя путать широкое М. с поверхностным, разбросанным. Поэтому широкое М. обычно является и глубоким, т.е. отражающим наиболее существенные свойства и качества, связи и отношения.
Проверка решения требует проявления критичности М., умение не принимать на веру своих и чужих мыслей, а подвергать их критическому рассмотрению. Основой для развития К.М. являются глубокие знания и опыт человека. С возрастом К.М. возрастает.
Самостоятельность М. она проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, а затем решить своими силами.
Гибкость М. заключается в умении изменить намеченный в начале путь /план/ решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать те или иные решения в очень короткий срок /н/п, во время боя, аварии и т.д./, но и школьникам она тоже нужна. Н/п, некоторые хорошие ученики теряются у доски, смущаются это тормозит мышление.
Все перечисленные и др. качества М. тесно связаны с основным его качеством и признаком. Важнейшим признаком всякого М. – является умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.
МЫШЛЕНИЕ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ
При психологическом изучении деятельности человека выделяют действия – особые процессы, подчиненные осознанному, т.е. выраженному в словах, предвосхищению будущего результата действия, косвенно связанному с мотивом деятельности. Это предвосхищение и называют целью.
А целеобразование – это порождение новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления Ц. м.б. как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой.
Существует ряд механизмов Ц.: 1) превращение полученного требования в индивидуальную цель ) групповая цель д.б. принята индивид. н/п несовпадение треб.отца, матери), превращение мотивов в мотивы – цели при их осознании превращение побочных результатов действий в цель; преобразование неосознанных предвосхищений в цель; выделение промежуточных целей; переход от предварительных к окончательным целям и т.д.
Произвольное и непроизвольное целеобразование обнаруживается при самостоятельном, т.е. в отсутствие прямого требования, целеобразовании. Примером непроизвольного целеобразования может служить возникновение познавательных целей в проблемной ситуации.
Создание целей для других людей в условиях совместной деятельности – пример произвольного целеобразования.
Непроизвольное Ц. связано с самостоятельным переходом от непроизвольных процессов к произвольным, а произвольное целеобразование связано с подчинением процессов некоторой задаче (например, произвольное внимание, произвольная память и др.) и с формированием самих задач.
Целеобразование становится (в случае произвол. Ц.) самостоятельной деятельностью, когда задача генерировать цели связывается с самостоят, мотивом, это хорошо прослеживается в общении, когда кроме постановки цели перед другим человеком может возникать цель навязать свои цели под влиянием мотива самоутверждения, необходимости продемонстрировать «твердость характера», «волю».
Еще более высокий уровень произвольного Ц. связан с намеренной маскировкой истинных целей и демонстрацией мнимых целей.
Временная динамика Ц.
Самообразование цели может носить характер развернутого во времени процесса. Необходимо различать предварительную и окончательную постановку цели, они не обязательно совпадают.
Существенным параметром временной динамики являются изменения последующих целей в зависимости от результатов и целей предыдущих действий. Если мы не достигаем результата, то цель изменяется.
Порождение новых идеальных целей, порождение новых реальных целей, установление новых отношений между ними – усложняет процесс Ц.
После достижения идеальной цели часто устанавливается новая идеальная цель, выходящая за пределы данной деятельности н/п уровень – «Я» в отличие от уровня притязаний, отсюда двойственность тенденции в образовании реальных целей (уровне притязаний): достигать успеха на возможно более высоком уровне и избегать неудач. Человек не только оценивает уже достигнутые результаты как успешные или неуспешные, но и прогнозирует успешность или не успешность действия. Цель единичного действия соотноситься с более общим «уровнем - Я» (самооценкой), переживание успеха и неудачи возникают только внутри зоны возможностей субъекта.