Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел I. Мультимедиа в библиотечно-информационной деятельности
Тема 1.1 Феномен мультимедиа
Мультимедиа - это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами.
Мультимедиа - контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд.
Мультимедиа - это аудио, видео и фотоматериалы, которые были закодированы (сжаты в цифровом виде). Кодирование включает преобразование аудио и видеосигнала в файл мультимедиа (например, файл Windows Media). Закодированный файл мультимедиа можно без труда изменять, распространять и воспроизводить с помощью компьютера, а также передавать по компьютерным сетям.
Мультимедиа выступают новой технологией социокультурных коммуникаций и культурного обмена, особенности которой состоят в том, что данный феномен не только фиксирует транслируемое аудитории явление в формах самого явления, но и прогнозирует его развитие, апеллируя как к воображению реципиента, так и «реально», через систему звукового, зрительного, а сегодня тактильного и ароматического рядов. Будучи характеристикой такой формы межкультурной коммуникации, как сетевое общение, мультимедиа способствуют соединению целых миров и континентов с индивидуальным типом восприятии различных видов информации, художественности общения в Сети с неограниченным набором аудиовизуальных, интерактивных, гипертекстовых и гипермедийных средств. Мультимедиа в интернете становятся масштабным социокультурным феноменом, стимулирующим не только собственное развитие, но и существенно влияющим на все сферы общественной жизни. Пользователи Сети обладают принципиально новыми коммуникационными возможностями, для многих из них Интернет - инструмент профессиональной самореализации. Субъекты мультимедиа начинают дифференцироваться в зависимости от статуса и ролей в Сети: это основатели Интернета, модераторы и собственно пользователи, каждый из которых имеет свою портретную характеристику, мотивацию и другие отличительные признаки.
Мультимедийные приложения подразделяются на следующие виды: презентации; анимационные ролики; игры; видеоприложения; мультимедиа-галереи; аудиоприложения (проигрыватели звуковых файлов); приложения для web. К субъектам мультимедиа следует отнести: разработчиков, издателей мультимедийных продуктов, распространителей (дистрибьюторов, дилеров, провайдеров и т. д.), пользователей он-лайновых мультимедийных продуктов (интернет-ресурсов) и оф-флайновых (CD-ROM, DVD-ROM) продуктов.
Области применения мультимедиа:
1. Деловая сфера:
- редакционная деятельность (ММ-издательства);
- информационная и рекламная продукция (презентации, брошюры, рекламные листки);
- интерактивные презентации;
- интерактивное обучение;
- Internet.
2. Образование:
Идея применения компьютера в обучении возникла довольно давно, но ее воплощение стало возможным лишь с появлением ПК, оснащенных мультимедиа устройствами. Компьютеризация отечественной системы образования - тема обширная, многообразная и актуальная. Министерство образования и Государственный комитет по высшему образованию в России в последнее время уделяет все больше внимание обучающим программам. Республиканский центр интерактивных средств обучения разработал ряд мультимедиа учебников по естественным, гуманитарным и техническим циклам.
3. Развлечения: игры, фильмы, музыка, виртуальная реальность и т.д.
Тема 1.2 Классификация мультимедийных ресурсов применяемых в БИД
Мультимедиа приложения можно разделить по способу представления информации на линейные и нелинейные (интерактивные). Интерактивный способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа». В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то этот способ донесения информации линейный, просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.
Позитивный опыт внедрения медиаресурсов в деятельность библиотек начался еще в 2002 г. с осмысления изменившейся ситуации и осознания необходимости ориентироваться в мире медиатехнологий, грамотно использовать их в профессиональной деятельности. Будущим библиотечно-информационным, музейным, архивным работникам совершенно необходимо иметь представление о принципах создания мультимедийных продуктов, программно-техническом обеспечении и перспективах предоставления мультимедийных услуг пользователям информационных учреждений.
Раздел II. Инструменты и компоненты создания мультимедиа.
Тема 2.1 Аппаратные и программные средства мультимедиа технологии.
Аппаратные средства мультимедиа - основные средства: компьютер с высокопроизводительным процессором и памятью большого объема, манипуляторами и мультимедиа-монитором со встроенными стереодинамиками, специальные средства: приводы CD-ROM, TV-тюнеры и фрейм-грабберы, графические ускорители, платы видеовоспроизведения, звуковые платы, акустические системы и др.
Системные программные средства - это набор программ, входящих в состав операционной системы компьютера и осуществляющих управление устройствами мультимедиа, причем это управление на двух уровнях - физическое управление вводом-выводом информации на низком уровне с помощью машинных команд и управление пользователем характеристиками устройств с помощью графического интерфейса, изображающего пульт управления устройством, например регулировки громкости звука, тембра, стереобаланса и т. д. Как правило, программы физического управления устройствами называют драйверами устройств.
Программные средства мультимедиа складываются из трех компонентов:
1. Системные программные средства.
2. Инструментальные программные средства.
3. Прикладные программные средства.
Системные программные средства – это набор программ, входящих в состав операционной системы компьютера и осуществляющих управление устройствами мультимедиа.
Инструментальные программные средства – программы позволяющие модифицировать мультимедийные файлы и создавать мультимедийные приложения.
Инструментальные программные средства – это пакеты программ для создания мультимедийных приложений:
− редакторы неподвижных графических изображений,
− средства создания анимированных GIF-файлов,
− средства аудио- и видеомонтажа,
− средства создания презентаций,
− средства распознавания текстов, введенных со сканера,
− средства создания обучающих программ,
− системы распознавания голоса и преобразования звуковых файлов в текстовые,
− системы создания приложений виртуальной реальности и другие.
Прикладные программные средства – это готовые и, как правило, продаваемые программные системы на CD или DVD дисках – фильмы, учебники, энциклопедии, игры, книги, виртуальные музеи, путеводители, рекламные материалы и т. д.
Раздел III. Создание мультимедийной информационной продукции ориентированную на библиотечно-информационную деятельность
Для того чтобы лучше понять основные типы мультимедийных технологий, выделим четыре основных направления их использования:
1) Технологии общего пользования / индивидуального пользования: с первой стороны — интерактивные терминалы, некоторые технологии презентаций с помощью компьютера (ППК) и «видеографические газеты», распространяемые по сетям; со второй — мультимедийные рабочие места, реально индивидуальные или используемые различными лицами (учебные мультимедийные классы, мультимедийные компьютеры для ведения различного типа документации...). Но если даже мультимедийные технологии часто используются в общественных местах, тем не менее — их основной рынок — дома потребителей или / и рабочие места.
2) Технологии для профессионалов / технологии для рядового потребителя: с одной стороны - рабочие места мультимедиа (нелинейный видеомонтаж, компьютерная графика, инженерные проекты и т.д.); со второй - системы, используемые неспециалистами в общественных местах (интерактивные терминалы), все системы со встроенными микропроцессорами, предназначенные для домашних условий (игровые CD-приставки, CD-I, Play Station и др.).
3) Технологии для использования местной информации / для информации, получаемой на расстоянии (телематика): На начальном этапе технологии мультимедиа быстро развивались потому, что резко возросли возможности домашних персональных компьютеров и возможности записи и хранения цифровой информации, в частности, на оптических компакт-дисках. Сегодня быстрое развитие цифровых сетей средней и высокой пропускной способности (волоконнооптических в том числе) дает возможность говорить о быстром развитии дистанционных мультимедийных технологий.
4) Технологии для использования интерактивного / неинтерактивного: С интерактивными системами вопрос понятен. Многие исследователи не считают неинтерактивные системы мультимедийными. Но следует признать, что количество неинтерактивных систем, использующих различные выразительные средства (данные, текст, звук, изображение) может возрасти. Они могут использоваться для развлечения публики в общественных местах, презентациях, выставках и т.д.